Вознесенская Давидова пустынь в Новом Быте
Собор Вознесения Господня
В Вознесенском соборе (слева) частично сохранились стены храма, возведенные в 16 веке. Фото: Михаил ФРОЛОВ
Храм начали строить во времена Ивана Грозного. И если в других монастырях первые постройки были чаще всего деревянные, то тут собор Вознесения Господня сразу начали возводить из камня. Через некоторое время строительство прекратилось, а начатое сооружение разобрали. На его месте поставили новое и открыли в 1682 году.
Знаменский храм
Самая яркая церковь в центральном ансамбле пустыни была построена позже всех. Фото: Михаил ФРОЛОВ
Свое название церковь получила от иконы Божией Матери «Знамение». Храм несколько раз перестраивался: сначала тут стояла деревянная часовня, потом выстроили колокольню, и только в середине 19 века появился храм, дошедший до наших дней.
Колокольня
Колокольня выполнена в русско-византийском стиле. Фото: Михаил ФРОЛОВ
Яркая многоуровневая колокольня высотой 70 метров возвышается над всеми храмами монастыря. На ней установлены семь колоколов и часы, которые проигрывают церковное песнопение с интервалом в 60 минут.
Никольская церковь
Никольская церковь (справа) богато декорирована. Фото: Михаил ФРОЛОВ
Изначально ее построили вплотную к собору Вознесения Господня. Так храмовый комплекс выглядел в 18 веке. Но, спустя столетие, из-за бытовых нужд церкви «разъединили». Нужно было место под кухню и трапезную. Никольскую церковь снесли и построили чуть подальше от основного собора.
Церковь Успения Пресвятой Богородицы
Белоснежная церковь Успения расположена рядом со Спасским собором. Фото: Михаил ФРОЛОВ
Белая церковь стоит рядом со Спасским собором. В 1730-х годах возникла необходимость перестраивать церковь Успения Пресвятой Богородицы, поскольку она начала разрушаться. Пришлось переделывать полы и потолки, менять иконостас. Работы закончились в 1740 году.
Спасский собор
Спасский собор (слева) появился на мест, где раньше была трапезная. Фото: Михаил ФРОЛОВ
Одна из самых ярких построек монастыря: розовая с белой отделкой и темными куполами, контрастирующими с основным зданием. На этом месте стояла трапезная, но в 1900-х годах произошла очередная перезастройка обители, и открылся Спасский собор.
Храм всех святых
Храм всех святых — это желтое двухэтажное здание, увенчанное куполом. Фото: Михаил ФРОЛОВ
Желтое двухэтажное здание больше похоже на жилое помещение. Если бы не темный купол, возвышающийся над ним. Впрочем, в советские годы оно и не было церковью: тут разместили столовую сельскохозяйственного техникума. В начале 2000-х храм всех святых стал действующим и открылся для прихожан.
Святой источник
Находится не на самой территории монастыря, а в его подворье, селе Талеж. От Давидовой пустыни примерно 30 километров, ехать около получаса. Вода в источнике всегда холодная, +4 градуса. Тут можно набрать воды для питья и окунуться в купели. Обратите внимание, что источник открыт с 8:00 до 21:00.
Архитектурный ансамбль
На небольшом участке земли, который занимает обитель, разместилось множество построек, составляющих единый ансамбль. Архитектура монастыря не похожа на аналогичные постройки в других обителях. Здания обители окрашены в тёплые насыщенные цвета, которые органично сочетаются с окружающим пейзажем и вселяют ощущение покоя и умиротворения.
Основным входом на территорию являются Святые ворота с расположенной над ними надвратной колокольней. Пройдя под ликом преподобного Давида, расположенным над входом, прихожане попадают во внутреннюю территорию монастыря, который огорожен стеной с четырьмя башнями.
Обитель сегодня
При подъезде к поселку Новый Быт, за одним из поворотов, перед вами откроется великолепный вид. С этого места прекрасно просматривается Свято-Вознесенская Давидова пустынь – весь архитектурный ансамбль и его жилые корпуса.
Спустя 63 года запустения обитель ожила. Православной общине, организованной в поселке Новый Быт, был передан Собор Всемилостивого Спаса.
Монастырь Давидова пустынь восстанавливался непросто. Настоятель обители столкнулся с массой проблем, но от своей цели не отступил. В 1995 году отец Герман был зверски убит. По официальной версии, преступление было совершено ради наживы – был ограблен монастырский сейф.
Великолепное восстановление монастыря омрачают различные слухи, которые окутывают этот процесс. Священнослужителей обвиняют в том, что они принимали крупные пожертвования на восстановление обители от людей с сомнительной репутацией. Это Геннадий Недосека и Антон Малевский. Сегодня на кладбище монастыря можно видеть их могилы, которые отличаются от других захоронений своей роскошью. Малевский – бывший российский «алюминиевый король» и лидер преступной группировки Измайлово, Недосека — работник администрации города Чехова, с весьма сомнительной репутацией. Несмотря ни на что, благодаря помощи и этих, не самых праведных, людей Давидова пустынь восстановлена.
Настоятели
- Прп. Давид Серпуховский (31 мая 1515 — 18 октября 1520)
- Трофиллий
- Кирилл I
- Феодосий
- Акакий
- Лаврентий
- Иоанникий I
- Мисаил I
- Макарий
- Меркурий I
- Александр
- Евфимий
- Антоний I
- Леонид I
- Леонтий
- Меркурий II
- Антоний II (1624 — 1639)
- Иона (упом. 1648 — 1650)
- Дионисий I (упом. 1651)
- Савватий I (1653 — 1657)
- Авраамий I (упом. 1658)
- Андреян (упом. 1658)
- Леонид II (упом. 1660)
- Филофей (1664 — 1671)
- Авраамий II (1676 — 1685)
- Лаврентий (1687 — 1689)
- Савватий II (1691 — 1702)
- Павел (1708)
- Кирилл II (1709 — 1712)
- Иезекииль (1713 — 1719)
- Митрофан (Шеинков) (1719 — 1721)
- Димитрий (1721)
- Дионисий II (1721)
- Симон (1722 — 1727)
- Иаков (1727 — 1733)
- Филарет (21 декабря 1734 — 1739)
- Иосиф I (1740 — 1744)
- Иерофей (1745 — 1753)
- Пахомий (20 мая 1754 — 1760)
- Гедеон (1760 — 1761)
- Паисий I (1761)
- Никон (1761 — 1765)
- Паисий II (1765 — 1766)
- Мисаил (4 сентября 1766 — 1769)
- Варнава (июнь 1770 — 1777)
- Ираклий (Евреинов) (1777 — 1788)
- Иоасаф (1788 — 1789)
- Иоакинф (1789 — 1792)
- Сильвестр (16 сентября 1792 — 1796)
- Павел (1796 — 1798)
- Иосиф II (1798 — 1803)
- Арсений (1803 — 1816)
- Иоанникий II (1816 — 1832)
- Иосиф III (1832 — 1833)
- Геннадий (1833 — 1836)
- Афанасий (1838 — 1843)
- Паисий (Соколов) (1843 — 1854)
- Варлаам (1854 — 1865)
- Иосиф IV (1865 — 1884)
- Иоанникий III (1884 — 1893)
- Валентин (Егоров) (1893 — апрель 1916)
- Иларий (Бабыкин) (8 апреля 1916 — 30 октября 1916) и.о.
С 1929 по 1995 год монастырь был закрыт
- Герман (Хапугин) (11 января — 5 мая 1995) и.о.
- Роман (Гаврилов) (8 августа — 6 октября 2005) и.о.
Святой источник
Неподалеку от святого монастыря, в небольшом селе Талеж, находится его подворье. Это место прославил уникальный источник. Давидова пустынь, по словам верующих, является поистине уникальным местом. Упомянутый родник освящен во имя преподобного Давида. На протяжении сотен лет он утолял жажду паломников. Со всех уголков земли Русской сюда шли православные, дабы испить живительной влаги. Она освящалась молитвами Давида, ходившего на этот источник пешком из пустыни. На подворье стоит храм преподобного, имеются купальни. Все, кто побывал в этом месте, уходят отсюда умиротворенными, с частицей Божьей благодати в душе.
Святыни и реликвии
Главная святыня хранится в Знаменской церкви. К мощам преподобного Давида Вознесенского приходят поклониться и помолиться о помощи верующие люди. В этом же храме хранится икона Пресвятой Богородицы «Знамение», с которой основатель обители пришёл на берег реки Лопасня и ковчег со 150 частицами мощей православных святых. В алтаре храма находится частица Гвоздя, которым был распят Спаситель.
Престольный праздник обретения мощей Давида Серпуховского в Вознесенской Давидовой пустыни
В Спасском храме располагаются ковчеги с частицами одеяний Иисуса Христа и Богоматери. Никольский храм хранит фрагменты мощей Матроны Московской, Сергия Радонежского, апостолов Марка, Матфея и Луки.
В обители собраны более 200 частиц святых мощей.
Внимание! Полное описание всех реликвий можно увидеть в официальных изданиях Свято-Вознесенской Давидовой пустыни.
Отзывы гостей монастыря
Восстановленная и реставрированная Свято-Вознесенская Давидова пустынь никого из, посетивших ее не оставляет равнодушным. Большинство гостей обители в восторге от того, как бережно и трепетно в пустыни относятся к древним церковным реликвиям, как почитают монастырский Устав. Многие подчеркивают доброжелательность священнослужителей, которые с любовью говорят о монастыре и его истории.
Однако существуют и негативные отзывы. Как правило, они связаны с использованием при восстановлении обители «неправедных» денег и о захоронении на её территории людей, которые в свое время имели проблемы с законом. Необходимо сказать, что участие в восстановлении пустыни (помимо указанных лиц) принимали и обычные прихожане, паломники, жители близлежащих населенных пунктов.
Как бы то ни было, Давидова пустынь (отзывы посетителей подтверждают эти слова) – уникальный памятник истории, архитектуры нашей страны. Поэтому мы рекомендуем вам обязательно посетить сей монастырь.
Преображение
Для того чтобы спасти Давидову пустынь от «мерзости запустения», было принято решение превратить ее в общежительный монастырь. Кроме этого, отправить в затухающую обитель несколько насельников из других монастырей. Для строительства в ней духа общежительного, и выхода из упадка.
В 1799 году новые насельники приступили к реставрации пустыни. Как в ремонтном плане, так и в духовном. Кровлю и стены подремонтировали, завели новый порядок богослужений и жития насельников. Да и число последних стало возрастать.
В XIX веке обитель преображалась все более и более. Именно тогда была построена ныне существующая колокольня. Были открыты две церковно-приходские школы. В жизни монастыря наблюдалась особая чистота. Храмы отличались своей красотой, а братия — благочинием.
В 1915 году Свято — Давидова пустынь насчитывала свыше ста насельников. На ее территории располагались просфорня, рухлядная, чудесный сад, цветники, кладбище. За пределами монастыря находились скотный и конный двор, баня, мельница, пчельник, церковно-приходская школа.