У книжной полки. Женская исповедь. Непридуманные рассказы о посещении русских старцев

Дорогие читатели, в течение многих лет я собираю истории о современных старцах и подвижниках наших дней. Все приведенные ниже рассказы либо родились от моих впечатлений и встреч со старцами, либо были переданы мне близкими друзьями священниками и замечательными, светлыми прихожанами. С радостью делюсь с вами!

Старец Дионисий и работа девушки

Добрая и старательная девушка по имени Наталия училась в медицинском университете. На втором курсе ей предложили подработку в гематологии. Она, будучи человеком робким, переживала, что у неё ничего не выйдет и её будут обижать и ругать. Дело в том, что в детстве и юности Наталию много мучил родитель, убеждая её в том, что она бесполезная дура, и это осознание собственной никчемности изводило девушку постоянно. Она написала старцу Дионисию письмо о том, что выходит на работу, и старец ответил ей: «Поздравляю! Все у Ваc получится в совершенстве». Читая эти строки, Наташа плакала, но боль тотчас ушла, ведь девушка почувствовала, что её жизнь имеет значение для Господа.

Старцы Ефрем и Паисий

В Аризоне в монастыре Святого Антония живут старцы Ефрем Филофейский и Паисий.

Вот как о них рассказывает моя подруга Виктория Б. из Америки.

Старца Ефрема я видела мельком, на трапезе общей и в храме подходила под благословение в темноте. В монастыре служба начинается в 1 ночи и длится до 3.30-4 утра. Службы проходят без света и свечей. Я расспрашивала людей о старце, говорили, что он солнышко, очень добрый и светлый. От его лица исходят лучики света. Старца Паисию мне сподобилось встречать при каждом нашем посещении монастыря (3-е было на этот раз). Он благословлял нас крестом с чудотворным миром, которое ему подарили на Афоне. Я чувствовала от креста исходящее тепло, и хотелось только говорить «Господи Иисусе Христе, помилуй меня грешную». Старец Паисий на первый взгляд кажется немного суровым, но, думаю, это из-за бороды черной, с проседью. Он небольшого роста, моложе старца Ефрема (ему, говорят, 88 лет). Я заметила, что старец Паисий готов помочь всем и отложить свои важные дела ради людей, дерзающих его задержать и просить о чем-либо. Еще он понимающий и чуткий…

Необычное пророчество старца Нектария о будущем России

Приблизительное время чтения: 3 мин.

Последние годы существования Оптиной пустыни пришлись на смутные времена — Первая мировая, революционные брожения в рабочей среде, в армии, крестьянские волнения, сумятица среди интеллигенции, наконец, отречение государя… Начиная с 1912-го, духовным наставником братии в Оптиной был старец Нектарий.

Слова и поступки этого странно одетого юродствующего монаха казались людям непонятными, даже пугающими. Но на юродство он получил благословение старцев и под абсурдным поведением скрывал свои удивительные духовные дары — умение советом помогать людям, укреплять их в вере, утешать и предупреждать о грядущих испытаниях. Умнейший и образованнейший человек своего времени, старец четверть века провел в затворе и прочитал за эти годы тысячи книг. Нектарий не просто осознавал происходящее, но, предчувствуя грядущую катастрофу, революцию, гражданскую войну, на своём языке предупреждал о будущем России, которую горячо любил и о которой постоянно молился.

Однажды с ним произошла такая история…

В монастыре все привыкли к юродству старца. Бывало, наденет поверх подрясника цветную вязаную кофту — несуразную, не по размеру — и расхаживает по скиту. А то вовсе халатик на голое тело накинет, красный бант — на грудь, и красуется, смущает братию. На трапезе шалит: сольёт кислое, сладкое, солёное в одну миску, и ест-нахваливает! Завёл себе даже граммофон — хотел в скиту крутить пластинки, но скитское начальство узнало — не позволило. Натащил в келью всякого хлама — камешков, стёклышек, глины, сложил в шкафчик и стал всем хвастаться: «Глядите, какой музей у меня!»

Но вот в 1910-х годах в Оптину приехал епископ Калужский Феофан. Высокий гость заходил в келью старца Нектария с откровенным недоверием. В святость нового ясновидца, о которой владыке неоднократно докладывали, Феофан не верил. И в своих предположениях не обманулся: когда епископ заглянул в келью, Нектарий там… играл в игрушки! На митрополита даже головы не поднял, будто и нет его. Детскими безделушками была заполнена вся келья Нектария — самолётики, автомобильчики, паровозики, пароходики… Сейчас монах разложил перед собой кукол. Взял одну. Забормотал что-то сердито, Феофан едва разобрал слова: «В тюрьму тебя! В камеру! Так-то вот!» Взял другую: «И тебя накажу! Плохая!» Третью вообще колотить принялся: «Эдак тебе, будешь знать!..»

Можно представить, о чём думал владыка, покидая келью старца. Уж какая там святость! Старческая немощь, и ничего боле. Видимо, повредился умом Нектарий…

Прошли годы. После революции семнадцатого года смысл странных поступков Нектария начал открываться людям. Монастырь превратили в музей («Глядите, какой музей у меня!»). Студенты, курсистки и служащие, по нищете Гражданской войны, стали ходить на работу босыми, надевали пальто поверх рваного белья, но на груди у каждого красовался красный бант (точь-в-точь как у старца). А что же стало с владыкой Феофаном, который так изумлялся куклам Нектария? Он попал в ссылку. Жил в доме жестокого хозяина по фамилии Плохин, очень страдал от его бесчеловечного обращения. В 1937 году Феофана арестовали. В спецкорпусе Нижегородской тюрьмы владыку жестоко пытали — били, посадили в подвальную камеру, которую заливали водой. Тогда-то Феофан вспомнил оптинского юродивого: «Грешен я перед Богом и перед старцем: всё, что говорил, это было про меня, а я думал, что он ненормальный…» В октябре 1937 года митрополита Феофана расстреляли.


О духовном пути и чудесах старца Нектария Оптинского читайте в журнале «Фома»:

Отец Нектарий сидел на полу и играл в куклы — необыкновенная история одного из последних оптинских старцев

Старцы и труды

Труд для человека чаще всего является неким наказанием и мучением. Даже в монастырях труд часто изматывает, а не вдохновляет. Между тем, тружение могло бы приносить человеку вдохновение, которое возникает, когда мы делаем то, что соприродно нам. Потому в обителях старцев и рядом с ними людям светло работать, ведь труд здесь наполняется смыслом созидания новой красоты в том, что близко душе человека. Авва Дорофей когда-то писал, что девять десятых внимания нужно обращать на устроение души, чтоб она была мирной и восходила к свету, когда мы исполняем служение, и только одну десятую — на результат. В этом глубочайшая мудрость, так как от содержания сердца напрямую зависит светоносность того, что мы создаём, путь это будет даже приготовление обеда или садовые работы. Я часто замечал, что труд, благословлённый старцами, становится для людей поводом к ликованию, настолько он совпадает с их индивидуальной способностью приносить в мир новую красоту.

Преодоление боли

Святой Марк Подвижник говорит, что причины всех наших страданий в наших мыслях. Можно добавить, что мрачные мысли коренятся в том, что даже православному человеку, как правило, приходится учиться доверять Богу, когда в жизнь приходит боль.

Хотя на самом деле доверие Богу даёт человеку возможность ещё на земле жить в райском состоянии духа. Авва Дорофей всегда говорил: «Хочу, чтоб всё было так, как оно будет». Эта странная на первый взгляд фраза полна глубокого смысла. Ведь если человек верит, что Христос действительно умер и воскрес конкретно за него, то можно поверить и в то, что любовь никогда не допустит зла тем, кого любит. Евангелие доносит до нас слова Христа: «Если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него» (Мф. 7:11). А в Ветхом Завете предложено людям взглянуть на прежние поколения и найти хотя бы кого-то одного, кто доверился Господу и постыдился. И если мы обратимся к тому, что уже пережили и испытали сами, то увидим, что всегда были защищены и любимы. Создавая мир, Господь рассчитал в нём всё, вплоть до последнего броуновского движения частицы. Мы же «дороже многих малых птиц».

Одна моя подруга тревожилась и не знала, уезжать ли ей из города, или нет. Любое решение представлялось ей невыносимо горьким: остаться — жить в страхе, а уехать — терпеть обиды от родственников. В смятении чувств она позвонила старцу Дионисию в Грецию. Старец был на службе и не смог поговорить с ней, но стал о ней молиться. И девушка внезапно ощутила глубокий внутренний мир души. Сердце наполнилось мыслью: какое бы решение она ни приняла, Бог будет на её стороне, Он защитит и согреет её. Никакая боль, ни сама смерть не могут коснуться того, от кого Господь отводит беду.

Как же нам ощутить, что и нас Отец Небесный защищает и любит? Это можно сделать посредством личной молитвы, личной беседы с Творцом. Откройте Ему ваше теперешнее душевное состояние, и помощь непременно придёт, как она приходила к сотням миллионов других людей в истории этого мира, где никакая беда и боль не могут быть сильнее надежды на Того, Кто возлюбил нас.

У книжной полки. Женская исповедь. Непридуманные рассказы о посещении русских старцев

Аудио

Когда человек начинает задумываться о жизни, о том, почему у него всё идет наперекосяк, рано или поздно его мысли обращаются к Богу, к Церкви. И вот он приходит в храм, и там узнает, что мало быть просто крещеным, но нужно постоянно очищать свое сердце от всего злого через Таинство Покаяния. На этом этапе у многих людей возникает вопрос: «Зачем рассказывать священнику о своих дурных поступках? Неужели Господь так не слышит меня?» На этот вопрос преподобный Ефрем Сирин отвечает так: «Бог хочет услышать от нас грехи наши не потому, что не знает их. Напротив, Ему угодно, чтобы мы сами через исповедь осознали свои грехопадения». Таким образом, исповедь необходима нам, чтоб мы смогли увидеть свои грехи и страстные наклонности, и могли бороться с ними. Так поступали, к примеру, авторы воспоминаний, которые собраны в книге «Женская исповедь. Непридуманные рассказы о посещении русских старцев». Она вышла в свет в издательстве «Ковчег» и заняла свое место на нашей книжной полке.

***

Авторы воспоминаний, собранных в этой книге — монахини, матери семейств, православные жены и девы, — рассказывают о встречах с русскими старцами, о поучениях и духовных наставлениях, полученных ими на исповеди, о старческом окормлении. Открывают книгу воспоминания Елизаветы Николаевны Пазухиной, которая побывала у преподобного Серафима Саровского и исповедовалась у него. Вкратце издатели рассказывают о ней следующее: «Елизавета Николаевна происходила из рода поэта-баснописца и критика И. И. Дмитриева. Была замужем за Петром Сергеевичем Пазухиным, коллежским советником (значительный чин, равный армейскому полковнику), двоюродным племянником историка Н. М. Карамзина. Семья Пазухиных, владевшая симбирскими селами Волостниковка и Вырыпаевка (где их соседями были родственники Н. А. Мотовилова), славилась благочестием. В имении была домовая церковь, а в 1856 году, уже после кончины мужа, Елизавета Николаевна выстроила в селе Вырыпаевка деревянный храм во имя Святой Троицы.

А вот что рассказывает сама Елизавета Николаевна: «С самого раннего детства наслышалась я о прозорливости и святости Саровского затворника и пустынника отца Серафима, и потому весьма хотелось мне посмотреть на него и принять от него благословение. Желание мое исполнилось, наконец, по милости Божией, в 1830 году». Приехав в Саров, она вместе со множеством других посетителей Сарова после ранней Литургии отправилась к келье старца, и увидела, что дверь кельи заперта была изнутри. «Это было знаком, — пишет Елизавета Николаевна, что старец остался дома (а не ушел в лесную пустыньку), и мы решились испросить у него благословение на то, чтобы видеть его и утешиться его душеспасительным словом. Но никто из нас не смел первый сотворить молитву. Пробовали некоторые, но дверь не отворялась.

Наконец, — рассказывает автор, я обратилась к стоявшей возле меня, у самых дверей, даме с маленькой дочкой, чтобы она заставила малютку сотворить молитву, говоря, что она всех нас достойнее. И только малютка сотворила молитву, как в ту же минуту дверь отворилась. Но каков был общий наш испуг, когда отец Серафим, отворив дверь, начал опять закрывать ее! Я стояла ближе всех к дверям и пришла в совершенное отчаяние, подумавши: Господи! Верно, я всех недостойнее, что он, увидев меня, решился снова затвориться. Но едва подумала я это, как отец Серафим, стоя в полузакрытой двери, обратился ко мне и сказал: «Успокойтесь, матушка, успокойтесь, потерпите немного», — и вслед за тем, вторично отворив дверь, обратился ко мне снова и спросил: «Пожалуйте, матушка; скажите мне, какая вам нужда? Что вам угодно?» Я заплакала от радости и сказала ему, что у меня одно желание — принять его благословение и испросить его святых молитв. Тогда он тотчас благословил меня и сказал: «Господь да благословит вас; благодать Его с вами». Так Елизавета Николаевна была приветливо встречена старцем, а как состоялась ее исповедь, читайте на страницах этой книги.

Далее следует описание исповеди Глафиры Ждановой у преподобного Амвросия Оптинского. Как пишут издатели, «Схимонахиня Анна (в миру Глафира Орестовна Жданова) была одной из духовных чад преподобного Амвросия Оптинского. Впервые Глафира обратилась к преподобному Амвросию за советом в 1864 году в возрасте шестнадцати лет, и с тех пор постоянно советовалась у старца и исповедовалась у него. В 1878 году Глафира Жданова стала послушницей в Белёвском монастыре, регулярно исповедовалась у отца Амвросия, и, по обычаю сестер, после каждой исповеди по свежей памяти записывала советы старца, услышанные на исповеди. Эти записи представлены и на страницах данного издания.

Прочитаем некоторые из них. Чаще всего старец говорит послушнице: «Никого никогда не осуждай. Говори: «Виновата осуждением, досаждением, самомнением, непослушанием, тщеславием, укорением, гневом». Иди путем правды. Избегай лжи и в шутку. Никого не обвиняй. Как можно и всегда старайся себя укорять и никого не обвинять. Ну, ты посуди: почему же хоть и по совести говоришь, а покойна не бываешь, когда людей обвиняешь, а когда только укоришь себя — покойна. И из этого только можно понять, что когда смолчишь — то и покойна, а обвинишь — непокойна. Никого не обвиняй. Святой Иоанн Златоуст пишет: «Если хочешь познать себя — познавай себя от врагов»… не тех врагов (бесов), а от неблагорасположенных к тебе. Неблагорасположенные к тебе все твои немощи покажут, только исправляйся.

Еще старец, обращаясь к Глафире, о. «Будь милостива к живущим с тобою, и ты получишь такую же милость Божию и будешь в Царстве Небесном». А еще советовал: «Живи проще. Держи себя просто и обращайся со всеми просто. Кто просто живет, тому легче верить, любить и все другие добродетели исполнять. Недаром говорится: «Где просто, там Ангелов со сто, а где мудрено — там ни одного»». Много других духовных советов слышала Глафира Жданова на исповеди от старца Амвросия, а какие именно, читайте на страницах этой книги.

Далее вы найдете дневниковые записи г-жи N.N. об исповеди у преподобного Амвросия Оптинского, воспоминания его духовной дочери об исповеди и духовном окормлении у старца, и других верующих женщин, обращавшихся к преподобному за советом и поддержкой в духовной жизни. Одна из них, вспоминая евангельские слова: Не вы Мене избрасте, но Аз избрах вас (Ин. 13, 1), о — пишет духовная дочь старца.

Так, несколько страниц этой книги рассказывают о прп. Амвросии Оптинском. А затем читатели вместе с авторами воспоминаний побывают на исповеди у святых оптинских старцев: Варсонофия, Анатолия, Нектария, праведных Иоанна Кронштадтского и Алексия Московского, преподобных Алексия Зосимовского и Андроника Глинского, протоиереев Николая Голубцова и Николая Гурьянова. Завершает это издание «Исповедный листок, который давал своим духовным чадам архимандрит Иоанн (Крестъянкин)» и «Поучения женам после исповеди, составленные по рукописным Требникам XVI и XVII веков».

***

В завершение программы снова вспомним слова прп. Ефрема Сирина, которые напомнят читателям, почему не стоит бояться подходить на исповедь, и почему не надо стесняться исповедовать свои грехи. «Ты стыдишься и краснеешь, — говорит святой отец, — когда нужно сказать свои грехи. Стыдись лучше грешить, чем исповедаться. Размысли: если не будет принесена исповедь здесь, то все будет исповедано там перед всей вселенной». Монахини, матери семейств, православные жены и девы, чьи воспоминания собраны на страницах этой книги, быть может, тоже изначально испытывали страх перед исповедью, но, читая их свидетельства, мы знаем, что они преодолели все страхи, и начали свою борьбу со страстями с помощью мудрых советов старцев. Быть может эти советы помогут и многим современным христианкам. Но, как отмечают издатели, книга «Женская исповедь» — предназначена не только для женщин. Мудрые советы старцев будут полезны каждому благочестивому читателю.

Вдохновение жить

Один добрый священник просил старца Дионисия молитв, чтобы Господь помогал благоустраивать храм и писать книги. И спустя короткое время он с удивлением увидел, что стройка стала двигаться быстро и пришло вдохновение жить и творить. Как он выразился: «Хорошо пошла стройка источника. И что ещё очень важно, хлынула волна творчества».

Старец молитвой и советами помогает расчистить в нашей душе дорогу для Духа Святого, а с Ним приходят и вдохновение, и свет, и чувство ненапрасности нашей жизни на этой земле, и вообще всякая радость, которая соприродна нам, но мы по разным причинам ушли далеко в сторону от неё. Старец выводит нас на правильную дорогу, где наши действия совпадают с нашим предназначением.

Довольство малым

Апостол Павел пишет о довольстве малым просто и лаконично: Имея пропитание и одежду, будем довольны тем (1 Тим. 6:8). И Господь говорит нам о безумии того, кто задумал разрушить свои старые житницы, чтобы строить большие, так как поля его принесли богатый урожай. Довольство малым — характерная черта монашеской жизни от её начала и до сего дня. Надеюсь, что две следующих афонских истории порадуют читателя тем, что это духовное делание не совсем ещё исчезло у монахов.

Старик-пустынник, держа в руках стеклянный сосуд для масла с отломанным носиком, пришёл в каливу монаха одного из скитов.

— Авва, дай мне немного масла для овощей. Прошёл месяц с тех пор, как оно закончилось, а зелень без масла стала беспокоить мой желудок.

Пустынник дрожал от холода. Дырявая одежда не могла защитить его иссохшее тело от сильного ветра, который так часто дует в зимние месяцы. Скитский монах только что получил на почте шерстяной свитер. Он вынес его пустыннику.

— Вот, возьми: он новый, вязанный из овечьей шерсти. Надень-ка его, а то замёрзнешь.

Тот надел его, взял бутылку с маслом и ушёл довольный. Но вот, через несколько минут он возвращается, держа в руке свитер.

— Авва, мне он не понадобится. Отдай его лучше кому-нибудь, кому он нужнее.

Около двадцати дней спустя старец-пустынник перешёл в место вечного покоя, где ему действительно уже не нужны свитера.

Один швейцарец, путешествуя по Афону, оказался у каливы, которая немногим отличалась от «бычьей каливы» (так на Святой Горе называют хлев для быков). Он тихонько постучал в дверь, и слабый голос изнутри пригласил его зайти. Войдя, он увидел старца, сидевшего на деревянной кровати и перебиравшего чётки. Гость окинул взглядом нищую обстановку каливы и, наконец, стал рассматривать старца, одетого в одежду из грубой шерсти. Плохое знание языка помешало поговорить с ним, но и без слов было ясно, что старец жил в нищете и презрении от людей. Он не играл с божественными вещами, чтобы показаться кому-то важным, и потому оставался никому не известным. Гость достал из кошелька пятьдесят долларов, чтобы дать их старцу.

— Нет, я не возьму. Не так давно один человек дал мне двадцать долларов, их мне хватит надолго.

Пришла зима, и иностранец вспомнил каливу пустынника. По почте он отправил ему сто долларов на дрова и еду. Старец, получив их, тотчас отправил обратно, так как кто-то ему уже прислал денег. Иностранец снова их выслал, чтобы он раздал их нищей братии. Старец вновь вернул их с просьбой: «Вот сам их и раздай. Будет нехорошо, если я за твой счёт буду казаться милостивым».

Летом швейцарец принял православие и крестился, научившись у старца тому, что «блаженнее давать, нежели принимать» и «не бери без нужды ни обола».

Этот рассказ подобен прозрачной воде в горном источнике, один вид и журчание которой освежают человека.

Сандалии с крылышками

Люди очень редко знают, что воля Божия заключается в том, чтобы подарить нашей душе вечный и чистый свет. И только когда замысел Господень открывается человеку (например, через старца), тот приходит в состояние ликования, когда даже чужая радость становится своей до такой степени, словно ты каждому кто-то предельно родной и близкий.

Одна моя светлая подруга, узнав, как старец Дионисий Каламбокас помог её знакомому, и сама засветилась от счастья и воскликнула: «Словно сердце облили маслом! Словно у меня теперь не обычные сандалии, а сандалии с крылышками!».

Свет Господень — для всех! Даже если он загорелся в жизни конкретного человека, все могут греться в лучах его!

Старцы нашего времени

В Русской Православной Церкви общепризнанными подвижниками 20 века считаются архимандрит Иоанн Крестьянкин (1910-2006), протоиерей Николай Гурьянов (1909-2002), архимандрит Кирилл Павлов (1929-2017). Обладая великим смирением, они никогда не называли себя старцами, считая это слово неприемлемым для себя.

Так, например, на вопрос, есть ли в России старцы нашего времени, архимандрит Кирилл в отвечал: «Насчет старцев не знаю, а старики – точно есть». «Стариками» он, скорей всего, называл священнослужителей, которые обрели значительный опыт в своей подвижнической жизни и пастырской деятельности. И потому могли оказывать людям существенную духовную помощь. Не навязывая своей воли, архимандрит Кирилл Павлов мог без стеснения сказать приходившим к нему верующим, что не знает ответа. А затем предлагал вместе над этим поразмыслить, сотворить совместную молитву, чтобы понять Божью волю в конкретной ситуации.

В Элладской Православной Церкви в 20 веке особым почитанием пользовались Паисий Святогорец (1924-1994), Иосиф Исихаст (1897-1959).

Старца Паисия Святогорца иногда называют Греческим Серафимом Саровским. Его отличало глубокое смирение, любовь ко всем людям. Приходивших к нему Афонских паломников он всегда угощал лукумом. Поучения и рассказы старца Паисия доступны и понятны для современных людей. В 2015 году его причислили к лику святых.

Старец

Старец — это человек, одно имя которого вдохновляет верить, что всё в твоей жизни окончится хорошо.

Старец — это тот, кто помогает знать: Бог любит тебя и верит в тебя.

Старец — это тот, кто, имея христоподражательную любовь и ласку, считает тебя лучшим, чем он.

Во время общения со старцем Дионисием эти его качества каждый раз поражают, как и то, что Господь каждый раз говорит даже обликом и интонацией старца: «Дорогой, Я тебя вижу и знаю час, когда пошлю тебе самое невероятное счастье».

Старец без послушника — не старец

— Отец Пантелеимон, кто такие старцы? Чем они отличаются от духовных учителей или просто от мудрых людей?

— Определяющим здесь, в первую очередь, являются взаимоотношения старца и послушника, потому что как не может быть сын без отца, отец без ребенка, так и не может быть старец без послушника. Это очень тесные и абсолютно доверительные отношения, когда послушник готов ради Христа всю свою волю предать в руки старца, готов учиться у него монашеской жизни. Старца, в отличие от отца, выбирают, но когда выбрал — пути назад нет. Неважно, какой твой старец, вспыльчивый, не вспыльчивый, мягкий или строгий — тебя это уже не волнует, ты любишь его как родного отца. И другого для тебя быть не может. Преподобный Иоанн Лествичник говорит: до того, как ты выбрал себе духовного отца, ты имеешь право рассматривать черты его характера. Если ты уже стал его чадом, то, рассматривая его критическим взором, ты страшным образом разрушаешь ваши взаимоотношения.


Крест и храм Преображения Господня на вершине Афона Фото начала XX век

— Наверное, как и в супружестве: выбрали друг друга, вышла замуж или женился — не разженишься.

— Да, действительно. Вступил в брак, и вдруг обнаружил, что у второй половинки характер немно­жечко другой, чем казалось сначала, но у вас уже очень тесные взаимоотношения и отступаться от них будет катастрофой.

Иногда послушники, зная особенности своего характера, умышленно выбирали себе старцев очень суровых. Например, в нашей книге есть повествование о старце Ефреме Катунакском, у которого был очень строгий наставник: он почти не давал никаких монашеских наставлений, но по бытовым вопросам был всегда очень жестким. И для отца Ефрема это оказалось невероятно полезно! Он своего старца любил от всего сердца, о нем заботился. И вот когда его наставник, отец Никифор, умирал, то неоднократно просил прощения у своего ученика и окружающим говорил: «Это не человек, это ангел!»

Случай в магазине

Часто можно услышать, что православие есть перемена ума, но что это такое на самом деле, представить трудно, пока не увидишь воочию. Мама послала меня в магазин, и по дороге я встретил добрую подругу — ученицу старца Дионисия Каламбокаса. Она вызвалась сопроводить меня за покупками, так как я, будучи поэтом, традиционно не умею отличать хорошие товары от плохих. В алкогольном отделе толпились пьяницы. Они громко и нецензурно ругались, обсуждали ничего не стоящие дела и пили. Мне было тяжело даже смотреть на них, но вдруг я увидел, что пришедшая со мной подруга плачет. — Что с тобой? — разволновался я. Она указала рукой на алкоголиков и сказала: «Христу горько смотреть, как мучаются, пусть даже и от страстей, Его создания, которых Он предназначил жить только светом».

Старец Зосима Сокур говорил: «Православие — это когда всех жалко». Но нечасто увидишь подобное отношение, даже в храме. Иногда я думаю, что оно присуще только старцам и тем, кто учился у них милосердию.

Молитва

Когда человек спокоен и благополучен, он может рассуждать о чём угодно, но стоит только боли коснуться его, и он спешит лишь к тому Одному, Кто может помочь. Одна добрая девушка, живущая в Израиле и работающая на фирме у ортодоксального иудея, рассказала мне, что, когда в семье её шефа случились крупные неприятности, они с женой стали просить девушку-христианку, чтобы она молилась о них. И она взывала к Господу в храме услышать её любовь к этим людям и поступить с ними по любви. А через неделю ситуация разрешилась и иудеи поблагодарили её, сказав, что чувствовали силу и помощь её молитвы, которую она, как они знали, вознесла ко Христу.

Признаки настоящих старцев

Для старца характерно обладание особыми знаниями (прозорливостью). Эта способность позволяет увидеть души приходящих к нему людей. Таково особое духовное зрение, открывающее живущие в человеке страсти и добродетели. Старцам открыта Божья воля о человеке, поэтому они могут давать советы на пользу приходящим к ним христианам.

Но не стоит относиться к старцам как к гадалкам, чтобы узнать будущее. К ним следует обращаться только для решения судьбоносных вопросов. Это решения, способные оказать существенное влияние на ход земной жизни христианина. Однако сказанное старцами зачастую не имеет четко выраженной формы и категорического тона. В основном все преподносится в виде совета или указания.

Старцы нашего времени никого не принуждают, всегда остается важным добровольное согласие и желание самих людей. Полная власть над человеком есть только у Создателя. Хотя все равно у человека остается его свободная воля, которая ничем не ограничивается. Тем более ее не имеют право «насиловать» другие люди, пусть и святые. Как говорил преподобный Паисий Святогорец (1924-1994):

«Старец не станет навязывать вам себя. Он крайне деликатен в советах. Но он сразу же захочет всё сделать для вас и всё сделает, чтобы вы больше не страдали. Хотя в некоторых случаях даже старцам приходится долго трудиться над ситуацией: молитвой, советами, постоянной всякой поддержкой, но каждый раз такие люди умеют открыть нам, что Господь – это Бог хороших концов!».

После общения со старцами у человека должно остаться чувство радости и душевного спокойствия. Действия (советы) старцев всегда бескорыстны.

«Старцы были людьми необыкновенно любвеобильными, терпеливыми, мягкими в общении с приходящими — и очень требовательными к себе. Это очень важный критерий» (митрополит Саратовский и Вольский Лонгин).

Ещё о старцах

Старцы и женщины несут на земле сходное служение. Они дают человеку то, чего он так искал и желал: чтобы кто-то был для него постоянным спутником жизни. Ведь нам нужен не просто совет, для правильного развития личности нам необходимо постоянно, по многу раз в день открывать свою душу, состояние, мысли кому-то мудрому и глубокому, чтобы тот в каждой конкретной ситуации помогал нам смотреть на события этого мира святоотечески, с точки зрения вечности. Такой взгляд нам помогают обрести те, кто по-настоящему любят нас. Потому старцы делают то, на что мало кто отваживается на земле — они оказываются спутниками доверившихся им людей на всю жизнь, а не только на время совета. Православная жизнь

Старчество младшего

— Можно сказать, что монашество — это такой авангард христианства, а старчество — авангард монашества? Люди «на передовой», которые передают свой опыт дальше?

— В общем-то, да. Есть даже такой живописующий это пример. Старец Иосиф Исихаст, известный в России, в юности обладал очень горячим характером и свою горячность сохранил до старости; однажды ему было видение, что он на передовой в битве с демонами. И он не испугался, не прятался за чужими спинами, а, наоборот, рвался в бой! Действительно, есть такие пламенные бойцы, и в каких-то исключительных случаях они вырастают почти без духовного руководства.

Собственно, отец Иосиф был из тех, кто искал по всему Афону и не мог найти себе духовного руководителя. Его сподвижник, отец Арсений, хотя и был старше отца Иосифа по возрасту и по монашескому подвигу на десять лет, не взял на себя бремя духовного руководства, а сказал младшему собрату: «Прошу, будь старцем ты, а я обещаю, что пребуду у тебя в послушании до смерти». Здесь не столь важно, кто старше по возрасту! Огромную роль играет духовный опыт: человек должен учить исходя из собственного опыта, а не быть «торговцем чужой мудростью». Только говоря от своего опыта, отцы понимали, что их слово действенно.

Эти взаимоотношения старца и его послушника, которые каждый день с утра до вечера находятся рядом, лишь в некоторой мере могут быть перенесены на взаимоотношения духовно опытного человека и мирян, но здесь тоже огромную роль играют доверие и послушание.

— Это должно быть абсолютное послушание? Разве оно возможно для мирянина?

— Нет, абсолютного послушания в таком случае никто не требует. Но если человек приходит с конкретным вопросом и старец ему отвечает, вразумляемый Богом, то, каким бы ни был странным этот ответ, вопрошающему следует поступить по сказанному. Иначе получается, что он пришел вопрошать Бога и воротит нос: «Господи, Ты что-то такое странное говоришь, я все-таки сделаю по-своему».

Наличие веры, искреннего доверия и готовность выполнить тот совет, который может казаться странным, очень важны. Зачастую, если этой веры нет, Господь старцу и не открывает ничего о конкретном человеке — отсутствие ответа будет полезней, чем ответ, который не будет принят. «Бог отнял у старцев благодать слова, — говорится в „Достопамятных сказаниях“, — и они не находят, что говорить, оттого что нет исполняющего слова их».

— А многие ли вообще готовы к такому послушанию? Или большинство из нас все-таки слушает волю Божию по принципу «Если мне не понравится, я как будто бы не слышал ничего»?

— Всегда есть люди, которые готовы с чистым сердцем воспринять то, что они слышат. А бывает и так, что кто-то с большой гордостью берет на себя непосильный подвиг абсолютного послушания и одно­временно взваливает неподъемную ношу на другого, ведь для старца нести бремя своих послушников — тоже тяжелый подвиг, старец должен быть действительно крепким молитвенником. Послушанию невозможно научиться за пять минут. Это долгий путь, на котором будет немало падений. Здесь важен и опыт старших, и трезвый взгляд на самого себя — «сын ошибок трудных». Осознание своей немощи — один из ключевых моментов православной аскетики. Но ведь и человека, который только-только встает на горные лыжи, прежде всего учат падать правильно — так, чтобы он не покалечился, а смог встать и двигаться дальше. Так и в духовной жизни: под присмотром старших мы научаемся и падать не насмерть, и вставать с юношеской ревностью.

— Кто такие младостарцы и как уберечься от попадания в ложное послушание к ним?

— Только Господь Бог наш воистину свят, все же люди, даже святые, имеют те или иные человеческие немощи и недостатки. Какие-то несовершенства имеют и те священники, которые поставлены Церковью нести духовническое послушание, направлять духовную жизнь людей. Их задача — пасти церковное стадо, не давая овечкам срываться в погибельные бездны ересей, колдовства, богоотступничества и прочего зла, но и не лишая их внутренней свободы. Во многих вопросах даже апостол Павел давал лишь советы, а не навязывал свое решение — так и добрый пастырь не выдает свои человеческие рассуждения за Божественное откровение. Послушание — это дело любви и доверия, а не армейской дисциплины. Но бывает, что священник из-за примешавшейся гордости считает свое мнение единственно верным и силой пытается затолкнуть чадо в Царствие Небесное: делает за него жизненно важный выбор или указывает в мелочах, не получив на то никакого Божественного просвещения.

Духовника надо искать «не глазами, а слезами», просить у Господа, чтобы Он сам вручил нас доброму пастырю. Научимся сначала быть прос­тыми овечками стада Христова, полюбим храм, будем следить за своим языком и поступками, проявим уважение к нашему приходскому священнику — и если Господь сочтет это полезным для нас, то обязательно устроит и встречу со старцем.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]