Анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова «Молитва» (1839)


Тематика лирики М. Ю. Лермонтова очень разнообразна, но, несомненно, важное и значимое место в ней занимают многочисленные тексты философского содержания. Поэт активно исследует человеческую природу и законы мироздания, сомневается, мечется, теряет веру и вновь ее обретает – все это находит отражение в его творчестве. Красивое, искреннее и светлое стихотворение «Молитва» открывает читателю еще одну грань душевных исканий Лермонтова. Поэт говорит о силе веры и ее способности исцелять, рассеивать человеческие печали. Понять все собранные в стихотворении мысли и образы поможет подробный анализ произведения по плану, который представляет Вашему вниманию Многомудрый Литрекон.

История создания

В лирике Лермонтова отдельное место занимает тема молитвы. Воспитанный в христианской традиции, поэт часто обращался в своих текстах к Богу, это могла быть просьба о помощи и защите или некий спор со Всевышним, но всегда – определенное таинство, где поэт имел возможность говорить о самом сокровенном.

«Молитва» была написана в 1839 году. В этот период Лермонтов часто посещал салон Карамзиных, где познакомился с молодой княгиней Марией Алексеевной Щербатовой. По свидетельствам друзей, умная и красивая княгиня восхищалась творчеством молодого поэта. Молодые люди были увлечены друг другом.

В беседах с княгиней Лермонтов рассказывал о тоске, которая часто настигает его в одиночестве, и Мария Алексеевна однажды посоветовала ему свой проверенный способ борьбы с этим недугом: искренняя молитва, разгоняющая любое уныние. Серьезно относившийся к ее словам и дороживший дружбой с ней, поэт прислушался и вскоре создал свою «Молитву».

Стихотворение было издано в 1842 году, уже после гибели поэта.

О происхождении рода Лермонтовых и воспитании поэта

Прежде чем мы приступим к рассмотрению творчества Михаила Юрьевича, необходимо написать несколько предложений о том, откуда же взялся в России в начале ХІХ века поэт с такой необычной для тогдашнего русского уха фамилией. Итак, по всей вероятности, предки Лермонтова происходили из Шотландии и вели своё начало от Томаса Лермонта, легендарного кельтского барда, жившего в Шотландии в ХІІІ веке. Забегая вперёд, укажем одну интересную деталь: великий английский поэт Джордж Байрон, столь уважаемый Лермонтовым, также причислял себя к потомкам Томаса Лермонта, благодаря тому, что один из предков Байрона был женат на женщине из рода Лермонтов. Так вот, один из представителей этой фамилии в начале 17-го века был взят в русский плен, поступил на военную службу, принял православие и стал родоначальником русской фамилии Лермонтовых. Однако стоит заметить, что сам Михаил Юрьевич свою фамилию ассоциировал поначалу с Франсиско Гомесом Лермой, испанским государственным деятелем 16-го века. Это отражено в написанной Лермонтовым драме «Испанцы». А вот своим шотландским корням поэт посвятил строки из стихотворения «Желание». Детство Лермонтова прошло в усадьбе Тарханы Пензенской губернии. Воспитывала поэта в основном его бабушка, Елизавета Алексеевна Арсеньева, до безумия любившая внука. Маленький Миша не отличался крепким здоровьем и болел золотухой. По причине своего слабого здоровья и этой болезни Миша не мог проводить детство так, как его проводили многие его сверстники, и поэтому главной «игрушкой» для него стало его собственное воображение. Но никто из окружающих и родных даже не замечал ни внутреннего состояния поэта, ни его мечтаний и блужданий по «своим, иным мирам». Именно тогда Миша и почувствовал в себе те самые одинокость, угрюмость и — со стороны других людей — непонимание, которые будут сопровождать его на протяжении всей оставшейся жизни.

Жанр, направление, размер

Жанр стихотворения «Молитва» представляет собой лирический монолог, в котором раскрываются духовные искания героя.

Одиночество героя среди людей и поиск успокоения через обращение к Богу и высшим силам заставляют вспомнить о традиции Романтизма, в контексте которой принято говорить о поэзии Лермонтова.

Текст можно отнести к религиозно-философской лирике. Основная тема стихотворения «Молитва» – сила искренней веры и молитвы, обретение покоя через обращение к высшим силам. В то же время молитва оказывается одним из путей общих духовных поисков лирического героя, ступенью в осмыслении окружающего мира и его законов. В связи с этим мы можем говорить о философском содержании стихотворения.

Написана «Молитва» трехстопным ямбом с использованием перекрестной рифмовки.

Литературное наследие Лермонтова

Творческий путь Лермонтова, как и его жизнь, был очень коротким, однако чрезвычайно продуктивным. Вся его осознанная литературная деятельность — от самых первых ученических проб пера до написания вершины его прозы, романа «Герой нашего времени» — продолжалась немногим более двенадцати лет. И за это время поэт Лермонтов успел написать четыреста с лишним стихотворений, приблизительно тридцать поэм и шесть драм, а прозаик Лермонтов — ещё и три романа. Всё творчество писателя исследователями принято подразделять на два периода: ранний и зрелый. Границей между этими периодами обычно является вторая половина 1835 и первая половина 1836 года. Но будем иметь в виду, что на протяжении всего своего творческого пути Лермонтов сохранял верность своим идеям, литературным и жизненным принципам, сформировавшимся ещё на самом начальном этапе становления его как поэта, как человека. Решающую роль в творческом становлении Михаила Юрьевича сыграли два великих поэта: Пушкин и Байрон. Характерное для байроновских стихов тяготение к романтическому индивидуализму, к изображению глубочайших душевных страстей, к лирической экспрессии, к типу героя, который находится в конфликте с окружающими людьми, а порой и всем обществом, проявляется особенно ярко в ранней лирике поэта. Но влияние Байрона на своё творчество поэт Лермонтов всё же преодолевает, о чём он и пишет в своём стихе «Нет, я не Байрон, я другой…», в то время как Пушкин был и оставался для него неизменным литературным ориентиром на протяжении всей жизни. И если изначально Лермонтов непосредственно подражал Пушкину, то уже в зрелом периоде своего творчества он последовательно начал развивать пушкинские идеи и традиции, подчас будто вступая с ним в некую творческую полемику. В позднем своем творчестве Лермонтов, мы видим, полностью разочаровался в жизни, он уже перестаёт изображать свой внутренний мир как нечто исключительное, а напротив, начинает переходить к обыденным чувствам. Однако разрешить свой извечный вопрос, терзавший его душу с юности, он так и не сумел. Или не успел.

Композиция

Стихотворение состоит из трех строф. По краткости, смысловому наполнению и простоте выражения оно сравнимо с той самой молитвой, о которой повествует.

  1. Первая строфа изображает тяжелый период, который может случиться в жизни любого человека, когда в сердце «теснится грусть». Уныние, подавленность обстоятельствами и беспричинная грусть – это то, что заставляет лирического героя искать успокоения и отрады в чтении молитвы.
  2. Далее поэт описывает молитву и заключенную в ней «благодатную силу». Лермонтов очарован ее загадкой, любуется «непонятной святой прелестью», которая рождается в простых словах искренней и светлой молитвы.
  3. В заключительной строфе описывается сам исцеляющий эффект молитвы. Вместе с важными словами и пролитыми слезами из души человека уходит тяжелое бремя печали, уступая место вере в будущее и новым светлым надеждам.

Проза М.Ю. Лермонтова

И в лермонтовской прозе установка на самоанализ нашла плодотворное воплощение, где она трансформировалась в опыт создания обобщённого психологического портрета «героя своего времени», вбирающего в себя черты всего поколения и вместе с тем сохраняющего как своё индивидуальное лицо, так и экстраординарность собственной натуры. Лермонтовская проза вырастает на романтической почве, однако романтические принципы в ней функционально изменены и переподчинены задачам реалистического письма.

Творчество Лермонтова — это большая ценность для каждого человека. Благодаря ему каждый из нас задумывается о философских проблемах, представленных в романах и драмах. А стихотворения Лермонтова, хотя бы одно или два, знает наизусть, наверное, каждый человек.

Образы и символы

Образ лирического героя в стихотворении «Молитва» очень близок самому поэту. Перед нами некогда сомневавшийся человек, которого порой одолевают тяжелые и печальные думы, но он оказывается способен находить успокоение и просветление в чтении молитвы. В минуты, когда герою особенно одиноко и трудно, он неизменно вспоминает слова знакомой молитвы и ощущает, как легко становится на душе.

Центральным образом становится сама молитва как некая чудодейственная сила, способная рассеять грусть и вернуть человеку светлый взгляд на себя и окружающий мир. Это символ искренней, способной творить чудеса, внутренней веры и, одновременно, гармонии человека с миром.

Лирика Лермонтова в школьной программе

В наше время лирику Лермонтова активно изучают по обязательной программе на уроках литературы, начиная с младших и заканчивая выпускными классами. Изучаются прежде всего стихи, в которых чётко прослеживаются основные мотивы лирики Лермонтова. Школьники в начальной школе знакомятся с творчеством Михаила Юрьевича, и только в старших классах изучается «взрослая» лирика Лермонтова (10 класс). Десятиклассники не просто изучают отдельные его стихотворения, а определяют основные мотивы поэзии Лермонтова в целом, учатся понимать поэтические тексты.

Темы, настроение и проблемы

В стихотворении «Молитва» на первый план выходит христианская тематика.

  • Основная тема — вера
    . Поэт говорит о силе истинной веры и молитвы. Простые слова молитвы оказываются способны исцелить душевные раны человека и развеять его сомнения, если он искренне верит и не просто повторяет, а пропускает эти слова через себя.
  • Еще одна тема текста – поиск душевной гармонии и покоя
    . Одиночество и поиск смысла жизни, свойственные герою Романтизма, являются ключевыми и для Лермонтова. Лирический герой часто испытывает тревогу и тоску, его одолевают сомнения и он предается тяжелым раздумьям. Такому состоянию человека противопоставляется в стихотворении спокойное и светлое мироощущение, когда после прочтенной молитвы поэту «и дышится, и плачется, и так легко, легко…».

Все стихотворение проникнуто светлым приподнятым настроением – именно таким, какое описывается в финале. Это достигается за счет нарастающей от первой строфы к заключительной динамики повествования и простых слов, очень точно описывающих душевные движения героя.

Политичекие мотивы в творчестве Лермонтова

Лирика Лермонтова, стихи — это завещание поэта потомкам. А завещал он служить лучшим человеческим идеалам, воплотив их в вечных художественных произведениях. Многие стихотворения Лермонтова вошли в сердца соотечественников именно в дни национального российского траура, например, в дни гибели гения Пушкина, когда страна скорбела, лишившись своего лучшего поэта. Автор стиха «На смерть поэта» потряс друзей Пушкина и привёл в замешательство его недругов, вызвав тем самым у последних ненависть. Враги Пушкина, поэтического гения, стали и врагами Лермонтова. И такая борьба русской поэзии со своими врагами, душителями и угнетателями любимой Родины продолжилась уже усилиями Лермонтова. И какой бы трудной эта борьба ни была, победа всё равно осталась за русской литературой — одной из величайших мировых литератур. До Лермонтова практически не было случая, чтобы поэт вот так просто «бросал» в лицо правительству стихи столь сильные и откровенные, что они моментально вызывали в обществе определённый резонанс: волнение и тревогу. Таковым стало стихотворение Лермонтова «На смерть поэта» и несколько других. Стихотворение это прозвучало не только голосом гнева и скорби, но прежде всего — возмездия. В нём отражена трагедия передовой мыслящей личности в России первой половины ХІХ века.

Основная идея

Главная мысль и идея стихотворения «Молитва» – сила молитвы, ее способность дать человеку успокоение, защиту от жизненных тревог и душевных метаний.

К моменту написания текста Лермонтов был уже зрелым, сформировавшимся поэтом со своей духовной и философской позицией. Взгляд поэта на христианские ценности трансформировался на протяжении его творческого пути, и смысл его «Молитвы» — это попытка оценить внутреннюю веру человека как инструмент борьбы с унынием и печалью. Сам акт обращения к высшим силам и вера в силу искренних, идущих от самого сердца слов становится первым шагом к поиску выхода из мрака одиночества и отчаяния. Образно можно представить это как выход из темной пещеры к дневному свету, именно «светло» становится главным описанием состояния обновленного после молитвы лирического героя.

Идея

Смысл текста состоит в том, что молитва помогает в трудный период справиться с невзгодами. Если человек верующий, то, как бы тяжело ему ни было, он не останется один на один со своими проблемами. Высшая сила может помочь и успокоить, даже если близкие люди отвернулись.

Главная мысль «Молитвы» — это призыв к тому, чтобы сомневающийся и мечущийся человек нашел гармонию в себе, очистив свою душу путем общения с высшими силами. Поэт нарочно не говорит, о какой молитве идет речь. Каждый должен найти свой язык общения с Богом и собой.

Средства выразительности

Стихотворение совсем небольшое по объему, но содержит много тропов, помогающих поэту более образно и точно выразить заключенную в тексте идею.

  • Активно используются эпитеты, одновременно простые и возвышенные, как будто из текста молитвы: «трудная минута», «чудная молитва», «благодатная сила», «святая прелесть».
  • Картина зримых и живых душевных изменений героя рисуется с помощью метафор: «теснится грусть», «дышит непонятная, святая прелесть в них».
  • Очень уместным становится вольное использование поэтом фразеологизма «камень с души упал»: «с души как бремя скатится», описывает состояние после чтения молитвы Лермонтов. Этот образ позволяет наглядно изобразить, как душевная тяжесть героя сменяется ощущением необыкновенной внутренней легкости.
  • Очень красивый ассонанс «у» в первой строфе делает текст созвучным церковному песнопению, добавляет ему певучести и тягучести.
  • Из синтаксических средств выразительности стоит отметить инверсию («одну молитву чудную твержу я наизусть»), стилистически приближающую стихотворение к религиозному тексту.

Среди религиозной и философской лирики М. Ю. Лермонтова значимое место занимает стихотворение «Молитва». В нем нашли выражение мучительные душевные искания поэта, попытка исцелиться от печали, сомнений и одиночества с помощью искренних слов молитвы. Простые и, одновременно, возвышенные слова и конструкции, композиция, мелодика и средства выразительности делают лирический текст Лермонтова похожим на молитву, наделяют его чудесной силой дарить спокойствие и свет.

Автор: Юлия Филипская

Анализ стихотворения «Молитва» Лермонтова — 3 примера


­­­Пример анализа 1 История создания М. Ю. Лермонтов написал это стихотворение в 1839-м году. В то время его возлюбленной была М. А. Щербатова. Она посоветовала ему искать покой в духовной сфере. Автор прислушался к её словам, хотя это произведение достаточно необычно для столь скептичного человека.

Позднее оно вошло в собрание сочинений, которое было выпущено в 1842-м году.

Жанр, направление, размер

Жанр стихотворения можно обозначить, как лирический монолог. Текст относится к романтизму и написан ямбом с пиррихием.

Автор применяет перекрёстную рифму, то есть первую строчку сочетает с третьей, а вторую с четвёртой. Также используется мужская рифма (ударение на последний слог) и дактилическая (ударение на третий слог с конца).

Композиция

В начале произведения автор пишет о трудной минуте жизни. Ощущаются напряжённость, печаль и удрученность лирического героя, который решил попытаться найти успокоение в обращении к Богу. В середине текста поэт описывает чувства во время молитвы: ощущения благодатной силы и святой прелести. В финале стихотворения мы видим последствия прошения. Тяжёлый груз свалился с плеч героя, и ему стало легко. Образы и символы

В «Молитве» бремя выступает символом сомнения. Оно и гложет сердце поэта больше всего. Неудивительно, ведь автор был мыслящим человеком, который часто задумывался над серьезнейшими нравственными, философскими и творческими вопросами. И каждый раз, стоя на распутье, он сомневался.

В образе героя можно разглядеть самого писателя. В то время у него был творческий застой, и автор пребывал в плохом настроении. Только молитва помогала ему справиться с отчаянием.

Настроение и мотивы

Поэт раскрывает мотивы эмоциональной напряжённости и избавления от неё с помощью молитвы. В тексте ощущаются тоска, затем умиротворение, и, наконец, могущество слова верующего человека.

М. Ю. Лермонтов настраивает читателя на позитивный лад, говоря об утешении, обретенном в обращении к высшим силам. Это духовное общение очищает душу и разум, дает силы двигаться дальше.

Темы и проблемы

Основная тема произведения — успокоение за счёт молитвы, достигаемое благодаря целебной и очищающей силе духовности. Также прослеживаются темы тоски и печали. Творческий человек особенно подвержен перепадам настроения, поэтому для поэта очень важно найти способ унять боль сердца. Этим открытием он щедро одаряет читателя.

Проблематика отвечает нам на вопросы о духовности и силе покаяния:

«Как найти покой в душе?»; «На что способна молитва?»; «Может ли обращение к Богу помочь в тяжёлый период жизни?».

Человеку чрезвычайно важно уметь отвлечься от мирских забот и обретать гармонию в своей душе. В этом нам помогает духовность, перед которой отступают все нравственные, бытовые и психологические проблемы, которые тревожили сердце автора. В их число входят грусть, нерешительность и тревожность.

Идея

Смысл текста состоит в том, что молитва помогает в трудный период справиться с невзгодами. Если человек верующий, то, как бы тяжело ему ни было, он не останется один на один со своими проблемами. Высшая сила может помочь и успокоить, даже если близкие люди отвернулись.

Главная мысль «Молитвы» — это призыв к тому, чтобы сомневающийся и мечущийся человек нашел гармонию в себе, очистив свою душу путем общения с высшими силами. Поэт нарочно не говорит, о какой молитве идет речь. Каждый должен найти свой язык общения с Богом и собой.

Средства художественной выразительности

Автор употребляет в тексте эпитеты. Называет минуту трудной, молитву чудной, силу благодатной, прелесть святой и непонятной. Также присутствуют олицетворения. Грусть теснится и прелесть дышит.

Кроме того, поэт говорит языком сравнений: сомнение – как бремя.
Пример анализа 2 История создания
Если рассмотреть произведения Михаила Юрьевича Лермонтова, то становится видно, что молитве он отводит отдельное место в своей жизни и творчестве. Это и не удивительно, поскольку поэт воспитывался в христианских традициях. Достаточно часто в его произведениях встречается обращение к Богу, просьба у Всевышнего помощи, или спор с ним. Но при этом поэт постоянно соблюдал некое таинство, в котором говорил о самых сокровенных вещах.

Стихотворение «Молитва» поэт пишет в 1839 году. В данный период времени автор очень часто бывал в салоне Карамзиных, где знакомится с Марией Алексеевной Щербатовой. Как отмечают его приятели, молодая, умная и красивая графиня очень восхищалась его творчеством. Они очень увлеклись друг другом.

Автор очень часто беседовал с княгиней на сокровенные, интимные темы. Он признался в том, что в моменты одиночества очень тоскует. Тогда молодая девушка дала ему совет, которому следовала сама. Она предложила поэту предаться искренней молитве, благодаря которой пропадают все недуги и уныния. Поэт к словам Марии Алексеевне отнесся очень серьезно, поскольку очень дорожил дружбой с ней. В скором времени появилось стихотворение «Молитва». Но издалось произведение уже после смерти Михаила Юрьевича в 1842 году.

Жанр, размер

По жанру произведение «Молитва» относится к лирическому монологу, который рассказывает о духовных исканиях героя.

Герою одиноко среди людей, но он находит успокоение благодаря обращению к Богу и высшим силам. Это все напоминает традиции Романтизма. Стихотворение относится к религиозно-философской лирике. Основной темой можно назвать силу той самой искренней веры и молитвы, которая дает покой и умиротворение, когда человек обращается к высшим силам. Одновременно молитва становится одним из духовных поисков героя, когда он начинает осмысливать окружающий мир. Все это указывает на философское содержание произведения.

Для написания стихотворения автор использует трехстопный ямб, рифмовку – перекрестную.

Композиция

Стихотворение «Молитва» состоит из трех строф. По своему содержанию, смысловой нагрузке, а так же простоте выражению мысли, его действительно можно сравнить с настоящей молитвой, о которой идет речь в произведении.

В первой строфе произведения речь идет о тяжелом периоде, с которым может столкнуться абсолютно любой человек. В этот момент человеку становится очень грустно и одиноко. Он постоянно находится в унынии, его подавляют обстоятельства, а так же появляется без причины грусть. Совокупность всех этих факторов заставляет нашего лирического героя прибегнуть к молитве, в которой он находит покой и умиротворение.

В минуту жизни трудную Теснится ль в сердце грусть, Одну молитву чудную Твержу я наизусть. Во второй строфе поэт начинает описывать саму молитву, и то, какая сила в ней содержится. Поэта очаровывает её загадка, тайна, и та самая «непонятная святая прелесть», которая содержится в таких простых, но искренних словах.

Есть сила благодатная В созвучьи слов живых, И дышит непонятная, Святая прелесть в них. Заключительная строфа содержит в себе эффект от молитвы. То, как лишь она умеет исцелять и успокаивать. Благодаря сказанным словам, пролитым слезам, человек очищается от тяжелой печали, грусти. После этого, в его очистившейся душе появляется место для веры в будущее, мечтам и надеждам.

С души как бремя скатится, Сомненье далеко — И верится, и плачется, И так легко, легко… Образы и символы

В образе лирического героя можно разглядеть черты самого Михаила Юрьевича. Изначально мы видим человека, который подвергся сомнениям. Из-за этого он погрузился в свои тяжелые мысли, переживания и печали. Но ему на помощь пришла молитва, благодаря чудодейственной силе которой, ему удалось успокоить свою душу. Когда ему становится невыносимо тяжело, его начинает одолевать грусть и одиночество, он прибегает к помощи молитвы. После чего начинает чувствовать легкость и успокоение.

В роли центрального образа поэт показывает саму молитву, как некую чудодейственную силу. Она умеет рассеивать грусть, вдохнув в человека новую силу, веру и желание жить. Этот символ насквозь пронизан искренностью, способный творить чудеса. Он находится в гармонии со всеми людьми и окружающим миром.

Темы, проблемы

В анализируемом стихотворении на первом плане находится христианская тематика.

Основной темой выступает вера. Поэт рассказывает, насколько сильной может быть истинная вера и молитва. Простые на первый взгляд слова, оказывают сильное действие, направленное на исцеление душевных ран. Благодаря молитве исчезают сомнения человека, его переживания и страхи. Но это все происходит лишь при искренней вере человека, а не когда он просто повторяет вслух заученные слова.

Ещё одной темой стихотворения «Молитва» можно назвать поиск душевного равновесия, гармонии и спокойствия. Лирический герой одинок, он ищет смысл жизни, что так свойственно направлению Романтизма и так близко самому Лермонтову. Его очень часто одолевает тревога и тоска, он начинает сомневаться, что приводит к тяжелым мыслям. Данному гнетущему состоянию автор противопоставляет светлое ощущение, которое возникает после искренней молитвы.

Весь текст стихотворения пронизан светлым, радостным настроением. Это происходит благодаря четкому описанию душевного состояния лирического героя.

Средства выразительности

В стихотворении «Молитва» Михаил Юрьевич использует различные тропы, благодаря которым поэт более четко и ярко передает душевное состояние лирического героя, а так же выражает основную мысль произведения.

Огромное количество эпитетов, которые сумели соединить в себе простоту и возвышенность. Использование метафор помогает поэту передать душеное состояние лирического героя. Фразеологизм так же вносят свою лепту в данный текст – он передает то самое состояние, которое возникает после прочтения слов молитвы.

Основная мысль

Главной мыслью произведения становится сила молитвы. Ведь именно она может утолить человеческие печали, горести и подарить покой и умиротворение. Она защищает нас от тревог, метаний и тоски.

На момент написания стихотворения Михаил Юрьевич является уже зрелой, сформированной личностью, чьи духовные позиции были давно и прочно сформированы. Его отношение к христианским ценностям формировалось на всем жизненном пути, что имело свое отражение в творчестве. В стихотворении «Молитва» он доносит до читателя всю силу веры, которая помогает выбраться из жизненных передряг.

Сам факт обращения к Всевышнему, искренняя вера в молитву, которая исходит от самого сердца, помогает избавиться от душевных терзаний, тоски и печали.

Пример анализа 3 Два факта из биографии автора связаны с появлением «Молитвы». В 1839 г. поэт получил в подарок от князя Одоевского Евангелие и сборник средневековых текстов духовного содержания, переведенных с греческого языка. Даритель предложил поэту чаще обращаться к христианской литературе. Примерно такие же слова Лермонтов услышал от Марии Щербатовой, женщины с «детской верой» в Бога. Красавица княгиня посоветовала своему поклоннику молиться, чтобы избавиться от тоскливого настроения. Стихотворение стало поэтическим ответом-откликом на простые, но мудрые рекомендации близких людей.

В центре авторского внимания — движения души лирического героя: от печали и сомнений к просветлению и умиротворению. Позитивная метаморфоза возможна, если заручиться помощью «живых слов» «молитвы чудной».

Состояние мучительной грусти, заявленное в первых строках, передается на фонетическом уровне: ассонанс основан на преобладании гласного звука «у». Душевный дискомфорт героя, граничащий с физическим недомоганием, подчеркнут глаголом «теснится».

В центральной части произведения развивается мотив силы слова, освященного верой. Автор аккумулирует лексику с религиозно-возвышенной положительной семантикой: «чудная», «благодатная», «святая прелесть». Искренность является главным качеством исцеляющего слова. Мощь «живых речей» непостижима для человеческого разума — это подчеркивает определение «непонятная» — однако сердце способно почувствовать высшую гармонию, к которой причастны испытанные временем словесные формулы.

В последних двух катренах изменяется фонетический строй стихотворения: на смену звукам, передающим сердечные терзания и тревогу, приходит ассонанс с опорой на «и», «а». Душа героя постепенно освобождается от тяготящего груза, что демонстрируется изменениями в звуковых акцентах произведения.

Финальный катрен описывает исцеляющий эффект искренней молитвы. Чтобы изобразить чувства лирического субъекта, поэт обращается к однородным безличным конструкциям — приему, характерному для лермонтовской поэтики. Безличные глаголы и примыкающие к ним наречия образуют антитезу с лексемой «теснится», появившейся в начальных строках.

Противопоставление несет две важных функции. С его помощью яснее и убедительнее выглядит способ избавления от уныния, а также обрамляется поэтический текст, замыкая общую композицию. Анафоры, которыми изобилует последнее двустишие, привлекают внимание к новому состоянию души лирического «я» — легкому, свободному, просветленному.

  • История создания – стихотворение написано в период знакомства Лермонтова с княгиней Щербатовой, которая оказала существенное влияние на его взгляды, литературные и духовные.
  • Тема – сила и роль молитвы в жизни человека.
  • Композиция – три строфы, объединённые лирическим монологом героя.
  • Жанр – лирическое стихотворение.
  • Стихотворный размер – трёх- и четырёхстопный ямб, рифмовка перекрёстная, рифма мужская чередуется с дактилической.
  • Метафоры – “сила слов”, “теснится грусть”, “дышит святая прелесть”
  • Эпитеты – “сила благодатная”, “слов живых”, “молитва чудная”, “святая прелесть”.

Сила святого слова

Ключевский написал статью «Грусть», рассказывающую о творческой деятельности М. Ю. Лермонтова. Где автор старается доказать, что размер ритмичности и рисунок интонации поздних произведений поэта на самом деле стоит рядом с народной верой. Основную тональность стихов Ключевский определил словами «грусть-тоска» и рассматривал стихотворца в качестве первопроходца в новом ощущении мира, показанного в стихах поэта и соединяющего в себе основы романтики и православия.

Такие истинные основы национальной духовности также проявляются в обращении поэта к Божьей Матери наравне с народом. В стихотворении 1839 г. не показано, к кому именно обращается поэт, но его интонация больше походит на взывание к Святой Богородице. Основное внимание обращено на образ «созвучья слов живых», плавно переходящий в «молитву чудную».

В основном Лермонтов желает выразить замысловатое очарование и силу священных изречений. Как раз поэтому не столь важно, кому адресованы строки и о чём они. Намного важнее совсем иное — эффект, полученный после прочтения молитвы, которая исходит из недр груди страдальца. Поразительное внутреннее облегчение, освобождённое горестью раскаяния, стихотворец в итоге осознал только на закате своего существования.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]