История Успенского собора
Главный храм времён Владимиро-Суздальской Руси, в котором на княжение венчались московские и владимирские князья, включён в перечень объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. Этот уникальный памятник XII в., в котором сохранились подлинные работы Андрея Рублёва, ныне является государственным музеем – заповедником.
Первоначальный храм 1158-1169 года
Успенский собор во Владимире строился при Андрее Боголюбском, мечтавшем сделать его главным храмом Руси. Церковь возводили не только мастера со всех русских земель, но и иноземцы. Немецкие строители были присланы лично Фридрихом Барбароссой. Из Киева прибыли специалисты по кирпичной кладке, из Приднепровья — мастера белокаменной техники, из Греции и Галича — золотильщики. Место было выбрано в южной части города, на Клязьме.
Строительство началось в 1158 году, 5 апреля. Здание из известняка, украшенное белокаменной резьбой, поднялось на 5 метров выше Софийского храма в Киеве. Уже к 1160 году здание церкви было полностью отстроено, в 1161-м — расписано. Вверх устремился четверик, обшитый листами из золочёной меди. Высота центральной главы составляла 32,3 метра. С трёх сторон были устроены входные порталы, фасад декорирован сложными пилястрами и по горизонтали расчленён арочным фризом на два яруса.
Попавшие внутрь сравнивали великолепие собора с храмом Соломона в Иерусалиме. Золотые и серебряные люстры отражались в плитах из мозаики, которые покрывали пол. Они были сделаны из меди и цветной майолики. Своды и стены храма были расписаны фресками, а над алтарём возвышалась площадка для чтения проповедей, выполненная из золота и серебра.
Рисунок 1. Первоначальный вид Успенского собора во Владимире
Перестройка собора в 1186-1189 годах
В 1185 году в городе случился пожар, и Успенский собор серьёзно пострадал. Зодчие отреставрировали здание, укрепив его пилонами и обнеся вторым рядом каменных стен. Новый «футляр» с южной, северной и западной сторон был присоединен с помощью арок. Помимо образовавшихся боковых галерей, была увеличена площадь алтаря, собор стал более вместительным (30,8 х 30 м) и пятинефным.
Реставрацией на протяжении 4 лет занимался младший брат Андрея Боголюбского, князь Всеволод по прозвищу Большое Гнездо. Годом создания собора считается 1158-й, но в северной галерее захоронены оба брата, которых почитают как создателей святыни.
Дальнейшая история собора
Многострадальный храм перенес тяготы монголо-татарского нашествия. Известны события, когда Батый после взятия Рязани устремился во Владимир. Это случилось в 1238-м. Жители оказали героическое сопротивление войскам татарского хана, однако не смогли удержать город. Семья епископа Митрофана, княгиня Агафья Всеволодовна и многочисленные защитники укрылись в Успенском соборе. Батый отдал приказ поджечь собор, обложив его брёвнами. Находившиеся внутри люди приняли мученическую смерть, задохнувшись в дыму.
Храм во Владимире выстоял, однако серьёзно пострадали стены и особенно живопись. Были разграблены и уничтожены святые реликвии. Восстановление церквей и величия Руси началось после победы на Куликовом поле. Князь Василий, сын Дмитрия Донского, в 1408-м пригласил двух известных мастеров — Даниила Чёрного и Андрея Рублёва, которые вновь расписали стены собора фресками.
Во 2-й половине XVIII в. Владимир посетила Екатерина II, выделившая деньги на обновление собора. 14 тысяч рублей были потрачены на иконостас, выполненный в стиле барокко. На протяжении XVIII–XIX вв. внешний вид храма также претерпел серьёзные изменения. Была построена колокольня с золочёным шпилем, которая соединялась с собором приделом в честь Георгия Победоносца.
В конце XIX–XX вв. в соборе осуществлялась научная реставрация, в результате которой восстановлены фрески Рублёва, покрыты позолотой купола, очищен белый камень. Последний раз работы проводились в 70-80-е гг. XX столетия.
Места духовной силы Владимирщины
Владимир – духовный центр России. Именно отсюда столица была перенесена в Москву, поэтому вся сила и слава русского народа начинается здесь.
Сегодня ни один турист или паломник не обходит стороной владимирские земли, и это в том числе благодаря деятельности губернатора Светланы Орловой.
Туристы с удивлением узнают, что тут, под боком у Москвы, так много удивительного. Здесь построены памятники белокаменного зодчества, которые входят в список Всемирного наследия Юнеско. В наших краях жили многие известные на весь мир православные святые.
Руководитель паломнической службы Владимирской епархии протоиерей Анатолий Сегеда и его заместитель Мария Федотова рассказали мне о пяти местах духовной силы нашей земли.
Храм Покрова на Нерли – визитная карточка России. Один из самых знаменитых храмов в мире. В этом году исполнилось 25 лет, как это белокаменное чудо включили в список всемирного наследия Юнеско. Тысячи туристов со всех уголков планеты приезжают на него посмотреть.
Памятник архитектуры никогда не перестраивался, несмотря на то, что ему более 850 лет.
Этим сохранил свою уникальность.
Храм построен Андреем Боголюбским в честь праздника «Покров Пресвятой Богородицы». Престол в церкви освящен. Там ведутся богослужения. Рядом с белокаменным собором расположен еще один храм – Трех святителей.
— Два храма — это уже архиерейское подворье,
— рассказывает Мария. —
Подготовительная ступень перед тем, как это место станет монастырем.
Чтобы попасть в храм, нужно пройти пешком полтора километра по знаменитому Боголюбовскому лугу.
Как любой уважающий себя владимирец, я посетил «Жемчужину Святой Руси» (так принято называть церковь Покрова на Нерли). Хочу сказать, что расстояние абсолютно не чувствуется. Более того, я даже не поверил, что прошел три километра, если учесть дорогу туда и обратно.
— Так и есть
, — поддерживает меня Мария. –
Если человек приходит с определенными мыслями, он проходит дорогу легко и не устает. В храме Покрова на Нерли чувствуется особая атмосфера, отличная от других храмов. Там какая-то особая тишина и покой. Прихожане просят заступничества, Покрова, чтобы Богородица, как наша любящая мать, укрывала нас от всяких наветов, помогала нам и защищала. Церковь Покрова на Нерли — место уединенной молитвы. Андрей Боголюбский специально повелел построить данный храм позади от города.
Легенда гласит, что Храм Покрова на Нерли князь возвел в память о своем сыне Изяславе, который погиб в битве с волжскими болгарами.
Церковь стоит на слиянии рек Нерли и Клязьмы как знамение о совместном княжении Владимирской и Суздальской земель.
Ризоположенский монастырь в Суздале
Обитель примечательна своей огромной колокольней – высотой 72 метра. Самая высокая точка города. Как говорят местные жители, не подняться на Преподобенскую звонницу и не посмотреть на панораму города – все равно что не побывать в Суздале.
Монастырь основан в начале 13 века. Главная святыня здесь — Ризоположенский собор.
Самой выдающейся насельницей обители считается преподобная Евфросиния – дочь черниговского князя Михаила.
Юная Евфросиния ехала на собственную свадьбу в Суздаль. По одной из версий она должна была выйти замуж за брата Александра Невского, по другой – за суздальского боярина. В дороге княжна узнала, что ее жених умер. По приезде в город девушка решила уйти в Ризоположенский монастырь.
— При жизни по молитвам матушки Евфросинии было совершено много чудес
, — продолжает рассказывать Мария. –
Во время татаро-монгольского нашествия город был сожжен за исключением Ризоположенской обители. Монастырь охватил густой туман, и враги его не заметили. В эти тяжелые годы к праведной Евфросинии ехали за советом со всей Руси. Матушка принимала всех.
Она обладала даром прозорливости.
Монахиня предсказала смерть своего отца в Золотой Орде. Позже свою собственную кончину.
В советские годы мощи святой находились в музее, затем на протяжении 20 лет пребывали в расколе. Несколько лет назад мощи преподобной Евфросинии вернули в Ризоположенский монастырь.
— Я присутствовала на службе, когда ее мощи передавали в собор.
Когда открыли раку с мощами, храм наполнился очень сильным благоуханием.
От реликвии исходили очень тонкие ароматы, как от полевых цветов. Вчера я снова была в этом монастыре, прикладывалась к мощам святой преподобной Евфросинии. Запахи настолько сильные… Ощущение, что приложилась к цветам.
Обитель была разделена на два монастыря: Ризоположенский девичий и Троицкий вдовий. После революции монастырь закрыли. Со знаменитой звонницы сбросили колокола, а Троицкий храм взорвали. Из Ризоположенского собора сделали электростанцию. Сретенский трапезный храм стал для местных жителей клубом…
Сейчас монашеская жизнь возрождается, но не вся территория занята сестрами. По соседству с действующим храмом работает спортивная школа и тренажерный зал. Здесь же расположена гостиница и общежитие для студентов реставрационного училища.
Свято-Успенский монастырь в Александрове
Монастырь основан в знаменитой Александровская слободе. Все знают, что на этом месте находилась резиденция самого Ивана Грозного. После отъезда царя в слободе началась монашеская жизнь. Очень часто в Свято-Успенский монастырь ссылались знатные женщины из княжеских и боярских родов.
Одной из них была царевна Марфа Алексеевна – родная сестра Петра Первого.
Сегодня богослужения проходят в Троицком соборе – самом древнем в обители. Конечно, верующим храм интересен не только архитектурой 16 века, но в первую очередь своими святынями.
— В Свято-Успенском монастыре находятся мощи преподобного Корнилия Александровского Чудотворца,
— сообщает Мария. —
Отец Корнилий жил в 18 веке, и был духовником дочери Петра Первого — императрицы Елизаветы Петровны. Его даже не хоронили, пока она лично не приехала с ним проститься. Было жаркое лето, покойного не погребали две недели, и тело сохранило свежесть. Преподобный Корнилий прославился как известный духовный руководитель, который наставлял не только обычных монахинь, но и саму императрицу.
Преподобный Корнилий и его ученик Лукиан основали Лукиановскую пустынь – 15 километров от Александрова. Сегодня – это действующий мужской монастырь.
С начала 90-х годов в Покровском и Успенском храмах на территории слободы расположены музеи. Помимо этого, игуменья Иоанна с другими монахинями воссоздали келью преподобного Корнилия.
Храм Параскевы Пятницы. Гусь-Хрустальный район
Храм, в котором до сих пор нет электричества. Единственный источник света – свечи. Там сохранился иконостас, древние иконы, паникадило с подсвечниками. Столь необычная церковь расположена на границе Владимирской и Рязанской областей, в селе Пятница. Церковь была построена отнюдь в непростое для России время – 1924 год. Гонения верующих и отрицание Бога.
— В 17-18-е годы закрывают храмы,
— рассказывает Мария. —
В 19-ом изымаются церковные ценности. В 22-ом вскрывают мощи святых. Все разрушается, а тут в 24 году строят деревянный храм! В этом приходе совершенно — особая атмосфера. Кажется, что ты попал в дореволюционную Россию. Дело не только в отсутствии электрического света. Здесь служили святые люди.
Не так давно, еще в 1972 году, в Пятницком храме служил священник Петр Чельцов. Сейчас он уже причислен к лику святых, и его мощи покоятся в той самой церкви, где он вел литургии. По наставлениям нашего современника сейчас живут многие владимирские священники.
Подобно оптинским старцам отец Петр принимал по 100 и более человек в день. Священник обладал даром предвидения.
— Святой праведный Петр Чельцов относится к сонму новомучеников. Он прошел многочисленные Соловецкие лагеря особого назначения, и остался жив. В 55 году священник оказался в том самом селе — Пятница, где служил до самой смерти.
Сложную жизнь преподобного Петра предвидел оптинский старец отец Варсанофий.
При встрече с еще юным Петей Чельцовым монах благословил его иконой Божией Матери «Утоли моя печали».
Таким образом предзнаменовал юноше его жизнь. Сейчас эта икона одна из главных святынь в селе Пятница. По словам очевидцев, мощи святого праведного Петра остались нетленными.
Петр и Феврония. Муром
Наши покровители семьи, любви и верности. Князь Петр и княгиня Феврония жили в 13 веке. Они стали образцовым примером супружеской жизни. С 1992 года мощи святых праведных Петра и Февронии покоятся в Свято-Троицком Муромском монастыре.
К покровителям семейного счастья ежегодно приезжают тысячи паломников.
Многие семьи воссоединились по их молитвам, а кто-то нашел свою вторую половину. О святых праведных князьях есть легендарное придание.
— В Муроме правил князь Павел, — рассказывает Мария Федотова. – Он был женат. Во время его отсутствия к княгине повадился летать змей. Чудовище принимало образ Павла и искушало княгиню. Женщина все рассказала мужу. Князь Петр – родной брат Павла решил помочь близким. Взяв Агриков меч, он убил змея. Кровь гада поразила кожу Петра. Молодой князь покрылся язвами и струпьями. Его исцелила простая девушка по имени Феврония. Петр выздоровел, но вскоре снова покрылся язвами. Феврония вновь исцелила Петра особыми мазями. Девушка покорила князя внешней красотой и своей необыкновенной мудростью. Князь женился на Февронии вопреки запретам бояр. Она была простолюдинкой.
Со временем Петра и Февронию начали обвинять во многих злодеяниях, которые они не совершали, и выгнали из Мурома.
Супруги прошли через все испытания, и остались вместе.
У праведных Петра и Февронии было трое детей. Этому есть исторические подтверждения.
Их дочь вышла замуж за сына Всеволода Большое гнездо – Святослава, который является покровителем города Юрьев –Польского.
— Последние дни своей жизни Петр и Феврония провели в монастырях,
— заканчивает рассказ Мария. —
Петр — в мужском. Феврония — в женском. Накануне кончины Петр видел пророческий сон. За благочестивую жизнь князь получил дар прозорливости. Он предупредил Февронию, что скоро придет их смертный час. Феврония в это время уже вышивала надгробную пелену. Когда княгиня в последний раз воткнула иголку в ткань, сделала завершающий стяжок, одновременно закончились ее жизнь и жизнь Петра. Они умерли в разных монастырях, в один день, час, в одну минуту.
Петр и Феврония завещали похоронить их в одном гробу. Люди сочли такое погребение недопустимым для монахов.
Их тела положили в разных обителях. На следующий день тела супругов чудесным образом оказались вместе.
Петр и Феврония покоятся в одной раке по сей день. На территории монастыря есть святой источник имени Петра и Февронии Муромских.
Современное состояние собора
Сегодня крестово-купольный пятиглавый храм соединяет в своём облике два строительных этапа: древнее трёхнефное ядро и равные ему по площади двухъярусные галереи, образовавшие два дополнительных нефа.
Рисунок 2. У алтаря
Архитектура и убранство собора
Объёмно-пространственное решение святыни — четверик с хорами, которые имеют позакомарное покрытие. Завершаются они шлемовидными главами. Полукруглые апсиды находятся на одном уровне с четвериком, внутреннее пространство которых заполнено шестнадцатью столпами.
Фасады разделены на прясла полуколоннами, каждый участок стены также имеет позакомарное завершение. Окна щелевидной формы и умеренное украшение двухъярусного фасада рельефами лишь подчёркивают красоту белого камня. Он использовался и для фундамента, в основе которого положены несколько рядов булыжников. В архитектуре собора можно видеть сочетание элементов классики (спаренные колонны колокольни) и псевдоготики (стрельчатые арки). Общий стиль храма носит название русской романики.
Что расположено внутри
Собор поражает своим великолепием. Молельня украшена скульптурами людей и животных. В хоры храма путь лежит через лестничную башню, которая примыкает к западному пряслу. Стены гладкие, но их лаконичность разбавляют рельефы из святилища Андрея Боголюбского. С юго-западной стороны можно видеть фигуры двух святых — Артемия и Авраамия. Они расположены на заиконостасных столпах.
Внутри восхищает буквально всё: обилие золота и серебра, мозаичные полы, деревянные двери с декоративными элементами, вычурный барочный стиль.
Иконостас
Это архитектурное сооружение впечатляет своими грандиозными размерами — его высота более 20 метров. Имеющий пирамидальное построение, иконостас выполнен в три яруса: местный, деисусный и праздничный. Он включает 123 иконы, написанные на липовых досках масляными красками. Каждая является произведением искусства. Деисусный ярус представлен пятнадцатью трёхметровыми иконами, разделёнными профилированными поясами (по горизонтали) и колонками с пилястрами (по вертикали).
Завершением иконостаса служит горельефное изображение Саваофа с восемью скульптурами ангелов, которые увенчивают композицию с разных сторон. Художественную ценность представляет также изображение «Благовещенья» с резными царскими вратами. Резьба в виде цветочных гирлянд, листьев аканфа, плодов винограда и граната очень объёмна, из-за чего создаётся игра света, дополняемая бликами золота.
Рисунок 3. Внутреннее великолепие собора
Святыни, реликвии
Почти 90% настенных росписей выполнены в XIX в., однако в результате реставрации были обнаружены и восстановлены фрагменты композиции, принадлежащей Андрею Рублёву. Это «Страшный суд» 1408 года.
Важно. Храм долгое время оставался местом хранения Владимирской иконы Божией матери, привезённой ещё Андреем Боголюбским к открытию святыни из Вышгорода. Икона руки евангелиста Луки, на которой Богородица изображена за трапезой вместе с Иосифом Обручником и сыном Иисусом, находилась в соборе до 1395 года. Сегодня её можно увидеть в храме при Третьяковской галерее.
В отдельной раке хранятся святые мощи Андрея Боголюбского, а в некрополе Успенского собора можно также обнаружить высохшие останки других великих князей — младшего брата Всеволода, Юрия Всеволодовича, Глеба Муромского и других. Здесь же погребения более 40 представителей княжеского и архиерейского сословий. Для этих целей в галерее оборудованы специальные ниши. Среди погребённых митрополит Максим, известный тем, что перенёс во Владимир кафедру из Киева. Это произошло в 1299 году.
Интересные факты об Успенском соборе
Православный храм был действующим всегда, исключение составляет послереволюционный период. С 1917 по 1944 год службы не проводились, однако прихожане и священники успели отличиться в годы Великой Отечественной и получить награду от И. Сталина. Им удалось собрать огромное количество ценностей, которых хватило на целую танковую колонну.
Интересные факты связаны также с иконой Владимирской Божией матери, у которой на княжение венчались Дмитрий Донской и Александр Невский — два выдающихся русских полководца. По легенде, святыню подняли в воздух и облетели с ней на самолёте вокруг Москвы накануне решающих сражений за столицу. И сделано это было по приказу Сталина.
Полезные советы для посетителей
Поклониться святым мощам во Владимире, побывать в уникальном памятнике белокаменного зодчества XII в. и отстоять службу в город стекается огромное количество паломников и туристов. Учитывая, что храм является не только музеем-заповедником, но и действующей церковью, следует соблюдать ряд правил:
- Не брать с собой животных.
- Отключать мобильные телефоны.
- Не допускать нецензурную лексику.
- Не курить на территории храма.
- Одеваться соответственно для посещения святого места.
Вход в музей-заповедник платный, фотографирование запрещено.
Рисунок 4. Успенский собор на реке Клязьме
Как добраться до Успенского собора во Владимире
Колокольня на территории храма считается географическим центром города Владимира, хотя никто не считал расстояние специально. Адрес Успенского собора: ул. Большая Московская, 56. Это в шаговой доступности от авто и железнодорожного вокзалов. Следует спуститься по Коммунальному спуску и повернуть налево. Время в пути составит 15-20 минут.
Режим посещения
Храм открыт для посетителей шесть дней в неделю: с 7-00 до 20-00. Нерабочим днём является понедельник. Групповые экскурсии проводятся с 13-00 до 16-45 в перерыве между дневными и вечерними службами. Их расписание зависит от церковного календаря.
Успенский собор за свою историю пережил многое. При этом продолжает духовно напитывать прихожан через Слово Божие. Любой посетитель имеет здесь возможность проникнуться не только историей русской земли, но и прикоснуться к истокам православия.
Молитвы
Тропарь, глас 4
Днесь светло красуется Пресвятыя Богородицы избранный град / и с ним вси концы земли Владимирския торжествуют, / память совершающе богопрославленнаго великаго лика святых, / в подвизех Православныя веры издревле во уделе сем Богу угодивших, / и к ним с любовию вопиют: / о, предивнии Христу Богу молитвенницы, / венцы пресветлыми от Него увенчанныя, / мир и благоденствие отечеству вашему испросите / и душам нашим велию милость
.
Кондак, глас 4
Яко звезды пресветлыя Церкве Российския,/ исповеданием Православный веры в той возсиявшии,/ вси святии земли Владимирския:/ Богомудрии святителие и благовернии князи,/ преподобнии отцы и матери,/ страстотерпцы и праведницы,/ Христу Богу усердно молитеся,/ грехов оставление даровати/ любовию чтущим святую память вашу
.