Этот цветок был известен всюду и любим всеми — и в Древней Греции, и в Средневековой Европе, и в наше время. Его латинское имя «Bellis perennis» используется в науке — в ботанике и фармакологии, его греческое имя «Margarites» знают все просто как женское имя. Его любили короли, рыцари и простолюдины. Этот цветок удостоился создания о нем древних легенд, он присутствует на картинах великих старых мастеров и в шедеврах поэтов и трубадуров. Как оракул, он утешал бедных девушек, заговаривавших судьбу нетерпеливым вопросом: «любит — не любит…». А незадолго перед революцией 17 года в странах Северной Европы (в Швеции, в России и Финляндии) этот цветок стал одним из символов первомайского весеннего тепла и блага, когда можно было попытаться забросать горе не шапками, а цветами. Этот цветок — европейская сестра нашей ромашки, маргаритка.
Цветок пресвятой Девы Марии
I
Существует очень красивая легенда о происхождении этого небольшого беленького или розоватого, образующего прекрасные бордюры на наших клумбах и красивые группы на зеленом газоне цветочка.
Рассказывают, что Пресвятая Богородица, желая однажды зимою доставить удовольствие маленькому Иисусу и подарить ему венок из цветов, не найдя ни одного на побитых холодом полях, решила сделать их сама искусственно из шелка. И вот, выделывая различные цветы, она сделала одни, которые особенно понравились младенцу Иисусу. Это были маленькие маргаритки, сделанные из желтой шелковой материи и толстых белых нитей. Приготовляя их, Пресвятая Богородица не раз колола себе пальцы иглой, и капли крови ее окрасили местами эти нити в красноватый или розоватый цвет. Вот почему кроме белых лепестков встречаются и розоватые и на нижней стороне они часто бывают окрашены в красный цвет.
Цветы эти так понравились младенцу Иисусу, что он хранил их всю зиму, как драгоценность, и когда наступила весна, высадил в долине Назарета и стал поливать. И вдруг искусственные цветы эти ожили, пустили корни, стали расти и, разрастаясь все более и более, переселяясь из одной страны в другую, вскоре разрослись по всей земле. И теперь, как бы в воспоминание об этом чуде, цветут эти прелестные цветочки с ранней весны до глубокой осени, и нет в мире страны, где бы их нельзя было встретить.
II
По другому сказанию маргариток также называют «цветками Пресвятой Девы Марии» и о происхождении этого названия рассказывают следующее.
Когда Пресвятая Дева Мария по получении от архангела Гавриила благой вести, отправилась сообщить об этом своей родственнице Елизавете, то ей пришлось долго идти по горам и долинам Иудеи. И вот, когда она проходила по полям, то всюду, где только нога будущей Божьей Матери касалась земли, всюду вырастали маленькие блестящие белые цветочки, так что весь путь ее, обозначаясь ими, образовывал как бы целую цветочную дорожку. Цветы эти и были наши скромные белые маргаритки. Белые, окружавшие в виде сияния лепестки их напоминали славу Божию, а золотая середина — священный огонь, горевший в сердце Марии.
III
По другому же варианту дело произошло так.
Когда Пресвятая Дева Мария, будучи еще ребенком, смотрела ночью на небо, усеянное бесчисленными блестящими звездами, то высказала желание: как хорошо было бы, если бы все эти чудные звезды сделались земными цветами и она могла бы с ними играть.
Тогда звезды, услышав это пожелание, сейчас же отразились в покрывавших наземные растения блестящих каплях росы, и когда на другое утро солнце озарило землю, она вся была усеяна, как звездами, белыми цветочками. Пресвятая Дева была в восхищении, украсила ими себя и сказала, что они вечно будут ее любимыми цветами и пусть называются цветами Марии.
С тех пор, заканчивает сказание, цветы эти заключают в себе счастье, и их вопрошают о нем, пересчитывая и обрывая их лепестки.
Таковы христианские легенды о происхождении маргаритки, но цветок этот имеет еще и языческие.
LiveInternetLiveInternet
Воскресенье, 07 Июня 2022 г. 21:58 + в цитатник
На счет любимых цветов Божьей Матери до сих пор ходят споры. Приверженцы разных легенд приносят разные растения в дар церкви. Около икон Богородицы можно часто встретить белые розы, орхидеи, лилии и хризантемы. И неудивительно, белый цвет носит в христианстве сакральное значение, нетронутости и духовного совершенства. Именно этими качествами обладала Святая Мария, и эти цветы приносят к ее изображениям верующие. Однако изображаемые на святых иконах цветы не обязательно любила сама Богоматерь. По ряду старинных преданий, предположительные любимые цветы Марии — лилии. По одной из версий, Гавриил держал в руках белую лилию, когда посланник Божий явился Марии с новостью о беременности. Однако существует другая легенда насчет лилий. По ней, цветы стали впервые расти на земле в тех местах, где на нее падали чистые слезы раскаяния Евы. Она уже была изгнана вместе с мужем из чудесного божественного сада и очень сожалела о совершенном проступке. Увидев это, Господь свершил чудо и сотворил из слез грешницы прекрасные цветы. Тогда, выходит, к Святой Марии они не имеют отношения.
На самом деле молодая мама Иисуса сделала свои любимые цветы своими руками. В момент рождения первенца на улице стояло холодное время года, никакой растительности и быть не могло в такую пору. Для того чтобы развлечь малыша, Богоматерь из того, что нашлось под рукой, стала делать маленькие цветочки. Она хотела сделать их белыми в знак непорочности новорожденного, но когда рукодельница сшивала тканые лепестки, часто отвлекалась на малыша и сильно исколола пальцы до крови. В результате цветочки получились не белого, а красного цвета. Младенца это вообще не расстроило. Он долго разглядывал их, лежа в колыбели. Подросший Христос продолжал крутить в ручках мамин подарок, он просто обожал простенькие цветы, которые сейчас мы знаем, как маргаритки. Однажды он решил посадить искусственные цветы в землю и сила его веры была настолько велика, что цветы принялись, пустили корни и зацвели с новой силой. Все соседи приходили полюбоваться на невиданные растения и искренне удивлялись такому чуду Господа Бога. Эта красивая легенда очень похожа на правдивую историю. Многие молодые мамы делают игрушки своими руками для малюток, особенно если стеснены в средствах. А вот чуду их оживления научного объяснения не находится, впрочем как и подтверждения. Но они и не нужны, ведь в чудо нужно просто верить. А в церквях порой у иконостаса среди белоснежных букетов из дорогих цветов можно увидеть маленькие, простенькие красные цветочки. Они словно капельки крови из израненных пальцев Девы Марии падают на белоснежный холст из орхидей, роз и лилий. Источник [/td]
Рубрики: | Разное |
Процитировано 1 раз Понравилось: 2 пользователям
Нравится Поделиться
0
Нравится
- 2
Запись понравилась - Процитировали
- 0
Сохранили
- Добавить в цитатник
- 0
Сохранить в ссылки
Понравилось2
0
Дохристианские легенды
Латинская легенда о Bellis perennis
— вечной красавице Латинская легенда говорит: когда однажды прелестная лесная дриада Белидес плясала и резвилась с возлюбленным своим Эфигеем, то обратила на себя внимание этрусского бога времен года — престарелого Вертумна, который хотел во что бы то ни стало увести ее с собой.
В отчаянии и бессилии бедняжка, не зная, что делать, как отвязаться от неотступно преследовавшего ее старика, обратилась с мольбой к бессмертным спасти ее, и боги, сжалившись над ней, превратили ее в хорошенький полевой цветок. Цветок этот получил название Bellis perennis — вечной красавицы, которым теперь и обозначают нашу маргаритку в науке.
Древнегреческая легенда.
По другой легенде, она возникла из праха Альцесты, жены фессалийского царя Адмета, которая пожертвовала своей жизнью, чтоб спасти жизнь мужа.
Адмет этот был любимцем Аполлона, который упросил богинь судьбы Мойр не дать ему умереть в назначенный час, если кто-либо другой согласится принять за него смерть. Когда же настает час его смерти, никто из друзей не решается за него умереть. Даже престарелые родители, и те не хотят пожертвовать ради него свою жизнь. Только верная жена его Альцеста отказывается от полной радости жизни и умирает за него. Тогда Геркулес, зашедший к нему во время совершения своих подвигов, узнав случайно об этом великом самоотверженном и великодушном поступке, решается во что бы то ни стало возвратить ее снова к жизни. Он отправляется в Аид и добивается у Танатоса, бога смерти, чтобы он опять вернул ее на землю; но так как в человеческом виде она не может уже вернуться, то появляется в виде цветка — маргаритки.
Скажем кстати, что название свое цветок получил от греческого слова margarites, обозначающего «жемчужина», так как покрывающие зеленые луга бесчисленные ее белые цветочки действительно кажутся как бы жемчужинками.
Маргаритка в Германии и России
В северных сагах маргаритка посвящалась богине весны, и гирляндой из ее цветов обвивали каждую весну кубок этой богини. Кроме того, цветы ее приносились в жертву богине любви — Фрее, и потому ей давали нередко название цветка любви и невесты солнца.
В этом последнем названии и приношении цветка в жертву богине любви кроется, по мнению многих ученых, и происхождение известной всем роли этого цветка как любовного оракула. Эту роль цветка для гадания — «любит, не любит» маргаритка, по-видимому, начинает играть уже с незапамятных времен и притом не только в одном каком-либо отдельном государстве, а почти во всех западноевропейских, исключая разве Англию. В немецком языке существует даже особое ее народное название — «Maasliebchen», т. е. мерка любви, которое ведет свое начало с древних времен и имеет своей основой старинную детскую игру, соединенную с обрыванием ее лепестков.
Зайдя далеко в лес или поле и боясь, как бы родители их не стали бранить, дети в Германии обыкновенно брали, да и теперь берут такую маргаритку и, обрывая ее лепестки, гадают, будут ли их бранить дома или нет, приговаривая: «Побои, брань, добрые слова». И то слово, при котором будет оборван последний лепесток, и должно обозначать, что их ожидает.
Словом, делают то же самое, что, мы видим, теперь делают наши молодые люди (особенно барышни), обрывая лепестки и приговаривая: «Любит, не любит, плюнет, поцелует, к сердцу прижмет, к черту пошлет», и что было выведено еще Гете в «Фаусте», когда, гуляя в саду с Фаустом, Маргарита срывает маргаритку и, обрывая ее лепестки, шепчет: «
Он любит, нет: Он любит, нет; Он любит…»
Только в наше время оракулом этим служит чаще не маленькая маргаритка, называемая по-французски paquerette, а носящая во Франции название маргаритки красивая крупная, с желтой серединой и белыми крупными лучами полевая ромашка (по-русски — поповник), у которой и лепестков гораздо меньше, да и лепестки эти гораздо крупнее, так что, следовательно, и обрывать их легче, и результата можно добиться скорее. Если не ошибаемся, с такой же ромашкой происходит и сцена в «Фаусте».
Кроме Германии маленькая маргаритка играла роль любовного оракула также еще и среди сельского населения многих провинций Франции, и в Нормандии с незапамятных времен существует даже песенка: «Маргариточка, маленький цветочек, красный по краям и с зеленою каймою, открой (скажи) судьбу моей любви». Песенка эта сопровождалась обрыванием лепестков и гаданием по ним.
Особенно, однако, этот способ гадания судьбы был развит в средние века, когда вместо маргаритки часто прибегали даже к узелкам на случайно сорванной травинке, число которых также определяло судьбу, ожидающую гадающего.
Цветок рыцарей и трубадуров
Вообще маргаритка играла в это время немалую роль, особенно у рыцарей. И рыцарь, возлюбленная которого изъявляла согласие отдать ему свое сердце, получал право изобразить на своем щите маргаритку. Если же возлюбленная не хотела ему сказать ни «да», ни «нет», и только как бы склонялась к этому, то в ответ на выраженную им любовь, дарила ему венок из маргариток, который на средневековом языке цветов обозначал «я еще подумаю». И такой скромный, даже смешной, по нашему мнению, веночек вселял сильную надежду в сердце рыцаря, заставляя его сердце биться сильнее, а самого рыцаря — проявлять чудеса храбрости и жертвовать даже своей жизнью.
Особенно эта поэтическая, мечтательная любовь, заставлявшая совершать иногда поразительные подвиги и не щадить своей жизни, царила во времена трубадуров, когда поклонение даме сердца достигло, так сказать, своего апогея. В это время и возникла во Франции игра в откровенную маргаритку — гадание по ее лепесткам. Просматривая хроники того времени, то и дело наталкиваешься на рассказы об этих гаданиях. Кроме того, даже и само изображение маргаритки, ввиду, быть может, одинаковости ее названия с именем многих отличающихся в средние века своей красотой или какими-нибудь другими качествами женщин, считалось в это время верхом изящества и выражения почтения.
Так, рассказывают, что за торжественным обедом, данным Карлом Смелым в день его бракосочетания с английской принцессой Маргаритой, появилось чудо механики того времени — автомат в виде единорога. На спине этого сказочного животного находился леопард, державший в одной лапе щит с государственным гербом Англии, а в другой — маргаритку. Объехав вокруг стола, единорог остановился перед герцогом, и сопровождавший его рыцарь, вынув из лапы леопарда эту маргаритку, передал ее герцогу, сказав при этом остроумный, имевший отношение к принцессе и к цветку каламбур.
Подобный же рыцарский привет был высказан Маргарите, дочери Франциска I, когда, сочетавшись браком с Эммануилом-Филибертом Савойским, она прибыла на родину своего мужа. Как только она ступила на Савойскую землю, ей тотчас же поднесли от имени ее супруга изящную золотую, украшенную драгоценными камнями свадебную корзину, всю наполненную прелестными белыми маргаритками и обвязанную красивой розовой лентой с надписью: «Каждый цветок имеет свою прелесть (достоинство), но если бы мне представили на выбор сразу тысячу цветов, то я все-таки выбрал бы маргаритку».
Людовик Благочестивый соединил также этот цветок с именем своей жены Маргариты. Он приказал сделать распятие, которое поместил в виде герба на своем перстне, и окружить его венком из маргариток и лилий. Таким образом, перстень этот напоминал ему всегда о Спасителе, Франции и его дорогой жены.
С этой поры имя это сделалось среди принцесс любимым. Его носили герцогиня Анжуйская, мать Генриха VII, сестра Франциска I и другие. Его носит и мать итальянского короля, чрезвычайно популярная среди народа благодаря своему сердечному отношению к беднякам и их детям. В связи с ее именем и этой ее любовью к бедноте Мантегацца написал даже сказку о происхождении маргаритки.
Сказка Монтегацци
«Великое солнце, — говорит он, — ничто не любит так, как цветы, ни о чем так не заботится и ничто так не ласкает. И потому все растения в течение столетий всегда о чем-нибудь его да просили. Одни хотели быть крупнее, другие душистее, третьи желали иметь более красивые цветы… Только одно скромное растеньице, бледные белые цветочки которого, как звездочки, блестели на лугу, никогда не выражало никакого желания.
Это заметило однажды солнце, и оно, остановившись перед растением, спросило его: довольно ли оно своей участью и не желает ли чего?
— Спасибо, — отвечало растение, — я чувствую себя вполне счастливо таким, каким создал меня Господь. — Это прекрасно с твоей стороны, — сказало солнце, — но подумай, может быть, у тебя и найдется какое-либо желание, а мне очень хотелось бы его исполнить, если бы ты мне его выразила. — В таком случае, позволь мне во всякое время года цвести. Я радуюсь, когда меня срывают дети и играют со мной: я так люблю детей. — Пусть будет по-твоему, — отвечало солнце, — и так как ты среди всех цветов являешься единственным по своей скромности и походишь на жемчужину, то называйся отныне маргариткой.
Говоря это, солнце прикоснулось к ее цветам одним из своих лучей и оставило в середине желтый кружок как свою печать, а лепестки ее, разойдясь в стороны, образовали нечто вроде солнечного сияния.
Если гордые орхидеи, заключает свою сказку Мантегацца, украшают собой царские вазы, если дивные розы усыпают своими лепестками персидские ковры, то скромная маргаритка получает больше сердечных ласк, чем кто-либо, так как она живет среди народа и его детей, где радости реже, но зато сильнее и где чувство нежности не сделалось еще посмешищем…»
Маргаритка в Англии
Что касается Англии, то и там маргаритка пользовалась не меньшей любовью, чем и в остальной Европе.
В песнях шотландских бардов поется, что впервые маргаритка была принесена на землю рукою ангела, посадившего ее на могиле безвременно погибшего юноши. В одной из песен Оссиана, где он оплакивает смерть своего погибшего во время битвы сына, поется так: «0н взял звезду с неба и опустил ее на землю в том месте, где была погребена вся надежда родителей; и на этом месте вырос цветок-звездочка — маргаритка».
Чосер в своих стихах называет ее «Day’s eye» — око дня, так как действительно цветок этот, как известно, раскрывается одним из первых на восходе солнца. Из этого-то названия образовалось то нежное, ласкательно-уменьшительное имя «Daisy» (Дэзи), которое дают в Англии как женщине, носящей имя Маргарита, так и самому цветку.
Шекспир говорит о маргаритке в самых нежных выражениях: «Whose white investements figure innocence
» («ее белое одеяние изображает невинность»).
Другой известный английский поэт, Монтгомери, выражается о ней так: «The rose has but a summer reign, The daisy never dies…
» («Но роза царствует лишь одно лето, а маргаритка никогда не умирает»).
И правда, в сыром, но довольно теплом климате Англии, маргаритку можно видеть в цвету почти круглый год. Однако ввиду того, что маргаритка к в Англии является иногда предвестником весны, то, прежде чем весна в действительности появится, нужно, по мнению деревенских английских детей, ступить ногой на 12 маргариток. Их же еще более суеверные родители говорят, что если пропустить случай ступить ногой на первую маргаритку, которую увидишь весной, то маргаритки покроют тебя или кого-либо из твоих близких друзей прежде, чем окончится год.