Телеграм канал @ieshua.org
Image from rawpixel.com
И всё-таки, что же такое любовь? Телереклама и голливудские фильмы рисуют вымышленную картину сексуальных молодых мужчин и женщин, полных эйфории и “бабочек в животе”. Но что происходит, когда мы стареем? Когда у нас появляются морщины и болезни? Будет ли такая любовь продолжаться? Очевидно, что нет.
Нам всем знакомы эти волнующие чувства, но это не то же самое, что любовь. Чувства не длятся вечно, но любовь — это намного больше, чем чувство. Любовь — это решение. Любовь — это жертва. Любовь — это действие и мотивация.
Любовь жизненно необходима
Когда люди растут без любви, они испытывают проблемы с развитием и могут даже умереть. Недавние исследования показывают, что мозг оставленных детей, которых не любили или не обнимали, развивается ненормально. Никто из нас не идеален, и ни у кого из нас не было идеальных родителей или идеального окружения. Потому никто из нас не пережил идеальную любовь. И никто из нас не знает, как любить совершенно, потому нам нужно разобраться, что такое настоящая любовь из источника, который находится за пределами ежедневного опыта.
Мы все — социальные создания, и все мы нуждаемся в чувстве принадлежности и в отношениях с другими людьми. Люди не могут жить полностью одни, и потому те, кто находится в полной изоляции, сходят с ума, и у них развиваются психические проблемы. Мы созданы жить в гармонии и синергии с обществом. То есть, зависеть друг от друга. Вот причина того, почему Бог не создал нас самодостаточными, но у каждого есть таланты и способности, различные умения и таланты, чтобы дополнять друг друга.
Расколы и падения
Предполагают, что после ухода Павла в город пришли другие проповедники Господа. Среди них были:
- Аполлос, добрый знакомый Акиллы и Прискиллы, друзей Павла; с ним они познакомились в Эфесе;
- возможно, ученики апостола Петра, а также другие проповедники.
Как это часто бывает, по особой любви к этим красноречивым учителям высокой духовной жизни коринфские христиане стали чрезмерно почитать кто Аполлоса, кто Петра, а кто-то особенно помнил ушедшего Павла.
Немало досаждали коринфянам также соблазны богатого города, так трудно совместимые с христианским аскетизмом. Узнав об этом, Павел пишет свои послания молодой общине.
Как мы можем любить других
Хотя мы и не самодостаточны, мы уникальны. Проблема в том, что мы часто используем свои дары и таланты эгоистично, для самопродвижения. Как будто бы жизнь — соревнование, существование которого никто не хочет признавать. У кого лучше баланс на банковском счету? Самый большой дом? Самая новая машина? Тот и победитель! Нам позволено наслаждаться своими дарами, талантами и способностями, но это вторично. Новый Завет говорит нам, что прежде всего они должны помогать нам любить других. Мы должны созидать, благословлять других и служить им, используя эти дары и таланты.
13-я глава Послания к Коринфянам является, вероятно, самой известной главой в Новом Завете. В предыдущей, двенадцатой главе Павел говорит о духовных дарах, об их предназначении и важности. Но 12-я глава заканчивается утверждением о том, что есть что-то ещё более важное:
“…И я покажу вам путь ещё превосходнейший.” (1 Кор. 12:31)
И 13-я глава посвящена этому превосходнейшему пути — любви. Проблема была в том, что в церкви в Коринфе было много людей с духовными дарами, но они использовали их больше для своей славы, чем на пользу другим людям. Даже когда они стремились иметь дары на практике, одна половина общины не разговаривала с другой! Вместо этого имели место сплетни, осуждения, гордость и эгоцентризм. По сути, противоположность любви друг к другу. Совершенно не так, как должны вести себя дети Божьи. У вас могут быть удивительные дары и таланты, и вы можете вести за собой огромную толпу, но в то же время у вас может не быть любви, вы можете быть злым, сварливым, сплетником, нетерпеливым, высокомерным и расистом. Такие проблемы были и в коринфской церкви. Эти люди были благословлены дарами и талантами, но на самом деле не любили друг друга. Потому они использовали эти благословения эгоистично и самовлюблённо.
История написания
Великолепный богатый город, находящийся на главных торговых путях, средоточие культуры, образованности – таким был Коринф, о котором говорили, что он превзошел по значимости даже Афины (от которых отстоял всего на 78 км).
Таким увидел его скромный внешне человек, пришедший сюда около 51 или 52 г. Уроженца города Тарса в Киликии иудея Савла давно уже знали как Апостола Христа – Павла.
Полезные материалы
О прибытии Павла в Коринф рассказывает 18 глава Апостольских Деяний. В город он пришел из Афин, где тоже проповедовал Божие слово.
К этому времени в Коринфе поселились его давние – еще по Риму – знакомые, Акилла с женой Прискиллой. Св. Лука, автор «Деяний», пишет, что у них Павел остался «по одинаковости ремесла… ибо ремеслом их было делание палаток» (Деян. 18:3), таким образом, Апостол не был в тягость друзьям, обеспечивая себя, помогая им зарабатывать на хлеб.
Основание первой общины
В городе Павел провел 18 месяцев. Первоначально он проповедовал местным иудеям. Но после того, как некоторые из них возмутились его проповедями обращенные Павлом христиане стали собираться в отдельном доме, принадлежавшем одному из них, Иусту (Деян. 18:6-8).
Хотя св. Лука говорит, что из коринфян уверовали «многие», историки сомневаются, что первоначально христиан было существенное количество – скорее всего, не более нескольких десятков.
Возможно, после нападок иудеев св. Павел даже впал в некоторое малодушие, ибо ему было послано укрепившее его видение.
Сам Господь сказал ему:
«Не бойся, но говори и не умолкай, ибо Я с тобою, и никто не сделает тебе зла, потому что у Меня много людей в этом городе» (Деян. 18:9-10).
Однако, численный рост христиан Коринфа произошел уже после ухода Павла. И при этом не обошлось без сложностей.
Иконография: Павел, апостол Датировки: XV в. Начало XV века (1410-е). Иконописная школа или художественный центр: Московская школа Иконописец: Рублев Андрей Происхождение: Чин мог входить в иконостас как княжеского Успенского, так и соседнего Рождественского собора Саввино-Сторожевского монастыря.Материал: Дерево, темпераРазмеры иконы: высота 160 см, ширина 109 см Поясное изображение апостола Павла в трехчетвертном повороте. Инв. № 12865. © Государственная Третьяковская галерея, Москва
Давайте взглянем на первые 8 стихов 13-й главы, главы “любви”:
“Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я — медь звенящая или кимвал звучащий. Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, — то я ничто. И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы. Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится.” (1 Кор. 13:1-8)
Павлово определение любви здесь основано только на Одном способе идеальной любви — на Мессии Иисусе. Чем больше мы приходим к пониманию выражения Божьей любви через Мессию, тем больше мы можем любить других. Перед тем, как мы сможем отдавать любовь другим, нам нужно самим испытать эту любовь.
“Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я — медь звенящая или кимвал звучащий.”
Павел использует теоретический и гиперболический язык, говоря, что, если бы он мог говорить не только человеческими языками, но и небесными, но не имел бы любви, его впечатляющая способность была бы подобна звенящей меди или звучащему кимвалу. Другими словами, впечатляющие звуки, но без какой-либо цели или реальной пользы. Во времена Павла в поклонении идолам использовались медные гонги. Во время церемоний священники били в “гонг”, который издавал впечатляющий звук, будто открывая путь к богам. Но в действительности это было не более, чем шумом. Этих “богов” на самом деле не было.
В предыдущей главе Павел напоминает коринфским верующим: “Когда вы были язычниками, то ходили к безгласным идолам”. В римских театрах использовались гонги для создания особенного драматического шума, представляющего собой гнев богов. Но, опять-таки, после шума — ничего.
Павел утверждает здесь, что даже если вы — суперзвезда, и говорите на сотне языков, но не имеете любви, вы никому не приносите никакой пользы. Ваши способности бесполезны — просто шум, который ничего не делает.
“Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, — то я ничто.”
Предположим, что каким-то образом вы стали самым умным человеком на планете, знающим всё, что можно знать, и выигравшим все существующие Нобелевские премии… В Божьих глазах это ничего не стоит, если у вас нет любви. Без любви вы будете использовать свои знания для саморекламы. Но имея любовь, вы будете использовать эти знания, чтобы служить другим. Само по себе знание не меняется, меняется мотивация. Коринфяне думали, что чем больше у них веры, тем значимее они сами в Божьем царстве. Но были те, чья “вера” на самом деле исходила из гордости или даже глупости. Те, кто был готов прыгнуть с крыши, если их религиозный лидер скажет им это сделать. Или те, кто становились добровольно мучениками, подобно террористам-смертникам, которые действуют в слепой “вере”. И Павел бросает вызов коринфянам, утверждая, что без любви вера бесполезна. Должна быть слаженность между верою и любовью.
“И если я раздам все имение моё и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы.”
Фраза, переведённая как “раздам все имение моё”, на греческом языке относится конкретно к еде, которую делят на маленькие порции и раздают как можно большему числу людей. Подобные этому “добрые дела” делаются из эгоизма, просто чтобы впечатлить других людей. Подобно тому, как если бы вы раздали по копейке множеству бездомных только для того, чтобы сделать селфи для Инстаграма, изображающее то, как вы даёте деньги бедным. Я могу раздать всё, что у меня есть, но с эгоистичными мотивами, только лишь для того, чтобы подпитать своё эго.
И это справедливо даже в случае, когда мы говорим о совершенном добром деле — самопожертвовании. В 1-м веке император Нерон заставлял верующих отказываться от своей веры, отказываться от Бога Израиля и Его Мессии под страхом сожжения или распятия. Быть готовым умереть за свою веру, быть готовым сгореть на костре — это очень благородно. Но даже такие благородные поступки, как самопожертвование, могут быть мотивированы скорее гордостью, а не любовью. Например, в ту же самую эпоху греки, которые верили в дуализм, рассматривали физические страдания как путь к трансцендентности: чем больше ты страдаешь, тем больше очищается твоя душа. А смерть? Она приносит окончательную свободу душе. Потому они также не боялись умирать, но из противоположных, эгоцентричных, побуждений.
Согласно Павлу, ваши самые благородные поступки, если они совершены не из любви, являются просто самопрославлением и потому неэффективны.
“Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится.”
“Любовь долготерпит”: на иврите слово “терпение” связано со страданием, с готовностью страдать. Любовь — это готовность страдать ради других, и терпение лучше всего проявляется в страданиях Мессии за наши грехи. Подобным образом и мы должны быть готовы страдать ради других, даже если не получим за это памятника со своим именем.
“Любовь… милосердствует.”
Подумайте о ком-то, кто очень богат, но держит все свои деньги при себе, демонстративно разбрасываясь ими, просто чтобы похвастаться. С другой стороны, я могу подумать о друге, и уверен, что также и вы можете, у которого денег немного, но который делится ими с другими, и где бы ни возникала нужда, он готов помочь. Доброта и щедрость лучше всего проявляются в Иисусе, который, будучи невинным, был готов умереть вместо нас и отдать Свою жизнь, чтобы дать нам самый удивительный дар из всех — вечную жизнь. И потому мы должны быть щедрыми в отношении своих ресурсов, своего времени, своих сил и отношений с другими.
“Любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится.”
Зависть приносит разделения. Хвастовство требует внимания в ущерб другим. Высокомерие или гордость считают, что ты лучше и более важен, чем другие. Если вы прочитаете Послание к Коринфянам, вы увидите, что многие не переставали завидовать или гордиться своими достижениями, или пытались превзойти друг друга, будто соревнуясь. Всё это является противоположностью любви. Когда Павел учит коринфян о том, чем любовь не является, он тем самым говорит о том, чего им не хватает. Это упрёк коринфянам, и если быть честным, то и всем нам. Ценностью Царства является смирение. Зависть, превозношение и гордость всегда идут против смирения. “Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное” (Мф. 5:3).
“Не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла (не помнит зла — нов. рус. пер.).”
Грубое поведение причиняет другим людям дискомфорт, даже унижает их. Но любовь производит противоположное действие. Любовь стремится почтить других и заботится об их благополучии. Искать своего значить быть первым в очереди за едой, положить в свою тарелку больше, не заботясь о том, хватит ли другим. Или же занять место в автобусе, когда есть инвалид или пожилой человек, который в нём нуждается.
Когда Иисус отдал Свою жизнь за нас, Он думал не о Себе, а о благе других. Точно так же и мы должны сделать благо других своим приоритетом. Представьте себе на минутку, каким был бы мир, если бы мы все думали друг о друге прежде, чем о самих себе. “Не раздражается” — это значит, что таких людей очень трудно разозлить. Некоторые начинают злиться из-за одного неправильного слова, но любовь нелегко разозлить. Иисуса, Который испытал так много несправедливости и так много атак со всех сторон, не так легко было разозлить, но Он знал, как наилучшим образом справиться с каждой ситуацией. Истина в том, что Он злился не на грешников, а на коррумпированных религиозных лицемеров, которые бесчестили Имя Божье.
Помнить зло — значит держать обиды на других. Есть такие люди, которые помнят все ваши проступки, все ваши ошибки прошлого. Но любовь не делает этого. Любовь прощает и отпускает. Бог не ворошит наши грехи, но через Мессию Он полностью прощает их нам. “Бог во Христе примирил с Собою мир, не вменяя людям преступлений их, и дал нам слово примирения” (2 Кор. 5:19).
“Любовь… не радуется неправде, а сорадуется истине.”
Любовь не испытывает счастья, когда кто-то терпит неудачу или когда случаются плохие вещи, даже с врагами. “Не радуйся, когда упадет враг твой, и да не веселится сердце твое, когда он споткнётся” (Притч. 24:17). Любовь радуется, когда появляется истина. Когда кто-то принимает истину и верит в неё, и держится за неё. Кстати, истинная любовь не похожа на доброту в духе Нью-Эйдж, которая допускает всё и даже капитулирует перед тем, что не является истиной. Истинная любовь говорит правду, даже если это тяжело слышать. Подобно библейским пророкам, совершенно не будучи мягкотелым, Иисус также противостоял лидерам и развращённым религиозным лицемерам и не церемонился. Точно так же и мы не должны радоваться, когда происходят плохие вещи даже с людьми, которые ненавидят нас, но должны радоваться истине и тем, кто открывает истину. Потому нам нужно знать, как отстаивать истину и не смиряться, когда мы сталкиваемся с некоей фальшивой версией “любви”.
“Любовь… все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит.”
“Любовь всё покрывает” — это значит, что любовь может справиться с трудностями и оставаться сильной в любых ситуациях, точно так же, как Мессия согласился принять на Себя смертную казнь, хотя она и должна была стать нашим наказанием. “Любовь… всему верит, всего надеется, все переносит” — это значит, что в любой ситуации любовь продолжает верить. Настоящая любовь не теряет веры, но способна перенести даже тяжёлые ситуации и сохранить надежду. Она не оглядывается, как жена Лота, но продолжает смотреть вперёд, полная надежды и веры. Когда Иисус столкнулся с крестом и ситуация казалась окончательно потерянной, любовь Божья никогда не теряла веры или надежды, но победила смерть через воскресение Мессии из мёртвых. Точно так же и мы должны быть смелыми в каждом шторме, который приходит в нашу жизнь, даже когда мы сталкиваемся со смертью. “И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить” (Мф. 10:28).
“Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится.”
“Любовь никогда не перестает” — это значит, что она никогда не увянет, не сдастся, и её срок годности не истечёт. Мы живём в мире, где у каждого продукта есть срок годности, но только не у любви. У любви нет срока годности. Она остаётся действительной вечность. Смерть Праведника 2000 лет назад всё ещё даёт искупление для множества людей. Ваше выражение любви к другим людям имеет огромнейший “эффект бабочки”. Меня, например, не было бы здесь, если бы не люди, которые помогли моей бабушке бежать из нацистских концентрационных лагерей.
Павел утверждает, что, в отличие от вечной природы любви, пророчества, языки и знание играют временную роль, которая закончится. Когда сияет солнце, нет необходимости в электрических лампочках.
Лучший друг навсегда
Давайте теперь снова посмотрим на все эти стихи вместе, но на этот раз представьте, что они относятся к вашим отношениям. Представьте, что ваш друг, партнёр или член семьи всегда отвечает вам подобным образом, с любовью: с терпением, добротой, никогда не сдаётся, заботится о вас больше, чем о себе, никогда не превозносится над вами и не заставляет вас чувствовать себя ниже или глупее. Не навязывает вам своё мнение, не раздражает вас и не ворошит грехов прошлого. Не гордый, не высокомерный и не тщеславный… Никогда не грубит и не обижает вас. Он не радуется тому, когда вы страдаете, его не раздражает ваша индивидуальность, но он всегда заботится о вас, ставя вас на первое место. Он никогда не будет вам лгать, и исполнен милости, когда говорит вам правду. Он будет доверять вам, веря в лучшее в вас, он будет с вами в тяжёлое время, и будет заботиться о вас, когда вы заболеете.
У всех нас есть такой друг — Иисус.
Вопрос в том, последуем ли мы этому примеру и станем ли любящими друзьями для других? И кстати, эта глава о любви актуальна не только в наших отношениях с другими людьми, но и в том, как мы относимся к самим себе. Нам также нужно знать, как прощать других, быть терпеливыми к себе, верить в себя, отпускать прошлые ошибки и двигаться дальше. Любовь — это не только правильное поведение, это и его причины. Так сказать, наша мотивация. Наше поведение мотивировано или любовью, или страхом, или гордостью. Страхом, что нас поймают, и Бог накажет нас, точно как ребёнок, который ведёт себя хорошо только из страха наказания родителями. Гордость — это надежда на то, что нас будут хвалить, подобно человеку, дающему копейку нищему только для того, чтобы показать в социальных сетях, какой он хороший. Эти неправильные мотивации не являются любовью.
Мы можем быть суперодарёнными и талантливыми, но не иметь любви. Мы даже можем быть моральными и святыми, но с неправильной мотивацией. Наша моральная жизнь может быть либо результатом сверхъестественного преображения сердца через благодать, либо результатом законничества, которое исходит из гордости и религиозного страха, как в случае с фарисеями во времена Иисуса. Фарисеи рассматривали мораль как вопрос внешнего совершенства, но их сердца были гнилыми внутри, полными зависти, злости, жадности и гордости. Они могли вести себя религиозно и занимать высокое положение в обществе, но это не значит, что в них была любовь.
Итак, мы узнали, что хотя влюблённость — это чувство, настоящая любовь — это решение принести себя в жертву ради других, решение, которое выражается в действии. И хотя отношения часто заканчиваются, потому что “бабочки” улетают или происходит неприятность, или мы просто становимся не очень красивыми друг для друга, истинная любовь не зависит от обстоятельств, от внешнего вида, счёта в банке, национальности или пола. Истинная любовь всегда готова служить другим.
Самым сильным проявлением любви является самопожертвование ради других.
Пожертвование ресурсов, времени, энергии и, наконец, собственной жизни. Как мать, готовая пожертвовать своей жизнью, чтобы спасти своих детей, или мужчина ради своей возлюбленной. Есть множество таких впечатляющих историй, но, без сомнения, самая удивительная из них — история Бога, Который открыл нам Себя в Мессии. Он жил с нами, отдал нам всё и умер за нас. И теперь мы должны любить других точно так же. Мы можем приносить в жертву своё время, ресурсы, способности, наши дары и наши силы ради пользы других людей.
“А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше.” (1 Кор. 13:13)
Автор — Эйтан Бар / oneforisrael.org Перевод — Анна Иващенко для
Пожертвовать Последнее: 28.02. Спасибо!
Подписывайтесь: Telegram • Facebook • • • Twitter • Instagram • Youtube
Цель обращения
Оба послания проникнуты тревогой за новообращенных, с одной стороны, подверженных неразумной «неофитской» ревности, с другой – христиане, окруженные мирскими соблазнами, часто оказывались в плену страстей, делая духовные ошибки, требовавшие уврачевания. Кроме того, множество философских, религиозных учений, распространенных в Коринфе, также представляли соблазн для юной общины. Этому посвящены оба Апостольских писания.