В православии существует большое количество икон Божьей Матери. Некоторые из святых образов прославились своими чудодейственными свойствами: способностью излечивать от ран как физических, так и душевных, излечивать от различных заболеваний. Одной из древнейших чудотворных святынь, ставших для многих духовным прибежищем и защитницей, является Новоникитская икона Божьей Матери. История образа, восходящая к четвертому веку н. э., подтвердила ее Божественную силу.
Происхождение иконы
По преданию, в 372 г. образ явился во сне святому великомученику Никите, одному из военачальников племени готов, проживающему на территории вдоль берегов Дуная (нынешняя Румыния). В это время Византией правил Константин Великий, во многих странах распространялось христианство.
К мученику Никите, бывшему воину и ученику Готфского епископа Феофила, пришел во сне отрок с крестом в руке. По пробуждении мужчина стал размышлять над смыслом увиденного. Под влиянием Божьего откровения молодая христианка Иулиания указала на его грудь. Взглянув, Никита увидел появившийся на груди образ Пресвятой Богородицы, держащей на коленях Предвечного Богомладенца с крестом в руке. Явление святого образа произвело очень сильное впечатление на мужчину. Под его воздействием он сразу же принял христианство.
Вскоре на территории проживания готских племен (от р. Вислы до Черного моря), христиане подверглись жестоким гонениям. По приказу вождя вестготов Атанариха многих христиан подвергли жестоким пыткам и умертвили. Одним из мучеников, после страшных пыток отправленных на костер, стал бывший военачальник Никита.
Когда святого вели на казнь, под его одеждой был укрыт явившийся ему образ Божьей Матери. День его мученической кончины – 28 сентября (15 сентября по старому стилю) стал днем празднования святой иконы.
После казни святого один из обращенных им в веру христианин, придя на место казни, чтобы захоронить учителя, обнаружил, что тело мученика не тронуто огнем. На его груди лежал образ Божьей Матери, окруженный сиянием. Списанную с него икону стали называть «Новоникитской иконой Божьей Матери». Святым чудотворным образом и последующими сделанными с него списками не раз доказывалась мощь христианской веры, верующим предоставлялась защита от несчастий и невзгод.
Полезно часто мыть: мифы о шампуне и уходе за волосами, которые только вредят
Денежное дерево радует пышным цветением: мой секрет в уходе за листьями
Почему французские дети хорошо себя ведут: восемь методов их воспитания
Страдания Богородицы подле Креста — высшая точка Ее земных скорбей. Но они не остаются безответными
Священное Писание, повторим это еще раз, не говорит нам о переживаниях Богородицы почти ничего. Мы видим Ее у Креста, а потом подле гроба Господня — но о глубине Ее горя нам остается только догадываться. Молчание евангелистов на этот счет восполняется церковным Преданием и прежде всего — богослужебным творчеством. В частности, в Великую Страстную Пятницу, когда вся Церковь скорбит, вспоминая смерть Сына Божия на Кресте, в храмах звучит беспримерный по красоте канонКанон — одна из составных частей вечернего богослужения. Как правило, в каноне кратко описывается суть праздника или подвига святого, которым посвящен наступающий день. Симеон Логофет — византийский историк X века, автор хроники событий, происходивших в Византии с 842 по 948 годы. Считается также автором нескольких молитв и богослужебных произведений, в частности Канона о распятии Господнем и на плач Пресвятой Богородицы Симеона Логофета — монолог Матери, скорбящей по Сыну.
Многие из мыслей, которые мы уже высказали в этой статье, как раз и звучат в этом каноне. Об апостолах, разбежавшихся кто куда после внезапного ночного взятия Иисуса Христа под стражу:
«Страха ради иудейска Петр скрыся, и вси отбегоша вернии, оставльше Христа, Дева рыдающи глаголаше». («“Из страха перед иудеями Петр скрылся, и все верные разбежались, оставив Христа”, — говорит Дева, рыдая».)
Отречение Петра. Рембрандт
О трагическом несоответствии между радостным обетованием Ангела в день Благовещения — и всем, что случилось после:
«О страшном Твоем рождестве и странном, Сыне Мой, паче всех матерей возвеличена бых Аз: но увы Мне, ныне Тя видящи на Древе, распаляюся утробою». («Страшным и необыкновенным Рождеством Твоим, Сын Мой, Я возвеличена была выше всех матерей — но горе Мне: ныне вижу Тебя на Кресте, и внутренности Мои словно сжигает огонь».)
О противоестественности смерти Того, Кто управляет всем миром и Сам же воскрешал умерших:
«Паче ума превзыде странное Твое видение носящаго тварь всю Господа: сего ради Иосиф яко мертва Тя на руку своею, и с Никодимом носит и погребает». («Не вмещается в ум, как Тебя, Господа, удерживающего в руках весь сотворенный мир, несут на руках и погребают, как мертвого, Иосиф с Никодимом».)
О тоске Матери, потерявшей Сына и отчаянно вслушивающейся в тишину в ожидании ответа — как же Ей быть дальше:
«Камо идеши Чадо, чесо ради скорое течение совершаеши? еда другий брак паки есть в Кане, и тамо ныне тщишися, да от воды им вино сотвориши? иду ли с Тобою, Чадо, или паче пожду Тебе? даждь Ми слово, Слове, не молча мимоиди Мене, чисту соблюдый Мя: Ты бо есть Сын и Бог Мой». («Куда уходишь, Чадо? Зачем так быстро скрываешься? Разве в Кане совершается еще один бракИмеется в виду событие, описанное в Евангелии от Иоанна. Христос с Матерью и учениками был приглашен на свадьбу в Кане Галилейской, и когда у хозяев закончилось вино и гостей оказалось нечем угощать, Он по просьбе Богородицы сотворил вино из простой воды (Ин 2:1–11). — Прим. ред., и Ты хочешь снова сотворить им из воды вино? Идти ли Мне с Тобою, Чадо, или подождать Тебя здесь? Молви Мне слово, о Слово, не проходи мимо Меня в молчании, сохранивший Меня в чистоте! Ведь Ты — Сын и Бог Мой».)
И все-таки самое чудесное в этом каноне — не попытка «реконструировать» скорбные чувства Богородицы, а то, что монолог Ее в итоге превращается — в диалог! Потому что в заключительной части канона мы слышим ответ Самого Господа:
«О како утаилася Тебе есть бездна щедрот? Матери в тайне изрече Господь, тварь бо Мою хотя спасти, изволих умрети. Но и воскресну, и Тебе возвеличу, яко Бог небесе и земли». («Как же утаилась от Тебя бездна щедрот Моих? — втайне сказал Матери Господь. — Восхотев спасти творение Мое, пожелал Я умереть. Но Я воскресну и Тебя возвеличу, ибо Я Бог небес и земли».)
Слезы и мольбы Божией Матери не остаются безответными. Господь отвечает Ей. И это невероятно важно.
Тезис 4.
Списки
Один из первых созданных с этой иконы списков хранится в московском соборе Всемилостивейшего Спаса близ Никитских ворот. Еще одному списку можно поклониться в храме Стамбула, в который были перенесены мощи святого великомученика Никиты.
Еще один список занимает почетное место в иконостасе храма великомученика Никиты, построенного в восемнадцатом веке в деревне Софьино (Раменский р-н), на берегу Москвы-реки. Чудодейственному списку можно помолиться также в московском храме Вознесения Господня. В государственном историко-культурном музее-заповеднике Кремля хранится икона, написанная в семнадцатом веке художниками С. Ушаковым и М. Милютиным.
Икона «Благословение детей»: в чём помогает
Эта реликвия издавна служит чтимым семейным оберегом. В храмах её даже размещали на специальном низком аналое, чтобы к святыне могли припадать и совсем крошечные малыши. Образ защищает и новорождённых, и ребят постарше, и подростков, и юношей с девушками. Он будет хранить Ваших отпрысков от недугов, травм, искушений, разочарований, ссор, пагубных привычек и дурных знакомств, поспособствует нормальному развитию и взрослению, направит на верный путь, предостережёт от ошибок и грехов.
Икона полезна и родителям – она подарит эмпатию (дар разделять переживания ребёнка и прислушиваться к его потребностям), терпение, тактичность, умение справляться с затруднениями и недоразумениями, сбалансированно сочетать дисциплину, уважение и любовь к малышу. Кроме того, образ приносит в семью гармонию, умиротворение и покой – так что он будет желанным сюрпризом и для тех, кто только планирует обзавестись наследником.
Известно, что сердечная молитва матери – благословение детям. Поэтому, склоняясь перед святыней, Вы сможете попросить Господа о счастье, достатке, процветании своего ребёнка, его крепком здоровье, хорошем настроении и самочувствии. Ваши слова оградят малыша от невзгод, болезней, непреодолимых преград, негативных эмоций.
Реликвией часто осеняют детей, которым предстоят какие-либо испытания – поступление в садик, школу, колледж или институт, долгое и трудное лечение, переводные экзамены, смена места жительства. Святыней также благословляют жениха и невесту, наставляя их перед бракосочетанием.
А ещё образ пригодится всем, кто занимается воспитанием либо обучением детей – няням, тренерам, педагогам, лекторам и руководителям различных секций. Вознося перед ним молитвы, Вы победите лень, недоверие и апатию малышей, найдёте с ними общий язык, привьёте ребятам истинно христианские ценности.
Купить икону «Благословение детей» очень просто – необходимо лишь связаться с нашим менеджером, чтобы выбрать произведение желаемого размера, и вскоре драгоценная янтарная реликвия, вручную выполненная из лучистых полесских самоцветов и мелкой каменной крошки в точном соответствии с православными канонами, украсит Ваш дом!
Описание музейного экспоната
Новоникитская икона Божьей Матери, хранящаяся в кремлевском музее, создана для иконостаса собора Спаса Нерукотворного Московского Кремля. Размеры образа — 111 х 76 см. Техника исполнения — темпера по левкасу на дереве. Колорит иконы составлен зелеными, красными, малиновыми и белыми цветами с обильными вкраплениями золота. В иконе использован прием передачи текстуры древесины Голгофского Креста и прозрачности одеяния младенца Иисуса, характерный для творчества С. Ушакова и иконописного стиля многих изографов Оружейной палаты второй половины семнадцатого века.
Редкий кадр: Викторя Исакова показала подросшую дочь от Юрия Мороза (новое фото)
«Мы по-прежнему дружим»: Деревянко прокомментировал разрыв с женой
Студентка полицейской академии Вьетнама рассказала, как ухаживает за кожей лица
Иконография
Образ относится к иконографическому типу одигитрия. Его характерной особенностью является наличие большого креста в руке Иисуса, являющегося символом православной веры, а также орудий страстей: трости с губкой и копья.
Достаточно редкой особенностью иконографии образа является то, что изображенный на ней Христос не младенец, а отрок. Он удерживается на коленях Богоматерью. Иисус увенчан терновым венцом и облачен в белое одеяние, отделанное золотом. Левой рукой Он обхватил копье. Богоматерь облачена в красный хитон и зеленый мафорий с малиновой подкладкой, украшенный множеством звездочек, символизирующих звездное небо. Кайма мафория украшена золотым орнаментом с надписью:
Величит душа Моя Господа, и возрадовался дух мой о Боге, Спасе моем, яко презре Он на смирение рабы Своея, ибо отныне ублажат мя вси роды, яко сотвори мне величие Сильный, и свято имя Его (Лука, 1: 46-47).
Руки Божьей Матери сложены на груди, своей правой рукой молитвенном жестом Святая указывает на Сына. Скрещенность рук Богоматери символизирует благоговение и смирение, которые, по Библии, представляют собой начало разумения и мудрости. Голова Святой склонена к Сыну, а Ее взгляд направлен поверх Его головы, на орудия Страстей Христовых. В глазах Девы Марии отражена вся сила Ее любви к Божьему Сыну и скорбь из-за осознания предстоящих ему испытаний.
Slavic Baptists
(Ев. Луки 2, 22 — 35).
В Евангелии от Луки мы находим несколько повествований, которых мы не найдем в остальных трех Евангелиях. Такими повествованиями являются, например, повествование о Захарии и Елисавете, о благовещении Деве Марии, о явлении ангелов пастухам на полях Вифлеема, Об обращении Закхея, о встрече воскресшего Христа с учениками, шедшими в Еммаус, а также повествование о Симеоне и Анне.
Что же мы читаем о Симеоне в Евангелии от Луки? «Тогда был в Иерусалиме человек именем Симеон. Он был муж праведный и благочестивый, чающий утешения Израилева; и Дух Святой был на нем». Нас должно радовать, что среди глубочайшей духовной тьмы, которая царила в израильском народе в дни, когда родился Христос, были некоторые очень яркие светильники, и к числу их принадлежали Симеон и Анна. Самая густая духовная тьма царила в Иерусалиме, несмотря на то, что там находилась величайшая святыня Израиля — храм.
На простую, детскую веру Авраама Нагромоздили «заповедь на заповедь», «правило на правило», «установление на установление». И все это было человеческим нагромождением.
В истории человечества не было такого времени, чтобы у нашего Господа не было на земле ярких светильников, сияющих в темном месте, чтобы у Него не было живых свидетелей о Его святости, могуществе и любви.
Мы все знаем очень темное место на земле: это Содом и Гоморра. Но там был светильник у Господа: это праведный Лот. Мы любим называть его плохим светильником, но Слово Божье говорит о праведности его души. Прочтем 2 Петра 2, 6 — 8: «И если города Содомские и Гоморские, осудив на истребление, превратил в пепел, показав пример будущим нечестивцам, а праведного Лота, утомленного обращением между людьми неистово развратными, избавил (ибо сей праведник, живя между ними, ежедневно мучился в праведной душе, видя и слыша дела беззаконные)».
Возьмем дом царя Ахава и его нечестивой жены Иезавели — разве это не темное место? Но и в этом темном месте сиял светильник Божий — пророк Авдий.
Возьмем Вавилон — разве не сияли здесь ярким светом чудные светильники Господни: Даниил, Седрах, Мисах и Авденаго? А разве в темную духовную ночь «зверя» не будут сиять ярко два свидетеля Христа, о которых сказано в 11-й главе Откровения?
Да, праведные и благочестивые, исполненные Духом Святым симеоны были на земле и будут на земле всегда, и чем темнее духовная ночь, тем ярче сиял и будет сиять свет их духовный.
Прислушаемся теперь к словам старца Симеона, когда он взял Младенца Иисуса на руки: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицом всех народов». Вот единственный путь, чтобы потерять страх перед смертью и чтобы покинуть этот мир с миром: увидеть спасение Божье во Христе Иисусе. Апостол Павел, увидев это спасение, то есть познав Христа как Спасителя, тоже потерял страх перед смертью и назвал смерть даже приобретением. Вот его слова. «Жизнь для меня — Христос, и смерть — приобретение» (Филип. 1, 21). А почему приобретение? Потому что умереть для верующего означает: «разрешиться и быть со Христом» (Филип. 1, 23). Некоторые хотят умереть, но почему? Потому что они устали нести свой крест — болезнь, семейные неурядицы, особо тяжелые психические травмы и так далее. Но совсем другое дело взгляд на смерть апостола Павла: «Имею желание разрешиться (то есть умереть) и быть со Христом». С точки зрения такого желания смерть действительно приобретение.
Какое удивительное свидетельство о Христе слышим мы из уст Симеона. Христос, говорит Симеон, это «свет к просвещению язычников и слава Израиля».
«Свет к просвещению язычников»! Да, языческий мир находился в ужасающей тьме. Он поклонялся «изделию рук своих». И Греция, и Рим, и весь прочий языческий мир — лежали в глубокой духовной тьме, и в этой тьме они томились по свету, по истинному свету. Но где взойдет для них этот свет? Среди бесчисленных своих жертвенников мертвым богам и разным изделиям рук своих они имели и жертвенники «неведомому Богу». Но как узнать этого «неведомого Бога»? И вот свет пришел в лице Иисуса Христа. И вот «неведомый Бог» пришел на землю в лице Иисуса Христа. И евангельская весть вскоре зазвучала по всему языческому миру, весть о Христе — спасении и свете мира.
«Слава Израиля» — но, увы, Израиль отвернулся, сознательно отвернулся от этой славы во Христе, отказавшись от Него, своего Мессии, и впал в бесславие у всех народов мира. Но Израиль отвернулся от Христа только на время. Слово Божье говорит, что придет время, когда он повернется ко Христу и Христос станет «Славой Израиля». Прочтем Римл. 11, 25 — 26: «Не хочу оставить вас, братья, в неведении о тайне сей (чтобы вы не мечтали о себе), что ожесточение произошло в Израиле отчасти, до времени, пока войдет полное число язычников, и так весь Израиль спасется, как написано: придет от Сиона Избавитель и отвратит нечестие от Иакова».
Прислушаемся также к пророческим словам Симеона о нашем Господе Иисусе Христе: вот, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий»
Share this:
Понравилось это:
Нравится
Похожее
В чем помогает образ
Новоникитскую икону просят об избавлении от физических и душевных страданий. К ней обращаются за поддержкой те, кто собирается в дальнюю дорогу, особенно если она связана с риском. Образу также молятся желающие укрепить свою веру и искупить неблаговидные поступки и грехи.
Текст молитвы:
Приими, Всеблагомощная, Пречистая Госпоже Владычице Богородительнице, сия честныя дары, Тебе единой прикладныя от нас, недостойных рабов Твоих, от всех родов избранная, всех тварей небесных и земных вышшая явльшаяся. Понеже бо Тебе ради бысть Господь сил с нами, и Тобою Сына Божия познахом, и сподобихомся Святаго Тела Его и Пречистыя Крове Его. Темже блаженна еси в родех родов, Богоблаженная, Херувимов светлейши и Серафимов честнейши сущая. И ныне, Всепетая Пресвятая Богородице, не престай молящися о нас, недостойных рабех Твоих, еже избавитися нам от всякаго совета лукаваго и от всякаго обстояния: и сохранитися нам неврежденным от всякаго ядовитаго прилога диавольскаго. Но даже до конца молитвами Твоими неосужденных нас соблюди: яко да Твоим заступлением и помощию спасаеми, славу, хвалу, благодарение и поклонение за вся в Троице Единому Богу и всех Создателю возсылаем, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание
Земная жизнь Богородицы оказалась чередой страданий
Когда мы думаем о Божией Матери, то как-то упускаем этот факт из виду. Мы привыкли к славословиям в Ее честь, привыкли называть Ее «Заступницей Усердной», «Честнейшей херувим и Славнейшей без сравнения серафим», то есть Той, Кто превосходит по чести и славе даже высшие ангельские чины. Но мы решительно не помним о тех страданиях — в первую очередь душевных, но и физических тоже, — через которые пришлось пройти этой девушке, чтобы стать Той, к Которой можно обратиться с мольбой: «Пресвятая Богородица, спаси нас!»
Для начала — представьте себе, что сделалось с лицом Иосифа, когда он узнал, что годившаяся ему в дочери Мария беременна. Ведь Иосиф и Мария лишь именовались мужем и женой, на деле же Та, Которой предстояло родить Христа, еще в детстве принесла обет девства и жила в доме Иосифа только потому, что тот обещал заботиться о Ней и хранить Ее чистоту. У них, безусловно, не могло быть детей — и тем не менее Мария зачинает Ребенка! На иконе Рождества Христова среди прочего изображен Иосиф, сидящий в глубоких раздумьях, а перед ним — какой-то старик в козьих шкурах. Этот старик — аллегорический образ сомнений и искушений, одолевавших праведного Иосифа. Из Евангелия мы знаем, что, не пожелав прилюдно обличить Марию в грехе (как требовал иудейский закон в случае раскрытия супружеской неверности), Иосиф хотел тайно отпустить Ее. Передумал он после того, как ему самому явился Ангел и возвестил: Не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святаго; родит же сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их (Мф 1:19–21). А до того Марии, безусловно, пришлось пережить очень тяжелый момент, связанный с сомнениями Иосифа, честного и доброго человека…
Следующий эпизод, который мы находим в Евангелии, — это само Рождество Младенца Иисуса. Происходит оно вовсе не в комфортабельной больнице под присмотром опытных врачей, и даже не дома, куда можно было бы пригласить помощницу. Рожать Марии приходится в самых неподходящих условиях, тотчас по прибытии в Вифлеем, куда они с Иосифом были вынуждены отправиться для участия в объявленной переписи населения. Гостиницы Вифлеема все заняты, и путники останавливаются буквально в первом подвернувшемся им месте, где в обычное время держали скот, фактически в хлеву! Просто представьте себе, как чувствовала бы себя на месте Богородицы и в Ее положении любая женщина…
Мария и Иосиф в пещере. Евгений Демаков
Но вот Христос родился, проходит немного времени — и Марии с Иосифом нужно срочно бежать, бежать без оглядки вместе с Новорожденным. А все из-за того, что иудейский царь Ирод, узнав от волхвов о рождении нового Царя Иудейского, посылает в Вифлеем войско с диким приказом: избить (то есть убить, уничтожить. — Прим. ред.) всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже (Мф 2:16). Бегство в Египет, наверняка полное тягот (есть предание, что по пути Святому Семейству встретились два разбойника и чуть не ограбили их), жизнь на чужбине, скитания в пустыне и возвращение через несколько лет обратно в Палестину — все это было трудно и физически, и морально.
А дальше мы видим, как выросший Иисус словно бы все больше отдаляется от Своей Матери и вообще от той семьи, в которой Он вырос. Однажды, когда Ему исполняется двенадцать, Мать и Иосиф теряют Его, возвращаясь из Иерусалима с праздника, и, естественно, начинают страшно волноваться. Вернувшись в храм, они обнаруживают Мальчика сидящим в кругу книжников и знатоков Священного Писания и на равных с ними беседующим. Чадо! Что Ты сделал с нами? Вот, отец Твой и Я с великой скорбью искали Тебя, — взывает Мария к Сыну, а в ответ слышит невозмутимое: зачем было вам искать Меня? или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему? (Лк 2:48, 49). Христос обращается к Матери почтительно, но вовсе не оправдывается. Можно представить себе, какие родительские чувства возникли бы у нас в подобной ситуации.
В тридцатилетнем возрасте Господь вовсе оставляет дом. Отныне Он странствующий Учитель, у Него есть ученики, и все Свое время Он уделяет им — и тысячам других людей, ищущих от Него чудес, а главное, исцелений. А Мать? О Ней евангелисты пишут совсем мало. Вот Она и братья Иисуса (сводные, от первого брака Иосифа, или двоюродные — племянники Марии, но точно не родные) подходят к дому, в котором проповедует Спаситель, и, не решаясь пробираться сквозь толпу, просят позвать Его к ним, наружу. Когда эта просьба достигает ушей Иисуса, Он отвечает: кто Матерь Моя? и кто братья Мои? И, указав рукою Своею на учеников Своих, сказал: вот матерь Моя и братья Мои; ибо, кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра, и матерь (Мф 12:48-50).
Мы никак не можем заподозрить в этих словах Христа пренебрежения по отношению к родным людям: и тени пренебрежения к Матери не могло быть в сердце Того, Кто, Сам умирая на Кресте, беспокоился о Ее дальнейшей жизни и поручал заботам апостола Иоанна (Ин 19: 26–27). Сказав: вот матерь Моя и братья Мои, Христос лишь подчеркнул, что всякий, кто желает жить по воле Божией, становится Ему родным и близкимИнтересно, что, с точки зрения догматического богословия, в таинстве Крещения мы действительно роднимся со Христом, переходим из разряда творений Божиих в разряд Его родственников.. Но какое же смирение должна была иметь Мария, чтобы не поддаться приземленным родительским эмоциям, не вообразить, будто Сын, Которому отдано столько сил, любви и заботы, сделался для Нее чужим! Он — где-то там, за стенами дома, окруженный любопытной толпой; а Она — здесь, снаружи, с не родными Ей детьми, одинокая и растерянная… Все это Богородица смиренно принимает. Как позже примет и другое, гораздо более страшное. Самое страшное. Казнь собственного Сына.
Скорбящий Христос с Девой Марией и Иоанном у креста. Автор неизвестен
Эта казнь совершалась прямо у Нее на глазах. Римские солдаты вбивали гвозди в руки и ноги Спасителя — и каждый удар раздирал душу Его Матери, стоявшей подле Креста, точь-в-точь как и предсказывал некогда Симеон Богоприимец. Почти все апостолы разбежались. У Креста с распятым Сыном стояли только любимый ученик Иисусов Иоанн, несколько верных женщин (позже они придут ко Гробу и первыми узнают, что Христос воскрес) и Его родная Мать.
Сами римляне, которые и изобрели распятие, называли эту казнь самой лютой и бесчеловечной. Так казнили только беглых рабов и разбойников. И — Бога. Испытывая непредставимые муки, едва не теряя сознания от боли, распятый Господь тем не менее нашел силы обратиться к апостолу Иоанну с просьбой позаботиться о Его Матери. И эта забота, рождающаяся на Кресте, в самой высшей точке голгофских страданий, — сама по себе мощное свидетельство того, как же, должно быть, страдала в эти часы Она…
И вновь подытожим сказанное проникновенными словами святителя Херсонского Иннокентия: «Будучи предназначена к беспримерному величию, — быть Матерью Сына Божия, Она, подобно Своему Сыну, не имела на земле где успокоить главу, увенчанную тернами… В самом деле, подумайте: во время плодоношения быть предметом ужасного подозрения для самого хранителя Своего девства; во время рождения — не иметь места в обители и положить Младенца в ясляхИмеется в виду кормушка в загоне для скота. — Прим. ред.; в храме принять, вместе с благословением, оружие в сердце; потом бежать в Египет; возвратясь оттуда, жить в бедности и нищете в Назарете; потом быть свидетельницей клевет и гонений на Сына; потом — стоять на Голгофе: не крестная ли это лествица, досягающая небес? И удивительно ли, если, идя по ней верно и непрестанно, Мариам прошла далее Херувимов и Серафимов? У них — океан света и пламени Божественного, но нет — своего — креста!»
Тезис 3.