> Все книги >
«Христадельфиане. Во что они верят и что проповедуют». Гарри Теннант
Вступление | 6. Кто царь? | 12. Слово, ставшее плотью | Приложение 2 «Падшие ангелы» и Сатана | 22. Идя с Богом |
1. Наша земля | 7. Кто будет царем? | 13. Священник во веки веков | 17. Демоны (бесы) | 23. Ученик и мир |
2. Человек: хороший или плохой? | 8. Что будет представлять собой Царство Божие? | 14. Святой Дух | 18. Ангелы | 24. Общение Хлеб и вино |
3. Смерть: друг или враг | 9. Как это может произойти? | Приложение 1 Дары Святого Духа | 19. Воскресение и суд | 25. Загадка Израиля |
4. Начало обетований Божьих | 10. Господь, искупивший меня | 15. Мир зла | 20. Покаяние и обращение | 26. Знамения возвращения Христа |
5. Божий завет с Авраамом | 11. Христос: чей Он сын? | 16. Иисус и Дьявол | 21. Почему бы мне ни креститься? | 27. На прощание |
Библия открывает намного больше о Господе Иисусе, чем мы до сих пор разбирали. Это хорошо, что мы ищем более глубоких познаний о Нем, ибо в Нем «сокрыты все сокровища премудрости и ведения» (Колоссянам 2:3).
Из всех аспектов Христа, над которыми задумывались верующие на протяжении веков, наиболее интригующим было для них сыновство Спасителя. Как ни странно это может показаться другим, есть верующие, которые удовлетворяются только тем, что рассматривают Иисуса как истинного сына Иосифа, мужа Марии. Такие люди не принимают в расчет свидетельство о непорочном зачатии и в общем верят, что божественное сыновство Иисуса вытекает только из Его характера, а не из Его исключительного происхождения.
На другом спектре всевозможных поверий стоит идея, что Иисус был и вечно Богом Сыном, который получил плоть в лоне девственницы. Это учение увидело свет только после теологических споров на протяжении веков, и теперь составляет одно из основополагающих вероучений православных церквей. Для тех, кто верит в это, данная доктрина представляет исключительную ценность.
Что же делать искателю истины при таких обстоятельствах? Как ему прийти к ней? Превыше всего другого он должен подойти к этому предмету с глубочайшим смирением и благоговением. Мы на святой земле. Мы не включены здесь в простые спекуляции или академические споры, результаты которых могут помочь нам в развитии нашего интеллекта или достичь логического удовлетворения от решения духовного уравнения. Надо не забывать что мы — скоропреходящие творения из праха — ищем познания Всемогущего Бога и Того, о Ком сказано, что Он есть Его возлюбленный Сын. Поэтому давайте подойдем к предмету нашего разбора с должным уважением (по крайней мере) и благоговейным страхом.
В начале мы должны иметь твердое основание в том, что все, что мы знаем о Господе Иисусе Христе, идет от Библии. Не должно быть никакого другого основания для нашего похожа к предмету. Все, что написано до сих пор людьми и принято церквями никогда не увидело бы свет без главного источника откровения и познания — Слова Божьего в наших руках. Поэтому любое понятие или открытие выходящее за рамки того, что это слово открывает нам или что противоречит Ему, должно сразу же серьезно насторожить наш разум. Вполне очевидно, что противоречить Слову Божьему, значит использовать какие-то другие авторитеты, каких-то других арбитров в деле веры и практики. Более того, мы подвергнем нашу веру и надежду смертельной опасности, если подвергнем сомнению саму книгу Евангелия спасения.
Непорочное зачатие
Вера в то, что Иисус был сыном Иосифа, хотя и очень стара, в той или иной форме не может удержаться без отрицания простого и ясного повествования о зачатии и рождении Иисуса, как даны они в Евангелиях Матфея и Луки. Они не дают никакой почвы для этого отрицания. Нельзя доказать и того, что тексты этих двух Евангелий подверглись переделке поздними добавлениями к тем частям, которые повествуют о непорочном зачатии. Тексты имеют глубокое основание и в любом случае подкреплены многочисленными ссылками на них другими частями Писания. Поэтому любое допущение Иосифовой теории должно вытекать из каких-то других источников, что может быть прямым вызовом авторитету Писания.
Твердо веря Библии как полностью вдохновенному и непогрешимому воспроизведению Божьего откровения человеку, Христадельфиане не могут допустить любой другой взгляд, бросающий сомнение на его кристально чистое учение.
Библейское указание на Отцовство Бога в отношении Иисуса стоит предельно ясно во всей Библии:
«Я буду ему Отцом, и он будет Мне сыном» (2 Царств 7:14).
«Он будет звать Меня: Ты отец мой, Бог мой и твердыня спасения моего» (Псалом 88:27).
«Ангел Господень явился ему во сне и сказал: Иосиф, сын Давидов! Не бойся принять Марию, жену Твою; ибо родившееся в Ней есть от Духа Святого» (Матфей 1:20).
«И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус; Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего… Дух Святой найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим» (Лука 1:30-35).
«И Слово стало плотью и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу как единородного от Отца» (Иоанн 1:14).
«Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Иоанн 3:16).
«Ибо кому когда из Ангелов сказал Бог: «Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя? И еще: «Я буду Ему Отцом, и Он будет Мне Сыном?» (Евреям 1:5).
«Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа» (1 Петра 1:3).
«Но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего Единородного, Который родился от жены» (Галатам 4:4).
«Итак, Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет, и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил» (Исаия 7:14; Матфей 1:23).
Из этих цитат Писания не может быть никаких сомнений, что Бог был Отцом Господа Иисуса Христа единственным в своем роде образом, довольно отличным от Отцовства Божьего распространенного среди верующих. Выражение «Сына Своего единородного», «Сын Всевышнего», «Единородный от Отца» и «Сын Божий» довольно ясно указывают на исключительные обстоятельства, сопутствующие зачатию и рождению Господа Иисуса.
Веря Библии, мы должны поэтому верить, что Иисус был истинным Сыном Бога без какого-либо земного отца.
Только когда мы рассмотрим связь между зачатием Иисуса и Его рождением, мы подойдем к пониманию заявлений на это счет в учениях церквей. В них заявлено, что Иисус рожден из вечности и был вечным Сыном Божиим. Он существовал всегда и был, согласно этим взглядам, истинным Богом Сыном. Давайте посмотрим на некоторые выражения, которыми люди излагают данную доктрину:
На Никейском соборе, состоявшемся в 323 году н.э., был принят следующий символ веры:
«Верую во единого Бога Отца Вседержителя, Творца неба и земли, видимого и невидимого, во единого Господа Иисуса Христа Сына Божия Единородного, иже от Отца рожденного прежде всех век, Им же вся была, света от света, Бога истинна и от Бога истинна, рожденного, несотворенного, единосущного Отцу, которым все создано, что на небе и на земле; нас ради человек и нашего ради спасения сошедшего с небес и воплотившегося от Духа Святого и Марии Девы и вочеловечшася, распятого за нас при Понтийском Пилате и страдавшего и погребенного и воскресшего в третий день по Писанию и вошедшего на небеса, и сидящего одесную Отца и паки грядущего со славою судить живых и мертвых…»
У Афанасия Великого (293-373) мы читаем:
«Мы веруем в Единого Бога в трех ипостасях и в Троицу как Единство: не смешивая их, не разделяя их сущности. Одна ипостась Отца, другая Сына и третья Святого Духа, но Божественность Отца и Сына и Святого Духа едина… Сын есть Бог… Сын единородный от Отца: не сотворенный, но рожденный».
Первые 39 статей Англиканской церкви гласят:
«Сын, который есть Слово Отца, рожден от вечного Отца. Истинный и вечный Бог, единосущный Отцу, принявший человеческого естество в чреве благой Девы от ее сущности и таким образом вобравший два целых и совершенных естества, то есть сущность Божественную и сущность Человеческую, которые соединились воедино в одной личности, никогда не разделяемой, из которых Христос истинный Бог истинный человек».
Для многих искренне верующих людей эти заявления содержат суть истины относительно Сына Божьего и дают им реальное утешение в неспокойном и непостоянном мире. Все мы глубоко уважаем чувства верующих других конфессий и ожидаем того же от них. Поэтому мы с учтивостью приглашаем их взглянуть на чувства и веру Христадельфиан относительно этого центрального аспекта веры и проследить, как мы подошли к нашей позиции и взглядам, которые для нас являются фундаментальной истиной и отсюда бесценной.
Язык символов веры приведенных нами изысканно подобран и незабываем. Это смесь фраз взятых из Писаний и фраз, которых вы там не найдете. Например, термины «рожденный прежде всех век», «два целых и совершенных естества» и «троица как единство» Писания не содержат. Они суть человеческие описания того, что по мнению их авторов есть истина. По этой причине мы должны сравнивать их с тем, чему учит Библия. Что же мы тогда обнаружим?
Иисус Христос
Сын Божий. Мессия, ставший искупительной жертвой за грехи людей. Основатель одной из величайших мировых религий — христианства. Центральный персонаж христианской религиозно-мифологической и догматической системы и объект христианского религиозного культа.
Иисус Христос родился в I веке до н.э. в городе Вифлеем, Палестина. Его мать, Дева Мария, дала обет вечного девства, а когда достигла совершеннолетия, ее выдали за благочестивого старца Иосифа из Назарета, который с большим уважением относился к обету.
Вскоре Пречистой Деве явился архангел Гавриил и принес благую весть, что у нее должен родиться сын, зачатый посредством Святого Духа, и назвал точный срок. И действительно, вскоре Мария поняла, что беременна. Женщина еще не осознавала роль, которую предстояло сыграть ее сыну, однако понимала, что стала участницей настоящего чуда непорочного зачатия.
Иосиф, вернувшийся домой через некоторое время, сразу заметил перемены, произошедшие с женой. Этот добрый человек не сразу поверил рассказу Марии, решив, что наивная девушка просто стала жертвой обмана какого-нибудь соседского молодца, соблазнившего ее.
Старик не винил жену и даже хотел тайком позволить той покинуть город, чтобы не стала жертвой правосудия: измена в те времена жестоко каралась, неверную женщину могли забить камнями и плетьми. Тогда плотнику явился ангел, поведавший о непорочном зачатии Марии. Это убедило Иосифа в невинности супруги, и тот позволил девушке остаться.
Незадолго до срока родов кесарь Август объявил о всеобщей переписи населения. Для этого людям надлежало самостоятельно явиться в Вифлеем. Иосиф и Мария отправились в путь. Прибыв на место, обнаружили, что город просто переполнен толпами людей. Место для ночлега найти не удалось, и супруги решили заночевать в пещере, в которой пастухи прятали скот от дождей.
В ночь предсказание исполнилось, и Пресвятая Дева Мария произвела на свет младенца. Первой колыбелью мальчику послужили ясли для кормления животных. Первыми узнали о рождении Мессии вифлеемские пастухи, которые ночью пасли свои стада. Неожиданно все озарилось светом, перед ними предстал Ангел и сообщил о рождении Спасителя.
Тем временем в Иерусалим пришли с Востока волхвы. Мудрецы проделали длинный путь для того, чтобы поклониться новорожденному Спасителю, грядущему иудейскому царю. Его рождение ознаменовалось появлением на небе яркой звезды, указавшей мудрецам путь. Следуя за Рождественской звездой, волхвы отправились в Вифлеем. Звезда остановилась над крышей дома, в который, покинув пещеру, поселились Мария с младенцем и Иосиф. Увидев новорожденного Спасителя опустились на колени и преподнесли свои дары: золото, ладан и мирру.
На восьмой день от рождения младенца обрезали и дали имя Иисус, как назвал Его Ангел еще до зачатия в утробе. На сороковой день принесен родителями в Иерусалимский Храм для совершения обряда жертвоприношения двух горлиц. Навстречу вышел старец по имени Симеон, встретил Марию и Иосифа с Иисусом и произнес благословения.
Пока Святая Дева Мария с мужем и новорожденным младенцем находилась в Вифлееме, о рождении Сына Божьего узнал жестокий и честолюбивый царь Ирод. Однако предсказатели, поведавшие о свершившемся чуде, не смогли дать ответ на вопрос, в чьей семье родился Иисус.
Тогда, не долго думая, царь приказал уничтожить всех новорожденных, которые только есть в Вифлееме. О надвигающейся беде Иосифа предупредил ангел, вновь явившийся старцу во сне. Тогда плотник с Марией и младенцем укрылся в Египте, и только когда опасность миновала, вернулся с семейством в родной Назарет.
Когда Иисус подрос, то стал помогать нареченному отцу в плотницком деле, чем впоследствии и зарабатывал на жизнь. В двенадцать лет приехал с родителями на Пасху в Иерусалим, где четыре дня вел духовные беседы с книжниками, толковавшими Святое писание. Наставников мальчик поразил познаниями Законов Моисея, а его вопросы ставили в тупик не одного учителя.
До тридцати лет Иисус жил вместе с родителями и всячески им помогал, а после на него снизошло озарение. Христос сильно возжелал стать проповедником, рассказывая людям о божественных явлениях и смысле религии. Поэтому отправился на реку Иордан, где принял крещение от Иоанна Крестителя.
После своего крещения Иисус Христос, ведомый Духом, удалился в пустыню, чтобы в уединении, молитве и посте подготовиться к исполнению миссии, с которой пришел на землю. В это время Сатана пытался помешать ему через искушения, которые с каждым разом становились изощреннее. Выдержав все, приступил к своей проповеди и общественному служению.
Иисус выступил с проповедью о покаянии перед лицом наступления Царства Божьего. Начал учить, что Сыну Божьему предстоит жестоко пострадать и умереть на кресте, и что Его жертва — есть пища, необходимая всем для вечной жизни. Кроме того, Христос подтвердил и расширил закон Моисея: согласно заповеди, прежде всего, всем существом своим любить Бога и ближних своих как самого себя. При этом не любить мира и всего, что в мире и «не бояться убивающих тело, души же не могущих убить».
Несмотря на то, что центром проповеди Христа являлся священный город Иерусалим, дольше всего со своей проповедью путешествовал по Галилее, где Его принимали более радостно. Также Иисус проходил и по Самарии, Десятиградию, бывал в пределах Тира и Сидона.
Вокруг Христа собралось много последователей, из которых избрал сначала двенадцать ближайших учеников — апостолов, затем других уже менее приближенных, которых также называют апостолами, некоторые из них, впрочем, уже вскоре отошли от него.
Свое учение Иисус подкреплял различными чудесами и прославляется как пророк и целитель неизлечимых болезней. Воскрешал мертвых, укрощал бурю, превращал воду в вино, пятью хлебами насытил пять тысяч человек и многое другое. Четыре раза бывал в Иерусалиме на ежегодном праздновании Пасхи.
Чем больше Иисус завоевывал людскую любовь, тем больше его ненавидела знать Иерусалима. Вельможи боялись, что пошатнется их власть и сговорились убить посланника Божьего. Христос триумфально въехал в Иерусалим на ослике, тем самым воспроизвел легенду иудеев о торжественном пришествии Мессии.
Народ восторженно встретил Нового Царя, кидая под его ноги пальмовые ветви и собственные одежды. Люди ожидали, что скоро закончится век тирании и унижения. При таком столпотворении фарисеи побоялись арестовать Христа и заняли выжидающую позицию.
Евреи ожидали от Него победы над злом, покоя, обеспеченности и устойчивости, однако Иисус, напротив, предложил им отказаться от всего мирского, стать бездомными странствующими, которые будут проповедовать слово Божье. Осознав, что ничего не переменится во власти, люди возненавидели Бога и посчитали обманщиком, разрушившим их мечты и надежды. Немаловажную роль тут сыграли и фарисеи, подстрекавшие бунт против «лжепророка».
Согласно Евангелию, Христовыми страстями принято называть муки, перенесенные Иисусом в последние дни своей земной жизни. Среди них Вечеря в Вифании, когда грешница омывала ноги Христа миром и собственными слезами, а вытирала своими волосами. Затем произошло омовение ног своих учеников Божьим сыном. Когда Он с апостолами пришел в дом, где надобно было есть пасху, то слуг для омовения стоп гостей не нашлось. Тогда Иисус сам вымыл ноги своим ученикам, тем самым преподав им урок смирения.
На Тайной вечере Христос предрек, что ученики откажутся от него и предадут. Вскоре после этого разговора вечерю покинул Иуда. Затем у Масличной горы взывал к Создателю и просил избавления от грозящей участи, однако не получил ответа. В глубокой печали Иисус шел прощаться со своими учениками, ожидая земных мук.
Спустившись с горы глубокой ночью, Иисус сообщил им, что предатель уже близко и просил своих последователей не уходить. Однако в тот момент, когда пришел Иуда с толпой римских воинов, все апостолы уже крепко спали. Предатель поцеловал Христа, якобы приветствуя, но тем самым показал стражникам истинного пророка. А те заковали Его в кандалы и повели в Синедрион для свершения правосудия.
Иудейские первосвященники, осудив на Синедрионе Христа на смерть, не могли сами привести приговор в исполнение без утверждения римским наместником. После неудачных попыток обвинить в формальном нарушении иудейского закона, Иисус передан римскому прокуратору Иудеи Понтию Пилату.
Пилат, не найдя в Иисусе вины, склонился к тому, чтобы отпустить его, и сказал первосвященникам: «Я не нахожу никакой вины в этом человеке».Решение вызвало волнение иудейской толпы, направляемой старейшинами и первосвященниками. Стараясь не допустить беспорядков, прокуратор обратился к толпе с предложением отпустить Христа, следуя давнему обычаю отпускать на Пасху одного из преступников. Но толпа кричала: «Да будет распят».
В качестве последней попытки избавить Иисуса от смерти Пилат велел на глазах толпы бить Его, надеясь, что недовольные удовлетворятся видом окровавленного Осужденного. Но иудеи заявили, что Христос непременно «должен умереть, потому что сделал Себя Сыном Божиим». Убоявшись людей, прокуратор вынес смертный приговор — приговорил Христа к распятию.
Перед казнью Христа долго избивали плетьми два палача, истерзав его тело и сломав переносицу. После публичного наказания, на него надели белую рубаху, которая пропиталась кровью. На голову водрузили терновый венок, на шею — табличку с надписью: «Я — Бог» на четырех языках. После экзекуции, которую праведник перенес, не издав не звука, ему надлежало нести тяжелый крест на Голгофу. Здесь руки и ноги мученика прибили гвоздями к кресту, который вкопали в землю. Стражники сорвали с него одежду, оставив только в набедренной повязке.
В момент смерти Иисуса Христа в 33 году померкло солнце, в Иерусалимском храме разодралась завеса, которая отделяла святое святых от остальной части храма, случилось землетрясение и воскресение многих усопших святых.
С разрешения Пилата тело Иисуса взято Иосифом Аримафейским для погребения, которое совершил вместе с Никодимом в ранее не использованной гробнице, вырубленной в скале, около сада, близкого к Голгофе.
На третий день после гибели мученик воскрес из мертвых и во плоти является своим ученикам. Дал им последние наставления перед своим вознесением на небо. Когда стражники пришли проверить на месте ли покойный, то обнаружили только открытую пещеру и окровавленную плащаницу. Всем верующим объявили, что тело похитили его ученики. Язычники спешно засыпали землей Голгофу и Гроб Господень.
После своего воскресения Иисус в течение сорока дней являлся собранным вместе апостолам, укрепляя их веру в Него. В сороковой день Христос еще раз явился ученикам, подтвердил все сказанное Им прежде и повел их за город на гору Елеонскую.
Память об Иисусе Христе
Память об Иисусе Христе
Живопись
Брак в Кане Галилейской (картина) Воздвижение Креста (Рубенс) Воскрешение Лазаря Воскрешение сына Наинской вдовы Грешница (картина Семирадского) Динарий кесаря Древо жизни (картина ди Буонагвида) Дрезденский триптих Крещение Христа (картина Пьеро делла Франческа) Мадонна Ансидеи Мадонна в церкви Мадонна каноника ван дер Пале Мадонна канцлера Ролена Мадонна, Иисус и Иоанн Креститель Мёртвый Христос (Мантенья) Мёртвый Христос с орудиями страстей Мистическое Распятие Не прикасайся ко мне (картина дель Сарто) Погребение графа Оргаса Поклонение волхвов (Боттичелли) Положение во гроб (картина Франческо Франчи) Преображение (Рафаэль) Пушистый Иисус Пьета (картина Тициана) Распятие (картина Брамантино) Распятие с Девой Марией, святыми и ангелами Ребёнок Иисус, стоящий на коленях перед орудиями Страстей Рождество со святыми (картина Чимы да Конельяно) Святая Анна с Мадонной и младенцем Христом Снятие с креста (картина Рубенса, Антверпен) Совлечение одежд с Христа Спаситель мира (Леонардо да Винчи) Страшный суд (полиптих ван дер Вейдена) Тайная вечеря (картина Ге) Троица (фреска Мазаччо) Уилтонский диптих Христос в Гефсиманском саду (картина Куинджи) Христос в доме Марфы и Марии (Вермеер) Христос в пустыне (картина Крамского) Христос в родительском доме Христос во время шторма на море Галилейском Христос и грешница (картина Поленова) Христос на троне с поклоняющимися ему ангелами Христос среди учителей Христос у столба (картина Браманте) Явление Христа Марии Магдалине после воскресения Явление Христа народу
Статуи
Статуя Христа-Искупителя в Рио-де-Жанейро, Бразилия Статуя Христа Царя в городе Свебодзин, Польша Кришту Рей в городе Алмада, Португалия Кристо-де-ла-Конкордия в Кочабамбе, Боливия Христос из бездны
Кино
1897 — Инсценировка страданий Христа в Горжице 1897 — Страсти Иисуса 1898 — Жизнь и страдания Иисуса Христа 1898 — Инсценировка страданий Христа в Обераммергау 1899 — Хождение Христа по водам 1899 — Страсти Христовы 1902-1905 — Жизнь и страсти Иисуса Христа 1906 — Рождество, жизнь и смерть Христа 1907 — Жизнь и страдания Господа нашего Иисуса Христа 1909 — Поцелуй Иуды 1912 — Паломник 1912 — От яслей до креста 1912 — Иродиада 1913 — Жизнь нашего Господа Иисуса Христа 1914 — Тайная вечеря 1916 — Нетерпимость 1916 — Христос 1917 — Иуда 1918 — Возвращение 1918 — Мария Магдалина 1919 — Искупление 1921 — Страницы из книги сатаны 1923 — Иисус Назаретянин, Царь Иудейский 1925 — Бен-Гур: история Христа 1927 — Царь царей 1927 — Агония Иерусалима 1928 — Иисус из Назарета 1935 — Голгофа 1942 — Иисус из Назарета 1945-1946 — Мария Магдалина, грешница из Магдалы 1945-1948 — Царица цариц: Дева Мария 1950 — Матерь Божья 1951 — Сериал «Живой Христос» 1951 — Камо грядеши 1952 — Мученик Голгофы 1953 — Плащаница 1953 — Я видел славу Его 1954 — День триумфа 1954 — Сын человеческий 1954 — Поцелуй Иуды 1958 — Сила Воскресения 1959 — Искупитель 1959 — Бен-Гур 1961 — Царь царей 1961 — Варавва 1962 — Понтий Пилат 1963 — Закон весны 1964 — Евангелие от Матфея 1965 — Величайшая из когда-либо рассказанных историй 1969 — Млечный путь 1971 — Иисус, наш Господь 1971 — Джонни взял ружье 1972 — Пилат и другие 1973 — Евангельский путь: история Иисуса 1973 — Иисус Христос — суперзвезда 1973 — Слово Божье 1975 — Мессия 1977 — Иисус из Назарета 1978 — Страсти 1979 — Иисус 1979 — Поиск исторического Иисуса 1979 — Житие Брайана по Монти Пайтону 1980 — День, когда умер Христос 1981 — Вор 1981 — Всемирная история, часть первая 1985 — Четвертый Волхв 1985 — Наша эра 1987 — Ребенок по имени Иисус 1988 — Последнее искушение Христа 1991 — Страсти по Евангелию от Иоанна 1991 — Пустыня 1993 — Визуальная Библия: Евангелие от Матфея 1994 — Визуальная Библия: Деяния святых Апостолов 1994 — Мастер и Маргарита 1995 — Мария из Назарета 1996 — Страстная неделя 1999 — Мария, мать Иисуса 1999 — Иисус. Бог и Человек 1999 — Иисус 2000 — Иисус Христос — суперзвезда 2000 — Чудотворец 2000 — Библейские сказания: Мария Магдалина 2001 — Крест 2001 — Иуда 2001 — Библейские сказания: Фома 2003 — Евангелие от Иоанна 2003 — Мария — Мать Сына Божьего 2004 — Иуда 2004 — Страсти Христовы 2004 — Искупление: Пророчество исполнилось 2005 — Мария 2005 — Мастер и Маргарита 2006 — Святое семейство 2006 — Расследование 2006 — Магдалина: Освобождение от позора 2007 — Иисус, Дух Господень 2009 — Что бы сделал Иисус? 2010 — Неожиданная встреча 2010 — Дорога в Эммаус 2011 — Иудейский лев 2012 — Апостол Петр и Тайная Вечеря 2012 — Неожиданная встреча: Потерянный рай 2013 — Иуда 2013 — Библия 2013 — Следуй за мной 2014 — Иисус: мечта веков 2014 — Сын Божий 2014 — Выбор Элисон 2016 — Восставший 2016 — Бен-Гур 2022 — Мария Магдалина
Семья Иисуса Христа
Семья Иисуса Христа
Родной отец — Бог Отец Приемный отец — Иосиф Обручник Мать — Дева Мария
18.03.2020
Сын Божий
Во-первых, вы нигде не найдете в Ветхом Завете даже намека на то, что Сын Божий уже существовал или каким-то образом проявлял свою деятельность. Там нет ни одного слова о Нем или от Него, что позволило бы предположить, что уже существующий Сын Божий позднее явит Себя на земле. В самом деле, если бы Ветхий Завет содержал ясное учение на такого рода событие, евреи не испытывали бы затруднений в принятии Христа, когда Он пришел. Они, несомненно, ожидали Мессию, но не того, который якобы уже существовал на небе.
С другой стороны, Библия ясно говорит нам, что Господь Бог Всемогущий обещал предусмотреть Христа:
«Предназначенного еще прежде создания мира, но явившегося в последние времена для вас» (1 Петра 1:20).
«И мы благовествуем вам, что обетование, данное отцам, Бог исполнил нам, детям их, воскресив Иисуса, как и во втором псалме написано: «Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя» (Деяния 13:32,33).
Ветхий Завет изобилует обетованиями, сделанными относительно Христа, который должен прийти. Когда эти обетования исполнились, Христос был сначала зачат и затем рожден. Иногда пропускают тот факт, что пришествие Иисуса описывается как рождение. Было бы странно использовать это слово в отношении уже существующего Сына Божьего. Не спроста, поэтому, слово «Христос» и «Иисус» используются в связи со словом «рождение». Если бы не так, можно было бы подчеркнуть, что Сын Божий уже существовал и теперь впервые упоминается как Христос или Иисус. Но это не так.
Библия определенно говорит нам, что Сын Божий должен родиться от Марии:
«Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; почему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим» (Лука 1:35).
«Но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего, Который родился от жены» (Галатам 4:4).
Мы можем удивляться природе Его рождения и стараться нашим разумом дать этому объяснение — факт остается фактом: Иисус Христос, Сын Божий, сначала был обещан и стал сущностью только после Своего рождения от Девы Марии.
Это приводит нас к следующему рассуждению. Оно составляет сущность упомянутых доктрин, согласно которым Бог Сын небесный (существующий) пришел воплотиться через Марию. Нам хорошо известно, как эти слова, выражающие веру в это, слышны в церквях круглый год:
«Бог истинный от Бога истинного
Свет от Света вечного
Вот! Он не погнушался чревом девственницы»
В этих словах заложена идея, что Бог Сын смирил себя до такой степени, что не погнушался родиться от Марии. Ссылаются обычно на ту часть Писания, которая, по мнению сторонников этой доктрины, обосновывает это учение:
«Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе: Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной. Почему и Бог превознес Его и дал Ему Имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедал, что Господь — Иисус Христос, в славу Бога Отца» (Филиппийцам 2:5-11).
Суть этого прекрасного отрывка лежит в словах:
«Будучи образом Божиим… уничижил Себя Самого»
Для сторонников вышесказанной доктрины эти слова служат обоснованием того, что Бог Сын небесный смирил Себя до рождения от Марии. Однако эти слова ничего не говорят о рождении или о деве Марии. Тем не менее, чувствуется, что сторонники Троицы черпают в этих словах поддержку для своей точки зрения, заложенной в их символе веры.
Мы ставим вопрос: когда Иисус был «образом Божиим»? Христадельфиане верят, что Иисус был им посредством Своего рождения чрез зачатие от Отца, уча Словам Божиим и делая Его работу. Они верят, что «образ Божий» — путь, которым в этом отрывке пользуется Писание для изображения сыновства Иисуса, когда Он был здесь на земле. Иным образом, эти слова не содержат никакого упоминания, какое бы то ни было, о сыновстве Иисуса. Именно зачатие и рождение сделали Иисуса Сыном Божиим, Еммануилом, «что значит»: с нами Бог», о чем фактически и говорят следующие слова Писания:
«Се, Дева во чреве примет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил, что значит: с нами Бог» (Матфей 1:23).
«Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему
и рождаемое Святое
наречется Сыном Божиим
» (Лука 1:35).
Когда мы принимаем, что Господь Иисус Христос имел право на почитание и поклонение, как Сын Божий, посредством Своего рождения, мы можем понять, что подразумевается под следующими словами: «уничижил Себя». В этих словах — ясное изображение того аспекта, когда Господь Иисус Христос сделал Себя слугой всех. Таковым Он был во дни Своего служения: призрев Свой статус и привилегии, принадлежащие Ему как Сыну Божьему, когда Он препоясавшись полотенцем выполнил работу, которую выполняет слуга — воплощенная милость Божия в роли самого низкого слуги.
Мы верим, что правильность такой интерпретации слов — «будучи образом Божиим… уничижил Себя» — подтверждена словами, окружающими их. Вот весь отрывок целиком:
«Он будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу
; но
уничижил Себя Самого
, приняв образ раба».
Он «будучи образом Божиим», как Сын Божий, принял на Себя «образ раба», не посчитав «хищением быть равным Богу». Что по возможности могут означать эти слова? Как может быть слово «хищение» использоваться в отношении Иисуса? Который уже был, согласно вышеприведенному православному символу веры соравен Богу; что же еще можно было тогда «похитить»?
Нет никакого сомнения, что слово «похитить» говорит о том, что можно еще чем-то завладеть, что-то захватить, в попытке в действительности сравняться с Богом, и что Иисус отказался сделать. Но к Иисусу на небе эти слова вряд ли применимы: ибо Он уже соравен, совечен и единосущен Отцу. Похищать при этом совершенно нечего. Если же мы верим, что слово применяется к Иисусу, пока Он был здесь на земле, все становится довольно ясно. Господь Иисус Христос, хотя и рожденный Сын Божий, имел выбор — восстать против Бога (то самое искушение в пустыне) или подчиниться Ему, со смирением и послушанием служа Ему. Первый путь был путь Адама и Евы (сказал змей: вы будете, как боги), проявивших непослушание похитив плод с запретного дерева, второй — путь Христа, отдавшего в конце концов Свою жизнь уже на другом древе.