Основные факты биографии княгини
В старинной документе XI века княгиня Людмила сравнивается с утренней звездой, которая светом веры развеяла тьму заблуждения. Ее имя одно из самых любимых не только у нас, но и у других славянских народностей. Биография святой Людмилы Чешской по многих фактам жития перекликается с покровительницей земли Русской святой равноапостольной княгиней Ольгой. Эти великие женщины рано стали вдовами, помогали управлять государством своим детям, воспитывали внуков. Находясь в зрелом возрасте, Людмила и Ольга стали православными христианками, показав пример своим подданным, и после кончины были отнесены к лику святых.
Почитание мученицы Людмилы Чешской на Руси началось во времена правления равноапостольного князя Владимира и его потомков и продолжается по текущий день.
Происхождение и детство
По данным исторических бумаг родилась святая Людмила в 860 г. в Сербии, в семье князя Пшовского Славибора. Она получила хорошее образование, говорила на нескольких языках. Точных сведений о детстве княгини не сохранилось. О ее биографии стало известно из двух сборников – русский «Пролог» и сочиненное в Чехии более древнее латинское переложение.
Замужество и житие в Чехии
Святая Людмила, будучи совсем юной девой, была сосватна за чешского князя Борживоя (Боривоя). Этот брак преследовал политические союзы – объединение разрозненных племен западных славян. Переехав в далекую по тем временам страну, молодая княжна сразу приняла и полюбила свою новую родину.
Тогда Чехия (нынешняя Богемия) входила в состав могучего государства – Великой Моравии под управлением князя Святополка I. Супруг Людмилы Борживой был его верным вассалом и не раз оказывал помощь в сражениях с королем Людвигом II Немецким. За это правитель Моравии подарил чешскому князю земли, на которых основали Прагу.
Посольство в Византию
Главы славянских государств стремились к объединению и нуждались в духовном покровительстве, чтобы получить независимость от латинской Германии. В этом могло помочь только такая великая держава как Византия. К ее императору Михаилу III правитель Моравии князь Ростислав (дядя Святополка I) отправил послов с просьбой о помощи. Византийский правитель направил в Моравию православных учителей – святых Кирилла и Мефодия. Именно в этом государстве начинается их просветительская миссия.
Распространение истинной веры
Супруги были язычниками, как и большинство населения Богемии (Чехии). Знакомство с равноапостольным Мефодием привело их к православной вере. Во время своего визита в Великую Моравию они услышали проповедь святителя, который тогда был архиепископом Моравским. Его слова произвели на молодых супругов большое впечатление.
При дворе князя Святополка I, правителя Моравии, Людмила и Борживой приняли христианство. Обряд крещения провел сам Мефодий – один из великих славянских просветителей. По приказу благочестивой княжеской четы в стране был возведен первый православный храм, освященный в честь святого Климента.
Вернувшись в Чехию принявшие православие молодые супруги, стали приобщать свой народ к христианской вере. Повсюду строились церкви, проводились богослужения, для которых князья приглашали священников из православной Болгарии. Они проводили и обряды крещения чешских подданных.
За время правления Людмилы и Борживоя был возведен второй в Чехии православный храм в честь Пресвятой Богородицы.
Противление язычников
Представители чешской аристократии были недовольны христианской деятельностью князя. Их взгляды разделяли языческие жрецы – Борживой приказывал разрушать капища и запрещал проводить обряды. Знатные чехи при поддержке войска подняли восстание против своего правителя. Князь с семьей был вынужден покинуть родину, и укрылся в Моравии. При помощи Святополка I мятеж был подавлен. В честь этого события правитель Чехии воздвигнул церковь Святой Девы Марии. Она была построена в столице на месте сбора народного вече.
Правление и защита религии после смерти мужа
В княжеской семье родились два сына. Родители растили их верующими и благочестивыми людьми. После пятнадцати лет супружества князь Борживой умер, и Людмила осталась вдовой в 29 лет. Правителем Чехии стал его старший сын Спитигнев. Он умер в 915 году и на престол взошел младший сын княжеской четы Вратислав.
Святая Людмила честно хранила свое вдовство, с достоинством и христианским смирением скорбя о любимом муже. Она вошла в историю как мудрая и добрая правительница. Княгиня сумела сохранить дипломатические отношения со Святополком I . Она всеми силами боролась за сохранение в церквях и храмах Чехии православного богослужения. Долгое время находилась у власти, пока сын Вратислав не достиг совершеннолетия. Вдовствующая княгиня вела благочестивую жизнь, продолжала дело мужа по распространению христианства среди чешского народа.
Воспитание преемника
Женой князя Вратислава стала Драгомира – языческая христианка. Девушка была очень гордой, отличалась несносным характером. В этом браке родились два мальчика – Вацлав (Вячеслав) и Болеслав. Вратислав не разделял взгляды своей жены и доверил своего главного наследника благочестивой матери. Он скончался, когда его старшему сыну исполнилось восемь лет. Юному князю Вячеславу пришлось взойти на чешский престол, но править государством стала его мать Драгомира в качестве регента.
Воспитание и образование Вячеслава было поручено княгине Людмиле его отцом Вратиславом. Под присмотром своей благочестивой бабушки мальчик рос в православной вере. Они учили иностранные языки, вместе переводили Священное Писание. Младший сын князя воспитывался матерью-язычницей.
Получив власть, Драгомира принялась восстанавливать языческие порядки. Строились новые капища, жрецы обрели прежнее влияние, народ, начавший жить по законам христианства, призывали участвовать в языческих обрядах. Князь Вячеслав в силу своей молодости не мог повлиять на действия нечестивой матери и оградить христиан-чехов от гонений. Святая Людмила с болью в душе наблюдала, как притесняется православная вера. Ее попытки образумить нечестивую Драгомиру не получились. Княгиня покинула столицу и продолжила благотворительность в Тетине, где усердно молилась за чешских христиан.
Смерть и канонизация
Отъезд Людмилы не успокоил Драгомиру. Ее ненависть к своей благочестивой свекрови толкнула на преступление. Язычница подослала к святой убийц, которые проникли в ее покой глубокой ночью. Княгиня была в домашней молельне, когда двое нечестивцев ворвались в ее покои.
Святая Людмила была задушена собственной вуалью (повоем), сорванной с ее головы. Она просила смерти от меча, чтобы пролитая ею кровь стала мученическим венцом во имя Христа. Но убийцы, следуя указаниям Драгомиры, постарались не допустить этого и умертвили княгиню ее вуалью.
Этот повой стал ее символом, с которым святая изображается на иконах.
Почившая Людмила была погребена у городской стены. По приказу Драгомиры во время похорон княгини не были соблюдены христианские обычаи. Но Господь не оставил свою праведную мученицу и отметил место, где ее похоронили, чудесными исцелениями и явлениями. Внук Вячеслав узнал о знамениях на могиле своей бабушки. Он решил перезахоронить ее в столице, где она упокоились в базилике святого Георгия. Сам князь продолжил дело своей благочестивой бабушки. Он удалил со двора язычницу Драгомиру и стал возобновлять православные богослужения в своем княжестве. Святая Людмила Чешская была канонизирована в середине XII века в чине мученицы.
Молодая жена князя Борживоя I
Согласно этому источнику, святая Людмила происходила из семьи князя Славибора, правившего во второй половине IX века народом пшован, который большинство историков отождествляют с сербами. О ранних годах ее жизни ничего не известно, но принято считать, что воспитывалась юная княжна в традициях язычества, являвшегося в то время единственной религией, известной ее народу.
Достигнув подобающего возраста, она стала женой другого владетельного князя − Борживоя I, ставшего основателем правящей династии Пршемысловичей. Этот брак, заключенный по политическим соображениям, стал началом процесса объединения многих племен, проживавших тогда на территории Богемии, и образования на их основе единой нации.
Иконография
В конце 12 – начале 13 веков епископ Даниэл II дал свое благословение на написание образа св. мученицы Людмилы. На иконах княгиня изображается в полный рост. Она одета длинное платье, а голова покрыта повоем (вуалью) или княжеской шапкой. Повой (или веревка) спускается на шею святой и служит символом ее мученической кончины.
Есть икона, где Людмила написана с чашей винограда в руках. Это довольно редкий образ Небесной мученицы. На некоторых иконах матушка-княгиня представлена вместе с внуком Вячеславом. Он находится рядом с благочестивой бабушкой и внимательно слушает слова Святого Писания. Очень распространены иконы, где святая Людмила написана с православным крестом в правой руке и свитком – в левой.
Кара небесная
С мощами великомученицы связаны воспоминания об одном весьма загадочном происшествии, невольно наталкивающем на мысль о чудесах. Его описание поныне содержится в документах пражского архива. Дело в том, что после пожара, охватившего в XII веке базилику святого Йиржи, приглашенный для ее восстановления немецкий архитектор совершил страшное святотатство: он похитил часть мощей святой Людмилы и, переправив их в Германию, тайно распродал.
Однако вслед за преступлением не замедлило последовать и наказание. Сам он вскоре умер, заразившись чумой, а вслед за ним отошли в иной мир и все покупатели краденых мощей. Кто-то свернул себе шею, упав с лошади, кто-то повздорил с соседом и был убит, а один почтенный 70-летний барон, женившийся на совсем еще юной маркизе, испустил дух в первую же брачную ночь. Несомненно, над этими людьми тяготело проклятие, и дабы прервать череду смертей, их родственники поспешили вернуть украденные святыни в пражскую базилику и принести должное покаяние.
Праздники
Сейчас имя Людмила очень распространено среди русских женщин. Эта святая является первой христианской мученицей на чешской земле. Ее заступничество помогает оградить женщин от семейных проблем, она покровительствует воспитателям и учителям, духовно подкрепляет бабушек и матерей..
День памяти
Православная Церковь празднует день памяти св. мц. Людмилы Чешской 29 сентября (новый стиль). Многие женщины посещают праздничную службу, чтобы помолиться Небесной покровительнице.
День ангела
В конце сентября именины отмечают все православные Людмилы. Они получают поздравления с днем Ангела и молятся перед иконой своей Небесной защитницы.
Первые христианские правители Чехии
Из дошедших до нашего времени исторических документов явствует, что изначально владения князя Борживоя ограничивались лишь незначительной территорией, окружавшей его замок, но приняв участие в войне влиятельного моравского правителя Сватоплука против восточных франков, он получил от него в качестве награды весьма обширные земли, на которых со временем была построена столица чешского государства – Прага.
На иконах Людмилу Чешскую принято изображать одну, без супруга, как бы он растворился в тени ее святости. Однако если верить латинским источникам, князь Борживой I принял христианство раньше, чем она, и еще до вступления в брак стал духовным наставником своей будущей жены. Именно благодаря ему она смогла во всей полноте ощутить величие истинной веры и вместить ее в свое сердце. Если подобное утверждение и вызывает сомнение у некоторых исследователей, то все они сходятся во мнении, что именно Борживой и Людмила были первыми христианскими правителями зарождавшегося тогда Чешского государства.
Где находятся мощи великомученицы
Православная мученица уже более тысячи лет покоится в храме святого Георгия Победоносца, куда ее внук князь Вячеслав перенес мощи своей великой бабушки.
Прага
Этот храм находится в Праге и сначала был православным. Но полвека спустя он переходит к католической церкви, а позже становится музеем. Мощи первой славянской покровительницы теперь музейный экспонат и находятся под защитой Чешского государства. Они недоступны для поклонения. Приложиться к ним можно только один раз в год – 29 сентября. Паломники со всего света приходят сюда с надеждой получить помощь у святых мощей.
Голова княгини отделена от остальных мощей и перенесена в кафедральный собор католиков чехов, Святого Вита. Она облечена в шлем-маску из золотого сплава, закрывающий лицо полностью. Ее выставляют для поклонения в день почитания – 29 сентября.
Частицы в России
Почтить память первой Небесной покровительнице славян в России есть возможность в Никольском храме в Котельниках. Там хранится ковчежец с частицей мощей праведной мученицы.
Еще помолиться св. мц. Людмиле можно в Свято-Троицкой Лавре. Там, в церкви преподобного Иоанна Лествичника находится ее икона с частью мощей.
О чем просят святую мученицу
Святая Людмила оказывает заступничество всем женщинам с этим именем. Она всю свою земную жизнь была любящей женой и матерью, доброй и мудрой бабушкой, ревностной хранительнице православной веры. К ней обращаются с просьбой во многих трудных ситуациях.
Воспитание детей
Святая праведница помогает в наставлении, чтобы молодое поколение росло в православной религии и следовало христианским заповедям.
Выбор жизненного пути
Праведная княгиня изменила свою жизнь, приняв православие с мужем, и следовала этому выбору всю жизнь. Ее вера была стойкой и непоколебимой. Молитва Святой Людмиле поможет уберечься от греха.
Примирение
Небесная покровительница Чешской земли всегда стремилась сохранить мир в своей семье. Ей молятся о примирении родственников и сохранении благополучия.
Помощь при раздорах и неурядицах
Праведная княгиня приложила много усилий в объединении чешских народов, старалась мирно решать все конфликты и примирять враждующих.
Облегчение тяжелой утраты
Святая Людмила за свою жизнь испытала множество потерь своих близких. Она похоронила мужа, сыновей. Пережить это горе ей помогала православная вера. Княгиня со смирением принимала все испытания. Молитва перед иконой мученицы помогут облегчить боль утраты.
Жизнь этой чешской святой для всех православных служит примером христианского служения и твердости веры.
Утренняя звезда, освятившая Чехию
В статье приводится текст наиболее распространенной молитвы ко святой мученице Людмиле Чешской. В первой части, именуемой тропарем, говорится о том, что, оставив тьму идолопоклонства и вобрав в себя свет истинной веры, она, как утренняя звезда, освятила своим богопочитанием Чешскую землю.
В ее продолжении, носящем название кондак, содержится прошение о мольбах перед Богом за всех верных (верующих), которые обрели в ее «всечесном» храме душевную «цельбу», то есть целостность и полноту. В данном тексте слово «храм» не следует понимать в его узком значении, поскольку составители молитвы употребили его в переносном смысле, имея в виду непреклонность веры, приобщение к которой способно придать человеку душевную гармонию. Значение иконы Людмилы Чешской, а также обращенных к ней молитв необычайно глубоко и способно самым благотворным образом влиять на внутренний мир человека.
Тексты на русском языке
В РПЦ в честь святой Людмилы Чешской составлены молитва, акафист, кондак, тропарь и величание.
Тропарь
Оставльша тьму идолослужения и с горячей любовию прияв свет Православныя веры Христовы, явися ты, святая Людмило, яко звезда утренняя, и светом святости твоея истинный день Богопочитания в Честей земли начав.
Кондак
Избранной Богом от иновернаго языческаго рода Чешскаго, призванной в язык свят, служительнице новыя благодати святая всехвальная мученице Христова Людмило, во страдании Твоем мученический венец приявшая от руки Вседержителя нетленный, и со Ангелы ныне предстоя Его престолу, песньми восхваляем Тя любовию, Угоднице Христова, молимтися, яже молитвами Твоими от вечных мук, бед и скорбей свобождай ны зовущия: Радуйся, блаженная княгине Людмило, святая мученице и молитвеннице о душах.
Молитва
О, Святая угоднице Христова, мученице княгиня Людмило, Первоугоднице чешския страны и стольнаго града Праги украшение, теплая о нас пред Богом молитвеннице, се, мы, многогрешнии, смиренно припадая, молим тя, не попусти нам погибнути в тине грехов наших, но вознеси о нас моление.
О, Преблагая мати Людмило, не забуди присещати чад твоих, аще бо и преставилася еси от нас в небесныя обители. Вкупе ж и со Святым мучеником и внуком твоим Вячеславом, егда подрасте отрок Вячеслав, отец его, твой же сын, по обычаю того времени испроси Епископа и иереев со всем причтом церковным призвать на него благоловение Божие. Епископ, отслужив в Церкви Пресвятыя Богородицы и постави отрока на ступени храма, и благослови его тако: «Господи Боже Иисусе Христе, благослови сего отрока, яко же благословил еси праведных Твоих, Авраама, Исаака и Иакова, и венчай его, яко же венчал еси правоверных царей, равноапостольных Константина и Елену».
Тако же и ты, святая праматерь его, испроси и нам, грешным, Божие благословение на чада наша, и на всех нас, да и мы многогрешнии, возблагодарим Господа за подаяние Его благодати. Да купно с тобою прославим Отца и Сына и Святаго Духа и твое великое заступление о нас во веки веков. Аминь.
Акафист
Разум Богопросвещенный даровася тебе, святая мученице Людмило, имже ясно проразумела еси тщету душепагубную зловерия невестки своей, хотящей погубити тя. Ты же ведяще сие, удалившись во град Течин, укрытися спасения ради души твоея, Христа же взыскати потщалася еси вседушно. Тем же взываем ти: Радуйся, блаженная последовательнице Христова; Радуйся, любительнице заповедей Его приискренняя. Радуйся, всемогущую силу благодати Христовой познавшая; Радуйся, лютаго демонскаго рабства избегшая. Радуйся, богатство земное нивочтоже вменившая; Радуйся, от юности идолослужение презревшая. Радуйся, руками убогих сокровища твоя горе предпославшая; Радуйся, идолослужительныя люди к истинному Богу призвавшая. Радуйся, блаженная княгине Людмило, святая мученице и молитвеннице.
Величание
Величаем тя, страстотерпице Христова Людмило, и чтим честное страдание твое, еже за Христа претерпела еси.