Чем отличается православие в России от православия в США?


ПРАВОСЛА́ВНАЯ ЦЕ́РКОВЬ В АМЕ́РИКЕ

ПРАВОСЛА́ВНАЯ ЦЕ́РКОВЬ В АМЕ́РИКЕ (ПЦА; англ. Orthodox Church in Ame­ri­ca), од­на из ав­то­ке­фаль­ных пра­во­слав­ных по­ме­ст­ных церк­вей. Ка­но­нич. тер­ри­то­рия – США и Ка­на­да, юрис­дик­ция ПЦА рас­про­стра­ня­ет­ся так­же на не­ко­то­рые при­хо­ды в Мек­си­ке.

Ос­но­ва­ние ПЦА по­ло­же­но мо­на­ха­ми-мис­сио­не­ра­ми Ва­ла­ам­ско­го мо­на­сты­ря, при­быв­ши­ми в 1794 на о. Кадь­як по оп­ре­де­ле­нию Си­но­да Рус. церк­ви о на­зна­че­нии на Аля­ску пра­во­слав­ной мис­сии. Сре­ди мис­сио­не­ров был прп. Гер­ман Аля­скин­ский. В 1840 уч­ре­ж­де­на Кам­чат­ская, Ку­риль­ская и Але­ут­ская епар­хия Рус. церк­ви, пер­вым епи­ско­пом ко­то­рой стал свт. Ин­но­кен­тий (По­пов-Ве­ниа­ми­нов). В 1898–1907 пра­во­слав­ную па­ст­ву в Аме­ри­ке окорм­лял свт. Ти­хон (Бе­ла­вин), впо­след­ст­вии пат­ри­арх Мо­с­ков­ский и всея Ру­си; при нём (в 1905) епар­хи­аль­ный центр пе­ре­не­сён в Нью-Йорк, а епар­хия с 1907 ста­ла офи­ци­аль­но име­но­вать­ся Рус. пра­во­слав­ной гре­ко-ка­фо­лич. цер­ко­вью в Сев. Аме­ри­ке под юрис­дик­ци­ей свя­щен­но­на­ча­лия от Церк­ви рос­сий­ской. Рус. цер­ковь в Аме­ри­ке объ­еди­ня­ла всех амер. пра­во­слав­ных не­за­ви­си­мо от их нац. при­над­леж­но­сти, что при­зна­ва­лось за­кон­ным все­ми по­ме­ст­ны­ми церк­ва­ми.

С на­ча­лом 1-й ми­ро­вой вой­ны и по­сле­дую­щи­ми ре­во­люц. со­бы­тия­ми в Рос­сии связь Сев.-Амер. епар­хии с Цер­ко­вью на ро­ди­не на­ру­ши­лась. В 1921 в Аме­ри­ке без ве­до­ма и ка­но­нич. со­гла­сия РПЦ бы­ла уч­ре­ж­де­на Греч. ар­хи­епи­ско­пия, позд­нее поя­ви­лись др. эт­нич. пра­во­слав­ные юрис­дик­ции. В 1924 со­бор Сев.-Амер. епар­хии во­пре­ки ка­но­нам про­воз­гла­сил вре­мен­ную ав­то­но­мию Рус. церк­ви в Сев. Аме­ри­ке (Сев.-Амер. ми­тро­по­личь­е­го ок­ру­га, Сев.-Амер. ми­тро­по­лии) под упр. митр. Пла­то­на (Ро­ж­де­ст­вен­ско­го), в 1937 про­воз­гла­ше­на пол­ная ав­то­но­мия, что не бы­ло при­зна­но РПЦ. В по­сле­во­ен­ный пе­ри­од на­чал­ся про­цесс сбли­же­ния Сев.-Амер. ми­тро­по­лии с Моск. пат­ри­ар­ха­том, офиц. пе­ре­го­во­ры о вос­ста­нов­ле­нии ка­но­нич. от­но­ше­ний на­ча­лись в 1969. По хо­да­тай­ст­ву со­бо­ра Сев.-Амер. ми­тро­по­лии 10.4.1970 Си­нод РПЦ при­нял ре­ше­ние о пре­дос­тав­ле­нии ми­тро­по­лии ав­то­ке­фа­лии; бы­ла об­ра­зо­ва­на ав­то­ке­фаль­ная ПЦА. Это ре­ше­ние РПЦ во­шло в кон­фликт с ви­де­ни­ем бу­ду­ще­го пра­во­сла­вия в Сев. Аме­ри­ке, раз­де­ляв­шим­ся Кон­стан­ти­но­поль­ским пат­ри­ар­ха­том. К нач. 21 в. боль­шин­ст­во по­ме­ст­ных пра­во­слав­ных церк­вей, вклю­чая Кон­стан­ти­но­поль­ский пат­ри­ар­хат, офи­ци­аль­но не при­зна­ли ав­то­ке­фа­лии ПЦА, хо­тя не ос­па­ри­ва­ют ка­но­нич­но­сти её епис­ко­па­та и ду­хо­вен­ст­ва.

В нач. 21 в. ПЦА на­счи­ты­ва­ла до 1 млн. ве­рую­щих (по дан­ным ПЦА; не­за­ви­си­мые ис­сле­до­ва­те­ли нас­чи­ты­ва­ют от 85 до 115 тыс. ве­рую­щих в США), 14 епар­хий (11 тер­ри­то­ри­аль­ных, 3 эт­ни­че­ские), 17 мо­на­сты­рей, 3 ду­хов­ные се­ми­на­рии. Выс­шая адм. и за­ко­но­дат. власть в ПЦА при­над­ле­жит Все­аме­ри­кан­ско­му со­бо­ру; Свя­щен­ный си­нод, со­стоя­щий из всех пра­вя­щих епи­ско­пов, яв­ля­ет­ся ор­га­ном выс­шей ка­но­нич. и су­деб­ной вла­сти. Пред­стоя­тель ПЦА – ар­хи­епи­скоп Ва­шинг­тон­ский, ми­тро­по­лит всей Аме­ри­ки и Ка­на­ды, пред­се­да­тель­ст­ву­ет во всех кол­ле­ги­аль­ных ор­га­нах выс­ше­го цер­ков­но­го управ­ле­ния. С нач. 1990-х гг. ПЦА име­ет под­во­рье в Мо­ск­ве при хра­ме Вмц. Ека­те­ри­ны на Вспо­лье.

Православные святые Америки

Кратко об истории Православия в Америке

Проникновение Православия в Северную Америку началось с её западной оконечности – полуострова Аляска и прилегающих к ним Алеутских островов, где в бытность этих земель под рукой российских императоров над просвещением местных жителей много потрудились русские миссионеры.

Позднее, в XIX-XX веках, уже в «материковую» часть США начали прибывать эмигранты из Сербии, Сирии, Греции, Румынии, Болгарии и других стран с высокой долей православного населения, за которыми также потянулись и их пастыри.

Наконец, XX столетие с его революционными потрясениями вновь принесло в Америку огромное количество эмигрантов из России, в том числе духовенства, которое сумело организовать в США собственные богословские школы и передать интерес к Православию местным жителям.

Благодаря этому, в настоящее время в США и Канаде сложилась уникальная ситуация, когда на территории страны существуют значительные церковные общины РПЦЗ, Сербской Церкви, Антиохийского Патриархата, Румынской Церкви, Болгарской Церкви и других Церквей, а также самая молодая из 15 Поместных Православных Церквей, которую мы знаем как Православную Церковь в Америке.

Святые Америки

За столетия миссии и духовной жизни на североамериканском континенте, здесь просияли своей святой жизнью уже несколько подвижников благочестия, прославленных Церковью. Сегодня мы кратко расскажем вам об их жизни.

Святитель Мардарий Либертвильский

На сегодняшний день, святитель Мардарий (Ускокович), канонизированный Сербской Православной Церковью в 2015 году, является последним в хронологической последовательности из прославленных Церковью американских святых (память 12 декабря).

Иван Ускокович родился недалеко от города Подгорицы в Черногории в 1889 году в глубоко верующей семье, и подростком был отправлен родителями учиться в Риеку, а затем в Белград.

В Белграде юный Иван решил посвятить жизнь служению Богу и в 1909 году принял монашество в монастыре Студеница, затем был посвящён во диаконы и направлен служить и получать образование в Россию.

Будущий иерарх обучался в Волынской и Кишиневской семинариях и Санкт-Петербургской академии, которую окончил кандидатом богословия, а в 1917 году был направлен служить в США, как глава Сербской духовной миссии.

В 1923 году отец Мардарий приобрел около десяти акров земли в Либертвилле (штат Иллинойс), где позже был построен монастырь в честь святителя Саввы Сербского. Эта обитель стала первым сербским монастырем в США.

В 1925 году Собор Сербской Церкви избрал архимандрита Мардария епископом и в 1926 году на праздник Входа Господня в Иерусалим в соборном храме Белграда он был хиротонисан в архиереи, а в 1927 году вернулся в США.

С тех пор Преосвященный владыка Мардарий неустанно трудился в строительстве церквей, монастыря святого Саввы в Либертвилле, а также вёл обширную миссионерскую работу в возглавляемой им епархии.

Епископ Мардарий мирно отошел ко Господу в 1935 году, после десяти лет управления своей кафедрой. Тело угодника Божия было погребено в храме основанного им в США монастыря.

Собор епископов Сербской Православной Церкви по предложению Архиерейского Собора СПЦ в Северной и Южной Америке на своем очередном заседании 29 мая 2015 года прославил епископа Мардария в лике святых.

Канонизация состоялась 5 сентября 2015 года в Стефановском соборе города Алгамбра (Калифорния), которое совершил Патриарх Сербский Ириней. За этим же богослужением также был канонизирован и епископ Севастиан (Дабович).

Священномученик Ювеналий Аляскинский

Яков Говорухин, ставший позднее иеромонахом Ювеналием, был первым подвижником, стяжавшим святость на североамериканском континенте.

Родился Аляскинский мученик в городе Екатеринбурге в 1761 году в семье рабочего одного из уральских заводов. В 1791 году Яков ушёл в Валаамский монастырь, где вскоре принял монашество и священный сан.

В 1793 году монахи-миссионеры с Валаама отправились в Русскую Америку. С ними поехал и иеромонах Ювеналий. За два месяца просветители на байдарках объехали весь остров Кадьяк (Аляска), крестив все население и наставляя молодёжь в вере и ремеслах.

В 1795 году отец Ювеналий совершил путешествие в Нучен, где привел к православию более семи сотен чугачей, а в 1796 году прибыл на Аляску. В общей сложности, миссионеры крестили 6 740 алеутов и совершили 1 573 венчаний.

Свой жизненный путь святой Ювеналий окончил мученически. Однако существует несколько версий его смерти. Долгое время считалось, что миссионер был убит неподалёку от озера Илиамна на Аляске, и его замучили местные шаманы, недовольные успешным миссионерством.

Вторая версия гласит, что иеромонах Ювеналий был убит около вышеупомянутого озера племенем юпиков, но позднее они приняли Православие.

Согласно третьей версии, основанной на докладе протоиерея Михаила Олексы, отец Ювеналий погиб от рук эскимосов-охотников в 200 километрах к западу от озера Илиамна. Мощи святого так и не были найдены.

В 1980 году святой был канонизирован Русской Православной Церковью в лике священномучеников. Память святого Ювеналия Аляскинского совершается 2 мая.

Праведный Алексий Товт

Будущий святой появился на свет в семье униатского священнослужителя близ Прешова (Словакия) в 1854 году и со временем также принял священный сан.

Батюшка был весьма образован, так как успел поучиться в католической и униатской семинариях и в Прешевском университете, а также освоил несколько языков. Благодаря образованию он занял при епископе Прешова должность секретаря, стал преподавать в семинарии и заведовать местным детским приютом.

В 1889 году отец Алексий прибывает в Минеаполис, где возглавляет униатский приход. В 1890 году, благодаря епископу Алеутскому и Аляскинскому Владимиру (Соколовскому), отец Алексий, а также 8 из 10 остальных американских униатских священников и 361 мирянин собрались в городе Вилькесбарре обратились в Православие.

После воссоединения с Церковью, отец Алексий был назначен благочинным с поручением также окормлять общины Чикаго. Для собственного пропитания в эти годы святой стал трудиться в пекарне, а значительную часть заработанных средств раздавал нищим и нуждающимся, среди которых были многодетные священники.

Отец Алексий стал вести проповедь в среде эмигрантов со славянскими корнями. Общаясь с римо-католиками, греко-католиками и протестантами, он всегда делал акцент на том, что истинное спасение можно найти лишь в Православии.

За более чем десятилетний период своего проповеднического служения, праведный протопресвитер сумел привести в лоно Православной Церкви 17 греко-католических приходов и около 29 000 униатов. За миссионерскую деятельность его иногда называли «отцом американского Православия».

Батюшка преставился ко Господу в 1909 году, а в 1994 году Православная Церковь в Америке прославила его в лике святых. Мощи святого почивают в церкви святителя Тихона Задонского в Тихоновском монастыре в Южном Ханаане (штат Пеннсильвания).

Преподобный Севастиан Джексонский

9 июля 1863 года в семье православных эмигрантов из Сербии, живших в Сан-Франциско, родился мальчик. В юном возрасте, в 1884 году, Йован Дабович поступил в духовную академию в Санкт-Петербурге, а через четыре года принял монашеский постриг с именем Севастиан и диаконский сан.

Закончив образование, отец Севастиан вернулся в США, где стал служить в сан-францисском храме святого Александра Невского. В 1892 году он был рукоположен во священника и стал миссионером на Западном побережье США.

Иеромонах Севастиан основал несколько храмов в Вашингтоне и Калифорнии, затем трудился в администрации североамериканском миссии под началом святого епископа Тихона (Белавина) — будущего патриарха Московского и всея Руси, проповедуя на английском, сербском и русском языках.

В течение своей жизни миссионер пересек 15 раз Атлантический океан и 9 раз — Тихий, так как ему приходилось бывать на исторической родине — в Сербии, в России, а также совершать миссионерские путешествия в Японию, где преподобный встречался со святителем Николаем Японским (Касаткиным).

В 1905 году, уже в сане игумена, отца Севастиана назначили на должность благочинного сербских храмов, а в том же году, указом Синода — начальником Сербской миссии. За труды на благо Церкви в 1905 году он был возведен в сан архимандрита.

В 1910 году отец Севастиан уехал в Сербию, где служил капелланом в годы Второй Балканской (1912-1913) и Первой мировой (1914-1918) войн и с 1936 года стал жить в монастыре святого Саввы Сербского в Жиче.

В 1940 году святой Севастиан преставился ко Господу. Его отпевание совершил святитель Николай Сербский (Велимирович). В 2007 году мощи святого перезахоронили в храме святого Саввы в Джексоне (штат Калифорния), который основал преподобный Севастиан.

4 сентября 2015 года в Стефановском соборе калифорнийского города Алгамбра Патриарх Сербский Ириней возглавил богослужение, на котором архимандрит Севастиан (Дабович) был прославлен в лике святых, как преподобный Севастиан Джексонский.

Мученик Пётр Алеут

Чуганак (в крещении Пётр) был алеутом, аляскинским индейцем или же креолом и родился в конце XVIII века. О его жизни точно не известно практически ничего, кроме того, что юноша принял крещение от преподобного Германа Аляскинского.

В 1812 году близ Сан-Франциско в Калифорнии Русско-Американской торговой компанией была основана русская колония форт Росс. Пётр и другие служащие компании занимались промыслом котиков и других морских животных в этих местах.

В 1815 на берегу у залива Сан-Педро работала группа из 14 алеутов, в числе которых был и Пётр. Здесь на них напали вооружённые всадники из числа испанских военных. Испанские монахи попытались обратить пленных россиян в католичество, но они показали свои нательные кресты, заявив что уже крещены в Православие.

Тогда захваченных решили пытать. Петру стали отсекать суставы на пальцах ног, затем на руках, затем ступни и кисти. В итоге, мученик скончался от потери крови, но своей вере не изменил. Остальные работники компании, ставшие свидетелями его подвига, сумели спастись.

Прославление мученика Петра Алеута было совершено Православной Церковью в Америке в 1980 году. В честь мученика Петра на Северо-Американском континенте построено несколько церквей. Память святого совершают 24 сентября.

Другие американские святые

Мы рассмотрели краткое житие лишь пяти американских святых, но на самом деле их значительно больше.

На территории Северной Америки просияли: праведный Иаков (Нецветов), святитель и чудотворец Иоанн Шанхайский, преподобный Герман Аляскинский, святитель Рафаил Бруклинский, святитель Иннокентий (Вениаминов), святитель Тихон (Белавин), священномученик Иоанн Кочуров и священномученик Александр Хотовицкий. Их краткое житие вы можете прочесть на сайте Восточно-Американской епархии РПЦЗ.

Также с Соединёнными штатами Америки связывают жизнь святителя Николая Сербского, преподобного Брендана Мореплавателя, священномученика Серафима (Самойловича), священноисповедника Варнавы (Настича), священномученика Анатолия (Каменского) и священномученика Василия Мартыша.

Андрей Сегеда

Вы можете поаплодировать автору (хоть 10 раз)41

История американской религии

До прихода европейцев на территории современных Соединенных Штатов проживали племена индейцев, в большинстве своем веровавших в существование высшей сущности, создателя мира. У одних — это сын Неба и Земли, у других — Высший Дух или заботливая женщина.

В разных племенах создателю приписывались разные черты характера и способности. Как правило, это божество обитало над землей, могло принимать различные формы и облики и считалось одним из множества богов, населявших землю. У каждого племени была своя картина мира и мифы о его сотворении. Также у коренных жителей были популярны тотемы, что находит подтверждение в рисунках и вышивке.

Христианство приходит на континент в период открытия Америки, с 15 века. Первые завоеватели и поселенцы были испанцами и португальцами, которые несли сюда догматы Римской католической церкви. Протестантство широко распространяется на американском континенте с 16 века, во время разгара Реформации в Европе.

В Новый свет хлынули пилигримы из Англии, Шотландии, Голландии и Франции, которые хотели убежать как от гнета господ, так и от католического засилья, и жаждали свободы и независимости. Это и повлияло на формирование новой нации и государства, впитавших в себя основы протестантской этики и идеи плюрализма в религии.

Самая распространенная религия в США

Статистика показывает, что протестантское движение самое востребованное среди американцев. Все потому, что богослужащие периодически адаптируют религию на новый лад.

Здесь современные тексты и видение картины жизни. Она не зациклена на старых традициях, но при этом не уничтожает их, а лишь переосмысливает. Хотя каждый год в Америку приезжает такое огромное количество иммигрантов, что через несколько лет ответ на этот вопрос может измениться. Потому что каждая конфессия делает максимум, чтобы сохранить свою культуру.

Причины прихода в православный храм


Фото: Picsy.ru
В России православный храм – это неотъемлемая часть пейзажа. И люди заходят туда по той же причине, что заходили их предки – помолиться, поставить свечи, совершить Таинства. Воспринимают Церковь как обязательную часть своей жизни. Она незыблема, неизменна, она была, есть и будет. В этом, по мнению русских людей, ее сила и привлекательность для людей. Если людям хорошо – поставят благодарственные свечи, если плохо – встанут на колени и будут просить Господа, Богородицу и всех его святых о помощи и поддержке. За всем этим люди идут в церковь.

А в Америке православный храм – это нечто новое. Сначала в него заходят из любопытства. Потом начинают изучать основы православия. Понимают Божьи Заповеди и уже не могут уйти оттуда.

Ведь большинство людей понимает, что пресловутая толерантность и извращенное отношение к вопросам пола и брака – это противоестественно. Даже биологически противоестественно, не говоря уже о моральной стороне вопроса. Но навязываемая на государственном уровне лояльность к этим вещам вынуждает людей принимать общепринятое отношение. Постоянно прикосновение к грязи оставляет у людей ощущение нечистоты и брезгливости к самим себе.

В православии вопросы пола и брака описаны четко и ясно, при чем на протяжении многих веков это отношение однозначно и неизменно. Грязь здесь называют грязью, похоть – похотью, блуд – блудом. И никакой толерантности. Только чистота, возведенная в ранг Божьего Закона.

Именно это – понятные, естественные и строгие нравственные правила привлекают американцев в первую очередь. Они видят отличия, понимают, в чем правда.

Основные положения вероучения Адвентистов

  1. На второе пришествие Иисуса Христа указывает 5 знамений: падение нравственности, существование папства, усиление страха людей перед будущими событиями, возникновение адвентизма, открытая проповедь по всему миру.
  2. Наряду с Библией Адвентисты Седьмого дня изучают также «Пророчества» Елены Уайт. На основании этого «божественного откровения» базируются практически все доктрины Церкви Адвентистов.
  3. Основной пункт учения – почитание субботы. Возник он на основании видения Елены Уайт, в котором она увидела, как все Божественные заповеди пылают ярким огнем, кроме одной, в которой призывается почитать субботу. На основании этого Адвентисты сделали вывод, что все остальные религиозные направления отступили от Господа, нарушая эту заповедь, и поэтому не могут быть приняты в Царство Бога. Только Адвентисты Седьмого дня способны спастись.
  4. Говоря о душе, Адвентисты считают, что она смертна до тех пор, пока Господь не воскресит ее. Также они отрицают тот факт, что за свои грехи человек может попасть в ад.

Со временем учения Адвентистов Седьмого дня стали более похожими на протестантские. И даже авторитет Елены Уайт начал подвергаться сомнению.

Мормоны

Мормонами называют представителей Церкви Иисуса Христа последних дней. Данное религиозное течение весьма противоречиво. Скорее, это больше похоже на оккультную секту, в которой христианско-библейское начало проявлено только внешне.

В штате Юта расположен главный центр мормонов. Основная их миссия – помочь людям достичь Божественного царства. Ее исполнение ложится на плечи организационной структуры, созданной при Церкви. Основу всей мормонской церкви составляет приход, который должен состоять не более чем из 500 человек. В каждом из них осуществляется миссионерская деятельность на местах. Как только количество людей в одном приходе превышает допустимое, он делится пополам. Приход возглавляют президент и два его советника. Количество приходов в одном регионе также ограничено. Если на определенной территории их становится очень много, то создается специальная организация — «кол», которую также возглавляет президент.

Адвентисты Седьмого дня

Это протестантское движение проповедует то, что в скором времени Иисус Христос вновь спустится на Землю. С первого взгляда может показаться, что это движение ничем не отличается от протестантского. Однако несколько ключевых особенностей учения Адвентистов не позволяют говорить о них как о протестантах. Адвентистов Седьмого дня, скорее, можно отнести к квазиденоминациям.

Таинства мормонов

К Священным Писаниям мормоны относят Библию, Книгу Мормона, Заветы и учения и Драгоценную Жемчужину.

Канонизированная молитва у мормонов отсутствует. Скорее, это похоже на импровизационное доверительное обращение к Господу. Особое место занимает обряд крещения, которое заключается в троекратном погружении в воду с произнесением определенных слов, называемых триединой формулой. Тот, кто по каким-либо причинам уходит из церкви мормонов, впоследствии не имеет права совершать этот обряд. Таково наказание.

Протестантизм – многочисленность и многообразие

История говорит, что Новый Свет заселяли в основном те, кто по религиозным убеждениям не мог более оставаться в Европе, то есть в Старом Свете. В основном это были люди активные, предприимчивые, не согласные с бюрократизацией традиционной католической церкви тех времен – протестанты. Их преследовали церковные власти, имеющие огромную силу и влияние в то время, а потому они весьма охотно принимали участие в экспедициях за море, переселялись в Америку, осваивали новые земли. Строго говоря, именно им Америка обязана своим процветанием – они были первыми.

Неудивительно, что первые религиозные общины были именно протестантскими, а теперь основное религиозное течение в Америке – протестантизм.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]