История появления иконы Спас Всемилостивый, о чем просят и текст молитвы


Описание иконы «Спас Всемилостивый»

Этот святой образ относится к иконографическому типу под названием Спас Вседержитель или Пантократор. На иконе иконописцы изображают пресвятого Господа Бога в полный рост, по пояс или по грудь. Христос держит в одной руке Святое Евангелие, а другой рукой благословляет верующих. Святейшая книга изображается в закрытом или раскрытом виде.

Иногда вместо Евангелия в руке Спасителя рисуют свиток с Божьими заповедями. Пресвятого Христа изображают в пурпурном хитоне и синем гиматии. Вокруг головы Иисуса рисуют нимб с вписанным крестом и греческими буквами на трех его сторонах.

История появления

Сам иконографический тип одиночного изображения Спаса Вседержителя зародился еще на заре христианства. Подобного рода фрески можно увидеть в древних римских катакомбах. Начиная с 4 века, византийские иконописцы стали изображать на храмовых иконах Христа Спасителя, держащего в одной руке Евангелие, а другой своей рукой благословляющего людей. С крещением Руси святой образ такого содержания появился и в русских церквях.

В 12 веке, благодаря молитвам иконе Спаса Всемилостивого, российским войскам под предводительством светлейшего князя Андрея Боголюбского удалось одержать победу над волжскими болгарами. В честь этого события 1 (14) августа установили церковный праздник, как напоминание о милости, дарованной Богом. С тех пор на Руси верующие стали украшать иконами Спаса Всемилостивого храмы, монастыри и часовни. Миряне святейший образ Христа Спасителя ставили в центр домашнего иконостаса.

Икона Спаса Всемилостивого в Тутаеве

Во многих храмах Руси можно было встретить святейший образ Христа Спасителя, благословляющего верующих. Христиане молились перед иконой Спаса Всемилостивого и в ответ получали милость Божью. Святейший образ стал почитаться как чудотворный.

Одна из икон с изображением Спасителя Всемилостивого находится в Воскресенском соборе города Тутаева Ярославской области.

Святейший образ создан приблизительно в 15 столетии. По одной из версий считается, что древняя икона приплыла в Тутаев по Волге в лодке.

У этой святыни есть и другое название — «Спас Борисоглебский» или «Романовский». Дело в том, что раньше Тутаев назывался Романово-Борисоглебском. Святейший образ, на протяжении многих веков находящийся в Воскресенском соборе, считается чудотворным. Молитвы к нему исцеляют больные конечности и суставы. Верующие на коленях приползают к святыне, молятся перед ней и получают милость Божью.

Впечатляют размеры этой древней иконы — около 3 метров в высоту и ширину. Это погрудное изображение Христа, заключенное в резную раму и ризу (венец). Образ Спасителя выполнен в темных красках. В одной руке Иисус держит раскрытое Евангелие, а другой — благословляет верующих. В дни тяжелых несчастий и болезней жители Тутаева приходят помолиться святыне и получают Божью благодать.

Икона Спаса в Тутаеве

Прославленная икона появилась предположительно в начале XV века для церкви русских князей Бориса и Глеба, сыновей великого киевского князя Владимира Святославича. Работал над святыней иконописец Дионисий Глушицкий. Изначально икона располагалась в куполе храма, лицезреть её можно было, лишь обратив взор в «небо». Размеры иконы внушительные: 2,78 м шириной и 3,20 м высотой. Поэтому она была достойным украшением купола. Точный вес иконы неизвестен, но для её переноски необходимо как минимум 30 мужчин, и при этом, каждый ощутит тяжесть иконы. Ежегодно с иконой совершают крестный ход, для этого используют специальный металлический каркас, для того чтобы было удобно нести святыню.

Недолго икона была в приделе святых Бориса и Глеба. Лишь в XVIII веке образ оказался в главном зале церкви. Но он недолго пребывал в покое. В 1749 году святыню перенесли в архиерейский дом по воле митрополита Арсения. В 1798 году образ пешком, неся на руках, доставили до Воскресенского собора, где она хранится по сей день. Так икона оказалась в Тутаеве, до 1918 именовавшегося Романов-Борисоглебск. В наше время по пути следования образа на одном из берегов реки Ковать, где его омывали от пыли и грязи, осевших по дороге, бьет святой ключ, обладающий целебными свойствами. Ежегодно в десятое воскресенье от Пасхи люди выходят на крестный ход. Это событие самый настоящий праздник: из Воскресенского собора икона Спаса Всемилостивого торжественно выносится, и процессия сопровождает её по пути через весь город. Такая традиция существует много лет, даже столетий, кажется, что время не властно над святынями и верой людей.

Икона Спаса в Тутаеве со временем начала темнеть, связано это с тем, что раньше иконы завершали слоем масла подсолнуха для закрепления красок. Эта икона единственная из всех в Воскресенском соборе, с которой не сняли масляный слой. Но лик Господа хорошо читаем с иконы и, кажется, смотрит в душу, обнажая её и освобождая. Металлическая рама, которую используют в Крестный ход, имеет особое устройство, чтобы мужчины могли опереть её на плечи и нести таким образом икону. В раме есть арки, чтобы верующие могли пройти под ликом Бога во время пешего хода или остановки. Как и в старину икону несут непокрытую, даже в дождь и непогоду.

Над головой Спасителя золотой венец, который по праву можно назвать произведением искусства. Венец украшен чеканными узорами. Спустя века работа мастера не затерлась и по-прежнему радует глаз.

Почитание в православии

Изображение Спасителя Всемилостивого, или Вседержителя, можно встретить не только на иконе, но и под куполом храма, в стенной росписи, над входом в церковь. Святейший Господь оберегает святую обитель, благословляет верующих и дарит им свое учение, как единственный путь к спасению души. Икону Спасителя Всемилостивого устанавливают в иконостасах, в подставках или подвешивают на стену храма.

Святыне с изображением благословляющего Господа Бога молятся, устраивают с ней крестные ходы по большим церковным праздникам. Это одна из самых величественных икон православия. Есть и отдельный праздник в честь «Спаса Всемилостивого». Празднуют его ежегодно 1 (14) августа. Этому празднику более 800 лет. Установили его сразу же после победы русского войска под предводительством Андрея Боголюбского в сражении с волжскими болгарами.

На Успенский пост верующие отмечают (14 августа) Медовый Спас. В этот день в храмах проводится праздничное богослужение в честь иконы Христа Спасителя Всемилостивого. Потом отмечают Яблочный и Третий Спас.

Удивительное путешествие самой большой иконы в России

Дважды в год икона Спаса Вседержителя покидает Воскресенский собор в городе Тутаев Ярославской области, отправляясь в необычный крестный ход.

National Geographic Россия №211, июль-август 2021

читать этот номер

Сначала по тихой улочке с разноцветными деревянными домами разливается колокольный звон. Откуда-то издали, величаво. Звук усиливается, повелевая городку скинуть провинциальную дремоту. Пространство заполняется пением и нестройным людским гомоном. Наконец сквозь вибрирующий разогретый воздух становится видна и причина пробуждения: пестрая процессия, конца и края которой не видно.

В ней мелькают священнослужители, по-праздничному облаченные в золото, женщины в платках, дети на загривках родителей. Впереди, слегка согнувшись под необычной ношей, шагают раскрасневшиеся, мокрые от пота мужчины. Ноша их – украшенный цветами огромный трехметровый лик Спаса Вседержителя – будто сам собой плывет над всем этим людским морем.

В день крестного хода в Тутаеве Бог уж точно, по Бродскому, «живет не по углам, как думают насмешники, а всюду». Процессия напоминает цунами, но это цунами благодати, которому тут рады распахнуть ворота: во многих дворах жители организуют для участников бесплатную раздачу питьевой воды, кваса, пирожков – кому что Бог послал. Асфальта в городе не то чтобы много, и путь часто лежит по укатанным колдобинам грунтовки. Тысячи ног поднимают столбы пыли. Когда крестный ход выпадает на дождливый день, под ногами растекаются грязные ручьи, а Спаса накрывают полиэтиленом. ДВА БЕРЕГА У ОДНОЙ РЕКИ

Тутаев – городок в Ярославской области на двух берегах Волги без моста между ними. Некогда его части были разными городами – Романовом на левом берегу и Борисоглебском – на правом. Первое летописное упоминание о них относится к XIII веку. Выгодное торговое положение на главной водной магистрали обусловило рост и процветание обоих городов. Закат экономического благополучия начался здесь с развитием железнодорожного сообщения: рельсы проложили слишком далеко от здешних берегов.


Так выглядят маршруты двух ежегодных крестных ходов – по Борисоглебской и Романовской сторонам Тутаева. Более крупным значком на схеме отмечен Воскресенский собор. Фото: National Geographic Россия

В память о славном прошлом сегодня здесь доживают свой век каменные и деревянные купеческие особнячки да зарастают травой кирпичные сводчатые амбары Строгановых. (Их в аварийном состоянии выкупил простой краевед Юрий Стародубов и теперь собирает средства на реставрацию – мечтает создать музей.)

Объединенный Романов-Борисоглебск появился на свет в 1822 году. Меньше чем через век обе части названия признали негодными: первая – как будто про династию недавно свергнутых царей (хотя на самом деле название куда старше: происходит от имени основателя, углицкого князя XIII века Романа Владимировича), вторая – про первых русских святых Бориса и Глеба. Так, конечно, не годилось, и в 1918-м город было решено переименовать. Рассматривали варианты: Ленинск, Луначарск, даже какой-то невероятный Коммунар-Спартак. Но остановились на Тутаеве – в честь лихого красноармейца, погибшего в недавней стычке с белыми повстанцами.

В городе поговаривают, что стычка та была вовсе не благородным сражением, а вероломным нападением. «Да и фамилия какая-то татарская, – неполиткорректно досадуют местные краеведы. – Вернуть бы прежнее русское Романов-Борисоглебск». Однако сторонники возвращения исторического названия в меньшинстве: в постсоветские годы не раз проводились опросы о переименовании, большинство голосовало против. Но споры не утихали.

В 2022 году вопрос был передан в Государственную думу: депутаты приняли в первом чтении законопроект о переименовании Тутаева, но местные власти решили снова провести референдум, на этот раз пообещав: результаты будут окончательными, тему закроют раз и навсегда. Большинство вновь проголосовало против переименования, тему закрыли.

Сколько ни голосуй, а моста через Волгу как не было, так и нет. Сообщение между Борисоглебской и Романовской сторонами Тутаева, как и многие века назад, летом осуществляется на лодках и пароме, (тариф – 35 рублей в одну сторону), морозной зимой – пешком по льду, бесплатно. В ледостав и ледоход сообщения нет вовсе. Ближайший мост – в административном центре региона, Ярославле, это полчаса езды на машине.

Отсутствие моста и железнодорожного сообщения создает массу бытовых неудобств, зато, на радость живописцам, заставляет время в Тутаеве течь медленнее: в его вязком потоке действительность словно законсервирована. Можно сравнить современный пейзаж с Кустодиевским «Гуляньем на Волге» 1909 года – и почти не найти отличий.


Узкое место: икону Всемилостивого Спаса переносят из зимнего в летний храм Воскресенского собора.

БЫВШЕЕ «НЕБО»

Икона Спаса Вседержителя – главная городская святыня, тутаевцы зовут его Всемилостивым Спасом. Он «живет», как выражаются местные, в Воскресенском соборе на Борисоглебской стороне Волги. Этот берег – высокий, весь его архитектурный ансамбль и спуск к реке прекрасно просматриваются с противоположной стороны. Десятки художников и фотографов заранее выстраиваются вдоль Романовского берега: момент спуска Спаса на переправу считается самым зрелищным во время крестного хода.

По преданию, образ Спаса в XV веке написал знаменитый вологодский иконописец, преподобный Дионисий Глушицкий. До постройки в XVII веке каменного Воскресенского собора здесь неподалеку стояла деревянная Борисоглебская церковь. Спас был в ней – элементом потолка в четверике здания, и этим объясняется его размер: без малого три метра в высоту. Когда церковь за ветхостью разобрали, Спасителя перенесли в новый храм уже в качестве иконы. Эта версия датировки признается церковью и является самой популярной среди краеведов, хотя некоторые специалисты считают, что икона – современник каменного собора.

– В середине XVIII века Спасителя по указу Святителя Арсения (Мацеевича) увезли в Ростов Великий на 40 лет, – рассказывает искусствовед, хранитель художественно-исторических ценностей Воскресенского собора Светлана Семенова. – Дело в том, что в Борисоглебске жило много старообрядцев, которые чтили эту икону, а с ними церковь боролась. В 1793 году святыню вернули, пронеся на руках весь путь – около сотни километров. Именно тогда в Борисоглебске и состоялся первый крестный ход со Спасом Вседержителем. В 1888-м, в честь 900-летия Крещения Руси, с Борисоглебским Спасом впервые прошли по Романовской стороне. Там, в Романове, в Спасо-Архангельской церкви, которая действует и сейчас, когда-то был свой почитаемый образ Спаса тоже очень большого размера, но время сберегло только нашего – Борисоглебского.

Советская власть пресекла традицию, однако с 1989 года, при настоятеле Воскресенского храма протоирее Николае Лихоманове, крестные ходы возродились – по инициативе местного священства и прихожан.


Борисоглебская сторона города. Кульминационный момент крестного хода: икону Всемилостивого Спаса принесли к переправе через Волгу.

Сегодня крестных ходов со Спасом в Тутаеве два: первый выпадает на десятое воскресенье после Пасхи и проходит только по Борисоглебской стороне, а второй – самый многочисленный и зрелищный, с переправой на Романовский берег – по давней традиции разворачивается в последнее воскресенье перед праздником Илии пророка. В 2022 году ходить выпало 1 августа.

Во время крестных ходов икона посещает храмы обоих берегов, словно приветствуя, благословляя их. Помимо церквей остановки совершаются в других знаменательных местах. На Борисоглебской стороне это, например, городской Дом милосердия, больница, дом престарелых и православная гимназия, а на Романовской молебен совершают у стены тюремного замка. У Спасо-Архангельской церкви середины XVIII века проходит общая трапеза.

Тутаевский Всемилостивый Спас считается самой большой иконой в России. Перемещения огромной святыни по живописным ландшафтам городка производят сильное впечатление. Благодаря этому каждый крестный ход многочислен и интересен не только воцерковленным людям: многие приходят себя показать, других посмотреть, обменяться новостями. Процент верующих в Тутаеве ничуть не больше, чем в других русских городах. Так что над религиозной атмосферой здесь превалирует скорее фестивальная.

ХРИСТОС ШАГАЕТ К ВОЛГЕ

Действо начинается в шесть утра с богослужения в Воскресенском соборе. Около восьми икону выносят на улицу и ставят на специально изготовленные носилки: теперь все желающие могут пройти под ней на коленях в молитве. Фотоснимки этого момента порой становятся поводом для насмешек в интернете: мол, смотрите, люди ползают по земле под иконой… Между тем ритуал распространен не только в Тутаеве: верующие считают, что, проходя под чудодейственной иконой, человек обретает высшее заступничество, которое позволит избавиться от старых болезней и неприятностей или уберечься от новых. Невоцерковленные участники крестного хода наблюдают за ритуалом со стороны, но, кажется, без тени высокомерия и очень дружелюбно.

– Моя семья не религиозна, но мы участвуем в этих крестных ходах с самого начала, с 1990 года, из-за их объединяющей силы и красоты, – говорит художник Сергей Тахтамышев. Он родился и живет в Санкт-Петербурге, но предки Сергея проживали в Тутаеве и сто, и двести лет назад. – Атмосфера здесь всегда легкая: участники болтают и смеются, батюшки обильно окропляют их святой водой, могут окропить и немощную бабушку, сидящую у старенького окна, и в машину заглянуть – водителя побрызгать. Чтобы всем досталось благодати…

Большой крестный ход по Романовской стороне. Окропление святой водой во время молебна у церкви Тихона Амафунтского.

Во время крестного хода по Романовской стороне Сергей старается перебраться на тот берег заранее, чтобы оттуда любоваться завораживающим зрелищем, когда Спаса несут по склону от Воскресенского собора к реке.

– В соборе она выглядит совсем иначе: для осознания величия образа не хватает пространства, он создан для любования издали, – продолжает художник. – Особое зрелище открывается с колокольни Крестовоздвиженского собора: будто огромный Христос сам шагает по Тутаеву к Волге. Но и оказаться с иконой на пароме тоже классно: люди толпятся вокруг необъятного лика, поют молитвы, радуются.

По прибытии на Романовскую сторону Спаситель целый день «обходит» действующие храмы и места, где когда-то стояли церкви, правда, все только снаружи – ни в один портал икона не проходит по габаритам.

У каждого храма процессия делает остановку, чтобы паломники успели помолиться. Постоянные участники крестных ходов хорошо знают и другие, неофициальные «чекпойнты». Например, краевед Юрий Стародубов у себя во дворе традиционно встречает всех арбузом, квасом и душевной беседой.

НЕШУТОЧНАЯ СИЛА

Старинная икона не только очень большая, она еще и очень тяжелая: чтобы пронести ее крестным ходом, нужна нешуточная мужская сила. Фотограф Татьяна Никитина, чьи снимки вы видите на этих страницах, подчеркивает: именно мужчины становятся главными героями процессии – после самого Спаса, конечно.

Музыкант Михаил Коломыцев носит Спасителя с тех самых пор, как переехал в Тутаев из Москвы в 2008 году. Для него процессия – это не простая прогулка.

– Ведь как получается? Телом ты присутствуешь на крестном ходе, а душой – нет: со всеми надо переглянуться-поздороваться, пообщаться. А когда берешься за носилки, болтовня заканчивается, ты сосредоточен на своих поступках, планах, мечтах.

Михаил высок, кудряв и жизнерадостен. В рабочее время солирует на гармони в Москонцерте, в остальное – живет под Тутаевом, растит детей и овец (овцы – местной романовской породы), поет озорные песни собственного сочинения, топит баньку, объезжает свои угодья на лошади, варит пиво и овечий сыр.

– Икона вместе с носилками весит около 500 килограммов, что для 30–40 мужиков ерунда на первый взгляд, – рассуждает Коломыцев. – Но, впрягаясь в Спасителя, понимаешь, как это тяжело, как тебя буквально вдавливает в землю. Может, он и больше весит – кто ж измерял!


Дорога с пристани к Воскресенскому Собору. Оба берега Тутаева отличаются крутым рельефом. В жаркий летний день подниматься даже налегке по такому склону непросто.

У процесса есть бессменный куратор – Владимир Гриднев. Он мирской человек, но проживает рядом с собором. Гриднев отвечает за состав участников, он всегда идет впереди иконы, следит, не заденет ли она ветки, дорожные знаки, провода. Раздает команды: «На плечо!», «С плеча!». Слушает: если мужчины ропщут от монотонности медленного шага, командует ускориться. Есть у него и «скамейка запасных»: когда Гриднев видит, что кто-то сильно устал, дает команду о замене.

Все участники предвкушают приближение к Спасо-Архангельской церкви, где их ждут накрытые трапезные столы. Стол для носителей Спаса стоит отдельно и накрыт богаче общего. Продукты заранее жертвуют местные предприятия и жители: кто выращенные на огороде овощи, кто – закатанные в прошлом году соленья, пекарня местного моторного завода предоставляет пирожки. У кого нет своего хозяйства, но есть желание приобщиться – приносит денежное пожертвование.

ПОД ЗВОН КОЛОКОЛОВ

За 30 лет с момента возрождения традиции многое в ней изменилось. Одно из последних нововведений – крестный ход теперь сопровождает машина с колокольной установкой. Более того, масштаб мероприятия требует искусственного усиления звука. Ранее функцию колоколов в процессии выполняли била – простые старинные инструменты из металлических пластин, издающих звон при ударе. Сегодня колокола предоставляют местные колокольные заводы братьев Шуваловых, расположенные на обоих берегах. На правом, Борисоглебском, берегу процессию сопровождают колокола от Владимира Александровича Шувалова, на левом, Романовском, – колокола Николая Александровича.

С 2015 года накануне шествия в городе проходит фестиваль колокольного звона «Перед Спасом». Официально он длится один день, но по факту во время крестного хода продолжается в своей мобильной версии: процессия движется под звоны от участников фестиваля. Настоятель Воскресенского собора отец Василий Мозяков уверен, что благодаря проведению двух событий в один уикенд Тутаевский фестиваль колокольного искусства можно считать крупнейшим в России по численности зрителей.

Еще одна перемена: в 1990-е годы женщины выносили из собора заранее снятый с иконы венец, чтобы не пострадал при проносе через портал. А сегодня женщин исключили из процесса: они разве что аккомпанируют событию в составе хора…

– Вам, наверное, сказали, что отец Василий запретил? – комментирует настоятель. – Да, мы перестали задействовать женщин в переносе венца. Но это правильно: положено, чтобы священные предметы в крестный ход несли служители храма, а в случае, если их недостаточно, – благочестивые мужи из числа прихожан. Женщин приходилось привлекать, когда крестный ход был малочисленнее, но сегодня мужчин вполне хватает.


Молебен у Крестовоздвиженского собора XVII века на Романовской стороне – популярный сюжет для фотографов и художников. Храм стоит на месте древнего городища в самой старой части Тутаева.

За прошедшие годы немного изменился и маршрут: помимо храмов Романовской стороны процессия заходит на Леонтьевское кладбище к могиле архимандрита Павла (Груздева) – противоречивого, но почитаемого старца, жившего в сторожке при Воскресенском соборе три года до самой смерти в 1996-м. Считается, что именно отцу Павлу принадлежала идея возрождения крестных ходов. Бывшая тюрьма, где в 1918 года был расстрелян пресвитер Романово-Борисоглебский Петр Зефиров, тоже включена в маршрут недавно.

Новые металлические носилки для иконы взамен износившимся деревянным пару лет назад изготовил Рыбинский судостроительный завод. Громадные эти носилки круглый год стоят слева от входа в собор, напоминая о масштабе главного тутаевского события.

В последние доковидные годы численность процессии составляла три-четыре тысячи человек. В 2020-м из-за пандемии традиция не прервалась, но количество участников крестного хода значительно сократилось.

ДИАЛОГ С БОГОМ

– Прикоснуться к Спасу можно и в соборе – в любое время, – рассуждает Михаил Коломыцев. – Вознести молитву, попросить о чем-то… Но провести с иконой бок о бок весь день – это совсем другое! Тут происходит медитативный диалог, без спешки и привычных церемоний. Ты оказываешься наедине с Богом, но в компании близких людей и старых приятелей, в сильнейшем физическом напряжении, но в потоке мягкой благодати. Подходишь к носилкам с новыми силами, думаешь: я же богатырь, сейчас как помогу мужичкам! Впрягаешься во Спасителя, а ничего не меняется: плывет как плыл. Или, уже под конец, ослабнешь, разожмешь пальцы на миг – а Спас все равно продолжит плыть над толпой. Но отпускать нельзя: как ни крути, не сам он плывет.


26 июля 2020 года. Настоятель Воскресенского собора протоиерей отец Василий Мозяков в молитве у иконы после окончания Большого крестного хода.

Сразу после крестного хода паломники, художники, фотографы и туристы разъезжаются в разные стороны: приходится торопиться, в Тутаеве всего одна крошечная гостиница да пара гостевых домов, которые не вмещают всех желающих. С наступлением сумерек город погружается в обычную провинциальную дремоту. Но все знают: в положенный срок наступит очередное яркое пробуждение.

О чем просят перед образом

Христиане молятся перед изображением пресвятого Господа, благословляющего людей и держащего в руке Евангелие, уже несколько веков подряд. Спас Всемилостивый — одна из главных храмовых икон. Перед святыней читают молитвы, поют церковные гимны, проводят богослужения. Христиане прославляют Господа, благодарят его за жизнь, просят о милости, заступничестве и спасении.

Святейшему образу Всемилостивого Бога молятся люди с болезнями ног, рук и суставов. Считается, что молитвы именно к этой иконе помогают верующим выздороветь. Во многих храмах есть пресвятой образ Спасителя Всемилостивого, около которого люди столетиями молились и получали от Бога исцеление своих недугов.

Православные христиане России считают святыню своим божественным щитом от неприятелей. Во времена нападения врагов верующие молились перед пресвятым образом Господа и получали небесную защиту. Икону Спаса Всемилостивого несли на руках в бой с неприятелем, и каждый раз побеждали в сражении.

Святыня помогает одолеть не только видимого, но и невидимого врага. Молитвы святейшему образу защищают верующих от дьявольских козней, спасают от клеветы, несправедливого обвинения. Пресвятому Господу молятся невинно осужденные, несправедливо обиженные и оклеветанные люди. Святыня помогает и при душевных расстройствах.

Святейшему Спасителю, благословляющему христиан, молятся в момент скорби или искушения. Господь помогает людям обрести душевный покой, смириться с его Божьей волей, порой кажущейся слишком жестокой. На самом деле, Бог специально посылает христианам испытания, чтобы верующие через страдания очистили душу от греха.

Молитвы святейшей иконе Спаса Всемилостивого помогают укрепить веру в Христа, прожить жизнь в согласии с заповедями Божьими. Молясь святыне, люди просят Спасителя наставить их на путь праведный, уберечь от грехопадения, дать силы вынести все испытания. Пресвятого Бога молят о прощении за грехи. Верующие уповают на милость Господа и надеются, что после смерти Христос примет их душу в свое Небесное Царство.

Иконы Воскресенского собора в Тутаеве

Самая почитаемая икона собора «Спас Всемилостивый» («Оплечный»). По преданию икона создана преподобным Дионисием Глушицким в начале XV века. Это огромный, почти 3-метровый иконописный образ давно причислен к чудотворным. Люди приезжают сюда чтобы избавиться от тяжелых болезней, особенно связанных с опорно-двигательным аппаратом. Для этого существует определенный ритуал: в левом нижнем углу иконы есть лаз, через который трижды должен пролезть просящий, читая определенные молитвы. Минимум дважды в год на великие праздники икону несут крестным ходом, для чего нужно как минимум 20 очень крепких мужчин.

Из знаковых икон собора можно еще отметить Икону Божией Матери «Одигитрия» в «зимнем» храме и резной образ святителя Николая Чудотворца.

© Официальный сайт Воскресенского собора

Текст молитвы

Перед пресвятым изображением Христа принято молиться о прощении грехов, спасении души и тела, защите от врагов. Святейшего Господа умоляют помочь преодолеть житейские трудности, уберечь родных от опасности, даровать здоровье и небедную жизнь.

Перед иконой Спасителя Всемилостивого молятся люди, страдающие телесными и душевными болезнями. Молитвы святейшему Господу творят чудеса. Люди выздоравливают и благодарят Христа за свое исцеление и чудесное спасение.

В молитвенном тексте, читаемом перед святейшей иконой, верующие прославляют Иисуса, просят его о милости и благодати. Пресвятая молитва к Господу помогает людям обрести душевный покой и утешение в скорбях. Верующие, искренне раскаявшись в грехах, получают покров и заступничество Христа Спасителя.

Молитва иконе Спас Всемилостивый

Благий Человеколюбче, Премилосердый Господи, недуги наша понесый и ранами Твоими нас исцеливый. Пред Твоим Величеством припадающе смиренно молим Тя: призри, Благосерде, на рабы Твоя; и якоже древле исцелил еси разслабленнаго, тако и ныне, Целителю Благий, милостию и щедротами Твоими рабы Твоя посети, и уврачуй нашу болезнь греховную. Недуги наша душевныя и телесныя во здравие претвори, немощи в силу преложи, печали в радость и скорбь во утешение премени. Отыми же от нас всякое уныние и забвение, ум наш укрепи и утверди во еже всегда в заповедех Твоих поучатися; вся уды наша исправи во еже волю Твою благую и совершенную творити, Ты бо еси целитель душ и телес наших и Тебе славу возсылаем во веки веков. Аминь.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]