Непорочное зачатие — это что такое в христианстве? Почему Мария — Приснодева?


Непорочное зачатие

Как произошло непорочное зачатие у Девы Святой? Вдумайтесь только: зачатие у Девы. То бишь, Богородица была девицей. Она не знала мужа.

Кто-то скажет, что все это выдумка и такого быть не может. Сложно принимать что-то на веру, особенно в наше время, когда доверия и веры практически не осталось. Тем не менее, для любого христианина зачатие у Богородицы — один из важнейших аспектов в вере.

На эту тему есть замечательное стихотворение монахини Марии (Мерновой). Приведем отрывок:

Образом чудным, для нас неестественным.

В чреве честнейшем, светлейшем и девственном.

Он зародился — Божественный Сын,

Мира Владыка. Всех нас Господин.

То есть зачатие произошло чудным образом. Достаточно того факта, что после него Мария осталась невинной. Как же так? Как все произошло?

Этого никто нам не скажет. Непорочное зачатие — это тайна. Быть может, на том свете все откроется и станет понятным. Существует версия, что Дух Святой сошел на Деву Марию, пока Она спала. Так ли это было — неизвестно.

Голубая свеча

Глава десятая поэтического ансамбля «Русские боги» Даниил Андреев


II.
ПРИСНОДЕВЕ-МАТЕРИ
Пренепорочная. Присноблаженная. Горней любви благодатное пламя, Кров мирам и оплот! Непостигаемая! Неизреченная! Властно предчувствуемая сердцами Там, в синеве высот! Ты, Чья премудрость лучится и кроется В волнах галактик, в рожденьи вселенных, Ближних и дальних звезд! Лик, ипостась мирозиждущей Троицы, Вечная Женственность! Цель совершенных, К Отчему царству мост! Ты, на восходе культур пронизавшая Тысячецветные окна религий, Древних богинь имена! Нимбами огненными осенявшая Юное зодчество, мудрые книги, Музыку и письмена! Ты снисходила до сердца юного, Ты для него сквозь синь фимиама Нежной плыла звездой, — Не отвергай зазвучавших струн его, Дальних амвонов грядущего храма Гимн его удостой. Сумрачный дух жестокого мужества Правил народами — в роды и роды И бичевал их бичом. Ты лишь Одна овевала содружества, Пестовала на коленях природы, Не спросив ни о чем. Ты нам светила любовью возлюбленных, Ты зажигала огни материнства По родным очагам… Пристань гонимых! Бессмертье погубленных! Благословенные узы единства И прощенья врагам! Тихо сорадующаяся! Ласковая! Легок с Тобою путь многотрудный К наивысочайшей мечте! Мир многопенный, песни и краски его Только Тобою прекрасны и чудны В радости и красоте. Раньше Ты брезжила в сказках язычества, Над христианским храмом лампадным, В ласках живой земли; Но истекает эра владычества Яростных, мужественных, беспощадных, И на заре, вдали — Как розовеющими архипелагами Облачного слоистого моря, Как лепестками миров Близишься Ты — светоносной влагою Душу планеты, омыв от горя, В белый облечь покров. Меры заменишь новою мерою, Сбросишь с весов суровые гири В страшном этом краю… Верую, Дивная! верую! верую В Братство, еще небывалое в мире, В Церковь Твою. 1950-1955 III.
ДОМ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ
1 Сумрачные скалы Галилеи, Зноями обугленные впрах… По долинам — тонкие лилеи Да стада в синеющих горах. Странный вечер… Край Ерусалима, Тихий дом. Двенадцать человек. И Она: слышна еще и зрима, Как в ладье, отчалившей навек. Не ладья — но нищенское ложе. Не волна — кончина в злом краю. С каждым мигом призрачней и строже Лик, сходя в нездешнюю струю, Просветляется, лучится, тает, Опрозрачнивается, как хрусталь, И сквозь лик мерцает и блистает Смертными невиданная даль. Он сошел. Он здесь! Он вводит Матерь На пройденную лишь Им тропу: Ляжет, как синеющая скатерть, Мир под невесомую стопу. Песнею архангелов стихирной Вечер озаряется, как храм, И ступени лестницы всемирной Тихо разверзаются глазам. Больше нет того, что было тленно: Завершится ход святых минут — И ученики, склонив колена, К ложу опустевшему прильнут. 2 Девятнадцать веков восхожденья На лазурный, наивысший причал, От земли заслоненный кажденьем Серафимов, Господств и Начал; Девятнадцать веков просветленья Истонченных телесных убранств Ее духа — все чище, нетленней, На высотах тончайших пространств: Тех, откуда грядут демиурги Сверхнародов, культур и эпох, И откуда мир Реи и Дурги — Как туман, что слоится у ног. Девятнадцать веков созиданья Омофора пресветлой любви, Обороны, охраны, — лобзанье Мира в радугах — Миру в крови. 3 То цветущими вишнями, То ажурными башнями Упованье народов от земли вознося, Над просторами вешними, Городами и пашнями Вся блистает нетленная, — белоснежная вся. Ей опорами нежными, Кружевами подножными Служат узкие шпили церквей, С кораблей уплывающих Ave Mater тоскующих К Ней доносит морской тиховей. Кто падет иль оступится, Кто скорбит иль отчается, Кто обидится хмурой судьбой — Всем благая Заступница, Пресвятая Печальница, Всем Защитница в час роковой. В каменистой Кастилии, В кипарисовой Умбрии, И в Тироле, и в бедной Литве Дева-Матерь, как лилия, Тихо светится в сумраке, Серебрится звездой в синеве. Исходила, незримая, Тюрьма, плахи, побоища, Персть кровавую бранных полей, — Защити, Всехвалимая, В темном сердце сокровище, Росы духа на судьбы пролей. 4 На холм Демиург всероссийский ступил В прадедовский век, первобытный и грубый, Сквозь уханье бревен и скрежеты пил, Сквозь первые, смолами пахшие срубы. Размашистый бор неумолчно роптал И день богатырский вставал в небосклоне, Когда ослепительно-белый кристалл Заискрился в полу воздушной ладони. И в детское сердце дремучей страны, Под росы и ливни, пургу и порошу, Здесь, в черную землю у корня сосны, Сложил он свою лучезарную ношу. И снилось боярам по тесным дворам, И чаялось инокам в крошечной келье, Что здесь, на холме, воздвигается храм И правит Заступница в нем новоселье. И он воплотился, родился, возник Прозреньем строителей в мир совершенный — Небесных соборов телесный двойник Из косного камня и глины смиренной. 5 О, тихая полночь! — Узор дум — строже, Алмазней вершины, — ясней их зов… Величит душа моя свет Твой, Боже, И ум облекает хвалу в ткань слов. — О дивном соборе былых дней все мы Из кубка преданий живой пьем слух: Его пятиглавая блестят — как шлемы, И каменный лик просветлен, как дух. Не мириады ль текли, свет чая, В годину разгромов и орд, в дни сеч, Сюда, где с амвона сиял луч рая,- Таинственный образ в огнях ста свеч. С Урала, с украйн, от степных рек вольных, С Онеги, с Поморья, где лишь грай птиц, Стекались, как мирная рать, в град стольный — Соборно свой дух умягчить, пав ниц. Хор пел про невидимый плат — Кров Мира, Про белый, как свет, омофор он пел, И, тысячью уст повторив стих клира, Собор просветлялся — весь свят, весь бел. И в самодержавных сердцах в час гнева Смолкал многошумных страстей злой спор. Когда опускала на них Мать Дева, Печальница русской земли, Свой взор. В потоки любви претворив боль стонов, Душа постигала свой путь, свой крест… — Честнейшая всех Херувим, всех Тронов! Славнейшая всех Серафим, всех звезд! И, тканна сердцами, хвалой уст пета, Мерцала единым шатром вся твердь, Объемля народ, как покров струй света, Надежнее царства, сильней чем смерть. 6 Менялись столетья. Открытые створы Прияли других поколений чреду, И ангелы холили душу собора, Как цвет белоснежнейший в русском саду. Гремели века, — и к шумящим просторам — Выпестывать, ладить, ласкать, врачевать Бездонно-тоскующим женственным взором С иконы струилась волной благодать. Клубились века — и у ног Приснодевы Склонились войска, чернецы и вожди, — — Хвала! Аллилуйя! — гремели напевы, Стесняя рыданья в народной груди. Вздымались века — и венец полумира В алмазных огнях возложив на царя, Верховный святитель о мирови мира Молился в лазурных клубах алтаря. Века пламенели пожаром и рухом, Но вера вплетала в покров белизны Сердца глубочайших мыслителей духа, Сердца величайших поэтов страны. Века воздвигались — и в роды и роды Струился, охватывал и трепетал Шатер из святых возношений народа, Посеянный ангелом белый кристалл. 7 Из обездоленности, Сирой оставленности — Силою веры стяжав ореол, Полон намоленности, В волны прославленности, Белым ковчегом собор отошел. Вся вековая моя Русь, просветляемая Столько столетий в несчетных сердцах, Молит о крае моем, Плачет о крае моем И не утешится в райских венцах. Выйди на кровлю свою! Встань надо всхолмиями! Веси и грады очами измерь: — Все это — кровью вспою! — Все это — молниями Испепелю, — говорит этот Зверь. Встань над разводинами Иль на откос пойди, Землю целуй в тишине гробовой: Час бьет над родиною. Смилуйся, Господи. Срок ее мук сократи роковой. 8 Когда не разделишь в клокочущем шторме Пучину от материков, в ночь бед, Одна лишь Заступница гибнущим в скорби, И на берегах — маяков нам нет. Не молим об утре, о тихом причале, О мирных закатах в конце всех дней, И полн неумолчной, как море, печали Наш клир, наш суровый псалом — зов к Ней: Свершить непостыдно завещанный Богом Наш путь в океане мирском дай сил! Дай сил — не растратить по бурным дорогам Даров, для которых Он жизнь нам длил! Дай всем, кто лелеет свой жемчуг небесный, Кто в крестном боренье творит свой храм, Свершить до конца его подвиг безвестный Пред темным отходом к иным мирам. Шторм бьет, и чугунное небо все ниже, Разбросан, развеян и глух наш хор, Но Ты ему внемлешь, Ты можешь, — склони же, Печальница темной земли, Свой взор. 1950-1955 IV.
СОРАДОВАТЕЛЬНИЦЕ МИРА
Во всем, что ласково, что благосклонно — Твой, проницающий Землю, свет, И если шепчем, молясь «Мадонна» — Сквозь лик Марии Тебе привет. Дыханье ль ветра из вешних далей Лица коснется нежней струи — В игре блаженствующих стихиалей Твоя улыбка, уста Твои! Как ясно духу Твое веселье, Когда на теплом краю морском Ребячьи ножки промчатся мелью И золотятся сырым песком! Лучатся ль звезды в верховной славе, В глубинах моря ль цветут цветы — В их мимолетной, как миг, оправе Ты, Безначальная, только Ты! Как одевает безгрешный иней Земли тоскующей персть и прах, Так всепрощающей благостыней Ложится плат Твой во всех мирах. И если сердце полно любовью, Самоотдачей любви полно — К Твоих ласкающих рек верховью Оно восхищено и устремлено. Ты засмеешься — журчат капели, Поют фонтаны, ручьи во льдах, И отсвет зыблется на колыбелях, Прекрасных зданьях, стихах, садах. Так проницаешь Ты мир вседневный, Так отражаешься вновь и вновь Во всем, что радостно, что безгневно, Что окрыленно, что есть Любовь. 1955 V Предчувствую небывалые храмы, Полные мягко-лазурной мглой, Звездный Праобраз Прекрасной Дамы Над просветляемой духом Землей. В сердце глядит заалтарный розарий, Радуга окон дрожит на полу, — Сердце ликует, в каждом ударе Все изливаясь только в хвалу. Слушаю, ниц преклонясь у порога, Хор Вседержительнице, Деве Дев, — Светлых священнослужительниц строгий, В купол вздымающийся напев: Той, к Чьим стопам, славословя и рея, Преображаемые льются миры, Той, что превыше кругов эмпирея, Друга теплее, ближе сестры; Той, Кем пронизаны иерархии, Той, Кем святится вся вышина, Той, что бездонным сердцем Марии Непостигаемо отражена. 1955
Файл для скачивания файл Даниил Андреев «Русские боги»
582 КВ Даниил Андреев «Лилия Богоматери».

Дева Мария.

Благовещение. Покров Пресвятой Богородицы. Владимирская икона Божьей Матери. Боголюбская икона Божьей Матери. Федоровская икона Божией Матери. Казанская икона Богоматери. Божественный План — «Мировая Сальватэрра». Женственность

Copyright © 2015 Любовь безусловная

Благовещение

Непорочное зачатие — это то, то скрыто от ума человеческого. Мы не можем постичь данное чудо своим разумом.

Как связан праздник Благовещения с зачатием и рождением Спасителя? Самым прямым образом. Вспомним историю праздника.

Матерь Божья была с младых лет безгрешна. Но, в силу своего смирения, и не могла помыслить, что именно Ей выпадет честь родить Спасителя.

О том, что Иисус Христос воплотится от чистых девственных кровей, Мария знала. И она желала сподобиться стать служанкой у Той, Кто станет Его Матерью.

В то время Мария была обручена с Иосифом. Тот берег девство Ее. И вот, спустя 4 месяца после обручения, Матерь Божья читала Писание. Когда явился к Ней архангел Гавриил с новостью. Почему и называется праздник Благовещение — благая весть.

Гавриил сказал Марии, что Она выбрана стать Матерью Божьей. Спаситель воплотится в Ней. Дева удивилась: ведь Она была невинной. И спросила архангела, как же произойдет сие, если Она не ведала мужа.

На что Гавриил отвечал, что на Нее сойдет Дух Святой. И Дева Мария приняла покорно волю Божью.

Вот еще один момент. Бог не просто так взял и сошел на отроковицу (Богородице было 14 лет). Нет, Он смиренно попросил Ее согласия. И лишь когда Мария дала положительный ответ, в Ее чреве зародилась Жизнь.

Тайна непорочного зачатия Пресвятой Девы Марии сокрыта от нас. До определенного момента.

Прообразования Пресвятой Богородицы в Ветхом Завете

[1]
Православная Церковь в богослужебных канонах и песнопениях, а также в творениях Святых Отцов указывает на ряд ветхозаветных предъизображений (прообразований) Приснодевы Богородицы. «Во всем вообще Богодухновенном Писании внимательный исследователь увидит разные указания на Пречистую Деву Марию, рассеянные повсюду

», — замечает святой Андрей Критский; и святой Иоанн Дамаскин называет Пресвятую Деву «
Богородицей по предвидению Божию предопределенную в предвечном совете, в различных образах и словах пророческих прообразованною и предвозвещенною Духом Святым
». Среди указаний на Деву Марию называются:

  • Первобытная девственная земля
    при сотворении мира. Эта земля, хотя не была возделана человеческими руками и орошена дождем, тем не менее, произрастила удивительное разнообразие трав и деревьев, и из нее создано самое тело человека.
  • Св. Ириней: «Как первосозданный Адам получил телесный состав от чистой, еще девственной земли и образован рукою Божией, т.е. Словом Божиим, так и в воплощении Бога Слова повторилось то же самое: Бог Слово, восстановляющий Собой Адама, благоволил и родиться по подобию восстанавливаемого Адама, ибо родился от Марии, Которая была Девой
    ».
  • Свт. Иоанн Златоуст: «Эта дева (т.е. девственная земля) была образом другой Девы: как эта земля произрастила нам рай не приняв семян, так и Та безмужно произрастила нам Христа
    ».
  • В акафисте Пресвятая Дева именуется «прозябшею божественный клас, яко нива неоранная яв [2] произращающею садителя жизни нашей, нивою растящей гобзование [3] щедрот
    ».
  • Рай
    , первоначальное жилище человека, был прекрасный сад, украшенный деревьями, приятными на вид и добрыми в снеди. Пресвятая Дева, как «одушевленный рай», показывала в Себе чудные плоды добродетели: Она — «
    тайных цветов (добродетелей) прекрасный сущий рай
    ». Посреди рая было насаждено древо жизни, — и Пресвятая Дева имела в Себе Господа: «
    Таин еси, Богородице, рай, невозделанно возрастивший Христа
    ».
  • Ева
    , первая жена и мать всех живых. Также и Божья Матерь стала матерью живых родив саму жизнь. Как Ева получила бытие прямо от рук Божиих, так и Пресвятая Дева дарована Самим Богом Ее родителям; Ева по сотворении введена была в рай, Пресвятая Дева введена была в храм Господень. Иные черты жизни Евы предъизображали Пресвятую Деву по противоположности. Если грехом Евы смерть введена в мир и человек изгнан из рая, напротив, чрез Пресвятую Деву Марию введена в мир жизнь и даровано людям вечное блаженство. Противоположность их всего лучше изъясняется словами, сказанными той и другой. Еве сказано: в болезнях родиши чада, а Деве Марии возвещено: радуйся, Благодатная; Еве сказано: к мужу твоему обращение твое, — а Деве Марии: Господь с Тобою!
  • Св. Епифаний: «Первая жена Ева, загадочно называемая матерью живущих, прообразовала Пресвятую Деву Марию. Ева тогда лишь названа матерью живущих, когда услышала: «земля еси и в землю отъидеши», т.е. после совершения греха; удивительно, что ей дано такое славное название после падения. Если возьмем во внимание внешнее и подлежащее чувствам, то увидим, что от этой Евы произошел на земле весь человеческий род; тогда как Девой Марией введена в мир сама жизнь. Она рождает жизнь и делается матерью живущих… Ева была причиной смерти человеческого рода, — чрез нее вошла во вселенную смерть; Мария принесла жизнь — чрез Нее подана нам сама жизнь
    ».
  • Прп. Иоанн Дамаскин: «Как праматерь (Ева) создана из Адама, так и Пресвятая Дева родила нового Адама хотя и по закону чревоношения, но превыше естественного рождения, потому что Он рождается от Жены без отца, как и от Отца без матери
    ».
  • Св. Ириней: «Как Ева была обольщена речью диавола удалиться от Бога по преступлении воли Его, так Дева Мария была оглашена ангельским словом к приятию Бога при повиновении воле Его; как та была соблазнена к удалению от Бога, так Эта убеждена к повиновению Богу
    ».
  • Он же: «узы Евина непослушания разрешены послушанием Марии: что Ева связала неверием, то разрешила Дева Мария верой
    ».
  • свт. Григорий Нисский «Жена защитила жену; первая (т.е. Ева) открыла путь греху, а Эта (т.е. Мария) послужила явлению правды; та последовала совету змия, Эта представила Истребителя змия и произвела на свет Подателя света
    ».
  • Церковные песнопения: «Ева недугом преслушания клятву вселила есть, Ты же, Дево Богородице, прозябением чревоношения, мирови благословение процвела еси
    »; «
    умерщвление плодом мне Ева принесе; Ты же, Жизнь рождши ипостасную, Пречистая, абие исправила еси
    »; «
    Из Едема изыде род наш, прабабы ради Евы; призван же Тобою, рождшею нам нового Адама — Христа
    ».
  • Тертуллиан: «Ева поверила змию, Мария поверила Гавриилу; что та согрешила по доверию, то Эта загладила верой
    ».
  • Ковчег
    , в котором Ной спасся от вод всемирного потопа. В сто лет (как говорят предания, занесенные в древние книги) был построен ковчег: и род человеческий долго приготовлялся к принятию Спасителя и рождению Девы Марии. Ковчег был устроен из деревьев негниющих, Пресвятая Богородица пребыла Приснодевою. В ковчеге спаслись Ной и дети его от потопа: чрез Марию все послушные голосу благодати Божией спасаются от погибели вечной. От Ноя, вышедшего из ковчега, населился послепотопный мир; от Христа, родившегося от Пресвятой Девы, ведут свое начало чада Нового Завета.
  • Прп. Иоанн Дамаскин: «Радуйся ковчег, Богоустроенное жилище, управительница новосозданного мира, от Которой происходит Христос — новый Ной, наполняющий высший мир нетлением
    ».
  • Голубица
    , выпущенная Ноем из ковчега, которая оповестила его о конце всемирного потопа, прилетев с масличным сучком; выпущенная же в третий раз она более не возвращалась. Рождением Милостивого Богородица возвестила окончание гнева Божия и совершенный мир на земле.
  • Церковные песнопения: «Голубице, Милостивого рождшая
    »; «
    Радуйся, спасшая мир от потопления греховного!
    »
  • Сарра
    , родившая Исаака — образ Христа.
  • Церковные песнопения: «Сарра, рождши Исаака, образ Иисусов, радость ми сотвори Господь, глаголаше; образованного Исааком рождшая и девствующая, паче радуйся, всепетая Мати Дево
    »; «
    Исаака рождение от безчадные матере поношение отъят и возвеличи славою: рождшееся от Тебе Свято первейшую славу принесе Тебе, Пречистая Дево и Мати
    ».
  • Лествица
    , утверждавшаяся на земле и верхом своим достигавшая неба, которая в таинственном видении была показана Иакову по пути в Месопотамию, в Вефиле (Быт. 28,12). Ангелы на лествице восходят и нисходят, потому что в молитвах неусыпающая Богородица велит Ангелам, чтобы те вместе с Ней напрестанно помогали людям, чтобы восходя возносили к Богу молитвы молящихся, а нисходя приносили людям помощь и дарования.
  • Церковные песнопения: «Радуйся, лествице высокая, юже Иаков виде
    »; «
    Тебе мысленную и одушевленную лествицу, на ней же Бог наше утвердися, ею же к небеси обретохом восхождение, песньми, Богородице, величаем
    ».
  • Церковь называет Богородицу «лествицею, возвысившею всех от земли благодатью, — лествицею небесною, ею же сниде Бог
    ».
  • прп. Иоанн Дамаскин: «Господь соорудил Себе одушевленную лествицу, которой основание утверждено на земле, а верх касается самого неба и на которой утверждается Бог. Лествица духовная, т.е. Дева, утверждена на земле, потому что Она родилась на земле; глава Ее касалась неба, потому что глава Ее был Бог и Отец
    ».
  • Купина
    горевшая но не сгоравшая, которая явилась Боговидцу Моисею. Купина, объятая огнем, оставалась невредимой: так и Дева, по рождестве Спасителя не утратила Своего девства. Святая Церковь именует Богоматерь «неопалимой купиной», а икона Неопалимой Купины изображает Ее окруженною огненным сиянием.
  • «Образ чистого рождества Твоего огнепалимая купина показа неопальная
    »; «
    Якоже купина не сгараше опаляема: тако Дева родила еси, и Дева пребыла еси
    ».
  • Свт. Григорий Нисский: «что там
    (т.е. в Ветхом Завете)
    предъизображалось пламенем и купиною, то, с течением времени, ясно открылось в тайне Девы: как там купина горит и не сгорает, так и здесь
    (т.е. в Новом Завете)
    Дева рождает свет и пребывает нетленна
    ».

Евреи, изведенные из Египта всесильной десницей Божией, в своем странствовании к земле обетованной были предводимы не столько Моисеем, сколько Богом. Он присутствовал в облачном столпе, который осенял их днем и освещал ночью. Этот столп предъизображал Пресвятую Деву. Проявив нам телесно Христа — Солнце Правды — и излив на весь мир дождь Его благодати, Она сделалась «облаком всесветлым, верныя непрестанно осеняющим», «светоносным облаком, в оньже всех Владыка сниде и воплотися нас ради». Рассеяв мрак неверия и распространив свет истинного Богопознания, она явилась «огненным столпом, наставляющим сущия во тьме», вводящим в высшую жизнь человечество. Как «покров миру, ширший облака» Она покрывает и защищает верующих Своим милосердым заступлением от всех бед и напастей. Ходатайствуя обо всех новозаветных чадах Своих, Она старается всех привести в Царство Сына Своего и Господа: «световидный облак, предводящий новых людей к земле обетования, во истину Богоблагодатная явилась еси, и врата вводящая к жизни». «Не отчаяваим Божия милосердия, — говорит св.Димитрий Ростовский, — се бо имамы в пути жизни нашей премилостивую Одигитрию (Путеводительницу), милосердную наставницу, Пречистую Деву Богородицу, данную нам от Бога, аки столп Израильтянам, к обетованной земле ведущий. Есть бо Она столп огнеоблачный, якоже вещает к Ней в акафисте Церковь. Огонь есть не вещественный, но божественный, яко просвещающая во тьме сущих и к разуму божественному всех наставляющая. Облак есть, яко носившая Бога и изливающая нам дождь Божией милости и благодати. Столп есть, яко утверждающая ратующую на земле Церковь и от врагов видимых и невидимых защищающая».

Далее скажем вместе со Св.Церковью: «в Чермном море неискусобрачной Невесты образ написася иногда; там Моисей разделитель воды: здесь же Гавриил служитель чудес; тогда глубину шествова немокренно Израиль: ныне же Христа роди безсеменно Дева; море, по прошествии Израилеве, пребысть непроходно: Непорочная, по рождестве Еммануилеве, пребысть нетленна». Чермное море, пропустив по сухому дну израильтян, сомкнуло воды свои и потопило полчище фараона, естремившееся за народом Божиим; и Пресвятая Дева именуется «морем, потопившим фараона мысленного». Через рождение Господа Она явилась для сатаны и всей силы его морем погибели, а для верующих во Христа, этих истинных израильтян, странствующих к Небесному Отечеству — морем спасения.

Странствуя к земле обетованной по безводной пустыне, евреи ощутили недостаток в воде; Моисей, по воле Божией, ударил жезлом в камень горы Хорив — и вода истекла оттуда в изобильном количестве. Пресвятая Богородица есть «камень напоивший жаждущих жизни», «премудрости, Пречистая, Тя сокровище вемы, — воспевает Св.Церковь, — и благодати точащую источник приснотекущий разума». От Пресвятой Девы, чрез рождение от Нее Господа Иисуса Христа, Которого св.Апостол Павел разумеет под камнем Хоривским (1 Кор. 10,4), истекла вода благодати, могущая утолить жажду жизни вечной.

Местом особенного присутствия Божия в Ветхом Завете были — сначала скиния Моисеева, потом храм Соломонов. Здесь Господь как бы вселялся между людьми, принимал молитвы Своего народа и давал откровения избранным мужам. Как только скиния Моисеева и храм Соломонов были освящены, слава Господня наполнила их. Пресвятая Дева, как одушевленный храм Божий, называется «местом освящения славы», «пространным селением Слова», «Бога невместимого вместилищем, селением преславным Сущего на серафимех».

Скиния и храм служили прообразами Девы Богородицы. «Исполнися вопиющего пророчество, глаголет бо: восставлю скинию падшую священного Давида, в Тебе, Чистая, преобразившуюся». «Храм Тя чист и пренепорочен, Приснодево Богородице, — поет Св.Церковь, — Вседетель обрате едину яв от века». «Иже от конец гор святых всех, храм Богу бывши, якоже прежде Пророк рече, Христу чист покажи мя храм, Владычице». Богородица поистине «Божественная сень Слова, чистотою Ангелы превосшедшая», в которую «единый херувимским существам неприступный и страшный ангельским чинам вселися и нас обнови». Когда храм Соломонов был разрушен и богатства его расхищены, то на месте его, по возвращении евреев из плена Вавилонского, был выстроен второй храм. Хотя этот храм во многом уступал первому, так что евреи не могли удержаться от слез при взгляде на него, но второй храм, на самом деле, сделался славнее Соломонова, потому что в нем явилось одушевленное селение Божией славы.

Как скиния и храм служили прообразами Божией Матери, так предъизображали Ее, по учению Св.Церкви и Св.Отцов, разные священные принадлежности ветхозаветного богослужения. «Великий преднаписа во пророцех Моисей Тя — кивот и трапезу, и свещник, и стамну (золотой сосуд с манной), образне назнаменуя воплощение, еже из Тебе, Вышнего Мати Дево». «Преславно прообразоваше, Чистая, закон Тя скинию и божественную стамну, странен (чудный) кивот, и катапетасму (завесу), и жезл, храм неразрушимый, и дверь Божию». «Радуйся свещниче светлый, — поет Св.Церковь Богородице, — радуйся ручко (сосуд), в ней же манна; радуйся жезл Ааронове; радуйся Божественнае трапезо». «Во истину Тя, яко светел свещник невещественного Света, кадильницу златую Божественного угля, во Святая святых всели, ручку и жезл, скрижаль Богописанную, ковчег святый, трапезу Слова жизни, Дево, рождество Твое».

Рассмотрим частнее эти прообразы. Важнейшим местом скинии и храма было Святая святых, где находился Ковчег Завета. Оно было доступно одному первосвященнику и только один раз в год, когда он в день очищения входил сюда для кропления жертвенной кровью. Святое святых служило образом Божией Матери, вместившей воплощенное Слово Божие. Но сколько жертва, принесенная Богу Господом, была несравненно превосходнее ветхозаветных жертв и сколько Сам Господь выше первосвященников Израильских, столько и Пречистая Дева выше и превосходнее Святого святых. «Радуйся, Святая святых большая».

Во внутреннем отделении скинии и храма — Святое святых, стоял Ковчег Завета — ящик, покрытый золотом внутри и снаружи, вмещавший в себе самые священные предметы. Этот кивот уподобляется Божией Матери, вместившей не скрижали Закона, а Самого Законодателя. «Ковчег, Божественным Духом позлащенный, Пречистая показася; не скрижали носяще закона, но Христа Господа, Его же закон и пророцы древле предвозвестиша». Одушевленный ковчег Божий был «позлащен Духом», — иначе сказать: Пресвятая Дева была украшена всеми духовными дарами. И как к древнему кивоту невозможно было касаться не освященною и дерзновенною рукою, так и новозаветный кивот Божий огражден силою Божией от всяких подобных попыток; «яко одушевленному Божию кивоту, да никакоже коснется рука скверных». Во втором храме не было кивота Божия: вместо него в этом храме вскоре явилась Сама Пресвятая Дева.

Ковчег Завета сверху был накрыт «очистилищем» — золотою крышкою, над которой распростирали свои крылья два Херувима, изваянные также из золота. Это очистилище собственно и было в Ветхом Завете местом, где вездесущий Бог обнаруживал особенное Свое присутствие, открывал Свою волю и принимал молитвы Своего народа. Пресвятая Дева, по учению Св.Церкви, есть «теплое очистилище», «очистилище миру», «всего мира очищение». Чрез Нее пришел на землю Единородный Сын Божий для того, чтобы оправдать пред Богом всех верующих в Него, не иудеев только, но и язычников.

В Ковчеге Завета, по Божиему повелению, в память будущим родам, был положен чудесно прозябший и процветший жезл Ааронов. Этот жезл прообразовал Пресвятую Деву Богородицу. Она произошла от безплодных родителей подобно тому, как процвел сухой жезл: «произрастение сухого жезла указало Израилю предъизбрание священника; и ныне преславное рождество Девы от безплодной чудно являет светлое достоинство родивших». «Из корене прозябшая Давидова и Иессеова, Анна ныне растити начинает Божественный жезл, прозябший Таинственный Цвет — Христа, всех Зиждителя». Еще более чудно, чем прозябение Ааронова жезла, было рождение от Пресвятой Девы Господа: «прозябе жезл иногда Ааронов, прообразующий Чистое Божественное Рождество, яко безсеменно зачнеши и нетленна пребудеши, и по рождестве девствующи явишися, Младенца питающи всех Бога». Приснодева, поистине есть «тайный жезл, цвет неувядаемый процветший» и по Своей чистоте и непорочности, — Сама «цвет нетления», «неувядаемый», «отрасли неувядаемые розга (ветвь)».

Кроме Ааронова жезла в Ковчеге Завета стояла стамна — золотой сосуд наполненный манною — небесным хлебом, которым Господь питал Израильский народ в безплодной пустыне. Св.Церковь видит в этой стамне образ Божией Матери: «манноприемная ручка (сосуд) Тя, Богородице, иногда прообрази; Христа бо носила еси, манну разума одождившего всем чтущим Тя», «Радуйся, стамно, манну носящая, услаждающая всез благочестивых чувства», «златокованная стамно, из нее же истече миро животворное верным». В этом сосуде вмещалась «манна жизни» — Христос — сшедший с неба хлеб жизни и безсмертия, насыщающий и услаждающий души верных.

За второй завесой скинии, по свидетельству Апостола Павла (Евр. 9,4), находилась золотая кадильница для воскурения фимиама пред Господом. Новый образ Пресвятой Девы! «Златая кадильнице была еси, огнь бо во утробе Твоей вселися, Слово от Духа Свята». «Радуйся, кадильница, золотой сосуд, — говорит св.Иоанн Дамаскин, — Ты носишь в Себе Божественный угль и из Тебя разлилось благоухание Духа, изгоняющее из мира зловонное тление». Божественный угль этой кадильницы есть Сам Господь, как поет Св.Церковь: «угль проявлейся — Солнце из девственной утробы возсия во тьме заблудшим». Возношение кадильного фимиама, по мысли Св.Писания, означает возношение молитвы к престолу Божию. И в этом отношении Пресвятая Дева есть «кадило благовонное», «приятное молитвы кадило», потому что Она самая усердная и надежная наша Молитвенница и Заступница пред Богом.

В святилище скинии и храма стоял устроенный из золота светильник с семью лампадами, наполненными чистым елеем и постоянно горевшими. Пресвятая Богородица — седмисвещный светильник, украшенный всеми дарами Духа Святого: «Светозарный Тя свещник предвообрази, приемшую несказанно Свет неприступный, разумом Свет озаряюще всякая», «Седмосветлый Тя свещник, огнь Богоразумия носяще, Отроковице, пророк издревле провиде, светяще во тме неведения бедствующим», «Закона свещник прообразоваше Тя рождшую Свет просветившего, Пречистая всяческа», «Светоприемную свещу сущим во тме явльшуюся зрим Святую Деву: невещественный бо вжигающи огнь, наставляет к разуму Божественному вся». «Радуйся, — взывает Божией Матери св.Иоанн Дамаскин, — радуйся, светильник золотой и твердый сосуд девства: светильнею этого светильника служит благодать Духа, а елеем святое тело, заимствованное из чистой плоти: отсюда происходит Невечерний Свет — Христос, осиявший вечной жизнью сидящих во тьме и сени смертной».

В том же отделении скинии и храма находилась трапеза, сделанная из негниющего дерева и обложенная золотом, на которой полагаемы были в жертву Богу 12 хлебов. «Радуйся, Божественная трапеза! — воспевает Пречистой Деве Св.Церковь, — Яко трапеза хлеб вмещаеши тайный, от него же ядше нектому алчем, Всепетая». От Нее мы имеем Хлеб сшедший с Небес — Христа, питающий нас для жизни вечной. Поэтому Она называется еще «одушевленной трапезой, хлеб животный вмещшею». Во дворе скинии, между жертвенным алтарем и самою скинией, находилась медная умывальница, в которой омывались жрецы пред началом своего служения. Пречистая Дева есть «баня, омывающая совесть».

В скинии и храме израильтяне приносили жертвы Богу, и между прочим, животных разного рода, но с непременным условием — не имеющих какого-либо недостатка, непорочных и чистых. В частности, юница (телица) приносилась в жертву спасения и мира. «Радуйся, — взывает Св.Церковь Пресвятой Деве, — юница, Юнца рождшая непорочного; агнице, рождшая Божия Агнца, вземлющего мира всего прегрешения».

Ханаанская земля, обетованная израильскому народу еще в лице праведных патриархов его и занятая им после сорокалетнего странствования, была в древнее время чрезвычайно плодоносна: она, по живописному выражению Св.Писания, «кипела млеком и медом». Пресвятая Дева, произрастившая нам «хлеб животный» — Христа, есть для нас истинная земля обетованная. «Радуйся, — возглашает Ей Св.Церковь, — земля обетования, из нее же течет мед и млеко».

Вступив в обетованную землю, израильтяне разделили ее между двенадцатью коленами и из 48 городов, предоставленных колену Левиину, шесть назначили для убежища неумышленным убийцам: там эти несчастные, достойные более сожаления, чем наказания, были безопасны от всех поисков, и не прежде, как по смерти первосвященника, они могли возвратиться на первоначальное место своего жительства. Пресвятая Дева есть для верующих душ «спасения град», «пристанище», «хранилище, ограждение, утверждение и священное прибежище».

Гедеон, пятый судья израильского народа, выслушав от Ангела волю Божию — идти и избавить отечество от власти мадиамлян, пожелал получить знамение в удостоверение того, что на это дело есть благословение Божие. Избранное им самим знамение было такое: на руно (шкура овцы), положенное им на гумне, ночью сошла обильная роса, тогда как вся земля вокруг была суха; в другую же ночь земля была омочена росою, а лежавшее на гумне руно осталось совершенно сухим. Все обстоятельства этого чудного события имеют отношение к лицу Пресвятой Богородицы: гумно, в таинственном смысле, знаменовало избранный народ Божий; руно — Пречистая Дева, по толкованию Св.Церкви: «Радуйся, руно одушевленное, еже Гедеон предвиде». Руно было орошено росой и Пресвятая Дева была орошена небесным и божественным дождем, сошедшим на Нее. «Якоже на руно, дождь небесный, на Тя сшедший, подъяла еси, Всечистая». «Яко на руно во чрево Девы сшел еси дождь, Христе». Одушевленное руно — Дева была орошена благодатью Божией, тогда как, в то же время, язычники и сами израильтяне были духовно сухими — от зноя суеверия и неверия. Руно Гедеона было сухо, а земля омочена росой, так и Дева, по рождестве Господа не потерпела изменения, между тем как земля увлажнилась росой истинной веры. «Якоже на руно сниде без шума с небесе, Дево, дождь в ложесна Твоя Божественный, и спасе все иссохшее человеческое естество, Пречистая».

Премудрый царь Соломон, устроив в своем доме судную палату, поставил в ней великолепный престол, сделанный из слоновой кости и золота: такого не было, замечает св.писатель, еще нигде, ни в каком другом царстве. «Радуйся, яко еси царево седалище», — говорит Св.Церковь Пречистой Деве. Вместив первообраз Соломона — Господа Иисуса Христа, Она сделалась одушевленным престолом Царя Небесного. Седалище Соломона было возвышенно и седалище Господне — Пресвятая Дева Мария — превыше Херувимов и Серафимов, служащих престолом Царю славы. «Престол Тя Божиего Слова прославляем, Богородице, на немже яко человек Бог седе».

Три благочестивых отрока — Анания, Азария и Мисаил — были воспитанниками Даниила при дворе царя Вавилонского, а потом и соправителями его.

Однажды царь Навуходоносор воздвиг золотой истукан и повелел, чтобы все знатные люди царства его, по данному знаку, поклонились бездушному идолу. Три этих отрока не устрашились «зверской ярости», не поклонились твари вместо Творца и за такое преслушание были ввержены в раскаленную пещь (печь), но силою Божией сохранены невредимыми. Ангел великого совета Божиего — Господь Иисус Христос, снисшедши в пещь, преложил пламень в росу и тем предъизобразил чудное рождение Свое от Пресвятой Девы Марии. «Благословите отроцы, Троицы равночисленнии, Содетеля Отца Бога, пойте снисшедшее Слово и огнь в росу претворшее», — поет Св.Церковь. Неопалением отроков в Вавилонской пещи, прежде всего, предуказано неопаление Пресвятой Богородицы от огня Божества: «Росоносная пещь представила образ сверхъестественного чуда: ибо она не опаляет принятых юношей, как и огнь Божества утробы Девы». Потом невредимость юношей в огне, по понятию Св.Церкви, означает приснодевство Богоматери: «Чуда преестественного показа образ огнеросная пещь древле: огнь бо не опали юные дети, Христово являя безсеменно от Девы божественное рождество». «ветхозаветные юноши, объятые огнем неопально, прообразуют утробу Отроковицы сверхъестественно рождающую, запечатленную». Наконец, Вавилонская пещь послужила для трех отроков орудием не истребления, а жизни и обновления: так чрез пресвятую Деву мир достиг своего обновления.

Прообраз приснодевства Божией Матери Св.Церковь находит в невредимом сохранении пророка Ионы в утробе кита: «Иону, (как) младенца из чрева, морской зверь изрыгнул, каким принял; а Слово, вселившись в Деву и, принявши плоть, прошло, сохранив (Ее) нетленной».

Но все эти прообразования, предначертывавшие, по изволению Божиему, уму и чувству ветхозаветных чад будущее величие Приснодевы Богоматери, далеко уступают самому первообразу. «Закона и ковчега честнейшую Тя воспеваем, Богородице Марие!» «Паче скинии Моисеевы всю Тя Бог освяти, Богородице!»

Святой Иоанн Дамаскин так изъясняет отношение ветхозаветных предъизображений к лицу Пресвятой Девы: «там слово Божие на каменных досках начертало закон Духом, как бы перстом Своим; а здесь само Слово Божие воплотилось от Духа Святого и девственных кровей… Там манна; здесь услаждающий манну… Да поклонится великолепная скиния, построенная Моисеем в пустыне из драгоценного всякого рода вещества, и прежде нее бывшая скиния праотца Авраама, — да поклонится одушевленной и умной Скинии Божией!

Эта соделалась не только местом особенного действия Божия, но существенным вместилищем ипостасного Сына и Бога. Да сознает свое ничтожество пред Нею позлащенный отовсюду кивот, и носящая манну златая стамна, и светильник, и трапеза, и все древнее!

Все это потому только важно было, что прообразовало Скинию духовную, так как тень истинного первообраза».

Приснодева

Почему Мария является Приснодевой? Ведь рождение ребенка подразумевает лишение девственной плевы. Точнее, окончательное ее разрушение. Как вошел в мир Спаситель?

Тут еще один чудесный момент. Известно, что Иисус Христос вышел из бока своей Пречистой Матери. Как так? Бог способен проходить сквозь преграды, не будем забывать сей факт.

Вот почему Богородица и величается Приснодевой. Она сохранила свое девство, несмотря на рождение Сына.

Отношение Иосифа к произошедшему

Известно, что мужу Девы Марии было много лет. Он был очень стар, а Она — совсем юная. И старцу доверили Богородицу, дабы тот сохранил Ее в чистоте и невинности.

Каков же был ужас Иосифа, когда он понял, что Дева вынашивает ребенка? Страх перед тем, что его обвинят в этом. Страх из-за того, что он не сохранил Девицу в чистоте.

Но старец не стал оправдываться и не выдал Марию. Наоборот, он сказал Ей, что отпустит тайно, никому ничего не говоря. Тогда же и явился Иосифу ангел, поведав, что Мария не виновата перед мужем. Ее зачатие — воля Божья, и Младенец, которого родит Дева, Сын Бога.

Мудрый старец принял волю Божью смиренно, стал еще сильнее заботиться о Деве Марии. А что было дальше, мы знаем. Отправление на перепись населения и Рождество Спасителя.

Кем были родители Богородицы и как улицы Москвы сохранили память о них?

В праздник Рождества Девы Марии мы вспоминаем также и ее родителей, праведных Иоакима и Анну – дедушку и бабушку Иисуса Христа.

Согласно преданию, когда на свет появилась Дева Мария, это были уже немолодые супруги, которые много лет оставались бездетными. В те времена смыслом жизни каждого человека считалось деторождение, поэтому они очень горевали из-за своей бездетности. Наступил даже момент, когда Первосвященник отказался принять праздничную жертву праведного Иоакима со словами: «Ты не создал потомства Израилю». Этот упрек так больно ранил богобоязненного Иоакима, что он скрылся от людей в горах, где пастухи охраняли его стада. (Это кажется несущественной деталью, но все же интересно, что родители Девы Марии были весьма состоятельными людьми). Там-то, в горах Иоаким и услышал зов ангела, сказавшего: «Бог милостиво принял твои молитвы. Жена твоя Анна зачнет и родит дочь, о которой весь мир будет радоваться». И это обещание сбылось.

Сегодня в Иерусалиме, всего в 70 метрах друг от друга стоят православный монастырь святой Анны и католическая базилика святой Анны: и католики, и православные уверены, что родительский дом Богородицы стоял именно на том месте, где сейчас они возносят свои молитвы ей.

Интересно, что в Москве есть улицы, названные в честь родителей Пресвятой Богородицы, святых Иоакима и Анны. Это улицы Большая Якиманка и Малая Якиманка. Они получили свое название по имени придела Иоакима и Анны в Благовещенской церкви, которая была снесена в 1969 году. Храм располагался на месте пересечения улицы Малая Якиманка и современного Якиманского проезда.

Смирение Богородицы

Непорочное зачатие — это то, что непостижимо человеческим разумом. И здесь нам открывается полное смирение Девы Марии. Она предает себя воле Божьей. Она — раба Божья. Не в том плане, в каком слово «рабство» известно сейчас: человек, не имеющий права выразить свое мнение. Вовсе нет, Богородица любит Бога. И отдает Себя воле Его не из-за страха и отсутствия возможности возразить. Она это делает как раз по любви.

Если уместно, приведем пример из жизни. Когда мы очень кого-то любим, то и в голову не придет ослушаться или возразить. Мы знаем, если нам сказано сделать так, значит, так и нужно. Тот, кого мы любим, нам не желает зла. Он лучше знает, как правильно сделать.

Так же и здесь. Богородица имела твердую уверенность в том, что Бог лучше знает, что для нее полезно. И она согласилась стать Избранной. Стать Матерью Спасителя.

Сей дивный цвет, се Чадо

Спасителя родит.

Из лап жестоких ада

Весь мир освободит.

Эти строчки из стихотворения монахини Марии (Мерновой), посвященного празднику Рождества Пресвятой Богородицы.

Приснодева Богородица

Мария «обрела благодать у Бога»

(Лк. 1:30). Она была избрана послужить тайне Воплощения. Этим предвечным выбором и предназначением Она была в какой-то мере отделена от человечества, выделена из творения. Можно сказать, что Она поставлена превыше всей твари. Она является
представительницей
рода человеческого, но в то же время
превосходит
его. В этом Божественном избрании заключено противоречие. Мария выделена из человечества. Еще до Воплощения, как будущая Мать Воплотившегося Господа, Она находится в особых и неповторимых отношениях с Богом, со Святой Троицей, ибо то, что происходит с Ней – не просто историческое событие, но исполнение предвечного решения Божия. В Божественной икономии Спасения у Нее Свое особое место. Через Воплощение человек вновь обретает единство с Богом, разорванное и уничтоженное грехопадением. Освященное человечество Иисуса стало мостом через пучину греха. А человечество дала Ему Дева Мария. Само Воплощение открыло для человечества новый путь, дало начало новому человеку.

В Воплощении рожден «Последний Адам» – Человек воистину, но больше, чем просто человек: «Второй человек – Господь с неба»

(1Кор. 15:47). И Мария, как Мать этого «Второго Человека,” непосредственно участвует в таинстве искупительного ново-творения мира. Разумеется, Она входит в число искупленных, Она в первую очередь обретает Спасение. Ее Сын – Ее Искупитель и Спаситель, как и Искупитель всего мира. Однако лишь для Девы Марии Искупитель мира – Ее Сын, Ребенок, которого Она выносила и родила. Иисус рожден
«ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога»
(Ин. 1:13) – (этот стих относится и к Воплощению, и к перерождению человека в крещении) – и тем не менее Он в самом прямом смысле «плод чрева» Марии. Его сверхприродное рождение – образ и источник нового бытия, нового, духовного рождения всех верующих, которое есть не что иное, как усыновление Богу – причастие освященному человечеству, «Второму Человеку,” «Последнему Адаму.»

Мать «Второго Человека,” несомненно, входит в новую жизнь Своим, особым путем. И не будет слишком смелым сказать, что для Нее Искупление было некоторым образом предвосхищено в самом Воплощении. «Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя»

(Лк. 1:35). Это истинное «богоявление» в полноте Духа и благодати. «Осенение» – теофаническое выражение и теофанический символ. И Мария поистине благодатна, исполнена благодати. Благовещение для Нее –
предвосхищение Пятидесятницы
. Непостижимая логика Божественного избрания подталкивает нас к этому смелому сопоставлению. Не можем же мы рассматривать Воплощение лишь как некий метафизический трюк, не оказавший никакого влияния на судьбу людей, так или иначе в нем участвовавших. Бог никогда не
использует
человека, как мастер свое орудие. Каждый человек – живая личность. Святая Дева не превратилась в «инструмент,” когда была «осенена силой Всевышнего.» Разумеется, особое положение Святой Девы не Ее личное «достижение,” не награда за «заслуги» и не «аванс» в предвидении Ее будущих заслуг и добродетелей. Это свободный дар Божий, в прямом смысле. Этот выбор предвечен и абсолютен, хотя и не безусловен – он обусловлен тайной Воплощения. Мария занимает особое место в мироздании не просто как Дева, но как Девоматерь –
parthenomi
tir
, будущая Мать Господа. Ее роль в Воплощении двойственна. С одной стороны, Она обеспечивает непрерывность
человеческого рода. Ее Сын по Своему «второму рождению» – Сын Давидов, Сын Авраама и всех «праотцев» (это подчеркнуто в обоих вариантах родословия).

По словам сщмч. Иринея Лионского , Иисус «возглавил Собой длинный список человечества,” (Adv. Haeres. 3, 18, 1) «собрал в Себе все народы, распространившиеся от Адама» (3, 22, 3) и «воспринял в Себя древнее создание

» (4, 23,4). Но, с другой стороны, Он «показал
новое рождение
» (5, 1, 3). Он стал Новым Адамом. В непрерывности рода человеческого произошел резкий разрыв, истинный
переворот
самой сути бытия. И начинается этот переворот с самого Воплощения, с Рождества «Второго Человека.» Сщмч. Ириней говорит об
обращении назад –
от Марии к Еве (3, 22, 4). Как Матерь Нового Человека, Мария предвосхищает всеобщее обновление.

Конечно, Иисус Христос – единственный Господь и Спаситель. Но Мария – Его Мать. Она – «Звезда, являющая Солнце,” предвещающая восход «Солнца Спасения.» Она – «заря таинственного дня,” (из Акафиста Пресвятой Богородице). И даже Рождество Самой Богородицы в какой-то мере принадлежит к тайне спасения. «Рождество Твое, Богородице Дево, радость возвести всей вселенней: из Тебе бо возсия Солнце правды, Христос Бог наш» (тропарь праздника Рождества Богородицы). Христианская мысль всегда движется в пространстве не обобщенных идей, но личностей. Для Нее тайна Воплощения является тайной Матери и Сына. Материнство Богородицы – страж евангельской конкретности, от лица которого бежит всякий докетизм. На традиционной восточной иконе Богородицы мы всегда видим Деву с Младенцем: это икона Воплощения. И, разумеется, никакая икона, никакой образ Воплощения невозможен без Богоматери.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]