Житие и смерть преподобной Марфы Дивеевской, почитание и день памяти


Преподобная Марфа Дивеевская

Из поколения в поколение дивеевские сестры передают историю жития преподобной Марфы. Говорят, что была она необыкновенной отроковицей, наделенной ангельскими качествами. Белоснежное лицо, голубые глаза, светло-русые волосы, статная фигура, высокий рост выделяли девушку среди других монахинь.

Биография

В миру она звалась Марией Семеновной Милюковой. Ее отец – Семен Дмитриевич – был удельным крестьянином. Ему и домочадцам приходилось переживать тяжелые времена. Они еле сводили концы с концами. Приходилось много работать, чтобы накормить семью и заплатить оброк. Милюковы слыли богобоязненными, праведными людьми и были близко знакомы с Серафимом Саровским.

В бедной крестьянской семье воспитывались трое детей. Старшие – Прасковья и Иван – монашествовали и служили примером для младшей сестры – Марии.

Годы детства

Мария появилась на свет 10 (23) февраля 1810 года, была крещена 13 февраля этого же года. Ее родина – деревня Погиблово (в наше время Малиновка) Ардатовского уезда Нижегородской губернии.

С малых лет с особым удовольствием девочка посещала богослужения в приходском храме села Хохлова. В тринадцатилетнем возрасте, в Великий пост, она возвращалась со службы. Дорога шла через реку Иржу. Мария не заметила полынью и чудом не утонула в ней.

Выжив после такого испытания, девочка решила, что это знак свыше. Много времени она посвящала молитвам, не любила шумных игр, часто уединялась.

День памяти

Русская Православная церковь почитает святую Марфу Дивеевскую в лике преподобных 21 августа (3 сентября).

Почитание и прославление

Почитание схимонахини Марфы началось ещё при жизни самого преподобного Серафима Саровского. Он сам почитал её и других учил. С тех пор преподобная Марфа, как и другие преподобные жены Дивеевские, почитается православными.[7]

В праздник Воздвижения Честного и Животворящаго Креста Господня, 27 сентября 2000 года, состоялось обретение святых мощей первоначальницы схимонахини Александры, схимонахини Марфы и монахини Елены.[8] Работы начались 26 сентября после Литургии и молебна в церкви Рождества Богородицы и литии на могилках.[9] Когда начались раскопки, стало известно, что рано утром один из приезжих священников видел три столпа: два над могилками матушки Александры и Елены, а другой — правее могилки Марфы.[9] Действительно оказалось, что Марфа была похоронена правее того места, где стоял крест.[9]

22 декабря 2000 года преподобные жены — первоначальницы обители были прославлены в лике местночтимых святых Нижегородской епархии. Три дня перед прославлением в монастыре был особый распорядок жизни. Вечером в трех храмах служили заупокойные службы, утром — во всех храмах обители заупокойные Литургии, и почти непрерывно — панихиды в храме Рождества Христова о упокоении схимонахини Александры, схимонахини Марфы и монахини Елены.[9] Главные торжества проходили в Троицком соборе, где поздняя литургия совершалась архиерейским чином в сослужении более 150 священнослужителей.[9] На малом входе было прочитано Деяние о канонизации дивеевских подвижниц и митрополит Николай осенил народ иконой с мощами преподобных Александры, Марфы и Елены.[9] Вечером после службы мощи пронесли крестным ходом по Святой канавке с пением параклиса, а затем на два дня поставили для поклонения в Преображенском соборе.[9]

24 декабря раки с мощами первоначальниц обители перенесли в предназначенный им преподобным Серафимом храм Рождества Богородицы.[9]

6 октября 2004 года Архиерейский Собор Русской Православной Церкви вместе с двумя другими дивеевскими подвижницами, Александрой (Мельгуновой) и Еленой (Мантуровой), определил причислить к лику общецерковных святых преподобную Марфу.[8]

В апреле 2008 года был установлен новый праздник — Собор Дивеевских святых. Среди других святых в этот день почитается память и Марфы Дивеевской.

В честь святых жен дивеевских Марфы, Елены и Александры 21 августа 2008 года владыкой Георгием был освящен придел в Казанской церкви.[10] День обретения мощей — 26 августа[11] — отмечается как совместный день памяти и престольный праздник в приделе освященном в их честь.[12]

Поступление Марии в Казанскую общину

Через некоторое время после падения в ледяную воду девочка-подросток упросила старшую сестру Прасковью взять ее с собой в Саровскую пустынь к преподобному Серафиму Саровскому. После душевной беседы великий старец увидел в Марии Божью благодать и благословил ее идти в Дивеево. В день праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы (21 ноября 1823 года) она была принята в женскую Казанскую общину, расположенную при приходской церкви в честь Казанской иконы Божией Матери в селе Дивеево.

Начальствовала в общине старица Ксения Михайловна Кочеулова – женщина строгих правил.

Жизнь девушки проходила в постоянной молитве. По натуре Мария была кроткой, смиренной и молчаливой: не разговаривала, только отвечала по необходимости на вопросы других сестер, любила уединение. Чтобы мирские мысли не отвлекали от молитвы, Мария так повязывала платок, чтобы она могла видеть только дорогу под ногами и не смотрела по сторонам. Примерно соблюдала она все заповеди и вела строгую аскетическую жизнь.

Примечания

  1. 1234
    Преподобная Марфа Дивеевская (Милюкова)
    (неопр.)
    .
    Святые покровители Нижегородской земли
    . Нижегородская митрополия. Дата обращения: 15 декабря 2014.
  2. 12
    День рождения преподобной Марфы
    (неопр.)
    .
    Жизнь обители
    . Официальный сайт Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря (23 февраля 2011). Дата обращения: 17 декабря 2014.
  3. 123Архимандрит Серафим (Чичагов)
    . Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря. — М.: Паломник, 2002. — 868 с.
  4. Всемирный светильник. Преподобный Серафим Саровский. Глава 15. Дивное Дивеево (неопр.)
    .
    Библиотека
    . Официальный сайт Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря. Дата обращения: 14 января 2015.
  5. Протоиерей Сергий Ильин
    . Учение прп. Серафима Саровского о Святом Духе.— М.: Лествица, 2003.— 256 с. с.116
  6. 123
    Канавка Царицы Небесной в Дивеевском монастыре
    (неопр.)
    .
    Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря. Часть вторая. 1903-1927 гг
    . Официальный сайт Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря. Дата обращения: 18 декабря 2014.
  7. Доклад митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, председателя синодальной комиссии по канонизации святых
  8. 12
    Официальный сайт Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря
  9. 12345678
    Прославление
    (неопр.)
    .
    Святые
    . Официальный сайт Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря. Дата обращения: 17 декабря 2014.
  10. Анастасия Шохина.
    Архиепископ Георгий освятил очередной придел Казанского храма Серафимо-Дивеевского монастыря
    (неопр.)
    . Нижегородская епархия (17 января 2009). Дата обращения: 17 декабря 2014. Архивировано 17 декабря 2014 года.
  11. Праздник преподобных жен Дивеевских (неопр.)
    . Официальный сайт Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря (26 сентября 2011). Дата обращения: 27 декабря 2014.
  12. Собор прп. жен Дивеевских (неопр.)
    . Официальный сайт Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря (26 сентября 2010). Дата обращения: 27 декабря 2014.

Создание Мельничной общины

Серафим Саровский любил скромную, добрую, сердечную и набожную девушку, многое доверял ей за чистоту ее. Свою ученицу он посвящал в откровения, которые получал от Царицы Небесной. 25 ноября 1825 года ему было видение Богоматери с апостолами Иоанном Богословом и Петром. Богоматерь указала преподобному место, где должно было обосновать новую обитель.

9 декабря того же года взял Серафим с собой в пустыньку двух сестер. Здесь, в хижине, подал он сестрам зажженные свечи, поставил справа от висевшего на стене Распятия Марию, слева – Прасковью и, стоя между ними, стал молиться. Спустя час он приложился к Распятию, наказал сестрам прочесть молитву и так же приложиться. На этом месте заложили новую обитель.

Четыре года под началом преподобного Серафима вместе с другими сестрами Мария строила Мельничную обитель. Смиренно она выполняла любую работу: заготавливала лес и столбы для сооружения мельницы, не жалея себя и своего здоровья носила тяжелые камни для возведения храма Рождества Пресвятой Богородицы. Девичью общину назвали Мельничной, в честь построенной здесь мельницы.

Смерть Марфы

Марфа прожила короткую жизнь. Она надорвала здоровье на строительстве храма и маялась с животом. Незадолго до ее смерти отец Серафим тайно постриг девушку в схиму с именем Марфа. Он предвидел кончину и плакал о своей преданной ученице.

Девятнадцатилетняя девушка преставилась Господу 21 августа 1829 года. Преподобный Серафим Саровский рассказал сестрам о тайном посвящении, собственноручно дал для похорон дубовый гроб, схиму, мантию, камилавочку, желтые и белые свечи, полотенца, 25 рублей на похороны и еще 25 – на то, чтобы всем пришедшим проститься дали по три копейки.

В храме, в час отпевания, родной сестре Марии было видение: умершая парила в воздухе вместе с Богородицей в царских дверях. В ответ на этот рассказ Серафим Саровский наказал Прасковье не унывать и сказал, что будет пресвятая Марфа «за весь ваш род молитвенница». И еще старец поведал, что будет она в Царствии Небесном начальницей над дивеевскими сиротами.

Схимонахиню Марфу похоронили на церковном кладбище рядом с преподобными Александрой и Еленой. В 1927 году Дивеевский монастырь был закрыт, надгробные часовенки разрушены. До 1960 года на этом месте находилась автостанция и только в 1991 году, во время раскопок, могилы были восстановлены.

В сентябре 2000 года археологи бережно перенесли останки Марфы, Александры и Елены в церковь Рождества Христова. С 2016 года мощи святых находятся в храме Рождества Пресвятой Богородицы.

За свое недолгое существование Марфа оставила светлый след в душах тех людей, которые имели счастье быть с ней рядом, и сейчас она помогает верующим, которые к ней обращаются за помощью.

Impressum

память: 3 сентября

Преподобная мать Марфа (в миру Мария Семеновна Милюкова) родилась в 1810 году 23 (10) февраля в семье крестьян Нижегородской губернии Ардатовского уезда, деревни Погиблово (ныне Малиновка). Семейство Милюковых вело праведную и богоугодную жизнь и было близко к прп. Серафиму Саровскому. У Марии были старшие брат и сестра — Прасковья и Иван. По благословению преподобного Серафима Прасковья Семеновна (старшая сестра Марии) поступила в общину преподобной матушки Александры, первоначальницы Дивеевской обители, и была высокой духовной жизни.

Когда Марии исполнилось 13 лет, она вместе с сестрой Прасковьей в первый раз пришла к батюшке Серафиму. Это случилось 21 ноября 1823 года в день Введения во храм Пресвятой Богородицы. Как рассказывала Прасковья Семеновна, Мария «увязалась за нею», и так обе они пришли в Саров. Великий старец, провидя, что девочка Мария есть избранный сосуд благодати Божией, не позволил ей возвратиться домой, а приказал оставаться в общине. Таким образом, 13-летняя Мария Семеновна поступила в число избранных Серафимовых сирот, в общину матушки Александры, начальницей которой в то время была старица Ксения Михайловна Кочеулова, которую батюшка Серафим называл «огненный столп от земли до неба» и «терпуг духовный» за ее праведную жизнь.

Мария же, эта необыкновенная, невиданная доселе отроковица, ни с кем не сравнимая, ангелоподобная, дитя Божие, с ранних лет начала вести подвижническую жизнь, превосходя по суровости подвига даже сестер общины, отличавшихся строгостью жизни, начиная с самой начальницы Ксении Михайловны. Непрестанная молитва была ее пищей, и только на необходимые вопросы она отвечала с небесной кротостью. Она была почти молчальница, и батюшка Серафим особенно нежно и исключительно любил ее, посвящая во все откровения свои, открывая ей будущую славу обители и другие великие духовные тайны. Отец Серафим просил ее не рассказывать никому о том до времени, что и выполняла она свято, невзирая на просьбы и мольбы окружающих сестер и родных. Когда она возвращалась от преподобного Серафима, то вся сияла неизреченной радостью.

Вскоре после поступления Марии в общину при Казанской церкви Царица Небесная благоволила создать рядом с этой общиной новую, с которой и началось создание обители, обетованной Царицей Небесной матушке Александре. Матерь Божия повелела прп. Серафиму для устроения новой обители в Дивееве взять из общины матушки Ксении восемь сестер, указав их по именам.

Вскоре после этого, 9 декабря 1825 года, Мария вместе с еще одной сестрой пришла к преподобному Серафиму, и батюшка объявил им, что они должны с ним идти в ту же дальнюю пустыньку. Придя туда и зайдя в хижину, о. Серафим подал сестрам две зажженные восковые свечи из взятых с собою по его приказанию вместе с елеем и сухарями. Потом он велел стать Марии с правой стороны Распятия, висевшего на стене, а Прасковье Степановне (так звали другую сестру) — с левой. Так они стояли более часа с зажженными свечами, а о. Серафим все время молился, стоя посередине. Помолившись, он приложился к Распятию и им велел помолиться и приложиться. Так перед началом основания новой общины Преподобный совершил это таинственное моление с сестрами, которых избрала Матерь Божия на особое служение Ей и обители.

В течение четырех лет подвизалась Мария, помогая преподобному Серафиму и сестрам в устроении новой общины. Вместе с ним и другими сестрами она заготавливала столбы и лес для мельницы, которую благословила построить на месте основания новой общины Матерь Божия; носила камни для строительства церкви Рождества Пресвятой Богородицы; молола муку и выполняла другие послушания, никогда при этом не оставляя сердечной молитвы, «молча вознося свой горящий дух ко Господу».

Эта чудная отроковица была наделена от Господа весьма редким даром чистой и непрестанной молитвы. Во всем всегда она была руководствуема самим преподобным Серафимом. Как пример ее безусловного послушания, рассказывали, что раз при вопросе родной сестры ее Прасковьи Семеновны о каком-то Саровском монахе, она удивленно и ребячески невинно спросила: «А какие видом-то монахи, Параша, на батюшку, что ли, похожи?» Удивленная в свою очередь вопросом сестры, Прасковья Семеновна ответила ей: «Ведь ты так часто ходишь в Саров, разве не видела, что спрашиваешь?» — «Нет, Парашенька,— сказала смиренно Мария Семеновна,— ведь я ничего не вижу и не знаю; батюшка Серафим мне приказал никогда не глядеть на них, и я так повязываю платок на глаза, чтобы только видеть у себя под ногами дорогу».

Вот какова была эта ребенок-подвижник, прожившая в обители всего шесть лет и в 19 лет от рождения мирно и тихо отошедшая ко Господу.

21 августа 1829 года Дивеевская обитель лишилась этой чудной, святой жизни отроковицы, Марии Семеновны Милюковой, схимонахини Марфы. Предузнав духом час ее кончины, преподобный Серафим вдруг заплакал и с величайшей скорбью сказал о. Павлу, своему соседу по келье: «Павел! А ведь Мария-то отошла, и так мне ее жаль, так жаль, что, видишь, все плачу!». Батюшка Серафим пожелал ей дать от себя гроб дубовый, круглый, выдолбленный. За ним поехала Прасковья Семеновна с еще одной Дивеевской сестрой Акилиной Васильевной. Прасковья Семеновна была сильно огорчена, и батюшка принял ее отечески, обласкал и приободрил. Затем он сказал ей: «…Мария же схимонахиня Марфа, я ее посхимил! У нее все есть: схима и мантия и камилавочка моя, во всем этом ее и положите! А вы не унывайте, матушка— ее душа в Царствии Небесном и близ Святыя Троицы у Престола Божия, и весь род ваш по ней спасен будет!» Кроме того, батюшка Серафим дал 25 рублей на расходы по похоронам и 25 рублей меди для того, чтобы оделить всех сестер и мирских, кто бы ни находился при погребении ее, по 3 копейки каждому. Дал также два полотенца за престол, колоток желтых свеч на сорокоуст, чтобы день и ночь горели бы в церкви, а ко гробу рублевую желтую свечу, и на похороны белых двадцатикопеечных свеч с полпуда.

Таким образом, по благословению преподобного Серафима, положили Марию Семеновну, схимонахиню Марфу в гроб: в двух свитках (рубашках), в бумажном подряснике, подпоясанную шерстяной черной покромкой, сверх сего в черной с белыми крестами схиме и длинной мантии. На голову надели зеленую бархатную, вышитую золотом шапочку, сверх нее камилавку батюшки Серафима и, наконец, еще повязали большим драдедамовым темно-синим платком с кисточками. В руках — кожаные четочки. Все эти вещи дал ей о. Серафим из своих рук, приказав всегда в них ходить к причастию Святых Тайн, что в точности и исполнялось Мариею каждый двунадесятый праздник и все четыре поста. Преподобный Серафим всех, кто только приходил в эти дни к нему, посылал в Дивеево на похороны Марии Семеновны. Так, Екатерину Егоровну и Анну Алексеевну, собиравших ягоды в Саровском лесу, и других он посылал скорее домой, говоря, что кто будет на погребении Марии Семеновны, тот получит отпущение грехов. Даже Саровских монахов и целую толпу народа, шедшую к нему, о. Серафим посылал на погребение, приказывая мирским девицам и сестрам приодеться, расчесать волосы свои и припасть ко гробу ее!

Во время отпевания старица Прасковья Семеновна, родная сестра покойной схимонахини Марфы, явно увидела в царских дверях Царицу Небесную и Марию Семеновну, стоящих на воздухе. Придя от восторга в исступление, она громко закричала на всю церковь: «Царица, не остави нас!» Вдруг она стала юродствовать, пророчествовать, говорить окружающим необыкновенные вещи, раздавать все носимые на себе одежды, потом сразу сильно ослабела. Бесы закликали, зашумели и стали кричать. Это происшествие сильно повлияло на собравшихся. Когда старица Акилина Васильевна после похорон поспешила к батюшке Серафиму и передала ему случившееся, то он произнес: «Это, матушка, Господь и Царица Небесная захотели прославить мать нашу Марфу и госпожу Марию. А если бы я, убогий Серафим, был бы на погребении ее, то от духа ее было бы многим исцеление!»

Затем прибыл к батюшке родной брат Марии Семеновны, Иван, который также ездил на похороны сестры и спросил: «Выздоровеет ли заболевшая после видения Прасковья Семеновна?». Зорко осмотрев знакомого ему Ивана Семеновича, батюшка вдруг сделался так радостен и светел, что от лица его как бы исходили лучи солнечные, и Иван должен был закрываться от о. Серафима, не будучи в состоянии смотреть на него. Затем Батюшка воскликнул: «Вот, радость моя! Какой она милости сподобилась от Господа! В Царствии Небесном у Престола Божия, близ Царицы Небесной со святыми девами предстоит! Она за весь ваш род молитвенница! Она схимонахиня Марфа, я ее постриг. Бывая в Дивееве, никогда не проходи мимо, а припадай к могилке, говоря: «Госпоже и мати наша Марфо, помяни нас у Престола Божия во Царствии Небесном!»

Также преподобный Серафим сказал о том, что со временем мощи Марии Семеновны — схимонахини Марфы — будут почивать открыто в обители, ибо она так угодила Господу, что удостоилась нетления! При этом батюшка Серафим замечал: «Во, матушка, как важно послушание! Вот Мария-то на что молчалива была и токмо от радости, любя обитель, преступила заповедь мою и рассказала малое, а все же за то при вскрытии мощей ее в будущем предадутся тлению одни только уста ее!»

В монастыре было много сестер из рода Милюковых вплоть до его закрытия в 1927 году. После возобновления монастыря Господь дивно отметил день памяти святой преподобной схимонахини Марфы освящением Преображенского собора. Построенный в 1917 году и не освященный, разоренный в годы советской власти собор был передан восстанавливающемуся монастырю в 1991 году. До 1998 года собор реставрировался, освящение его непреднамеренно совпало с днем блаженной кончины святой.

В 2000 году схимонахиня Марфа причислена к лику местночтимых святых Нижегородской епархии, и ныне ее мощи почивают в храме Рождества Богородицы в Серафимо-Дивеевском монастыре.

Молитва прп. Марфе Дивеевской

Молитва преподобной Марфе Дивеевской

О преподобная и богоносная мати Марфо, дивеевская радосте и похвало, отрасль дивная семейства праведнаго и плод святый рода благочестиваго, измлада со сродники твоими к преподобному Серафиму Саровскому притекавшая, за послушание ему по благодати Божественней всесовершенно уцеломудрившаяся, сотайнницею его ставшая и великий ангельский образ от руки его приявшая, в летех малых исполнила еси вся благопотребная и в царствие небесное душею твоею девственною взошла еси, старцу святому твоему уневещенная. Молися за ны, недостойныя и злонравныя, чтущыя с любовию память твою, да очистит Господь ны от всякия скверны душевныя и телесныя, заступит, спасет, помилует и сохранит ны своею благодатию. Аминь.

Тропарь прп. Марфе Дивеевской, глас 2:

Равноангельное житие стяжавшая «дивная отроковице» и собеседнице Преподобнаго Серафима, Госпоже и мати наша Марфо, ныне в нетленных мощах почиваеши и у Престола Божия предстоиши, моли о нас Милостиваго Бога Небеснаго, Дивеева начальнице

Кондак прп. Марфе Дивеевской, глас 8:

Небесною Кротостию, молчанием и неземною радостию исполнилася еси, юная и невиданная доселе в Дивееве отроковице, преподобная мати наша Марфо, в великую схиму от преподобнаго Серафима облеченная, тем же водворилася еси с мудрыми девами в небесном чертозе и со Ангелы Всецарю непрестанно предстоиши.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]