Апостол дня. Толкования на Апостольские чтения церковного года


Светлое Христово Воскресение. Пасха

Деян. 1, 1—8

Первую книгу написал я к тебе, Феофил, о всем, что Иисус делал и чему учил от начала до того дня, в который Он вознесся, дав Святым Духом повеления Апостолам, которых Он избрал, которым и явил Себя живым, по страдании Своем, со многими верными доказательствами, в продолжение сорока дней являясь им и говоря о Царствии Божием. И, собрав их, Он повелел им: не отлучайтесь из Иерусалима, но ждите обещанного от Отца, о чем вы слышали от Меня, ибо Иоанн крестил водою, а вы, через несколько дней после сего, будете крещены Духом Святым. Посему они, сойдясь, спрашивали Его, говоря: не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю? Он же сказал им: не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти, но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли.

В предисловии автор обращается к некоему Феофилу и при этом указывает на свою первую книгу

в которой написал
о всем, что Иисус делал и чему учил от начала
. Совершенно очевидно, что здесь речь идет о третьем нашем каноническом Евангелии, которое написано Лукой для того же
достопочтенного Феофила
. Св. Лука указывает на внутреннюю органическую связь между своим Евангелием и этой второй книгой, которая должна служить как бы продолжением первой. О
всем
, конечно, только относительно, ибо cв. Иоанн считает даже невозможным описать всё (см.: Ин. 21, 25).
Всё
здесь сказано в смысле: «все необходимое» для того, чтобы можно было познакомиться с жизнью, деятельностью и учением Господа Иисуса Христа и уверовать в Него, как Сына Божия.

Что Иисус делал и чему учил от начала

– эти слова и по-русски правильнее было бы перевести: «что начал делать и чему начал учить Иисус». Дееписатель хотел этим выразить то, что в Своей земной жизни Господь только начал творить и учить, а будет это продолжать через апостолов (деяния которых в предлагаемой им книге будут описываться) и, само собой разумеется, через их преемников до скончания века (ср.: Мф. 28, 20).

До того дня, в который Он вознесся

. – Вознесение Господне указывается здесь как поворотный пункт: это – конец Евангельской и начало Апостольской истории. До этого момента имела место видимая деятельность Господа на земле, с сего же момента начинается Его невидимая деятельность.

Дав Святым Духом повеления апостолам

– важность этого поворотного пункта истории спасения человечества в том, что Господь вознесся, оставив Своим Ученикам заповедь-завещание как выражение Его последней воли о распространении и утверждении Его учения во всем мире.

Духом Святым

– Господь Иисус Христос все творил
Духом Святым
, ибо, по выражению блж. Феофилакта, «где творит Сын, содействует и соприсутствует Дух, как единосущный». Это завещание дано не всем, а только тем,
которых Он избрал
– избрал на это великое дело.

Которым и явил Себя живым

– для того, чтобы апостолы могли свидетельствовать о Нем во всем мире, Господь явил им Себя живым после страданий и смерти Своей и уверил их в истине Своего воскресения, в продолжение сорока дней являясь им. Книга Деяний, таким образом. дополняет Евангелие, указывая, что хотя Господь и не пребывал со Своими учениками непрестанно после воскресения Своего, но многократно являлся им и лишь через сорок дней вознесся от них на небо. В течение этого срока Он учил их тайнам Царствия Божия, надо полагать, устроению этого Царствия, или Церкви Христовой, на земле, дабы подготовить их к предстоящей им апостольской деятельности.

Господь, собрав их, повелел им: не отлучайтесь из Иерусалима

, что требовало от учеников немалого самоотвержения, ибо им, конечно, не хотелось бы оставаться в этом враждебном их Учителю и им самим городе. Но такова была воля Божия:
ибо от Сиона выйдет закон, и слово Господне – из Иерусалима
(Ис. 2, 3 и далее) – именно там, где вражда против Бога и Христа Его достигла своего наивысшего выражения, должно было явиться преизбыточество благодати Божией и начаться распространение Евангелия по всей вселенной. С этим тяжелым повелением оставаться во враждебном городе, Господь сейчас же соединил радостное обетование о ниспослании апостолам всесильного Покровителя и Руководителя от Всемогущего Отца – Духа Святого. Несомненно, что под
обещанным от Отца
разумеется именно Дух Святой, ниспослать Которого еще через пророков было обещано Богом Отцом в Ветхом Завете (см., напр.: Ис. 44, 3; Иоил. 3, 1).

О чем вы слышали от Меня

– о Духе Святом Господь говорил апостолам многократно, а особенно в Своей последней прощальной беседе, называя Его
иным Утешителем
(ср.: Лк. 12, 12; Мф. 10, 20; Ин. 14, 16–17 и 26; Ин. 15, 26; Ин. 16, 7 и 13).

Ибо Иоанн крестил водою… –

об этом сошествии Святого Духа говорил и сам величайший из пророков св. Иоанн Креститель, который противопоставлял своему водному, как только приуготовительному крещению,
крещение Духом Святым
(Мф. 3, 5; Лк. 3, 16; Ин. 1, 33). Выражение «крещены Духом Святым» образно указывает на полноту и обилие даров Духа Святого – апостолы как бы погрузятся в эту всеочищающую и оживотворяющую силу Святого Духа.

Через несколько дней

– Господь не указывает точно дня сошествия Святого Духа, дабы ожидание поддерживало в апостолах непрестанное духовное бодрствование и радостное желание исполнения этого великого обетования, возгревая тем самым в них веру. Исполнилось же это через десять дней по Вознесении Господа, в день иудейской того года и первой христианской Пятидесятницы.

Не в сие ли время, Господи, восстанавливаешь Ты царство Израилю?

– вопрос этот указывает на то, что апостолы все еще не расстались с общими для всех иудеев чувственными представлениями о Царстве Мессии. Только по сошествии на них Святого Духа они окончательно переродились духовно. Вопрос этот ученики Господа задали Ему потому, что им известно было предсказание пророка Иоиля об
обильном излиянии даров Святого Духа в Царстве Мессии
(Иоил. 2, 28). Господь премудро устраняет этот неуместный вопрос, говоря:
не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти
. Через несколько дней, когда сойдет на них Дух Святой, они уже не будут задаваться таким вопросом: их дело – быть свидетелями Господа, т. е. проповедниками Его Евангелия, а для этого они получат необходимую им
силу, когда сойдет на них Дух Святой
.

В Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли

– Иерусалим, как город, в котором Господь был предан распятию, должен первый услышать проповедь о Мессии распятом и воскресшем, затем Слово Божие должно быть в первую очередь проповедано всему избранному народу Божию во Иудее, потом самарянам, как ближайшим соседям, и затем уже язычникам по всему миру.

Аверкий (Таушев), архиеп. Четвероевангелие. Апостол. Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. М.: Изд-во ПСТГУ, 2007.

Пасха, Господня Пасха!

От смерти к жизни привел нас Господь Своим Воскресением. И вот Воскресение это «Ангелы поют на небеси», увидев светлость обоженного естества человеческого в предопределенной ему славе, в лице Господа Искупителя, во образе Коего, силою Воскресения Его, имели претвориться все истинно верующие в Него и прилепляющиеся к Нему вседушно. Слава, Господи, преславному Воскресению Твоему! Ангелы поют, сорадуясь нам и предзря восполнение сонма своего; нас же сподоби, Господи, Тебя Воскресшего чистым сердцем славить, видя в Воскресении Твоем пресечение снедающего нас тления, засеменение новой жизни пресветлой и зарю будущей вечной славы, в которую Предтечею вошел Ты Воскресением нас ради. Не человеческие только, но вместе и Ангельские языки не сильны изъяснить неизреченную Твою к нам милость, преславно Воскресший Господи!

Феофан Затворник Вышенский, свт. Мысли на каждый день года по церковным чтениям из Слова Божия. М.: «Отчий дом», 2009.

Светлая седмица

Понедельник

Деян. 1, 12–17, 21—26

Тогда они возвратились в Иерусалим с горы, называемой Елеон, которая находится близ Иерусалима, в расстоянии субботнего пути. И, придя, взошли в горницу, где и пребывали, Петр и Иаков, Иоанн и Андрей, Филипп и Фома, Варфоломей и Матфей, Иаков Алфеев и Симон Зилот, и Иуда, брат Иакова. Все они единодушно пребывали в молитве и молении, с некоторыми женами и Мариею, Материю Иисуса, и с братьями Его. И в те дни Петр, став посреди учеников, сказал (было же собрание человек около ста двадцати): мужи братия! Надлежало исполниться тому, что в Писании предрек Дух Святый устами Давида об Иуде, бывшем вожде тех, которые взяли Иисуса; он был сопричислен к нам и получил жребий служения сего.

Итак надобно, чтобы один из тех, которые находились с нами во все время, когда пребывал и обращался с нами Господь Иисус, начиная от крещения Иоаннова до того дня, в который Он вознесся от нас, был вместе с нами свидетелем воскресения Его. И поставили двоих: Иосифа, называемого Варсавою, который прозван Иустом, и Матфия; и помолились и сказали: Ты, Господи, Сердцеведец всех, покажи из сих двоих одного, которого Ты избрал принять жребий сего служения и Апостольства, от которого отпал Иуда, чтобы идти в свое место. И бросили о них жребий, и выпал жребий Матфию, и он сопричислен к одиннадцати Апостолам.

Тогда возвратились

. Когда же –
тогда
? Когда выслушали слова Ангелов. Ученики вообще не перенесли бы разлуки с Господом, если б им не было обещано, что Он придет в другой раз. И мне кажется, что это случилось в субботу: иначе писатель не обозначил бы таким образом расстояния, не сказал бы:
с горы, называемой Елеон, которая находится близ Иерусалима, в расстоянии субботнего пути
, – если бы не в день субботний прошли они определенное для этого дня пространство пути.
И, придя, взошли в горницу, где и пребывали
. Значит, уже в Иерусалиме они оставались после воскресения.

Петр

, сказано,
и Иаков, Иоанн
. Уже упоминаются не один Иоанн с братом, но и Андрей с Петром:
Андрей, Филипп и Фома, Варфоломей и Матфей, Иаков Алфеев и Симон Зилот, и Иуда, брат Иакова
. Не без причины упомянул поименно об учениках: т. к. один из них сделался предателем, другой отрекся, третий не поверил, то он показывает, что, кроме одного предателя, все были целы.
Все они единодушно пребывали в молитве и молении, с некоторыми женами
. Прекрасно! Молитва – сильное оружие среди искушений. Этому, с одной стороны, они уже были достаточно научены Самим Учителем, а с другой – к тому же их располагало и настоящее искушение: потому они и восходят на горницу, что сильно боялись иудеев.
С женами
– говорит (писатель), т. к. (в Евангелии) он сказал, что они следовали за Христом.
И Мариею, Материю Иисуса, и с братьями Его
. Но как же (Иоанн) говорит, что тогда
ученик взял Ее к себе
(Ин. 19, 27)? После того как Христос снова собрал учеников, и Она была опять с ними.
С братьями Его
, – говорит о тех, которые прежде не верили Христу.

И в те дни Петр, став посреди учеников, сказал

. Петр всегда первый начинает говорить, частью по живости своего характера, а частью потому, что Христос вверил ему Свое стадо и он был первым в лике (апостолов).
Было же собрание человек около ста двадцати: мужи братия! Надлежало исполниться тому, что в Писании предрек Дух Святый
. Почему он не от своего только лица просил Христа дать ему кого-нибудь вместо Иуды? Или почему апостолы (все вместе) не делают выбора сами собою? Петр сделался теперь лучше, чем был прежде: так можно ответить на первый вопрос. Что же касается до того, почему не просто, а посредством откровения они просят восполнить свое собрание, – на это я укажу две причины: первая – та, что они заняты были другим делом; а другая – та, что это служило наибольшим доказательством, что Христос пребывал с ними. Он, и отсутствуя (видимым образом), Сам избрал так же точно, как и тогда, когда был с ними: а это служило для них немаловажным утешением. Но смотри, как Петр все делает с общего согласия и не распоряжается ничем самовольно и как начальник. И он не сказал просто так: «на место Иуды мы избираем такого-то»; но, чтобы успокоить учеников относительно совершившегося, посмотри, как начинает свою речь. Это событие, действительно, произвело в них немалое недоумение; и в этом нет ничего удивительного: если и теперь многие рассуждают о нем, то что естественно следовало говорить им тогда?
Мужи
, говорит он,
братия
. Если Господь назвал их братиями, то тем приличнее было такое обращение Петру, потому-то он и восклицает так в присутствии всех. Вот достоинство Церкви и ангельское ее состояние! Никто тогда не был отделен от других, ни мужчина, ни женщина. И мне желательно, чтобы таковы были Церкви и теперь. Никто тогда не заботился о чем-либо житейском, никто не беспокоился о доме. Вот как полезны искушения! Вот какое благо – напасти!
Надлежало исполниться тому, что в Писании предрек Дух Святый
. Постоянно утешает их пророчеством. Так при всяком случае поступает и Христос. Таким же точно образом и Петр показывает, что в этом событии нет ничего странного, но что оно уже было предсказано.
Надлежало
, говорит он,
исполниться тому, что в Писании предрек Дух Святый устами Давида
. Не говорит: «сказал Давид», но: «Дух чрез него». <�…> Смотри, как усвояет себе пророка и выставляет на вид его наречение, зная, что для них будет полезно то, что это изречение принадлежит Давиду, а не другому пророку.
Об Иуде, бывшем вожде
. Заметь и здесь любомудрие этого человека: он не поносит и не бесчестит (Иуду), не говорит, что он был злодей, и самый ужасный злодей, но просто поясняет, что произошло. Не называет даже его и предателем, а старается, сколько это было для него возможно, сложить вину на других. Впрочем, и тех не сильно обвиняет:
бывшем
, говорит,
вожде тех, которые взяли Иисуса
. И прежде чем указал место, где находится это изречение Давида, напоминает об участи, постигшей Иуду, чтобы чрез настоящее удостоверить и в будущем и показать, что (Иуда) уже получил наказание.
Он был сопричислен к нам и получил жребий служения сего; но приобрел землю неправедною мздою
. Изображает нрав (Иуды) и неприметно обнаруживает (его) вину, достойную наказания. Не говорит: «иудеи (стяжали)», но:
приобрел землю неправедною мздою
. И так как люди со слабой душою смотрят не столько на будущее, сколько на настоящее, – он рассказывает о наказании, постигшем его в настоящей жизни.
И когда низринулся
. Прекрасно поступил, остановив свою речь не на преступлении Иуды, а на постигшем его наказании.
Расселось чрево его, и выпали все внутренности его
. Это служило для них утешением.
И это сделалось известно всем жителям Иерусалима, так что земля та на отечественном их наречии названа Акелдама, т. е. земля крови
.

Иоанн Златоуст, свт. Беседы на Деяния Апостольские // Иоанн Златоуст, свт. Творения в русском переводе в 12-ти тт. Т. 9, кн. 1. СПб.: Издательство Санкт-Петербургской Духовной Академии, 1903.

Так как пророчество об извержении Иуды из сонма апостолов исполнилось, надо, чтобы исполнилось и другое – о замещении опустевшего места: надо избрать на место предателя другого и таким образом восполнить установленное Господом число двенадцати апостолов Его. Вероятно, на это восполнение было дано повеление Самого Господа, не записанное в Евангелии. Необходимым и единственным условием избрания нового апостола св. Петр поставляет то, чтобы избираемый был свидетелем-очевидцем всей земной жизни и деятельности Господа Иисуса Христа. Это потому, что апостолы – прежде всего свидетели

, как их Сам назвал Господь (Лк. 24, 48). Они должны свидетельствовать перед всем миром о том, что они сами
видели и слышали
(Деян. 4, 20) – в этом особенная сила и убедительность их проповеди. С другой стороны, постоянное пребывание с Господом в течение трех с половиной лет Его служения – достаточное ручательство его веры, любви и преданности Господу: такому человеку можно доверить исполнение апостольского служения.

Начиная от крещения Иоаннова до того дня, в который Он вознесся от нас

– здесь как раз указывается начало и конец общественного служения Господа на земле, свидетелем которого должен быть избираемый.

Свидетелем воскресения Его

– второе весьма важное условие избрания – главный предмет апостольского свидетельства – это свидетельство об истине Воскресения Христова, основной истины спасающей веры христианской. Необходимо, чтобы избираемый апостол был свидетелем действительности воскресения распятого и умершего Мессии.

Удовлетворявших этим условиям оказалось двое: Иосиф, называемый Варсавою, который прозван Иустом, и Матфий. Оба они неизвестны в евангельской истории. Есть предположение, что они были из числа 70-ти учеников Господа. Окончательное избрание из числа этих двух одного апостола предоставили Самому Господу через жребий после усердной молитвы о том, чтобы Сам Господь показал, кого Он избирает. Таким образом в избрании нового апостола совершилось двоякое действие – человеческое и Божественное: апостолы со всем обществом верующих избирают двух, Господь, по молитве их, указывает одного.

Ты, Господи, Сердцеведец всех…

– так обратились они в молитве к Господу: Господь Сердцеведец, знающий душу каждого человека, знал, кто из двух более способен понести возлагаемое на него служение. Определение по жребию есть установление ветхозаветное, и в решении дел по жребию видели действие Самого Бога (см.: Лев. 16, 8–10; Числ. 17, 1–9; Числ. 34, 13; Нав. 14, 2; 1 Цар. 14, 42). Писались обычно имена на листках; листки вкладывались в сосуд, встряхивались, и чей жребий первый вынимался из сосуда, тот и считался избранным.

И выпал жребий Матфию

– в этом увидели волю Божию,
и он сопричислен к одиннадцати апостолам
. <�…> Другой кандидат Иосиф, он же Иуст, был после епископом Елевферополя в Иудее и тоже окончил свою жизнь мученической смертью. Память его 30 октября (12 ноября н. ст).

Аверкий (Таушев), архиеп. Четвероевангелие. Апостол. Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. М.: Изд-во ПСТГУ, 2007.

Вторник

Указатель Евангельских и Апостольских чтений [Православной Церкви] на каждый день года

сайт «Христианское просвещение»

[стр. обновлена 10/10/21 10:26 ]

Основная таблица * Евангелия утренние воскресные * Апостолы и евангелия праздников непереходящих * Апостолы и евангелия общие святым * Апостолы и евангелия на разные случаи *

Год в церковном исчислении времени, относительно чтения Евангелий и Апостолов начинается днем Светлого Христова Воскресения и разделяется на три периода. Первый период заключает в себе восемь седмиц (недель), начиная от Пасхи до Пятидесятницы, или недели Троичной (включительно); второй период заключает в себе тридцать шесть седмиц, начинается первым воскресением по Пятидесятнице и продолжается до Великого поста; /=> / третий период заключает в себе седмицы Великого поста.

Седмица день чтения на литургии№№ фрагментов еванг. чт-я по согла- сованию (/
— чт-е составляет часть фрагмента, в таком случае ук-ся тж. парал. места;
~
— фр. тк. в одном из Евангелий)
*
апостольскоеевангельское
осн. темы (апост.; еванг.; общие)
вс, ПасхаДеян. 1,1–8Ин. 1,1–17
В тот же день на вечерне:
Ин. 20,19–25
Пасхальная седмица пнДеян. 1,12–17. 21–26Ин. 1,18–28(Мф.3:1-12; Мк.1:1-8; Лк.3:1-18)
втДеян. 2,14–21Лк. 24,12–35168, 170 (Мк.16:9-13)
срДеян. 2,22–36Ин. 1,35–51-24~~
чтДеян. 2,38–43Ин. 3,1–15/28~
птДеян. 3,1–8Ин. 2,12–22 (Иисус на Пасху приходит в Храм; изгнание тогреющих и менял; «Разрушьте этот Храм, и Я в 3 дня воздвигну его»)26~, /27~ (ср.
130: Мф.21:12-16; Мк.11:15-18; Лк.19:45-48)
( 418)
сбДеян. 3,11–16Ин. 3,22–33/29~, 30~
Вс 2, «о Фоме» на утрени:

(1)

Деян. 5,12–20Ин. 20,19–31171, 172~, /176a~ (Мк.16:14; Лк.24:36-49)
2 седмица по Пасхе пнДеян. 3,19–26Ин. 2,1–11 (Брак в Кане)25~
втДеян. 4,1–10Ин. 3,16–21/28~
срДеян. 4,13–22Ин. 5,17–24/45~
чтДеян. 4,23–31Ин. 5,24–30/45~
птДеян. 5,1–11Ин. 5,30 – 6,2/45~, /74
сбДеян. 5,21–33Ин. 6,14–27, /77~
Вс 3, «о Мироносицах» на утрени:

(3)

Деян. 6,1–7Мк. 15,43 – 16,8 /69/
3 седмица по Пасхе пнДеян. 6,8 – 7,5, 47-60Ин. 4,46–54
втДеян. 8,5–17Ин. 6,27–33
срДеян. 8,18–25Ин. 6,35–39
чтДеян. 8,26–39Ин. 6,40–44
птДеян. 8,40 – 9,19Ин. 6,48–54
сбДеян. 9,20–31Ин. 15,17 – 16,2 /52/
Вс 4, «о Расслабленном» на утрени:

(4)

Деян. 9,32–42Ин. 5,1–15
4 седмица по Пасхе пнДеян. 10,1–16Ин. 6,56–69
втДеян. 10,21–33Ин. 7,1–13 435
ср (Преполовение Пятидес.)Деян. 14,6–18Ин. 7,14–30
чтДеян. 10,34–43Ин. 8,12–20
птДеян. 10,44 – 11,10Ин. 8,21–30
сбДеян. 12,1–11Ин. 8,31–42
Вс 5, «о Самаряныне»
(самарянке)
на утрени:

(7)

Деян. 11,19–26. 29–30Ин. 4,5–42 440 +Блум
5 седмица по Пасхе пнДеян. 12,12–17Ин. 8,42–51
втДеян. 12,25 – 13,12Ин. 8,51–59
срДеян. 13,13–24Ин. 6,5–14/74 443
чтДеян. 14,20–27Ин. 9,39 – 10,9
птДеян. 15,5–34Ин. 10,17–28 /37/
сбДеян. 15,35–41Ин. 10,27–38 /38/
Вс 6, «о Слепом» на утрени:

(8)

Деян. 16,16–34Ин. 9,1–38 /34/
6 седмица по Пасхе пнДеян. 17,1–15Ин. 11,47–57 /40/
втДеян. 17,19–28Ин. 12,19–36 /42/
срДеян. 18,22–28Ин. 12,36–47 /43/
чт (Вознесение Господне)Деян. 1,1–12Лк. 24,36–53 /114/
на утрени:
Мк. 16,9–20
птДеян. 19,1–8Ин. 14,1–11 /47/
сбДеян. 20,7–12Ин. 14,10–21 /48/
Вс 7, «Святых Отец» на утрени:

(10)

Деян. 20,16–18. 28–36Ин. 17,1–13 /56/
7 седмица по Пасхе пнДеян. 21,8–14Ин. 14,27 – 15,7 /49/
втДеян. 21,26–32Ин. 16,2–13 /53/
срДеян. 23,1–11Ин. 16,15–23 /54/
чтДеян. 25,13–19Ин. 16,23–33 /55/
птДеян. 27,1–44Ин. 17,18–26 /57/
сбДеян. 28,1–31 и за упок.:
1Фес. 4,13–17
Ин. 21,15–25 /67/ и за упок.:
Ин. 5,24–30
Вс 8, Пятидесятница на утрени:

(9)

Деян. 2,1–11Ин. 7,37–52; 8,12 /27/
1 седмица по Пятиде- сятнице пн (Св. Духа)Еф. 5,9–19Мф. 18,10–20 /75/ 108 462
втРим. 1,1–7. 13–17Мф. 4,25; 5,1–13 /10//50 109! 436!
срРим. 1,18–27Мф. 5,20–26 /12//50 110! 464!
чтРим. 1,28 – 2,9Мф. 5,27–32 /13//50 111
птРим. 2,14–29Мф. 5,33–41 /14//50
сбРим. 1,7–12Мф. 5,42–48 /15//50
Вс 1, Всех Святых на утрени:

(1)

Евр. 11,33 – 12,2 /330/Мф. 10,32–33, 37–38; 19,27–30 114 468
2 седмица по Пятиде- сятнице пнРим. 2,28 – 3,18Мф. 6,31–34; 7,9–11 /19//50
втРим. 4,4–12Мф. 7,15–21 /22//50
срРим. 4,13–25Мф. 7,21–23 /23//50 117

471

чтРим. 5,10–16Мф. 8,23–27 /27/
птРим. 5,17 – 6,2Мф. 9,14–17 /31/
сбРим. 3,19–26Мф. 7,1–8 /20//50
Вс 2

, «по Всех Святых»

на утрени:

(2)

Рим. 2,10–16Мф. 4,18–23 /9/
3 седмица по Пятиде- сятнице пнРим. 7,1–13Мф. 9,36 – 10,8/72 122 476
втРим. 7,14 – 8,2Мф. 10,9–15/72 123

477

срРим. 8,2–13Мф. 10,16–22/72 124 478
чтРим. 8,22–27Мф. 10,23–31/72 125

479

птРим. 9,6–19Мф. 10,32–36; 11,1/72 480!
сбРим. 3,28 – 4,3Мф. 7,24 – 8,4 /24//50, 127! 481!
Вс 3 на утрени:

(3)

Рим. 5,1–10Мф. 6,22–33 /18//5022-23
24-33128 482
4 седмица по Пятиде- сятнице пнРим. 9,18–33Мф. 11,2–15 129! 483!
втРим. 10,11 – 11,2Мф. 11,16–20
срРим. 11,2–12Мф. 11,20–26
чтРим. 11,13–24Мф. 11,27–30
птРим. 11,25–36Мф. 12,1–8 133
487
сбРим. 6,11–17Мф. 8,14–23 134
Вс 4 на утрени:

(4)

Рим. 6,18–23Мф. 8,5–13 135
5 седмица по Пятиде- сятнице пнРим. 12,4–5,15–21Мф. 12,9–13 136 490
втРим. 14,9–18Мф. 12,14–16,22–30
срРим. 15,7–16Мф. 12,38–45
чтРим. 15,17–29Мф. 12,46 – 13,3
птРим. 16,1–16Мф. 13,4–9
сбРим. 8,14–21Мф. 9,9–13 141! 495!+
Вс 5 на утрени:

(5)

Рим. 10,1–10Мф. 8,28 – 9,1 142 496
6 седмица по Пятиде- сятнице пнРим. 16,17–24Мф. 13,10–23
вт1Кор. 1,1–9Мф. 13,24–30
ср1Кор. 2,9 – 3,8Мф. 13,31–36 145
499
чт1Кор. 3,18–23Мф. 13,36–43
пт1Кор. 4,5–8Мф. 13,44–54
сбРим. 9,1–5Мф. 9,18–26 148

502

Вс 6 на утрени:

(6)

Рим. 12,6–14Мф. 9,1–8 149

503!

7 седмица по Пятиде- сятнице пн1Кор. 5,9 – 6,11Мф. 13,54–58 505
вт1Кор. 6,20 – 7,12Мф. 14,1–13 151
ср1Кор. 7,12–24Мф. 14,35 – 15,11
чт1Кор. 7,24–35Мф. 15,12–21
пт1Кор. 7,35 – 8,7Мф. 15,29–31 154 —
сбРим. 12,1–3Мф. 10,37 – 11,1 155 508
Вс 7 на утрени:

(7)

Рим. 15,1–7Мф. 9,27–35
8 седмица по Пятиде- сятнице пн1Кор. 9,13–18Мф. 16,1–6 157 511!
вт1Кор. 10,5–12Мф. 16,6–12 512!
ср1Кор. 10,12–22Мф. 16,20–24 158! 513
чт1Кор. 10,28 – 11,7Мф. 16,24–28/86 ( ) 160 514
пт1Кор. 11,8–22Мф. 17,10–18 161 515
сбРим. 13,1–10Мф. 12,30–37
Вс 8 на утрени:

(8)

1Кор. 1,10–18Мф. 14,14–22 163 517
9 седмица по Пятиде- сятнице пн1Кор. 11,31 – 12,6Мф. 18,1–11 165
518
вт1Кор. 12,12–26Мф. 18,18–22; 19,1–2, 13–15
ср1Кор. 13,4 – 14,5Мф. 20,1–16 520
чт1Кор. 14,6–19Мф. 20,17–28122-123 ( ) 167
пт1Кор. 14,26–40Мф. 21,12–14, 17–20 168
522
сбРим. 14,6–9Мф. 15,32–39
Вс 9 на утрени:

(9)

1Кор. 3,9–17Мф. 14,22–34
10 седмица по Пятиде- сятнице пн1Кор. 15,12–19Мф. 21,18–22 171
172525
вт1Кор. 15,29–38Мф. 21,23–27 (^-)
ср1Кор. 16,4–12Мф. 21,28–32
чт2Кор. 1,1–7Мф. 21,43–46
пт2Кор. 1,12–20Мф. 22,23–33 175 529!
сбРим. 15,30–33Мф. 17,24 – 18,4
Вс 10 на утрени:

(10)

1Кор. 4,9–16Мф. 17,14–23 177 531
11 седмица по Пятиде- сятнице пн2Кор. 2,4–15Мф. 23,13–22
вт2Кор. 2,14 – 3,3Мф. 23,23–28 179 533
ср2Кор. 3,4–11Мф. 23,29–39 180
534
чт2Кор. 4,1–6Мф. 24,13–28 181
пт2Кор. 4,13–18Мф. 24,27–33, 42–51 182
536
сб1Кор. 1,3–9Мф. 19,3–12 183!
Вс 11 на утрени:

(11)

1Кор. 9,2–12Мф. 18,23–35
12 седмица по Пятиде- сятнице пн2Кор. 5,10–15Мк. 1,9–15 /2/
вт2Кор. 5,15–21Мк. 1,16–22 /3/
ср2Кор. 6,11–16Мк. 1,23–28 /4/
чт2Кор. 7,1–10Мк. 1,29–35 /5/
пт2Кор. 7,10–16Мк. 2,18–22 /9/
сб1Кор. 1,26–29Мф. 20,29–34
Вс 12 на утрени:

(1)

1Кор. 15,1–11Мф. 19,16–26 191! 545!
13 седмица по Пятиде- сятнице пн2Кор. 8,7–15Мк. 3,6–12 /11/
вт2Кор. 8,16 – 9,5Мк. 3,13–19 /12/
ср2Кор. 9,12 – 10,7Мк. 3,20–27 /13/
чт2Кор. 10,7–18Мк. 3,28–35 /14/
пт2Кор. 11,5–21Мк. 4,1–9 /15/ 195 ?
сб1Кор. 2,6–9Мф. 22,15–22 551
Вс 13 на утрени:

(2)

1Кор. 16,13–24Мф. 21,33–42 (—)
14 седмица по Пятиде- сятнице пн2Кор. 12,10–19Мк. 4,10–23 /16/
вт2Кор. 12,20 – 13,2Мк. 4,24–34 /17/ 199 554!
ср2Кор. 13,3–13Мк. 4,35–41 /18/
чтГал. 1,1–10, – 2,5 /198/Мк. 5,1–20 /19/ 201 556
птГал. 2,6–10 /201/Мк. 5,22–24, – 6,1 /20/ 557!
сб1Кор. 4,1–5Мф. 23,1–12 203

558

Вс 14 на утрени:

(3)

2Кор. 1,21 – 2,4Мф. 22,1–14
15 седмица по Пятиде- сятнице пнГал. 2,11–16 /202/Мк. 5,24–34 /21/ 560!
втГал. 2,21 – 3,7 /204/Мк. 6,1–7 /22/
срГал. 3,15–22 /207/Мк. 6,7–13 /23/ 562!
чтГал. 3,23 – 4,5 /208/Мк. 6,30–45 /25/
птГал. 4,8–21 /210/Мк. 6,45–53 /26/564!
сб1Кор. 4,17 – 5,5Мф. 24,1–13 (—)
Вс 15 на утрени:

(4)

2Кор. 4,6–15Мф. 22,35–46 566!
16 седмица по Пятиде- сятнице пнГал. 4,28 – 5,10 /211/Мк. 6,54 – 7,8 /27/ (—)
втГал. 5,11–21 /212/Мк. 7,5–16 /28/ (—)
срГал. 6,2–10 /214/Мк. 7,14–24 /29/ (—)
чтЕф. 1,1–9Мк. 7,24–30 /30/ (—)
Славословие: дух. дары; предопределены к усыновлению Ему; через кровь Сына мы обрели искупление, прощение грехов; «Так безмерна Его доброта, что излил Он щедро на нас в совершенстве ума и мудрости! Это Он дал нам знать Свою сокровенную цель, по воле Его изначально во Христе воплощенную».

Иисус и сирофиникянка: «Нехорошо отнять хлеб у детей и бросить собакам» – «Но и собаки под столом едят крошки!»

птЕф. 1,7–17Мк. 8,1–10 /32/ (—)
сб1Кор. 10,23–28Мф. 24,34–44 (—)
Вс 16 на утрени:

(5)

2Кор. 6,1–10Мф. 25,14–30 197
сотрудники/соработники Бога; пусть «благодать» не будет напрасна; «В благоприятное время

Я услышал тебя, в день спасения Я помог тебе»; «теперь день спасения»; не ставим препон, чтобы не навлечь нареканий на наше служение; истинные служители Бога: терпеливо и стойко переносим беды, нужду, несчастья… наше оружие — праведность; готовы к чести и к бесчестью, к клевете и к доброй славе, нас принимают за лжецов, а мы искренни, за безвестных, а нас знают все, за умерших, а мы живы, нас печалят, а мы всегда радуемся, мы бедны, а многих делаем богатыми, у нас нет ничего, а мы владеем всем; наши сердца для вас распахнуты настежь; это вы затворяете для нас свою душу.

17 седмица по Пятиде- сятнице пн(те же еванг. чтения положены в соотв. дни 32-й седмицы)Еф. 1,22 – 2,3Мк. 10,46–52 /48/124
втЕф. 2,19 – 3,7Мк. 11,11–23 /50/130, /131 332
срЕф. 3,8–21Мк. 11,23–26 /51//131 (23-24:
Мф.21:21-22)
чтЕф. 4,14–19Мк. 11,27–33 /52/132a (—)
птЕф. 4,17–25Мк. 12,1–12 /53/ =>132b (—)
сб1Кор. 14,20–25Мф. 25,1–13 (—)
Вс 17 на утрени:

(6)

2Кор. 6,16 – 7,1Мф. 15,21–28 (—)
18 седмица по Пятиде- сятнице пнЕф. 4,25–32 /227/Лк. 3,19–22 /10/,
втЕф. 5,20–26 /230/Лк. 3,23 – 4,1 /11/
срЕф. 5,25–33 /231/Лк. 4,1–15 /12/,
чтЕф. 5,33 – 6,9 /232/Лк. 4,16–22 /13//36~
птЕф. 6,18–24 /234/Лк. 4,22–30 /14//36~
сб1Кор. 15,39–45 /162/Лк. 4,31–36 /15/
Вс 18 на утрени:

(7)

2Кор. 9,6–11 /188/Лк. 5,1–11 /17/
Иисус учит из лодки Симона. Чудесный лов рыбы: «раз Ты велишь, я заброшу сети». «Выйди от меня, господи, я человек грешный!» » Отныне ты будешь ловцом людей». Всё оставили и пошли за Ним.
19 седмица по Пятиде- сятнице пнФлп. 1,1–7 /235/Лк. 4,37–44 /16/39-41 212
втФлп. 1,8–14 /236/Лк. 5,12–16 /18/ 213

575

срФлп. 1,12–20 /237/Лк. 5,33–39 /21/
чтФлп. 1,20–27 /238/Лк. 6,12–19 /23/,
птФлп. 1,27 – 2,4 /239/Лк. 6,17–23 /24/, /50 (17-19:
Мф.4:23-25 |
20-23:
Мф.5:3-11)
сб1Кор. 15,58 – 16,3 /164/Лк. 5,17–26 /19/ 217 579
Вс 19 на утрени:

(8)

2Кор. 11,31 – 12,9 /194/Лк. 6,31–36 /26//50 (Мф.5:46-48)
20 седмица по Пятиде- сятнице пнФлп. 2,12–16 /241/Лк. 6,24–30 /25//50 (Мф.5:38-42)
втФлп. 2,17–23 /242/Лк. 6,37–45 /27//50 (37-38,41-42:
Мф.7:1-5 |
40:
Мф.10:24-25 |
43-45:
Мф.7:16-20; 12:33-35
и др.
)
срФлп. 2,24–30 /243/Лк. 6,46 – 7,1 /28//50 (47-49:
Мф.7:24-27)
221 583!
чтФлп. 3,1–8 /244/Лк. 7,17–30 /31//54 (18-28:
Мф.11:2-11 |
29-30:
Мф.21:32; Лк.3:12)
птФлп. 3,8–19 /245/Лк. 7,31–35 /32//54 (Мф.11:16-19)
сб2Кор. 1,8–11 /168/Лк. 5,27–32 /20/ 224! 586!+
Вс 20 на утрени:

(9)

Гал. 1,11–19 /200/Лк. 7,11–16 /30/53~
21 седмица по Пятиде- сятнице пнФлп. 4,10–23 /248/Лк. 7,36–50 /33/55~
втКол. 1,1–2,7–11 /249/Лк. 8,1–3 /34/
срКол. 1,18–23 /251/Лк. 8,22–25 /37/
чтКол. 1,24–29 /252/Лк. 9,7–11 /41/, /74 (10-11:
Мф.14:13-14; Мк.6:30)
птКол. 2,1–7 /253/Лк. 9,12–18 /42//74 (Мф.14:14-21; Мк.6:30-44; Ин.6:5-13) 230
592
сб2Кор. 3,12–18 /174/Лк. 6,1–10 /22/46-47 231
593
Вс 21 на утрени:

(10)

Гал. 2,16–20 /203/Лк. 8,5–15 /35//63 (Мф.13:3-13,18-23; Мк.4:2-20)
22 седмица по Пятиде- сятнице пнКол. 2,13–20 /255/Лк. 9,18–22 /43/ 233 595
втКол. 2,20 – 3,3 /256/Лк. 9,23–27 /44/( ) 234 596
срКол. 3,17 – 4,1 /259/Лк. 9,44–50 /47//91 (Мк.9:31-40
; Мф.17:22-23; 18:1-5)
чтКол. 4,2–9 /260/Лк. 9,49–56 /48//91 (Мк.9:38-40),
птКол. 4,10–18 /261/Лк. 10,1–15 /50/
сб2Кор. 5,1–10 /178/Лк. 7,2–10 /29/
Вс 22 на утрени:

(11)

Гал. 6,11–18 /215/Лк. 16,19–31 /83//110~
23 седмица по Пятиде- сятнице пн1Фес. 1,1–5 /262/Лк. 10,22–24 /52//97 (22
: Ин.3:34; 10:15 |
23-24:
Мф.13:16-17)
вт1Фес. 1,6–10 /263/Лк. 11,1–10 /55//100~
ср1Фес. 2,1–8 /264/Лк. 11,9–13 /56//100~
чт1Фес. 2,9–14 /265/Лк. 11,14–23 /57/
пт1Фес. 2,14–19 /266/Лк. 11,23–26 /58//58 (Мф.12:30, 43-45)
сб2Кор. 8,1–5 185/Лк. 8,16–21 /36//63, /59 (16-18:
Мк.4:21-25 |
19-21:
Мф.12:46-50; Мк.3:31-35)
Вс 23 на утрени:

(1)

Еф. 2,4–10 /220/Лк. 8,26–39 /38/ 246 608
24 седмица по Пятиде- сятнице пн1Фес. 2,20 – 3,8 /267/Лк. 11,29–33 /59//58 (29-32:
Мф.12:39-42)
247 609
вт1Фес. 3,9–13 /268/Лк. 11,34–41 /60//58, /60~ (34-36:
Мф.6:22-23 |
39-40:
Мф.23:25-26)
248 610
ср1Фес. 4,1–12 /269/Лк. 11,42–46 /61//60~ (Мф.23:23, 6-7, 27-28, 4)+ 249

611

чт1Фес. 5,1–8 /271/Лк. 11,47 – 12,1 /62//60~ (Мф.23:29-32, 34-36, 13) 250
612
пт1Фес. 5,9–13. 24–28 /272/Лк. 12,2–12 /63//61~ (2-9:
Мф.10:26-33 |
11-12:
Мф.10:19-20)
251 613!
сб2Кор. 11,1–6 /191/Лк. 9,1–6 /40/ 252 614
Вс 24 на утрени:

(2)

Еф. 2,14–22 /221/Лк. 8,41–56 /39/ 253 615
25 седмица по Пятиде- сятнице пн2Фес. 1,1–10 /274-/Лк. 12,13–15. 22–31 /65//61~ (22-31:
Мф.6:25-34)
254! 616
вт2Фес. 1,10 – 2,2 /275/Лк. 12,42–48 /68//61~ (Мф.24:45-51) 255 617
ср2Фес. 2,1–12 /276/Лк. 12,48–59 /69//61~ (51-53:
Мф.10:34-36 |
54-56:
Мф.16:2-3 |
57-59:
Мф.5:25-26 )
256 618
чт2Фес. 2,13 – 3,5 /277/Лк. 13,1–9 /70/62~, 103~ (-) 619!
пт2Фес. 3,6–18 /278/Лк. 13,31–35 /73//105~ (34-35:
Мф.23:37-39)
258
сбГал. 1,3–10 /199/Лк. 9,37–43 /46/ 259! 621!
Вс 25 на утрени:

(3)

Еф. 4,1–6 /224/Лк. 10,25–37 /53/98~
26 седмица по Пятиде- сятнице пн1Тим. 1,1–7 /278/Лк. 14,12–15 /75//106~ (-)
вт1Тим. 1,8–14 /279/Лк. 14,25–35 /77/107~ (26-27:
Мф.10:37-38; (Мф.16:24; Мк.8:34; Лк.9:23);
34-35:
Мф.5:13; Мк.9:50)
ср1Тим. 1,18–20; 2,8–15 /281/Лк. 15,1–10 /78//108~ (1-2:
Мф.9:10-11 ; Лк.5:29-30 |
4-7:
Мф.18:12-14 )
чт1Тим. 3,1–13 /283/Лк. 16,1–9 /80/ /109~ (-)
пт1Тим. 4,4 – 8,16 /285/Лк. 16,15–18; 17,1–4 /82//110~, /111~ (16:
Мф.11:12-13 |
17:
Мф.5:18 |
18:
Мф.5:32 ; 19:9 ; Мк.10:11-12 ; 1Кор.7:10-11 |
1-2:
Мф.18:6-7 ; Мк.9:42 ;
3-4:
Мф.18:15,21-22 )
265

*

сбГал. 3,8–12 /205/ {3:11 = Рим.1:17} Совп. с сб. перед Рожд.вместе с Авраамом, поверившим Богу, получат благословение все, кто верит; кто полагается на дела Закона – под проклятиемЛк. 9,57–62 /49/
Вс 26 на утрени:

(4)

Еф. 5,9–19 /229/Лк. 12,16–21 /66//61~ (-)
27 седмица по Пятиде- сятнице пн1Тим. 5,1–10 /285-/Лк. 17,20–25 /86//113~ (23-24:
Мф.24:26-27)
вт1Тим. 5,11–21 /286/Лк. 17,26–37 /87//113~ (26-27:
Мф.24:36-39 |
31:
Мф.24:17-18; Мк.13:15-16 |
33:
Мф.10:39; 16:25; Мк.8:35; Лк.9:24; Ин.12:25 |
34-35:
Мф.24:40-41)
269
ср1Тим. 5,22 – 6,11 /287/Лк. 18,15–17. 26–30 /90/119, /120
чт1Тим. 6,17–21 /289/Лк. 18,31–34 /92/122 ( ) 271

632

пт2Тим. 1,1–2,8–18 /290/Лк. 19,12–28 /95/126~ (Мф.25:14-30)634
сбГал. 5,22 – 6,2 /213/Лк. 10,19–21 /51//97
Вс 27 на утрени:

(5)

Еф. 6,10–17 /233/ то же в сб. по Богоявл.«Облекитесь во всеоружие Божие
»
Лк. 13,10–17 /71/104~
28 седмица по Пятиде- сятнице пн2Тим. 2,20–26 /294/Лк. 19,37–44 /97//129 (-)
вт2Тим. 3,16 – 4,4 /297/Лк. 19,45–48 /98//130 276
638
ср2Тим. 4,9–22 /299/Лк. 20,1–8 /99//132 (Мф.21:23–27 ; Мк.11:27-33 ) 277

639

чтТит. 1,5 – 2,1 /300/Лк. 20,9–18 /100//132 (Мф.21:33–43 ; Мк.12:1-11 ) 278 640
птТит. 1,15 – 2,10 /301/Лк. 20,19–26 /101//133 (Мф.22:15-22 ; Мк.12:12-17 )
сбЕф. 1,16–23 /218/Лк. 12,32–40 /67//61
Вс 28 на утрени:

(6)

Кол. 1,12–18 /250/Лк. 14,16–24 /91/X/106~ (Мф.22:1-14)
29 седмица по Пятиде- сятнице пнЕвр. 3,5–11 .17–19 /308/Лк. 20,27–44 /102//133 (Мф.22:23-33,41-46 ; Мк.12:18-27,35-37 ) 282 644
втЕвр. 4,1–13 /310/Лк. 21,12–19 /106//137 (Мф.10:17-22 ; Лк.12:11-12 ) 283 645
срЕвр. 5,11 – 6,8 /312/Лк. 21, 5–7. 10–11. 20–24 /104//137 (Мф.24:1-3, 6-8, 15-21 ; Мк.13:1-4, 7-8, 14-19 ) 284 646
чтЕвр. 7,1–6 /315/Лк. 21,28–33 /107//138 647
птЕвр. 7,18–25 /317/Лк. 21,37 – 22,8 /108//130, 139, /140
сбЕф. 2,11–13 /220/Лк. 13,18–29 /72//63, /105~ (18-21:
Мф.13:31-33 ; Мк.4:30-32 ;
23-24:
Мф.7:13-14 (?);
25-27:
Мф.7:21-23 ; 25:11-12 ;
28-29:
Мф.8:11-12 )
Вс 29 на утрени:

(7)

Кол. 3,4–11 /257/XЛк. 17,12–19 /85/112~
30 седмица по Пятиде- сятнице пнЕвр. 8,7–13 /319/Мк. 8,11–21 /33/82-83
втЕвр. 9,8–10. 15–23 /321/Мк. 8,22–26 /34/
срЕвр. 10,1–18 /323/Мк. 8,30–34 /36/
чтЕвр. 10,35 – 11,7 /326/Мк. 9,10–16 /39//87, /88
птЕвр. 11,8,11–16 /327/Мк. 9,33–41 /41//91
сбЕф. 5,1–8 /228/ подраж-е Богу, жертва Христа, грех, дети светаЛк. 14,1–11 /74/ исц. в сб, возвышающийся будет унижен…/106~
Вс 30 на утрени:

(8)

Кол. 3,12–16 /258/Лк. 18,18–27 /76//120
31 седмица по Пятиде- сятнице пнЕвр. 11,17–23. 27–31 /229/Мк. 9,42 – 10,1 /42/ 296
втЕвр. 12,25–26; 13,22–25 /333/Мк. 10,2–12 /43/ 297!
срИак.1,1–18 /50/Мк. 10,11–16 /44/
чтИак.1,19–27 /51/Мк. 10,17–27 /45/ 299!
птИак.2,1–13 /52/Мк. 10,23–32 /46/ 300!
сбКол. 1,3–6 /249-/Лк. 16,10–15 /81//109~, /110~ 329
Вс 31 на утрени:

(9)

1Тим. 1,15–17 /*/Лк. 18,35–43 /93/124
32 седмица по Пятиде- сятнице пнИак.2,14–26 /53/Мк. 10,46–52 /48/(еванг.
чтения этих дней совпадают с чтениями соответ- ствующих дней 17-й седмицы!)
втИак.3,1–10 /54/Мк. 11,11–23 /50/
срИак.3,11–4,6 /55/Мк. 11,23–26 /51/
чтИак.4,7–5,9 /56/Мк. 11,27–33 /52/ 334
пт1Пет.1,1–2,10–12; 2,6–10 /58/Мк. 12,1–12 /53/
сб1Фес. 5,14–23 /273/Лк. 17,3–10 /84//111~
Вс 32

, «о Закхее»

на утрени:

(10)

1Тим. 4,9–15 /285-/Лк. 19,1–10 /94/125~
33 седмица по Пятиде- сятнице пн1Пет.2,21–3,9 /59/Мк. 12,13–17 /54/ 310 338
Христос, безропотно (не отвечая) приняв страдания, дал нам пример; Он «предал себя в руки праведного Судьи»; Его страдания — для избавления нас от грехов, «Его ранами вы исцелены»; «Вы некогда блуждали, словно овцы, но теперь вернулись к своему Пастырю и Попечителю»; жены, подчиняйтесь мужьям, стремитесь к внутренней красоте; пример Сарры; мужья…; призыв к единомыслию, любви, скромности; на зло отвечайте благословениемВопрос о подати; «Кесарю — кесарево, Богу — Божие»хр-н призван к мирности
вт1Пет.3,10–22 /60/Мк. 12,18–27 /55/133b 339
Не воздавайте злом за зло, призваны благословлять; » кто причинит вам вред, если вы будете ревностны к добру? Но даже если вы страдаете за свою праведность, вы блаженны!»; «Будьте всегда готовы дать ответ на чём основана ваша надежда», но только кротко; «храните свою совесть чистой, чтобы те, кто хулит вашу добрую жизнь, устыдились своих слов»; «лучше страдать, если на то воля Божья, за то, что делаете добро, а не за то, что делаете зло!»;вопрос саддукеев о женщине, у кот. было 5 мужей; «вы заблуждаетесь, потому что не знаете ни Писаний, ни силы Божией!»; «Бог – Бог не мертвых, а живых»;надежда – грядущее воскресение

сила Божья
;
ср1Пет.4,1–11 /62/Мк. 12,28–37 /56/ (-)
пример Христа; «Он был умерщвлен телесно, но Духом возвращен к жизни. В Духе Он отправился проповедовать духам в темнице» – тем, кто был непокорен Богу при Ное; Христос одесную Бога, Ему покорено всё; в прошлом вы жили как язычники – хватит! грядущий Судья; «близится конец всему»; «будьте благоразумны и бодрствуйте в молитвах»; «имейте друг ко другу усердную любовь, потому что любовь покрывает множество грехов»; «распоряжайтесь разумно этим многообразием Божьих даров для служения друг другу»; служите для прославления Бога. вопрос о первейшей заповеди; «Ты недалек от Царства»; «уже никто не осмеливался задавать Ему вопросы»; вопрос Иисуса: «Как могут книжники говорить, что Христос – потомок Давида?»«имейте любовь
«, «любовь покрывает….» – первейшая заповедь» (^воскресение – проп. Иисуса «мертвым»; конец этого мира – ^воскресение; ^Божья сила – Божья слава)
чт1Пет. 4,12 – 5,5 /63/Мк. 12,38–44 /57/ 313 341

675!

Не считайте странным испытания… радуйтесь, что участвуете в страданиях Христа! близок Суд, он начнется с дома Божьего; «те, кто страдает по Божьей воле, пусть доверятся Творцу»; наставления старейшинам: заботьтесь о стаде так, как это делает Бог, не ища выгоды, будьте примером; молодые, подчиняйтесь старшим; все, служа друг другу, облекитесь в смирение, ведь «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» Остерегайтесь книжников; их лицемерие; «пожирают имущество вдов»; 2 лепты бедной вдовы Книжники – христ. пастыри; «остерегайтесь книжников» – но «подчиняйтесь старшим»
пт2Пет. 1,1–10 /64/Мк. 13,1–8 /58/ 342
сб2Тим. 2,11–19 /293/Лк. 18,2–8 /88/114~
Вс «о Мытаре и фарисее»

/утр./

2Тим. 3,10–15 /296/Лк. 18,10–14 /89/115~
34 седмица по Пятиде- сятнице(1-я предугото- вительная) пн2Пет. 1,20 – 2,9 /66/Мк. 13,9–13 /59//137 (Мф.24:9-14*>; Лк.21:12-19) 345! 692
«Ни одно пророчество
не может быть истолковано самим человеком, ведь никогда не бывало пророчества по воле человека»,
богодухновенность
; «как в Израиле бывали лжепророки, и среди вас будут
лжеучителя
«; Бог и в прошлом
воздавал
нечестивым (ангелы, потоп, Содом)…,»
Господь умеет благочестивых спасать от испытаний
, а неправедных — сберегать для
наказания в День Суда
» «Будьте готовы: вас будут судить и избивать, предстанете перед правителями из-за Меня»,
преследования
, «чтобы
свидетельствовать
обо Мне»; «
прежде чем придет конец, все народы должны услышать Радостную Весть
«; «когда вас поведут на суд,
не заботьтесь о том, что вам говорить
: что будет дано вам в тот час, то и говорите – говорить будете не вы, а Дух Святой»; «предаст смерти брат брата…» , «Из-за Меня все вас будут ненавидеть. Но
кто выдержит до конца, будет спасен
«
Неправедный человеческий суд – и Суд Божий; Божья помощь (через Духа Св.) и спасение (земное и вечное)
вт2Пет. 2,9–22 /67/Мк. 13,14–23 /60//137 (Мф.24:15-25*>; Лк.21:20-24) 346! 693!
ср2Пет. 3,1–18 /68/Мк. 13,24–31 /61//137, /138 (Мф.24:29-35*>; Лк.21:25-33*>) 347

694!

чт1Ин. 1,8 – 2,6 /69/Мк. 13,31 – 14,2 /62//138, 139a (Мф.24:35-36,42; 25:13-15; 26:1-5; Лк.21:33; 12:36-40; 22:1-2; Ин.11:47-53) 348 695
пт1Ин. 2,7–17 /70/Мк. 14,3–9 /63/128 (Мф.26:6-13; Ин.12:1-8) 349
696
сб2Тим. 3,1–9 /295/Лк. 20,45 – 21,4 /103/134-135
Вс «о Блудном сыне»

/утр./

1Кор. 6,12–20 /135/Лк. 15,11–32 /79//108 351-
35 седмица по Пятиде- сятнице(2-я предугото- вительная) пн1Ин. 2,18 – 3,10 /71/Мк. 11,1–11 /49/ 699
вт1Ин. 3,11–20 /72/Мк. 14,10–42 /64//139, 140, 143-144, 147-148 353! 700
ср1Ин. 3,21 – 4,6 /73/Мк. 14,43 – 15,1 /65/
чт1Ин. 4,20 – 5,21 /74/Мк. 15,1–15 /66/
пт2Ин. 1,1–13 /75/Мк. 15,22–25. 33–41 /68/
сб1Кор. 10,23–28 и за упокой
: 1Фес. 4,13–17
Лк. 21,8–9. 25–27. 33–36 и за упокой:
Ин. 5,24–30
/137, /138
Вс, «Неделя мясопустная»

(«о Страшном Суде») /утр./

1Кор. 8,8 – 9,2Мф. 25,31–46
седмица Сырная
(36)
(3-я предугото- вительная)В среду и пятницу не бывает литургии
пн3Ин. 1,1–15Лк. 19,29–40; 22,7–39/129, 140-144, 145~ 359 706
втИуд. 1,1–10Лк. 22,39–42. – 23,1/148 ,149, 151-153
ср
чтИуд. 1,11–25Лк. 23,1–34. 44–56154, 155~, 156, 160-161, 163-165
пт
сбРим. 14,19–26 и Отцам:
Гал. 5,22 – 6,2 /213/
Мф. 6,1–13 /16/ и Отцам:
Мф. 11,27–30
/50 ()
АПОСТОЛЫ И ЕВАНГЕЛИЯ СУББОТ И ВОСКРЕСНЫХ ДНЕЙ ВЕЛИКОГО ПОСТА
а также ветхозаветные чтения на вечерни и 6-м часе
Вс, «Неделя сыропустная»

(«Прощеное воскресенье») /утр./

Рим. 13,11 – 14,4Мф. 6,14–21 /17//50 365
1 седмица Поста пн (на вечерни: Быт.1:1-20; Пр.1:1-20) 366
вт (на вечерни: Быт.1:14-23; Пр.1:20-33) 367
ср (на вечерни: Быт.1:24-2:3; Пр.2:1-22) 368
чт (на вечерни: Быт.2:4-19; Пр.3:1-18) 369
пт (на вечерни: Быт.2:20-3:20; Пр.3:19-34) 370
сб 1Евр. 1,1–12 /303/ и святому:
2Тим. 2,1–10
Мк. 2,23 – 3,5 /10/ и святому:
Ин. 15,17 – 16,2 /52/
-47 (Мф.12:1-13*> >; Лк.6:1-10*>) 371
Вс 1

(«Торжество православия») /утр./

Евр. 11,24–26. – 12,2 /329-/Ин. 1,43–51 372
2 седмица Поста пн (на 6-м часе: Ис.4:2-5:7; на вечерни: Быт.3:21-4:7; Пр.3:34-4:22) 373
вт (на 6-м часе: Ис.5:7-16; на вечерни: Быт.4:8-15; Пр.5:1-15) 374
ср (на 6-м часе: Ис.5:16-25; на вечерни: Быт.4:16-26; Пр.5:15-6:3) 375
чт (на 6-м часе: Ис.6:1-12; на вечерни: Быт.5:1-24; Пр.6:3-20) 376
пт (на 6-м часе: Ис.8:1-14; на вечерни: Быт.5:30-6:8; Пр.5:20-7:1) 377
сб 2Евр. 3,12–16 /309/ и за упокой:
1Фес. 4,13–17
Мк. 1,35–44 /6/ и за упокой:
Ин. 5,24–30
— 42 ( ) 378
Вс 2
(пам. свт. Григория Паламы)
/утр./
Евр. 1,10 – 2,3 /304/ и святому
: Евр. 7,26 – 8,2 /318/
Мк. 2,1–12 /7/ и святому
: Ин. 10,9–16
( ) 379
3 седмица Поста пн (на 6-м часе: Ис.8:13-9:7; на вечерни: Быт.6:9-22; Пр.8:1-21)
вт (на 6-м часе: Ис.9:9-10:4; на вечерни: Быт.7:1-5; Пр.8:32-9:11)
ср (на 6-м часе: Ис.10:12-20; на вечерни: Быт.7:6-9; Пр.9:12-18)
чт (на 6-м часе: Ис.11:10-12:2; на вечерни: Быт.7:11-8:3; Пр.10:1-22)
пт (на 6-м часе: Ис.13:2-13; на вечерни: Быт.8:4-21; Пр.10:31-11:12)
сб 3Евр. 10,32–38 /325/ и за упокой
: 1Фес. 4,13–17
Мк. 2,14–17 /8/ и за упокой:
Ин. 5,24–30
Вс 3

/утр./

Евр. 4,14 – 5,6 /311/Мк. 8,34 – 9,1 /37//86 ( ) 386!
4 седмица Поста пн (на 6-м часе: Ис.14:24-32; на вечерни: Быт.8:21-9:7; Пр.11:19-12:6)
вт (на 6-м часе: Ис.25:1-9; на вечерни: Быт.9:8-17; Пр.12:8-22)
ср (на 6-м часе: Ис.26:21-27:9; на вечерни: Быт.9:19-10:1; Пр.12:23-13:9)
чт (на 6-м часе: Ис.28:14-22; на вечерни: Быт.10:32-11:9; Пр.13:20-14:6)
пт (на 6-м часе: Ис.29:13-23; на вечерни: Быт.12:1-7; Пр.14:15-26)
сб 4Евр. 6,9–12 /313/ и за упокой:
1Кор.15,47–57
Мк. 7,31–37 /31/ и за упокой:
Ин. 5,24–30
( ) 37a
392
Вс 4

/утр./

Евр. 6,13–20 /314/ и святому:
Еф. 5,9–19
Мк. 9,17–31 /40/ и преподобному:
Мф. 4,25 – 5, 12
/88, (Мф.17:14-23*> *>; Лк.9:37-44*>) 37b 393!
5 седмица Поста пн (на 6-м часе: Ис.37:33-38:6; на вечерни: Быт.13:13-18; Пр.14:27-15:4)
вт (на 6-м часе: Ис.40:18-31; на вечерни: Быт.15:1-15; Пр.15:7-19)
ср (на 6-м часе: Ис.41:4-14; на вечерни: Быт.17:1-9; Пр.15:20-16:9)
чт (на 6-м часе: Ис.42:5-16; на вечерни: Быт.18:20-33; Пр.16:17-17:17)
пт (на 6-м часе: Ис.45:11-17; на вечерни: Быт.22:1-18; Пр.17:17-18:5)
сб 5 (Акафиста или «Похвала Богородицы»)Евр. 9,24–28 /322/ и Богородице
: Евр. 9,1–7 /320/
Мк. 8,27–31 /35/ и Богородице
: Лк. 10,38–42; 11,27–28
(Мф.16:13-22*> >; Лк.9:18-22*>) 399
Вс 5

/утр./

Евр. 9,11–14 /321-/ и преподобной:
Гал. 3,23–29 /208/
Мк. 10,32–45 /47/ и преподобной
: Лк. 7,36–50
122-123 ( ) 400!
6 седмица Поста пн (на 6-м часе: Ис.48:17-49:4; на вечерни: Быт.27:1-41; Пр.19:19-25)
вт (на 6-м часе: Ис.49:6-10; на вечерни: Быт.31:3-16; Пр.21:3-21)
ср (на 6-м часе: Ис.58:1-11; на вечерни: Быт.43:26-31;45:1-16; Пр.21:23-22:4)
чт (на 6-м часе: Ис.65:8-16; на вечерни: Быт.46:1-7; Пр.23:23-24:5)
пт (на 6-м часе : Ис.66:10-24; на вечерни: Быт.49:33-50:26; Пр.31:8-31)
сб 6, ЛазареваЕвр. 12,28 – 13,8 /333-/Ин. 11,1–45 /39/
Вс вербное (цветоносное

;
слав. ваий, т.е. пальм)

На утрени:
Мф. 21,1–11. 15–17
Флп. 4,4–9Ин. 12,1–18 /41/128-129 (Мф.26:6-13*>; 21:1-11<; Мк.14:3-9*>; 11:1-11*>; Лк.19:29-44*> >) () 406
Страстная седмица пн На утрени:

Мф. 21,18–43

на преждеосв. лит.:

Мф. 24,3–35 /98/

/137-/138 (Мк.13:3-31; Лк.21:7-33 ) 407!
вт На утрени:

Мф. 22,15 – 23,39

на преждеосв. лит.:

Мф. 24,36 – 26,2 /102/

/138 (Мк.13:32-37; Лк.17:26-30,34-36, 12:41-48; 19:11-27) 408!
ср На утрени:

Ин. 12,17–50

на преждеосв. лит.:

Мф. 26,6–16 /108/

128, 139b (Мк.14:3-11 ; Ин.12:1-8; Лк.22:3-6) 409
чт На утрени:

Лк. 22,1–39-

1Кор. 11,23–32/107/ Мф. 26,1–20; Ин. 13,3–17; Мф. 26,21–39; Лк. 22,43–45; Мф. 26,40 – 27,2139-141, 128; /142~; 143-144, 147, /148; /148; /149, 151-153
12 Евангелий святых страстей Иисуса Христа:
1.
Ин. 13,31 – 18,1 /46/.
2.
Ин. 18,1–28 /58/.
3.
Мф. 26,57–75.
4.
Ин. 18,28 – 19,16 /59?/.
5.
Мф. 27,3–32.
6.
Мк. 15,16–32.
7.
Мф. 27,33–54.
8.
Лк. 23,32–49.
9.
Ин. 19,25–37 /61/.
10.
Мк. 15,43–47.
11.
Ин. 19,38–42 /62/.
12.
Мф. 27,62–66.
пт
на вечерне:
1Кор. 1,18 – 2,2. /110/ Мф. 27,1–38. Лк. 23,39–43. Мф. 27,39–54. Ин. 19,31–37. Мф. 27,55–61
Последование часов во святую и великую пятницу:
Час 1:
Гал. 6,14–18 /215-/. Мф. 27,1–56.
Час 3:
Рим. 5,6–11. Мк. 15,16–41.
Час 6:
Евр. 2,11–18 /306/. Лк. 23,32–49.
Час 9:
Евр. 10,19–31 /324/. Ин. 18,28 – 19,37 /59?/.
сб 2

На утрени по славословии:

1Кор. 5,6–8. Гал. 3,13–14 /206/. Мф. 27,62–66

Рим. 6,3–11Мф. 28,1–20
^к началу^
Примечания:

Следует иметь в виду, что, согласно Уставу, чтение Евангелия от Луки (18-й седмицы) начинается с понедельника после Недели по Воздвижении (см. в начале Богослужебного Евангелия «Сказание, приемлющее всего лета число евангельское, и евангелистом приятие, откуду начинают

и до где стают»).

Евангельское зачало Недели 28-й и апостольское зачало Недели 29-й читаются в Неделю святых праотец, поэтому они меняются местами с соответствующими рядовым чтениями той Недели, на которую придется в данном году Неделя свв. праотец.

ЕВАНГЕЛИЯ УТРЕННИЕ ВОСКРЕСНЫЕ
1. Мф. 28,16–20
2.Мк. 16,1–8
3.Мк. 16,9–20
4.Лк. 24,1–12
5.Лк. 24,12–35
6.Лк. 24,36–53
7.Ин. 20,1–10
8.Ин. 20,11–18
9.Ин. 20,19–31
10.Ин. 21,1–14
11.Ин. 21,15–25

За основу взяты таблицы, опубликованные в издании: Библия

. // Брюссель: Жизнь с Богом, 1983. С. 2516-2530 (а также:
Новый Завет Господа нашего Иисуса Христа
. // Брюссель: Библейские общества, Жизнь с Богом, [1979?], С. 621-632;
Практическая энциклопедия православного христианина
. // СПб, Сатисъ, 2000.)

на первую страницу
*на первую страницу*
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]