Лекция 7.2 Потомство Иакова. О судьбе Патриарха Иосифа


Любимец и изгой

Знакомство с Иосифом, одним из младших сыновей патриарха Иакова, в Священном Писании начинается в 37-ой главе книги Бытия. Мы узнаем, что он пас овец вместе с братьями и доносил худые слухи своему отцу — проще говоря, был ябедой и сплетником. Иосиф также был любимцем отца, и все это вызвало конфликт между братьями. Масла в огонь подлила особая одежда, которую Иаков подарил Иосифу, и сны последнего, в которых он увидел свое великое будущее, когда братья и даже отец поклонятся ему. Иосиф имел неосторожность рассказать о них своей семье. Как сообщает Писание, братья не могли даже разговаривать с ним дружелюбно.

Вскоре они ушли пасти скот, а Иосиф остался дома. Наверное, все облегченно вздохнули — небольшой перерыв. Но тут Иаков попросил Иосифа отнести братьям пищу. Иосиф с готовностью принялся за это. Но когда он пришел на место предполагаемой остановки братьев, их не было там. Другой бы облегченно вздохнул: и дело сделано, и лишний раз братьям не попался на глаза. Но не Иосиф. Вместо того, чтобы спокойно отправиться домой, он разыскал их. Эта попытка быть добрым к братьям и верным отцу закончилась тем, что братья продали его в рабство.

Лекция 7.2 Потомство Иакова. О судьбе Патриарха Иосифа

Аудио

О связи человека с Богом

Посвятим эту нашу лекцию патриарху Иосифу, одному из сыновей Иакова. Мы не будем подробно разбирать, что с ним происходило в земле египетской: нам важна не канва его судьбы, а его образ как прообраза Иисуса Христа. Это Церковь очень ясно свидетельствует во дни Страстной седмицы, когда именно на этот аспект обращает внимание членов церковного стада.

Иосиф – очень яркий, поэтичный, запоминающийся прообраз Иисуса Христа. Его история достаточно известна: он был старшим из двух сыновей Рахили, любимой жены Иакова, он вел себя по-особому. И, выделяя его среди прочих сыновей, отец сшил ему разноцветную одежду. Ему снились сны, что братья будут ему однажды поклоняться и отец ему поклонится. Он рассказывал свои сны, чем еще больше возбуждал зависть и даже ненависть своих братьев. Однажды братья были далеко в поле, и отец послал Иосифа посмотреть, как у них дела. Иосиф пошел к ним, а братья решили его убить. Слава Богу, до убийства не дошло – один из сыновей, Рувим, воспротивился этому. И когда рядом проходил караван купцов, братья продали его в рабство. Иосиф попал в Египет, где был продан на невольничьем рынке. Как красивый и молодой раб, он попал в дом богатого царедворца Потифара.

Дела Иосифа шли очень хорошо, поскольку Бога он не забывал. Он был поставлен управляющим имением хозяина-царедворца, Потифар ему во всем доверял и очень любил. Слуги слушались нового управляющего, и богатство дома Потифара преумножалось. Но жена Потифара воспылала страстью к прекрасному Иосифу и стала склонять его к незаконной связи. Иосиф отказывался, но жена, когда не было мужа дома, начала приставать к Иосифу, и тот убежал, оставив в руках ее свою одежду. Она подняла крик, будто он хотел совершить над ней насилие, и его бросили в темницу. Но и в темнице Бог был с ним, поскольку Иосиф Его не забывал.

В какое-то время начальник темницы все доверил Иосифу, и тот стал распределять пищу между заключенными. Все у него было ладно. В какое-то время от фараона в тюрьму были брошены два видных царедворца. Они видели сны. Иосиф растолковал сны тому и другому, и они сбылись – одному он сказал, что его казнят, другому – что будет возвращен в дворец фараона; так и получилось. И он попросил второго, чтобы тот замолвил за него словечко, так как Иосиф страдал ни за что. Разумеется, этот человек забыл про свое обещание.

Но через какое-то время фараон увидел сон, который не мог истолковать никто. И тогда виночерпий вспомнил, что есть такой человек в тюрьме, который умеет толковать сны. Иосифа приглашают во дворец, и он этот сон истолковывает. Фараон видит во сне, что пасутся на берегу семь настолько тучных коров, каких никто никогда не видел, а потом выходят семь тощих коров и толстых съедают. Иосиф так растолковал это: будет семь очень плодородных лет, когда хлеб будет в изобилии, какого еще никогда не было в Египте. А после изобилия наступят семь лет голода, которые съедят накопленный хлеб. И дал совет фараону, чтобы тот нашел очень мудрого мужа, могущего в годы изобилия запасти хлеб на годы голода. Фараон, не долго думая, назначил на эту должность Иосифа. Иосиф запасал хлеб, которого никто не ценил и не берег от избытка, и скопил огромные запасы. А когда наступили годы голода, стал продавать этот хлеб по большой цене. В короткое время весь народ египетский оказался без своих богатств, а потом без своих земель, а потом все оказались проданными в рабство самому фараону. Иосиф сумел накормить не только египетский народ, но и его соседа – свой собственный, семью отца. Патриарх Иаков перешел в Египет, когда Иосиф был вторым человеком в государстве после фараона.

Эта история – прообраз духовного дела, которое совершил Христос. Дух Святой через жизнь патриарха Иосифа свидетельствовал, что будет со Христом.

Иосиф продан в рабство язычникам своими братьями – Христос продан язычникам: Иуда Его продает за 30 сребренников, а попадает Христос к язычнику – Понтию Пилату, казнят Его язычники.

Иосифа продали в рабство, сняли с него разноцветную одежду, испачкали в крови убитого ягненка и отнесли эту кровавую одежду Иакову, ерничая: «Не одежда ли это твоего сына? Наверное, его растерзал дикий зверь», говоря не «одежда нашего брата», а «твоего сына», – отделяя себя от него. Иаков узнал одежду своего любимого сына и плакал всю жизнь. Патриарх Иаков думает о живом Иосифе, что тот мертв.

Апостолы – Церковь, те ученики, которым Христос был дорог, – плакали, думая, что Христос мертв. Они снимали Его с Креста, видели Его одежды, окровавленное Тело (как говорится в наших богослужебных книгах, раненое Тело Христа – это окровавленная одежда Его Плоти, за которой скрыто Божество). Они, видя земную оболочку Иисуса Христа, плачут, думая, что Он умер навсегда, а потом радуются, что Он Воскрес (мы по-настоящему не можем погрузиться в страх и ужас момента, когда они потеряли любимого Учителя).

Для Иакова явление Иосифа – что воскресение из мертвых. Он плачет, а на самом деле его сын жив.

Как Иосиф спасает братьев своих от голода, так и Христос спасает братьев Своих – даже когда Он умирает на Кресте, Он за них умирает. Так и Иосиф уходит в землю египетскую, продается в рабство, чтобы спасти этих братьев, и он их спасает.

Иосиф попадает в темницу и возносится из темницы на высоту. Даже фараон не знает, кого он возносит в свои ближайшие помощники. По сути дела, Иосиф не простой человек и по-мирски у него очень хорошее родословие. С точки зрения тех традиций и обычаев, Иосиф не простой раб, но никто не знает о его происхождении, а просто берут из темницы и возносят на высоту. Как Христос возносится на высоту Своего служения, на Крест, с которого простирает руки к Своему народу, чтобы его спасти от суда.

Христос Возносится к Своему Небесному Отцу. И именно Вознесение Его к Отцу – залог того, что Он дарует нам плоды Святого Духа. Один из даров Святого Духа – Евхаристия, которой мы все живы: все члены Церкви живут Евхаристией. Если бы Он не Вознесся к Отцу, то мы не смогли бы причащаться. Он говорит: восхожу к Отцу, и если не взойду туда, откуда пришел, то не можете получить то, что дарует вам жизнь. Но и Иосиф возносится на высоту, чтобы оттуда раздавать пищу, он возносится и садится одесную фараона. А мы говорим, что Христос сел одесную Отца.

Перстень, который фараон дает на руку Иосифа, говорит, что он всем может распоряжаться в доме фараона. Это и есть абсолютная власть: у фараона только престол выше, а власть Иосифа такая же, как и у фараона. И Христос говорит, что все Мне предано Отцом Моим – все, что имеет Отец, принадлежит Мне. Иосиф прообразует полноту власти, которую получит Христос.

Когда Иосиф проверяет братьев, они не узнают его, не зная, что под египетской одеждой скрывается их брат. Братья не поняли, что он тот, кто их должен спасти. Так и еврейский народ не узнал под скромной одеждой простого еврейского поселянина Мессию – Того, Кто их спасет. Иосиф смирил себя, стал во всем подобен той среде, в которой находился. Иисус Христос после Крещения духом возводится в пустыню, где выдерживает борьбу с сатаной и побеждает.

Иосиф не искушается. Этим своим качеством он больше всего прообразует Христа. В лице жены хозяина к нему подступил сатана, и Иосиф отверг его искушения, оставшись чистым, прекрасным, верным Богу. И Христос в пустыне, отвергая искушения дьявола, отстаивает Свою Человеческую свободу и независимость от греха.

Всей своей жизнью Иосиф прообразует высоту, которая явится в жизни Иисуса Христа. Для нас главное, что Иосиф претерпел, он был в чужой земле, был рабом, ему было трудно, он был среди чужой религиозной среды, но, находясь там во тьме, сохранил веру – упование на Бога, и Бог именно потому с ним был повсюду, что Иосиф во всех движениях своей души от Бога никогда не откреплялся. Так и Христос в земном Воплощении, находясь во тьме, употребляет всю Свою волю и силу, чтобы не оторваться от Духа.

Для нас важно, что раз такое противостояние искушениям возможно Иосифу, то и мы, в какой бы тьме ни находились, среди кого бы ни были, везде можем сохранить нашу связь с Богом – она зависит от нас, она возможна. Если она была возможна Иосифу до Пришествия в мир Христа, то тем более возможна нам.

Рабство в Египте

Иосиф стал рабом Потифара, одного из приближенных фараона, царя египетского. Поводов для обиды у Иосифа было более чем достаточно. Вместо великих обетований о царском величии — рабство в чужой стране, вдалеке от близких людей. Но что-то горело внутри этого юноши. Он не предался горечи, но наоборот, служил верно и прилежно своему хозяину. Тот вскоре заметил, что новый раб хорошо справляется с работой, и назначил его управителем всех своих имений. Едва ли Иосиф был бы выбран на эту должность, если бы он не был прилежным, не работал больше остальных, не вдохновлял окружающих. Бог был с Иосифом, говорит нам Писание, и мы видим, как молодой человек использовал это, чтобы служить ближним. И Господь дал ему покой — он стал начальником, хотя и не столь значительным.

Итоги сравнения. 14 пунктов


Иосиф, подобие Христа

Иосиф

  1. Божественное провидение одержало верх над завистью его братьев (Быт. 45:5; 50:15-21)
  2. Иосиф—любимый сын Иакова (Быт. 33:2; 37:3)
  3. Иосиф послан с поручением милосердия (Быт. 37:5-11)
  4. Иосиф отвергнут своими братьями по причине зависти (Быт. 37:3-4)
  5. Иосиф ненавидим за его сны о возвеличении (Быт. 37:3-11)
  6. С Иосифа сняли его разноцветную одежду (Быт. 37:18-36)
  7. Иосиф продан за двадцать сребреников (Быт. 37:2328)
  8. Братья Иосифа полагали, что избавились от него (Быт. 37:28)
  9. Позднее, братьям Иосифа пришлось встретиться с ним (Быт. главы 42,43,44)
  10. Братья Иосифа солгали относительно того, что с ним произошло (Быт. 37:31-34)
  11. Иосиф был искушаем и сохранил чистоту (Быт. 39:7-12)
  12. Иосиф стал правителем и пригласил своих голодающих братьев в Египет (Быт. 45:9-11; 50:20)
  13. Иосиф простил своих братьев (Быт. 45:1-15; 50:15-21)
  14. Иосиф дал своей родне землю Г есем (Быт. 45:10)

Христос

  1. Божественное провидение преодолело нечестие иудеев (Быт. 3:15; Иоан. 10:17,18; Рим. 6:23)
  2. Иисус—Единородный Сын Божий (Иоан. 3:16)
  3. Иисус послан с миссией спасения (Иоан. 1:29; 3:17; Лук. 19:10; Рим. 6:23; 1 Иоан. 4:14)
  4. Иисус отвергнут Его народом из-за неверия (Иоан. 1:11,12; Зах. 13:6)
  5. Иисус был ненавидим, потому что Он провозглашал Себя царем (Мат. 2:1-18; 28:18; Лук. 1:26-35; Деян. 2:22-30)
  6. С Иисуса сняли одежду (Мат. 27:35; Мар. 15:24; Иоан. 19:23,24)
  7. Иисус продан за тридцать сребреников (Мат. 26:15; 27:3-5)
  8. Недруги Иисуса полагали, что избавились от Него (Мар. 15:13,14,29-31; Ис. 53:10-12)
  9. Позднее, Его врагам пришлось столкнуться с Его воскресением (1 Кор. 15:1-8)
  10. Враги Иисуса заимели лжесвидетелей и подкупили их, чтобы те солгали о Его воскресении (Мат.28:11-15)
  11. Иисус был искушаем, но не согрешил (Мат. 4:111; Евр. 4:15; 1 Пет. 2:22)
  12. Иисус стал правителем и всех призывает к спасению (Мат. 11:28-30; Мар. 16:15-16; Иоан. 14:1-4)
  13. Иисус прощает и милует грешников (Лук. 23:34; Мар. 16:15,16; Евр. 5:9)
  14. Иисус приготовляет небеса для нас (Иоан. 14:1-4; Евр. 4:9; Отк. 21:4)

Уроки Иосифа Прекрасного

Едва ли мы сможем до конца узнать, благодаря чему Иосиф смог среди всех этих невзгод стать больше, чем победителем (Рим. 8:37). Одно нам известно точно: Бог был с Иосифом. И этот юноша сумел найти в этих отношениях то, что сделало его непобедимым, приносило больше удовлетворения, чем плотские утехи, давало источник вдохновения и хорошего настроения среди самых черных невзгод, поддерживало его в состоянии светящего солнца даже тогда, когда все вокруг хотели его затемнения. И таким образом он достиг того великого предназначения, которое Господь приготовил ему.

Возможно, черная полоса, которая началась сегодня или давным-давно, а может, и в неизвестном будущем, станет ярчайшем свидетельством того, что Бог серьезно взялся за то, чтобы приготовить и довести нас к нашему предназначению. И нам остается выбирать, как мы отнесемся к этому. Будем использовать как повод, чтобы оправдать греховные удовольствия и не стараться, или, вопреки всему, сохранять верность Богу и служить ближним?

Иногда нужно просто признать, что сидеть и пытаться разгрести кучу горестей, которая свалилась на нас — проще, чем идти служить Богу и людям, каждый день выкладываясь на максимум и сохраняя хорошее настроение, даже когда в душе стоит самая мрачная тьма. Будем ли мы искать ободрения от людей или позволим Богу так светить через нас, что, проходя долиной смертной тьмы, мы будем вдохновлять и ободрять других? Если мы христиане и стремимся к Богу, Господь с нами! Позволим ли мы этим отношениям взять вверх над всем остальным, что происходит и не происходит в нашей жизни или покажем своей жизнью, что Господь — это не все, что нам нужно? Выбор остается за каждым из нас. Иосиф ответил на щедрый Божий призыв «да» и прошел весь этот тернистый путь еще до пришествия благодати, не наслаждаясь бесценными дарами крестного подвига Иисуса Христа. И если мы этого не сделаем, какое можно будет найти оправдание?

Ориентироваться на окружающих, говорить, что все так поступают — равносильно тому, чтобы отказаться от великого и щедрого предложения Бога, заранее подписаться на жалкую, неполноценную жизнь. Если бы Иосиф ориентировался на окружающих, он даже не стал бы начальником над имением Потифара. Имея великое предназначение, мы попросту не можем позволять себе оправдываться: «и так сойдет», «сегодня можно расслабиться», «а они тоже так поступают». У нас нет времени, чтобы предаваться греху. «Они» могут расслабиться и жить в свое удовольствие, «им» это сходит с рук. Но если мы хотим получить полноту божественных даров, у нас совсем другая, особенная история.

Стефан Парахин

История многострадального Иова

В очень давние времена жил к востоку от Палестины праведный человек, по имени Иов. Это был справедливый и добрый человек, который всегда старался во всей жизни своей угодить Богу. Господь наградил его за благочестие большими благами. Он имел многие сотни крупного и тысячи мелкого скота. Утешала его большая и дружная семья: у него было семь сыновей и три дочери.

Но диавол позавидовал Иову. Он стал клеветать Богу на праведного Иова: «Разве даром богобоязнен (праведен) Иов? Отними у него все, что у него есть, — благословит ли он Тебя?» Бог же, чтобы показать всем, насколько верен Ему Иов, и чтобы научить людей терпению в их страданиях, разрешил диаволу отнять у Иова все, что он имел. И вот, в один день, разбойники угнали у Иова весь его скот, слуг перебили, а страшный вихрь из пустыни разрушил дом, в котором собрались дети Иова, и все они погибли. Но Иов не только не стал роптать на Бога, а сказал: «Бог дал, Бог и взял: да будет благословенно имя Господне

».

Посрамленный диавол не удовлетворился этим. Он снова стал клеветать на Иова: «3а жизнь свою отдаст человек все, что есть у него: но коснись его костей, его тела (т. е. порази его болезнью), — увидишь, благословит ли он Тебя?» Бог разрешил диаволу лишить Иова еще и здоровья. И вот заболел Иов самою страшною болезнью — проказой. Тогда даже жена Иова стала уговаривать его сказать слово ропота против Бога, а друзья его, вместо утешения, только расстраивали невинного страдальца своими несправедливыми подозрениями. Но Иов остался тверд, не потерял надежды на милосердие Божие и только просил Господа засвидетельствовать, что он терпит все невинно.

В беседе с друзьями Иов пророчествовал об Искупителе (о Спасителе) и о будущем воскресении: «Я знаю, Искупитель мой жив, и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию, и я во плоти моей узрю (увижу) Бога. Я узрю (увижу) Его сам; мои глаза, а не глаза другого, увидят Его»

(Иов.
19
, 25-27).

После этого Бог, показав всем пример верности и терпения в Своем рабе Иове, Сам явился и велел друзьям его, взиравшим на Иова, как на великого грешника, просить молитв за себя у него. Бог наградил Своего верного раба. Иову вернулось здоровье. У него было снова семь сыновей и три дочери, а скота стало вдвое больше прежнего, и жил Иов еще сто сорок лет в почете спокойно, благочестиво и счастливо.

История многострадального Иова учит нас, что несчастья Бог посылает не только за грехи, но иногда Бог посылает несчастья и праведникам для еще большего утверждения их в добре, для посрамления диавола и для прославления правды Божией. Затем история жизни Иова раскрывает нам, что не всегда земное счастье соответствует добродетельной жизни человека и учит нас также быть сострадательными к несчастным.

Иов, своими невинными страданиями и терпением, прообразовал Господа Иисуса Христа. Поэтому в дни воспоминания страданий Иисуса Христа (на Страстной седмице) в церкви читается повествование из книги Иова.

Примечание

: см. Библию, в «Книге Иова».

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]