Канон Андрея Критского начал читать в первый день Великого поста патриарх Кирилл


Канон Андрея Критского читает патриарх Кирилл

Предстоятель Русской Православной церкви начал читать канон во время повечерия в московском храме Христа Спасителя. Во вторник, 3 марта, Кирилл продолжил чтение в Богоявленском кафедральном соборе Москвы, расположенном по улице Спартаковской. Начало церемонии состоялось в 18:00. Уже вечером 4 марта патриарх Кирилл читал канон в Даниловском мужском монастыре, который также находится в Белокаменной, по улице Даниловский вал, дом 22. Церемония также началась в 18:00.

Завершение чтения Великого покаянного канона состоялось в четверг, 5 марта. Первосвятитель начал его вечером, в 18:00 в Свято-Троицкой Сергиевой лавре, расположенной в подмосковном Сергиевом Посаде. В четверг пятой седмицы Великого поста с самого утра был прочитан весь канон, написанный Андреем Критским.

Канон всегда читается во время первой недели Великого поста, ведь данный отрезок принято считать наиболее строгим во время всего периода воздержания. Писание содержит 250 тропарей, и в нем изложено особое чувство человека по отношению к Богу. Важно, чтобы верующий понимал греховное состояние, в котором пребывает. Канон содержит обращение к новозаветным и ветхозаветным образам, а также описывает примеры из жизни святых.

Московская Сретенская Духовная Академия

Валентин Фролов 13.03.201914899

Однажды я услышал необычную проповедь. Это был храм, куда мы из воинской части организованно ходили в увольнение. Священник после службы рассказывал не житие и даже не жизненную историю. Шел Великий пост. И тот священник разъяснял один из множества тропарей Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского. Вся проповедь – и была один тропарь. Он объяснил непонятные слова, рассказал всевозможные смыслы этого небольшого текста. Меня это так вдохновило, что, будучи в армии, я решил по возвращении в семинарию взять тему дипломной работы, связанную с Великим каноном.


Преподобный Андрей Критский

Молитва или заглядывание в словарь?

Нечасто сейчас услышишь в храме разъяснение текстов, и, к сожалению, от этого иногда кто-то разворачивается и уходит, не поняв ни одного слова – не только от непривычного, архаичного звучания церковнославянского языка, но и от того, например, что хор поет невнятно или чтец с плохой дикцией произносит слова богослужебных текстов.

Меня всегда тревожила проблема восприятия церковнославянских слов. Особенно же того, что для разъяснения смысла нужно заглядывать в словарь. Хотя и в этом заключается духовно-научная работа для каждого христианина, но все же в таких условиях прерывается нить молитвы. Молитвенное обращение к Богу нарушается обращением к словарю. И поэтому я занялся изучением Великого канона – чтобы исследовать слова, которые, как мне казалось, могут быть непонятны с первого прочтения большинству верующих, и для которых можно найти синонимы, понятные без словаря – из того же церковнославянского языка.

Великий канон был написан, возможно, в конце жизни преподобного Андрея как результат раскаяния в отступничестве от истины

К тому же Канон интересен не только с точки зрения церковнославянского языка. В нем пересекаются многие богословские науки – Священное Писание Нового и Ветхого Заветов, догматическое богословие, литургика и др.
Сейчас я бы хотел рассказать о работе над одним лишь словом, встречающимся довольно часто в Великом каноне и во многих других православных молитвословиях – благоутробный

. Рассказать, как я искал к нему синонимы и какие смыслы для себя раскрыл. Но для начала обратимся к истории Великого покаянного канона и его содержанию.

История создания Канона

Изначально Великий канон не входил в богослужебный цикл. Преподобный Андрей, вероятно, не предполагал, что его произведение получит общецерковное употребление, ведь составление его было связано с личной проблемой святого.

Вспомнив историю жизни Андрея Критского, обратим внимание, что в 712 году император Филиппик Вардан издал указ, который фактически возобновлял осужденную VI Вселенским Собором ересь монофелитства, под предлогом установления мира в империи. И по свидетельству святого Феофана Исповедника, епископы Критский Андрей и Кизический Герман были в числе отвергших деяния VI Вселенского Собора под давлением императора Филиппика [1]. Таким образом, Великий канон был написан, возможно, в конце жизни преподобного Андрея как результат раскаяния в отступничестве от истины [2]. И первоначально он был написан критским пастырем по-гречески как большое поэтическое произведение.

Называясь «Великим» канон отражает широту раскрытия главной темы – покаяния. Объем текста, с первого взгляда, впечатляет – более 200 самостоятельных тропарей. Но для удобности восприятия канон разбили на четыре части – соответственно, по первым четырем дням первой седмицы Великого поста. Однако нужно понимать, что все вместе тропари канона образуют единую смысловую нить, и потому канон целиком прочитывается на пятой седмице Поста, на так называемом «Мариином стоянии».

На протяжении Канона покаянное настроение нарастает и достигает кульминации к седьмой песне

Неслучайно говорится, что в Библии содержится история нашего спасения. Это использовал преподобный Андрей и в Великом каноне, запечатлев людей и их дела, и события ветхозаветной и новозаветной истории, в которых с особенной силой отразились или сила греха, или достоинства праведной жизни.
В Великом каноне отражен и символически осмыслен почти весь объем библейской истории. Священник Константин Веремеенко в своей книге, посвященной Канону, о [3].

И протоиерей Сергий Правдолюбов писал, что преподобный Андрей «целиком находился в русле традиций монашеской практики, творений святых отцов-подвижников, его предшественников» [4]. Именно из глубины прежних веков монашеской практики толкования Священного Писания «вырос и сложился в творчестве святого Андрея Великий канон, вобравший в себя опыт древних отцов, их понимание и отношение к покаянию и даже, отчасти, способ изложения их мыслей» [5].

В целом о Каноне нужно сказать, что на протяжении всего его изложения покаянное настроение нарастает и достигает кульминации к седьмой песне: «Согреших, беззаконновах и отвергох заповедь Твою, яко во гресех произведохся, и приложих язвам струпы себе; но Сам мя помилуй, яко благоутробен, отцев Боже».

В заключении же Великого канона «прослеживается мирное новозаветное настроение человеческого сердца, принесшего покаяние» [6].


Великий покаянный канон преп. Андрея Критского, патриаршее богослужение
Одно слово, три значения

Итак, вернемся к слову благоутробный

. Читателя может устрашить последующий «изломленный» на вид текст, но не стоит бояться, потому что далее – постепенное прояснение смысла слова
благоутробный
в самых разных контекстах – на страницах древних рукописей и не только. Предлагаю проследить, как менялось слово, и каково его первоначальное значение.

Первый тропарь первой песни Великого канона звучит так: «Откуду начну плакати окаяннаго моего жития деяний? Кое ли положу начало, Христе, нынешнему рыданию? Но, яко благоутробен, даждь ми прегрешений оставление»

.

Взяв рукопись Триоди Постной конца XIV века [7], можно увидеть другой вариант подчеркнутого выражения: но яко блг(с)рдъ (благосерд

). Именно так –
благосерд
– звучит слово
благоутробен
в новой версии Триоди Постной, отредактированной в начале XX века специальной Комиссией по исправлению богослужебных книг, которую возглавлял архиепископ Сергий (Страгородский). Однако новая версия не прижилась в церковной жизни в связи с известными событиями, развернувшимися в нашей стране в первой половине XX века.

В поздних рукописях (XV-XVII вв.) в этом месте вместо благоутробный

встречается другое слово –
милосердный
(млр(c)дъ – Триодь Постная, конец XV века [8]; млрдъ – Триодь Постная, конец XV века [9]; милосердъ – Триодь Постная, XVI века [10] и др.).

И это говорит о том, что так называемые «дониконовские» тексты – смысловые переводы греческих оригиналов. Переводчики использовали более простые и понятные выражения. Однако в редакциях после реформ патриарха Никона часто тексты переводились «подстрочно» – слово в слово. И как раз слово εὔσπλαγχνός перевели буквально.

Рассмотрим оригинальное греческое слово. Нужно сказать, что как греческое, так и церковнославянское слово состоит из двух частей: благо

(εὔ) и
утробен
(σπλαγχνός).

Посмотрим это слово в контексте Священного Писания. Его можно встретить в Первом послании апостола Петра: «Конец же, вси единомудрени будите… благоутробни, мудролюбцы, смиреномудри»

(1 Пет. 3, 8). Синодальный текст:
«Наконец будьте все единомысленны… милосерды
(εύσπλαγχνοι)
, дружелюбны, смиренномудры»
; Также в Послании к филиппийцам:
«Свидетель бо ми есть Бог, яко люблю всех вас по милости
(σπλάγχνοις)
Иисус Христове»
(Фил. 1, 8), синодальный текст: «
Бог – свидетель, что я люблю всех вас любовью Иисуса Христа».
Здесь идет речь о любви, милости, милосердии – как о свойстве, которое внутри

. В контексте Послания к филиппийцам греческое слово σπλάγχνοις образовано от σπλάγχνον (перевод – «внутренность», а в переносном значении – «сердце», «любовь», «милосердие»).

Нужно понимать, что греческие слова очень часто имеют множество значений. И ситуация со словом σπλάγχνον именно такая.

Во-первых, слово σπλάγχνον можно перевести как «внутренность» буквально – в анатомическом смысле (главным образом, сердце, легкие, печень и почки). В этом значении данное слово употребляли разные писатели древности, говоря, например, о том, как в результате жертвоприношения совершались гадания и при этом внутренности

съедались участниками жертвенного пира (Эврипид:
σπλάγχνων
πτυχας μάντεις – «гадание по складкам внутренностей» [11]). Также в книге Деяний говорится о том, как у Иуды при повешении «
выпали все внутренности его»
(Деян. 1, 18). И в греческом оригинале используется здесь слово τα σπλάγχνα.

Благоутробный – значит, милосердый, милостивый, сострадательный, имеющий доброе сердце

Во-вторых, «материнская утроба»; чрево: υποσπλάγχνων
ελθειν – «родиться на свет» (Пиндар, 522-442 гг. до н.э.); των σων εκ
σπλάγχνων
εις – «твое дитя» (Софокл, 496-406 гг. до н.э.). В молитвах к Божией Матери часто можно встретить слово σπλάγχνον в значении Ее девственной утробы.

В-третьих, переносное значение: сердце, душа. У Эврипида: μομφας υπο σπλάγχνοις

έχειν («таить в душе упреки»). Это, третье, значение слова σπλάγχνον — наиболее важно при переводе с греческого на церковнославянский язык.

Таким образом, видно, что в Священном Писании и в гимнографии слово σπλάγχνον используется во всех трех значениях.

Несомненно, утроба Христа, которая составляет обо

женную человеческую природу Нового Адама, благая, и также справедливо относить выражение
«Царство Божие внутрь вас есть»
(Лк. 17, 21)к Источнику этих слов. Он есть источник благости. И поэтому важно, уважая сложившееся употребление слова «
благоутробен»
, обратить внимание на смещение акцента от буквального понимания Тела Христа к Его Божественным свойствам. Он Благ, Он Милосердный, Он Любовь. Также словарь прот. Г. Дьяченко дает перевод слову
благоутробный
– милосердый, милостивый, сострадательный, имеющий доброе сердце [12].

Таким образом, справедливо употребление слова благосерд

и перевод его на русский язык в переносном смысле как
милосердный.
Ведь и весь Канон – это надежда кающегося грешника на милосердие Божие.


Покаянный канон. Оптина Пустынь
Сердце и утроба

Если говорить о необходимости замены слова благоутробен,

то в пользу возможности вариативного чтения
благоутробен
как
милосерд
или
благосерд
говорит замена, сделанная святителем Афанасием (Сахаровым) в богослужебном тексте крестобогородична стихир на стиховне во вторник пятой седмицы Великого Поста. В современной Триоди Постной этот текст заканчивается следующим образом: «Всенепорочная же Мати Твоя утробою уязвяшася». Контекст здесь такой: распятый Христос висит на древе, Божия Матерь находится рядом со своим Сыном. И святитель Афанасий слово
утробою
заменил на слово
сердцем
. Так проясняется смысл. Святой Афанасий имел здесь цель «сделать текст понятным без обращения к словарю» [13], не ущемляя при этом церковнославянского языка.

«Дониконовский» текст тоже имеет «свой взгляд» на этот крестобогородичен. Например, в Триоди Постной XVI в. [14] этот текст выглядит так: «и рыдающи въпияше ти, чадо не остави мене родившюю Тя. даж(д)ь ми слово Сыну мой. Не молчя мимо иди Слово Божие рабы Своея».

Здесь видно, что греческое
утроба
славянским переводчиком было воспринято в буквальном смысле, но переведено другими словами, однако с характерной верностью смыслу оригинала. Фраза с употреблением слова
утроба
была изменена на выражение «
не остави мене родившюю Тя
».

Мы видим здесь два варианта прочтения одного и того же слова – святителем Афанасием и в древней рукописи. В первом случае использовалось переносное значение, во втором – буквальное. И в обоих – смысл сохранился, и он понятен сразу, в то время как с выражением «утробою уязвяшася»,

используемым по сей день в богослужении, нужно потрудиться над разъяснением смысла.

Если с догматической стороны посмотреть на слово благоутробный,

то мы заметим, что онообозначает крайне важную истину: Христос как Человек имеет обновленную, чистую, не отравленную первородным грехом природу, а значит и все Его органы, весь Он внутренне, по человеческой природе – без ущерба. Однако вряд ли можно человеческой природе присовокуплять Божественное свойство Благости. Но если обратить внимание на контекст слова
благоутробен
как в первом тропаре Великого канона, так и в последующих, можно заметить: ко Христу обращается кающееся сердце с просьбой о даровании прощения прегрешений или слез умиления. А кто ближе всего к человеку, кроме как Сам Благоутробный Богочеловек Христос?

Таким образом, слова благосерд

и
милосерд
– наиболее подходящие и более понятные для кающегося, ибо он испрашивает прощения, милости у Источника этой милости, у Самого Милостивого, Милосердного Бога.

Примечательно, что святитель Феофан Затворник, когда переводил книгу преподобного Никодима Святогорца «Невидимая брань», перевел слово εύσπλαγχνίαν [15] как «благосердую»

: мужи добродетельные «постятся, чтобы смирить плоть свою буйную, совершают бдения, чтобы изощрять око свое умное… творят молитвы, выстаивают службы церковные и иные совершают дела благочестия… не для другого чего, но для того, чтобы лучше познать собственную свою худость и благосердую благость Божию» [16].

Менять или не менять?

Итак, из всего этого пространного исследования-размышления следует, что слово благоутробный

, встречающееся в разных формах как во многих тропарях Великого покаянного канона, так и в других церковных текстах, и относящееся к Богу, в первую очередь, следует понимать в значении «внутренне благой», а значит и «милосердный», «благосердый». И тому свидетельства – первоисточник и древние рукописи.

Нужно сказать, что слово благоутробный – это не нововведение патриарха Никона. В других церковных рукописях XV-XVI вв. встречается это слово. Например, в грамоте митрополита Фотия говорится: «Молю вы вся православия достойная творити, веру и дела показующе, будуще другъ къ другу блази, благоутробни и благопокорни» [17].

Наверное, уже невозможно и не нужно заменять слово благоутробный

на
благосердый
или
милосердный
, оно уже слишком сильно проникло в твердое полотно церковной жизни – от домашних молитв до так называемых «концертов» на «запричастном» стихе. Например, когда поют в храме произведение «Оком благоутробным» (тропари по 13 кафизме). И замена слова может вызвать много вопросов. Согласно опросу, который проводился в связи с моей дипломной работой, из 820 респондентов более 50% считают, что трогать богослужебные тексты не нужно. Например, один из респондентов в отзывах написал: «Не надо ничего выдумывать, все понятно и без редактирования». Однако также более 50% опрошенных считают, что представленные мной в опросе слова для редактирования являются в той или иной мере не понятными.

Замена слова, прочно вплетенного в ткань церковной жизни, может нанести только ущерб

Если говорить о какой-либо возможности замены слова благоутробный
на
благосердый
(слово, содержащееся в Триоди Постной, отредактированной специальной Комиссией в начале XX века и изданной по благословению Святейшего Синода)или
милосердный
, то она возможна, как мне кажется, только в сносках в новых изданиях богослужебных книг, и такая практика, кстати, уже есть в Церкви.

Но сейчас речь не идет о редактировании, но лишь о погружении «на глубину» одного слова, то есть о поиске понимания непонятного. Здесь же можно привести еще одну цитату из отзывов респондентов: «Думается, тексты нужно изучать и разъяснять, тогда смысл неясностей расхлопнется, и слово обретет заложенную в него силу и красоту».

Валентин Фролов

Впервые опубликовано 15.03.2016 г.

[1] Погребняк Н., прот. Великий Канон: история и иконографические параллели // URL: https://azbyka.ru/molitvoslov/velikij-kanon-istoriya-i-ikonograficheskie-paralleli.html#25

[2] Игнатия, мон. Место Великого канона преподобного Андрея Критского в песнотворческом достоянии Церкви // URL: https://azbyka.ru/molitvoslov/mesto-velikogo-kanona-prepodobnogo-andreya-kritskogo-v-pesnotvorcheskom-dostoyanii-cerkvi.html

[3] Веремеенко К., свящ. Уроки покаяния в Великом каноне Андрея Критского. – М.: Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2013. – С. 12

[4] Цит. по: Веремеенко К., свящ. Уроки покаяния в Великом каноне Андрея Критского. – М.: Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2013. – С. 15.

[5] Цит. по: Веремеенко К., свящ. Уроки покаяния в Великом каноне Андрея Критского. – М.: Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2013. – С. 16.

[6] Веремеенко К., свящ. Уроки покаяния в Великом каноне Андрея Критского. – М.: Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2013. – С. 18.

[7] НИОР РГБ. Ф. 304.I. Оп. 25. Триодь постная, конец XIV в. Л. 165 об.

[8] НИОР РГБ. Ф. 304.I. Оп. 385.Триодь постная, XV в. Л. 170 об.

[9] НИОР РГБ. Ф. 304.I. Оп. 397. Триодь постная, конец XV в. Л. 393 об.

[10] НИОР РГБ. Ф. 304.I. Оп. 393. Триодь постная, XVI в. Л. 155.

[11] Alpha online. Древнегреческо-русский словарь // URL: https://gurin.tomsknet.ru/alphaonline.html

[12] Дьяченко Г., прот. Полный церковно-славянский словарь. – М.: Отчий дом, 2013. – С. 46.

[13] Кравецкий А. Г., Плетнева А. А. История церковнославянского языка в России (конец XIX – XX в.). – М.: Языки русской культуры, 2001. – С. 247.

[14] НИОР РГБ. Ф. 304.I. Оп. 391. Триодь постная, XVI в. Л. 422.

[15] Νικόδημος Αγιορείτης, αγ. Βιβλίον ψυχωφελέστατον καλούμενον Αόρατος Πόλεμος. – Αθήναις: Τύποις Φ. Καραμπίνη και Κ. Βάφα, 1853. – С. 3.

[16] Никодим Святогорец, прп. Невидимая брань. – Сергиев Посад: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2007. – С. 13.

[17] Словарь русского языка XI-XVII вв. Выпуск 1 (А-Б). – М.: Издательство «Наука», 1975. – С. 227.

Мариино стояние

Согласно Синаксарю четверга, « это было установлено с той целью, чтобы ввиду приближающегося окончания Святой Четыредесятицы (то есть Великого поста) люди, проявившие себя ленивыми к духовным подвигам, не впали в небрежное забвение и не перестали бы вовсе быть целомудренными»: то есть ради возбуждения в людях покаянного чувства и побуждения их к исправлению как на многочисленных примерах из всей библейской истории, от Адама до апостольской проповеди, проходящих в Каноне, так и на примере одной жизни, «явившей сперва бездну греха и затем высоту добродетели», по слову Жития.

Церковный устав заповедует Великий канон читать и петь медленно, полагая на каждый тропарь три поклона. Тропарей в нем 250. Сколько же поклонов предстоит положить! В современных условиях это не всегда бывает возможно, но знать следует, что наши деды и прадеды выполняли это, не допуская и мысли похвастаться таким усердием и верностью уставам Церкви. С той же целью — возбудить внимание и умножить силы — читается житие преподобной Марии Египетской. Какие силы и откуда возьмутся? От напоминания о неизреченном милосердии Божием, призывающем всех к покаянию.

«Труда ради бденного» в четверг бывает ослабление поста (разрешается пища с растительным маслом), а главное, служится Литургия Преждеосвященных Даров, чтобы потрудившиеся на Мариином стоянии могли причаститься Святых Христовых Таин.

Читать в среду канон преподобного Андрея и житие преподобной Марии Египетской установлено было на VI Вселенском Соборе.

Великий канон составлен в VII веке св.Андреем, архиепископом Критским. Церковь единогласно дала ему название Великого, не столько по обширности, — в нем 250 тропарей, — сколько по внутреннему достоинству и силе: «В нем умиление невыразимое, и так он силен и трогателен, что может смягчить самую загрубелую душу и вдохнуть в нее бодрость и силы к спасительной деятельности, если только поется с должным вниманием и от сердца, проникнутого сокрушением». Все, что только может возбудить человека к раскаянию, смирению, молитве, самоотвержению, — все собрано и приведено в нем. В нем указаны все события Ветхого и Нового Заветов, в которых особенно поразительно высказались значение и сила греха и значение и сила жизни праведной; указаны все лица, в которых осуществилось и то и другое.

Сочинил его преподобный Андрей тогда же, когда и святой Софроний, патриарх Иерусалимский, записал житие Марии Египетской. Это житие тоже приводит в сильное умиление и дает великое утешение прегрешившим и согрешающим, если только они решились оставить зло.

Св.Андрей, отправляясь в 680г на Вселенский собор, взял житие с собой и представил вместе со своим каноном всему собранию пастырей. И то, и другое было одобрено ими и тогда же введено в употребление церковное. Тогда св. Андрей, доблестно выступив против монофелитов, еще будучи простым монахом, был причислен к клиру церкви в Иерусалиме, и поставлен диаконом и кормильцем сирот. Вскоре Андрей стал архиепископом Критским. Потом, доплыв до Митилены, близ одного места, называемого Иерис, он отошел ко Господу, пробыв на своей кафедре довольно долгое время. Его молитвами, Боже, помилуй нас!

Покаянный канон Андрея Критского: текст на понедельник, вторник, среду и четверг

Канон Андрея Критского

Покаянный канон Андрея Критского – это текст, который читают в церквях и храмах в первые четыре дня Великого поста. Канон сочетает в себе образы из Библии, поэзию и портрет человека, пишет журнал «Православие и мир». По своей форме канон преподобного Андрея Критского похож на внутренний диалог верующего с собственной душой.

Канон Андрея Критского состоит из множества тропарей (небольших стихов), которые призывают к покаянию, напоминают о грехах. По своей сути покаянный канон задает верующим определенный тон подготовки к Пасхе. Великий пост – это не просто строгое меню, но и подготовка ко встрече воскресшего Христа.

Каждая часть покаянного канона состоит из девяти песен. В первой Андрей Критский говорит о том, что без Христа не сможет бороться с грехами и злом. Также он вспоминает Евангелие, добрые приметы, которые содержались в Писании. В следующих семи песнях вспоминаются персонажи Ветхого Завета, такие как Иов, Ной, Давид, Соломон. В девятой, заключительной песне, Андрей Критский вспоминает о жизни Христа, обращаясь к Новому Завету. В православном мире широко известны аудиозаписи, на которых канон Андрея Критского читает патриарх Пимен. Кроме того, есть свои сторонники чтения канона Патриархом Кириллом.

Покаянный канон Андрея Критского, понедельник

Существует много переводов канона Андрея Критского. Мы публикуем лишь общеизвестный. Ниже приведен текст покаянного канона Андрея Критского на понедельник.

Читать покаянный канон Андрея Критского на вторник можно здесь. Пройдя по этой ссылке, можно прочесть текст канона на среду, а текст покаянного канона на четверг можно увидеть здесь.

Песнь 1

Ирмос: Помощник и Покровитель бысть мне во спасение, Сей мой Бог, и прославлю Его, Бог Отца моего, и вознесу Его: славно бо прославися.

[Помощник и Покровитель явился мне ко спасению, Он Бог мой, и прославлю Его, Бога отца моего, и восхвалю Его, ибо Он возвеличился во славе.] (Исх. 15, 1-2)

Припев: Помилуй мя, Боже, помилуй мя.

Откуду начну плакати окаяннаго моего жития деяний? Кое ли положу начало, Христе, нынешнему рыданию? Но, яко благоутробен, даждь ми прегрешений оставление.

[С чего начну я оплакивать деяния злосчастной моей жизни? Какое начало положу, Христе, я нынешнему моему сетованию? Но Ты, как милосердный, даруй мне оставление прегрешений.]

Гряди, окаянная душе, с плотию твоею, Зиждителю всех исповеждься, и останися прочее преждняго безсловесия, и принеси Богу в покаянии слезы.

[Прииди, несчастная душа, с плотию своею, исповедайся Создателю всего, воздержись, наконец, от прежнего безрассудства и с раскаянием принеси Богу слезы.]

Первозданнаго Адама преступлению поревновав, познах себе обнажена от Бога и присносущнаго Царствия и сладости, грех ради моих.

[Подражая в преступлении первозданному Адаму, я сознаю себя лишенным Бога, вечного Царства и блаженства за мои грехи.] (Быт. 3, 6-7)

Увы мне, окаянная душе, что уподобилася еси первей Еве? Видела бо еси зле, и уязвилася еси горце, и коснулася еси древа, и вкусила еси дерзостно безсловесныя снеди.

[Горе мне, моя несчастная душа, для чего ты уподобилась первосозданной Еве? Не с добром ты посмотрела и уязвилась жестоко, прикоснулась к дереву и дерзостно вкусила бессмысленного плода.] (Быт. 3, 6)

Вместо Евы чувственныя, мысленная ми бысть Ева, во плоти страстный помысл, показуяй сладкая и вкушаяй присно горькаго напоения.

[Вместо чувственной Евы восстала во мне Ева мысленная — плотский страстный помысел, обольщающий приятным, но при вкушении всегда напояющий горечью.]

Достойно из Едема изгнан бысть, яко не сохранив едину Твою, Спасе, заповедь Адам; аз же что постражду, отметая всегда животная Твоя словеса?

[Достойно был изгнан из Едема Адам, как не сохранивший одной Твоей заповеди, Спаситель. Что же должен претерпеть я, всегда отвергающий Твои животворные повеления?] (Быт. 3, 23)

Слава, Троичен: Пресущная Троице, во Единице покланяемая, возми бремя от мене тяжкое греховное, и яко благоутробна, даждь ми слезы умиления.

[Пресущественная Троица, Которой мы поклоняемся в одном Существе, сними с меня тяжкое бремя греховное и по Своему милосердию, даруй мне слезы умиления.]

И ныне, Богородичен: Богородице, Надежде и Предстательство Тебе поющих, возми бремя от мене тяжкое греховное, и яко Владычица Чистая, кающася приими мя.

[Богородице, надежда и защита воспевающих Тебя, сними с меня тяжкое бремя греховное и, как Владычица Чистая, приими меня кающегося.]

Песнь 2

Ирмос: Вонми, небо, и возглаголю, и воспою Христа, от Девы плотию пришедшаго.

[Внемли, небо, я буду возвещать и воспевать Христа, пришедшего во плоти от Девы.]

Вонми, небо, и возглаголю, земле внушай глас, кающийся к Богу и воспевающий Его.

[Внемли, небо, я буду возвещать: земля, услышь голос, кающийся Богу и прославляющий Его]

Вонми ми, Боже, Спасе мой, милостивым Твоим оком, и приими мое теплое исповедание.

[Воззри на меня Боже, Спаситель мой, милостивым Твоим оком и прими мою пламенную исповедь.]

Согреших паче всех человек, един согреших Тебе; но ущедри яко Бог, Спасе, творение Твое.

[Согрешил я более всех людей, один я согрешил пред Тобою; но, как Бог, сжалься, Спаситель, над Твоим созданием.] (1 Тим. 1, 15)

Вообразив моих страстей безобразие, любосластными стремленьми, погубих ума красоту.

[Отобразив в себе безобразие моих страстей, сластолюбивыми стремлениями исказил я красоту ума.]

Буря мя злых обдержит, благоутробне Господи; но яко Петру, и мне руку простри.

[Буря зла окружает меня, Милосердный Господи, но, как Петру, и мне Ты простри руку.] (Мф. 14, 31)

Оскверних плоти моея ризу, и окалях еже по образу, Спасе, и по подобию.

[Осквернил я одежду плоти моей и очернил в себе, Спаситель, то, что было создано по Твоему образу и подобию.]

Омрачих душевную красоту страстей сластьми, и всячески весь ум персть сотворих.

[Помрачил я красоту души страстными удовольствиями и весь ум совершенно превратил в прах.]

Раздрах ныне одежду мою первую, юже ми изтка Зиждитель изначала, и оттуду лежу наг.

[Разодрал я первую одежду мою, которую вначале соткал мне Создатель, и оттого лежу обнаженным.]

Облекохся в раздранную ризу, юже изтка ми змий советом, и стыждуся.

[Облекся я в разодранную одежду, которую соткал мне змий коварством, и стыжусь.] (Быт. 3, 21)

Слезы блудницы, Щедре, и аз предлагаю, очисти мя, Спасе, благоутробием Твоим.

[Как блудница, и я проливаю слезы, Милосердный; смилуйся надо мною, Спаситель, по благоснисхождению Твоему.] (Лк. 7, 38)

Воззрех на садовную красоту, и прельстихся умом; и оттуду лежу наг и срамляюся.

[Взглянул я на красоту дерева и прельстился в уме; оттого лежу обнаженным и стыжусь.]

Делаша на хребте моем вси начальницы страстей, продолжающе на мя беззаконие их.

[На хребте моем пахали все вожди страстей, проводя вдоль по мне беззаконие свое.] (Пс. 128, 3)

Слава, Троичен: Единаго Тя в триех Лицех, Бога всех пою, Отца и Сына и Духа Святаго.

[Воспеваю Тебя, Единого в трех Лицах, Бога всех, Отца, Сына и Святого Духа]

И ныне, Богородичен: Пречистая Богородице Дево, Едина Всепетая, моли прилежно, во еже спастися нам.

[Пречистая Богородица Дева, Ты Одна, всеми воспеваемая, усердно моли о нашем спасении.]

Песнь 3

Ирмос: На недвижимом, Христе, камени заповедей Твоих утверди мое помышление.

[На неподвижном камне заповедей Твоих, Христе, утверди мое помышление.]

Огнь от Господа иногда Господь одождив, землю содомскую прежде попали.

[Пролив дождем огонь от Господа, Господь попалил некогда землю содомлян.] (Быт. 19, 24)

На горе спасайся душе, якоже Лот оный, и в Сигор угонзай.

[Спасайся на горе, душа, как праведный Лот и спеши укрыться в Сигор.] (Быт. 19, 22-23)

Бегай запаления, о душе, бегай содомскаго горения, бегай тления Божественнаго пламене.

[Беги, душа, от пламени, беги от горящего Содома, беги от истребления Божественным огнем.]

Согреших Тебе един аз, согреших паче всех, Христе Спасе, да не презриши мене.

[Согрешил я один пред Тобою, согрешил более всех, Христос Спаситель — не презирай меня.]

Ты еси Пастырь Добрый, взыщи мене агнца, и заблуждшаго да не презриши мене.

[Ты — Пастырь Добрый, отыщи меня — агнца, и не презирай меня, заблудившегося.] (Ин. 10, 11-14)

Ты еси сладкий Иисусе, Ты еси Создателю мой, в Тебе, Спасе, оправдаюся.

[Ты — вожделенный Иисус; Ты — Создатель мой, Спаситель, Тобою я оправдаюсь]

Исповедаюся Тебе, Спасе, согреших, согреших Ти, но ослаби, остави ми, яко благоутробен.

[Исповедуюсь Тебе, Спаситель; согрешил я, согрешил пред Тобою, но отпусти, прости меня, как Милосердный.]

Слава, Троичен: О Троице Единице Боже, спаси нас от прелести, и искушений, и обстояний.

[О, Троица, Единица, Боже, спаси нас от обольщений, от искушений и опасностей.]

И ныне, Богородичен: Радуйся, Богоприятная утробо, радуйся, престоле Господень, радуйся, Мати Жизни нашея.

[Радуйся, чрево, вместившее Бога; радуйся, Престол Господень; радуйся, Матерь Жизни нашей.]

Песнь 4

Ирмос: Услыша пророк пришествие Твое, Господи, и убояся, яко хощеши от Девы родитися и человеком явитися, и глаголаше: услышах слух Твой и убояхся, слава силе Твоей, Господи.

[Услышал пророк о пришествии Твоем, Господи, и устрашился, что Тебе угодно родиться от Девы и явиться людям, и сказал: услышал я весть о Тебе и устрашился; слава силе Твоей, Господи.]

Дел Твоих да не презриши, создания Твоего да не оставиши, Правосуде. Аще и един согреших яко человек, паче всякаго человека, Человеколюбче; но имаши, яко Господь всех, власть оставляти грехи.

[Не презри творений Твоих, не оставь создания Твоего, Праведный Судия, ибо хотя я, как человек, один согрешил более всякого человека, но Ты, Человеколюбец, как Господь всего мира, имеешь власть отпускать грехи.] (Мф. 9, 6. Мк. 2, 10)

Приближается, душе, конец, приближается, и нерадиши, ни готовишися, время сокращается, востани, близ при дверех Судия есть. Яко соние, яко цвет, время жития течет: что всуе мятемся?

[Конец приближается, душа, приближается, и ты не заботишься, не готовишься; время сокращается — восстань: Судия уже близко — при дверях; время жизни проходит, как сновиденье, как цвет. Для чего мы напрасно суетимся?] (Мф. 24, 33. Мк. 13, 29. Лк. 21, 31)

Воспряни, о душе моя, деяния твоя яже соделала еси помышляй, и сия пред лице твое принеси, и капли испусти слез твоих; рцы со дерзновением деяния и помышления Христу, и оправдайся.

[Пробудись, душа моя, размысли о делах своих, которые ты сделала, представь их пред своими очами, и пролей капли слез твоих, безбоязненно открой Христу дела и помышления твои и оправдайся.]

Не бысть в житии греха, ни деяния, ни злобы, еяже аз, Спасе, не согреших, умом и словом, и произволением, и предложением, и мыслию, и деянием согрешив, яко ин никтоже когда.

[Нет в жизни ни греха, ни деяния, ни зла, в которых я не был бы виновен, Спаситель, умом, и словом, и произволением, согрешив и намерением, и мыслью, и делом так, как никто другой никогда.]

Отсюду и осужден бых, отсюду препрен бых аз окаянный от своея совести, еяже ничтоже в мире нужнейше; Судие, Избавителю мой и Ведче, пощади и избави, и спаси мя раба Твоего.

[Потому и обвиняюсь, потому и осуждаюсь я, несчастный, своею совестью, строже которой нет ничего в мире; Судия, Искупитель мой и Испытатель, пощади, избавь и спаси меня, раба Твоего.]

Лествица, юже виде древле великий в патриарсех, указание есть, душе моя, деятельнаго восхождения, разумнаго возшествия; аще хощеши убо деянием, и разумом, и зрением пожити, обновися.

[Лестница, которую в древности видел великий из патриархов, служит указанием, душа моя, на восхождение делами, на возвышение разумом; поэтому, если хочешь жить в деятельности и в разумении и созерцании, то обновляйся.] (Быт. 28, 12)

Зной дневный претерпе лишения ради патриарх, и мраз нощный понесе, на всяк день снабдения творя, пасый, труждаяйся, работаяй, да две жене сочетает.

[Патриарх по нужде терпел дневной зной и переносил ночной холод, ежедневно сокращая время, пася стада, трудясь и служа, чтобы получить себе две жены.] (Быт. 31; 7, 40)

Жены ми две разумей, деяние же и разум в зрении, Лию убо деяние, яко многочадную, Рахиль же разум, яко многотрудную; ибо кроме трудов, ни деяние, ни зрение, душе, исправится.

[Под двумя женами понимай деятельность и разумение в созерцании: под Лиею, как многочадною, — деятельность, а под Рахилью, как полученной через многие труды, — разумение, ибо без трудов, душа, ни деятельность, ни созерцание не усовершенствуются.]

Слава, Троичен: Нераздельное Существом, Неслитное Лицы богословлю Тя, Троическое Едино Божество, яко Единоцарственное и Сопрестольное, вопию Ти песнь великую, в вышних трегубо песнословимую.

[Нераздельным по существу, неслиянным по Лицам богословски исповедую Тебя, Троичное Единое Божество, Соцарственное и Сопрестольное; возглашаю Тебе великую песнь, в небесных обителях троекратно воспеваемую.] (Ис. 6, 1-3)

И ныне, Богородичен: И раждаеши, и девствуеши, и пребываеши обоюду естеством Дева, Рождейся обновляет законы естества, утроба же раждает нераждающая. Бог идеже хощет, побеждается естества чин: творит бо, елика хощет.

[И рождаешь Ты, и остаешься Девою, в обоих случаях сохраняя по естеству девство. Рожденный Тобою обновляет закон природы, а девственное чрево рождает; когда пожелает Бог, то нарушается порядок природы, ибо Он творит, что хочет.]

Песнь 5

Ирмос: От нощи утренююща, Человеколюбче, просвети, молюся, и настави и мене на повеления Твоя, и научи мя Спасе, творити волю Твою.

[От ночи бодрствующего, просвети меня, молю, Человеколюбец, путеводи меня в повелениях Твоих и научи меня, Спаситель, исполнять Твою волю.] (Пс. 62, 2; 118, 35)

В нощи житие мое преидох присно, тьма бо бысть, и глубока мне мгла, нощь греха, но яко дне сына, Спасе, покажи мя.

[Жизнь свою я постоянно проводил в ночи, ибо мраком и глубокою мглою была для меня ночь греха; но покажи меня сыном дня, Спаситель.] (Еф. 5, 8)

Рувима подражая окаянный аз, содеях беззаконный и законопреступный совет на Бога Вышняго, осквернив ложе мое, яко отчее он.

[Подобно Рувиму я, несчастный, совершил преступное и беззаконное дело пред Всевышним Богом, осквернив ложе мое, как тот — отчее.] (Быт. 35, 22; 49, 3-4)

Исповедаюся Тебе Христе Царю: согреших, согреших, яко прежде Иосифа братия продавшии, чистоты плод и целомудрия.

[Исповедаюсь Тебе, Христос-Царь: согрешил я, согрешил, как некогда братья, продавшие Иосифа, — плод чистоты и целомудрия.] (Быт. 37, 28)

От сродников праведная душа связася, продася в работу сладкий, во образ Господень; ты же вся, душе, продалася еси злыми твоими.

[Сродниками предана была душа праведная; возлюбленный продан в рабство, прообразуя Господа; ты же, душа, сама всю продала себя своим порокам.]

Иосифа праведнаго и целомудреннаго ума подражай, окаянная и неискусная душе, и не оскверняйся безсловесными стремленьми, присно беззаконнующи.

[Подражай праведному Иосифу и уму его целомудренному, несчастная и невоздержанная душа, не оскверняйся и не беззаконствуй всегда безрассудными стремлениями.]

Аще и в рове поживе иногда Иосиф, Владыко Господи, но во образ погребения и востания Твоего, аз же что Тебе когда сицевое принесу?

[Владыко Господи, Иосиф был некогда во рву, но в прообраз Твоего погребения и воскресения; принесу ли когда-либо что подобное Тебе я?]

Слава, Троичен: Тя, Троице, славим Единаго Бога: Свят, Свят, Свят еси, Отче, Сыне и Душе, Простое Существо, Единице присно покланяемая.

[Тебя, Пресвятая Троица, прославляем за Единого Бога: Свят, Свят, Свят Ты, Отец, Сын и Дух — простая Сущность, Единица вечно поклоняемая.]

И ныне, Богородичен: Из Тебе облечеся в мое смешение, нетленная, безмужная Мати Дево, Бог создавый веки, и соедини Себе человеческое естество.

[В Тебе, нетленная, не познавшая мужа Матерь-Дево, сотворивший мир Бог облекся в мой состав и соединил с Собою человеческую природу.]

Песнь 6

Ирмос: Возопих всем сердцем моим к щедрому Богу, и услыша мя от ада преисподняго, и возведе от тли живот мой.

[От всего сердца моего я воззвал к милосердному Богу, и Он услышал меня из ада преисподнего и воззвал жизнь мою от погибели.]

Слезы, Спасе, очию моею и из глубины воздыхания чисте приношу, вопиющу сердцу: Боже, согреших Ти, очисти мя.

[Искренно приношу Тебе, Спаситель, слезы очей моих и воздыхания из глубины сердца, взывающего: Боже, согрешил я пред Тобою, умилосердись надо мною.]

Уклонилася еси, душе, от Господа твоего, якоже Дафан и Авирон, но пощади, воззови из ада преисподняго, да не пропасть земная тебе покрыет.

[Уклонилась ты, душа, от Господа своего, как Дафан и Авирон, но воззови из ада преисподнего: пощади!, чтобы пропасть земная не поглотила тебя.] (Чис. 16, 32)

Яко юница, душе, разсвирепевшая, уподобилася еси Ефрему, яко серна от тенет сохрани житие, вперивши деянием ум и зрением.

[Рассвирепев, как телица, ты, душа, уподобилась Ефрему, но как серна спасай от тенет свою жизнь, окрылив ум деятельностью и созерцанием.] (Иер. 31, 18. Ос. 10, 11)

Рука нас Моисеова да уверит душе, како может Бог прокаженное житие убелити и очистити, и не отчайся сама себе, аще и прокаженна еси.

[Моисеева рука да убедит нас, душа, как Бог может убелить и очистить прокаженную жизнь, и не отчаивайся сама за себя, хотя ты и поражена проказою.] (Исх. 4, 6-7)

Слава, Троичен: Троица есмь Проста, Нераздельна, Раздельна Личне, и Единица есмь естеством соединена, Отец глаголет, и Сын, и Божественный Дух.

[Я — Троица несоставная, нераздельная, раздельная в лицах, и Единица, соединенная по существу; свидетельствует Отец, Сын и Божественный Дух.]

И ныне, Богородичен: Утроба Твоя Бога нам роди, воображена по нам; Егоже, яко Создателя всех, моли, Богородице, да молитвами Твоими оправдимся.

[Чрево Твое родило нам Бога, принявшего наш образ; Его, как Создателя всего мира, моли, Богородица, чтобы по молитвам Твоим нам оправдаться.]

Господи, помилуй (трижды). Слава, и ныне:

Кондак, глас 6:

Душе моя, душе моя, востани, что спиши? Конец приближается, и имаши смутитися; воспряни убо, да пощадит тя Христос Бог, везде сый и вся исполняяй.

[Душа моя, душа моя, восстань, что ты спишь? Конец приближается, и ты смутишься; пробудись же, чтобы пощадил тебя Христос Бог, Вездесущий и все наполняющий.]

Песнь 7

Ирмос: Согрешихом, беззаконновахом, неправдовахом пред Тобою, ниже соблюдохом, ниже сотворихом, якоже заповедал еси нам; но не предаждь нас до конца, отцев Боже.

[Мы согрешили, жили беззаконно, неправо поступали пред Тобою, не сохранили, не исполнили, что Ты заповедал нам; но не оставь нас до конца, Боже отцов.] (Дан. 9, 5-6)

Согреших, беззаконновах и отвергох заповедь Твою, яко во гресех произведохся, и приложих язвам струпы себе; но Сам мя помилуй, яко благоутробен, отцев Боже.

[Я согрешил, жил в беззакониях и нарушил заповедь Твою, ибо я рожден в грехах и к язвам своим приложил еще раны, но Сам Ты помилуй меня, как Милосердный Боже отцов.]

Тайная сердца моего исповедах Тебе, Судии моему, виждь мое смирение, виждь и скорбь мою, и вонми суду моему ныне, и Сам мя помилуй, яко благоутробен, отцев Боже.

[Тайны сердца моего я открыл пред Тобою, Судьей моим; воззри на смирение мое, воззри и на скорбь мою, обрати внимание на мое ныне осуждение и Сам помилуй меня, как Милосердный, Боже отцов.] (Пс. 37, 19; 24, 18; 34, 23)

Саул иногда, яко погуби отца своего, душе, ослята, внезапу царство обрете к прослутию; но блюди, не забывай себе, скотския похоти твоя произволивши паче Царства Христова.

[Саул, некогда потеряв ослиц своего отца, неожиданно с известием о них получил царство; душа, не забывайся, предпочитая свои скотские стремления Христову Царству.] (1 Цар. 9, 1-27; 10, 1)

Давид иногда Богоотец, аще и согреши сугубо, душе моя, стрелою убо устрелен быв прелюбодейства, копием же пленен быв убийства томлением; но ты сама тяжчайшими делы недугуеши, самохотными стремленьми.

[Если богоотец Давид некогда и вдвойне согрешил, будучи уязвлен стрелою прелюбодеяния, сражен был копьем мщения за убийства; но ты, душа моя, сама страдаешь более тяжко, нежели этими делами, произвольными стремлениями.] (2 Цар. 11, 14-15)

Совокупи убо Давид иногда беззаконию беззаконие, убийству же любодейство растворив, покаяние сугубое показа абие; но сама ты, лукавнейшая душе, соделала еси, не покаявшися Богу.

[Давид некогда присовокупил беззаконие к беззаконию, ибо с убийством соединил прелюбодеяние, но скоро принес и усиленное покаяние, а ты, коварнейшая душа, совершив бОльшие грехи, не раскаялась пред Богом.]

Давид иногда вообрази, списав яко на иконе песнь, еюже деяние обличает, еже содея, зовый: помилуй мя, Тебе бо Единому согреших всех Богу, Сам очисти мя.

[Давид некогда, изображая как бы на картине, начертал песнь, которой обличает совершенный им проступок, взывая: помилуй мя, ибо согрешил я пред Тобою, Одним, Богом всех; Сам очисти меня.] (Пс. 50, 3-6)

Слава, Троичен: Троице Простая, Нераздельная, Единосущная и Естество Едино, Светове и Свет, и Свята Три, и Едино Свято поется Бог Троица; но воспой, прослави Живот и Животы, душе, всех Бога.

[Троица простая, нераздельная, единосущная, и одно Божество, Светы и Свет, три Святы и одно лицо Свято, Бог-Троица, воспеваемая в песнопениях; воспой же и ты, душа, прославь Жизнь и Жизни — Бога всех.]

И ныне, Богородичен: Поем Тя, благословим Тя, покланяемся Ти, Богородительнице, яко Нераздельныя Троицы породила еси Единаго Христа Бога, и Сама отверзла еси нам, сущим на земли, Небесная.

[Воспеваем Тебя, благословляем Тебя, поклоняемся Тебе, Богородительница, ибо Ты родила Одного из Нераздельной Троицы, Христа Бога, и Сама открыла для нас, живущих на земле, небесные обители.]

Песнь 8

Ирмос: Егоже воинства небесная славят, и трепещут Херувими и Серафими, всяко дыхание и тварь, пойте, благословите и превозносите во вся веки.

[Кого прославляют воинства небесные и пред Кем трепещут Херувимы и Серафимы, Того, все существа и творения, воспевайте, благословляйте и превозносите во все века.]

Согрешивша, Спасе, помилуй, воздвигни мой ум ко обращению, приими мя кающагося, ущедри вопиюща: согреших Ти, спаси, беззаконновах, помилуй мя.

[Помилуй меня, грешника, Спаситель, пробуди мой ум к обращению, приими кающегося, умилосердись над взывающим: я согрешил пред Тобою, спаси; я жил в беззакониях, помилуй меня.]

Колесничник Илиа колесницею добродетелей вшед, яко на небеса, ношашеся превыше иногда от земных; сего убо, душе моя, восход помышляй.

[Везомый на колеснице Илия, взойдя на колесницу добродетелей, некогда вознесся как бы на небеса, превыше всего земного; помышляй, душа моя, об его восходе.] (4 Цар. 2, 11)

Елиссей иногда прием милоть Илиину, прият сугубую благодать от Бога; ты же, о душе моя, сея не причастилася еси благодати за невоздержание.

[Некогда Елисей, приняв милоть (плащ) Илии, получил сугубую благодать от Господа; но ты, душа моя, не получила этой благодати за невоздержание.] (4 Цар. 2, 9, 12-13)

Иорданова струя первее милотию Илииною Елиссеем ста сюду и сюду; ты же, о душе моя, сея не причастилася еси благодати за невоздержание.

[Елисея милотию Илии некогда разделил поток Иордана на ту и другую сторону; но ты, душа моя, не получила этой благодати за невоздержание.] (4 Цар. 2, 14)

Соманитида иногда праведнаго учреди о душе, нравом благим; ты же не ввела еси в дом ни странна, ни путника. Темже чертога изринешися вон, рыдающи.

[Соманитянка некогда угостила праведника с добрым усердием; а ты, душа, не приняла в свой дом ни странника, ни пришельца; за то будешь извержена вон из брачного чертога с рыданием.] (4 Цар. 4, 8)

Гиезиев подражала еси окаянная разум скверный всегда, душе, егоже сребролюбие отложи поне на старость; бегай геенскаго огня, отступивши злых твоих.

[Ты, несчастная душа, непрестанно подражала нечистому нраву Гиезия; хотя в старости отвергни его сребролюбие и, оставив свои злодеяния, избегни огня геенского.] (4 Цар. 5, 20-27)

Слава, Троичен: Безначальне Отче, Сыне Собезначальне, Утешителю Благий, Душе Правый, Слова Божия Родителю, Отца Безначальна Слове, Душе Живый и Зиждяй, Троице Единице, помилуй мя.

[Безначальный Отче, Собезначальный Сын, Утешитель Благий, Дух Правый, Родитель Слова Божия, Безначальное Слово Отца, Дух, Животворящий и Созидающий, Троица Единая, помилуй меня.]

И ныне, Богородичен: Яко от оброщения червленицы Пречистая, умная багряница Еммануилева внутрь во чреве Твоем плоть исткася. Темже Богородицу воистинну Тя почитаем.

[Мысленная порфира — плоть Еммануила соткалась внутри Твоего чрева, Пречистая, как бы из вещества пурпурного; потому мы почитаем Тебя, Истинную Богородицу.]

Песнь 9

Ирмос: Безсеменнаго зачатия рождество несказанное, Матере безмужныя нетленен Плод, Божие бо Рождение обновляет естества. Темже Тя вси роди, яко Богоневестную Матерь, православно величаем.

[Рождество от бессеменного зачатия неизъяснимо, безмужной Матери нетленен Плод, ибо рождение Бога обновляет природу. Поэтому Тебя, как Богоневесту-Матерь мы, все роды, православно величаем.]

Ум острупися, тело оболезнися, недугует дух, слово изнеможе, житие умертвися, конец при дверех. Темже, моя окаянная душе, что сотвориши, егда приидет Судия испытати твоя?

[Ум изранился, тело расслабилось, дух болезнует, слово потеряло силу, жизнь замерла, конец при дверях. Что же сделаешь ты, несчастная душа, когда придет Судия исследовать дела твои?]

Моисеово приведох ти, душе, миробытие, и от того все Заветное Писание, поведающее тебе праведныя и неправедныя; от нихже вторыя, о душе, подражала еси, а не первыя, в Бога согрешивши.

[Я воспроизвел пред тобою, душа, сказание Моисея о бытии мира и затем все Заветное Писание, повествующее о праведных и неправедных; из них ты, душа, подражала последним, а не первым, согрешая пред Богом.]

Закон изнеможе, празднует Евангелие, Писание же все в тебе небрежено бысть, пророцы изнемогоша и все праведное слово; струпи твои, о душе, умножишася, не сущу врачу, исцеляющему тя.

[Ослабел закон, не воздействует Евангелие, пренебрежено все Писание тобою, пророки и всякое слово праведника потеряли силу; язвы твои, душа, умножились, без Врача, исцеляющего тебя.]

Новаго привожду ти Писания указания, вводящая тя, душе, ко умилению; праведным убо поревнуй, грешных же отвращайся и умилостиви Христа молитвами же и пощеньми, и чистотою, и говением.

[Из Новозаветного Писания привожу тебе примеры, душа, возбуждающие в тебе умиление; так подражай праведным и отвращайся примера грешных и умилостивляй Христа молитвою, постом, чистотою и непорочностью.]

Христос вочеловечися, призвав к покаянию разбойники и блудницы; душе, покайся, дверь отверзеся Царствия уже, и предвосхищают е фарисее и мытари и прелюбодеи кающиися.

[Христос, сделавшись человеком, призвал к покаянию разбойников и блудниц; покайся, душа, дверь Царства уже открылась, и прежде тебя входят в нее кающиеся фарисеи, мытари и прелюбодеи.] (Мф. 11, 12; 21, 31. Лк. 16, 16)

Христос вочеловечися, плоти приобщився ми и вся елика суть естества хотением исполни, греха кроме, подобие тебе, о душе, и образ предпоказуя Своего снисхождения.

[Христос, сделался человеком, приобщившись ко мне плотию, и добровольно испытал все, что свойственно природе, за исключением греха, показывая тебе, душа, пример и образец Своего снисхождения.]

Христос волхвы спасе, пастыри созва, младенец множества показа мученики, старцы прослави и старыя вдовицы, ихже не поревновала еси, душе, ни деянием, ни житию, но горе тебе внегда будеши судитися.

[Христос спас волхвов, призвал к Себе пастухов, множество младенцев сделал мучениками, прославил старца и престарелую вдовицу; их деяниям и жизни ты не подражала, душа, но горе тебе, когда будешь судима!] (Мф. 2, 1, 16. Лк. 2, 4-8 и след.; 2, 25-26 и след.; 2, 36-38)

Постився Господь дний четыредесять в пустыни, последи взалка, показуя человеческое; душе, да не разленишися, аще тебе приложится враг, молитвою же и постом от ног твоих да отразится.

[Господь, постившись сорок дней в пустыне, наконец взалкал, обнаруживая в Себе человеческую природу. Не унывай, душа, если враг устремится на тебя, но да отразится он от ног твоих молитвами и постом.] (Исх. 34, 28. Мф. 4, 2. Лк. 4, 2. Мк. 1, 13)

Слава, Троичен: Отца прославим, Сына превознесем, Божественному Духу верно поклонимся, Троице Нераздельней, Единице по существу, яко Свету, и Светом, и Животу, и Животом, животворящему и просвещающему концы.

[Прославим Отца, превознесем Сына, с верою поклонимся Божественному Духу, Нераздельной Троице, Единой по существу, как Свету и Светам, Жизни и Жизням, животворящему и просвещающему пределы вселенной.]

И ныне, Богородичен: Град Твой сохраняй, Богородительнице Пречистая, в Тебе бо сей верно царствуяй, в Тебе и утверждается, и Тобою побеждаяй, побеждает всякое искушение, и пленяет ратники, и проходит послушание.

[Сохраняй град Свой, Пречистая Богородительница. Под Твоею защитою он царствует с верою, и от Тебя получает крепость, и при Твоем содействии неотразимо побеждает всякое бедствие, берет в плен врагов и держит их в подчинении.]

Припев: Преподобне отче Андрее, моли Бога о нас.

Андрее честный и отче треблаженнейший, пастырю Критский, не престай моляся о воспевающих тя: да избавимся вси гнева и скорби, и тления, и прегрешений безмерных, чтущии твою память верно.

[Андрей досточтимый, отец преблаженный, пастырь Критский, не переставай молиться за воспевающих тебя, чтобы избавиться от гнева, скорби, погибели и бесчисленных прегрешений нам всем, искренно почитающим память твою.]

Настроимся на особый режим

«Великий пост — это время радости, время, когда мы можем ожить, когда мы отряхиваем с себя все, что в нас обветшало и омертвело, для того чтобы обрести способность жить — жить со всей глубиной и интенсивностью, к которым мы призваны», — слова митрополита Антония Сурожского как нельзя лучше раскрывают сущность периода Святой Четыредесятницы и Страстной седмицы. Архипастырские советы нижегородцам по поводу организации великопостного периода дает епископ Выксунский и Павловский Варнава.

Как правильно подготовить себя к Великому посту, настроиться?

— Я бы обратил внимание на духовную природу человека. Пост — время сугубого покаяния, а значит, усиленного стремления к изменению себя. Мало увидеть свои грехи (хоть и это непросто из-за самооправдания), важно еще прийти в осознание и чувство того, что своими усилиями без помощи Спасителя спастись от убивающих нас страстей мы не можем. И далее прикладываем ум, сердце, волю, тело к тем средствам спасения, что предлагает Мать наша Церковь во время Святой Четыредесятницы. Средства эти — воздержание, молитва, бдение, духовное чтение, более частая исповедь и причащение Святых Христовых Таин — должны привести нас к исцелению от мучащих нас страстей и соединению с нашей Радостью — с Богом.

В чем смысл богослужения в Прощеное воскресенье? Почему мы просим прощения в храме у людей, с которыми даже незнакомы?

— Во-первых, не со всеми в храме мы незнакомы, если, конечно, не в командировке находимся. С кем-то все же знакомы, если больше одного раза в храм зашли. Во-вторых, нам предоставлена возможность еще и принять прощение от других, почему бы не оказать великодушие? В-третьих, в этот день мы поддерживаем духовный закон, отраженный в древней традиции Церкви: Бог не примет нашего покаяния, пока в душе не водворится мир с ближними и дальними нашими.

В Великий пост — множество богослужений, и прийти на каждое просто нет возможности. На каких богослужениях быть необходимо?

— На тех, которые в течение года уже не повторятся и поэтому особенно ценны. Это вечерние богослужения первой седмицы (недели) поста с понедельника по четверг, когда читается Великий покаянный канон Андрея Критского, и седмицы, называемой Страстной, когда мы вспоминаем последние дни земной жизни Спасителя нашего Иисуса Христа.

Можно ли читать покаянный канон Андрея Критского дома, если не получается четыре вечера подряд быть в храме? Можно ли читать этот канон дома в другие дни?

— Да, конечно, потому что этот канон помогает формированию покаянного самовоззрения и изобилует примерами и образами покаяния из Священного Писания и Предания Церкви.

В какие дни недели, кроме воскресенья, причащают в Великий пост?

— Богослужебный устав Великого поста имеет ту особенность, что литургии служатся не каждый день. В будние дни (среду и пятницу) совершаются литургии Преждеосвященных Даров, на которых, ввиду особенности освящения Святых Даров, не причащают младенцев. Кроме воскресных дней, «полные» литургии служатся еще и по субботам.

Есть стремление причащаться постом как можно чаще, но возникают затруднения с исповедью: получается, что каешься в одних и тех же грехах, и появляется ощущение формальности. Как быть?

— Ощущение формальности на исповеди появляется от формального отношения к покаянию. Если время от исповеди к исповеди наполнено борьбой с грехом, то исповедь будет горячей и живой, вне зависимости от того, сколько прошло времени.

Обязательно ли в Великий пост прочесть всю Библию? Что из Священного Писания обязательно к прочтению в это время?

— Всю Библию хоть когда-нибудь и хотя бы один раз прочитать было бы полезно каждому культурному человеку. На Страстной седмице по традиции прочитывают всех четырех Евангелистов, внимательнее и чаще читают последние главы, где повествуется о страданиях Христа ради нашего спасения.

Можно ли в эти дни читать художественную литературу, смотреть фильмы? Если да, то существуют ли ограничения? Можно ли ходить в театр, общаться в социальных сетях?

— Если перечисленное не связано с профессиональной деятельностью и насущной необходимостью, лучше воздержаться по причине опасности расстройства духовного инструмента — нашего сердца, которое может потерять чистоту восприятия духовной реальности. Это равнозначно тому, как если бы воин оставил пост и пошел за мороженым или повесил автомат на плечо и покинул поле боя в разгар сражения. «Всему свое время под солнцем». Пост — время подвига и духовного сражения.

Можно ли заниматься шейпингом или, например, восточными танцами — не для веселья, а с целью поддержания физической формы?

— Для поддержания физической формы очень хорошо делать много земных поклонов и совершать пробежки к местам, где есть люди, нуждающиеся в нашей помощи.

Какие вообще действия нежелательно совершать в период Великого поста?

— Постом не совершаются церковные браки, желательно отказаться от путешествий, так как трудно держать пост в условиях дороги, стараться избегать всех развлечений, ссор. Словом, всего того, что может увести от главной цели поста — воздержании от зла и соединении с Добром.

В чем смысл семинедельного брачного воздержания?

— В том же, в чем смысл воздержания вообще: воспитывать и закалять дух, учиться терпению и самоограничению, без которых невозможно победить страсти.

Как пережить Великий пост, когда рядом молодая красивая жена (муж)?

— Если рядом красивый супруг, будет хорошо, любуясь его (ее) красотой, мысленно вознестись умом к Богу, создавшего и подарившему вам такую красоту, затем вместе помолиться, попросить друг у друга прощения, пожелать спокойной ночи и идти спать в другую комнату.

Если ребенок зачат во время поста, насколько велик риск того, что он родится больным?

— Все в руках Божиих. Многое зависит от различных обстоятельств и факторов. Лучше не рисковать, все же не Родину защищаем, когда риск является делом благородным.

Как быть, если день свадьбы назначен на 26 марта текущего года?

— Дождаться окончания поста, и перенести день свадьбы на время, в которое радость от общения супругов будет не только уместна, но и благословляема Богом.

В этом году Пасха — 1 мая. Допустимо ли после ночного богослужения, после причащения Святых Христовых Таин участие в первомайском шествии со своим трудовым коллективом?

— После ночной службы обычно спят до полудня, когда уже заканчиваются все шествия. Но если у вас много жизненной энергии и пасхальной радости, можно разделить ее и с коллегами по работе. Хотя, мне кажется, первомайское шествие и соответствующие ассоциации, связанные с прошлым, будут несколько диссонировать с духовным ликованием, царящим на крестных ходах в эти дни.

Каждый год после Пасхи наступает чувство опустошенности, пропадает обретенный в Великий пост душевный подъем. Хочется сохранить его как можно дольше, но как?

— Для современных людей это большая проблема и великое искусство. Оно сродни балету, который хотя и прекрасен, но не каждому по плечу. Думается, что нужно исправлять помысл, который говорит нам, что в пост «ничего нельзя» и нужно терпеть, ну, а после Пасхи «все можно». Грешить никогда «не можно», и умеренность в радостях дозволенных необходимо соблюдать, не опустошая всю посуду, в которую «с горкой» накладывают вкусную еду. Пасха — это не праздник плоти, но Духа, радующегося о Воскресшем Христе.

Пресс-служба Выксунской епархии

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]