- Что такое праздничный намаз
- Дни совершения двух праздничных намазов
- Когда совершается праздничная молитва?
- Коран о праздничных молитвах
- Традиции праздников
- Место совершения
- Особенности дней праздника и действия до и после праздничного намаза Завтрак в праздничные дни
- Желательные и обязательные действия перед праздничным намазом
- Произнесение такбиров
- Из скольких ракятов состоит праздничный намаз?
Праздничный намаз или ид-намаз, салят уль-ид – это молитва, которую мусульмане совершают в дни основных мусульманских праздников, то есть в дни Ураза-барам и Курбан-байрам. Эти два праздника также называют Идейн. Такая молитва также называется «ид намаз», поскольку слово «ид» ведет свое происхождение от слова «ауд», которое в переводе означает «возобновление» или «возвращение». Связывает эти два понятия тот факт, что мусульмане радуются наступлению праздников, и каждый год в эти дни радость возвращается в их дома.
Ид намаз совершают все мусульмане мира, но по требованиям разных мазхабов выполнение такой молитвы может быть как обязательным, так и желательным. Ханафиты требуют обязательное соблюдение праздничной молитвы как ваджиб, то есть обязательное действие, а представители шафиитского и маликитского мазхабов читают, что совершение такой молитвы – это сунна-муакадда. Ханбалиты же придерживаются мнения, что совершение молитвы в праздник – это фард.
Когда совершается праздничная молитва?
Совершение праздничного намаза следует начинать через полчаса после того, как взойдет солнце: с этого момента принято читать намаз духа – это период от того момента, когда солнце поднимается на высоту копья, он наступает после восхода солнца через десять-пятнадцать минут, а заканчивается время для праздничного намаза тогда, как начинается зухр намаз.
В хадисе, переданном Абу Даудом и Ахмадом, приводится случай, когда Пророку Мухаммаду ﷺ всадники, вернувшиеся из поездки, сообщили, что увидели в небе молодой серп месяца, и тогда Посланник Аллаха ﷺ сказал мусульманам, чтобы они начали разговение, а после сказал, чтобы утром мусульмане собрались всем вместе, чтобы совершить коллективную молитву.
Салават, читаемый после двух ракаатов в намазе-таравих:
اللَّهُمّ َ صَلِّ عَـلَى سَيِّدِنَا مُحَمَّد وَعَـلَى آلِ سَيِّدِنَا مُحَمَّد بـِعَـدَدِ كُلِّ دَاءٍ وَدَوَاءٍ وَ بَارِكْ وَسَلِّمْ عَـلَيْهِ وَعَلَيْهـِمْ كَثِيرًا
Аллаhумма салли ‘аля саййидина Мухаммад ва ‘аля али саййидина Мухаммад би’адади кулли даин ва даваин ва барик ва саллим ‘аляйhи ва ‘аляйhим касира.
Коран о праздничных молитвах
Как сказано Всевышним Аллахом в суре «Высочайший» Священной Книги Коран: «преуспел тот, кто очистился, поминал имя Господа своего и совершал намазы». Всевышний Аллах велит в Коране мусульманам ради Всевышнего совершать намаз и закалывать жертву.
По мнению ряда ученых богословов, в суре «Высочайший» Священной Книги Коран сказано именно о празднике Ид-аль-фитр, и слова «преуспел, кто очистился» сказано о выплате закята, под поминовением имеется в виду возвеличивание Всевышнего Аллаха в ночь накануне праздника Ид аль-фитр, а под совершением намаза подразумевается совершение праздничного намаза.
В суре Корана «Обильный» сказано, по мнению мусульманских учёных, о празднике Ид аль-адха, там также есть слова о совершении намаза ради Всевышнего, что подразумевает ид-намаз, и есть слова о закалывании жертвы, что указывает на праздничное жертвоприношение.
Традиции праздников
праздничный намаз в Москве
После переселения Пророка Мухаммада ﷺ в Медину из Мекки ансары стали праздновать в течение года только два праздника, которые перешли к ним еще из периода джахилии. Всевышний Аллаха сменил эти праздники на Ид аль фитр и Ид аль адха, и эти праздники стали олицетворять окончание хаджа и поста в месяц Рамадан, и эти праздники являются не только двумя великими видами поклонения Всевышнему Аллаху, но входят в два столпа ислама.
Приводится случай, когда по прибытии в Медину Пророка Мухаммада ﷺ жители Медины веселились и развлекались в течение двух дней, и Посланник Аллаха ﷺ поведал им о том, что вместо этих двух дней Всевышний Аллах даровал людям Праздник разговения и Праздник жертвоприношения, Ураза-байрам и Куран-байрам.
Место совершения
Совершают ид-намаз в таком же месте, в каком совершал его Пророк Мухаммад ﷺ – открытом, ведь упоминается в хадисах, переданных в сборниках Бухари и Муслима, что Пророк Мухаммад ﷺ в Праздник Разговения Ураза-байрам и в Праздник Жертвоприношения Курбан-байрам сначала шел на специальное место для совершения молитвы, а потом поворачивался лицом к сидящим за его спиной рядами мусульманам и начинал читать им проповедь, а затем разъяснял интересующие их вопросы и давал необходимые указания. Упоминается также, что это место, в котором совершал молитву Пророк Мухаммад ﷺ, располагалось не в городе: Посланник Аллаха ﷺ вместе с мусульманами направлялся за город, располагался на открытом месте, и такой выбор места подчеркивал праздничную атмосферу этого дня.
В праздновании Ураза-байрам и Дня Жертвоприношения принимали участие мусульмане всех возрастов, как мужчины, так и женщины, дети и старики. Праздничные молитвы в дни Ид аль фитр и Ид аль адха совершали коллективно на открытом месте, и такие молитвы являются своеобразными символами единения мусульман, показывая силу единства ислама.
Праведные халифы Абу Бакр, Умар, Усман и Али также совершали ид-намаз в дни Ураза байрам и Курбан байрам вместе с народом на открытом месте. По мнению ряда ученых, молитву в праздники предпочтительнее совершать в мечети, если нет возможности выйти на открытое место, поскольку оно располагается очень далеко или препятствует тому плохая дождливая погода. В период правления халифа Усмана жители Медины, если праздничный день выдавался дождливым, совершали такую коллективную молитву в мечети.
В праздничной молитве принимают участие все мусульмане общины. Передается со слов Умм Атыйа, что в дни этих праздников следовало выходить на улицу всем мусульманам, и даже те девушки, которые были не замужем, а также те женщины, у кого как раз в этот день шли месячные, тоже приходили к месту совершения праздничной молитвы, хотя и вставали позади всех молящихся, но также произносили такбир и обращались к Всевышнему Аллаху с молитвой.
Что означает молитва тарауих (теравих)?
Шейх ‘Убайдуллах аль-Мубаракфури писал: “Знай, что и тарауих, и къияму Рамадан (выстаивание ночных молитв в Рамадане), и Къияму-ллейль (ночная молитва), и тахаджуд – это все название одной и той же молитвы. И тахаджуд в Рамадан – это и есть тарауих, поскольку не передается ничего от пророка (мир ему и благословение Аллаха), ни достоверного, ни слабого, чтобы он совершал в Рамадан две молитвы, одна из которых тарауих, а другая тахаджуд. И тахаджуд не в Рамадан – это то, что в Рамадан именуется тарауихом”. См. “Мир’атуль-мафатих” 2/224.
Становится ясно, что молитва Теравих в Рамадан — это та же ночная молитва не в Рамадан. Разница лишь в том, что её лучше совершать джамаатом (групповую), чем в одиночку, на что приведем доводы ниже, ин ша Аллах.
Сколько ракаатов в Таравих-намазе?
Ученые разногласили в вопросе количества ракаатов в этой молитве. Высказывались мнения, что теравих включает в себя 8 рак’атов, 11, 13, 20, 21, 24, 28, 36, 38, 41, 47 рак’атов. Также среди этих мнений то, что ночная молитва будь то в Рамадан или в любое другое время не имеет каких-либо ограничений, и человек может совершать столько рак’атов, сколько пожелает. См. “аль-Ихтиярат”, “Маджму’уль-фатауа” 22/272-273, “Иршад ас-сари” 3/423, “Фатхуль-Бари” 4/204, «‘Умдатуль-Къари» 5/356.
Наиболее сильным мнением является то, что передано от матери праворерных Аиши, да будет доволен ею Аллах. Сообщается, что на вопрос: «Как молился посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) в ночи Рамадана?», — ‘Аиша ответила: “Ни во время Рамадана, ни в другие месяцы посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) не совершал по ночам молитв более чем в одиннадцать рак’атов”. аль-Бухари 1147, Муслим 738.
Имам Малик говорил: “То, на чем ‘Умар ибн аль-Хаттаб собрал людей, наиболее любимо мне, и это было одиннадцать рак’атов, и это была молитва посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха)”. Его спросили: “Одиннадцать рак’атов с уитром?” Он сказал: “Да, но и тринадцать близко к правильному”. Затем сказал: “И я не знаю, откуда люди взяли эти многочисленные поясные поклоны!” См. “аль-Масабих фи саляти-ттарауих” 2/77, “Танкъиду-ссадид би рисаляти иджтихад уа-ттакълид” 266-268.
Лучше совершать ночную молитву в Рамадан (Рамазан) в одиночку, дома или в мечети с джамаатом?
Передал Зайд ибн Сабит, что однажды пророк (мир ему и благословение Аллаха) во время Рамадана установил в мечети палатку, в которой он совершал по ночам молитву. И после этого люди стали собираться возле него, совершая за ним молитву. Затем в одну из ночей они перестали слышать его голос, и подумали, что он спит и стали шуметь, чтобы он вышел к ним. Тогда пророк (мир ему и благословение Аллаха) вышел к ним и сказал:«Что с вами, почему вы не перестаете делать то, что я вижу? Ведь я опасаюсь, что эта молитва будет вменена вам в обязанность. А если она станет для вас обязательной, то вы не сможете ее совершать! Молитесь, о люди, в своих домах! Поистине, наилучшая молитва человека – это молитва в его доме, не считая обязательной!» ан-Насаи 1599. Хадис достоверный, а его основа приводится и у аль-Бухари.
Также пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Добровольная молитва человека, совершенная там, где его не видят люди, превосходит молитву, совершенную на людях, в двадцать пять раз!» Абу Я’ля, ад-Дайлями. Достоверность хадиса подтвердили хафиз аль-Мунзири и шейх аль-Альбани. См. «Сахих аль-джами’» 3821.
В то же время, большинство учёных опирались на понимание Умара ибн аль-Хаттаба, да будет доволен им Аллах, который, во времена его халифата, велел совершать теравих в мечети за одним имамом. И это не было нечто новым. Люди совершали групповую молитву за Посланником Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, и Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, беспокоясь, что групповая молитва теравих в Рамадан станет для его уммы обязательной, велел делать её дома. Однако после того, как Аллах забрал его к Себе, положение обязательности спадало и у совершения ночного намаза в месяц Рамадан в джамаате оставался хукм (положение) желательного, но никак не обязательно. Доводы на это:
От Мухаммада, посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, передаётся: «Поистине, человек, совершавший молитвы вместе с имамом, до тех пор, пока он не ушел, подобен тому, кто выстаивал в молитве всю ночь». Абу Дауд 1375, ан-Насаи 1364. Достоверность хадиса подтвердили Абу ‘Иса ат-Тирмизи, Ибн Хузайма, Ибн Хиббан и аль-Альбани.
Абу Дауд рассказывал: “Я слышал, как спросили имама Ахмада: “Ты предпочитаешь, чтобы человек молится с людьми во время Рамадана или чтобы он молится один?” Он ответил: “Молился с людьми”. Он также сказал: “Я бы предпочел, чтобы человек выстаивал ночную молитву с имамом и совершал Уитр также с имамом, ведь пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:«Поистине, человек, совершавший все молитвы вместе с имамом, до тех пор, пока он не ушел, подобен тому, кто выстаивал в молитве всю ночь»”. См. “аль-Масаиль Абу Дауд” 62.
Более того, имам Ахмад считал, что совершать молитву тарауих в джама’ате в мечети в первую часть ночи лучше, чем совершать ее одному дома в третью часть ночи. И это мнение выбрал также шейх аль-Альбани.
Однако нет никаких сомнений в том, что предпочитающий совершение молитвы тарауих у себя дома не заслуживает никаких упреков и порицаний, тем более доводы этой стороны очень сильные.
Мусульманину также следует учитывать свое состояние, где он будет смиреннее и сосредоточеннее совершать тарауих – один дома или же в мечети с джама’атом мусульман. Прекрасное наставление сделал Хасан аль-Басри, когда его спросили: «О Абу Са’ид, наступил Рамадан, так где ты посоветуешь мне совершать молитву, одному или же с джама’атом мусульман?» Он ответил:“Поистине, ты человек, который вправе выбрать это для себя сам! Посмотри на оба варианта и следуй тому, к чему склоняется твое сердце, и где лучше ты сможешь выстаивать молитву!” Ибн Наср в “Къияму-ллейль” 231.
Полезно знать: как проводить ночь Предопределения (Могущества) в Рамазан
Что делать, если имам в мечете делает теравих-намаз в 20, 21 и более ракаатов (т.е. более 11)
Количество ракаатов в ночной молитве в Рамадан — это вопрос правовой (фикха). И у каждого мазхаба есть доводы на правомочность того или иного количества. Ниже мы приведем ссылку на более подробное исследование, но для внесения понимания, приведем несколько доводов на правомочность увеличения количества ракаатов ночной молитвы, на что указывали многие учёные:
Однажды Курайб сообщил Ибн ‘Аббасу о том, что Му’ауия совершил ночную молитву (‘иша), а затем совершил уитр в один рак’ат, который он не увеличил. Тогда Ибн ‘Аббас сказал: “Он сделал правильно, о сынок! Нет из нас более знающего, чем Му’ауия. Уитр можно делать и в один рак’ат, и в пять, и в семь и больше этого. Уитр можно совершить, сколько желаешь!” ‘Абдур-Раззакъ 4641, аль-Байхакъи 4572. Иснад достоверный, и основа этого сообщения приводится и у аль-Бухари 3784.
Также пророк (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Поистине, самая любимая молитва для Аллаха – это молитва пророка Дауда, мир ему, который спал половину ночи, молился ее треть, а затем спал шестую часть ночи». аль-Бухари 3238, Муслим 1159.
Также посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) однажды сказал: «Поистине, ‘Абдуллах (Ибн ‘Умар) – праведный человек, но если бы он совершал побольше молитв по ночам!»Передавший этот хадис аз-Зухри сказал: “И после это ‘Абдуллах стал совершать много молитв по ночам”. аль-Бухари 7030.
А сам Ибн ‘Умар говорил: “Я совершаю молитву так, как совершали ее сподвижники! И я не запрещаю никому совершать по ночам и дням молитву сколько он желает, кроме периода восхода солнца и захода”. аль-Бухари 589.
Этого мнения, что ночная молитва не имеет ограничений, придерживались многие саляфы, включая и сподвижников, а некоторые имамы вообще передали единогласное мнение относительно этого вопроса:
Хафиз Ибн ‘Абдуль-Барр сказал: “Единогласны ученые в том, что нет никаких ограничений и конкретизаций в ночной молитве, и что это добровольная молитва. И тот, кто желает, пусть затягивает стояние (чтением) и уменьшает число рак’атов, а кто желает, пусть увеличивает число земных и поясных поклонов!” См. “аль-Истизкар” 5/244.
Къады ‘Ийяд сказал: “Нет разногласия среди ученых, что у ночной молитвы нет ограничений, которое нельзя превышать или же уменьшать. Ночная молитва из числа таких благодеяний, которое если увеличиваешь, увеличивается награда. А что касается разногласия, то оно было именно в том, как совершал ночную молитву пророк (мир ему и благословение Аллаха) и что он выбрал для себя”. См. “Шарх Сахих Муслим” 6/19.
Хафиз аль-‘Иракъи сказал: “Сошлись все ученые на том, что у ночной молитвы нет ограничения!” См. “Тарх ат-тасриб” 3/50.
Замечание
Многие в наше время, взяв мнение, что правильным является совершения Таравих-намаза в 11 ракаатов, обвиняют тех, кто совершает большее количество ракаатов в нововведении. Как мы видим из доводов выше и слов с поступками больших учёных первых поколений, были такие, кто считал дозволенным увеличение количества раакатов в этой молитве. И с учётом достоверного хадиса «Поистине, человек, совершавший молитвы вместе с имамом, до тех пор, пока он не ушел, подобен тому, кто выстаивал в молитве всю ночь». (Абу Дауд 1375, ан-Насаи 1364), хочется посоветовать братьям и сестрам не быть смутьянами, тяжесть греха за это месяц Рамадан может быть больше, чем в другой месяц. Выберите для себя из дозволенного:
- или делайте намаз теравих за имам в мечети столько ракаатов, сколько он будет делать в соответствии с мазхабом и получите награду выстаивания всей ночи;
- или найдите мечеть, где делают 11 ракаатов;
- или делайте намаз 11 ракаатов у себя дома в одиночку (как повелел Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, и как, например, делал ибн Умар, о чем рассказывал Нафи’ (Ибн Абу Шейба 2/166, иснад достоверный);
- или делайте намаз таравих дома, с семьёй. Довод: Джабир рассказывал: “Однажды Убай ибн Ка’б пришел к пророку (мир ему и благословение Аллаха) и сказал: “О посланник Аллаха, поистине, они требуют от меня выделить им какую-либо ночь Рамадана!” Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «О чем ты, о Убай?» Он ответил: “Женщины моего дома, они говорят: “Поистине, мы не читаем Коран, можем ли мы помолиться с тобой?” Убай сказал: «И я совершил с ними восемь рак’атов и уитр»”. Абу Я’ля 1801, Ибн Наср 1/91. Хафиз аль-Хайсами, шейх аль-Мубаракфури и шейх аль-Альбани подтвердили достоверность хадиса.
Например, в заповедной мечети в Мекке и в мечети Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, в Медине также совершается более 20 ракаатов в молитве таравих. Неужели и там вы встали бы после 8 ракаатов и ушли?
Поэтому, проявите мудрость и поступите так, как советовал аль-Хасан аль-Басри, да помилует его Аллах: “Поистине, ты человек, который вправе выбрать это для себя сам! Посмотри на оба варианта и следуй тому, к чему склоняется твое сердце, и где лучше ты сможешь выстаивать молитву!” Ибн Наср в “Къияму-ллейль” 231.
Если вы не можете для себя принять совершения молитвы в мечети с имамом по причине большего количества ракаатов или песнопения после каждого из 4-х ракаатов, что встречается у ханафитов/суфиев, то просто не ходите туда. И это ближе к удалению от греха. Просим Аллаха Всевышнего о том, о чем попросил его ‘Умар ибн аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах), сказавший: “Мы прибегаем к Аллаху за защитой от зла смут!” аль-Бухари 7089.
В какое время лучше совершать молитву таравих
Имам ан-Науауи сказал: “Время намаза тарауих наступает с завершением ночной молитвы (‘иша), о чем говорили аль-Багъауи и другие, и длится до рассвета”. См. «аль-Маджму’» 3/526.
Это касается любых ночных молитв, будь это тарауих, тахаджуд или уитр. ‘Аиша рассказывала: “Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) совершал ночные молитвы в одиннадцать рака’атов в период после завершения ночной молитвы и до наступления утренней”. Муслим 736.
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Поистине, Аллах подкрепил вас еще одной молитвой, и это – Уитр! Так совершайте же его между ночной и утреней молитвами!» Ахмад 6/397, ат-Тахауи 1/250. Хадис достоверный См. “ас-Сильсиля ас-сахиха” 108.
Однако наилучшее время для ночных молитв – это последняя треть ночи, как сообщил об этом посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), сказавший: «Пусть тот, кто опасается, что не сможет проснуться в конце ночи, совершит Уитр в начале ее, а кто желает совершить Уитр в конце ночи, пусть так и сделает, ибо, поистине, молитва в конце ночи имеет свидетелей (ангелов), и это лучше!» Муслим 755.
Особенности дней праздника и действия до и после праздничного намаза
Посланник Аллаха ﷺ в день Ид аль адха (Праздник Жертвоприношения) или Курбан-Байрам торопился совершить поскорее праздничный намаз, но в день Ид аль фитр или Ураза-байрам он не спешил совершить ид-намаз. По мнению ученых, так поступал Посланник Аллаха ﷺ по причине того, что в день Курбан-Байрам жертвоприношение следует совершить в начале дня, поэтому Пророк Мухаммад ﷺ старался сделать так, чтобы все мусульмане успели сделать это.
Завтрак в праздничные дни
- Мусульманину следует позавтракать перед тем, как начинать совершать молитву в праздник Иду-аль-фитр (Ураза-Байрам).
- Перед тем, как начинать праздничный намаз в праздник Иду-аль-адха (Курбан-Байрам) мусульманину лучше не кушать.
В качестве примера ссылаются на хадис, переданный Ахмадом и Ат-Тирмизи, в котором указано, что Пророк Мухаммад ﷺ в День Разговения сначала завтракал, и только потом выходил из дома, а в день Праздника Жертвоприношения сначала совершал праздничную молитву, и только потом завтракал.
Желательные и обязательные действия перед праздничным намазом
- Мусульманам следует отправляться на праздничный намаз пешком, поскольку это соответствует Сунне, как говорил Али в хадисе, переданном Ат-Тирмизи.
- Молящиеся должны отправиться пораньше, имея стремление занять место в первом ряду и заработать награду от ожидания намаза.
- Также является Сунной то, что по пути к месту совершения намаза мусульманину следует произнести такбир (слова «Аллаху Акбар») много раз, а также другие зикры.
- Перед тем, как идти на праздничный намаз, мусульманам следует помыться, одеться в красивую и чистую одежду, мужчинам следует также умастить себя благовониями.
- Мусульманам во время пути к месту проведения праздничного намаза, как и в любой другой день, нельзя быть высокомерными, необходимо проявлять смирение перед Аллахом, а женщины мусульманки должны вести себя скромно, не использовать духи и прочий парфюм при выходе из дома, а также выбирать такую одежду, которая не привлекала бы внимания.
- Имаму следует на праздничный намаз выходить из дома позже, чтобы прийти к началу хутбы, как это следует делать и к пятничному намазу, но это не относится к тем случаям, когда у имама есть опасения, что что-то может задержать его и помешать ему прийти вовремя.
- Ряд ученых придерживается мнения, что имаму потому не следует приходить заранее перед молитвой, что люди, увидев появление имама, прекращают произносить такбир – так происходило с некоторыми сподвижниками, поэтому имаму желательно не находиться перед началом молитвы вместе с остальными молящимися, это будет больше соответствовать статусу имама.
- Имам должен надеть на праздничный намаз лучшую одежду из той, что у него есть, но одежда должна быть не настолько роскошной, чтобы это не расстраивало бедных мусульман и не отталкивало их, но также одежда имама не должна быть и слишком простой, чтобы не отталкивать от него мусульман состоятельных.
- Мусульманам следует на праздничный намаз идти по одной дороге, а возвращаться домой по другой дороге, поскольку в хадисе, переданном Аль-Бухари, сказано, что Пророк Мухаммад ﷺ всегда возвращался с намаза другой дорогой.
Произнесение такбиров
Желательно в ночь накануне праздничных дней, произносить как можно чаще такбир, поскольку в Священном Коране в суре «Корова» приведены слова Всевышнего Аллаха о том, что Всевышний желает, чтобы мусульмане «довели до конца определенное число дней», подразумевая дни поста, а также «возвеличили Аллаха», подразумевая такбир.
Также ряд ученых считают, что произнесение такбира – это обязательное действие. Такбир следует произносить громко, делать это следует и дома, и на пути к тому месту, где будет совершаться праздничная молитва, а также во время нахождения в месте совершения праздничного намаза.
Заканчивать произнесение такбира следует тогда, когда имам начнет совершать праздничный намаз.
Такбир следует произносить так: «Аллаху Акбар, Аллаху Акбар, Аллаху Акбар, ля иляха илля-Ллаху, Аллаху Акбар, Аллаху Акбар, ва ли-Лляхи-ль-хамд».
Для произнесения такбира не следует устанавливать ведущего, договариваться о том, чтобы произносить такбир вместе, поскольку это не соответствует тому, как поступал в этих случаях Пророк Мухаммад ﷺ, а значит является делом, близким к нововведению.
Молитва (тасбих), читаемая после каждого четвёртого ракаата в намазе-таравих:
سُبْحَانَ ذِي الْمُلـْكِ وَالْمَلَكـُوت، سُبْحَانَ ذِي الْعِزّةِ وَالْعَظَمَةِ وَالْقُدْرَةِ وَالْكِبْريَاءِ وَالْجَبَرُوت، سُبْحَانَ الْمَلِكِ الْمَوْجُودِ، سُبْحَانَ الْمَلِكِ الْمَعْبُود، سُبْحَانَ الْمَلِكِ الْحَيِّ الَّذِي لاَ يَنَامُ وَ لاَ يَمُوت، سُبُّوحٌ قُدُّوسٌ رَبُّنَا وَرَبُّ الْمَلآءِكـَةِ وَالرُّوح، لآ إلهَ إلاَّ اللهُ نَسْتَغْفِرُ اللهَ نَسْأَلُكَ الْجَنَّة َ وَنَعُوذ ُ بِكَ مِن َ النّـَار
Субхана зиль-мульки валь-малакут, субхана зиль-‘иззати валь-‘азамати валь-къудрати валь-кибрияи валь-джабарут.Субханаль маликиль мауджуди, субханаль маликиль ма’буди, субханаль маликиль хаййи ллязи ля йанаму ва ля йамут, Суббухун къуддусун раббуна ва раббуль маляикати варрух, Ля иляhа илля ллаhу настагъфиру ллаhа насалукаль джанната ва на’узу бика минан нар.
Порядок совершения праздничного намаза
Мусульманам не следует совершать другие намазы после совершения праздничного намаза, а также до него. Для праздничного намаза не читают азан и не читают икамат. В хадисе, переданном Абу Даудом, сказано, что Посланник Аллаха ﷺ совершал праздничную молитву без азана и икамата.
Праздничный намаз совершают до начала проповеди или хутбы (в хадисе, переданном Муслимом и Аль-Бухари, упоминается, что как Пророк Мухаммад ﷺ, так и Умар и Абу Бакр, совершали до начала проповеди праздничные молитвы), в отличии от джума-намаза, в котором хутба читается перед пятничной молитвой.
Также в хадисе, переданном Муслимом и Аль-Бухари, сказано, что Посланник Аллаха ﷺ ни до совершения праздничного двухракаатного намаза, ни после него не молился.
Из скольких ракаатов состоит праздничный намаз?
Праздничный намаз включает в себя два ракаата. Существует несколько вариантов совершения праздничного намаза. Упомянем наиболее распространенные: 1) в первом ракаате: 1. Произносят такбирату-ль-ихрам (слова «Аллаху акбар», начинающие любую молитву); 2. Произносят дуа аль-истифтах, которое читают после вступительного такбира 3. Далее следует произнести такбир «Аллаху Акбар» еще шесть раз, каждый раз при произнесении поднимая руки. По мнению многих исламских богословов дозволяется также и другое количество такбиров (например, три или семь) 4. Далее имам читает суру «Аль-Фатиха» вслух (а мусульмане повторяют за ним про себя) после чего читается дополнительная сура; В хадисе, переданном от Ибн Мас‘уда, сказано, что между такбирами Ибн Мас‘уд говорил слова «Аллаху Акбар кабиран, уаль-хамду лиЛляхи касиран, уа субханаЛлахи букратан уа асыля», и ученые считают, что мусульманам также желательно это делать. После этого праздничный намаз совершают как любой другой намаз до второго ракаата. 2) второй ракаат: 1. В начале второго ракаата читают не семь, а пять такбиров, хотя в данном вопросе часть имамов придерживается другого количества 2. Имам читает суру «Аль-Фатиха» и любую другую суру; 3. Далее намаз совершается так же, как и любой другой. В хадисе, переданном Абу Даудом, сказано, что Посланник Аллаха ﷺ говорил, что во время праздничной молитвы следует возвеличивать Всевышнего в первом ракаате семью такбирами, а во втором ракате – пятью такбирами. Существует также и другой вариант совершения праздничного намаза, при котором дополнительные такбиры произносятся не до суры «Аль-Фатиха», а после нее. После совершения праздничного намаза следует прочитать хутбу (проповедь). Если мусульманин пропустил праздничный намаз, то ему следует восполнить его именно в такой форме, в какой совершается праздничная молитва. Если мусульманин опоздал на один ракаат, то ему следует доделать праздничный намаз до конца вместе с имамом, а затем встать и во втором ракаате произносить такое количество такбиров, сколько и положено — пять такбиров.