Житие
О жизни девяти кизических мучеников известно не так много. Прошло 17 столетий с момента совершения ими подвига во имя Христа. В 3 веке в Кизике, расположенном на полуострове Капу-Даг, происходили важные для установления христианства события. Жители этого азиатского города были язычниками, но некоторые из них проповедовали религию, которую когда-то в эти края принес сам апостол Павел. Девять человек из разных уголков Малой Азии пришли в Кизик, чтобы обратить языческое население в христианство.
Правитель этого города был язычником. Разумеется, деяния христиан против своей религии он воспринял негативно. Девять проповедников были схвачены и заключены под стражу. Святейших мужей жестоко пытали и просили, чтобы они отреклись от Спасителя. Никто из проповедников не изменил своей вере. По приказу правителя девять человек (Феогнида, Антипатра, Руфа, Артема, Феостига, Магна, Филимона, Феодота, Фавмасия) обезглавили. Тела мучеников выкупили верующие и погребли их за городом.
Однако у этой истории было продолжение. Спустя несколько лет после их смерти во главе римской империи оказался Константин Великий. При нем прекратились гонения верующих в Спасителя. Жители Кизика извлекли из земли нетленные мощи девяти святейших мужей и перенесли их в храм для поклонения. Люди заметили, что от останков святых исходит исцеляющая энергия. Немощные и больные, прикасаясь к мощам, выздоравливали. Чудеса во имя Господа укрепили веру людей в христианство. Все больше язычников становилось на сторону новой религии.
Однако вскоре власть оказалась у Юлиана Отступника, не жаловавшего христиан. Правда, правитель старался не трогать верующих в Христа, боясь народного бунта. Юлиан Отступник только отправил в темницу епископа Елевсия. После гибели правителя в Кизике опять воцарилось христианство.
Считается, что именно девять святейших мужей помогли народу этого края не отречься от святой веры. Православная Церковь ежегодно 29 апреля, вернее 12 мая, прославляет 9 кизических проповедников.
Прошения молитвы мученикам Кизическим
Память святых празднуется 12 мая. Служба им была составлена святителем Дмитрием Ростовским, он же написал молитву, словами которой Церковь уже несколько веков обращается к чудотворцам. В тексте нет слов «дайте мне хорошую работу» или «вразумите моего начальника». Все внимание молящегося обращается к мученическому подвигу и награде за него от Христа. «Ищите прежде Царства Божиего, а остальное приложится вам» — этот завет Господа помнили святые и мучениями показали крепкую веру в истинного Бога. За это Господь приложил им «остальное» — вечную славу, неистощимое богатство и возможность помогать просящим.
Девять мучеников Кизических с иконой Рождества БМ с иконой Рождества Богородицы Слобода Холуй, конец XVIII в.
Обращаясь в нужде к мученикам Кизическим, молящийся вспоминает, как «собранные от разных стран (городов)» христиане пришли в языческий Кизик, чтобы проповедовать там Христа. Предлагаемых для поклонения идолов они отвергли, не испугавшись мучений.
Важно. Современный мир предлагает человеку множество идолов: вещи, зрелища, достаток соседа. Кто сумеет отвергнуть их — тот легко получает от Господа «остальное» — необходимые средства, здоровье, дом.
Иконография
В честь девяти кизических мучеников написаны иконы, на которых изображены светлые лица святых, не пожалевших своих жизней ради Спасителя. Существует несколько вариантов святых изображений. На одной из старинных икон нарисовано девять человек, а над ними Спаситель в облаках. В 1584 образ с таким сюжетом нашли на чердаке кремлевского дворца Иоанна 4. Возможно, что царю подарил эту икону сам митрополит Кизика.
В 17 веке на Руси стали строиться храмы в честь девяти кизических мучеников. Это обстоятельство способствовало написанию разных икон с изображением святых мужей. На каждом святейшем образе обязательно присутствовали все девять человек, доказавших своим подвигом верность Спасителю.
Почитание
Православные верующие чтят память о святых мужах, собравшихся в 3 столетии в Кизике, чтобы обратить язычников в свою религию. Христиане молятся перед иконами с изображением девяти святейших мучеников. В честь святых ежегодно проходит праздничная церковная служба 12 мая. Христиане верят в заступничество святейших мужей и помощь в тяжелых жизненных ситуациях. Девять мужей кизических чтят за их подвиг во имя святейшей веры и Спасителя.
В России святых почитают уже несколько столетий. Во второй половине 17 века казанский митрополит Адриан распорядился поставить храм в честь 9 мучеников и искренне молиться об избавлении христиан от эпидемии лихорадки. Искренние молитвы верующих были услышаны Спасителем. Храм стал местом паломничества. Позже вблизи него был построен мужской монастырь.
Митрополит греческой Кизической епархии даже подарил этой обители частицы мощей мучеников. Правда, реликвия была утрачена в советские годы. Кизический монастырь находится в Казани и в наше время. Недавно московская церковь Кизических мучеников подарила святейшей обители икону и частицы мощей этих святых.
Почитание угодников Божиих на Руси
В русском православии священномучеников почитают уже несколько столетий. Молятся им не меньше, чем недавно канонизированным святым. День памяти Девяти великих страдальцев Кизических отмечается 29 апреля.
Икона мужественных страдальцев
Первые упоминания об изображении святых относятся к XVI столетию. Именно тогда образ, покрытый серебром и позолотой, был найден в царском дворце Иоанна IV. Дальнейшая его судьба неизвестна, так как святыня вскоре была утеряна.
Еще одна древняя икона до XIX века хранилась в Казанском Кизическом монастыре. Она была привезена туда по настоянию митрополита Адриана вместе с частичкой святых мощей. Богатый оклад украшали стихи, воспевающие благодать Пресвятой Деве Марии и девятерым мученикам.
Сегодня образ святых представлен несколькими вариациями. Везде они изображены вдевятером, однако на одних иконах священномученики стоят, а на других – восседают полукругом. Взор их обращен к Иисусу Христу, а в руках страдальцы держат кресты и разнообразные орудия пыток.
В иконографии образ святых имеет несколько вариаций
Храмы в честь святых мучеников
Первой обителью, которая была заложена в честь Кизических священномучеников, был Казанский мужской монастырь. Его основателем стал митрополит Адриан, который был удостоен чудес, свершавшихся молитвой великим страдальцам. Когда будущего Патриарха Московского назначили на кафедру, город охватила эпидемия. Чтобы остановить страшный мор, владыка начал молиться угодникам, и вскоре лихорадка, косящая местных жителей, остановилась.
После назначения архипастыря Предстоятелем Русской Церкви, он на себе испытал силу святых. Лежа при смерти и готовясь отойти в мир иной, он обратился к великомученикам. После молитвы болезнь отступила, а патриарх воздвиг московский храм во имя Девяти мучеников Кизических.
Сегодня храмы в честь святых страдальцев построены во многих городах России, что лишний раз доказывает силу христианской веры.
Храм в Москве
Мужской монастырь в Казани
Церковь в Татарстане
О чем просят девятерых мучеников
Верующие обращаются с просьбами к кизическим святым в тяжелых жизненных ситуациях. Христиане молятся мученикам и просят о душевном и физическом исцелении. Считается, что икона девяти святых помогает выздороветь, вылечиться от паралича, лихорадки, чумы, онкологических болезней. Люди, страдающие от тяжелых недугов, совершают паломничество к святейшим мощам.
Искренне раскаявшись в грехах, верующие просят девятерых мучеников послать им здоровье. Известно немало примеров счастливого выздоровления. Самым первым российским христианином, уверовавшим в чудеса 9 кизических мучеников, стал патриарх Адриан, излечившийся от паралича благодаря молитвам к святым мужам.
Святые мощи и их чудеса
Спустя некоторое время правителем Малой Азии стал Константин – равноапостольный царь, который положил начало расцвету христианской веры. Последователи учения Христова уже не скрывались, открыто прославляя Господа Бога. Они нашли захоронение и поместили оказавшиеся нетленными мощи в ковчег. Позже, когда был построен храм Девяти мучеников Кизических, святыню переместили туда.
Паломники с различных городов стекались поклониться останкам священномучеников. Искренне верующим христианам, вне зависимости от их статуса, мощи даровали чудеса. Они исцеляли от болезней, изгоняли бесов, делали слепых зрячими.
Предание рассказывает об одном знатном человеке, который всю жизнь страдал от водянки. Прознав о чудесах, которые творит святыня, он тут же отправился в храм. Там, приложившись к мощам 9 мучеников, высокопоставленный муж слезно просил их об исцелении. По окончании молитвы болезнь отступила и больше не возвращалась к мужчине.
Видя, на что способна христианская вера, язычники постепенно начали проходить обряд крещения, отказываясь от своих богов. Символы их поклонения массово сносились, а идолы забывались. Так, Кизик стал одним из самых набожных городов Малой Азии.
Но радость христиан была недолгой. После Константина на престол взошел Юлиан Отступник – ярый язычник, отвергавший учение Христа. Оставшиеся идолопоклонники ринулись к нему с просьбой защитить их веру и остановить уничтожение капищ. Прислушавшись к их просьбам, царь восстановил разрушенные храмы, однако не осмелился начать гонения, боясь народного восстания. Некоторое время спустя христианская вера окончательно взяла верх над язычеством и стала распространяться по все большей территории, обращая к себе бывших идолопоклонников.
Текст молитвы
Верующие молятся к девяти святейшим мученикам, которые проповедовали в Кизике. Святые мужи отдали свою жизнь во имя Спасителя и за христианскую веру. За Христа пролилась кровь невинных. За этот подвиг Церковь прославляет девятерых святейших мучеников. Святые приобрели бессмертие и наслаждаются добротой Всевышнего.
Христиане молятся, чтобы мученики донесли их просьбы Спасителю. Святых мужей просят об исцелении от душевных и физических недугов. Верующие искренне верят, что мученикам достался от Бога дар врачевания. Христиане почитают святых за помощь в спасении от тяжелых болезней.
Молитва 9 кизическим мученикам
О всехвальнии святии мученицы, доблественнии раби Христовы, Феогниде, Руфе, Антипатре, Феостихе, Артемо, Магне, Фавмасие, Феодоте и Филимоне, иже Христа ради от различных стран собрастеся и Того совершенна Бога и Человека дерзновенно в Кизице проповедасте;
принуждаеми бывше кумиром поклонитися, идолы попрасте и князя посрамисте, различных томлений и огненных прещений не убоястеся, и по различнем страдании острием меча посечени бысте, и пролиясте за Христа кровь свою, яко воду, и тою, яко багряницею,
Церковь Христову, яко невесту, украсисте; темже и ныне, увенчаннии неувядаемым венцем безсмертныя славы, присно в неизглаголанней радости с лики ангельскими в небесных селениих водворяетеся, Божественным светом облистаеми и зрением Его доброты неизреченныя наслаждающеся.
Сего ради и мы, смиреннии, к вам притекаем и, умильно на святый ваш образ взирающе, молим: вы молите за ны Христа Бога, яко дерзновение к Нему имущии, да вашими святыми молитвами всякаго недуга душевнаго и телеснаго избавимся.
Вам бо от Бога дадеся врачебный дар от всяких скорбей с верою к вам припадающия целити, якоже и онаго славнаго мужа от трясавичныя болезни уврачевасте, да и мы, вернии, тожде получивше, почитаем вас, святии мученицы, толика дарования имущих от Христа Бога, Емуже и слава купно со Отцем и Духом Святым всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Тропарь девяти мученикам Кизическим (глас
Святии девяточисленнии мученицы,/ от различных градов во един лик совокупившеся манием Божественным,/ мужественно за Христа пострадасте, невидимаго врага победисте,/ зловерныя князи и мучители посрамисте вашим терпением,/ огнем же любве Божия разжизаеми,/ вещественно вас огнь мучащий в хлад преложисте,/ темже дадеся вам от Христа Бога благодать трясавичную исцеляти болезнь,/ от неяже и многовидных страстей// милостивно спасайте и нас предстательством вашим, молимся.
Кондак девяти мученикам Кизическим (глас 2)
Твердый и всесветлый лик мученик девяти,/ Трисолнечнаго Божества исповедницы,/ на судищи Тому начально взываху:/ кровь и души наша с телесы,/ яко непорочную жертву, приносим Тебе, Владыко,/ в лицех Небесных Твоих сопричти,// яко Бог Милостивый.
Жизнеописание святых мучеников
Прошло три столетия после пришествия Спасителя, однако последователи христианской веры до сих пор относились к меньшинству. Территорию Малой Азии на то время населяли язычники, проповедующие идолопоклонничество и жертвоприношения. Последователи Христова учения вынуждены были прятаться, чтобы совершить молитву или поговорить о Господе. Многие предпочитали отшельнический путь, уходя из многолюдных поселений в горы или леса.
Последователи Христова учения отважно несли свою веру
Лишь немногие осмеливались нести свою веру народу, не скрываясь, рассказывая о ней на центральных площадях. Одними из таких отважных проповедников были девятеро жителей Кизика – города на побережье Мраморного моря:
- Антипатр;
- Артема;
- Магн;
- Руф;
- Фавмасий;
- Феогнид;
- Феодот;
- Феостих;
- Филимон.
Мужчины принадлежали различным сословиям, отличались по возрасту, занимались каждый своим делом. Однако пламенная вера сумела объединить этих абсолютно разных людей. Не боясь гонений, они отважно проповедовали христианство, призывали язычников покаяться и отречься от идолопоклонничества.
Пламенная вера объединила разных по возрасту и социальному статусу людей
Но не всем нравилась деятельность воинов Христовых, а потому вскоре их арестовали, требуя отречься от своего Господа. Искушая богатством и свободой, мужчин склоняли к принятию язычества, однако вера их была непоколебима. Даже когда отважную девятку подвергли пыткам, они не отказались от Создателя, за что были жестоко казнены путем отсечения головы. Тела их забрал один из последователей, он же похоронил мучеников, как того требует христианский обычай.
Храм
В России церкви в честь 9 кизических мучеников стали строить еще несколько веков назад. Первый храм во имя святых появился в Казани в 17 веке. Увековечить память мучеников решил патриарх Адриан.
В Москве деревянный храм, прославляющий подвиг святых, появился в самом конце 17 столетия, недалеко от Новинского вала. Воздвигнул церковь святейший патриарх Адриан, исцелившийся от паралича благодаря молитвам к мученикам. Когда деревянная церковь сгорела, на ее месте была построена каменная. При советской власти в храме находилась тюрьма. В 1992 церковь в честь 9 кизических мучеников опять начала проводить службу.
В Москве есть еще один старинный храм памяти девяти святых. Это небольшая домовая церковь графа Орлова, воздвигнутая в 70-х годах 18 столетия ради спасения от эпидемии чумы.
Старинный придел во имя 9 кизических святейших мужей находится в церкви Вознесения Господня, что за Серпуховскими воротами. Величественный каменный храм построили еще в конце 17 столетия на средства царевича Алексея Петровича. Посвящение придела святейшим мученикам связано с почитанием их патриархом Адрианом. Этот человек первым ощутил на себе чудеса, исходящие от иконы с их изображением.
Еще один придел в честь девяти святых находится в новгородском Николо-Дворищенском соборе. Каменные храмы, прославляющие подвиг мучеников, строились в разных городах России (в Поволжье, Костроме, Тутаеве). Частицы мощей святых, возможно, возложены в их икону, которая находится в Успенском храме Астрахани. Существует версия, что святейшие останки имеются в Вышенском монастыре.