Житие и мучения Иова многострадального
В Священном Писании есть рассказ о праведнике Иове, который жил за 1,5-2 тысячи лет до рождения Спасителя. Книга Иова является частью Ветхого Завета и еврейской Библии (Танах). Поэтическая и высокохудожественная форма изложения усиливает смысл произведения.
Иов был благочестивым, богобоязненным человеком, который исполнил волю Господа и не допускал греховных мыслей. В библейском тексте указано, что он жил на севере Аравии, потомок Авраама (в шестом колене).
Господь благословил безгрешного поклоняющегося и щедро вознаградил его. Иов был успешен во всем: богатый урожай на полях, жирные стада увеличивали его богатство.
Божий праведный возлюбленный был счастлив в своих сыновьях: вместе жили семь сыновей и три дочери, отличавшиеся красотой, здоровьем и трудолюбием. Раз в неделю Иов приносил жертву Богу, чтобы искупить грехи детей, если они в чем-то были виноваты. Соседи уважали его за честность и мудрость.
Однажды перед Господом явились ангелы, среди которых был дьявол. Сатана дерзко хвастался перед Богом своей властью над людьми. Господь дал ему Иова в пример, как богобоязненного человека, чуждого порокам. На что сатана возразил, что жалость исчезнет, если праведники лишатся своего богатства. Став нищим, он будет жаловаться на свою судьбу и на Бога.
Бог сказал ему, что он принял дьявольское испытание силы веры Иова. Он отдал его в руки сатаны, запретив ему причинять вред лично ему. Вскоре у праведников не стало богатства, дети умирали от болезней. Став нищим, он вознес молитву, в которой прославлял Бога: «Бог дал, Бог взял. Все в руках Бога ». Благочестивое имя Господа не было осквернено словом или мыслью.
Снова ангелы и сатана предстали перед Небесным Престолом. Господь спросил его, уверен ли он, что на земле есть люди, сильные верой. Дьявол возразил Богу, что раб Божий остается праведником, потому что его не мучают физические страдания. Господь позволил сатане испытать своего верного поклонника серьезной болезнью, но не коснуться его души (не лишить его жизни) и разума.
Сатана обрушил проказу на набожного человека, который изуродовал его с головы до пят. Прокаженный был вынужден покинуть деревню, выбрав в качестве среды обитания кучу навоза. Чтобы сама не умереть с голоду и не заставить умереть мужа, жену заставили нанять работницей. Она считала, что несчастья, постигшие их семью, произошли из-за греховных действий и мыслей ее мужа.
Его жена плакала и упрекала Иова, просила его покаяться перед Богом.Увидев, как сильно страдает ее муж, она не удержалась и предложила ему отплатить Господу, а затем умереть. Но Иов возражал ей, что не только награды, но и испытания должны быть приняты от Бога. Страдалец тоже считал, что зло исходит от Господа, но покорно принял его наказание.
Слух о внезапном несчастье праведника дошел до трех его друзей. Они решили поддержать Иова в трудную минуту и пришли к нему. Увидев ситуацию, в которой он оказался, бессловесные друзья начали оплакивать несчастного. Страдалец не мог вынести их слез и с великой болью проклял тот день, когда он был зачат и рожден в свете Божьем. Друзья начали убеждать его, что Бог праведен, и наказание Господа означает, что Иов был виноват в чем-то перед этим Человеком. Он должен покаяться в своих грехах, и Бог помилует его.
Многострадальный Иов не мог вспомнить, как мог разгневать Создателя. Он начал упрекать своих друзей, которые расстраивали его своим подозрением в пороках и грехах. Напрасно несчастный пытался убедить их, что он ни в чем не виноват перед Господом, что не людям судить, в чем состоит воля Божья. В состоянии духовной боли праведники обратились к Господу, чтобы дать знамение для людей об отсутствии греха.
Вдруг поднялся сильный вихрь. В нем Господь явился верному рабу и упрекнул его за попытку понять своим умом, в чем смысл божественной судьбы. Иова охватило глубокое раскаяние, и он обнаружил себя недостойным, достойным праха и праха. Друзья Иова начали молить Бога о прощении, но он не принял их покаяния и ясно дал понять, что они могут получить его только через Иова, который будет действовать как ходатай. Добросердечный праведник принес жертву и попросил милости у Бога для своих друзей. Бог принял ее заступничество.
Он восстановил здоровье своего верного раба, сделал его вдвое богаче, чем прежде. У праведника было 7 сыновей и 3 дочери. Пережив страдания, Бог продлил его жизнь на 140 лет. Иов видел своих потомков до 4-го колена.
Пророчество монаха Авеля о царе Николае II
Император Павел Петрович попросил монаха Авеля рассказать, кому будет передано царское правление после его правнука, Александра III.
Авель отвечал:
«Николаю Второму – святому царю, Иову многострадальному подобному. Будет иметь разум Христов, долготерпение и чистоту голубиную. О нем свидетельствует Писание: псалмы 90,10 и 20 открыли мне всю судьбу его. На венок терновый сменит он венец царский, предан будет народом своим, как некогда Сын Божий.
Искупитель будет, искупит собой народ свой – бескровной жертве подобно. Война будет ,великая война, мировая. По воздуху люди, как птицы, летать будут, под водою, как рыбы, плавать, серою зловонною друг друга истреблять начнут. Накануне победы рухнет престол царский. Измена же будет расти и умножаться.
И предан будет правнук твой, многие потомки твои убелят одежду кровию агнца такожде, мужик с топором возьмет в безумии власть, но и сам опосля восплачется. Наступит воистину казнь египетская. Кровь и слезы напоят сырую землю. Кровавые реки потекут. Брат на брата восстанет».
Современные историки и православные исследователи крайне осторожно относятся к пророчествам Авеля. Так, они отмечают, что в своих предсказаниях он выражал еретические суждения и даже говорил, что его видения могли иметь бесовское происхождение.
Еретическим, к примеру, считается заявление о Николае II как искупителе земли русской. В то время как Писание и Церковь говорят лишь об одном искупителе — Христе. Кроме того, нет доказательств, что пророчества о ХХ веке, приписываемые Авелю, были высказаны им.
Интересный факт
Николай II родился в день памяти святого Иова Многострадального.
Значение святого в православии
Иов жил до пророка Моисея, до того времени, когда Бог дал завет избранному народу. Древние толкователи Ветхого Завета отводили Книге Иова особое место.
История праведников — это прообраз Христа, безгрешного страдальца, искупившего человеческие грехи своей смертью.
Бог знал, что ни один человек на земле не любил его так, как Иова. Но это позволило сатане искушать самого верного раба. Господь провоцирует дьявола, чтобы доказать свою власть над ним, но он налагает на него ограничения: не лишайте его жизни и разума. Внезапные и необъяснимые страдания привели благочестивого и богобоязненного человека в отчаяние, и он взывает к Богу, не понимая причин своего гнева и проклиная свое рождение.
Христианские комментаторы, в том числе и православные, рассматривают страдания библейского предка как путь к духовному самосовершенствованию, укреплению веры и приближению к Богу. Господь допустил такие испытания, чтобы праведники стали личностями. Совершенный, кто не только слушал, но также видел Господа.
Из истории многострадальных праведников следует, что страдания грешников и праведников имеют разные причины и последствия. Божье наказание за грехи заставляет людей приходить в церковь, чтобы найти духовную опору в несчастьях и болезнях, избавиться от пороков. Для праведников физические и душевные страдания — это путь к духовному самосовершенствованию, который включает два аспекта: непоколебимую веру, любовь к Богу и непреходящее смирение. Иов является для верующих примером того, как переносить невзгоды, чтобы подготовиться к будущей вечной жизни и встрече с Богом. Он является символом надежды, обретаемой через страдания.
***
Книга Иова была написана не для того, чтобы ответить на все наши вопросы о зле, царящем в нашем мире. Её главный герой являет собой пример человека, не мыслящего жизни без единения с любящим и справедливым Творцом. Если бы счастье Иова было лишь материальным, то он не задумываясь, отрёкся бы от Бога. Но Иов был сказочно богат духовно и нравственно. И потому не сгорел в огненном испытании.
Удивительная книга Иова учит нас тому, что если мы живём святой и праведной жизнью, то наши страдания дают возможность прославить Бога и человека. Бога — как того, кто всегда любит нас и достоин ответной любви, и человека — как его лучшее творение на земле, подлинный образ и подобие.
Виктор Глебов
Иконография
На фресках III-IV веков изображение святого напоминает античных философов. Наденьте короткую тунику, встаньте на камень или сядьте на стул. В этот же период святой появляется на рельефах саркофагов как иллюстрация к библейскому тексту. Иов сидит на стуле, рядом с женой (одна или с друзьями) предлагает ему еду на палке, прикрыв нос подолом одежды.
На иконах святой Иов в богатой одежде, с седыми волосами, с седой курчавой бородой, со свитком в руках или с протянутыми ладонями. Рядом с ним нет персонажей из Книги Иова.
Самая знаменитая картина
Одной из самых известных картин с изображением великого страдальца является полотно «Иов и его друзья» Ильи Репина. Мастер создавал шедевр в то время, как получал звание свободного художника в 1869 году.
Иов и его друзья — Илья Ефимович Репин. 1869. Холст, масло. 133 x 199
На картине показаны друзья Иова, пришедшие, чтобы выразить ему соболезнование. Хотя ни у кого не видны слёзы, но страх и печаль явно ощущаются у каждого.
- Художник запечатлел Иова, сидящим на руинах своего некогда шикарного дома.
- Плечи Иова поникли. На его лице — горесть и обречённость.
- На лицах друзей — растерянность и недоумение.
- За Иовом видна его жена, которая держится за голову и побуждает его к покаянию в грехах.
Молитва
О великий праведник, очень страдающий Иов, с его чистой жизнью и святой близостью к Богу, сияющий. Вы жили на земле до Моисея и Христа, но все заповеди Бога, неся их в своем сердце, вы их выполнили. Открытые миру через Христа и Его святых апостолов, тайны, глубоко понимающие через их откровения, мог быть соучастником вдохновения Святого Духа. Вся злоба дьявола, в особых искушениях, посланных вам Господом, для истинного смирения ваших почитаний, явился образ злобы и долготерпения всей вселенной. Любя вашу веру в Бога и всех людей в их неизмеримых скорбях, храня чистым сердцем за могилой единства с Богом, она с радостью ждала вас. Теперь вы живете в селениях праведников и стоите перед Престолом Божиим. Услышьте нас о грешниках и безответных, которые предстают перед вашей святой иконой и которые внимательно прибегают к вашим стопам. Моли Человеколюбца Бог, да крепцей веры, неприкосновенности и неприкосновенности нас примут от всякого злого врага, видимую и невидимую защиту, в боли и искушениях, которые мы даем Крепостью, в наших сердцах всегда хранится память о смерти, многострадальная и братски любил, укреплял и даровал нам окончательный суд Христа, дайте нам хороший ответ, и в воскресшем плане нашего единого и триединого Бога созерцают и прославляют Его со всеми святыми, чтобы петь во веки веков. Аминь.