Девять мучеников Кизических. Икона |
Девять святых мучеников Кизических: Феогнид (Феогний), Руф, Антипатр, Феостих, Артема, Магн, Феодот (Феодул), Фавмасий и Филимон
(+ 286-299) Память 29 апреля, 28 апреля (Греч. [1])
Они происходили из разных местностей, были разного возраста: и юные, как святой Антипатр, и престарелые, как святой Руф, занимали разное положение в обществе: среди них были и воины, и поселяне, и горожане, и клирики. Но всех их объединяла вера во Христа и горячее стремление к распространению и укреплению истинной веры.
Оказавшись в городе Кизике, где язычество занимало главенствующее положение, святые дерзновенно исповедовали Христа и безбоязненно обличали языческое нечестие. Их схватили и представили на суд правителю города. В течение нескольких дней их пытали, заключали в темницу и снова выводили из нее, обещая свободу за отречение от Христа. Но доблестные воины Христовы продолжали славить Имя Христово. Все девять мучеников были усечены мечом (+ ок. 286 — 299), и тела их погребли близ города.
От святых мощей происходили различные чудеса: исцелялись больные, приходили в разум безумные. Вера Христова утверждалась в городе заступлением святых мучеников, многие из язычников обращались в христианство.
В России недалеко от города Казани был устроен монастырь в честь девяти мучеников Кизических иеродиаконом Стефаном, который принес с собой из Палестины часть мощей святых. Этот монастырь был основан в уповании избавления их предстательством и молитвами от различных недугов и болезней, особенно горячки, свирепствовавшей в Казани в 1687 году, «ибо, — пишет святитель Димитрий Ростовский, автор службы девяти мученикам, — этим святым далась обильная благодать ко прогнанию трясавичных болезней». Святитель Димитрий также описал страдания святых мучеников и составил слово на день их памяти.
Девять мучеников Кизических. Икона |
Житие
О жизни девяти кизийских мучеников известно немного. Прошло 17 веков с тех пор, как они совершили подвиг во имя Христа. В третьем веке важные события для утверждения христианства произошли в Кизике, расположенном на полуострове Капу-Даг. Жители этого азиатского города были язычниками, но некоторые из них проповедовали религию, которую сам апостол Павел однажды принес в этот регион. Девять человек из разных частей Малой Азии пришли в Кизик, чтобы обратить языческое население в христианство.
Правитель этого города был язычником. Конечно, он негативно воспринимал действия христиан против своей религии. Были арестованы и задержаны девять проповедников. Святых мужей жестоко истязали и просили отречься от Спасителя. Ни один из проповедников не изменил своей веры. По приказу правителя девять человек (Феогнис, Антипатр, Руф, Артем, Теостиг, Магна, Филимон, Феодот, Фавмасия) были обезглавлены. Тела мучеников выкупили верующие и похоронили за городом.
Однако у этой истории было продолжение. Через несколько лет после их смерти Константин Великий возглавил Римскую империю. При нем прекратились гонения на верующих в Спасителя. Жители Кизика сняли с земли нетленные мощи девяти святых и принесли их в храм для поклонения. Люди заметили, что исцеляющая энергия исходила от останков святых. Слабые и больные, прикоснувшись к мощам, исцелялись. Чудеса во имя Господа укрепили веру людей в христианство. Все больше и больше язычников становились на сторону новой религии.
Однако вскоре власть перешла к Юлиану Отступнику, который не одобрял христиан. Правда, правитель старался не трогать верующих во Христа, опасаясь народного восстания. Юлиан Отступник только отправил в тюрьму епископа Елевсина. После смерти правителя в Кизике снова воцарилось христианство.
Считается, что именно девять святых мужей помогли жителям этого края не отречься от своей святой веры. Православная Церковь ежегодно 29 апреля, а точнее 12 мая прославляет 9 кизицких проповедников.
Как добраться на машине, общественном транспорте
Храм Девяти мучеников Кизических в Москве находится на центральной улице столицы в Большом Девятинском переулке, названном так по наименованию церкви. Располагается он вблизи Дома Правительства РФ и американского посольства.
Добраться до православного храма из Москвы можно разными видами транспорта (наземными и подземными).
Маршруты наземного общественного транспорта:
- На троллейбусе: No 35 и No 66 до остановки «Краснопресненская»
- Автобусом: No 4, 39,116, Н2, м2, м27 до ост. «Площадь Свободной России»
- No С12 до ост. «Улица Новый Арбат»
- No 64, 869, Б, Т10, Т39, Т79 до ост. «Дом Шаляпина»
- No Н2, м2, м27 до ост. «Новинский бульвар»
Ближайшие станции метро (Краснопресненская и Баррикадная) располагаются в 634 м от храма. Продолжать движение следует пешком по Конюшковской улице в сторону Правительства. Далее двигаться вдоль краснокирпичного забора американского представительства в Москве до светофора. Забор должен находиться по левую руку. Перейдя дорогу, повернуть налево.
Колокольня храма с этого места уже станет видна. Продолжить маршрут до развилки, развернуться направо и идти по дороге до храма. При медленной ходьбе на преодоление расстояния пешего маршрута уйдет около 10-12 мин.
До храма также можно добраться на личном транспорте. При этом следует учитывать, что переулок Девятинский имеет одностороннее движение транспорта в сторону Конюшковской улицы от Новинского бульвара.
Иконография
В честь девяти мучеников Кизича были написаны иконы с изображением сияющих ликов святых, не пощадивших своей жизни ради Спасителя. Есть несколько вариантов священных изображений. На одной из старинных икон изображены девять человек, а над ними Спаситель в облаках. В 1584 году изображение с таким сюжетом было найдено на чердаке кремлевского дворца Иоанна 4. Не исключено, что эту икону царю подарил сам митрополит Кизик.
В 17 веке в России начали строить церкви в честь девяти мучеников Кизича. Это обстоятельство способствовало написанию различных икон с изображением святых. Все девять человек должны были присутствовать у каждого священного образа, продемонстрировав свою верность Спасителю своим подвигом.
Внутренне убранство
После постановления ВЦИК об изъятии церковных ценностей для реализации на помощь голодающим Поволжья Девятинский храм лишился огромного количества дорогих православных изделий из золота и серебра и в последствии в 1929 г. был закрыт.
Часть ценностей (некоторые иконы и облачения XIX в.) были сохранены и частично перенесены в соседние храмы священнослужителями, верующими и работниками музея. Так, главный образ Кизических Божьих угодников был перенесен в церковь Рождества Иоанна Предтечи на Пресне. Однако, большую часть вещей храма (различная утварь, ткани) пришлось утилизировать.
В 1993 г. из-за своего расположения вблизи зданий Правительств РФ и Москвы храм обстреляли, нанеся при этом значительные повреждения. Реставрация здания началась в 1994 г. Были восстановлены и частично исполнены заново настенные росписи, возвращены святыни, реконструированы приделы. Внутреннее убранство храма по сравнению с его скромной внешней отделкой имеет превосходный вид.
Храм Девяти мучеников Кизических в Москве имеет 3 придела разных годов постройки и освящения:
- Центральный освящен в честь самих мучеников Кизических.
- Правый посвящен архистратигу Михаилу.
- Левый создан в честь великомученицы Варвары.
Почитание
Православные верующие чтят память святых, собравшихся в Кизике в III веке, чтобы обратить язычников в свою религию. Христиане молятся перед иконами с изображением девяти святых мучеников. В честь святых ежегодно 12 мая проводится праздничное богослужение. Христиане верят в заступничество святых и помогают в трудных жизненных ситуациях. Девять человек из Кизича удостоены чести за свой подвиг во имя святейшей веры и Спасителя.
На Руси святых почитают несколько веков. Во второй половине XVII века митрополит Казанский Адриан повелел воздвигнуть храм в честь 9 мучеников и искренне молиться за избавление христиан от эпидемии лихорадки. Искренние молитвы верующих были услышаны Спасителем. Храм стал местом паломничества. Позже рядом с ним был построен монастырь.
Митрополит греческой епархии Кизич даже подарил этому монастырю частички мощей мучеников. Правда, в советские годы реликвия утеряна. Кизический монастырь и сегодня находится в Казани. Недавно Московский храм мучеников Кизичей подарил святому монастырю икону и частицы мощей этих святых.
Приметы и поговорки
- Восход солнца яркий и ясный – лето будет теплым.
- Звездное небо ночью 12 мая предвещает богатый урожай.
- Молния перед дождем – осадки будут идти долго.
- Журавль гнездо в низине вьет – хлеб можно уже сейчас сеять на влажных местах. Если же гнездо журавля находится на высоте, то лучше всего хлеб запреет именно в низинах.
- Иволга кричит и ее крик похож на кошачий – скоро пойдет дождь.
- Муравьи срочно перебираются на сухой твердый грунт – жди затяжных ливней.
- Много майских жуков – к засушливым дням.
- Береза распустила листья раньше ольхи – летом засуха будет, если наоборот — лето будет дождливым.
- Чтобы прибавить и сохранить здоровье на год, нужно ровно в полдень стать на дороге и повернуться лицом к теплому ветру.
- Родившимся 12 мая предстоит пройти через девять испытаний. Носить им следует аметист или бирюзу.
О чем просят девятерых мучеников
Верующие обращаются к святым Кизича с просьбами в сложных жизненных ситуациях. Христиане молятся мученикам и просят об исцелении душевным и физическим. Считается, что икона девяти святых исцеляет, исцеляет от паралича, лихорадки, чумы и онкологических заболеваний. Люди, страдающие тяжелыми заболеваниями, совершают паломничество к святым мощам.
Искренне раскаиваясь в своих грехах, верующие просят девять мучеников послать им здоровье. Есть много известных примеров счастливого исцеления. Первым русским христианином, поверившим в чудеса девяти мучеников Кизичей, был патриарх Адриан, исцелившийся от паралича молитвами святым.
Традиции и обряды
Главные традиции 12 мая — молитвы святым об исцелении от болезней, заговор от девяти бед, приготовление целебных настоев из травяных растений.
— По народным поверьям, девять мучеников помогают при телесных болезнях и эпидемиях. Поэтому и сам их день считался днем целителей. 12 мая полагалось произнести специальный заговор от девяти напастей. Был и такой обычай: нужно было в полдень выйти на дорогу и подставить лицо теплому ветру. После этого здоровья должно было прибавиться на целый год.
— В этот праздник собирали травы и готовили настои из целебных растений. Одна из легенд гласит, что однажды Бог начертил на песке человеческий силуэт. В тот же миг появился дьявол и проткнул в нем множество ран-дырочек, каждая из которых означала какую-либо хворь. Тогда Бог создал 11 трав и наделил их силой излечивать 77 недугов. Поэтому, согласно народным верованиям, человек может заболеть 77 болезнями и для каждой из них найдет лечебное средство.
— На Девять мучеников страда была в самом разгаре, но крестьяне думали не только о труде, но и о сохранении душевного здоровья. Поэтому старались особенно тщательно соблюдать обычаи рода, начинать пахоту и сев только с молитвами и с советами стариков. По этому поводу говорили: «Без времени и без меры — будет грех на душе, а в теле — недуг».
— Сны, приснившиеся 12 мая означают следующее: увидеть чистое озеро — к здоровью в течении всего года; сеять муку — к потере зрения в старости; читать псалмы — к долгой жизни; приказывать кому-нибудь — к потере уважения в коллективе; выяснять отношения с супругом — к покою в семье; протирать мебель — к потере близкого (кровного) человека, к потере родственника.
Текст молитвы
Верующие молятся девяти святейшим мученикам, проповедовавшим в Кизике. Святые мужи отдали свою жизнь во имя Спасителя и за христианскую веру. Кровь невинных была пролита за Христа. За это дело Церковь прославляет девять святейших мучеников. Святые обрели бессмертие и наслаждаются благостью Всевышнего.
Христиане молятся, чтобы мученики передали свои просьбы Спасителю. Святые мужи просят исцеления от душевных и физических недугов. Верующие искренне верят, что мученики получили от Бога дар исцеления, христиане чтят святых за то, что они помогли спастись от тяжелых болезней.
Молитва 9 кизическим мученикам
Что касается всемогущей святости мученика, ценности раввина Христа, Теогниса, Руфа, Антипатра, Теостихоса, Артема, Магны, Фавмасьи, Феодота и Филимона, из любви к Христу, из любви к Христу, мы соберем из разных стран и что Бог и человек смело совершенны в проповеди Кизицы;
нас заставляют поклоняться бывшему идолу, идолы встречаются чаще и князь постыден, мы не будем бояться различных желаний и жестоких упреков, и из-за различных страданий от меча мы быстро рассекаем и проливаем нашу кровь за Христа, как вода, и та, как малиновая,
Церковь Христова, как невеста, красивее; то же самое и сейчас, увенчанный вечной короной бессмертной славы, всегда в невыразимой радости с ликом ангелов в небесных селениях, вы окопались, с сияющим божественным светом и видом его невыразимой доброты.
Для этого мы смиренно устремляемся к Тебе и, любовно глядя на твой святой образ, молимся: ты молишься за нас, Христос Бог, как смелость к Имеющему, дабы святыми молитвами Твоими мы избавились от всего душевного и телесного недуги.
Бог дал тебе дар исцеления от всех болей с верой, что ты падаешь, чтобы исцелиться, а также этому славному мужу, исцелившемуся от ужасной болезни, и мы, верные, принятые одинаково, чтим тебя, святой мученик, частичку дар тех, кто имеет Бога от Христа к Нему, и слава куплена Отцом и Святым Духом всегда, сейчас и всегда, и во веки веков. Аминь.
Тропарь девяти мученикам Кызычским (пункт
Святой мученик девяти чисел, / из разных городов в одном лице, спариваясь с божественной манией, / мужественно страдать за Христа, победоносного невидимого врага, / злые князья и мучители бесчестят ваше терпение, / огнем любви Божьей мы будем чуять , / материально мучает вас до холода / даже если Христос Бог дал вам благодать исцелить болезнь, / от неблаговидных и множественных страстей // милосердно спасите нас своим ходатайством, мы молим вас.
Кондак девяти мученикам Кизичес (позиция 2)
Твердое и светлое лицо мученика девяти, / Трисолунского Божества исповедника, / по приговору Первого крика: / наша кровь и наши души из тела, / в качестве безупречной жертвы мы приносим вам, о Господи, / пред лицем твоим небесным, // как милосердный Бог.