Аудио-версия статьи
См. раздел ИСИХАЗМ (ИИСУСОВА МОЛИТВА)
***
Моли́тва Иису́сова – молитва «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного» или более краткие ее формы. Церковный устав законополагает неграмотным мирянам все молитвословия и псалмопения заменять Иисусовой молитвой: Малое повечерие – 400, Великое повечерие – 700, Часы без междочасия – 1000, Часы с междочасием – 1500, Полунощница – 600, Утреня – 1500, Кафизма – 300, Слава – 100, Псалтирь – 6000.
***
Почему Иисусова молитва имеет так много названий?
В зависимости от степени действия слова, ума, сердца и Духа Божиего (на богомольца), а, можно сказать, что в зависимости от того, с какой стороны мы рассматриваем эту молитву, она обозначается тем или иным наименованием. Вообще различают несколько видов молитвы: словесная (произносится вслух), умная деятельная (называется умной потому, что читается мысленно, а деятельной – потому, что, до времени всецелой преданности в волю Божью, совершается человеком намеренно, а не самодвижно Духом Святым), умно-сердечная деятельная (вместе с умом молится и сердце). Следующие два вида молитвы обретаются молящимся по очищении сердца от страстей и греха: умно-сердечная самодвижная (непрекращающаяся молитва, движимая Святым Духом), умно-сердечная чистая, или непарительная (чистая от посторонних помыслов). По соединении души с Иисусом Христом в «один дух» (1Кор.6:17) обретается высшая степень молитвы: молитва зрительная (соединившись с Господом, подвижник зрит великие тайны Божии).
Искушения
Когда человек действительно полюбит молитву, когда его дух возгорится, тогда, по учению святителя Игнатия, Иисусова молитва начнет переходить из словесной формы в сердечную. А сердечная молитва, если будет приноситься со вниманием, начнет захватывать и умные сферы души. Таким только образом умно-сердечная молитва может стать доступной для современных христиан, целиком посвятивших себя Богу. Священники, монахи, благочестивые миряне, которые удалены от повседневных забот и печалей, могут взять этот Божественный дар и с пользой для души совершать умно-сердечную молитву.
Начать я рекомендую так: отстраниться от обычной суеты — от радио, телевизора, уединиться в спокойном месте, где можно молитвенно настроиться. Если со временем у вас начнется серьезное занятие Иисусовой молитвой, необходимо искать тех людей, которые опытно прошли этот путь, и с ними обсуждать все свои состояния.
Начинающему нужен помощник. Потому что активность духа воздействует и на душу, и на психическое состояние, и на нервную систему. Она пробуждает в душе много таких движений, которых, может быть, и не было раньше. Когда человек постоянно творит умную молитву, в нем начинает пробуждаться сокровенное, с чем человек в своей практике, возможно, и не сталкивался.
Есть такой закон в физическом мире — чем мощнее и чем больше какое-то энергетическое движение, тем больше в него вовлекаются окружающие сферы. Так же и молитва Иисусова. Если делать ее с каким-то усилием, с каким-то напряжением, то она может пробудить очень много из чувственного мира и из мира воображения, особенно если мы не имеем покаянного чувства. Весь негатив, который пока сокрыт, придет в движение и может пагубно повлиять на душевное состояние человека.
Определить, правильным ли путем идет человек в своем молитвенном делании, можно по плодам. Плодом неправильной молитвы может стать гордыня ума. Человек начинает делать все напоказ, старается всем показать, что он долго молится, что он умеет творить Иисусову молитву.
В Евангелии сказано: если хочешь Богу принести сердечную молитву, «…вниди в клеть твою, и затворив двери твоя, помолись Отцу твоему, иже в тайне: и Отец твой, видяй в тайне, воздаст тебе яве» (Мф.6:6). Если человек не войдет в свою внутреннюю клеть со смирением, с глубокой верою, с покаянным чувством, со вниманием, то это занятие выльется у него или в фарисейство, или в гордое самоутверждение.
Часто в такой ситуации у людей начинается нервное расстройство, заметное со стороны, — нервные резкие движения, возбудимость, желание что-то доказать, поспорить. Это тоже показывает, что человек неправильно творит молитву.
Нельзя вступать в духовный мир без рассуждения. Каждый шаг должен быть проверен и духом Евангелия, и духом заповедей Господних, традицией и учением Церкви, мыслями святых отцов. У человека должно быть ясное состояние разума, чтобы он видел правильные и ложные пути.
Откуда берет начало молитва Иисусова?
Прообраз Иисусовой молитвы представлен в Евангелии (Мк.10:46-52): когда Иисус Христос выходил из Иерихона, у дороги сидел слепой Вартимей, «сын Тимея». Услышав, что здесь Иисус Назорей, слепой начал кричать и говорить: «Иисус, Сын Давидов! помилуй меня». Многие заставляли его молчать, но он еще более стал кричать: «Сын Давидов! помилуй меня»… Также некоторое сходство молитва Иисусова имеет с молитвой хананеянки, которая кричала Иисусу: «Помилуй меня, Господи, Сын Давидов, дочь моя жестоко беснуется» (Мф.15:22). Подобно Вартимею и хананеянке просил Бога о помиловании и мытарь из евангельской притчи: «Боже! будь милостив ко мне грешнику!» (Лк.18:13).
Господь принес нам свободу
Многие даже не знают, что такое настоящая свобода. А это интереснейшая (бесценная) вещь. После избавления от рабства греху (возможно только с помощью Христа), приобретается это благо. Господь сказал: Веруйте в Истину (содержание Иисусовой молитвы), и Она сделает вас свободными. Что это значит?
Скажете горе ввергнуться в море – и двинется с оснований своих, хотите перейти реку, как посуху – идите и не бойтесь. Дождь нужен? Просите во Имя Господне, и небо будет повиноваться вам. Мертвого воскресить – пожалуйста!Скажете фантастика? Нет, дорогие мои, это чистая правда. И такие святые были на земле.
Примечание: Да, не всякому это дано. Веры в нас мало, ее практически нет, иначе стали бы святыми. Надо хотя бы осознавать свою немощь.
Нужно ли испрашивать благословение на Иисусову молитву?
На этот счет существуют противоположные мнения. Согласно одной точке зрения, Иисусова молитва (имеем в виду процесс моления, молений) есть особое делание, особый духовный труд, а потому она должна совершаться под руководством и по благословению опытного наставника, того, кто хорошо знает духовную жизнь обратившегося к нему христианина. «Без руководства, – предупреждает преподобный Варсонофий Оптинский, – эту молитву проходить опасно». Причем сам этот священник должен быть весьма опытным молитвенником, он сам должен иметь опыт молитвы.
Согласно другому распространенному мнению, его высказывают и сами священнослужители, Иисусова молитва не отличается ни от какой другой молитвы, а поскольку молитва – это естественное состояние жизни христианина (1Фес.5:17), то и в особом благословении она не нуждается. Так, протоиерей Димитрий Смирнов говорил: «Не надо наделять Иисусову молитву какими-то особыми качествами. Это просто одна из молитв. Но в силу чеканной формулы она полюбилась всем молитвенникам Церкви так же, как и Литургия Иоанна Златоуста, которая в хорошем смысле слова вытеснила все остальные чины Литургии – и теперь, в основном, мы молимся устами этого замечательного святителя… Если человек молится Иисусовой молитвой – на здоровье».
Мы из одного теста, а вкус разный
Все мы устроены одинаково, и в то же время очень отличаемся: по интеллекту, по уровню христианизации, пониманию православного учения, глубине веры, способностям, темпераменту, присущим страстям, наконец, по степени решимости следовать за Христом. Что одному хорошо, то другому – смерть. Практикуя молитву, будете иметь представление о ее воздействии на:
- события;
- собственное преображение;
- окружающих людей;
- изменения в жизни.
Приступать к ней надо обдуманно. Слушать советы, но выбирать свой путь, опираясь на опыт святых. Следовать их примеру, но не копировать. Перенимать знания, но осознавать, что их уровень очищения души и наш отличается, как небо от земли. Мы сделаны из одного теста, но обладаем индивидуальностью. Как она проявится не узнаете, пока не испытаете чудо-молитвы на собственной шкуре.
Могут ли случаться искушения с творящим Иисусову молитву?
Твердое намерение человека совершать молитву Иисусову может проявляться в испрашивании благословения у священника на подобное делание. Но как только лукавый увидит эту решимость, он может восстать на молящегося, поэтому во время совершения богомольцем Иисусовой молитвы на него часто находит буря помыслов, которые всевает враг. Преподобный Илларион Оптинский учил не противоречить вражьим помыслам, так как это под силу только опытным молитвенникам, а просто продолжать молиться в простоте сердечной, уповая на милость Божию: «А если когда против желания ум пленится, тогда продолжать молитву, а не противоречить – противоречить не твоей еще меры». О том, что идущий путем Иисусовой молитвы может претерпевать скорби как на молитве, так и после нее, предупреждал и преподобный Варсонофий Оптинский: «Путь молитвы Иисусовой есть путь кратчайший, самый удобный. Но не ропщи, ибо всякий идущий этим путем испытывает скорби». Совершающий Иисусову молитву должен обращать особо пристальное внимание на свою духовную жизнь. «Сумасшествие от молитвы Иисусовой может произойти тогда, когда, творя эту молитву, не отступают от каких-либо грехов и привычек грешных, кои осуждает совесть. При сем внутри происходит глубокий разлад, прогоняющий всякую мирность сердца», – пишет святитель Феофан Затворник.
Роль Иисусовой молитвы в жизни христианина
Жизнь человек протекает в постоянном искушении. Земное Царство полнится соблазнов, поэтому нет такого верующего, кто не грешил вообще. Это нормально. Но грех чужд божественной природе. Он как паразит, развращает душу раз за разом. Человек должен отказаться от греха.
Но самостоятельно сбросить его оковы он не в состоянии. Единственный помощник в этом нелегком деле станет Господь и Его могучая сила. Чтобы обрести защитника в виде Творца, следует регулярно читать Иисусову молитву. Так верующий укрепит свою душу, ум, сердце, станет невосприимчивым к козням сатаны и приблизится к Граду Божьему.
К сожалению, наши сердца отравлены грехом. Еще неизвестно, когда мы окончательно избавимся от него. Шанс на возвращение в Небесные Чертоги подарил нам Спаситель Своим искупительным подвигом. Ради нас Он перенес страдания и вызволил из Преисподней всех бесправно осужденных.
После Его воскресения каждому христианину стало велено жить, как Христос. В молитве и кротости жить и радоваться жизни, постепенно приближаясь к Богу. Оставить далеко позади земные наслаждения наша ответственная задача, наш долг.
Чем отличается Иисусова молитва от медитации?
Отличий множество. В Иисусовой молитве решительно выражается вера в Бога, Который заботится о спасении человека. В этой молитве мы стремимся встретиться не с безликим богом (абсолютом), но наша молитва сосредоточивается на личностном Боге – Богочеловеке Иисусе Христе. Важно понимать, спасение, о котором мы просим в этой молитве – не абстрактное состояние, но единение с Триипостасным Богом. Еще одно отличие: в процессе моления (вследствие моления) мы не стремимся привести ум к абсолютному «ничто», но хотим обратить его в сердце и стяжать благодать Божию. Царствие Божие внутрь вас есть (Лк.17:21). Тело, по учению Церкви, – не зло, а злом же является плотской разум. Оно не «одеяние души» как говорят философские учения, и его нужно стремиться не сбросить, но спасти. Ибо под спасением всего человека подразумевается и его душа, и его тело. Следовательно, мы не стремимся к гибели тела, но воюем против греховного служения ему. Мы не хотим гибели жизни, не стремимся впасть в такое состояние, чтобы ради прекращения страданий не иметь желания жить. Еще один важный аспект: в нас нет безразличия к окружающему миру, восточные же учения избегают углубляться в человеческие проблемы, стремятся сохранить свой мир и безмятежие. Православный же христианин непрерывно молится за всех, плачет обо всем мире. Радость, которая существует только для нас, но не для мира, не является подлинной радостью. И, наконец, мы не придаем большого значения психотехническим методам, а также различным положениям тела, хотя и считаем, что некоторые из них помогают сосредоточить ум в сердце. Молящийся стремится не к апатии (это отрицательное состояние), а к стяжанию Божественной благодати.
***
Молитва Иисусова, по научению святых отцов, прилична, когда человек идет, или сидит, или лежит, пьет, ест, беседует или занимается каким рукоделием, кто может при всем этом произносить молитву Иисусову со смирением, тот не должен оставлять оной. (Преподобный Амвросий Оптинский).
Сила не в словах молитвы Иисусовой, а в духовном настроении, страхе Божием и преданности Богу и во всегдашнем внимании к Богу и Ему предстоянии умном. (Святитель Феофан Затворник).
«Ты пишешь мне, что есть у тебя желание проходить подвиг непрестанной Иисусовой молитвы, но некоторые говорят: впадешь в прелесть от Иисусовой молитвы. Вот еще нашлись новые хулители Иисусовой молитвы! Не понимают сами, что говорят. В прелесть впадают не от молитвы, а от гордости, самомнения и самочиния». прп. Иоанн Валаамский
Весь мир находится под влиянием какой-то силы, которая овладевает умом, волей и всеми душевными качествами человека. Человек остается даже как бы беззащитным; настолько им овладевает эта злая сила, что он не сознает, что делает. Даже внушается самоубийство и совершается. А почему это происходит? Потому что не берут оружия в руки: не имеют при себе имени Иисусова и крестного знамени. Иисусова молитва разрушает все дьявольские приражения, это сильнейшее оружие для борьбы со страстями. Враг всячески старается отклонить христианина от этой молитвы, ее он больше всего боится и ненавидит. прп. Варсонофий Оптинский
***
См. МОЛИТВОСЛОВ
Иные названия Иисусовой молитвы
В некоторых моментах, обращение к Сыну Божьему можно отнести к аскетическим практикам. Однако по большей части, она является частью эзотерического направления. Среди адептов, носит название «тайная молитва». Читают ее для того, чтобы обрести крепость ума и уберечь душу от греха.
В рамках аскетизма молитвословие является важной частью понимания себя и Божественного Промысла. В этом случае, аскет отрешается от своего земного существования в пользу небесного бытия.
ИНТЕРЕСНО: Жизнь Иисуса Христа: читать.
Практиковать аскезу может каждый, однако, не стоит самостоятельно постигнуть это течение христианства. Для удобства уточните все интересующие вопросу у своего духовного наставника. Только он в силах помочь вам, наставить на путь истинный. В одиночку вы можете стать приверженцем еретического течения, хотя не будете подозревать об этом.
Порой молитва является причиной искушения. Например, человек страдает чревоугодием. И молит Господа о том, чтобы он простил Ему этот грех. Но с каждым разом, верующий подвергается искушению вкусить запретной пищи. В этом случае помощь священника необходима. Давно известный факт священники словом могут помочь, исцелить, направить. С ними полезно вести беседы и просить совета.
Так как Иисусова чем-то напоминает практики йоги, то ее постоянно путают с таковой. На самом деле, это не так.
«Тайная молитва» практикуется в исихазме и предполагает молчание. Подобного рода аскеты предпочитают в молчании проводить время и учиться понимать Господа бога без слов. Такой подход, безусловно, интересен, но для обычного мирянина, чья жизнь проходит в постоянном общении, невыполнима.
Молитва Иисусова – древний рецепт спасения
В 136 псалме есть слова: Блажен(имеющий общение с Богом)кто разобьет головы твоих (дочь вавилона)младенцев о камень. Человека, не знающего толкования, текст может смутить: какая жестокость! На самом деле, все просто. Это рецепт спасения от козней дьявола:
- Младенцы– помыслы, которые он вкладывают в наши умы.
- Камень– Христос.
С помыслами не ведут бесед, споров, их не смакуют, не ждут, когда те вырастут и ввергнут в грех. Не давая обосноваться в уме, пока они младенцы, их надо бить молитвой Иисусовой, Его Именем. Так как, мысли в голове роятся постоянно, то и молятся непрестанно.
Молитва Господу о здравии
Тяжелый недуг – не повод отчаиваться. Конечно, в болезни сложно увидеть благой промысел Божий, но сделать это нужно, чтобы не только облегчить свои страдания, но и выразить полное доверие Господу, за чем обязательно последует вознаграждение свыше.
Подходить к борьбе с бедами, связанными с ослабленным здоровьем, с оптимистическим настроем помогает вера в Христа. Укреплять ее в себе можно с помощью молитв, часть из которых одновременно направлена к Всевышнему, как прошение о божественной помощи.
Взывать к Единому Творцу священнослужители рекомендуют не только тогда, когда надежды на иное спасение исчезли. Обращаться к нему стоит каждый день, независимо от состояния здоровья.
Просить можно и нужно об исцелении собственном и выздоровлении близких, о защите их от недугов. Тот, кто в своей молитве будет настойчивым, кто попросит у Бога благ с искренней любовью к Нему, обязательно получит свое.
Как правильно молиться Иисусу Христу, сыну Божьему
Чтобы Иисусова молитва была эффективной необходимо молиться правильно. Главными препятствиями в этом случае являются рассеянность и бытовая суета. Вряд ли получится научиться Иисусовой молитве, если у человека имеется зависимость от TV или интернета. Не сможет правильно молиться человек, для которого основное времяпровождение связано со слушанием музыки и общением в социальных сетях. Все бытовые увлечения заполняют ум и сердце и при этом не позволяют человеку правильно и целенаправленно обратиться к Богу с молитвой.
Чтобы правильно молиться Иисусу Христу, важно соответственно настроится. Молитва к Господу — это практически медитация. На время молитвенного обращения нужно полностью отрешиться от событий окружающего мира. Только таким образом можно приблизиться к Богу и рассчитывать на эффективное общение.
Чтобы наша молитва была услышана Богом, она должна быть наполнена внутренней энергией человека. Необходимо перед тем как творить молитву, освободить душу от греховных мыслей, злости, ненависти, зависти. Необходимо мысленно попросить прощения у своих близких, а также простить их.
Успех молитвенного обращения зависит от того, насколько вы понимаете разумом произносимый текст. Перед тем, как молиться необходимо понять и прочувствовать каждое молитвенное слово, вникнуть в смысл произносимых фраз и передать знание свое душе.