Молитва «Боже, очисти мя грешнаго»: текст, как правильно читать


Утренние молитвы

На самом деле, чтение молитв — это не попросту случайное произнесение слов, обращенных к Богу либо какому-либо святому. Глубоко верующие люди с негодованием относятся к тем, кто читает молитвы, где и когда придется. Начинающие же, напротив, не могут даже произносить тексты на том языке, на котором пишутся молитвы.

Не считая того, существует определенное молитвенное правило — это список молитв, созданных для вечера и для утра. Например, популярная почти всем молитва «Отче наш» — основное обращение, которым денек может и начинаться и заканчиваться. Эту молитву необходимо непременно прочесть до завтрака. Молитвенно правило не быть может у всех схожим: кто-то имеет возможность уделять утренним молитвам необходимое количество времени, а кто-то нет.

Тут принципиально одно: молитвенное правило быть может даже весьма маленьким, но его необходимо соблюдать непременно. Считается, что даже пятиминутная утренняя молитва, прочитанная от всего сердца, а не формально, достаточна для того, чтоб человека можно было именовать хорошим христианином. Самое основное — соответствие мыслей и читаемых слов.

Утренние молитвы непременно должны включать в себя чтение поминания. В это время молятся о мире, здравии собственных родственников и просто людей, которые каким-то образом имеют отношение к вашей жизни. Так же принципиально поминать собственных недоброжелателей с тем, чтоб пожелать им добра.

Молитва Макария Величавого «Боже очисти», как, вообщем, и остальные его молитвы — по большей части утренние. Конкретно она владеет большой силой, ведь этот святой был известен своими благими делами.

ТОЛКОВАНИЕ УТРЕННИХ МОЛИТВ

Молитва 1-я, святого Макария Великого

Боже, очисти мя грешнаго, яко николиже сотворих благое пред Тобою; но избави мя от лукаваго, и да будет во мне воля Твоя, да неосужденно отверзу уста моя недостойная и восхвалю имя Твое святое, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Перевод:

Боже, очисти меня, грешного, так как я никогда не делал доброго пред Тобою; избавь меня от злого, коварного (название диавола по-церковнославянски), и пусть будет во мне воля Твоя; дай мне неосужденно (безнаказанно) открыть мои недостойные уста и восхвалить святое имя Твое, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и всегда и в веки вечные. Аминь.

Молитва 2-я, святого Макария Великого

От сна востав, полунощную песнь приношу Ти, Спасе, и припадая, вопию Ти: не даждь ми уснути во греховней смерти, но ущедри мя, распныйся волею, и лежащаго мя в лености ускорив возстави, и спаси мя в предстоянии и молитве, и по сне нощнем возсияй ми день безгрешен, Христе Боже, и спаси мя.

Перевод:

Встав после сна, я в полночь приношу Тебе, Спаситель, песнь и, припадая к стопам Твоим, восклицаю Тебе: не дай мне уснуть в греховной смерти, но сжалься надо мною, добровольно Распявшийся, скоро подними меня, беспечно лежащего, и спаси меня, стоящего пред Тобою на молитве. И после сна ночного пошли мне ясный и безгрешный день, Христе Боже, и спаси меня.

Молитва 3-я, святого Макария Великого

К Тебе, Владыко Человеколюбче, от сна востав прибегаю, и на дела Твоя подвизаюся милосердием Твоим, и молюся Тебе: помози ми на всякое время, во всякой вещи, и избави мя от всякия мирския злыя вещи и диавольскаго поспешения, и спаси мя, и введи в Царство Твое вечное. Ты бо еси мой Сотворитель и всякому благу Промысленник и Податель, о Тебе же все упование мое, и Тебе славу возсылаю, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

В этой молитве мы изъявляем готовность и желание перед Богом по пробуждении от сна заниматься делами, назначенными каждому Богом, и просим у Него помощи на эти дела; просим также, чтобы Он сохранил нас от грехов и ввел нас в Царство Небесное. Молитва заканчивается славословием Богу.

Перевод:

К Тебе, Владыка Человеколюбец, встав поcле сна, я спешу и, по милосердию Твоему, принимаюсь за угодные Тебе дела. Я молюсь Тебе: помоги мне всегда и во всем, и избавь меня от всякого зла в мире и от диавольского действа, и спаси меня, и введи в Царство Твое вечное. Ибо Ты — мой Творец и всякого блага Источник и Податель, на Тебя вся моя надежда, и я шлю к Тебе хвалу теперь, всегда и в веки вечные. Аминь.

Молитва 4-я, святого Макария Великого

Господи, Иже многою Твоею благостию и великими щедротами Твоими дал еси мне, рабу Твоему, мимошедшее время нощи сея без напасти прейти от всякаго зла противна; Ты Сам, Владыко, всяческих Творче, сподоби мя истинным Твоим светом и просвещенным сердцем творити волю Твою, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Перевод:

Господи, сохранивший по обильной Своей благости и великому Своему милосердию раба Твоего в прошедшее время этой ночи и отразивший всякое нападение диавола, Ты Сам, Владыка, Творец всего мира, удостой меня при свете Твоей истины, с просвещенным сердцем исполнять волю Твою, ныне и всегда и во веки веков. Аминь.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Правила для верующих

Молиться допускается хоть на российском языке, хоть на церковнославянском — кто как умеет. В итоге любой человек, который считает себя верующим, должен выработать определенные ритуалы.

К ним относятся:

  • неотклонимые молитвы любой денек.
  • почитание икон и святых мощей.
  • непременно ношение крестика, при этом, совершенно не в качестве декорации.
  • празднование христианских дат и чествование святых.
  • паломничества, соблюдение постов, поклоны перед иконами и святынями.

Принципиально держать в голове, что утренние молитвы лучше не пропускать, так же недозволено местами слова. Не надо торопиться и суетиться, читая молитву. Принципиально осознавать сущность произносимых слов и предложений. Молиться необходимо в тиши, чтоб не отвлекали звуки снаружи — радио, телек, телефон.

Молитвы

Аудио

Душе́, душе́ моя́, почто́ жа́луешися на Го́спода? Я́ко ле́ность твоя́ ве́чней му́це хода́тай есть. А́ще бы ве́дала дар Бо́жий, пла́кала бы ся горя́щими слеза́ми, стена́ющи со воздыха́нием, скорбя́щи о вся́ком гресе́, о ма́лем и о вели́цем. Возопи́й ко Своему́ Влады́це, да не предвари́т тебе́ я́рость одержа́щаго всеси́льною руко́ю пра́ведною. Аз же, гре́шный и лени́вый и льсти́вый язы́к име́яй, ка́ко помолю́ся Влады́це моему́, да изба́вит мя Госпо́дь от Стра́шнаго Суда́? Всегда́ бо трепе́щу по́мыслом в се́рдцы мое́м о Стра́шнем Суде́, да изба́вит мя от му́ки ве́чныя, и че́рвия неусыпа́ющаго, и тьмы кроме́шныя, и от грозы́ несогре́емыя. Поми́луй мя, гре́шнаго раба́ Твоего́ (имя), я́ко Па́вла апо́стола, его́же любля́ше па́че всех, и от нас, убо́гих, не отврати́ лица́ Твоего́ во он День Стра́шный, его́же трепе́щет душа́ моя́ и соста́вы те́ла моего́ ужаса́ются. Го́споди, изба́ви мя стра́шнаго часа́, да не отпаду́ от ми́лости Твоея́. Но молю́ святы́я А́нгелы и Арха́нгелы, и проро́ки, и му́ченики, и вся святы́я, да мо́лят Бо́га за мою́ ду́шу. Ва́шего ра́ди моле́ния да возврати́т Влады́ка тре́бы Своя́ от мене́, гре́шнаго. И ты, Пречи́стая Госпоже́ Де́во, иму́щи дерзнове́ние к Сы́ну о рабе́х Твои́х, не забу́ди трудо́в раба́ Твоего́ (имя). Влады́ко Спа́се, от убо́гия души́ Тебе́ молю́ся, изба́ви мя от печа́ли грехо́в мои́х и введи́ в ра́дость безконе́чнаго жития́, иде́же прославля́ется всесвято́е и́мя Твое́, Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, всегда́, ны́не, и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Перевод:
Молитва на каждый день.
Душа, душа моя, почему жалуешься на Господа? Ведь лень твоя испрашивает вечной муки. Если бы знала дар Божий, плакала бы горючими слезами, стеная с тоской, скорбя о всяком грехе, о малом и великом. Воскликни своему Владыке, чтобы не постигла тебя внезапная ярость Обладающего всесильной праведной рукой. Я же, грешный и ленивый, льстивый имея язык, как помолюсь Владыке моему, дабы избавил меня Господь от Страшного Суда? Постоянно трепещу от помыслов в сердце перед Страшным Судом, о избавлении от муки вечной, и червя, вечно терзающего, и тьмы кромешной, и от грозы, которой не избежать. Помилуй меня, грешного раба Твоего (имя), как апостола Павла, которого любил больше всех, и от нас, убогих, не отврати лица Твоего в тот Страшный День, которого боится душа моя и перед которым цепенеет тело моё. Господи, избавь меня от страшного часа, чтобы не отпасть мне от милости Твоей. Но молю святых Ангелов, Архангелов, пророков, мучеников и всех святых, чтобы помолились Богу о моей душе. Молитвы вашей ради, чтобы избавил Владыка меня грешного от Своего возмездия. И Ты, Пречистая Госпожа Дева, имеющая право обратиться к Сыну о рабах Твоих, не забудь трудов раба Твоего (имя). Владыка Спаситель, от убогой души Тебе молюсь, избавь меня от печали грехов моих и введи в радость бесконечной жизни, где прославляется всесвятое имя Твое, Отца и Сына и Святого Духа, всегда, теперь и постоянно и во все века. Аминь.

Макарий Величавый

Святой Макарий Величавый — создатель почти всех православных молитв и бесед, православный чудотворец и отшельник. Родился он примерно в 300 году в Нижнем Египте. Предки его прожили до преклонных лет, не имея деток. Когда парень подрос, его женили.

Женился он, быстрее, по пожеланию родителей, но домашняя жизнь долгой не оказалась, и скоро он стал вдовцом. Потом не сделалось и его родителей. Макарий решил, что все его имущество ему больше не пригодится, пораздавал его беднякам и начал двигаться в пустыню. Там жил одинокий старец, который был весьма рад приютить гостя. В период этого проживания старик проповедовал Макарию богослужение, как науку, а заодно они совместно плели корзины. Мало позднее они соорудили для Макария отдельное жилье недалеко. Так прошло пару лет.

Потом путь Макария лежал к Святому Антонию, который был папой отшельничества в Египте. Приход Макария повеселил преподобного, чьим учеником и последователем он стал. Этот период длился достаточно длительно. Существенно позднее, следуя совету собственного наставника, Макарий отправился в Скитскую пустыню. Он показал себя, как монах с богатым опытом, и это невзирая на то, что ему было всего 30 лет! Не считая того, он искусно врачевал и лечил людей, которые шли и приезжали к нему даже издалека.

Таковой стиль жизни не давал ему хотимого уединения, и он сделал себе такое пространство. Это была пещера, которую он своими руками вырыл под своим жилищем. Там он укрывался от всего мира для чтения молитв и раздумий о Боге. Он достигнул в этом такового дерзновения, что силой собственных молитв научился оживлять погибших. Сам же при всем этом оставался человеком полнейшего смирения.

В период с 364 по 378 годы Макарий Величавый подвергался гонениям архиепископа Луки. Вкупе с Макарием Александрийским его на корабле отвезли на необитаемый полуостров, который населялся язычниками. Оба святых не должны были выжить на этом полуострове. Но они не только лишь выжили, но исцелили дочь головного жреца. Опосля этого обитатели острова приняли Крещение. Даже сам епископ, узнав о подвигах святых, решил им возвратиться.

Опосля этого Макарий Величавый пожил еще около 60 лет в гиблой пустыне в неизменных молитвах, трудах и раскаяниях. Весь его актуальный опыт вылился в бессчетные молитвы и духовные беседы. Они стали величавым наследием величавого святого и были переведены на почти все языки мира. Главные их темы — это христианская любовь, терпение, чистота, духовное совершенство. Основное их правило — вера, жизнь без греха, согласно заповедям.

Погиб святой в преклонном возрасте 90 либо 97 лет — тут сведения разнятся.

1 февраля для христиан — денек памяти и чествования этого чудотворца. В этот денек проводится церковная служба в его честь и чтение акафиста.

Православная Жизнь

Недавно меня попросили посоветовать молитву посильнее, чтоб обязательно подействовала.


Слышать такую постановку вопроса приходится не впервые – YouTube регулярно предлагает сильные молитвы для очищения дома и защиты от сглаза.

Почему это в корне неправильно? Потому что тексту молитвы самому по себе приписывается какая-то особенная сила. Как будто, если поменять слова местами, что-то изменится. Может, Бог некоторые тексты молитв недостаточно хорошо понимает и чтобы Он лучше расслышал, нужен другой текст, позабористее? Или есть какие-то особенные словосочетания, которых Господь не посмеет ослушаться и непременно удовлетворит мою просьбу? Согласитесь, звучит абсурдно и даже кощунственно.

Когда-то во времена моей далекой юности в нашей локальной газете вместе с ежедневной телепрограммой стали печатать иконы святых дня и писать, кому от чего надо молиться. Я тогда не преминула случаем поёрничать, что православие ничем от язычества в таком случае не отличается: заменили просто узко специализированных божков своими святыми – и всё. Гораздо позже, открыв свой первый молитвослов, я с удивлением обнаружила, что молитвы всем этим святым не содержат просьб о специфических видах хвори, урожае, снятии венца безбрачия или примирении с начальством. Наоборот, они все довольно похожи и по большому счету сводятся к тому, что раз ты святой человек, сейчас рядом с Богом, то попроси Его, пожалуйста, чтобы Он даровал нам прощение грехов, покаяние, был милостив, когда мы предстанем на Суд Его, и хранил Церковь от ересей и расколов. Если здравие тела и упоминается, то только в паре со здравием души, и то несколько вскользь. Весь акцент смещен на духовное, никакой бытовухи и эзотерики и близко нет.

Конечно, нет ничего предосудительного в том, чтобы попросить помощи у святых, когда зуб болит, но нельзя этим определять их функционал. Благая весть не об этом. Иисус Христос исцелял больных и увечных, но при этом проповедовал покаяние и звал в вечную жизнь. Связь наших бед и болезней с грехом на страницах Евангелия подчеркивается неоднократно: «Вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже» (Ин. 5:14). Следует искать не избавления от плохого самочувствия, а искоренять его причину.

Если положенное молитвенное правило вычитывать не механически, а пытаться вникнуть в смысл написанного, то можно понять, чего нам на самом деле следует желать и к чему стремиться. Тексты молитв, включенные в правило, определены и рекомендованы священноначалием не в силу их специфически магических свойств, а для того, чтобы мы учились правильно молиться. Потому оно и называется правилом.

Авторы молитвословий – святые подвижники. Пытаясь молиться их словами, мы приобщаемся их духовному опыту, постигаем, что именно нужно просить у Бога и в чем каяться. По мере личного духовного возрастания, изучения Писания и догматических истин в текстах молитв будут открываться все новые и новые смыслы.

Когда ученики просили Иисуса Христа научить их молиться, то Он даровал им молитву Отче наш. Господь не просто красивые слова нам дал, а открыл смысл духовной жизни. Святыми отцами написано множество толкований на эту молитву – она очень глубока и многослойна. Поэтому неразумно довольствоваться просто ее регулярным повторением, неплохо было бы и постараться разобраться в ее смысле. Ведь Христос дал нам не универсальное заклинание от всех бед, а инструкцию правильного построения духовной жизни.

Конечно, проще сказать, чем сделать. Но, как говорится в одной современной поговорке: не можешь идти к цели – ползи, нет сил ползти – хотя бы ляг в направлении цели. Для Бога важно даже наше благое намерение. Поэтому предлагаем начать с малого и немного поразмыслить над молитвами, включенными в наше обычное утреннее и вечернее правило.

Молитва 1-я, святого Макария Великого (из «Утренних молитв»).

Бо́же, очи́сти мя гре́шнаго, я́ко николи́же сотвори́х благо́е пред Тобо́ю; но изба́ви мя от лука́ваго, и да бу́дет во мне во́ля Твоя́, да неосужде́нно отве́рзу уста́ моя недосто́йная и восхвалю́ и́мя Твое́ свято́е, Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в Ами́нь.

Начнем с авторства. Молитва составлена прп. Макарием Великим, учеником прп. Антония Великого, основателя монашества. Жил он в Египте в IV в. Целью всей своей жизни прп. Макарий видел соединение души с Богом. Провел в пустыне более 60 лет в посте и молитве и умер в возрасте 97 лет. (Это, кстати, к вопросу о вреде воздержания для организма.)

Стало быть, молитвы, включенные в правило, не просто благочестивые слова, но плод духовного опыта человека, достигшего высочайших вершин святости.

Бо́же, очи́сти мя гре́шнаго, я́ко николи́же сотвори́х благо́е пред Тобо́ю.

В первой же фразе мы просим Бога очистить нас грешных, потому что никогда (николиже) ничего хорошего в общем-то и не сделали. Звучит даже несколько обидно. Неужели совсем-совсем ничего хорошего я в жизни не сделал? Можно произнести эти слова языком, но сердце в них поверить отказывается. Особенно странно их слышать от человека, поражавшего святостью своих современников.

Обратимся за помощью к тексту Евангелия. Апостол Лука приводит следующие слова Христа: «Кто из вас, имея раба пашущего или пасущего, по возвращении его с поля, скажет ему: ‟пойди скорее, садись за стол”? Напротив, не скажет ли ему: ‟приготовь мне поужинать и, подпоясавшись, служи мне, пока буду есть и пить, и потом ешь и пей сам”? Станет ли он благодарить раба сего за то, что он исполнил приказание? Не думаю. Так и вы, когда исполните все повеленное вам, говорите: ‟мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать”» (Лк. 17:7–10).

Святые отцы единодушно толкуют это место как поучение в смирении. Если мы сделаем что-то хорошее и подумаем при этом, какие мы молодцы, то тщеславие помножит на ноль все наши усилия. Никто же не хвалит подчиненного за то, что входит в его прямые обязанности? Кассиру в магазине администратор в конце дня вряд ли скажет: «Какая ты умница – товары сегодня весь день сканировала!», потому что именно это от нее и ожидалось. Если же работница станет хвалиться и требовать признания, то в лучшем случае на нее посмотрят с недоумением.

Творить добро и исполнять заповеди – это не суперподвиг, а норма! То, что мы часто принимаем за нечто особенное, таковым является только для нас. Для духовно здорового человека, такого, каким он задуман Богом, это естественное поведение. Так что если мы с горем пополам до нормы дотянулись, то гордиться тут особо нечем. Значит, в остальное время жизнь моя далека от идеала и эти разовые всплески нормального поведения тонут в суете и возне повседневной жизни. Поэтому-то и воздыхает прп. Макарий перед Богом, а вместе с ним и мы: «Бо́же, очи́сти мя гре́шнаго, я́ко николи́же сотвори́х благо́е пред Тобо́ю».

Даже те хорошие поступки, которые нам случается сделать, все равно отравлены грехом: или подумаешь о себе, что ты получше некоторых; или будешь ждать благодарности; или расстроишься, когда благодарности не получишь; или станешь делиться своим благочестием с другими, подспудно ожидая признания и похвалы, т. е. делается это, как правило, с какой-то тайной, хоть и далеко не всегда осознаваемой, целью, но редко когда от чистого сердца. Мы как бы ожидаем от своего поступка некие дивиденды, будь то положительная оценка со стороны других или внутреннее удовлетворение. Духовное же устроение в идеале таково, что доброделание становится естественным как дыхание, которое мы не замечаем, и нам даже в голову не приходит им гордиться.

Смирение не является самобичеванием и унижением собственного человеческого достоинства. Смирение – это трезвая здоровая самооценка. Да, Господи, я понимаю, что жизнь моя далека от красоты Твоих заповедей, но у меня не хватает ни сил, ни воли, чтобы что-то исправить. Но Ты ведь Милостивый и Всемогущий! Раз у меня самого не получается, Ты Сам «очи́сти мя гре́шнаго», Ты Сам избавь меня от всего злого: от дьявольских козней и от моих личных греховных движений (=«лукавого»). Помоги мне не совершать ошибок, но мыслить и поступать правильно, согласно Твоей воле («да бу́дет во мне во́ля Твоя́). Я знаю Ты можешь это сделать, Ты Сам сказал: «невозможное человекам возможно Богу» (Ин. 18:27).

Только тогда я «неосужде́нно отве́рзу уста́ моя недосто́йная и восхвалю́ и́мя Твое́ свято́е, Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в Ами́нь». Потому что «не всякий, говорящий Мне: ‟Господи! Господи!”, войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного. Многие скажут Мне в тот день: ‟Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили?” И тогда объявлю им: ‟Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие”» (Мф. 7:21–23). Прославление Бога одним языком без заботы о своем исправлении, оказывается, ничего не дает. Круг нецелесообразности механического вычитывания молитв замкнулся.

Христос не предлагал нам бартерные отношения: мы Ему молитву прочитали – Он нам болезнь вылечил. Слова молитвы сами по себе не приближают и не отдаляют нас от Бога. Но они могут послужить средством приближения к Нему. А уж как мы им воспользуемся и воспользуемся ли – зависит от нас.

Екатерина Выхованец

Чудеса

Прозванный чудотворцем, Макарий Величавый, вправду, сотворил много благих дел, поистине расчудесных. Например, в один прекрасный момент к нему привели даму. Она была слепа и к тому же, как гласили, одержима сатаной. Отец ее уже издавна и безрезультативно находил различные лекарства, чтоб вылечить ее. Ничего не помогало, и ее привели к старцу в пустыню. В итоге она прозрела и избавилась от дьявольского наваждения.

Случаев исцеления, схожих этому, было зафиксировано и описано порядка 50.

Икона Преподобного Макария

Икону Макария Величавого недозволено отнести к всераспространенным иконам: изредка какая церковь может повытрепываться ее наличием. Почаще всего она имеется в монастырях, где этот образ весьма почитают.

Лик Святого Макария довольно тяжело отличить от остальных пустынников. Отличительным признаком может служить лишь надпись рядом с самим ликом, или и подножия.

Один из самых именитых его образов — это икона, выполненная в технике фреска в выполнении Феофана Грека. Конкретно эта работа известного богомаза является одним из самых красивых творений в мировом искусстве. Она размещена на хорах Троицкого храма.

Икона выполнена в монохроме, другими словами в черно-белых цветах. На ней перед нами стает старец — высочайший и мощный, лицо его потемневшее от загара. Длинноватая борода и копна седоватых волос — отличительный признак. На вид может показаться, что по всей фигуре Макария размещены волоски, по сути, таковым образом передано то, что он покрыт столпом света.

Таковым Преподобный стает людям в видении Феофана Грека. На иных же иконах Макария Величавого можно узреть в длинноватых одеждах из шерсти одичавших коз. Но и это соединяет воединыжды все иконы с изображением Макария, на каждой работе можно отметить малое количество цветов. Благодаря таковой скупости в раскрасках передается как недозволено лучше его аскетический стиль жизни, отречение от всего земного.

Молитва Ефрема Сирина – читать молитву, молитва в великий пост

Боже праведный и хвальный, Боже превечный, услыши человека грешника в час сей! Послушай меня, Боже, послушай в крепости Твоей, не памятуя, при сей молитве моей всегдашних и непрестанных преслушаний моего ничтожества. «Послушай мене, Господи, послушай мене днесь огнем» молитвенным, как некогда пророка Твоего (3Цар.18:36). Ей, Боже святых сил, ей, Творец бесплотных, ей, Изрекший: “просите” и… «приемлете» (Мк.11:24), не возгнушайся мною, нечистым, осквернившим уста свои и покрытым грехами. Послушай меня, Давший обетование послушать призывающих Тебя в правду, и направь стопы рабов Твоих и наших на путь мирен. Будь милосерд к незлобивым рабам, находящимся на чужой стороне. О Ты, рекший: «будите… цели яко голубие» (Мф.10:16), к Тебе «воззвах всем сердцем моим», Боже, Боже, “услыши мя” (Пс.118:145), «упование всех концей земли» и странствующих “далече” (Пс.64:6). Запрети всем нечистым духам, – да бегут от лица рабов Твоих. «Приими оружие и щит, и востани в помощь» их. «Изсуни мечь, и заключи сопротив гонящих» их. “Рцы”, рцы, Господи, Господи, “души” их: «спасение твое есмь Аз» (Пс.34:2–3). Да отступит от мысли их дух боязни, дух уныния, дух гордыни и всякой злобы; да угаснет в них всякое разжжение, производимое действием диавольским; да просветятся их тело, душа и дух светом ведения Твоего, да пришедши в единство веры и познания святой покланяемой Троицы, в мужа совершенна в меру возраста, в век века с Ангелами и со всеми, от века благоугодившими Богу, прославляют всечестное и охранительное имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.

Будь помощником моим, Владыка всех Христе, защити душевную мою немощь, чтобы избавиться мне от мерзкого и греховного сего растления, стать свободным от уз греха, да не мучительствует во мне злоба, и мною, как пленником, да не обладает по силе греха враждебный демон, но да приидет на меня Царство Божественного и покланяемого Твоего Духа, чтобы удалились от меня скверные страсти, которые теперь преобладают и царствуют во мне. Ибо Ты – Бог милосердия, и человеколюбия, и щедрот, и Тебе возсылаем славу со Безначальным Твоим Отцем и Всесвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом, ныне и всегда, и во веки веков. Аминь.

«Изцели мя, Господи, и изцелею» (Иер.17:14). Единый, премудрый и милосердый Врач, умоляю благостыню Твою, исцели язвы души моей и просвети очи ума моего, чтобы уразуметь мне всегдашнее Твое о мне домостроительство! И поелику сердце мое и ум мой объюродели (обезумели), то да исправит их благодать Твоя, эта истинная соль. Что скажу Тебе, Предведец, испытующий сердца и утробы? Ты один знаешь, что как земля безводная жаждет Тебя душа моя, и вожделевает Тебя сердце мое. А благодать Твоя всегда насыщала того, кто любит Тебя. Поэтому, как всегда внимал Ты мне, так и ныне не презри моления моего. Ибо вот ум мой, как пленник, ищет Тебя, единого истинного Спасителя. Потому пошли благодать Твою вскоре прийти на помощь ко мне, и она насытит глад мой, утолит жажду мою. Ибо ненасытимо вожделеваю тебя, Владыка. И кто может насытиться Тобою, если истинно любит Тебя и жаждет света истины Твоей? Исполни прошения мои, Податель света, и даруй мне по молитве моей, источи в сердце мое единую каплю благодати Твоей: да возгорится в сердце моем пламень любви Твоей, как огонь в лесу, и как терния и волчцы да пояст (пожрет) лукавые помыслы. Подай же мне богато и без меры, как Бог человеку, даруй, как Царь царствующих, умножь, как добрый отец. Если я, как порочный, отверг и отвергаю дары Твои, Ты, как наполнивший водоносы благословением Твоим, утоли жажду мою благодатью Твоею и, как напитавший пять тысяч, напитай меня, гладного, благодатью Твоею, Владыка. Даруй, Человеколюбец, просимое рабом Твоим, умоляющим Тебя. Ибо вот, и воздух светлеет, и птицы изменяют голоса свои от славы великой Премудрости Твоей. Вот и земля облекается вся в ризу разнообразных цветов, сотканную без рук человеческих, веселится и празднует двоякий праздник – праздник ради первородного сына своего Адама, потому что призван он к жизни, и праздник ради Владыки своего. Вот и море наполняется благодатью Твоей и обогащает плавающих по нему. Благодать Твоя даровала мне дерзновение возглаголать пред Тобой, и желание, какое имею в себе, понуждает меня идти к Тебе. Змий, орудие человекоубийцы искони, приступая в это время, отверзает уста свои; кольми же паче вожделевающий Тебя раб Твой отверзет уста свои на славу и похвалу благодати Твоей. Ты, приявший и похваливший две лепты оной вдовицы, приими моление раба Твоего, умножь молитву мою, и даруй просимое мною, да соделаюсь храмом благодати Твоей, да вселится она во мне, и сама да научит меня, как благоугождать ей, сама, ударяя в гусли мои, да взыграет песни умиления, исполненные веселья, сама да свяжет ум мой как бы уздою, чтобы мне не согрешить пред Тобою, заблудившись, и не быть изринутым из оного света. Услыши, Господи, услыши моление мое, и даруй, чтобы я, блуждавший и нечистый, соделавшись чистым, я, безумный, умудрившись, я, бесполезный, став полезным в стаде избранных Твоих подвижников и всех святых, благоугодивших Тебе, был призван в Царство Твое. Веселящиеся в раю сами ходатайствуют за меня и взывают к Тебе, единому Человеколюбцу. И Ты внемли молению их и спаси меня по ходатайству их. А я чрез них воздам Тебе славу за то, что услышал Ты молитвы их, и ущедрил меня, и не презрел моления моего. Ты, Господи, сказал через пророка Твоего: «разшири уста твоя, и исполню я» (Пс.80: 11). Итак, вот отверсты и сердце, и уста раба Твоего; исполни их благодатью Твоей, чтобы непрестанно благословлять мне Тебя, Христе Боже Спаситель наш. Окропи сердце мое, благий Человеколюбец, росою благодати Твоей. Ибо, как земля засеянная не может сама собой напитать произрастаний своих, без посещения Твоей благостыни, так сердце мое не в силах изречь благоугодное Тебе по благодати Твоей, если не принесешь плода правды. Вот, лето питает земные плоды, и деревья венчаются разнообразными цветами. И роса благодати Твоей да напоит мой ум, и украсит его цветами смирения, сокрушения, любви и терпения. И что сказать мне? Вот, молитва моя немощна, а беззакония мои велики и сильны. Грехи подавляют меня, и немощи мои тревожат меня; Ты же богат и благ, милосерд и щедр. Ты, отверзший очи слепому, отверзи очи ума моего, да непрестанно созерцаю красоту Твою. Ты, отверзший уста носящему ярем, отверзи уста мои на похвалу Тебе и на славу благодати Твоей. Ты, положивший предел морю словом повеления Твоего, положи предел и сердцу моему благодатью Твоей, чтобы не совращалось оно «ни на десно, ни на лево» (Втор.5:32) от красоты Твоей. Ты, давший воду в пустыне народу непокорному и пререкающему, дай мне сокрушение и глазам моим слезы, чтобы плакать мне день и ночь во все продолжение жизни моей со смиренномудрием, с любовью и с чистым сердцем. Да «приближится моление мое пред Тя, Господи» (Пс.118:169), и даруй мне святого семени, да принесу Тебе полные рукояти сокрушения. Слава Подавшему, что принести Ему! Услыши, Господи, молитву раба Твоего, по ходатайству всех святых Твоих, сый над всеми благословенный во веки! Аминь.

Величая величаю Тебя, Господи, что призрел Ты на смирение мое, и не предал меня в руки врагов и спас от нужд душу мою. И ныне, Владыка, да покроет меня рука Твоя, да приидет на меня милость Твоя, потому что смущена душа моя и сильно скорбит, чтобы, при исходе ее из бедного тела сего, не встретила ее лукавая рука сопротивника и не удержала во тьме за грехи, соделанные мною в жизни этой по неведению и с ведением. Будь милостив ко мне, Владыка всяческих; да не увидит душа моя омраченного взора лукавых бесов, но да приимут ее чистые и светлые Ангелы Твои. Дай славу имени Твоему святому, и силою Твоею возведи меня к Божественному Твоему престолу. И когда буду судим, да не восхитит меня рука князя мира сего, чтобы увести меня, грешного, во глубину адскую. Но Ты предстань мне и будь моим спасителем и заступником. Помилуй, Господи, душу мою, осквернившуюся страстями жизни сей. И если в чем, как человек, по слабости естества, прегрешил я словом, или делом, или мыслью, – Ты, имеющий власть отпускать грехи, прости и отпусти мне, да обрету прохладу, и окажусь пред Тобою не имеющим нечистоты или скверны, и неукоризненным, неочерненным да приимет меня рука Твоя, Владыка, потому что благословен Ты во веки.

Человеколюбивый Иисусе Христе, Бог мой, на щедроты Твои твердо надеясь, умоляю Тебя, не поставь меня ошуюю Себя с козлищами, преогорчившими Тебя, и не скажи мне: «аминь глаголю» тебе, “не вем”тя (Мф.25:12), но, по благости Своей, дай мне непрестанные слезы, дай сокрушение и смирение сердцу моему и очисти его страхом Твоим в причащении Твоих Животворящих и Пречистых Таин, да соделается оно храмом благодати Твоей. Ибо, хотя много я грешен и недостоин, однако же непрестанно ударяю в дверь Твою; хотя нерадив и ленив я и небрегу о своем спасении, однако же Твоим иду путем. Спаси меня ради милосердия Твоего, потому что благ Ты, Господи, «всяческим и щедроты» Твои «на всех делех» Твоих (Пс.144:9), и Тебе слава во веки! Аминь.

Помилуй, Господи, тех, которые ненавидят меня и завидуют мне, а также злословят меня и клевещут на меня; и никто из них ни в сем веке, ни в будущем, да не потерпит ничего худого ради меня, нечистого, но святи их милосердием Твоим и покрой их благостью Твоею, о Всеблагий!

«Боже, очисти мя грешнаго»

Можно с уверенностью сказать, что конкретно эта утренняя молитва обозначенному святому владеет большей силой. Ее читают в утренние часы, лучше сходу же опосля пробуждения, когда еще не было начато никаких дел и непременно до завтрака. Текст молитвы произносится на российском языке, по желанию к ней можно присовокупить остальные утренние молитвы.

Недаром Макария окрестили Чудотворцем: слава о его дивных деяниях была весьма велика. Тут присутствовали и волшебные исцеления, и воскрешения из мертвых. Потому Макарию Величавому часто молятся при разных заболеваниях.

Давно на Руси Святой Макарий почитался, как величавый советник, освободитель от различных хворей. Его молитвы и беседы, как считали православные, могли преобразить душу человека. 1 февраля православные христиане празднуют, даже работать в этот денек было не нужно. Предпочитали ходить в гости, пить чай у самовара.

Молитвы до и после вкушения пищи

молитва

МОЛИТВОСЛОВИЯ ПЕРЕД ЗАВТРАКОМ

Как пред началом всякого молитвословия, прежде всего полагаются три поклона с покаянными молитвами:

Боже, очисти мя грешнаго. (Поклон.)

Создавый мя, Господи, помилуй мя. (Поклон.)

Без числа согреших, Господи, помилуй и прости мя, грешнаго. (Поклон.)

Посем молитва перед трапезой

Очи всех на Тя, Господи, уповают, и Ты даеши им пищу во благовремении, отверзаеши Ты щедрую руку Твою и исполняеши всякое животно благоволения.

Слава: (Поклон.) И ныне: (Поклон.) Господи, помилуй. (Трижды.) (Поклон.) Благослови.

Иерей: Христе Боже, благослови ястие и питие рабом Твоим, яко Свят еси, всегда, ныне и присно, и во веки веков.

[Если трапезуют только миряне, то сам читающий молитву, обычно старейший, не благословляя трапезы, произносит:

Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе Сыне Божий, благослови ястие и питие рабом Твоим, яко Свят еси, всегда, ныне и присно, и во веки веков.]

И мы: Аминь.

МОЛИТВОСЛОВИЯ ПОСЛЕ ЗАВТРАКА

Благодарим Тя, Христе Боже наш, яко насытил еси нас земных Твоих благ, не лиши нас и Небеснаго Твоего Царствия, но яко посреде учеников Твоих пришел еси, Спасе, мир даяй им, прииди к нам, и спаси нас.

Слава: (Поклон.) И ныне: (Поклон.) Господи, помилуй. (Трижды.) (Поклон.) Благослови.

Иерей: С нами Бог Своею благодатию и человеколюбием, всегда, ныне и присно, и во веки веков.

Мы: Аминь.

(В отсутствие иерея: Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас.)

И три заключительных поклона с молитвами:

Боже, очисти мя грешнаго. (Поклон.)

Создавый мя, Господи, помилуй мя. (Поклон.)

Без числа согреших, Господи, помилуй и прости мя грешнаго. (Поклон.)

МОЛИТВОСЛОВИЯ ПЕРЕД ОБЕДОМ

Три кратких покаянных молитвы с поклонами.

Боже, очисти мя грешнаго. (Поклон.)

Создавый мя, Господи, помилуй мя. (Поклон.)

Без числа согреших, Господи, помилуй и прости мя, грешнаго. (Поклон.)

Затем:

Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.

Слава: (Поклон.) И ныне: (Поклон.) Господи, помилуй. (Трижды.) (Поклон.) Благослови.

Иерей: Христе Боже, благослови ястие и питие рабом Твоим, яко Свят еси, всегда, ныне и присно, и во веки веков.

(В отсутствие иерея мирские: Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, благослови ястие и питие рабом Твоим, яко Свят ecu, всегда, ныне и присно, и во веки веков.)

Все: Аминь.

МОЛИТВОСЛОВИЯ ПОСЛЕ ОБЕДА

Творим отпуст: Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас.

И мы: Аминь.

Благословен Бог, милуяй и питаяй нас от юности нашея, даяй пищу всякой плоти, исполни радости и веселия сердца наша, да всегда всякое довольство имуще, преизобилуем во всякое дело благое, во Христе Иисусе Господе нашем: с Нимже Тебе слава подобает, держава, честь и поклонение, со Святым Духом во веки. Аминь.

Слава Тебе, Господи, слава Тебе, Святый, слава Тебе, Царю, яко дал еси нам брашна в веселие: исполни нас и Духа Святаго, да обрящемся пред Тобою благоугодни и непостыдни, егда воздаси комуждо по делом его.

Благодарим Тя, Христе Боже наш, яко насытил еси нас земных Твоих благ, не лиши нас и небеснаго Твоего Царствия, но яко посреде учеников Твоих пришел еси, Спасе, мир даяй им, прииди к нам и спаси нас.

Затем поются или читаются тропари в тот день служащихся праздников — Господского, Богородичного, Архангелов, Предтечи, Апостолов и великих Вселенских Святителей (с поклоном после каждого тропаря).

Посем тропарь Всем Русским Святым (глас 8):

Якоже плод красный Твоего спасительнаго сеяния, земля Русская приносит Ти, Господи, всех святых, в той просиявших. Тех молитвами в мире глубоце Церковь и страну нашу Богородицею соблюди, Многомилостиве.

И тропари празднуемых в тот день русских святых (с поклонами).

Слава: Тропарь пророку Илии (глас 4):

Во плоти ангел, пророков основание, вторый предтеча пришествия Христова, Илия славный, от ангела пищу приемый и вдовицу во время глада препитавый, и нам, почитающим тя, благодатный питатель буди.

И ныне: Богородичен (глас тойже):

К Заступнице страны нашей Приснодеве Богородице притецем, и к первописанной иконе Ея ныне припадем, с верою зовуще из глубины души: о Мати Божия, спаси землю Русскую, исцели сокрушение ея, и верных людей утеши.

К благодарению за насыщение может быть присоединено моление об устроителях трапезы и благодетелях. Тогда по окончании тропаря Богородице иерей возглашает:

Милостиве Господи, помилуй рабов Твоих, нас милующих. Все повторяют этот припев. Иерей: Слава. И мы: И ныне. Затем поют катавасию:

Избави от бед и скорбей рабов Твоих, питающих нас, Милостиве, яко мы усердно к Тебе прибегаем, к Милостивому Питателю нашему и всем милостивым помилование обещавшему.

Иерей произносит ектению: Помилуй нас, Боже, по велицей милости Твоей, молимтися, услыши и помилуй.

Все: Господи, помилуй. (Трижды.)

Иерей: Еще молимся о милости, жизни, мире, здравии, спасении, посещении, прощении и оставлении грехов… (Мирской начинает прошение: Помилуй Господи… далее продолжение общее) всех любящих, милующих и питающих нас, благодеющих и служащих нам, заповедавших и о них же заповедано нам молитися, и всех сродников их, о еже воздати им за любовь к нам, помянути их веру в силу молитвы братии и священников Твоих, и по вере их исполните вся прошения их, излити на них блага духовная и телесная, благословити успехом труды и начинания их, и сохранити их от всяких скорбей (наипаче же да не будет им скорби за сие дело любви, нам совершаемое), молимся Тебе, Милосерде Господи, услыши нас грешных, молящихся Тебе, и помилуй.

Все: Господи, помилуй. (Трижды.)

Иерей: Яко милостив…

Все: Аминь.

Слава: (Поклон.) И ныне: (Поклон.) Господи, помилуй. (Трижды.) (Поклон.) Благослови.

Иерей: Благословен Бог, милуяй и питаяй нас от Своих богатых даров, Своею благодатию и человеколюбием, всегда, ныне и присно, и во веки веков.

(В отсутствие иерея мирские: Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас.)

Все: Аминь.

В заключение полагается три поклона с обычными молитвами и все благодарят устроителей трапезы и старшего из сотрапезников.

МОЛИТВОСЛОВИЯ ПЕРЕД НЕУСТАВНЫМИ ТРАПЕЗАМИ (ЧАЕПИТИЯМИ)

Три кратких покаянных молитвы с поклонами:

Боже, очисти мя грешнаго. (Поклон.)

Создавый мя, Господи, помилуй мя. (Поклон.)

Без числа согреших, Господи, помилуй и прости мя, грешнаго. (Поклон.)

Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради. Слава, и ныне. Господи, помилуй. (Трижды.)

Иерей: Христе Боже, благослови ястие и питие рабом Твоим, яко Свят еси, всегда, ныне и присно, и во веки веков.

[Если трапезуют только миряне, то сам читающий молитву, обычно старейший, не благословляя трапезы, произносит:

Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе Сыне Божий, благослови ястие и питие рабом Твоим, яко Свят еси, всегда, ныне и присно, и во веки веков.]

И мы: Аминь.

МОЛИТВОСЛОВИЯ ПОСЛЕ НЕУСТАВНЫХ ТРАПЕЗ

Достойно есть, яко воистинну, блажити Тя, Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную и Матерь Бога нашего. Честнейшую херувим и славнейшую без сравнения серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем.

Слава, и ныне. Господи, помилуй. (Трижды.) Благослови.

Иерей: С нами Бог Своею благодатию и человеколюбием, всегда, ныне и присно, и во веки веков.

Мы: Аминь.

(В отсутствие иерея: Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас.)

И три заключительных поклона с молитвами:

Боже, очисти мя грешнаго. (Поклон.)

Создавый мя, Господи, помилуй мя. (Поклон.)

Без числа согреших, Господи, помилуй и прости мя грешнаго. (Поклон.)

МОЛИТВОСЛОВИЯ ПЕРЕД УЖИНОМ

Боже, очисти мя грешнаго. (Поклон.)

Создавый мя, Господи, помилуй мя. (Поклон.)

Без числа согреших, Господи, помилуй и прости мя, грешнаго. (Поклон.)

После трех покаянных молитв:

Ядят убозии, и насытятся, и восхвалят Господа взыскающии Его, жива будут сердца их в век века.

Слава, и ныне. Господи помилуй. (Трижды.) Благослови.

Иерей: Христе Боже, благослови ястие и питие рабом Твоим, яко Свят еси, всегда, ныне и присно, и во веки веков.

[Если трапезуют только миряне, то сам читающий молитву, обычно старейший, не благословляя трапезы, произносит:

Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе Сыне Божий, благослови ястие и питие рабом Твоим, яко Свят еси, всегда, ныне и присно, и во веки веков.]

И мы: Аминь.

МОЛИТВОСЛОВИЯ ПОСЛЕ УЖИНА

Бысть чрево Твое Святая Трапеза, имущая Небеснаго Хлеба, Христа Бога нашего, от Негоже всяк ядый не умирает, якоже рече всех, Богородительнице, Питатель.

Честнейшую херувим, и славнейшую без сравнения серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем.

Возвеселил ны еси, Господи, в творениих Твоих, и в делех руку Твоею возрадуемся. Знаменася на нас свет лица Твоего, Господи, дал еси веселие в сердце моем, от плода пшеницы, вина и елея своего умножишася. В мире вкупе усну, и почию, яко Ты, Господи, единаго на уповании вселил мя еси.

Слава, и ныне: Господи, помилуй. (Трижды.) Благослови.

Иерей: С нами Бог Своею благодатию и человеколюбием, всегда, ныне и присно, и во веки веков.

Мы: Аминь.

(В отсутствие иерея: Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас.)..

К списку молитв

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]