Евангелие – это целый ряд сочинений, в которых рассказывается про Иисуса Христа, о его жизни и деяниях на земле. Библия (Новый Завет) состоит из четырех частей Евангелие, перед тем, как приступить к чтению и после окончания любой из частей необходимо читать молитву.
Об авторе О книге
Чтения Евангелие можно проводить, как дома, так и в храме, одному или в группе людей. Главное верить написанному и правильно понять суть того, что хотели донести читателю.
Молитва — основа веры
В мире множество тревог, опасностей и искушений. Но многих из них можно избежать, если молиться о помощи и защите к Господу, Божией Матери и святым. Молитва – общение творения (человека) с Его Творцом. Молитва спасает человека, украшает его душу и помогает расти духовно для будущей вечной жизни. Боголюбивые православные люди совершают молитвы соборно в Церкви, уединенно дома, на работе, в путешествии. Особое место занимает молитва перед чтением Евангелия.
Евангелие в православном храме
Святой апостол Павел в послании к Фессалоникийцам наставляет нас молиться непрестанно: «Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите» (1 Фес. 5:16–18).
Преподобный Нил Синайский о пользе молитвы говорил следующее:
«Мать всех добродетелей — молитва: она не только может очищать и питать, но и просвещать и в состоянии сделать подобными солнцу искренне молящихся».
Блаженный Августин высказывается ещё более категорично:
“Не хотеть молиться – значит не хотеть быть с Богом. Расположение к молитве часто возникает во время самой молитвы. Тот умеет хорошо жить, кто умеет хорошо молиться”.
Для чего постоянно читать Евангелие
Господь Иисус оставил своим детям настоящий дар:
- послания;
- наставления;
- предостережения;
- советы.
Смысл Благой вести Учитель открыл при встрече с самарянкой (Иоан. 4:1-40), называя свои учения чистой водой, жажда по которой будет двигать христианами в изучении глубины сущности Бога.
Беседа Иисуса Христа с самарянкой
Чтение святого послания открывает божество Иисуса через тайну Его рождения и воскрешения, помогает человеку увидеть свою греховность и показывает дорогу к вечной жизни через покаяние. Через сверхъестественные чудеса, такие как превращение воды в вино (Иоан. 2:1-11), прекращение урагана (Матв. 8:26), воскрешение мертвых (Иоан. 11:1-46) и другие Иисус показывал, что Он настоящий Бог, которому дана власть на небе и на земле.
Послания апостолов станут настоящим советчиком в любом жизненном вопросе, научит любить людей и кориться Богу, выполняя Его заповеди, раскроет сущность молитвы «Отче наш». (Матв.6:9)
Читая места об исцелении больных, христиане наполняются верой, что и им поможет Христос преодолеть тяжелые болезни.
Важно! Евангелия для православных христиан — путеводная звезда в мире страстей, греха и пороков.
Почему молитва это не магия?
Святые Отцы и пророки предостерегают от магических заклинаний, заговоров, услуг колдунов и экстрасенсов.
И когда скажут вам: обратитесь к вызывателям умерших и к чародеям, к шептунам и чревовещателям, — тогда отвечайте: не должен ли народ обращаться к своему Богу? спрашивают ли мертвых о живых? (Ис. 8, 19).
Верующему человеку нужно уметь доверять Богу. Примером такого доверия служит рассказ из Волоколамского патерика о верном крестьянине (записан из уст отца Вассиана, архиепископа Ростовского). Крестьянин долгое время был очень болен и молился о помощи святому великомученику Никите. Родные больного советовали ему пригласить чародея для исцеления. Но он отказывался и продолжал усердно молиться святому.
В одну ночь святой Никита в виде светлого мужа явился крестьянину и исцелил его. Тогда же рядом с ними в комнате появился черный человек с огненным мечом в руке, и хотел умертвить исцеленного. Но святой запретил ему, указав на то, что крестьянин к чародею не ходил.
После крестьянин получил разъяснение от святого Никиты. Он узнал, что Христос послал его исцелить за то, что он не согласился призвать чародея, но возлагал надежду на Бога. И Бог прибавил к жизни крестьянина еще 25 лет. А тот, кто посещал чародея, в ту же ночь умер от меча черного человека.
Какой текст читается после Библии
Не менее важно правильно завершить изучение Святого Писания. Прочитав одну или несколько глав из Библии, получив откровение или наставление, следует произнести следующие слова:
Сла́ва Тебе́, Го́споди Царю́, Сы́не Бо́га жива́го, сподо́бивый мя́ недосто́йнаго Боже́ственная Твоя́ словеса́ и гла́с Свята́го Ева́нгелия Твоего́ слы́шати; си́м у́бо влады́чним Твои́м гла́сом, укрепи́ мя́ в покая́нии настоя́щия сея́ жи́зни прейти́ но́щь, от вся́каго избавля́я мя́ наве́та и зло́бы ви́димых и неви́димых вра́г: Ты́ бо еси́ еди́н си́льный, и ца́рствуяй во ве́ки. Ами́нь.
О важности чтения Евангелия
”Не хлебом единым будет жить человек, но всяким словом Божиим” (Лк. 4:4).
Помимо ежедневного молитвенного правила нужно питать душу чтением Слова Божия – Евангелия (в переводе с греческого — «благая, добрая весть»). Святые Отцы советуют православным каждый день читать по одной главе или зачалу из Евангелия.
Зачало — часть текста Евангелия или Апостола для богослужебного чтения в храме в тот или иной день года. Евангельские чтения на каждый день можно найти в православном календаре.
Чтение Святого Евангелия наставляет нас, приближает к Богу. Святитель Иоанн Златоуст свидетельствовал следующее:
“Чтение Божественного Писания ободряет и оживляет скорбящие и одержимые печалию души, уничтожая силу и жар скорби, доставляя утешение, которое приятнее и сладостнее всякой тени”.
Святитель Феофан, затворник Вышенский, давал наставление:
«Не забывайте всякий день читать Слово Божие, и размышлять, и до чувства доводить, и питать тем душу свою. Душа будто обсахарится, и станет тверже и прочнее».
Святые часто и много читали святое Евангелие, они им буквально питались, некоторые знали его наизусть. Преподобный Серафим Саровский весь Новый Завет прочитывал за одну неделю. О чтении Слова Божия святой говорил, что это для него беседа с Богом:
“Через это не только душа моя, но и самое тело услаждается и одухотворяется. При чтении Св. Писания я беседую с Господом, содержу в памяти моей жизни страдания Его, и день и ночь славословлю, хвалю и благодарю Искупителя моего за все Его милости, изливаемые к роду человеческому и ко мне, недостойному”.
Но не стоит думать, что количество прочитанных глав является самым важным при чтении Писания. Важно усвоить прочитанное, чтобы добрые семена от Слова Божия попали в разум и сердце. А затем принесли добрые плоды.
Чтение Божественного Писания подобно сокровищу. Как получивший из сокровища и малую частицу приобретает себе великое богатство, так и в Божественном Писании даже в кратком речении можно найти великую духовную силу и неизреченное богатство мыслей (святитель Иоанн Златоуст).
Как правильно читать Святое Писание
Познание Библии начинают с Нового Завета, описывающего учение Христа. Эта книга учит людей любви и покорности Господу, указывая путь к спасению и вечной жизни рядом с Всевышним. Но очень часто многое бывает непонятно, особенно для тех, кто только начинает приобщаться к изучению Писания.
Поэтому для более глубокого понимания написанного нужно во время изучения Библии придерживаться определенных правил:
- Читать в спокойной обстановке, не торопясь. Лучше это делать вечером, перед сном, когда все повседневные дела окончены, и можно полностью отдаться чтению.
- Прочитать молитвенное обращение к Господу, попросив благословения.
- Читать можно не целыми главами, а по несколько абзацев ежедневно. Но все части должны быть взаимосвязаны, иметь логическое начало и конец.
- Делать это нужно осмысленно, размышляя над прочитанным. Механическое прочтение не принесет пользы.
- Непонятные моменты можно помечать карандашом, чтобы позже попросить разъяснения у батюшки.
Священнослужители рекомендуют начинать изучение Писания в воскресной школе, собираясь небольшими группами. Благодаря этому можно совместно обсудить какие-то моменты, а духовный попечитель сможет ответить на возникающие в процессе вопросы.
Главное – читать Писание с желанием и верой в написанное. Постепенно придет понимание священного текста и еще больше укрепит веру во Всевышнего.
Молитва перед чтением Евангелия
Читать Святое Евангелие лучше в спокойствии и уединении, чтобы никто и ничто не отвлекало. Перед чтением Евангелия нужно молиться о том, чтобы Господь дал понимание прочитанного. Если при чтении что-то остается непонятным, то не стоит расстраиваться. Смысл Евангелия раскрывается постепенно, по мере очищения ума человека и его духовного роста. И молитва перед чтением Евангелия призвана помочь в этом.
«Священное Писание все тайнами повито. Там глубина, там смысл неисчерпаемый. Всего уразуметь нельзя. Подобно тому, как можно снимать с луковицы одну чешуйку, затем другую, третью и т.п., – вот то же и в Священном Писании: уразумеет человек один смысл, за этим смыслом есть другой глубокий, за вторым – третий и т.д. Вот так Господь и просвещает разум своих подвижников. В Библии кроме внешней стороны есть еще и внутренняя, то есть помимо голых фактов есть глубокий преобразовательный смысл этих же самых фактов. Этот смысл открывается по мере очищения ума человека» (старец Парфений Оптинский).
Четыре Евангелия Нового Завета
Евангелие – термин, который обозначает книги: от Матфея, Марка, Луки, Иоанна. Все они написаны в разное время различными людьми, которые являлись последователями Иисуса, имели крепкую веру в Бога. Православная церковь на Соборе ввела эти писания в состав Библии (Нового Завета). Авторство Евангелие (всех 4 книг) было определено позднее, изначально записи являлись анонимными.
Писание Иоанна отличается от остальных по форме и содержанию. Его можно выделить при сравнении с другими благодаря возвышенности мысли, что не удивительно, т. к. Иоанн Златоуст славился богатой речью и глубокими мыслями, которые не всегда понимали современники.
Объединяет все 4 писания общий смысл –
жизнеописание земного пути Иисуса Христоса: от начала и до конца. Имеется в виду рождение и вознесение.
Интересно, что, говоря об окончании его жизни на Земле, никто не упоминает распятие, т. к. Сын Божий воскрес и явился ученикам после смерти. Но каждое Евангелие отличается от другого по содержанию – написаны события, которых нет в других. В книгах есть также проповеди, притчи и поучения. Многие события, описанные в них, легли в основу церковных праздников на территории тех стран, в которых было принято христианство.
Первые записи датируются 2 веком, но не так давно (2015 г) обнаружился фрагмент Евангелия от Марка. Факт, что авторами являются апостолы, ранее был под сомнением. Этот вопрос не раз поднимался среди священнослужителей на соборах. Сегодня все же пришли к единому мнению, что авторство Евангелие следует подтвердить, что и сделано, т. к. при жизни ближе всех ко Христу являлись его ученики, последователи – апостолы.
Значит, будет правильным считать,
что некоторые из них делали записи, чему есть косвенные указания.
Среди книг Евангелие есть и такие, которые не принимаются в качестве канонических (апокрифы). Причина этого – сомнение в истинности описываемых событий. К таковым относят достаточно много писаний: от египтян, евреев, ессеев, Петра, Никодима, Фомы, Иуды и др.
Сегодня содержание книг Священного Писания читается на Богослужениях, как и велел Иисус, чтобы прославлять Всевышнего: «Проповедуйте Евангелие всей твари». Богослужебный экземпляр обычно богато украшен. Текст читается на старославянском, именно на этом языке написаны проповеди, притчи, жизнеописание земного пути Христа.
Как молятся перед чтением Евангелия
Основная молитва перед чтением Евангелия, которая помещена в конце 11-й кафизмы Псалтири:
«Возсияй в сердцах наших, Человеколюбче Господи, Твоего Боговедения нетленный свет, и мысленная наши отверзи очи, во евангельских Твоих проповеданий разумение, вложи в нас и блаженных Твоих заповедей страх, да плотския похоти вся поправше, духовное жительство пройдем, вся, яже ко благоугождению Твоему и мудрствующе и деюще. Ты бо еси просвещение душ и телес наших, Христе Боже, и Тебе славу возсылаем, со Безначальным Твоим Отцем и Всесвятым, и Благим, и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь».
К этой молитве можно добавить следующие слова, которые обычно читаются в храме перед чтением Евангелия на Литургии или во время молебна:
От… (имя Евангелиста) Святаго Евангелия чтение. Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.
На Литургии перед Евангелием мы не услышим молитву «Возсияй в сердцах наших, Человеколюбче Господи, Твоего Боговедения нетленный свет …». Ее священник в алтаре читает тайно, шепотом или не громким голосом. И просит о том, чтоб прочитанное Евангелие принесло добрый плод для всех молящихся.
Святитель Иоанн Златоуст советует:
«Когда сядешь читать Священное Писание, то прежде помолись Богу, чтобы Он отверз твои очи сердечные».
Дети и Евангелие
Семейные традиции определяются религией, принятой родителями, близкими родственниками. Дети на начальном этапе развития (в раннем детстве) приобщаются к Божественному. Это происходит, если члены семьи воцерковлены. Тогда дети растут, получая знания молитв, правил. Не последнее место занимают евангельские книги. Однако нужно приобщать потомков к новым знаниям сначала через не канонические Евангелия. Они требуют меньше пояснений, более понятны детям.
Видеосюжет: Страницы Евангелия: «Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл то младенцам» (Мф.11:25)
Рекомендации по чтению святого письма
Всем известно, что изучение Библии начинается с чтения Евангелии. Конечно для того, чтобы извлечь максимальную пользу от чтения, нужно это делать правильно. Многие священники утверждают, что существуют некоторые рекомендации по чтению святого письма. А именно:
- Первое –это честное отношение к делу. Другими словами, к чтению Евангелия нужно приступать со всей ответственностью и серьезностью. Если вы ее начали читать и у вас предвзятые на нее взгляды, то поверьте, что пользы с этого вы никакой не возьмете.
- Второе – относитесь к этому делу добросовестно. Чтобы чтение не было не регулярным, нужно, чтобы присутствовало желание. Чтобы понять хотя бы его небольшую часть необходимо не просто его читать, а вникать в его смысл.
Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров):
Евангельское слово, читаемое за здравие и жизненное благополучие детей и других близких, всегда действенно и благотворно. Святые отцы советуют перед началом чтения Священного Писания просить у Господа помощи. Преподобный Ефрем Сирин пишет: «Когда садишься читать или слушать читающего, помолись прежде Богу, говоря: “Господи, отверзи уши и очи сердца моего, чтобы услышать мне словеса Твои и исполнить волю Твою” (Пс. 118: 18). “Уповаю, Боже мой, что Ты просветишь сердце мое” – всегда так моли Бога, чтобы просветился ум твой и открыл тебе силу слов Своих. Многие, понадеявшись на свое разумение, впали в заблуждение и, “называя себя мудрыми, обезумели” (Рим. 1: 22)». Также и преподобный Исаак Сирин наставляет: «К словесам таинств, заключенных в Божественном Писании, не приступай без молитвы и испрошения помощи у Бога, но говори: “Дай мне, Господи, приять ощущение заключающейся в них силы”. Молитву почитай ключом к истинному смыслу сказанного в Божественных Писаниях».