Светлая седмица — это неделя после пасхи, вместе со Святым воскресением. У православных все эти дни проводятся богослужения — по 4 службы: заутренняя (утреня), в полдень, литургия и вечерняя (вечерня). В это время Царские врата — иконостас в храме — не закрываются до субботы, то есть до самой раздачи литургии. Читать перед причастием в светлую седмицу нужно не обычные молитвы, а особенные — с псалмами, это Последование и канон на Пасху.
Как подготовиться к причастию в Светлую Седмицу
Канон, который регулирует правила причастия во время Антипасхи был создан более 13 веков назад. Это произошло во время Трулльского собора в 691 году. Именно там было создано правило 66, согласно которому:
«
От святаго дня Воскресения Христа Бога нашего до Недели Новыя, во всю седмицу верные должны во святых церквах непрестанно упражняться во псалмех и пениях и песнех духовных, радуяся и торжествуя во Христе, и чтению Божественных Писаний внимая, и Святыми Таинами наслаждаяся. Ибо таким образом со Христом купно воскреснем, и вознесемся
».
При этом подготовка к причастию после пасхальных праздников в период Светлой Седмицы требуется минимальная.
- Пост соблюдать не нужно. Еще Иисус Христос после преумножения хлебов сказал: «Отпустить же их не евшими не хочу, чтобы не ослабели в дороге» (Мф.15:32). Христиане после завершения Великого поста уже не нуждаются в дополнительных ограничениях. Они и так уже проявили свою стойкость на пути к Богу. Поэтому не нужно себя излишне истязать и соблюдать пост накануне.
- Мясо разрешено. Более того, согласно все тому же 66 правилу, отказ от скоромной пищи в Светлую Седмицу – это настоящая ересь. Согласно церковным канонам, священнику и мирянам, отказывающимся от мяса из-за предрассудков, положена анафема. Но это правило не касается тех, кто просто следует вегетарианству или не может употреблять мясо по состоянию здоровья.
- Надо прийти в церковь натощак. Это единственное существенное ограничение. Как указывает протоиерей Валентин Уляхин, в раннем христианстве люди причащались ежедневно. В современном мире для большинства мирян это невозможно. Но именно в Светлую Седмицу желательно найти время на каждодневное причастие с понедельника по воскресенье.
Причастие разрешено для всех. Существует два в равной степени ошибочных мнения. Одни считают, что перед Пасхой и после праздника причащаются только миряне, находящиеся под епитимьей, а также греховные люди, которые пытаются замолить свои прегрешения.
С одной стороны, это верно, ведь именно в пасхальную неделю и Антипасху они могут читать молитвы, пройти причастие и очиститься в церкви перед лицом Бога, хоть в другое время путь в храм для них закрыт. Но это не значит, что остальным мирянам стоит отказываться от приобщения к таинству.
Также читайте: Можно ли пить на Пасху алкоголь
Есть и другое мнение, что в Светлую седмицу требуется какая-то особая подготовка к причастию. Что человек должен быть по-особенному чист прежде тем, как читать молитвы.
Правила ко Святому причащению
Подготовка к Причастию ради того, чтобы принять участие в Таинстве — духовные упражнения, которые проходят под надзором духовника, ради достижения особого нравственного настоя. Духовником может стать священник, которого особо уважаешь. Подготовка заключается в чтении молитв, общем покаянии. Но — важно не только выполнять определенные правила, но и жаждать соединения с Христом.
Существует 2 виде молитв — церковная и домашняя. Нужно не только посещать службы, но, чтобы подготовиться, постоянно проводить богослужения дома, вслух или в душе, про себя. Обязательное правило — в канун Пасхи обязательно посещать молитвы в Божьем храме. Дома нужно прочитать:
- Последование к причащению или Православного молитослова;
- каноны: покаянного к Иисусу, молебного — к Пресвятой Богородице, к ангелу-хранителю;
- акафист ко Святому причащению.
Некоторые священники рекомендуют всю Светлую седмицу — вне зависимости от времени суток — читать Пасхальный канон. Его считают равноценной заменой.
Нельзя вкушать Христово тело и кровь без исповеди и тем, кто не соблюдал посты. Если человек недостаточен подготовлен, он должен обязательно рассказать это духовники. В этом случае назначают покаяние — рекомендуют поститься определенное количество дней, от 3 до 7, перед Причастием.
В это время нужно не только отказаться от скоромного. Ограничивают в питье, отказываются от духовных развлечений — не только посещения общественных мест, ресторанов, театров и кино, но и от домашних просмотров кинофильмов, прослушивания светской музыки. Ограничения ставятся на телесную близость супругов.
Строгий пост начинают не после Пасхи, а перед Причастием. В храм идут на голодный желудок, как перед тем, чтобы определить уровень сахара в крови. Но нельзя не только пить, есть, но и курить.
Внимание! Если требуется постоянно принимать лекарства, от которых зависит жизнедеятельность, церковь никаких ограничений не ставит.
Уже на Пасху нужно настроиться на особое состояние души. В это время никому нельзя делать замечания, осуждать, сплетничать. Когда есть возможность, следует выбрать уединение. Даже если близкие молчат, поневоле наблюдаешь за происходящим, из-за чего полностью сосредоточиться не получится. Но, когда в это время читаешь Евангелие, изучаешь житие Святых или пересматриваешь книги с духовным содержанием, не отвлекаться на мирское. Желательно отказаться от встречи с людьми, которые не думают о божественном, могут подтолкнуть к греху.
Перед Причастием нужно очиститься — перечислить грехи священнику. Духовника выбрать не просто. К сожалению, в настоящее время ни раз встречались духовники, не соблюдающие тайну исповеди. Покаяние не ограничивается разговором со священнослужителем. Нужно извиниться перед обиженными, постараться помириться с теми, кто причинил тебе боль. Перечисляя проступки, следует отдавать отчет своим деяниям, не перекладывать вину на других.
Если посещаешь церковь впервые, поскольку раньше не задумывался о душе, то подойти к духовнику следует накануне, пока храм не наполнился прихожанами. Но можно это сделать до литургии. У верующих считается хорошим тоном приходить заблаговременно. Опоздание рассматривается как пренебрежение. В некоторых церквях исповедь продолжается после литургии — исключение делают для детей, больных. Прихожанам, возраст которых младше 7 лет, исповедоваться не обязательно. Им достаточно получить благословение 1 раз.
Когда Святые дары выносят из алтаря, прихожане должны пропускать всех, кто в силу физических ограничений не может увидеть таинство из-за спин. В этой группе относятся немощные, в том числе инвалиды на колясках, дети. Заблаговременно следует подготовиться до подхода к Чаше: сложить руки на груди. Креститься в этот момент нельзя — вокруг много людей, можно кого-то нечаянно оттолкнуть. Подойдя к дарам, громко произносят христианское имя, а затем открывают рот и вкушают Святые дары. Тут же следует проглотить, не удерживая во рту и не смакуя, поцеловать край посуды, быстро отойти к столу и вкусить просфору. Теперь запивают теплой водой.
Но сразу уходить не принято, нужно обязательно дождаться, пока священник освободиться и поцеловать Святой крест. В дальнейшем сутки следует вести себя благочинно, полностью воздерживаясь от криков и ругани. Иначе смысла в Святых действиях нет.
Молитвы перед причастием
Традиции Антипасхи немного отличаются от подготовки перед причастием в другое время года. Общее правило включает три молитвенных канона, что надо читать на Светлой Седмице после Пасхи.
Первый среди них – пасхальный канон. Он читается на Утрене во время Литургии. Поэтому его нет нужды отдельно повторять дома и в другое время. Он заменяет также чтение Псалтыря и 3 канонов перед причастием.
О причащении на Светлой Седмице
митрополит Иларион (Алфеев)
Я считаю, что священники, которые не благословляют причащаться на Пасху, допускают очень грубую ошибку. Почему? Потому что Литургия служится для того, чтобы люди причащались.
В Великий Пост по будням – по понедельникам, вторникам и четвергам – Литургия не служится. И это отсутствие возможности причаститься и является знаком покаяния и поста. А тот факт, что Устав предписывает служить Литургию на Светлой Седмице каждый день, как раз и означает, что люди призываются каждый день причащаться.
Почему они не должны поститься в Пасхальную седмицу? Потому что, как сказал Христос, «могут ли печалиться сыны чертога брачного, пока с ними жених?»
Пасха – самый главный праздник христианской Церкви. Весь Великий Пост является подготовкой к Пасхе. Как можно требовать от человека, чтобы он ещё и в Светлую седмицу тоже постился, если он хочет причащаться!
***
Часы Пасхи
Это последование, что надо читать всю Светлую Седмицу вместо утренних и вечерних молитв, а также перед причастием:
Аще иерей: Благословен Бог наш:
Мирский же глаголет: Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас. Аминь.
Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав.
(Трижды)
Воскресение Христово видевше, поклонимся святому Господу Иисусу, Единому безгрешному. Кресту Твоему покланяемся, Христе, и святое воскресение Твое поем и славим: Ты бо еси Бог наш, разве Тебе иного не знаем, имя Твое именуем. Приидите вси вернии, поклонимся святому Христову воскресению: се бо прииде Крестом радость всему миру. Всегда благословяще Господа, поем воскресение Его: распятие бо претерпев, смертию смерть разруши.
(Трижды)
Ипакои, глас 8-й
Предварившия утро яже о Марии, и обретшия камень отвален от гроба, слышаху от ангела: во свете присносущнем Сущаго, с мертвыми что ищете яко человека? Видите гробныя пелены, тецыте и миру проповедите, яко воста Господь, умертвивый смерть, яко есть Сын Бога, спасающаго род человеческий.
Кондак, глас 8-й
Аще и во гроб снизшел еси, Безсмертне, но адову разрушил еси силу, и воскресл еси яко победитель, Христе Боже, женам мироносицам вещавый: радуйтеся, и Твоим апостолом мир даруяй, падшим подаяй воскресение.
О причащении на Пасху и на Светлую седмицу
игумен Петр (Прутяну)
Мне уже неоднократно задавали следующий вопрос: «Можно ли нам причащаться на Пасху? А в Светлую седмицу? Чтобы причаститься, нам надо продолжать пост?»
Вопрос хороший. Однако он выдает отсутствие четкого понимания вещей. На Пасху не просто можно, но даже нужно причащаться. В пользу этого утверждения мне бы хотелось привести в обобщенном виде ряд аргументов:
- В первые века истории Церкви, как мы видим в канонах и святоотеческих трудах, участие в Литургии без причащения Святых Тайн было просто немыслимо. Однако со временем, особенно в наших краях, уровень благочестия и понимания среди христиан стал падать, и правила подготовки к причастию стали строже, местами даже чрезмерно (в том числе двойные стандарты для духовенства и мирян). Несмотря на это, причащение на Пасху было общей практикой, сохраняясь по сей день во всех православных странах. Однако некоторые откладывают причастие до самой Пасхи, словно им кто-то мешает приступать к Чаше каждое воскресенье Великого поста и всего года. Таким образом, в идеале нам следовало бы причащаться на каждой литургии, особенно в Великий Четверг, когда была установлена Евхаристия, на Пасху и на Пятидесятницу, когда родилась Церковь.
- Тем, на кого возложена епитимья по причине какого-либо тяжелого греха, некоторые духовники разрешают причаститься (только) на Пасху, после чего, еще некоторое время, они продолжают нести свою епитимию. Эта практика, которая, тем не менее, не является и не должна быть общепринятой, имела место еще в древние времена, в помощь кающимся, чтобы укрепить их духовно, позволив и им приобщиться к радости праздника. С другой стороны, позволение кающимся причаститься на Пасху указывает на то, что простого течения времени и даже личных усилий кающегося недостаточно, чтобы избавить человека от греха и смерти. Ведь для этого необходимо, чтобы Сам воскресший Христос послал свет и укрепление душе кающегося (подобно тому, как преподобная Мария Египетская, которая вела распутный образ жизни до самого последнего дня своего пребывания в миру, смогла встать на путь покаяния в пустыне только после причащения Христу). Отсюда появилось и распространилось в некоторых местах ошибочное представление о том, будто на Пасху причащаются только разбойники и блудники. Но разве у Церкви есть отдельное причастие для разбойников и блудников, а другое – для тех, кто ведет христианскую жизнь? Разве Христос не Один и Тот же на каждой литургии в течение года? Разве Ему не причащаются все – и священники, и цари, и нищие, и разбойники, и дети? Кстати, слово свт. Иоанна Златоуста (в конце пасхальной утрени) призывает всех без разделения к причащению Христу. Его призыв «Постившиеся и непостившиеся — возвеселитесь ныне! Трапеза обильна: все насыщайтесь! Телец велик и упитан: никто не уйдет голодным!» явным образом относится к причастию Святых Тайн. Удивительно, что некоторые читают или слушают это слово, не понимая, что нас призывают не к трапезе с мясными блюдами, но к причащению Христу.
- Также крайне важен догматический аспект этой проблемы. Народ толкается в очередях, чтобы купить и отведать на Пасху ягнятины – для некоторых это единственная «библейская заповедь», которую они соблюдают в своей жизни (так как остальные заповеди их не устраивают!). Однако когда в книге Исхода говорится о заклании пасхального агнца, это относится к еврейской Пасхе, где ягненок был прообразом Христа-Агнца, закланного за нас. Поэтому вкушение пасхального агнца без причащения Христу означает возвращение к Ветхому Завету и отказ признать Христа «Агнцем Божьим, Который берет на Себя грех мира» (Ин 1:29). Кроме того, люди пекут всевозможные куличи или другие блюда, называемые у нас «пасхой». Но разве мы не знаем, что «Пасха наша – Христос» (1Кор 5:7)? Поэтому все эти пасхальные яства должны быть продолжением, но не заменой причастию Святых Таин. Об этом не особо говорится в храмах, но мы все должны знать, что Пасха это во первых Литургия и причащение Христу Воскресшему.
- Некоторые также говорят, что на Пасху нельзя причащаться, потому что потом ты будешь вкушать скоромное. Но разве священник не делает то же самое? Зачем тогда совершается Пасхальная Литургия, и после нее благословляется вкушать молочное и мясное? Разве не ясно, что после причастия можно вкушать все? Или, может быть, кто-то воспринимает Литургию как театральный спектакль, а не как призыв к причащению Христу? Если бы вкушение скоромного было несовместимо с причащением, тогда на Пасху и Рождество не совершалась бы Литургия, либо не было бы разговления. Причем, это касается всего литургического года.
- А теперь о причастии на Светлой Седмице. 66-ое правило Трулльского собора (691 год) предписывает, чтобы христиане «наслаждались Святыми Тайнами» в течение всей Светлой Седмицы, несмотря на то, что она является сплошной. Таким образом, к причастию приступают без поста. Иначе не было бы литургии, либо пост продолжался бы. Представление о необходимости поститься перед причастием касается, прежде всего, евхаристического поста перед принятием Святых Тайн. Такой строгий евхаристический пост предписан в течение не менее шести, а то и девяти часов (не так, как католики, которые причащаются спустя час после трапезы). Если же мы говорим о многодневном посте, то вполне достаточно семинедельного поста, который мы держали, и нет нужды – более того, даже запрещено – продолжать поститься. По окончании Светлой Седмицы мы будем поститься по средам и пятницам, а также в течение трех других многодневных постов. В конце концов, священники не постятся на Светлой Седмице перед причастием, и тогда непонятно, откуда взялось представление о том, что в эти дни должны поститься миряне! Тем не менее, на мой взгляд, к причастию в дни Светлой седмицы могут подходить только те, кто соблюдал весь Великий пост, кто ведет цельную, уравновешенную христианскую жизнь, всегда стремится ко Христу (а не только постами) и причастие воспринимает не как награду за свои труды, но как лекарство от духовных болезней.
Таким образом, каждый христианин призван готовиться к причастию и просить его у священника, особенно на Пасху. Если же священник отказывает безо всяких оснований (в том случае, если у человека нет таких грехов, за которые положена епитимья), но пускает в ход разного рода отговорки, то, на мой взгляд, верующий может пойти в другой храм, к другому священнику (только если причина ухода в другой приход уважительная и не является лукавством). Такое положение дел, которое особенно распространено в Республике Молдова, необходимо как можно скорее исправить, тем более что высшая иерархия Русской Православной Церкви дала четкие предписания священникам не отказывать верующим в причастии без очевидных канонических оснований (см. Постановления Архиерейских соборов 2011 и 2013 гг.). Таким образом, следует искать мудрых духовников, и если мы таковых нашли, надо им послушаться и под их руководством причащаться как можно чаще. Не стоит вверять свою душу кому попало.
Бывали такие случаи, когда некоторые христиане на Пасху приступали к причастию, а священник поднимал их на смех перед всем церковным собранием, говоря: «Разве тебе не было достаточно семи недель, чтобы причаститься? Почему ты нарушаешь обычаи села?». Хотелось бы спросить у такого священника: «А тебе разве не хватило четырех-пяти лет учебы в духовном заведении, чтобы определиться: либо ты станешь серьезным священником, либо пойдешь пасти коров, потому что «домостроители тайн Божиих » (1Кор 4:1) не могут говорить такие глупости…». И об этом надо говорить не ради насмешки, но с болью о Церкви Христовой, в которой служат и такие некомпетентные люди. Настоящий священник не только не запрещает людям причащаться, но и призывает их к этому и учит жить так, чтобы они могли приступать к Чаше на каждой литургии. И тогда уже сам священник радуется тому, насколько иной становится христианская жизнь его паствы. «Имеющий уши слышать да слышит!».
Поэтому «со страхом Божьим, верой и любовью приступим» ко Христу, чтобы лучше понять, что значит «Христос воскрес!» и «Воистину воскрес!». Ведь Он Сам говорит: «истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день» (Ин. 6:53-54).
перевод Елены-Алины Патраковой
Последования ко Причастию
Согласно молитвенному правилу на Светлой Седмице, в тексте надо опускать псалмы. Поэтому перед причастием надо мысленно читать стихи Метафраста в переводе с литургического языка:
Также читайте: Что можно и нельзя делать на Пасху?
Вот, я приступаю к божественному Причащению; Создатель, не опали меня приобщением! Ибо Ты — огонь, недостойных сожигающий; но очисти же меня от всякой скверны.
Затем:
Вечери Твоей таинственной участником в сей день, Сын Божий, меня прими. Ибо не поведаю я тайны врагам Твоим, не дам Тебе поцелуя, такого, как Иуда. Но как разбойник исповедаю Тебя: «Помяни меня, Господи, в Царстве Твоём!»
И стихи:
Содрогнись, человек, видя обоготворяющую Кровь: ибо она — горящий уголь, недостойных опаляющий. Тело Божие и обоживает меня, и питает: обоживает дух, ум же питает непостижимо.
Потом тропари:
Ты привлек меня любовью, Христе, и изменил божественным к Тебе стремлением. Но сожги огнем невещественным грехи мои и насытиться наслаждением в Тебе сподоби, чтобы я, ликуя, величал два пришествия Твои, Благой.
В светлый сонм святых Твоих как войду я, недостойный? Ведь если осмелюсь войти с ними в брачный чертог, — одежда меня обличает, ибо не в такой идут на брак, и, связанный, изгнан буду Ангелами. Очисти, Господи, скверну души моей и спаси меня, как Человеколюбец.
А вы крещеный?
Магистр богословия, настоятель Церкви Живоначальной Троицы в Троицком-Голенищеве протоиерей Сергий Правдолюбов не причащает на Пасху тех, кого первый раз видит перед Чашей: «Когда я причащаю на Пасху, ни одного постороннего человека я не причащу. Я не имею право его причастить. А если он не крещеный? Где он исповедовался? Надо знать, что он крещеный, верующий и говел. В нашем приходе уже 20 лет на Пасху причащаются приблизительно 700 человек. Я их всех знаю в лицо и по именам, я знаю их семьи, их трудности». Конечно можно таких, незнакомых священнику людей, и перед чашей спросить: крещеный ли, исповедовались? Но на Пасху это не очень удобно: слишком много причастников. К тому же бывают недоразумения. Об одном из таких недоразумений отец Сергий рассказывает со смехом: «Однажды оказалось, что я так князя Зураба Чавчавадзе спросил – крещен ли он. Я же не знал его в лицо! Он, мне кажется, довольно долго на меня обижался».
Какие молитвы должны прочитать дети
Многие родители, которые хотят подготовить своего ребенка к первому посещению храма, приурочивают его к Светлой Седмице. В это время правила того, как готовиться к причастию, и что читать перед таинством, более простые. Детям не надо поститься и легче запомнить текст. Так, священнослужители рекомендуют читать 3 молитвы:
Отче наш — 3 раза
Отче наш, Иже еси на небесех!
Да святится имя Твое,да приидет Царствие Твое,да будет воля Твоя,яко на небеси и на земли.Хлеб наш насущный даждь нам днесь;и остави нам долги наша,якоже и мы оставляем должником нашим;и не введи нас во искушение,но избави нас от лукаваго.Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки.Ам
инь.
Богородица Дево радуйся — 3 раза
Богородице Дево, радуйся, благодатная Марие, Господь с Тобою, Благословенна Ты в женах и благословен Плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших.
Кратко об особенностях причащения в Светлую Седмицу
- Как часто. 66‑е правило VI Вселенского Собора предписывает всем христианам всю Светлую Седмицу ежедневно причащаться.
- Пост. Евхаристический пост, как всегда, начинается в полночь. “Соблюдавшие Великий пост христиане в период Светлой седмицы приступают ко святому причащению, ограничивая пост невкушением пищи после полуночи” (Об участии верных в Евхаристии).
- Молитвы. Подготовительные молитвы состоят из Часов Пасхи и Последования ко Святому Причащению без псалмов. Если есть возможность, то полезно прочесть также и Канон Святой Пасхи. Следует учитывать и особенности молитвенного правила в дня Святой Пасхи.
- Исповедь. Во многих приходах существует практика Причастия без Исповеди на Светлой Седмице для верных, которые причащались в период с Великого Четверга до дня Пасхи включительно.
***
протоиерей Димитрий Смирнов
66‑е правило VI Вселенского Собора предписывает всем христианам всю Светлую Седмицу ежедневно причащаться Святых Христовых Тайн. Это правило Вселенского Собора.
У многих людей до сих пор существует еретическое представление (это ересь – настоящая, осужденная Вселенским Собором), что мясо и причастие несовместимы. Туда привносят какие-то индуистские соображения: что это убитое животное и прочая ерунда. Как будто картошка – это не убитое растение. Это совершенно не христианское представление, потому что сказано: «Кто гнушается мяса по причине нечистоты, анафема да будет». Но у многих людей к мясу какое-то специфическое отношение. Был пост – человек постился, сейчас нет поста – человек не постится.
Я не запрещаю причащаться. А я сам? Я сам вчера ел мясо, а сегодня я служу. Если я, священник, это делаю, значит, получается, что мне можно, а ему нельзя? По какому такому праву? Непонятно. Священник должен жить строже, чем мирянин. Получается, что священник сам-то себе все позволяет, а другим нельзя. Это же лицемерие.
***