Что читать перед причастием в Светлую Седмицу после Пасхи

Светлая седмица — это неделя после пасхи, вместе со Святым воскресением. У православных все эти дни проводятся богослужения — по 4 службы: заутренняя (утреня), в полдень, литургия и вечерняя (вечерня). В это время Царские врата — иконостас в храме — не закрываются до субботы, то есть до самой раздачи литургии. Читать перед причастием в светлую седмицу нужно не обычные молитвы, а особенные — с псалмами, это Последование и канон на Пасху.

Как подготовиться к причастию в Светлую Седмицу

Канон, который регулирует правила причастия во время Антипасхи был создан более 13 веков назад. Это произошло во время Трулльского собора в 691 году. Именно там было создано правило 66, согласно которому:


«
От святаго дня Воскресения Христа Бога нашего до Недели Новыя, во всю седмицу верные должны во святых церквах непрестанно упражняться во псалмех и пениях и песнех духовных, радуяся и торжествуя во Христе, и чтению Божественных Писаний внимая, и Святыми Таинами наслаждаяся. Ибо таким образом со Христом купно воскреснем, и вознесемся
».

При этом подготовка к причастию после пасхальных праздников в период Светлой Седмицы требуется минимальная.

  1. Пост соблюдать не нужно. Еще Иисус Христос после преумножения хлебов сказал: «Отпустить же их не евшими не хочу, чтобы не ослабели в дороге» (Мф.15:32). Христиане после завершения Великого поста уже не нуждаются в дополнительных ограничениях. Они и так уже проявили свою стойкость на пути к Богу. Поэтому не нужно себя излишне истязать и соблюдать пост накануне.
  2. Мясо разрешено. Более того, согласно все тому же 66 правилу, отказ от скоромной пищи в Светлую Седмицу – это настоящая ересь. Согласно церковным канонам, священнику и мирянам, отказывающимся от мяса из-за предрассудков, положена анафема. Но это правило не касается тех, кто просто следует вегетарианству или не может употреблять мясо по состоянию здоровья.
  3. Надо прийти в церковь натощак. Это единственное существенное ограничение. Как указывает протоиерей Валентин Уляхин, в раннем христианстве люди причащались ежедневно. В современном мире для большинства мирян это невозможно. Но именно в Светлую Седмицу желательно найти время на каждодневное причастие с понедельника по воскресенье.

Причастие разрешено для всех. Существует два в равной степени ошибочных мнения. Одни считают, что перед Пасхой и после праздника причащаются только миряне, находящиеся под епитимьей, а также греховные люди, которые пытаются замолить свои прегрешения.

С одной стороны, это верно, ведь именно в пасхальную неделю и Антипасху они могут читать молитвы, пройти причастие и очиститься в церкви перед лицом Бога, хоть в другое время путь в храм для них закрыт. Но это не значит, что остальным мирянам стоит отказываться от приобщения к таинству.

Также читайте: Можно ли пить на Пасху алкоголь

Есть и другое мнение, что в Светлую седмицу требуется какая-то особая подготовка к причастию. Что человек должен быть по-особенному чист прежде тем, как читать молитвы.

Правила ко Святому причащению

Подготовка к Причастию ради того, чтобы принять участие в Таинстве — духовные упражнения, которые проходят под надзором духовника, ради достижения особого нравственного настоя. Духовником может стать священник, которого особо уважаешь. Подготовка заключается в чтении молитв, общем покаянии. Но — важно не только выполнять определенные правила, но и жаждать соединения с Христом.

Существует 2 виде молитв — церковная и домашняя. Нужно не только посещать службы, но, чтобы подготовиться, постоянно проводить богослужения дома, вслух или в душе, про себя. Обязательное правило — в канун Пасхи обязательно посещать молитвы в Божьем храме. Дома нужно прочитать:

  • Последование к причащению или Православного молитослова;
  • каноны: покаянного к Иисусу, молебного — к Пресвятой Богородице, к ангелу-хранителю;
  • акафист ко Святому причащению.

Некоторые священники рекомендуют всю Светлую седмицу — вне зависимости от времени суток — читать Пасхальный канон. Его считают равноценной заменой.

Нельзя вкушать Христово тело и кровь без исповеди и тем, кто не соблюдал посты. Если человек недостаточен подготовлен, он должен обязательно рассказать это духовники. В этом случае назначают покаяние — рекомендуют поститься определенное количество дней, от 3 до 7, перед Причастием.

В это время нужно не только отказаться от скоромного. Ограничивают в питье, отказываются от духовных развлечений — не только посещения общественных мест, ресторанов, театров и кино, но и от домашних просмотров кинофильмов, прослушивания светской музыки. Ограничения ставятся на телесную близость супругов.

Строгий пост начинают не после Пасхи, а перед Причастием. В храм идут на голодный желудок, как перед тем, чтобы определить уровень сахара в крови. Но нельзя не только пить, есть, но и курить.

Внимание! Если требуется постоянно принимать лекарства, от которых зависит жизнедеятельность, церковь никаких ограничений не ставит.

Уже на Пасху нужно настроиться на особое состояние души. В это время никому нельзя делать замечания, осуждать, сплетничать. Когда есть возможность, следует выбрать уединение. Даже если близкие молчат, поневоле наблюдаешь за происходящим, из-за чего полностью сосредоточиться не получится. Но, когда в это время читаешь Евангелие, изучаешь житие Святых или пересматриваешь книги с духовным содержанием, не отвлекаться на мирское. Желательно отказаться от встречи с людьми, которые не думают о божественном, могут подтолкнуть к греху.

Перед Причастием нужно очиститься — перечислить грехи священнику. Духовника выбрать не просто. К сожалению, в настоящее время ни раз встречались духовники, не соблюдающие тайну исповеди. Покаяние не ограничивается разговором со священнослужителем. Нужно извиниться перед обиженными, постараться помириться с теми, кто причинил тебе боль. Перечисляя проступки, следует отдавать отчет своим деяниям, не перекладывать вину на других.

Если посещаешь церковь впервые, поскольку раньше не задумывался о душе, то подойти к духовнику следует накануне, пока храм не наполнился прихожанами. Но можно это сделать до литургии. У верующих считается хорошим тоном приходить заблаговременно. Опоздание рассматривается как пренебрежение. В некоторых церквях исповедь продолжается после литургии — исключение делают для детей, больных. Прихожанам, возраст которых младше 7 лет, исповедоваться не обязательно. Им достаточно получить благословение 1 раз.

Когда Святые дары выносят из алтаря, прихожане должны пропускать всех, кто в силу физических ограничений не может увидеть таинство из-за спин. В этой группе относятся немощные, в том числе инвалиды на колясках, дети. Заблаговременно следует подготовиться до подхода к Чаше: сложить руки на груди. Креститься в этот момент нельзя — вокруг много людей, можно кого-то нечаянно оттолкнуть. Подойдя к дарам, громко произносят христианское имя, а затем открывают рот и вкушают Святые дары. Тут же следует проглотить, не удерживая во рту и не смакуя, поцеловать край посуды, быстро отойти к столу и вкусить просфору. Теперь запивают теплой водой.

Но сразу уходить не принято, нужно обязательно дождаться, пока священник освободиться и поцеловать Святой крест. В дальнейшем сутки следует вести себя благочинно, полностью воздерживаясь от криков и ругани. Иначе смысла в Святых действиях нет.

Молитвы перед причастием

Традиции Антипасхи немного отличаются от подготовки перед причастием в другое время года. Общее правило включает три молитвенных канона, что надо читать на Светлой Седмице после Пасхи.


Первый среди них – пасхальный канон. Он читается на Утрене во время Литургии. Поэтому его нет нужды отдельно повторять дома и в другое время. Он заменяет также чтение Псалтыря и 3 канонов перед причастием.

О при­ча­ще­нии на Свет­лой Сед­мице

мит­ро­по­лит Ила­рион (Алфеев)

Я считаю, что свя­щен­ники, кото­рые не бла­го­слов­ляют при­ча­щаться на Пасху, допус­кают очень грубую ошибку. Почему? Потому что Литур­гия слу­жится для того, чтобы люди при­ча­ща­лись.

В Вели­кий Пост по будням – по поне­дель­ни­кам, втор­ни­кам и чет­вер­гам – Литур­гия не слу­жится. И это отсут­ствие воз­мож­но­сти при­ча­ститься и явля­ется знаком пока­я­ния и поста. А тот факт, что Устав пред­пи­сы­вает слу­жить Литур­гию на Свет­лой Сед­мице каждый день, как раз и озна­чает, что люди при­зы­ва­ются каждый день при­ча­щаться.

Почему они не должны поститься в Пас­халь­ную сед­мицу? Потому что, как сказал Хри­стос, «могут ли печа­литься сыны чер­тога брач­ного, пока с ними жених?»

Пасха – самый глав­ный празд­ник хри­сти­ан­ской Церкви. Весь Вели­кий Пост явля­ется под­го­тов­кой к Пасхе. Как можно тре­бо­вать от чело­века, чтобы он ещё и в Свет­лую сед­мицу тоже постился, если он хочет при­ча­щаться!

***

Часы Пасхи

Это последование, что надо читать всю Светлую Седмицу вместо утренних и вечерних молитв, а также перед причастием:

Аще иерей: Благословен Бог наш:

Мирский же глаголет: Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас. Аминь.

Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав.

(Трижды)

Воскресение Христово видевше, поклонимся святому Господу Иисусу, Единому безгрешному. Кресту Твоему покланяемся, Христе, и святое воскресение Твое поем и славим: Ты бо еси Бог наш, разве Тебе иного не знаем, имя Твое именуем. Приидите вси вернии, поклонимся святому Христову воскресению: се бо прииде Крестом радость всему миру. Всегда благословяще Господа, поем воскресение Его: распятие бо претерпев, смертию смерть разруши.

(Трижды)

Ипакои, глас 8-й

Предварившия утро яже о Марии, и обретшия камень отвален от гроба, слышаху от ангела: во свете присносущнем Сущаго, с мертвыми что ищете яко человека? Видите гробныя пелены, тецыте и миру проповедите, яко воста Господь, умертвивый смерть, яко есть Сын Бога, спасающаго род человеческий.

Кондак, глас 8-й

Аще и во гроб снизшел еси, Безсмертне, но адову разрушил еси силу, и воскресл еси яко победитель, Христе Боже, женам мироносицам вещавый: радуйтеся, и Твоим апостолом мир даруяй, падшим подаяй воскресение.

О при­ча­ще­нии на Пасху и на Свет­лую сед­мицу

игумен Петр (Пру­тяну)

Мне уже неод­но­кратно зада­вали сле­ду­ю­щий вопрос: «Можно ли нам при­ча­щаться на Пасху? А в Свет­лую сед­мицу? Чтобы при­ча­ститься, нам надо про­дол­жать пост?»

Вопрос хоро­ший. Однако он выдает отсут­ствие чет­кого пони­ма­ния вещей. На Пасху не просто можно, но даже нужно при­ча­щаться. В пользу этого утвер­жде­ния мне бы хоте­лось при­ве­сти в обоб­щен­ном виде ряд аргу­мен­тов:

  1. В первые века исто­рии Церкви, как мы видим в кано­нах и свя­то­оте­че­ских трудах, уча­стие в Литур­гии без при­ча­ще­ния Святых Тайн было просто немыс­лимо. Однако со вре­ме­нем, осо­бенно в наших краях, уро­вень бла­го­че­стия и пони­ма­ния среди хри­стиан стал падать, и пра­вила под­го­товки к при­ча­стию стали строже, местами даже чрез­мерно (в том числе двой­ные стан­дарты для духо­вен­ства и мирян). Несмотря на это, при­ча­ще­ние на Пасху было общей прак­ти­кой, сохра­ня­ясь по сей день во всех пра­во­слав­ных стра­нах. Однако неко­то­рые откла­ды­вают при­ча­стие до самой Пасхи, словно им кто-то мешает при­сту­пать к Чаше каждое вос­кре­се­нье Вели­кого поста и всего года. Таким обра­зом, в идеале нам сле­до­вало бы при­ча­щаться на каждой литур­гии, осо­бенно в Вели­кий Чет­верг, когда была уста­нов­лена Евха­ри­стия, на Пасху и на Пяти­де­сят­ницу, когда роди­лась Цер­ковь.
  2. Тем, на кого воз­ло­жена епи­ти­мья по при­чине какого-либо тяже­лого греха, неко­то­рые духов­ники раз­ре­шают при­ча­ститься (только) на Пасху, после чего, еще неко­то­рое время, они про­дол­жают нести свою епи­ти­мию. Эта прак­тика, кото­рая, тем не менее, не явля­ется и не должна быть обще­при­ня­той, имела место еще в древ­ние вре­мена, в помощь каю­щимся, чтобы укре­пить их духовно, поз­во­лив и им при­об­щиться к радо­сти празд­ника. С другой сто­роны, поз­во­ле­ние каю­щимся при­ча­ститься на Пасху ука­зы­вает на то, что про­стого тече­ния вре­мени и даже личных усилий каю­ще­гося недо­ста­точно, чтобы изба­вить чело­века от греха и смерти. Ведь для этого необ­хо­димо, чтобы Сам вос­крес­ший Хри­стос послал свет и укреп­ле­ние душе каю­ще­гося (подобно тому, как пре­по­доб­ная Мария Еги­пет­ская, кото­рая вела рас­пут­ный образ жизни до самого послед­него дня своего пре­бы­ва­ния в миру, смогла встать на путь пока­я­ния в пустыне только после при­ча­ще­ния Христу). Отсюда появи­лось и рас­про­стра­ни­лось в неко­то­рых местах оши­боч­ное пред­став­ле­ние о том, будто на Пасху при­ча­ща­ются только раз­бой­ники и блуд­ники. Но разве у Церкви есть отдель­ное при­ча­стие для раз­бой­ни­ков и блуд­ни­ков, а другое – для тех, кто ведет хри­сти­ан­скую жизнь? Разве Хри­стос не Один и Тот же на каждой литур­гии в тече­ние года? Разве Ему не при­ча­ща­ются все – и свя­щен­ники, и цари, и нищие, и раз­бой­ники, и дети? Кстати, слово свт. Иоанна Зла­то­уста (в конце пас­халь­ной утрени) при­зы­вает всех без раз­де­ле­ния к при­ча­ще­нию Христу. Его призыв «Постив­ши­еся и непо­стив­ши­еся — воз­ве­се­ли­тесь ныне! Тра­пеза обильна: все насы­щай­тесь! Телец велик и упитан: никто не уйдет голод­ным!» явным обра­зом отно­сится к при­ча­стию Святых Тайн. Уди­ви­тельно, что неко­то­рые читают или слу­шают это слово, не пони­мая, что нас при­зы­вают не к тра­пезе с мяс­ными блю­дами, но к при­ча­ще­нию Христу.
  3. Также крайне важен дог­ма­ти­че­ский аспект этой про­блемы. Народ тол­ка­ется в оче­ре­дях, чтобы купить и отве­дать на Пасху ягня­тины – для неко­то­рых это един­ствен­ная «биб­лей­ская запо­ведь», кото­рую они соблю­дают в своей жизни (так как осталь­ные запо­веди их не устра­и­вают!). Однако когда в книге Исхода гово­рится о закла­нии пас­халь­ного агнца, это отно­сится к еврей­ской Пасхе, где ягне­нок был про­об­ра­зом Христа-Агнца, заклан­ного за нас. Поэтому вку­ше­ние пас­халь­ного агнца без при­ча­ще­ния Христу озна­чает воз­вра­ще­ние к Вет­хому Завету и отказ при­знать Христа «Агнцем Божьим, Кото­рый берет на Себя грех мира» (Ин 1:29). Кроме того, люди пекут все­воз­мож­ные куличи или другие блюда, назы­ва­е­мые у нас «пасхой». Но разве мы не знаем, что «Пасха наша – Хри­стос» (1Кор 5:7)? Поэтому все эти пас­халь­ные яства должны быть про­дол­же­нием, но не заме­ной при­ча­стию Святых Таин. Об этом не особо гово­рится в храмах, но мы все должны знать, что Пасха это во первых Литур­гия и при­ча­ще­ние Христу Вос­крес­шему.
  4. Неко­то­рые также гово­рят, что на Пасху нельзя при­ча­щаться, потому что потом ты будешь вку­шать ско­ром­ное. Но разве свя­щен­ник не делает то же самое? Зачем тогда совер­ша­ется Пас­халь­ная Литур­гия, и после нее бла­го­слов­ля­ется вку­шать молоч­ное и мясное? Разве не ясно, что после при­ча­стия можно вку­шать все? Или, может быть, кто-то вос­при­ни­мает Литур­гию как теат­раль­ный спек­такль, а не как призыв к при­ча­ще­нию Христу? Если бы вку­ше­ние ско­ром­ного было несов­ме­стимо с при­ча­ще­нием, тогда на Пасху и Рож­де­ство не совер­ша­лась бы Литур­гия, либо не было бы раз­гов­ле­ния. Причем, это каса­ется всего литур­ги­че­ского года.
  5. А теперь о при­ча­стии на Свет­лой Сед­мице. 66-ое пра­вило Трулль­ского собора (691 год) пред­пи­сы­вает, чтобы хри­сти­ане «насла­жда­лись Свя­тыми Тай­нами» в тече­ние всей Свет­лой Сед­мицы, несмотря на то, что она явля­ется сплош­ной. Таким обра­зом, к при­ча­стию при­сту­пают без поста. Иначе не было бы литур­гии, либо пост про­дол­жался бы. Пред­став­ле­ние о необ­хо­ди­мо­сти поститься перед при­ча­стием каса­ется, прежде всего, евха­ри­сти­че­ского поста перед при­ня­тием Святых Тайн. Такой стро­гий евха­ри­сти­че­ский пост пред­пи­сан в тече­ние не менее шести, а то и девяти часов (не так, как като­лики, кото­рые при­ча­ща­ются спустя час после тра­пезы). Если же мы гово­рим о мно­го­днев­ном посте, то вполне доста­точно семи­не­дель­ного поста, кото­рый мы дер­жали, и нет нужды – более того, даже запре­щено – про­дол­жать поститься. По окон­ча­нии Свет­лой Сед­мицы мы будем поститься по средам и пят­ни­цам, а также в тече­ние трех других мно­го­днев­ных постов. В конце концов, свя­щен­ники не постятся на Свет­лой Сед­мице перед при­ча­стием, и тогда непо­нятно, откуда взя­лось пред­став­ле­ние о том, что в эти дни должны поститься миряне! Тем не менее, на мой взгляд, к при­ча­стию в дни Свет­лой сед­мицы могут под­хо­дить только те, кто соблю­дал весь Вели­кий пост, кто ведет цель­ную, урав­но­ве­шен­ную хри­сти­ан­скую жизнь, всегда стре­мится ко Христу (а не только постами) и при­ча­стие вос­при­ни­мает не как награду за свои труды, но как лекар­ство от духов­ных болез­ней.

Таким обра­зом, каждый хри­сти­а­нин при­зван гото­виться к при­ча­стию и про­сить его у свя­щен­ника, осо­бенно на Пасху. Если же свя­щен­ник отка­зы­вает безо всяких осно­ва­ний (в том случае, если у чело­века нет таких грехов, за кото­рые поло­жена епи­ти­мья), но пус­кает в ход раз­ного рода отго­ворки, то, на мой взгляд, веру­ю­щий может пойти в другой храм, к дру­гому свя­щен­нику (только если при­чина ухода в другой приход ува­жи­тель­ная и не явля­ется лукав­ством). Такое поло­же­ние дел, кото­рое осо­бенно рас­про­стра­нено в Рес­пуб­лике Мол­дова, необ­хо­димо как можно скорее испра­вить, тем более что высшая иерар­хия Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви дала четкие пред­пи­са­ния свя­щен­ни­кам не отка­зы­вать веру­ю­щим в при­ча­стии без оче­вид­ных кано­ни­че­ских осно­ва­ний (см. Поста­нов­ле­ния Архи­ерей­ских собо­ров 2011 и 2013 гг.). Таким обра­зом, сле­дует искать мудрых духов­ни­ков, и если мы тако­вых нашли, надо им послу­шаться и под их руко­вод­ством при­ча­щаться как можно чаще. Не стоит вве­рять свою душу кому попало.

Бывали такие случаи, когда неко­то­рые хри­сти­ане на Пасху при­сту­пали к при­ча­стию, а свя­щен­ник под­ни­мал их на смех перед всем цер­ков­ным собра­нием, говоря: «Разве тебе не было доста­точно семи недель, чтобы при­ча­ститься? Почему ты нару­ша­ешь обычаи села?». Хоте­лось бы спро­сить у такого свя­щен­ника: «А тебе разве не хва­тило четы­рех-пяти лет учебы в духов­ном заве­де­нии, чтобы опре­де­литься: либо ты ста­нешь серьез­ным свя­щен­ни­ком, либо пой­дешь пасти коров, потому что «домо­стро­и­тели тайн Божиих » (1Кор 4:1) не могут гово­рить такие глу­по­сти…». И об этом надо гово­рить не ради насмешки, но с болью о Церкви Хри­сто­вой, в кото­рой служат и такие неком­пе­тент­ные люди. Насто­я­щий свя­щен­ник не только не запре­щает людям при­ча­щаться, но и при­зы­вает их к этому и учит жить так, чтобы они могли при­сту­пать к Чаше на каждой литур­гии. И тогда уже сам свя­щен­ник раду­ется тому, насколько иной ста­но­вится хри­сти­ан­ская жизнь его паствы. «Име­ю­щий уши слы­шать да слышит!».

Поэтому «со стра­хом Божьим, верой и любо­вью при­сту­пим» ко Христу, чтобы лучше понять, что значит «Хри­стос вос­крес!» и «Воис­тину вос­крес!». Ведь Он Сам гово­рит: «истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Чело­ве­че­ского и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я вос­крешу его в послед­ний день» (Ин. 6:53-54).

пере­вод Елены-Алины Патра­ко­вой

Последования ко Причастию

Согласно молитвенному правилу на Светлой Седмице, в тексте надо опускать псалмы. Поэтому перед причастием надо мысленно читать стихи Метафраста в переводе с литургического языка:

Также читайте: Что можно и нельзя делать на Пасху?

Вот, я приступаю к божественному Причащению; Создатель, не опали меня приобщением! Ибо Ты — огонь, недостойных сожигающий; но очисти же меня от всякой скверны.

Затем:

Вечери Твоей таинственной участником в сей день, Сын Божий, меня прими. Ибо не поведаю я тайны врагам Твоим, не дам Тебе поцелуя, такого, как Иуда. Но как разбойник исповедаю Тебя: «Помяни меня, Господи, в Царстве Твоём!»

И стихи:

Содрогнись, человек, видя обоготворяющую Кровь: ибо она — горящий уголь, недостойных опаляющий. Тело Божие и обоживает меня, и питает: обоживает дух, ум же питает непостижимо.

Потом тропари:

Ты привлек меня любовью, Христе, и изменил божественным к Тебе стремлением. Но сожги огнем невещественным грехи мои и насытиться наслаждением в Тебе сподоби, чтобы я, ликуя, величал два пришествия Твои, Благой.

В светлый сонм святых Твоих как войду я, недостойный? Ведь если осмелюсь войти с ними в брачный чертог, — одежда меня обличает, ибо не в такой идут на брак, и, связанный, изгнан буду Ангелами. Очисти, Господи, скверну души моей и спаси меня, как Человеколюбец.

А вы крещеный?

Магистр богословия, настоятель Церкви Живоначальной Троицы в Троицком-Голенищеве протоиерей Сергий Правдолюбов не причащает на Пасху тех, кого первый раз видит перед Чашей: «Когда я причащаю на Пасху, ни одного постороннего человека я не причащу. Я не имею право его причастить. А если он не крещеный? Где он исповедовался? Надо знать, что он крещеный, верующий и говел. В нашем приходе уже 20 лет на Пасху причащаются приблизительно 700 человек. Я их всех знаю в лицо и по именам, я знаю их семьи, их трудности». Конечно можно таких, незнакомых священнику людей, и перед чашей спросить: крещеный ли, исповедовались? Но на Пасху это не очень удобно: слишком много причастников. К тому же бывают недоразумения. Об одном из таких недоразумений отец Сергий рассказывает со смехом: «Однажды оказалось, что я так князя Зураба Чавчавадзе спросил – крещен ли он. Я же не знал его в лицо! Он, мне кажется, довольно долго на меня обижался».

Какие молитвы должны прочитать дети

Многие родители, которые хотят подготовить своего ребенка к первому посещению храма, приурочивают его к Светлой Седмице. В это время правила того, как готовиться к причастию, и что читать перед таинством, более простые. Детям не надо поститься и легче запомнить текст. Так, священнослужители рекомендуют читать 3 молитвы:

Отче наш — 3 раза

Отче наш, Иже еси на небесех!
Да святится имя Твое,да приидет Царствие Твое,да будет воля Твоя,яко на небеси и на земли.Хлеб наш насущный даждь нам днесь;и остави нам долги наша,якоже и мы оставляем должником нашим;и не введи нас во искушение,но избави нас от лукаваго.Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки.Ам
инь.

Богородица Дево радуйся — 3 раза

Богородице Дево, радуйся, благодатная Марие, Господь с Тобою, Благословенна Ты в женах и благословен Плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших.

Кратко об осо­бен­но­стях при­ча­ще­ния в Свет­лую Сед­мицу

  1. Как часто. 66‑е пра­вило VI Все­лен­ского Собора пред­пи­сы­вает всем хри­сти­а­нам всю Свет­лую Сед­мицу еже­дневно при­ча­щаться.
  2. Пост. Евха­ри­сти­че­ский пост, как всегда, начи­на­ется в пол­ночь. “Соблю­дав­шие Вели­кий пост хри­сти­ане в период Свет­лой сед­мицы при­сту­пают ко свя­тому при­ча­ще­нию, огра­ни­чи­вая пост нев­ку­ше­нием пищи после полу­ночи” (Об уча­стии верных в Евха­ри­стии).
  3. Молитвы. Под­го­то­ви­тель­ные молитвы состоят из Часов Пасхи и После­до­ва­ния ко Свя­тому При­ча­ще­нию без псал­мов. Если есть воз­мож­ность, то полезно про­честь также и Канон Святой Пасхи. Сле­дует учи­ты­вать и осо­бен­но­сти молит­вен­ного пра­вила в дня Святой Пасхи.
  4. Испо­ведь. Во многих при­хо­дах суще­ствует прак­тика При­ча­стия без Испо­веди на Свет­лой Сед­мице для верных, кото­рые при­ча­ща­лись в период с Вели­кого Чет­верга до дня Пасхи вклю­чи­тельно.

***

про­то­и­е­рей Димит­рий Смир­нов

66‑е пра­вило VI Все­лен­ского Собора пред­пи­сы­вает всем хри­сти­а­нам всю Свет­лую Сед­мицу еже­дневно при­ча­щаться Святых Хри­сто­вых Тайн. Это пра­вило Все­лен­ского Собора.

У многих людей до сих пор суще­ствует ере­ти­че­ское пред­став­ле­ние (это ересь – насто­я­щая, осуж­ден­ная Все­лен­ским Собо­ром), что мясо и при­ча­стие несов­ме­стимы. Туда при­вно­сят какие-то инду­ист­ские сооб­ра­же­ния: что это убитое живот­ное и прочая ерунда. Как будто кар­тошка – это не убитое рас­те­ние. Это совер­шенно не хри­сти­ан­ское пред­став­ле­ние, потому что ска­зано: «Кто гну­ша­ется мяса по при­чине нечи­стоты, ана­фема да будет». Но у многих людей к мясу какое-то спе­ци­фи­че­ское отно­ше­ние. Был пост – чело­век постился, сейчас нет поста – чело­век не постится.

Я не запре­щаю при­ча­щаться. А я сам? Я сам вчера ел мясо, а сего­дня я служу. Если я, свя­щен­ник, это делаю, значит, полу­ча­ется, что мне можно, а ему нельзя? По какому такому праву? Непо­нятно. Свя­щен­ник должен жить строже, чем миря­нин. Полу­ча­ется, что свя­щен­ник сам-то себе все поз­во­ляет, а другим нельзя. Это же лице­ме­рие.

***

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]