- 19130
- 05-09-2018
- Автор: Команда Mysekret
- 0
Из всех церковных обрядов покаяние и причащение являются одними из наиболее ответственных в жизни каждого христианина, относящего себя к православной вере. Но большая ответственность предполагает тщательную скрупулезную подготовку, важнейшими составляющими которой становятся молитвы перед исповедью и причастием.
Для чего молиться перед причастием?
Как рассказать Богу о том, что у вас на душе? Конечно же, с помощью молитвословия. Так мы общаемся с высшими силами, делимся с ними своими переживаниями, просим помощи или выражаем благодарность. Если то, что тяготит душу, остается невысказанным, человек впадает в уныние и чувствует себя несчастным. Нередко это отражается на его близких, карьере, общении с друзьями и личной жизни. Незачем копить в себе тревоги, лучше озвучить их, пусть это даже разговор с собой или моление.
Молитвы перед исповедью и причастием православные – это не долг, не наказание за провинность и не обязанность. Тем более, если вы так воспринимаете их, то познавать Таинство Причащения вам точно рано. Не стоит припадать к канонам, если дух того не требует. Любое насилие над собой в данном вопросе – знак того, что морально человек не готов к переменам.
Смотрите еще…
✅ Порча на смерть: признаки, способы снятия
✅ Молитва перед началом и по окончании дела
✅ Молитвы перед и после вкушения пищи
✅ Православные молитвы об усопших
Молитвы к исповеди и причастию (особенно, ко второму) в православном мире являются обязательными, однако прочитываются только в том случае, если причащаемый полностью уверен в своем выборе и решении. Молитвословие перед Причащением включает три Канона (см. ниже) и произносится накануне, перед образами до отхода ко сну. Но моление в домашних условиях не должно заменять причащения в церкви. Произнесение святого текста в доме Божьем проходит по другим каналам и несет молящемуся особое духовное умиротворение, также являясь выражением уважительного отношения к религии и вере.
ОБЯЗАННОСТИ ПО ОТНОШЕНИЮ КО ВСЕМУ БОЖИЕМУ ТВОРЕНИЮ
С достаточной ли ответственностью ты относился к доверенной тебе Богом миссии «возделывать и хранить» созданную Им природу? (ср. Быт 2. 15) Бережно ли ты относился к природным богатствам? Не проявлял ли жестокости к животным? Не губил ли природу по беспечности или ради праздной забавы?
Завершая испытание совести, следует сделать для себя некоторые выводы:
Наблюдается ли прогресс в твоей духовной жизни? Совершенствовался ли ты в период, протекший со времени последней исповеди? Не испытал ли духовного и нравственного упадка? Если да, то в чем именно? Какие грехи ты чаще всего совершал за это время? В чем корень этих грехов? Каков твой главный недостаток? Как ты боролся с ним? Как собираешься преодолевать его?
Подготовка к исповеди
Если есть ощущение, что приготовление к покаянию не содержит никаких сложностей, то подумайте дважды. Уже совершенные грехи должны быть озвучены, чтобы не было сомнений в вашем искреннем раскаянии. В исповедных словах находится сила для борьбы с грехами будущего. Сам проступок – это не только серьезное нарушение православных канонов, но даже мысль, в которой вы разошлись с волей Бога.
Никто из нас не безупречен, поэтому в ежедневной жизни нас преследуют сотни соблазнов. Особенно велико искушение самообольщения, которое считается серьезным грехом. Покаяться – значит возжелать изменения души. То, как вы исповедуетесь, станет основой для полного покаяния. Нельзя исповедаться плохо или хорошо: все определяется мерой самосознания и естественного желания к переменам без принуждения.
Что должна содержать исповедь? Перечислим главное:
- Перечень совершенных прегрешений. Утаивать или замалчивать какие-либо факты недопустимо – так вы обманываете не только Бога, но и себя.
- Если представить, как каяться, трудно, почитайте соответствующие жизнеописания из бытия блаженных – например, Святой Феодоры.
- Озвучить грех – это не только признаться в нем, но и отпустить его на покаяние, поэтому исповедь без произнесения желаемого вслух не будет полной.
- Старайтесь сохранять силу духа. Сильный плач опасен самообольщением и чрезмерной жалостью себе. Ударяясь в слезы, вы не каетесь, а лишь даете выход чувствам и впадаете в себялюбие.
- Если вы опасаетесь, что забудете о каких-либо прегрешениях на исповеди, не стесняйтесь составить предварительно их список.
- Вначале озвучьте те проступки, о которых вам вспоминать тяжелее всего. То, что причиняет нам наибольший дискомфорт и является предметом стыда, наносит душе серьезный урон. Но общий вес мелких грехов иногда тяжелее, чем совместные «ужасные» прегрешения.
- Помните, что вы каетесь Всевышнему, а не просите прощения за один конкретный грех или несколько проступков. Просто перечислять их – неправильный шаг. Вы должны чувствовать раскаяние, а не пытаться удариться в него «механически», банально проговаривая названия грехов вслух.
- Подробная исповедь – это не обилие ненужных слов. Будьте содержательны, но не растекайтесь мыслию по древу. Старайтесь говорить четко, взвешенно, обдумывайте свои слова, стройте полноценные фразы. А вот рассуждать о совершенных грехах – излишне.
- Оправдывать самого себя – дурной тон. Простить вас должен Бог.
Чтобы настроиться на нужный духовный лад и войти в благодатный транс, произносится следующая молитва перед исповедью:
«Боже и Господи всех! Всякаго дыхания и души имый власть, Един исцелити мя могий, услыши моление мя, окаяннаго, и гнездящагося во мне змия наитием Всесвятаго и Животворящаго Духа умертвив потреби: и мене нища и нага всякия добродетели суща, к ногам святаго моего отца (духовнаго) со слезами припасти сподоби, и святую его душу к милосердию, еже миловати мя, привлецы. И даждь, Господи, в сердце моем смирение и помыслы благи, подобающия грешнику, согласившемуся Тебе каятися, и да не вконец оставиши душу едину, сочетавшуюся Тебе и исповедавшую Тя, и вместо всего мира избравшую и предпочетшую Тя: веси бо, Господи, яко хощу спастися, аще и лукавый мой обычай препятствием бывает: но возможна Тебе, Владыко, суть вся, елика невозможно суть от человека. Господи, помоги мне чистосердечно покаяться. Аминь!»
Ни одна исповедь не принесет результата, если ее не подкрепить конкретными действиями, и это нужно помнить.
Какие молитвы читать перед исповедью и причащением?
Неопытность и страх перед осуждением часто мешают человеку правильно подготовиться к покаянию и причастию. Некоторые самонадеянно полагаются на память или кругозор, отчего во время самого процесса выглядят несуразно. Одно дело – иметь искренние намерения, но не обладать нужными познаниями из-за отсутствия опыта. Совсем другое – считать себя выше того, чтобы обратиться за помощью к сведущим людям. Подготовка к обрядам включает в себя обязательное прочтение молитвословий. Они дают возможность окунуться в атмосферу благоговейного трепета и прочувствовать ее всей душой. Перед исповедью можно произнести молитву Симеона Нового Богослова на церковнославянском языке:
«Боже и Господи всех, всякаго дыхания и души имый власть, един исцелити мя могий! Услыши моление мя, окаянного, и гнездящагося во мне змия наитием Всесвятаго и Животворящего Духа умертвив потреби. И мене, нища и нага всякия добродетели суща, к ногам святаго моего отца (духавнаго) со слезами припасти сподоби, и святую его душу к милосердию, еже миловати мя, привлецы. И даждь, Господи, в сердце моем смирение и помыслы благи, подобающие грешнику, согласившемуся Тебе каятися; и да не вконец оставивши душу едину, сочетавшуюся Тебе и исповедавшую Тя, и вместо мира избравшую и предпочетшую Тя. Веси бо, Господи, яко хощу спастися, аще и лукавый мой обычай препятствием бывает: но возможна Тебе, Владыко, суть вся, елика невозможно суть от человека. Аминь».
Вычитывать молитвы ко святому причащению можно, начав с молитвословия святого Иоанна Дамаскина. Она достаточно короткая, но содержит все необходимое для того, чтобы морально подготовиться к причастию:
«Владыка Господи Иисусе Христе, Боже Наш, милосердный и человеколюбивый, один имеющий власть прощать грехи людям, презри (забудь), прости все мои прегрешения, сознательные и несознательные, и сподоби меня без осуждения причаститься Твоих божественных, преславных, пречистых и животворящих Тайн не в наказание, не в умножение грехов, — но в очищение, освящение, в залог будущей жизни и царства, в твердый оплот, в защиту, а поражение врагов, в истребление многих моих согрешений. Ибо ТЫ — Бог милости и щедрот, и человеколюбия, и Тебя прославляем с Отцом и Святым Духом, ныне, и присно, и вовеки веков. Аминь!»
Если вам необходима молитва перед причастием и исповедью, текст которой включает в себя благодарность в адрес высших сил за содействие в этом нелегком процессе, ее можно скачать здесь.
Молитва Святому Василию Великому
Для покаяния в грехах и прошения о помиловании за совершенные проступки читается пятая молитва святителя Василий Великого, входящая в утреннее правило, обязательное к исполнению православными верующими:
«Господи Вседержителю, Боже сил и всякия плоти, в вышних живый и на смиренныя призираяй, сердца же и утробы испытуяй и сокровенная человеков яве предведый, Безначальный и Присносущный Свете, у Него же несть применение, или преложения осенение; Сам, Безсмертный Царю, приими моления наша, яже в настоящее время, на множество Твоих щедрот дерзающе, от скверных к Тебе устен творим, и остави нам прегрешения наша, яже делом, и словом, и мыслию, ведением или неведением согрешенная нами; и очисти ны от всякия скверны плоти и духа. И даруй нам бодреным сердцем и трезвенною мыслию всю настоящаго жития нощь прейти, ожидающим пришествия светлаго и явленнаго дне Единороднаго Твоего Сына, Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, воньже со славою Судия всех приидет, комуждо отдати по делом его; да не падше и обленившеся, но бодрствующе и воздвижени в делание обрящемся готови, в радость и Божественный чертог славы Его совнидем, идеже празднующих глас непрестанный, и неизреченная сладость зрящих Твоего лица доброту неизреченную. Ты бо еси истинный Свет, просвещаяй и освящаяй всяческая, и Тя поет вся тварь во веки веков. Аминь!»
Молитва Святому Иоанну Златоустому
До того, как совершить обряд покаяния и причастия, обязательно заучите и неоднократно повторите вторую молитву Иоанна Златоустого, входящую в Последование ко Святому Причащению. Соблюдайте правильно все расставленные ударения:
«Го́споди Бо́же мой, вем, я́ко несмь досто́ин, ниже́ дово́лен, да под кров вни́деши хра́ма души́ моея́, зане́же весь пуст и па́лся е́сть, и не и́маши во мне ме́ста досто́йна е́же главу́ подклони́ти: но я́коже с высоты́ нас ра́ди смири́л еси́ Себе́, смири́ся и ны́не смире́нию моему́; и я́коже восприя́л еси́ в верте́пе и в я́слех безслове́сных возлещи́, си́це восприими́ и в я́слех безслове́сныя моея́ души́, и во оскверне́нное мое́ те́ло вни́ти. И я́коже не неудосто́ил еси́ вни́ти, и свечеря́ти со гре́шники в до́му Си́мона прокаже́ннаго, та́ко изво́ли вни́ти и в дом смире́нныя моея́ души́, прокаже́нныя и гре́шныя; и я́коже не отри́нул еси́ подо́бную мне блудни́цу и гре́шную, прише́дшую и прикосну́вшуюся Тебе́, си́це умилосе́рдися и о мне гре́шнем, приходя́щем и прикаса́ющем Ти ся; и я́коже не возгнуша́лся еси́ скве́рных ея́ уст и нечи́стых, целу́ющих Тя, ниже́ мои́х возгнуша́йся скве́рнших о́ныя уст и нечи́стших, ниже́ ме́рзких мои́х и нечи́стых усте́н, и скве́рнаго и нечи́стейшаго моего́ язы́ка. Но да бу́дет ми угль пресвята́го Твое́го Те́ла, и честны́я Твоея́ Кро́ве, во освяще́ние и просвеще́ние и здра́вие смире́нней мое́й души́ и те́лу, во облегче́ние тя́жестей мно́гих мои́х согреше́ний, в соблюде́ние от вся́каго диа́вольскаго де́йства, во отгна́ние и возбране́ние зла́го моего́ и лука́ваго обы́чая, во умерщвле́ние страсте́й, в снабде́ние за́поведей Твои́х, в приложе́ние Боже́ственныя Твоея́ благода́ти, и Твое́го Ца́рствия присвое́ние. Не бо я́ко презира́яй прихожду́ к Тебе́, Христе́ Бо́же, но я́ко дерза́я на неизрече́нную Твою́ бла́гость, и да не на мно́зе удаля́яйся обще́ния Твое́го, от мы́сленнаго во́лка звероуловле́н бу́ду. Те́мже молю́ся Тебе́: я́ко еди́н сый Свят, Влады́ко, освяти́ мою́ ду́шу и те́ло, ум и се́рдце, чревеса́ и утро́бы, и всего́ мя обнови́, и вкорени́ страх Твой во удесе́х мои́х, и освяще́ние Твое́ неотъе́млемо от мене́ сотвори́; и бу́ди ми помо́щник и засту́пник, окормля́я в ми́ре живо́т мой, сподобля́я мя и одесну́ю Тебе́ предстоя́ния со святы́ми Твои́ми, моли́твами и моле́ньми Пречи́стыя Твоея́ Ма́тере, невеще́ственных Твои́х служи́телей и пречи́стых сил, и всех святы́х, от ве́ка Тебе́ благоугоди́вших. Ами́нь!»
Псалмы перед причастием
Чтобы процедура причастия проходила в соответствии с церковными канонами и не нарушала заведенные уставы, также вычитываются три псалма под номерами 22, 23 и 115. В первом псалме идет обращение к Господу, давшему жизнь и наставление на путь истинный, упоминается величие его воли и всеобъятная милость. Упоминаются посох и жезл Господни как оружие защиты верующего:
«Господь пасет (ведет) меня и не лишает меня ничего. Там, на месте злачном, Он поселил меня и у тихой воды воспитал меня. Душу мою обратил, направил меня на пути правды ради имени Своего. Даже если я пойду среди тени смертной, то не убоюсь зла, ибо Ты со мною: жезл Твой и посох Твой — они утешили меня. Ты приготовил для меня трапезу в виду притеснителей моих, умастил елеем голову мою, и чаша Твоя поит меня, как превосходная! И милость Твоя следует за мною во все дни жизни моей. И пребуду в доме Господнем многие дни!»
В религиозном песнопении №23 славится красота и мощь созданной Господом земли, прославляется Царь Славы:
«Господня земля и все, наполняющее ее, вселенная и все живущие в ней. Он на морях основал ее и на реках устроил ее. Кто взойдет на гору Господню? Или кто станет на святом месте Его? Тот, у кого неукоризненны руки и чисто сердце, кто в душе своей не увлекался суетою и не клялся лукаво ближнему своему. Сей получит благословение от Господа и милость от Бога спасителя своего. Таков род ищущих Господа, ищущих лица Бога Иаковлева! Князья, поднимите ворота ваши и поднимитесь, ворота вечные! И войдет Царь Славы. Кто есть сей Царь Славы? Господь крепкий и сильный, Господь сильный в брани. Князья, поднимите ворота ваши и поднимитесь, ворота вечные! И войдет Царь Славы. Кто есть сей Царь Славы? Господь сил, Он есть Царь Славы».
Читая псалом 115-й, изъявите полную волю принять волю Божию, отринув всякую гордыню и покаявшись в прегрешениях:
«Я веровал и потому говорил: я очень сокрушен. Я же сказал в исступлении моем: всякий человек лжив. Что воздам Господу за все, что Он даровал мне? Чашу спасения приму и имя Господне призову. Обеты мои исполню Господу пред всем народом Его. Честна пред Господом смерть преподобных Его. Господи! Я — раб Твой. Я — раб Твой и сын рабыни Твоей. Ты расторг узы мои. Тебе принесу жертву хвалы и имя Господне призову. Обеты мои исполню Господу пред всем народом Его, во дворах дома Господня, среди тебя, Иерусалим!»
Молитва после испытания совести
В этих и во всех других моих грехах я раскаиваюсь, Господи и Боже мой, и искренне сожалею, что оскорбил ими Тебя, милосердного и доброго моего Спасителя. Смиренно молю Тебя: прости мне все, что я вольно или невольно сделал против заповедей Твоих и святой Твоей воли. Твердо решив избегать всякого греха, я уповаю на милосердие Твое и благодатную помощь Твою, укрепляющую меня во всяком добром деле. Уповаю на то, что Ты подашь ее мне ради заступничества Пречистой Матери Твоей и всех святых Твоих. Аминь.
Памятка готовящемуся ко Святому Причащению
Таинство Причащения не может совершаться без соответствующего приготовления. Моление и раскаяние – основные этапы подготовки, но этого недостаточно. Если вы исполняете установленные предписания, это приветствуется, но весь образ жизни должен проходить согласно евангельским принципам. Церковь и религия полны прощения, но лицемерие и так называемая «однодневная святость», когда следование устоям христианства проявляется спонтанно, в одну секунду, не приветствуются слишком горячо. Особенно, если прошлая жизнь была полна греховности. Нужно желать перемен и единения с Творцом всей душой, чтобы посыл шел из ее глубин, а не из корыстных мотивов или слепого страха.
Молиться перед причащением можно в доме либо в храме. Тот, кто хочет разделить Святую Христову Тайну, обязан готовить к этому свой дух, проводя долгие часы в молении и участвуя в богослужении в церкви. Непосредственно перед процедурой посещается вечерняя служба.
Молитвенное приготовление включает прочтение нескольких особых текстов:
- Последование ко Святому Причащению;
- Канон покаянный к Христу;
- Канон молебный к Богородице;
- Канон Ангелу-Хранителю;
- Акафист ко Святому Причащению.
Если все происходит в Светлую седмицу, можно заменить прочтение вышеупомянутых молитвословий Пасхальным каноном. Однако если вы располагаете свободным временем, не упускайте возможность вычитать все акафисты и каноны.
Очищение духовное обязательно подкрепляется литургическим постом. Если вы отпали из веры, никогда не постились прежде и являетесь новеньким в вере, священник может назначить дополнительное ограничение в виде трехдневного или семидневного поста. Воздержание от скоромной пищи – не единственная часть поста. Следует питаться как можно скромнее и умереннее, прекратить на время просмотр развлекательных шоу, не посещать игровые представления, оставить прослушивание светской музыки. Если вы живете в браке, за день и до после Причащения не вступайте в телесный акт общения со второй половиной.
За полдня до причастия прекращается полностью прием питья и пищи, это же касается табачных изделий. Церковь делает исключение для тех, кто обязан принимать лекарства по расписанию. Физическая чистота сопровождается соответствующим душевным настроем. Злость, обиды, раздражительность, завистливые и прочие дурные мысли полностью оставляются – они недопустимы. Проводите время наедине с собой и в молитвах, читайте Евангелие и другие духовные литературные источники.
Таинство Причащения начинается только после того, как вы очистите духовную составляющую при Таинстве Покаяния. Если говорить проще, следует покаяться в грехах Всевышнему, а епископ или священник освидетельствуют акт. До исповеди помиритесь со своими обидчиками, попросите прощения у тех, кого обидели вы. Сама цель исповеди заключается в том, чтобы обнаружить скрытое в своем характере, выявить черты и эмоции, которые мешают праведной жизни согласно религиозным уставам. Излейте все, что лежит камнем на душе, но при этом не ищите оправдания и не обвиняя других в личных бедах и несчастьях.
Идеально, если исповедь состоялась накануне причастия. Так у вас останется время для участия в утренней литургии. Не опаздывайте, появитесь в храме заранее: опоздание расценивается как неуважение к Богу, служителям церкви и прихожанам. Детей в возрасте до семи лет причащают без проведения исповеди.
Поделись с друзьями!
more
Читайте нас в Дзен канале
Общие сведения
В ежедневных молитвах православные христиане обращаются к Спасителю с просьбами простить род человеческий за содеянные грехи. Кульминацией покаяния верующего человека является прощение и отпущение грехов, именуемое таинством исповеди.
Церковнослужители называют исповедование уверовавшего в Спасителя Иисуса Христа вторым крещением. Во время таинства крещения происходит очищение младенца от первородного греха, второе крещение дает возможность искупить, покаяться и очиститься от провинностей, содеянных во время жизненного пути.
Грех – это не только действия, но и мысли, противоречащие заповедям Божиим. Прегрешения бывают против Бога, осуждающие Святого Духа, против ближнего своего, против самого себя и смертные. Грехом называется духовная грязь, порождаемая страстью, которая находится в глубине души человеческой. Как утверждают священнослужители, совершая злодеяния, выступая против Господа Бога и Духа Святого, человек становится соучастником распятия Христа на кресте.
Исповедь помогает душе очиститься от содеянных проступков. Уверовавший в Бога и покаявшийся верующий человек становится ближе к Спасителю, получает Его милость и благодать.
В православии исповедование проводится в церкви, но при необходимости исповедаться священнослужителю можно в любом другом месте. Перед проведением священного обряда православный христианин читает:
- утреннее и вечернее молитвенное правило;
- канон покаянный к Спасителю нашему Иисусу Христу;
- молитву Симеона Нового Богослова.
Не нужно смущаться и бояться своей греховности. Все провинности, в которых человек искренне раскаивается, будут услышаны и прощены Богом. Как сказано в Священном Писании, некоторые святые угодники раньше были грешниками. Чистосердечное покаяние и искренняя вера помогли им очиститься, стать на путь праведный и сблизиться с Господом.
Евхаристия, или таинство причастия – это возможность верующего христианина прикоснуться к самому сокровенному, испробовав в храме хлеб и вино, которыми причащают раскаявшихся в содеянных грехах и исповедовавшихся праведников, и которые олицетворяют собой тело и кровь Иисуса Христа.
Некоторые прихожане считают себя недостойными причастия, забывая, что данное таинство существует именно для ранее недостойных, но осознавших свою греховность людей.
Женщинам во время менструального цикла нельзя причащаться. Также не допускается в церковь женщина, недавно ставшая матерью. Перед входом в храм и совершением таинства причастия роженицы священнослужитель должен прочитать над ней специальную молитву.
Перед причащением православный христианин читает:
- утреннее молитвенное правило;
- вечернее молитвенное правило;
- канон покаянный к Спасителю;
- канон молебный к Пресвятой Богородице;
- канон Ангелу-Хранителю;
- акафист Иисусу Сладчайшему;
- последование к Святому Причащению.
Православная церковь разрешает распределить прочтение всех канонов на несколько дней, предшествующих совершению таинства причастия.
По завершении обряда произносятся благодарственная молитва Иисусу Христу, молитва святому Василию Великому и молитва после причастия к Пресвятой Богородице. Прочтение священных текстов дает верующему человеку духовную пищу и возможность встречи с Богом.