Молитва, которую произносят одновременно сразу несколько человек, называется молитвой по соглашению, читать её христиане могут из разных концов страны и даже мира. Находиться в одном месте не обязательно. Договоренность по времени и по самой молитве здесь является определяющей.
Число одновременно молящихся также не ограничено – от двух человек до тысяч или миллионов.
Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного, ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них (Мф. 18, 19-20).
Из этого послания Матфея становится ясно, что цель совместной молитвы по соглашению – это просьба, обращенная к Богу и усиленная многократно сердцем каждого просящего. Святой Иоанн Кронштадский отмечал:
Церковь, вместе молящаяся, есть великая сила Божия, побеждающая полки демонские и могущая испросить у Бога всякий дар совершенный, всякую помощь, всякое заступление, избавление, спасение.
О чем просят в молитве по соглашению?
Молитва по соглашению требуется в тяжелых случаях, когда человеку нужна особенная молитва просительного свойства, когда он не в силах справиться с бедой самостоятельно один на один.
Просьба должна быть не абстрактной (например, мир во всем мире), а конкретной и точной. Для Бога не существует мелочей. Но суть прошения должны быть не в самой просьбе и получаемых благах, а в том, как эти блага будут использоваться в будущем. Человек, стремящийся к Богу, с духовно осмысленной жизнью, открывает Господу своё сердце и помыслы, доверяет свою ситуацию воле Его.
Помощь в исцелении младенцев
Среди смиренных обращений к Господу особое место занимает молитва о согласии больного ребенка. Нет слов сильнее слов матери, обращенной к Богу с мольбой о здоровье своих детей. Молитвы родителей оберегают детей не только от физических страданий, но, в первую очередь, с рождения защищают душу ребенка, помогая ему идти по пути, подготовленному Богом.
Господь защищает человека от непосильного бремени и дает только то, что человек может вынести. В молитве православные укрепляются в своей вере и обретают силы пережить происходящие события.
Порядок чтения молитвы по соглашению
Молитва по соглашению имеет большую силу и способна помочь даже в самой безвыходной и скорбной ситуации. Нет строго правила, как правильно молиться. Порядок действий при чтении молитвы определяется по договоренности и обычно такой:
- получить благословение у своего духовника, знакомого с ситуацией и способного подсказать, каким образом лучше проводить молитву (он также подберет подходящий текст и подскажет правильное произношение с ударением);
- найти единомышленников, желающих разделить конкретную просьбу к Богу (свой священник может посоветовать конкретных прихожан со схожей ситуацией);
- договориться о времени чтения молитвы и о его продолжительности;
- выбрать для молитвы по соглашению текст из молитвослова и договориться о порядке его чтения.
Порядок чтения оговаривается заранее. Это может быть чтение по одной кафизме в день, затем самой молитвы по соглашению и завершение заранее оговоренной просьбой. Верующие по договоренности могут совместно и одновременно читать Святое Евангелие, каноны, кафизмы или акафисты. Прочесть молитву по соглашению на русском языке или на церковно славянском – тоже оговаривается заранее. Важно договорить и каждому выполнять одно и то же молитвенное правило, проговаривая просьбу об одном и том же.
Тяжелый молитвенный труд и добровольная обязанность, которой нельзя пренебречь, – вот, что значит православная молитва по соглашению. Если христианин по какой-то уважительной причине не смог прочесть обещанную молитву по соглашению или выполнить полный оговоренный порядок чтения, стоит раскаяться и исповедаться об этом.
Как читать молитву?
Молитва согласия, как и любая православная молитва, произносится со смирением, с упованием на волю Господа. Выбор текста согласованной молитвы довольно широк, но важнее сила эмоционального порыва и глубина пережитого сердцем переживания, с которым верующий обращается к Господу Богу нашему.
Для каждого человека у Бога есть свой план, который иногда трудно разглядеть за меняющимися жизненными трудностями. Недостаточно просто верить в Бога, вы должны доверить ему свою жизнь. Бог прислушивается к каждой просьбе православных и лучше всех знает, как помочь им достичь желаемого. Даже когда кажется, что ваши молитвы игнорируются, это не так.
В каждом разговоре с Господом и Его Сыном Иисусом действуют две неизменные истины:
- «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам» (Мф 7,7)
- «По вере вашей да будет вам» (Матфея 9:29)
Людям не дано знать, как Бог приведет их к тому, чего они хотят, потому что это Воля Бога. Нашему Господу лучше всего известно, достойна ли наша просьба ответа и действительно ли необходимо дать то, о чем мы просим, и как именно это сказано в молитве. Часто Бог отвечает на смиренную просьбу немного иначе, но с изобилием и со всей присущей ему щедростью.
Текст молитвы по соглашению
На русском языке
С глубокой верой в непреложность слов Твоих и с надеждой на безмерное Твое к нам милосердие смиренно просим Тебя услышать рабов Твоих (имена) согласившихся совместно просить Тебя: Господи, да будет Твоя Святая воля. Вразуми нас, укрепи нас и помоги нам во всем на пользу людям и во славу Твою, Господи. Cподоби нас, Господи Боже Спасителю наш, идти за Тобою, помогая и ближним нашим идти по пути спасения, совершая дела веры, чтобы с Твоей помощью и по Твоей милости наши усилия служили увеличению добра и уменьшению зла в делах, словах и мыслях. Аминь.
На церковнославянском языке
Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, Ты бо рекл еси пречистыми усты Твоими: «Аминь глаголю вам, яко аще двое от вас совещаются на земли всякой вещи, ее же аще просите, будете иметь от Отца Моего, Иже на Небесех: где же два или трое собрались во имя Мое, ту есмь Аз посреде их». Непреложны словеса Твоя, Господи, милосердие Твое безприкладно и человеколюбию Твоему несть конца. Сего ради молим Тя: даруй нам, рабам Твоим (имена), согласившимся просить Тя (просьба), исполнения нашего прошения. Но обаче не якоже мы хотим, но якоже Ты. Да будет во веки воля Твоя. Аминь.
(8 оценок, среднее: 4,38 из 5)
Молитва Богородице пред Ея иконой «Целительница»
Прими, о, Пресвятая и Всемогущая Госпожа, Госпожа, Дева, Дева, эти молитвы со слезами, принесенными тебе теперь нами, твоим недостойным слугой, к твоему безбрачному образу песни тех, кто с нежностью посылает, как если бы вы были здесь и слышите нашу молитву. Почему-то завершение вашей работы облегчит ваши боли, дарует здоровье слабым, исцеляет слабых и страдающих, изгоняет бесов от демонов, спасает их от обид, очищает прокаженных и дает милосердие детям; И все же, госпожа Богородица, вы освобождаете себя от уз и тайн и от всякого рода страстей: вся сущность возможна через ваше заступничество перед вашим Сыном, Христом, Богом нашим… О, Матерь Cantatissima, Пресвятая Богородица! Не переставай молиться о нас, твоих недостойных слугах, которые прославляют и почитают тебя и с нежностью почитают твой чистейший образ, и надежда тех, у кого есть, непоколебима, а вера непоколебима для тебя, все более славная дева и Непорочная, теперь и всегда и всегда и всегда. Аминь.
Почему наша молитва — радость для Бога?
Человек воспринимает молитву как средство для достижения какой-то цели и с этим зачастую переступает порог храма. И то, в подавляющем большинстве случаев, когда все иные средства уже исчерпаны, экстрасенсы и «иже с ними» уже позади.
Но всё же, если для человека молитва – средство, то для Бога – цель и радость. Радость, что человек начинает чувствовать в Нём нужду.
Когда однажды Господь проходил через Иерихон, к Нему обратились, нарушая общественный порядок своим криком, два слепца. «Чего вы хотите от Меня? — Господи, чтобы открылись глаза наши. Иисус же, умилосердившись, прикоснулся к глазам их. И тотчас прозрели глаза их, и они последовали за Ним» (Мф.20:33-34).
Но главное — не то, что произошло, когда рука Христа прикоснулась к их глазам по просьбе их уст, а то, что произошло с душами слепцов, когда благодать прикоснулась к их душам по просьбе сокрушённых под бременем скорбей их сердец. Слепые пошли за Ним. И они не только зрение получили. Они получили новое видение мира, иные ценности, иную жизнь — со Христом.
«Духовно» ли это — молиться о мелочах
Но это отнюдь не значит, что мы не должны «разбрасываться по мелочам»: просить себе подходящую работу или новый телевизор с DVD. Если, к примеру, смотреть телек без DVD, то можно легко «травануться» легкоусвояемым синтезированным грешком, ведь так трудно вовремя остановиться после просмотра новостей. А с DVD есть возможность самому формировать духовный рацион себе и своим близким.
Поэтому каждая мелочь очень важна, и о ней обязательно нужно молиться, потому что «Бог настолько велик, что для Него нет мелочей» (митрополит Антоний Сурожский).
Мелочи всегда будут, и их будет много, и они, безусловно, «канут в лету», но привычка молиться, всегда быть где-то рядом и в согласии с благодатью, обязательно останется. «Перелагай все житейские дела свои, — говорит св. Иоанн Златоуст, — частыми молитвами как бы связями брёвен и таким образом со всех сторон огради свою жизнь».
Кроме того, в мелочах проявляется великое, проявляется человек, его внутреннее содержание, тот путь, по которому он идёт, тот выбор, который он делает.
Молитва великомученику и Целителю Пантелеимону
О великий раб Христа, страстный страстей и милосердный врач Пантелеймон! Помилуй меня, грешный раб, послушай мои стоны и плач, умилостиви небесного, верховного Врача наших душ и тел, Христа, Бога нашего, и дай мне исцеление от моей тяжелой болезни. Прими недостойную молитву самого грешного человека больше всех других, посети меня милостивым визитом, не гнушайся моих греховных ран, помажь свою милость маслом и исцели меня; Да, здоров душой и телом, остаток моих дней по милости Божьей я могу провести в покаянии и угождении Богу, и я буду достоин получить хороший конец своей жизни. Она святая божья! Молитесь Христу Богу, Который через ваше ходатайство может даровать мне здоровье моего тела и спасение моей души.
Когда мелочи имеют абсолютное значение
В жизни преподобного Амвросия Оптинского был интересный случай, в котором он сделал выбор в пользу мелочи.
Как-то он беседовал с людьми о духовной жизни. И вдруг посреди беседы, когда они говорили, казалось бы, о самом святом, он прервал разговор, выудил из толпы какую-то старую крестьянку и долго говорил с ней о том, как надо кормить индюшек. После разговора его огорошили разочарованными вопросами, мол, как он мог прервать беседу о Боге, о духовной жизни, о спасении души, чтобы поговорить с простой старушкой из соседней деревни о пустяках, о мелочах.
И он сказал замечательную вещь: «Беседа, которую мы вели с вами, была роскошью, вы и без меня много знаете, на том, что вы знаете, можете прожить и в Царство Божие войти. Но для этой старушки её индюшки — вопрос жизни и смерти, она нанята их пасти и ничего другого в жизни не умеет делать. Если индюшки умрут, её выгонят, и она будет нищей».
«Старец Амвросий, — размышляет митрополит Антоний Сурожский об этом случае, — своим прозорливым умом и просветлённым сердцем сделал выбор: говорить о самом простом, но имеющем абсолютное значение для человека, вместо того, чтобы говорить громкие слова о том, что может подождать – не потому, что Бог второстепенен, а потому, что Бог есть любовь». И в этой, на первый взгляд, мелочи весь человек находится, поэтому Амвросий не за удачный исход предприятия, а за человека молился Богу вместе со старушкой. Он своей молитвой восполнял её молитву, исцелял её душу, которая в этих индюшках страдает. А ведь это и есть молитва по соглашению, когда два сердца болят одной болью.
Сколько раз прощать? И чего ради?..
Именно в этом контексте после притчи о заблудшей овце, после наставлений о том, как искать отвернувшегося от вас человека («если согрешит против тебя брат твой, обличи его между тобой и им одним …» (Мф.18:15) и были сказаны Христом слова: «Где двое или трое собраны во Имя Мое, там Я посреди них» (Мф.18:20).
Этими словами Господь просит нас, близких к потерянному человеку людей, молиться за него, когда все усилия уже исчерпаны и простого терпения уже не хватает: «Господи, сколько же прощать брату моему, согрешающему против меня, до семи ли раз», — спрашивает апостол Пётр после этой речи Христа о мере любви. А Господь отвечает, что таковой меры нет: «Не говорю тебе до семи, но до седмижды семидесяти раз» (Мф.18:21-22).
«Слова Его, — пишет святитель Иоанн Златоуст в толковании на Евангелие от Матфея, — имеют такой смысл: если кто поставляет Меня за первое основание любви к ближнему, с тем Я буду находиться вместе. Но мы видим, что многие имеют иные побуждения к любви: один любит, потому что его самого любят, другой — потому что его уважают, иной — потому что ближний для него полезен. Но трудно найти такого, который бы любил ближнего искренно, ради Христа. Святые не так любили, но ради Христа, потому что хотя и сами не были любимы, но продолжали любить. То, что у других служит к разрушению любви, здесь способствует к утверждению её».