Спасение души. Надежда есть у каждого!
Кем является человек в глазах Бога?
Самая главная мысль Евангелия, «Благой вести», заключается в том, что Бог бесконечно любит человека. Не только человечество вообще, как «дело рук своих», но также и каждого человека в частности. Каждую дорогую и неповторимую человеческую личность.
Человек был создан Богом как венец творения, имеющий в своей природе и часть духовного, невидимого мира, и часть мира видимого, материального. Поэтому, если человек славит Бога, то получается, что в его лице сразу весь сотворённый Богом мир воздаёт хвалу своему Создателю.
До прихода Спасителя люди воспринимали Бога как Творца мира, Судию, Хозяина. Но Господь Иисус Христос принёс им совершенно удивительную и непривычную мысль о том, что люди являются для Бога бесконечно дорогими и любимыми детьми. Сыновьями и дочерьми. Мысль о том, что они сотворены для того ,чтобы разделить с Богом радость вечной жизни. Что жизнь дана им для уподобления Богу. Что безгрешный Господь готов пойти даже на мучения и смерть ради того, чтобы примирить с Отцом отпавших от него детей.
В рассказанной Спасителем притче о заблудшей овце заключается самая большая надежда каждого человека — Господь лично для него готов оставить всех праведников и в любой ситуации подать ему руку, чтобы именно его душа избежала гибели.
Есть ли надежда на спасение у блудниц, колдунов, душегубов и отступников?
Человек, обратившийся к Богу, осознавший свою прежнюю греховную жизнь, нередко находятся на пороге отчаяния. Он опасливо спрашивает священника, есть ли надежда на спасение в его ситуации. В ситуации, когда лично он обрек бы такого негодяя, каким он вдруг осознал себя сам, на вечные мучения. Когда за спиной остались аборты, половые извращения, предательство, убийство, лжесвидетельство, осуждение всех и вся, халатность, вымогательство и тому подобное.
И священник отвечает ему, что надежда на спасение есть у каждого. Он приводит ему в пример жизнь святых, которые некогда были закоренелыми грешниками, но раскаялись, изменили свою жизнь, и не только получили прощение, но и достигли обожения. Рассмотрим некоторые такие примеры и мы.
Преподобная Мария Египетская, бывшая блудница
Мария Египетская родилась в столице античной учёности — Александрии Египетской в середине V века. 12 лет от роду она ушла из дома и довольно быстро увлеклась порочной жизнью.
Более 17 лет она предавалась блуду. По её собственному признанию, ей так нравился порок, что она даже не брала денег с тех, кто вступал с нею в интимную близость. Однажды она отправилась с на корабле с паломниками в Иерусалим. Плывя с паломниками на корабле, Мария не переставала соблазнять их и грешить.
Однако в Святой Земле с её душой случилась метаморфоза. Она попыталась пройти в храм Воскресения Христова и какая-то сила не пускала её. Тогда ей на ум пришло осознание всей низости своей предыдущей жизни и Мария глубоко раскаялась за бывшие прегрешения.
После этого она смогла войти в храм, где долго молилась и обильно оплакивала свою жизнь. Через некоторое время Мария приняла крещение, причастилась Святых Тайн Христовых и ушла в Египетскую пустыню, чтобы побороть в своей душе проросшие в ней страсти.
Она взывала к Богу о помощи долгие годы. Целых 17 лет, столько же, сколько ранее заняли в её жизни пороки, Мария гнала от себя навязчивые мысли о блудном грехе, терпела голод, зной дня и холод ночи. Наконец, за неотступное покаяние и молитву, Господь вознаградил Марию бесстрастием и благодатью.
Когда её жизнеописатель, старец Зосима, встретил Марию в пустыне — это была уже совершенно святая женщина, благочестивая и целомудренная. В конце жизни, во время молитвы она даже немного возносилась над землёй и совершала иные чудеса, часто сопутствующие святой жизни.
Священномученик Киприан Антиохийский, бывший колдун
Живший в III столетии от Рождества Христова, Киприан с детства был посвящён родителями-язычниками на служение Аполлону. Он проходил жреческое обучение у многих знаменитых чародеев и волхователей, так что уже в юности стал знаменитым колдуном.
К 30 годам он закончил своё обучение магии и стал настолько искусен в колдовстве, что беседовал лицом к лицу с самим дьяволом. Живя в Антиохии, он много людей совратил ко всяким беззакониям, многих погубил отравами и чародейством, а юношей и девиц приносил в жертву бесам.
Однажды он взялся за плату совратить для нечестивого юноши Аглаида благочестивую христианскую деву Иустину. Но никакие его чары с нею не работали, а все прислужники-бесы и даже сам дьявол ничего не могли поделать с праведницей.
Тогда Киприан осознал всю слабость демонов перед истинным Богом и обратился ко Христу. Он пришёл в храм и публично раскаялся в прежних прегрешениях, отказываясь покидать святое место, пока не станет христианином.
Видя его настойчивость, епископ совершил над Киприаном Таинство Крещения. Через некоторое время, возрастая в покаянии, молитвах и духовных подвигах, Киприан был посвящён во чтецы. Затем его рукоположили во диаконы, во священники и, наконец, в епископы.
Во времена очередного гонения на христиан, епископ Киприан был схвачен и, вместе с благочестивой Иустиной и другими христианами, приговорён к мучениям и смерти. После пыток священномученик Киприан был усечён мечом. Позже на могиле святого стали происходить исцеления и другие чудеса.
Преподобный Моисей Мурин, бывший разбойник
Эфиоп Моисей жил в IV веке. Несколько лет он был главарём известной банды разбойников и своей жестокостью наводил ужас на всех жителей местности, в которой обитал.
По великой милости Божией, Моисей раскаялся в своих преступлениях, оставил шайку разбойников и ушел в один из пустынных монастырей, где годами изнурял плоть свою усиленным постом и непрестанно молился, чтобы победить в себе гневливость и блудную страсть.
Проведя много лет в иноческих подвигах, преподобный Моисей достиг бесстрастия, а со временем был рукоположен во диакона, затем в пресвитера, в сане которого подвизался ещё 15 лет и собрал вокруг себя 75 учеников.
Когда преподобному исполнилось 75 лет, на скит, где жили подвижник с учениками, напали разбойники и убили его и ещё шестерых иноков. Незадолго до нападения, преподобный предсказал братии будущее событие и большинство иноков спаслись, вовремя уйдя в другую обитель.
Священномученик Маркеллин, папа Римский, бывший отступник
Святой Маркеллин был папой Римским в разгар гонения на христиан при Диоклитиане и Максимиане в конце III века.
Устрашившись жестоких мук, в которых в течение месяца было замучено до 17 000 христиан, схваченный папа отрёкся от Христа, воскурил фимиам и принес жертву идолам. Император назвал его своим другом и облек в роскошные одежды. А папа Маркеллин горько плакал о том, что, побудив многих к принятию мук за Христа, сам подал своей пастве пример малодушия и раскаивался в содеянном.
В то время в городе Синуессе заседал Собор из 180 епископов и пресвитеров. Папа Маркеллин явился на заседание Собора во власянице, посыпал голову пеплом и просил судить его за отречение, сказав: «Я признаю себя лишенным священного сана, которого я недостоин. Пусть после смерти тело мое не предают погребению, а бросят на съедение псам; да будет проклят тот, кто осмелится похоронить его».
После этого римский понтифик пришёл к императору и при всех исповедал Христа Богом и заявил о раскаянии за своё предшествующее отречение. Разгневанный император казнил Маркеллина и приказал бросить его труп у дороги.
Около месяца лежало тело папы Римского на виду у всех, где-то на обочине. Наконец, в сонном видении новому папе явился сам апостол Пётр и повелел похоронить тело раскаявшегося священномученика Маркеллина со всеми почестями, подобающими христианскому святому.
С какими трудностями человек сталкивается в Церкви, вступая на путь покаяния?
К сожалению, путь кающегося грешника отнюдь не лёгок. Мало того, что его терзают нравственные страдания от осознания собственных прегрешений. Он также испытывает трудности в преодолении страстных склонностей, которым он долгое время потакал.
Все мы знаем, что человеку в разы легче не употреблять наркотики тогда, когда он никогда не пробовал их, чем тогда, когда весь его организм впал в зависимость от этих пагубных химических веществ. Абсолютно то же самое можно сказать обо всех видах греховных склонностей, которые только существуют.
Кающемуся человеку тяжело бороться со своими страстями и победить их внутри своей души он может, только опираясь на благодатную помощь самого Господа.
Второй же из серьёзных проблем покаяния является людская память. Человек может уже всё осознать и внутренне измениться, но инерция мышления окружающих часто препятствует его покаянию. Не отделяя греха от грешника, многие его братья и сёстры во Христе продолжают считать такого человека падшим и сторонятся, а иногда и прямо напоминают ему о прежних прегрешениях. Не отвергаемый Христом, он отвергается его чадами.
К сожалению, нередко такая встреча в Церкви заставляет человека уйти оттуда и, иногда, даже вновь впасть в ту пучину страстей, из которой он с таким трудом выбирался.
Евангельский рассказ о хождении Спасителя по водам является аллегорией к достижению человеком святости. Без опаски, над морем житейских страстей может шествовать только сам безгрешный Господь, или тот, кто подпитывается дарованной Господом силой и имеет на Него твёрдое упование. Но любой засомневавшийся или возгордившийся собой довольно легко погружается в пучину страстей с головой. Тогда человек ужасается, раскаивается и кричит: «Спасите, погибаю!»
Долг каждого христианина в этом случае не притопить его ещё глубже, а уподобиться Христу и протянуть ему руку помощи, несмотря на проявленное им ранее малодушие, ведь на его месте может оказаться каждый.
Надежда на вечную жизнь есть у любого живущего на Земле человека. Спастись, с помощью Божией, может каждый. У многих святых было своё прошлое, но и у каждого грешника может быть своё будущее!
Андрей Сегеда
Вы можете поаплодировать автору (хоть 10 раз)54
Насколько категорично изложил Бог условия спасения?
Достаточно категорично:
- Спасение подразумевает не веру вообще, а веру во Христа: «Верующий в Него не судится, а неверующий уже осужден…» (Ин.3:18).
- Вера подразумевает принадлежность к Единой Православной Церкви: «а если и Церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь» (Мф.18:17). Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет» (Мк.16:16).
- Вера должна быть апостольской: «Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что́ мы благовествовали вам, да будет анафема» (Гал.1:8-9).
- Вера должна сопровождаться соответствующими делами: «вера без дел мертва» (Иак.2:20).
Насколько люди взаимосвязаны и свободны в спасении?
Очевидно, что ребёнок, воспитываемый в неблагополучной семье, например, в семье наркоманов или просто безбожников, изначально имеет меньше возможностей познать Бога, чем ребёнок из сравнительно благополучной христианской семьи. Люди влияют друг на друга, например, мы видим в окружающем мире многочисленные примеры, когда один человек убивает или калечит другого. Тем не менее, спасения может достичь каждый, ведь Бог даровал каждому из нас внутренний ориентир — совесть — и призывает каждого человека в Свою Церковь. «…И от всякого, кому дано много, много и потребуется; и кому много вверено, с того больше взыщут» (Лк.2:48).
Христианство
При рождении человек получает от Бога и от земных своих родителей человеческую жизнь. По учению церкви, это временная и несовершенная жизнь, а вечная совершенная нетленная жизнь (божественная жизнь) даётся человеку только при «рождении свыше» (Ин. 3:3-8), то есть для этого нужно родиться от Бога, стать Его чадом, через веру в Иисуса Христа Сына Божьего и Его искупительную жертву.
В конце времён все люди будут воскрешены, будут судимы Богом (Рим. 14:10-12), они получат свою награду или наказание согласно своей жизни. Все принявшие Христа будут прославлены и станут совокупным выражением Триединого Бога на новой земле. Для верующих и любящих Бога, эта жизнь будет столь блаженна, что даже принявшие Духа от Бога вообразить этого пока не могут, « Но, как написано: не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его. А нам Бог открыл это Духом Своим; ибо Дух все проницает, и глубины Божии. Ибо кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем? Так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия. Но мы приняли не духа мира сего, а Духа от Бога, дабы знать дарованное нам от Бога, что и возвещаем не от человеческой мудрости изученными словами, но изученными от Духа Святаго, соображая духовное с духовным» (1Кор. 2:9-13).
Неуверовавшие и беззаконные не получат дар вечной жизни, они будут прокляты в вечности «ибо возмездие за грех — смерть, а дар Божий — жизнь вечная» (Рим. 6:23). Вместо вечной жизни им приготовлено вечное наказание «вечная погибель» (2Фес. 1:9), «другая смерть» (Откр. 20:15), или «вечный огонь» (Мф. 25:41), «огонь неугасимый» (Мк. 9:43, 45) вместе с диаволом и ангелами его (Мф. 25:41). Это наказание и мучения никогда для них не закончатся, будут вечными.