Как называется неделя после Пасхи и что можно делать в этот период


Пасха – древнейший христианский праздник, проводимый в честь воскресения Иисуса Христа. Символизирует победу жизни над смертью. Переходящий, ежегодно празднуют согласно лунному календарю. Неделя после пасхи называется Светлая седмица (Красная). Православные эти 7 дней считают особенными, все их надо проводить весело, радоваться, отгонять плохие мысли от себя. Желательно не работать, а отдохнуть душой и телом, ведь этому предшествовал Великий пост, полный лишений, ограничений и строгих правил бытия.

Неделя 2‑я – апо­стола Фомы. Анти­пасха

Антипа́сха (от греч. ἀντι – вместо‑, напро­тив- Пасхи) – первое вос­кре­се­нье после Пасхи, иначе назы­ва­е­мая Неделя о Фоме, или Фомино вос­кре­се­нье.

Бого­слу­же­ние этого дня свя­зано с вос­по­ми­на­нием двух явле­ний Вос­крес­шего Гос­пода Иисуса Христа апо­сто­лам — соб­ственно вече­ром Свет­лого Вос­кре­се­ния (десяти апо­сто­лам, апо­стол Фома отсут­ство­вал) и после восьми дней один­на­дцати апо­сто­лам, в числе кото­рых был и апо­стол Фома, ска­зав­ший прежде: если не увижу на руках Его ран от гвоз­дей, и не вложу перста моего в раны от гвоз­дей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю (Ин.20:25). Это явле­ние Христа апо­сто­лам и ося­за­ние ран его апо­сто­лом Фомой утвер­ждает веру в истин­ность Вос­кре­се­ния Хри­стова и напо­ми­нает завет Самого Спа­си­теля: бла­женны не видев­шие и уве­ро­вав­шие (Ин.20,29). А также сви­де­тель­ствует о могу­ще­стве Того, для Кото­рого нет пре­град ни в затво­рен­ных дверях и ни в какой силе чело­ве­че­ской.

В неделю Анти­пасхи за бого­слу­же­нием мы слышим тро­парь: Запе­ча­тану гробу, Живот от гроба воз­сиял еси, Христе Боже, и дверем заклю­чен­ным, уче­ни­ком пред­стал еси, всех Вос­кре­се­ние, Дух Правый теми обнов­ляя нам, по вели­цей Твоей мило­сти.

Что можно делать и нельзя в неделю после Пасхи

Разрешено:

  • звонить в колокола, раздавать милостыню;
  • помогать нуждающимся;
  • радоваться, веселиться, смеяться, быть счастливыми;

  • креститься;
  • отдыхать, наслаждаться жизнью, отложив срочные дела на потом;
  • отказаться от негативных поступков и мыслей;
  • в пятницу освящать воду, чествовать Пресвятую Деву;
  • устраивать смотрины;
  • жечь костры, отдыхать на природе, кататься на качелях.

Запрещено:

  • венчаться;
  • посещать умерших на кладбище, делать поминки и панихиды;
  • усердно трудиться, особенно в среду;
  • поститься;
  • сидеть дома в воскресенье;
  • охотиться и ловить рыбу, так как все радуются чудесному воскрешению Спасителя, даже звери и птицы: они ведь тоже твари божьи.

Обычаи, приметы, обряды по дням Светлой Седмицы


По пасхальной неделе, первой неделе после Пасхи, определяли, каким будет лето: ясная погода предвещала жару и хороший урожай.
В светлые дни после Воскрешения Христа качались на качелях, чтобы избавиться от грехов: одно качание – минус плохой поступок или дурная мысль. «Сдувает ветром, – говорили в народе, – все грехи большие и маленькие».


Во всех храмах были открыты двери как символ открытой дороги на небо для всех. Воскресший Спаситель дал эту дорогу своим чадам.


Малыш, родившийся на пасхальной неделе, обрекался на долгую жизнь и богатырское здоровье. Все дни недели после Пасхи именовали Светлыми

Неделя 3‑я – святых жен-миро­но­сиц

В это вос­кре­се­ние Цер­ковь вос­по­ми­нает святых жен-миро­но­сиц: Марию Маг­да­лину, Марию Клео­пову, Сало­мию, Иоанну, Марфу и Марию, Сусанну и иных, а также пра­вед­ных Иосифа Ари­ма­фей­ского и Нико­дима — тайных уче­ни­ков Хри­сто­вых. Бого­слу­же­нием этого дня Цер­ковь вновь постав­ляет нас на Гол­гофе у Креста Хри­стова, с кото­рого сни­мают Пре­чи­стое Его Тело Иосиф и Нико­дим, и в вер­то­граде у гроба, где они пола­гают Тело Иисуса Христа и где затем миро­но­сицы, при­шед­шие пома­зать Тело бла­го­вон­ными мас­лами, пер­выми удо­ста­и­ва­ются видеть Вос­крес­шего Гос­пода (Мк. 15:43-46;16:1-8). Еван­ге­лие пока­зы­вает нам, что вера и усер­дие не оста­ются без воз­на­граж­де­ния – бла­го­дать Божия пред­ва­ряет ищущих Бога.

По при­меру святых жен-миро­но­сиц, и мы должны воз­гре­вать в сердце своем истин­ную само­от­вер­жен­ную любовь к Спа­си­телю нашему, чтобы, как гово­рит апо­стол (Рим. 8:38–39), ничто не могло отлу­чить нас от Него — ни насто­я­щее, ни гря­ду­щее, ни жизнь, ни смерть, ни ангелы, ни чело­веки. Кроме того, как святые жены, уязв­лен­ные лютою скор­бию при виде рас­пя­того Гос­пода, искали и обрели уте­ше­ние в Его же гробе, так и каждая хри­сти­ан­ская душа должна искать уте­ше­ние в скор­бях и печа­лях у гроба и креста Спа­си­теля своего.

Про­слав­ляя жен-миро­но­сиц, Цер­ковь вос­пе­вает их сло­вами тро­паря: Миро­но­си­цам женам при гробе пред­став Ангел, вопи­яше: мира мерт­вым суть при­лична, Хри­стос же истле­ния явися чужд. Но возо­пийте: вос­кресе Гос­подь, подаяй мирови велию милость.

Православные обычаи

Среди верующих христиан почти все обычаи Светлой недели живы до сих пор:

  • Всю Пасхальную неделю проводятся церковные службы, алтарные с дьяконскими врата держат открытыми, символизируя врата Царства Небесного, отворенные Христом для всех христиан.
  • В крупных храмах после богослужения проводятся крестные ходы, в это время вокруг церкви обносят круглый хлеб — артос с символами мук Христа: крестом с терновым венцом. После освящения хлеб раздавали верующим.

  • Священники организовывали праздничное торжественное шествие по всем селеньям своего прихода, начинавшееся от церкви центрального поселения. Начинали колонну богоносцы, несшие хоругви с иконами, за ними следовали священнослужители, по мере хода к шествию присоединялся народ. Обход большого прихода мог занимать несколько дней. Верующие ходили от двора ко двору, у каждого священник служил молебен, а жители одаривали гостей куличами и писанками.
  • Всю неделю верующие должны не просто читать молитвы перед сном, а возносить хвалу Господу нашему Иисусу Христу и Богородице. Рядом с иконами ставили маленький кувшин с медом, а также две свечки, горевшие до самого утра в знак поминовения усопших.
  • Песнопения с молитвами во время Пасхальной недели считались оберегающими от несчастий, они гарантировали благоденствие, крепкое хозяйство.
    Считается, Христос радуется вместе со всеми, дарит благодать.

Кроме соблюдения этих традиций в течение Пасхальной недели еще поминают усопших. Происходит это дважды: в понедельник и четверг. Эти события вовсе не считаются грустными, не противоречат праздничному настроению. Верующие считают, что души умерших вернулись к живым вместе радоваться празднику на эти дни, надеясь на свое воскресение. Поминовение умерших происходит только на кладбище, где на могилах оставляют снедь, впоследствии собираемую проходящими нищими.

В такие дни запрещается стирать и шить, иначе можно замутить перед умершими воду или зашить им глаза.

Неделя 4‑я – о рас­слаб­лен­ном

В этот день в храмах чита­ется еван­гель­ский отры­вок о чудес­ном исце­ле­нии Гос­по­дом рас­слаб­лен­ного. Он был в недуге 38 лет и ждал избав­ле­ния от него около купальни, в кото­рой раз в году исце­лялся первый в нее вхо­див­ший (Ин. 5:1–14).

Эта купальня была про­об­ра­зом даро­ван­ной Хри­стом купели Кре­ще­ния, в кото­рой уже не раз в году, а в любой час каждый уве­ро­вав­ший может исце­литься, очи­стив себя от скверны гре­хов­ной, и родиться для новой жизни. Пять крытых ходов, веду­щих к купальне, сим­во­ли­зи­руют пять Книг Мои­се­е­вых, веду­щих ко спа­се­нию, то есть иудей­ское Писа­ние, кото­рое, по слову Самого Спа­си­теля, сви­де­тель­ствует о Нем (Ин.5:39). Соот­вет­ственно, мно­же­ство боль­ных, лежав­ших вокруг купальни, являют образ пора­жен­ного грехом пад­шего чело­ве­че­ства, ожи­дав­шего при­ше­ствия Мессии и спа­се­ния.

Еван­ге­лие о рас­слаб­лен­ном ино­ска­за­тельно повест­вует нам о болезни рас­слаб­ле­ния духов­ного. Тако­вое рас­слаб­ле­ние обык­но­венно насту­пает от отча­я­ния или лено­сти и уныния, но важно пом­нить, что и малей­шее усилие и тер­пе­ние, пред­при­ни­ма­е­мые веру­ю­щим в такой ситу­а­ции, не про­па­дут даром, поскольку Гос­подь все­ви­дящ, и в извест­ный Ему момент обя­за­тельно про­стрет свою дес­ницу и речет: «Встань и ходи»! Важно пом­нить, что спа­се­ние чело­ве­ков невоз­можно без какого-либо усилия со сто­роны самих людей, ибо Цар­ство Небес­ное силою берется, и упо­треб­ля­ю­щие усилие вос­хи­щают его (Мф.11:12).

Кондак празд­ника: Душу мою, Гос­поди, во гресех вся­че­ских и без­мест­ными деяньми люте раз­слаб­лену, воз­двигни Боже­ствен­ным Твоим пред­ста­тель­ством, якоже и раз­слаб­лен­наго воз­двигл еси древле, да зову Ти спа­саем: Щедрый, слава, Христе, дер­жаве Твоей.

В среду 4‑й сед­мицы празд­ну­ется Пре­по­ло­ве­ние Пяти­де­сят­ницы, т. е. поло­вина вре­мени от Пасхи до Пяти­де­сят­ницы. Пре­по­ло­ве­ние соеди­няет два вели­чай­ших хри­сти­ан­ских празд­ника – Пасху и Соше­ствие Свя­того Духа. В этот день вос­по­ми­на­ется собы­тие из жизни Христа Спа­си­теля, когда Он в Пре­по­ло­ве­ние вет­хо­за­вет­ного празд­ника Кущей учил в храме о Своем Боже­ствен­ном послан­ни­че­стве и о таин­ствен­ной воде, под кото­рой разу­ме­ется бла­го­дат­ное учение Хри­стово и бла­го­дат­ные дары Свя­того Духа. Об этой воде гово­рится в тро­паре Пре­по­ло­ве­ния: Пре­по­ло­вив­шуся празд­нику, жаж­ду­щую душу мою бла­го­че­стия напой водами, яко всем, Спасе, возо­пил еси: жаждай да грядет ко Мне и да пиет. Источ­ниче жизни нашея, Христе Боже, слава Тебе.

Игры и забавы

Всю Светлую Пасхальную неделю люд веселился, каждый день ходили в гости, собирались с близкими за праздничной трапезой, а потом пели, танцевали, водили хороводы, всячески веселились, просто радовались. Среди расхожих пасхальных забав, к сожалению, утраченных или забытых сегодня:

  1. Хороводы, которые взявшиеся за руки люди водили, меняя направление и темп движения под музыкальное сопровождение или хоровые песнопения.

  2. Катание яиц. Все участники складывают полукругом свои крашеные яйца около невысокой горки или у наклонной поверхности, после чего один из них скатывает свое яйцо сверху, стараясь сбить как можно больше чужих. Все сбитые яйца игрок забирает себе, но если ничего не вышло, то своего он лишается. Участники должны были красиво и оригинально расписать свои яйца, чтобы их легко было отличить от чужих. Кстати, эта традиция пришла еще из языческих времен, где она была призвана пробудить силы земли и обеспечить хороший урожай.
  3. Выбор невесты. Девушки вставали парами друг за другом, а по получившемуся «коридору» проходил юноша, который должен был увести понравившуюся девушку.
    Затем он, не отпуская избранницу, узнавал у подруг о ее достоинствах, если после услышанного молодой человек девицу целовал, то они оставались парой до конца праздничных гуляний.
  4. Качели. Эта забава была одной из самых любимых во время праздников. Молодежь раскачивалась на качелях, а остальной народ наблюдал за этим. Нередко катания сопровождались веселыми и игривыми напевами, нередко с намеком на скорое сватовство. Девушки всегда занимали качели первыми, а парни либо раскачивали их, либо, садились рядом. За раскачивание девицы благодарили своих кавалеров, даря крашеные яйца.

Кстати, считалось, что во время катания на качелях ветер сдувает грехи с человека.

Неделя 5‑я – о сама­ря­ныне

В эту неделю Цер­ковь пред­ла­гает нам беседу Иисуса Христа с сама­рян­кой, в кото­рой Он ясно испо­ве­дал Себя Мес­сией (Ин.4:5–42). Своим бла­го­дат­ным словом Гос­подь, пода­ю­щий «воду живую, иссу­ша­ю­щую источ­ники грехов» (канон недели), при­во­дит сама­рянку, а через нее и многих сама­рян, к испо­ве­да­нию Своего Боже­ствен­ного вели­чия и воз­вра­щает их на истин­ный путь.

Согласно пре­да­нию, жен­щина, кото­рую Гос­подь встре­тил у колодца, носила имя Фотина (Свет­лана). Она стала хри­сти­ан­кой и при­няла муче­ни­че­скую смерть за Христа в Риме в 66 г. Кондак празд­ника: Верою при­шед­шая на кла­дязь сама­ря­ныня, виде Тя пре­муд­ро­сти воду, еюже напо­ив­шися обильно, Цар­ствие вышнее насле­дова вечно, яко прис­но­слав­ная.

Неделя 6‑я – о слепом

Этот празд­ник напо­ми­нает нам об исце­ле­нии Гос­по­дом сле­по­рож­ден­ного, опи­сан­ном в Еван­ге­лии (Ин.9:1-38).

На при­мере сле­по­рож­ден­ного, исце­лен­ного Иису­сом Хри­стом, Святая Цер­ковь пред­став­ляет образ вся­кого греш­ника, кото­рый есть слепец от рож­де­ния, потому что все согре­шили и лишены славы Божией (Рим.3:23), а даро­ва­нием про­зре­ния очам слепца поучает, что про­све­ти­тель истин­ный – один Гос­подь, «Света пода­тель, от Света сый Свет» (Синак­сарь недели), и только в этом Свете можно узреть истину и спа­се­ние.

Кондак празд­ника: Душев­ныма очима ослеп­лен, к Тебе, Христе, при­хо­жду, якоже слепый от рож­де­ния, пока­я­нием зову Ти: Ты сущих во тьме Свет Пре­свет­лый.

Как в быту подготовиться к Пасхальной неделе 2022

Весь Великий Пост и Страстная неделя – это и есть подготовка к Светлому Христову Воскресению и Пасхальной неделе.

Правила, установленного православной церковью, что в Чистый четверг нужно красить яйца и печь куличи – нет. Это одно из самых больших заблуждений, сравнимое только с религиозным значением четверговой соли. Есть исключительно устоявшиеся народные обычаи и народное представление о чёрной соли, которую якобы готовят на Страстной неделе в Чистый четверг при церкви, а потом раздают на службе.

Окрашиванием яиц и выпечкой куличей раньше занимались, начиная с Чистого четверга, поскольку это связано с определёнными трудностями в технологии приготовления блюд и с их большим объёмом. Сейчас можно готовить пасхальные блюда и в пятницу, и в субботу. В помощь кулинарам есть и мелкая бытовая техника, и плита, которая печёт без предварительного длительного разогрева. По «правам» нет ограничений.

На Страстной неделе нет каких-либо особых запретов и правил по приготовлению блюд для праздничного пасхального стола. Набор всецело зависит от хозяйки, есть только обязательное блюдо – пасхальные яйца. По одной из устоявшихся версий их обязательное присутствие связано со встречей Марии Магдалины и императора Тиберия, когда после слов: «Христос Воскрес!» куриные яйца покраснели. Красить яйца и готовить пасхальные угощения разрешается всем, ограничений тоже нет. Атеисты, дети, верующие все могут принимать участие в подготовке праздника.

Интересно, в нашем регионе достаточно много не просто межнациональных, но и межконфессиональных семей. Я ни разу не слышал о каких-либо гастрономических конфликтах, зато знаю массу примеров, когда жена-мусульманка красит яйца, готовит творожную пасху и печёт куличи.

Есть только одно общее правило, которое касается подготовки пасхальных блюд – всё, что делаем, делаем с любовью. Я сам буду красить яйца по старинке – луковой шелухой. Я не знаю в чём тайна, но они мне кажутся всегда необыкновенно вкусными.

Освящать приготовленные блюда можно, начиная с вечерни Великой субботы, по окончании Пасхального Богослужения в ночь с субботы на воскресенье и утром в Светлое воскресенье, то есть именно на Пасху, 2 мая.

Неделя 7‑я – святых отцов I Все­лен­ского Собора

В эту неделю празд­ну­ется память 318-ти Отцов I Все­лен­ского Собора, про­хо­див­шего в 325 г. в г. Никее при импе­ра­торе Кон­стан­тине Вели­ком.

Основ­ной его зада­чей было раз­об­ла­че­ние лже­уче­ния алек­сан­дрий­ского свя­щен­ника Ария, кото­рый отвер­гал Боже­ство и пред­веч­ное рож­де­ние от Бога Отца Сына Божия и учил, что Хри­стос есть только высшее тво­ре­ние. Ересь Ария каса­лась глав­ного хри­сти­ан­ского дог­мата, на кото­ром зиждется вся вера и вся Цер­ковь Хри­стова и кото­рый явля­ется един­ствен­ным осно­ва­нием упо­ва­ния нашего спа­се­ния.

По при­гла­ше­нию свя­того Кон­стан­тина в Никею собра­лись пред­ста­ви­тели Хри­сти­ан­ских Церк­вей из разных стран. Среди при­быв­ших было много испо­вед­ни­ков, постра­дав­ших во время гоне­ний и носив­ших на телах следы истя­за­ний. Участ­ни­ками Собора были также вели­кие све­тиль­ники Церкви – свя­ти­тели: Нико­лай, архи­епи­скоп Мир Ликий­ских; Спи­ри­дон, епи­скоп Три­ми­фунт­ский; Афа­на­сий Вели­кий, рев­ност­ный борец за чистоту Пра­во­сла­вия, бывший тогда диа­ко­ном, и другие почи­та­е­мые Цер­ко­вью святые отцы.

Собор, как ска­зано в Синак­саре недели, про­по­ве­дал Сына Божия «Еди­но­сущна и Еди­но­честна Отцу» и испо­ве­дал, что Он – воис­тину Сын Божий и совер­шен­ный Чело­век. Резуль­та­том трудов Собора стали семь первых членов испо­ве­ду­е­мого пра­во­слав­ными Сим­вола Веры, допол­нен­ного позже на II Все­лен­ском Соборе.

Тро­парь святым отцам: Пре­п­ро­слав­лен еси, Христе Боже наш, све­тила на земли отцы наша осно­ва­вый, и теми ко истин­ней вере вся ны наста­ви­вый, Мно­го­бла­го­у­тробне, слава Тебе.

***

Череда недель по Пасхе завер­ша­ется вели­чай­шим тор­же­ством Хри­сти­ан­ства – празд­ни­ком Пяти­де­сят­ницы (Троицы), озна­ме­но­ван­ным соше­ствием обе­то­ван­ного Уте­ши­теля Свя­того Духа на уче­ни­ков и апо­сто­лов Гос­под­них и рож­де­нием Хри­сто­вой Церкви. Той Церкви, о кото­рой Гос­подь сказал: Сози­жду Цер­ковь Мою, и врата адова не одо­леют ея (Мф.16:18).

Светлая неделя (Пасхальная неделя) — праздничная неделя, длившаяся от Пасхи до Красной горки. Считалась началом весеннего возрождения, обновления жизни. Другие названия недели
: Пасхальная, Христовочка (костр.), Проводная (белор.), Гремяцкая неделя (чернигов.), Красная неделя, Червоные святки, Святая неделя, Светлая, Великоденская, Великая, Радостная, Славная, Гревицкая неделя, «Велицидни» (полес.), «Великоночные святки» (польск.), Светлая седмица (церк.).

Обрядность недели

В Пасхальную Седмицу в храмах ежедневно совершаются богослужения по пасхальному чину. Утренние и вечерние молитвы заменяются пением Пасхальных часов. После каждой Божественной литургии совершается праздничный крестный ход, символизирующий шествие жен-мироносиц ко гробу Христа. На Крестном ходе молящиеся идут с зажженными свечами. Царские врата в иконостасе (отделяющие алтарь от основного пространства храма) остаются в продолжении Светлой Пасхальной Седмицы открытыми в знак того, что в эти дни перед верующими как бы открывается невидимый, духовный, Небесный мир. Открытые Царские Врата — образ Гроба Господня, от которого Ангел отвалил камень. Во всю Светлую седмицу они не закрываются даже во время причащения священнослужителей — они закроются только в Светлую Субботу перед 9-м часом. В продолжение всей Седмицы полагается вседневный звон во все колокола. По традиции всякий мирянин может по благословению настоятеля подняться на колокольню и ударить в колокола. На Светлой седмице отменяются однодневные посты (в среду и пятницу). Начиная со дня Святой Пасхи верующие приветствуют друг друга словами пасхальной радости: «Христос воскресе! — Воистину воскресе!» — До праздника Святой Троицы (на пятидесятый день после Пасхи) не совершаются земные поклоны. — На Светлой седмице нет венчаний и заупокойных молитв. — Отпевания усопших совершаются, но и они более чем наполовину состоят из песнопений Пасхи. Всю Светлую седмицу около открытых Царских врат стоит особый хлеб, называемый артос. Обычай этот установлен с апостольских времен. Известно, что после Своего воскресения Господь неоднократно являлся своим ученикам. При этом Он или Сам вкушал пищу, или благословлял трапезу. В ожидании этих благодатных посещений, а позднее — в память их святые апостолы оставляли незанятым среднее место за столом и клали перед этим местом часть хлеба, как если бы Сам Господь незримо присутствовал здесь. В продолжение этой традиции отцы Церкви установили в праздник Воскресения Господня класть в храме хлеб. В Светлую неделю, которая считалась началом весеннего возрождения, обновления жизни, проводилось много обрядовых действий, связанных с заключением браков. Их инициаторами и главными участниками были холостая молодёжь и молодожёны. Со Светлой недели начинались весенне-летние гулянья парней и девушек. Светлая неделя была также временем, когда в русских деревнях проходили смотры невест. Это происходило по-разному в разных деревнях. Например, в Печорском уезде Архангельской губернии девушки, надев самый красивый наряд, выходили на сельскую улицу для игры в бачу. Бача представляла собой длинную, украшенную росписью палку, которой надо было сбить установленную на земле деревянную фигурку. Игра собирала большое количество людей, желавших посмотреть на девушек. В Орловской губернии девушки, надев первый раз женскую одежду — понёву, отправлялись на луг жарить яичницу и веселиться без участия парней. В Рязанской губернии девушки, вступившие в брачный возраст, приглашались на площадь перед церковью. Там они стояли некоторое время всем напоказ, а затем катались по селу на лошадях. При этом их «предлагали» в невесты каждому встретившемуся мужчине. В Пасхальную неделю девушки coвершали различные магические действия, направленные на приближение сватовства и замужества. Так, мечтая поскорее выйти замуж, девушка должна была в Великдень первой попасть на колокольню и первой ударить в колокол. Во время Светлой недели во многих областях устраивались смотры молодоженов, проводились обряды, закреплявшие их новый социальный статус. Во Владимирской губернии, например, молодожены подходили к собравшимся у их дома замужним женщинам и давали им в качестве «вступительного» пирог и яйца. В Костромской губернии замужние женщины, собравшись группой, приходили к дому молодоженов и требовали, чтобы новобрачная их впустила. Та открывала им дверь и говорила: «Соседушки, голубушки, меня любите и жалуйте, к себе примите в подруженьки». После этого все входили в дом и угощались праздничной едой. Вся Светлая неделя посвящалась развлечениям: ездили друг к другу в гости, угощались хорошей скоромной едой. Однако излишеств в еде и питье, великого общедеревенского разгула с драками, характерного для престольных праздников, в эти светлые, как их называли люди, дни не было. Праздничная трапеза проходила весело, радостно, но одновременно чинно и достойно. В Светлую неделю на деревенских улицах собиралось много народа: гуляли, демонстрируя себя, своих детей, свои наряды, разглядывая других гулявших, пели песни.

Светлый понедельник

В Библии повествуется, что, воскреснув, Христос неузнанным явился двум своим опечаленным ученикам, разделил с ними путь в селение Эммаус, неподалеку от Иерусалима, и ужин. «…Взяв хлеб, благословил, преломил и подал им. Тогда открылись у них глаза, и они узнали Его. Но Он стал невидим для них. И они сказали друг другу: не горело ли в нас сердце наше, когда Он говорил нам на дороге и когда изъяснял нам Писание? И, встав в тот же час, возвратились в Иерусалим и нашли вместе одиннадцать Апостолов и бывших с ними, которые говорили, что Господь истинно воскрес и явился Симону. И они рассказывали о происшедшем на пути, и как Он был узнан ими в преломлении хлеба. Когда они говорили о сем, Сам Иисус стал посреди них и сказал им: мир вам». Согласно Священному писанию, в первый день после воскресения Иисус явился своим ученикам и в течение 40 дней рассказывал им о Царстве Небесном, после чего вознёсся небо. Вечерню в первый день Пасхи настоятель совершает, облачившись во все священные одежды. После вечернего входа с Евангелием, читается Евангелие о явлении Воскресшего Иисуса Христа апостолам вечером в первый день Своего Воскресения из мертвых (Иоан. 20:19-25). Евангелие читает настоятель, обратившись лицом к народу. В понедельник после Великодня крестники ходили в гости к крёстным родителям, внуки — к бабушкам, неся им гостинцы — пироги и крашенки. Такой же гостинец («волочебный») им давали и с собой. Селяне ходили друг к другу, христосовались и обменивались крашенками или писанками. На Украине компании парней по обычаю ходили от дома к дому и поздравляли с праздником, за что получали яйца, праздничный хлеб, деньги. Все деньги шли в казну молодежных групп и расходовались, как правило, на проведение осенью и зимой молодёжных праздников с приглашением девчат. На Гуцульщине девка в этот день дарит своему парню крашенку или писанку (пасхальное яйцо). Не даёт сама, а прячет за пазуху, а парень отнимает у неё, слегка поборовшись. Достав яйцо, ведёт девку к воде, обливает водой «на красу и здоровье», бывает, что и искупает полностью. Вероятно от этого обычая, известного и в других регионах Украины, а также Польши, понедельник назывался «поливаный». В Чехии рано утром в пасхальный понедельник (чеш. Červené pondělí) парни выходят с «помлазкой» — пасхальной плёткой. Ищут девчат, которые прячутся или делают вид, что хотят спрятаться. Парни стегают девчат берёзовой метёлкой, можжевельником или плёткой из молодых прутьев вербы, украшенной лентами (говорят, что это омолаживает и оздоравливает). Девушки откупаются крашенками, писанками, угощением. Сербы Побусный или Водяной понедельник (серб. Побусани понедаљак, Водени понедељак) посвящают поминовению предков и наведению порядка на могилах. В этот день относят на могилы и раздают нищим крашеные яйца.

Вторник — «Купалища»

Во вторник Светлой Седмицы совершается особое празднование в честь Иверской иконы Божией Матери. Со вторником в народе связано имя «купалища». В старину существовал обычай обливать в этот день холодной водой тех, кто проспал заутреню. Густинская летопись рассказывала об этом обычае — как о пережитке древнего язычества, связывая его с обоготворением Матери — Сырой Земли. В некоторых местах со вторника, а чаще со среды девушки начинали водить хороводы, поэтому среда называлась «хороводница». Хороводы продолжались с этого дня по вечерам до Троицы. На Украине на третий день «Великодних святок» селяне собирались в корчме «на музыку», чтобы проводить святки. Эти три дня Великоденских праздников были счастливым временем «гостеваний», молодёжных игр и забав. Взрослые искали в эти дни цветы ряста, а найдя — топтали их приговаривая: «Чтобы и на тот год дождаться рясту топтать».

Градовая среда, Ледовый день (белорус.), Хороводница

Четвёртый день Великодня в Белоруссии назывался «градовой средой» «ледовым днём». В этот день в церкви ставили свечки от градобития. Со Светлой середы начинаются по некоторым местам весенние хороводы, продолжающиеся до Троицына дня — каждый вечер. В юго-восточной Болгарии в этот день совершался обряд Мара Лишанка, с целью вызвать дождь и защитить поля от града.

Навский четверг (белорус.)

Первый четверг после Пасхи. В Белоруссии в некоторых местах, и особенно у католиков, бывает на кладбище поминовение умерших. На могилах кладут красные яйца, которые на другой день собирают нищие в свою пользу. «Нуськи великдзень — пьятого дня на великодном тыжни», «Навский великдень побуждають покойника» (полесье). В Полесье на Пасху «идуть на кладбище первого дня и в четверг. На кладбище порядок наводят, а дома уже ничего не делают. Идут сначала в церковь, а потом уже идут на кладбище. Хлеб, крашеные яйца, пасху, вино несут. Женщины повязывают передники, мужчины — рушники, и каждый — ленту». В четверг девушки кликали Весну, исполняя на пригорках специальные песни с призывом весны. В Павловском районе Воронежской области был обычай «водить кобылу»: «На четвёртый день пасхальной недели „водили кобылу“. На палке делали голову, привязывали хвост, накрывали веретьем. Сверху на эту лошадь садились желающие покататься. Мужчина наряжался цыганом и водил эту кобылу по улице. Когда кобыла падала, тогда цыган „грыз“ ей ухо и она вставала». У умелых коневодцев (парней, изображавших кобылу) лошадь «умела» танцевать и вставать на дыбы, она лягала всех подряд, а особенно девок. Сходные ритуальные действия совершались в других районах области на Троицу, а в иных местах на зимние святки. Празднование заканчивалось, но ещё стояли на столах куличи (паски), крашенки и звучало всюду «Христос воскрес!» Так дозволялось отмечать в течение 40 дней — до самого Вознесения.

Пятница — прощёный день

В пятницу Светлой Седмицы празднуется память — иконы Божией Матери «Живоносный Источник». По традиции, в этот день после Божественной литургии совершается освящение воды, а если позволяют местные обстоятельства — крестный ход на водоемы или водные источники. Водой, освящённой на этом молебне, верующие окропляют свои сады и огороды, призывая помощь Господа и Его Пречистой Матери на дарование урожая. Празднуется память — Иконы Божией Матери «Почаевской». В Белоруссии на прощёный день (белор. Прашчэнне) в Красную (белор. Чырвоную, Вялiкую, Велiкодную) пятницу деревенские девушки умывались на рассвете холодной водой, чтобы в течение всего года быть красивыми и здоровыми. Верили, что «калi гарох пасеяць у Вялiкую П’ятнiцу, та ён вельмi добрэ зародзiць». Тесть и тёща приглашали зятя и его родню на «молодое пиво». На прощёный день в Тульской губернии тесть и тёща также «сзывают зятниных родных» на молодое пиво. В Костромской и Вологодской губерниях варили пиво в складчину. При сливании пива в лагуны сходились молодые и старые распивать остаток. Каждый из них, отведывая пиво, обязан был говорить: «Пиво не диво, и мёд не хвала, а всему голова, что любовь дорога».

Суббота — Хороводницы

Всю Светлую седмицу около открытых Царских врат стоит особый хлеб, называемый артос. Обычай этот установлен с апостольских времен. Известно, что после Своего воскресения Господь неоднократно являлся своим ученикам. При этом Он или Сам вкушал пищу, или благословлял трапезу. В ожидании этих благодатных посещений, а позднее — в память их святые апостолы оставляли незанятым среднее место за столом и клали перед этим местом часть хлеба, как если бы Сам Господь незримо присутствовал здесь. В продолжение этой традиции отцы Церкви установили в праздник Воскресения Господня класть в храме хлеб. В Субботу Светлой седмицы после Божественной литургии артос торжественно благословляется и читается особая молитва на раздробление артоса. После этого кусочки этого священного хлеба раздаются верующим. Потом эту святыню дают больным или тем, кто не может быть допущен к Святому Причащению. Молящиеся, получив после окончания Литургии часть артоса, сохраняют ее в течение всего года (обычно – разрезав на небольшие кусочки и вкушая их натощак, особенно во время болезни). В субботу Светлой седмицы перед 9-м часом впервые после дня Пасхи Царские врата в храмах закрываются. Субботу также в народе называли «хороводницей», так как она была разгаром молодёжного веселья. В этот же день в некоторых сибирских деревнях ходили «с колоколами прощаться», так как неумолкавший всю неделю пасхальный колокольный звон вечером этого дня смолкал. В пасхальную субботу во Владимирской губ. существовал обычай «ублажать гордых»: в середине дня родственники молодой посещали дом новобрачных, при этом родственники молодого, если молодуха была «подходящая к дому», старались во всём им угождать и ублажать их желания. В Ярославской губ. молодые по обычаю должны были погостить этот день у родителей молодухи. После посещения их дома «окликальщиками» молодые выезжали в гости вместе с родителями и ближней родней молодого. В доме тестя для них готовили угощение, а само застолье называлось «вьюнинами». «Вьюнины» были важным переходным моментом в жизни молодожёнов, они символически завершали обрядность послесвадебного периода. До них молодой не покидал жены, а после — мог надолго уезжать из дома, уходить на отхожие промыслы. После празднования на молодую ложился полный груз хозяйственных обязанностей, от которых её частично освобождали в предшествующий период. В этот день — самый разгар молодого веселья. В Черниговской губернии к этому дню приурочивается обычай изгнания или «провожания» русалок.

«Окликанье молодых» в субботу

В ряду весенне-летних увеселений выделяется сборище мужской молодёжи — «окликанье молодых», называвшееся также вьюнством, вьюнитством, вьюнишником, юнцом, юнинами, вьюнинами. Подробная картина его представлена в описании, относящемся к Гороховецкому уезду (Владимирская губерния). На пасхальной неделе, в субботу накануне Красной горки, до восхода солнца, в каждой деревне собирались партии парней — по 5, 10, 15 и более человек. Окликалыцики одевались в праздничные рубахи, плисовые шаровары, лучшие бекеши. Окликать полагалось молодых, поженившихся после предыдущей Пасхи. Начинали со своей деревни, а потом переходили в другие, не пропуская ни одной молодой четы. Под окнами молодых окликальщики пели. Во время пения плясали. Песню пели одну и ту же, непосредственно связанную по содержанию с данным обычаем. В ней описывался самый приход окликалыциков, подчеркивалось множество их: «сила — армия валит». После каждого двустишья, в качестве припева, дружный мужской хор (нередко очень многочисленный) «окликал» в предрассветной тишине: «Вьюнец молодой, вьюница молодая!» — обращение к молодожёнам. Песня рассказывала о вьюнцовском дворе, который стоит «на семи верстах», «на чугунных столбах, на медных цепях, на серебряных крючках», окруженный белокаменной оградой с железным тыном, «где на каждой на тычининке по маковке цветет», а «на каждой-то на маковке соловушко поёт», о молодой жене («новы сенечки смела, звончаты гусли нашла, под полою пронесла, свому мужу отдала»), о вьюнце-молодце, который тешит молодую жену игрой на гуслях. Он утешает её, плачущую, ещё и тем, что сегодня приедут её родственники: «Придёт батюшка и со матушкою, придёт дядюшка и со тётушкою, придёт милый брат со невестушкою, придёт милый зять со милой сестрой, придёт дедушка и со бабушкою». Эта часть песни отражала реальный обычай: посещение родственниками молодой новобрачных в субботу на пасхальной неделе, в середине дня, после прихода окликалыциков. Местный житель подчеркнул в описании ярко выраженную здесь тенденцию «ублажать гордых», то есть родственников жены, после свадьбы. «Особенно если снова попадётся подходящая к дому, муж и свекор, чтобы удобнее приспособить её к себе — к своему семейству, делают для неё и для родных её все, что только может ей понравиться». Приём родных в субботу пасхальной недели стоит в ряду целой системы взаимных посещений и угощений породнившихся семейств в течение первого после свадьбы года. Мотив утешения молодой предстоящим приездом её родственников сменялся в песне окликалыциков советом или скорее назиданием отвыкать от своей прежней семьи и привыкать к новой. Следовал подробный перечень дел, которыми можно угодить свекру, свекрови, деверям, золовкам и мужу. Здесь же звучала тема привыкания ко всей родне и шире «ко моей стороне». Эта часть была центральной, главной в хоре окликал и выражала основное содержание обычая — приобщение молодой к новой жизни. За нею следовал весёлый перечень того, чем следует оделять пришедших с окликанием (их самих в песне тоже называли вьюнцами-молодцами), и заканчивалось всё выражением уважения молодожёнам. «Окликанные молодые» выносили окликальщикам угощенье. По данному описанию, это пироги, пряники, орехи, брага или водка. Зажиточные добавляли к угощенью деньги. Собранное во время окликанья угощенье выставлялось на вечерней пирушке молодёжи. В Махловской волости Юрьевского уезда наряду с мужскими вьюнишниками бывало окликание молодых женским хором — «бабий вьюнец». В некоторых местах молодожёнов приветствовали в течение дня две, три или более групп окликал, распределявшихся по половозрастному принципу и выходивших в определенной последовательности. Рано утром — дети, с 12 часов — взрослые мужчины в сопровождении нарядных девушек и женщин в качестве зрителей (Рожновская волость Семёновского уезда). Утром и в полдень — мальчики и девочки 10-15 лет, в 5-6 часов вечера — женская партия, ещё позже — мужская (Юрьевецкий уезд). Возможно, было и исполнение вьюнишника всей деревней во главе со стариками. Оно бытовало наряду с чисто мужским молодёжным окликанием. Обходы дворов молодёжью, построенные по типу колядования, бывали на Масленицу, Пасху, Егорьев день, Семик. Местами отмечены также обходы дворов в середине Великого поста — в крестопоклонную среду и накануне Вербного воскресенья. На Украине также под окнами молодых, поженившихся за прошедший год и не имевших детей, парни под сопровождение музыкальных инструментов пели вьюницкие песни. В Галиции (Яворовщина), сообщает В. Гнатюк, ещё в 1870 году исполняли «рындзивки». На второй или третий день компания ребят обходила поздно ночью с музыкой местных молодиц, которые вышли замуж после Рождества и пели: Гречная панна, красна Ганунейка, Не сама з собою, з вiтцем, з матінкою. Тобі, Ганунейко, риндзівка, А нам писанок кобівка. Тобі, Ганунейко, виградзанє, А нам писанок ціле дзбане. Тобі, Ганунейко, красная пiснь. А нам писанок сорок і шість, Й в коморі на кілочку Висять писанки в ріжочку: Нема кому встати, писанок дати После окончанию песни молодица выносила несколько яиц-писанок и мелкие деньги. Поблагодарив за подарки ватага шла до следующих молодожёнов.

«Улица»

С Пасхальной недели начинались весенне-летние гулянья парней и девушек. Одной из самых распространённых развлечений молодёжи были «улица» (на Украине) или «пятáк» (на юге России) — вечеринки парней и девушек под открытым небом. «Улица», как правило, собиралась в условном, заранее установленном месте: на площади посредине села, за околицей, на зелёном лугу возле реки — в зависимости от местности. Начиналась «улица» с Великодня и гулялась всё лето — до Семёна-летопроводца (1/14 сентября). До начала полевых работ молодёжь собиралась ежевечерне, а когда начиналась работа в поле, то только в воскресенье и праздничные дни. Обычно «улица» проходила весело и живо: с музыкой, танцами, песнями, заигрываниями. Самым уважаемым на «улице» был гармонист. Кроме песен, танцев и хороводов во время «улицы», проводились ещё и другие весёлые забавы, которых много знала наша молодёжь. Там разучивались песни и танцы, жила народная традиция, развивались лучшие товарищеские качества и зарождалась настоящая чистая любовь.

Сватовство

Во время Пасхальной недели во многих областях устраивались смотры молодожёнов, проводились обряды, закреплявшие их новый социальный статус. В Пасхальную неделю, которая считалась началом возрождения, обновления жизни, проводилось много обрядовых действий, связанных с заключением браков. Их инициаторами и главными участниками были холостая молодёжь и молодожёны. Пасхальная неделя была также временем, когда в русских деревнях проходили смотры невест. В Пасхальную неделю девушки совершали различные магические действия, направленные на приближение сватовства и замужества. Так, мечтая поскорее выйти замуж, девушка должна была в день Пасхи первой попасть на колокольню и первой ударить в колокол. Через неделю после Пасхи с Красной горки и Радоницы начинали играть весенние свадьбы.

Антипасха Фомино Воскресенье Окончание Светлой седмицы

В восьмой день по Пасхе (в воскресенье), как окончание Светлой седмицы, следует особое торжество, называемое
Антипасхою
, что означает в переводе «
вместо Пасхи
» или «
Пасха напротив Пасхи
». В этот день обновляется память воскресения Христова, поэтому Антипасха называется «неделей обновления». Обновление воскресения Иисуса Христа связано с апостолом Фомой. В восьмой день Святая Церковь вспоминает
явление воскресшего Господа Фоме
, который отказывался верить в Воскресение Христа. Фомы не было среди апостолов, которые видели Христа сразу после Воскресения. «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю» — говорил Фома о Христе. Это не значит, что он сомневался в том, что Христос был Спасителем, Сыном Божиим. Скорее это свидетельство того, насколько апостол жаждал пережить встречу с воскресшим Иисусом Христом. Сам, лично, а не со слов ближних, ощутить пасхальную радость и торжество. Апостол Фома стал символизировать сомнение, недоверие. В народе даже бытует определение «Фома неверующий». Правильнее будет назвать его не тем человеком, который сомневается во всём, даже в самом очевидном, а тем, кто стремится убедиться в истинности или, наоборот, ложности тех или иных фактов на собственном опыте. Ведь одно дело — пользоваться свидетельствами других, даже самых близких людей, и совсем другое — знать что-то своим опытом. См. Апостол Фома. Оканчивая светлое торжество Пасхи седмицею, Церковь продолжает его, хотя и с меньшей торжественностью, еще тридцать два дня — до Вознесения Господня. Весь этот период — 40 дней после Пасхи — считается Пасхальным периодом, и православные приветствуют друг друга приветствием «Христос Воскресе!» и ответом «Воистину Воскресе!»

АРТОС


Артосы большие и малые.

Артос (греч. αρτος — хлеб) — используемый в Православной церкви на Пасхальной седмице освящённый дрожжевой хлеб, общий всем членам Церкви, иначе — просфора всецелая (то есть просфора без изъятых из неё частиц). Перед выпечкой на артос резной печатью (деревянной или металлической) наносится рельефный рисунок. На артосе изображается Крест, на котором виден только терновый венец, но нет Иисуса Христа. Это символизирует победу Христа над смертью, Его Воскресение. В русской церковной практике артос — высокий хлеб, а в афонских монастырях — небольшой хлебец, подобный тому, что благословляется за всенощным бдением. Первое сообщение об использовании артоса зафиксировано в Евергетидском Типиконе (первая половина XII века). Согласно нему, после литургии в Светлый понедельник: «По окончании же [трапезы] глаголем: „Благословен Бог, питающий нас“, и тотчас трапезарий возвышает хлебы [αρτος], говоря: „Христос воскресе“», а в субботу Светлой седмицы «иерей раздробляет хлебы (αρτος), а трапезарий раздает всем братиям». Схожие указания содержит Иерусалимский Типикон. Литургические комментарии связывают происхождение артоса с апостолами, которые после Вознесения Христова оставляли за трапезой для Него часть хлеба, тем самым символически изображая Его присутствие за трапезой. Это сказание отражено в памятниках древнерусской литературы: послание Нила Грека, епископа Тверского к вельможе Георгию Дмитриевичу «О воздвижении пресвятыя и о артусе» и «Вопрошении известно от некоих» Максима Грека. В современной церкви артос освящается в первый день Пасхи на литургии после заамвонной молитвы, с каждением, чтением молитвы и окроплением святой водой. Освящается артос особой молитвой, если приготовлено несколько артосов, то все они освящаются одновременно. После каждения вокруг стола с установленным артосом священник читает молитву: «Боже Всесильный и Господи Вседержателю, Иже рабом Твоим Моисеем во исходе Израилеве от Египта, и в освобождении людей Твоих от горький работы фараоновы, агнца заклати повелел еси, прообразуя на Кресте закланнаго волею нас ради Агнца, вземлющаго всего мира грехи, возлюбленнаго Сына Твоего, Господа нашего Иисуса Христа! Ты и ныне, смиренно молим Тя, призри на хлеб сей, и благослови, и освяти его. Ибо и мы раби Твои в честь я славу, и в воспоминание славнаго Воскресения Тогожде Сына Твоего Господа нашего Иисуса Христа, Имже от вечный работы вражия и от адовых нерешимых уз разрешение, свободу и проведение улучихом, пред Твоим величеством ныне во всесветлый сей, преславный и спасительный день Пасхи, сей приносим: нас же сего приносящих, и того лобзающих и от него вкушающих, Твоему небесному благословению причастники быти сотвори и всякую болезнь и недуг от нас Твоею силою отжени, здравие всем подавая. Ты бо еси источник благословения и цельбам податель, и Тебе славу воссылаем Безначальному Отцу, со Единородным Твоим Сыном, и Пресвятым и Благим и Животворящим Твоим духом, ныне и присно и во веки веков». После молитвы иерей окропляет артос святой водой, говоря: «Благословляется и освящается артос сей окроплением воды сея священныя, во имя Отца и Сына и Святаго духа. Аминь» (трижды). Всю Светлую седмицу он находится в храме на аналое перед Царскими вратами, а во время богослужений перед иконой Христа. Во время Крестного хода, совершаемого каждый день этой недели, он обносится вокруг храма. В Светлую субботу, как и в древней церкви, после литургии по прочтении молитвы и раздробления артос раздаётся всем предстоящим в храме. Молитва на раздробление артоса: «Господи, Иисусе Христе, Боже наш, Хлебе ангельский, Хлебе жизни вечныя, сошедый с Небесе, напитавый нас во всесветлыя сия дни пищею духовною Твоих Божественных благодеяний, триддевнаго ради и спасительнаго Воскресения! Призри и ныне, смиренно молим Тя, на мольбы и благодарения наша, и якоже благословил еси пять хлебов в пустыни, и ныне благослови хлеб сей, яко да вей, вкушающий от него, телеснаго и душевнаго благословения и здравия сподобятся благодатию и щедротами Твоего человеколюбия. Ты бо еси освящение наше, и Тебе славу возсылаем, со Безначальным Твоим Отдем и Всесвятым, и Благим, и Животворящим Твоим духом, ныне и присно, и во веки веков». Просфору и артос хранят в святом углу возле икон. В России распространён обычай вкушения артоса дома, натощак. Молитва на принятие просфоры, артоса и святой воды: «Господи Боже мой, да будет дар Твой святый и святая Твоя вода в просвещение ума моего, в укрепление душевных и телесных сил моих, во здравие души и тела моего, в покорение страстей и немощей моих по безпредельному милосердию Твоему молитвами Пречистыя Твоея Матери и всех Святых Твоих. Аминь». У православных христиан есть обычай выпекать куличи — домашний артос — и вместе с сыром и яйцами приносить его в первый день Пасхи в храм для освящения.

«КРАСНАЯ ГОРКА»

Красная горка справлялась в первое воскресенье после Пасхи. Как только земля освобождалась от снега, а это в первую очередь небольшие возвышенности, в народе называемые пригорками, сразу разворачивались гуляния молодежи, детские игры, хороводы, песни. С этого и пошло название таких горок «Красными», что значит красивыми! В славянских наречиях слово “красный” употребляется в значении “красивый, цветущий, веселый, отрадный”, в отличие от чермного, червонного, алого, багряного цвета. Сама весна и лето именуются красными, потому что погода ясная, а природа является во всей красе. Красная горка — значит красивая по местоположению и увеселительная по играм. Во многих местах горки или пригорки, на которых собирался народ весной, называли красными горками. По народному календарю в этот день все девушки и молодые бабы, запасшись съестными припасами, собирались на каком-нибудь излюбленном месте деревенской улицы и пели песни-веснянки (“закликали”, или “заигрывали”, весну), водили хороводы и устраивали разнообразные игры и пляски. Красная горка считалась
девичьим праздником
, и так как в этот день происходили свадьбы и шло усиленное сватовство, то на игры приходили все девушки до единой. Считалось даже дурной приметой, если какой-нибудь парень или девушка просидят на Красную горку дома.
Красная горка — это есть торжеством любви, зарождения чувств и надежд
. Раньше, на Красную горку знакомились девушки и парни, они выбирали себе суженых и в игровой, шутливой форме оглашали и выказывали свою привязанность и симпатию. На Красную горку было принято наряжаться в самые красивые наряды и одежды. Красная горка считалась девичьим праздником, и так как в этот день происходили свадьбы и шло усиленное сватовство, то на игры приходили все девушки до единой. Девушки и женщины разными способами пытались привлекать к себе внимание парней, так, кто из них вплетал в волосы цветные яркие ленты, а кто повязывал расписные платки. Все хотели выделиться из большого числа девиц. Оставаться дома и не ходить на гуляния в этот день было просто не дозволительно. Считалось, что просидевшие дома все гуляния юноша или девушка не найдут себе пару или ему достанется распоследняя невеста, а ей — никудышный жених, так как самых самых лучших «разберут» другие, и что ещё хуже – с непослушными случится несчастье. Весельем заправляла кума или девица, Лада. Она была лучшим знатоком текстов песен и присказок, руководила хороводами, запевала песни, помнила правила игр. В некоторых селах Владимирской области в Фомино воскресенье исполнялись особые ритуалы. После обедни где-нибудь на открытом месте улицы собирались бабы, а в некотором отдалении от них становились все молодые парочки и начинали подзывать баб к себе. В ответ на этот зов бабы начинали петь песни и медленно подходить к “новоженам”, которые давали им по куску пирога и по одному яйцу. Красная горка в северном Поволжье имела название кликушино воскресенье, так как в этот день односельчане ходили к домам молодоженов, окликали их, а те за это выносили им по яйцу и по стопочке. В Пензенской области на Красную горку устраивалось “опахивание села”. В глухую полночь все деревенские женщины шли с песнями за околицу, где дожидались их три молодые бабы с сохой и три старухи с иконой Казанской Божьей Матери. Здесь девушки расплетали косы, а бабы снимали головные платки, и начиналось шествие. Несколько баб садились на доски, положенные поверх сохи, несколько девок брались сзади за соху, чтобы ее придерживать, а остальные, взявшись за привязанные веревки, тащили соху таким образом, чтобы обвести бороздой все село и на перекрестках сделать сохой крест. Перед процессией шли старухи с иконой и молились, чтобы село не постигли какие-либо бедствия и напасти и чтобы эти напасти останавливались за бороздой и не смели ее переступать. Парни присоединялись позже, когда женщины, сделав круг и возвратившись на прежнее место, устраивали пирушку. Она продолжалась до третьих петухов (3 часа утра), а затем все расходились по домам, так как гулять после петухов считалось грешно. В Калужской области в это воскресенье встречали весну. Соломенное чучело, укрепленное на длинном шесте, ставили на горке; вокруг него собирались женщины и мужчины. После песен садились вокруг, угощали друг друга яичницами. Вечером с песнями и плясками сжигали чучело. Из хороводных игр Красной горки было известно во всей России сеяние проса. Красная горка не была фиксированным праздником одного дня. Праздник продолжался в течение нескольких дней и поэтому был настоящим событием в жизни молодых людей. На Красную горку традиционно приходился пик
свадеб
, так как это первые дни, когда Церковь после длительного девятинедельного перерыва начинает совершать таинство бракосочетания. Считается, что свадьба, сыгранная именно в это время, станет залогом долгой счастливой семейной жизни.
Вторник после Светлой седмицы — Радуница, день поминовения усопших
. Православные христиане идут на кладбища, чтобы вместе с усопшими родными и близкими разделить радость Воскресения Христова. Именно в этот вторник следует посещать могилы родных и близких. При этом нужно помнить, что нельзя устраивать на кладбище поминальной трапезы: тем, кто окончил земной путь, необходимы не питание, а наши искренние молитвы об упокоении их души. Положить пасхальный символ — красное яичко на родную могилку, пропеть пасхальный тропарь: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот (жизнь) даровав», вспомнить добрым словом умерших — таков обычай, предписанный Святой Церковью и завещанный нам от предков. Итак, не приносите водку и закуску на кладбище, такие поминки только мучают душу усопшего. Пасха празднуется сорок дней до Вознесения Господня

Православные Церковные Праздники
Светлое Христово Воскресение. Радоница. Родительский день Вознесение Господне День Святой Троицы. Пятидесятница

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]