Житие преподобного Савватия Тверского
О детстве и мирской жизни преподобного Савватия сведений практически не сохранилось. Родиной Савватия считают Тверскую губернию, но где именно он родился, чей был сын и с каких лет стал иноком, — сведений об этом не имеется. Известно только, что, до поселения в пустыни, Савватий предпринял путешествие в Иерусалим и принес оттуда частицу животворящего креста Господня. До путешествия и некоторое время по возвращении из Иерусалима, Савватий был иноком тверского Оршина монастыря.
Желая уединения, он удалился в пустынную местность в нескольких километрах от Оршина монастыря, ближе к Твери, и собственноручно устроил там себе маленькую келью. С течением времени около него стали селиться другие иноки, была выстроена церковь и основана 4350Савватиева пустынь, которая, по строгости и святости правил основателя ее, была настолько известна, что в нее обучаться иноческой жизни приходили преподобные Корнилий Комельский и Иосиф Волоколамский и другие видные религиозные деятели того времени.
Савватий своими подвигами и пламенною молитвой служил примером для всех: он был неутомим в работах, изнурял себя строгим постом и воздержанием и носил на теле тяжелые железные вериги (приписываемые преподобному вериги в 1848 году были присланы в Священный Синод и хранились в его Архиве).
Год преставления Савватия Тверского точно неизвестен: одни источники указывают, что он скончался не позже 1409 года, другие — не позже 1434 года.
Открытые в 1483 году мощи отца Савватия находились под спудом в Савватиевом монастыре. Позднее монастырь был упразднен и обращен в приходскую церковь села Савватиева, а после октябрьского переворота многие строения были разрушены большевиками (в их числе все старые храмы и келья (лесная землянка) преподобного).
Православный Церковный календарь
Краткое житие преподобного Савватия Тверского
Преподобный Савватий Тверской подвизался по благословению святителя Арсения, епископа Тверского, в 15 верстах от Твери. Там преподобным Савватием была основана обитель, известная строгостью и святостью правил. В неё приходили обучаться иноческому деланию такие подвижники, как преподобный Иосиф Волоцкий (память 9 сентября) и преподобный Корнилий Комельский (память 19 мая). Вериги, найденные в пещере, где безмолвствовал святой Савватий, свидетельствуют о его подвиге. Преставился преподобный не позднее 1434 года.
Полное житие преподобного Савватия Тверского
Начиная со времен Ивана Калиты центр русской церковной жизни перемещается в Москву. На этом фоне многие святые, подвизавшиеся в удельных княжествах, теряют общенациональное значение. Подобная ситуация усиливается в послепетровские времена, когда частые перемещения епископов с кафедры на кафедру приводили к тому, что епископы даже не знали подвижников, прославленных в пределах их епархии. Сильно в этом отношении не повезло тверским святым. Тверская епархия, будучи довольно престижной, являлась одновременно и проходной, – с нее молодые епископы отправлялись на высокие места в Петербург, Москву или Киев. Сегодня мы расскажем об одном из самых значительных тверских подвижников – преподобном Савватии Тверском и Оршинском.
Подробности жизни преп. Савватия известны не полностью. Родился он в середине XIV века. Принял постриг и подвизался в Оршинском Вознесенском монастыре, в то время еще мужском. В 1380-х годах предпринял путешествие в Св. Град Иерусалим, где познакомился с жизнью палестинского монашества. Возвратившись в родную обитель, решил перейти к пустынному жительству. Для этой цели, испросив благословение своего духовника святителя Арсения, удалился в глухой лес вверх по реке Орше, где ископал пещеру, в которой молился о спасении человеческих душ. Там же преподобный выкопал прудик, а на берегу реки по молитвам святого пробился цельбоносный источник. Вскоре вокруг преподобного Савватия стала собираться братия. Так возник Савватьевский монастырь. Святой находился в братской переписке с прпп. Сергием Радонежским, Корнилием Комельским и многими другими святыми иноками. Обитель, устроенная преподобным Савватием, считалась одной из самых строгих и организованных. Сюда в поисках образца для подражания приходил прп. Иосиф Волоцкий, и хотя уже не застал св. Савватия в живых, но многому научился у его ученика и преемника прп. Евфросина. Еще при жизни прп. Савватий прославился чудесами. По его молитве получила исцеление дочь Тверского князя Бориса Мария, будущая жена Ивана III. Скончался прп. Савватий ок. 1438 г. Впоследствии его обитель постигла участь многих русских монастырей. В XVIII веке она была закрыта. Мощи прп. Савватия почивали в приходской церкви с. Савватьево, ныне храм этот разрушен и судьба св. мощей неизвестна.
Один из самых известных святых источников в окрестностях Твери – колодец Савватия Тверского и Оршинского у деревни Савватьево на берегу реки Орша.
Святой источник – чуть ли не единственное, что сохранилось от старинного монастыря Савватиева пустынь, который был снесен в 1936 году. Вода из святого источника обладает чудесной силой – исцеляет от многих болезней.
По легенде, колодец и пруд рядом с ним были выкопаны еще в XIV веке самим преподобным Савватием Тверским, который жил здесь отшельником. В лесу неподалеку от святого источника находилась пещерка, в которой жил преподобный старец.
В начале ХV века Савватием был заложен монастырь Савватиева пустынь, а в XVI столетии выкопанный преподобным колодец был освящен в и стал местом паломничества.
Колодец Савватия Тверского и Оршинского
Примерно в 1970 – 1980-х годах были засыпаны пещера, где жил преподобный Савватий, и расположенный рядом с пещерой святой источник с чудесной водой. Но народ не переставал почитать святого Савватия Тверского. Так, на месте разрушенной пещеры верующими был установлен золотой крест, который раньше венчал купол одного из взорванных храмов монастыря. Сегодня этот крест стоит у святого источника преподобного Савватия.
В 2000 году был отстроен колодец преподобного Савватия, а два года спустя восстановлен вытекающий из него ручей.
Святой источник истекает из песчаного склона непосредственно на берегу реки Орша. Резервуар родника взят в бетонный колодец. На деревьях у источника святого Савватия прикреплено несколько иконок, размещена информация о житии преподобного. Возле святого источника построена маленькая деревянная часовня и устроена купальня.
Сегодня святой источник преподобного Савватия относится к женскому Оршину Вознесенскому монастырю. Каждый год на протяжении уже более десяти лет 19 января, на праздник Крещения Господня и 15 марта – в день памяти преподобного Савватия Тверского – из обители к колодцу отправляется Крестный ход, а у самого святого источника служится водосвятный молебен, на котором присутствуют монахини Оршина Вознесенского монастыря и многочисленные верующие из Твери и окрестных деревень.
Многие тверичане постоянно приезжают к святому источнику преподобного Савватия за водой – родниковая необыкновенно вкусная.
Более того, вода из святого источника обладает чудесной силой. На протяжении веков помолится преподобному старцу и выпить воды источника приезжали страдающие недугами со всей России. И многие из них возвращались домой совершенно здоровыми. И сегодня многие жаждущие исцеления приезжают к колодцу преподобного Савватия.
колодец Савватия Тверского и Оршинского
На сайте Савватьевского монастыря приводятся многочисленные истории чудесного исцеления. Вот рассказ Гороховой Инны из деревни Аввакумово Тверской области: «Я много лет страдала от хронического бронхита. Осень, весна – это было самое страшное для меня время. Два года назад осенью я неделю мучилась страшным кашлем. Никакие лекарства не помогали. И вот, в воскресенье я поехала с паломниками в Савватьеву пустынь на молебен Преподобному старцу. Я заказала молебен и попросила его об исцелении меня от кашля. В тот день был сильный мороз и выпал снег, но я во время молебна, как положено, пила ледяную воду из источника. Я взяла воду домой и, как только начинался кашлять, пила воду ее и обливала голову и шею этой водой. Так продолжалось всю ночь. В понедельник утром кашель прошел. По милости Божией и по молитвам преподобного Савватия я почти полностью исцелилась от бронхита. У меня больше не повторялись приступы кашля». Жительница города Тверь Вера Александрова рассказывает как вода из колодца преподобного Савватия помогла ей избавилась от гайморита, а тверичанка Татьяна, о том как ее муж, погрузившись в купель, излечился от варикозного расширения вен на ногах.
Адрес: Россия, Тверская область, Калининский район, Каблуковскому сельскому поселение, деревня Савватьево.
Проезд: Расстояние от деревни Савватьево до Москвы по автодорогам составляет приблизительно 180 километров, а до областного центра Тверь – ровно пятнадцать километров.
Добираясь к святому источнику от столицы на личном автомобиле, нужно по федеральной автотрассе М10 (Ленинградское шоссе) доехать до Твери, дальше по Савватьевскому шоссе од моста через реку Орша. От моста до колодца нужно пройти пешком порядка 800 метров.
Доехать до родника можно и на общественном транспорте: Тверь имеет отличное железнодорожное и автобусное сообщение с Москвой и Петербургом. От центра города до ключа преподобного Савватия можно добраться на муниципальном автобусе №121 или на маршрутке№ 77. Выйти нужно на остановке у моста через Оршу.
Удобное расположение источника преподобного Савватия Тверского привело к тому, что святой ключ посещают многочисленные паломники со всей России и СНГ.
Савватий и ученик его Евфросин Тверские, преподобные
В рукописном описании Тверских святых сказано: «Преподобный Савватий, игумен пустыни, образом сед, брада, аки Иоанна Богослова». Преподобный подвизался по благословению святителя Арсения, епископа Тверского, в 15 верстах от Твери. Савватиева пустынь так была известна по строгости и святости правил ее основателя, что в нее приходили обучаться иноческой жизни такие любители благочестия, как прп. Корнилий Комельский (память 19 мая/1 июня) и Иосиф (Волоцкий) Волоколамский (память 9/22 сентября). Последний уже не застал в живых самого прп. Савватия, блаженная кончина которого последовала не позже 1434 г. Вериги, найденные в пещере, показывают подвижничество св. Савватия против плоти, а пещера, свидетельница чистых, безмолвных молитв его, говорит, что пребывание и с людьми пустыни не всегда было легко душе его, и он по временам укрывался в пещеру для бесед с Господом. Жизнь ученика его отчасти может показать нам, как жил учитель.
Учеником и достойным преемником прп. Савватия по управлению пустынью был прп. Евфросин. В его игуменство в обитель приходил прп. Иосиф Волоцкий (Волоколамский), который записал о своем посещении следующее: «Я видел в Савватиевой пустыне святого старца-отшельника по имени Евфросина. Он был родом из князей Тепринских. В пустыни он прожил безвыходно около 60 лет. К нему приходили за советом многие иноки, князья и бояре, прерывая его безмолвие. Тогда он бежал от людской молвы в Великий Новгород, на озеро Нево (Ладожское), нашел остров и прожил там несколько лет. Окрестные жители, услышав о подвижнике, стали стекаться к нему с женами и детьми, и он вновь вынужден был скрыться, теперь уже в Савватиеву пустынь. Властитель же той земли — князь Борис Александрович — прислал к нему юную дочь свою, тогда обрученную невесту великого князя Иоанна Васильевича; с ней пришли архимандриты, игумены, бояре и стали просить блаженного Евфросина, чтобы помолился о девице: она была очень больна и в пустыню к блаженному ее принесли на руках. Он отказывался, называя себя недостойным и грешником. Они со слезами умоляли святого, говоря: «Если останется жива по твоим молитвам, то умиришь ты, отче, два княжества». Увидав, что девица впала в тяжелую болезнь, прп. Евфросин приказал отнести ее в церковь, сам стал молиться со слезами и рыданием перед иконой Пресвятой Богородицы. Потом велел петь молебен Пресвятой Богородице и святителю Николаю. Когда окончился молебен, девица открыла глаза и села. Принесшие подняли ее здоровою и в тот же день отвели к отцу ее, прославляя Бога, «дающего благодать угодникам Своим»». Прп. Евфросин, сподобившийся от Бога дара чудотворений, был глубоко чтим народом, князьями и боярами. Святой мирно почил около 1460 г.
Поделитесь на страничке
Следующая глава >
Тропарь и кондак преподобному Савватию Тверскому
Тропарь, глас 8.
О! тебе отче Савватие, известен бысть спасения образ. Восприим бо крест последовал еси Христу. Творяше же и учаше, еже презрети плоть, преходит бо, прилежати же о душе вещи безсмертней. Тем же и со ангелы радуется преподобне дух твой.
Кондак, глас 2.
Чистотою душевною божествено вооружився, и непрестанная молитвы, яко копие вручив крепко, пробол еси бесовская ополчения Савватие, отче наш, моли непрестанно о всех нас.
Преподобный Савватий Тверской. Иконы
Преподобный Савватий Тверской традиционно на иконах изображается в иноческом облачении, с благословляющей десницей. Также известно иконописное изображение преподобного Савватия в молении Кресту.
Преподобный Савватий Тверской. Покров
Обитель преподобного Савватия Тверского, со сценами жития. XVI век. Москва, Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева
Преподобный Савватий Тверской за работой
Знаменский собор Савватиевского монастыря
Преподобный Савватий Тверской в молении Кресту. Тверь, вторая четверть — середина XVI века. Москва, Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева
Почитание
Впоследствии на месте часовни была построена церковь во имя Святой Троицы. Затем прп. Зосима возобновил запустелую обитель Савватия на Соловецком острове и в 1471 году перенес на остров мощи преподобного в храм Преображения, сооруженный на месте, где святые отшельники Савватий и Герман впервые водрузили крест.
Общецерковное прославление святого Русской Церковью последовало на Московском Соборе в 1547 году. 8 августа 1566 года мощи преподобных Савватия и Зосимы были перенесены в придел, во имя их сооруженный, возле той же Преображенской церкви, где они почивали в серебряной раке вплоть до революционного лихолетья.
В 2022 году его имя было внесено в список Собора святых Архангельской митрополии [2].
Савватиев монастырь
Первый монастырский храм был построен еще преподобным Савватием. Это была небольшая деревянная церковь в честь иконы Пресвятой Богородицы «Неопалимая Купина». Позже на этом месте была построена каменная церковь. Постепенно при поддержке жителей Твери монастырь разрастался.
К концу XVII века монастырь был процветающим, имел значительные вотчины, в том числе и подворье в Тверском кремле. Пятиглавый Сретенский собор с приделом Николы Чудотворца и шатровой колокольней — типичный памятник московского зодчества эпохи узорочья — возведен в 1674 году, предположительно, на месте каменной постройки XVI века. Роспись храма датировалась 1893 годом. В 1901 году перестроена паперть. Знаменская церковь возведена игуменом Тихоном в конце XVII века (не позднее 1693 года). В петровское время Савватьевский монастырь стал хиреть и с началом екатерининской секуляризации (1764 год) был упразднен, став обычным сельским приходом. Тем не менее, его храмы оставались местом паломничества.
Богослужения прекратились в 1935 году, после чего многие строения были разрушены. Возрождение Савватиевой пустыни началось в конце 1990-х годов. В 2001 году на фундаменте Знаменской церкви начали строить новую, в традициях псковского зодчества, со звонницей, а 28 июня 2003 года на месте разрушенного Сретенского собора воздвигнут поклонный крест.
Савватиев монастырь. Знаменская церковь
Препп. Саввы, Варсонофия, Савватия и Евфросина Тверских
Март 14th 2012 —
Память 2/15 марта
Преподобный Варсонофий Тверской, игумен, старший брат блаженного Саввы.
Был поставлен настоятелем Саввина Сретенского монастыря преподобным игуменом Саввой Вишерским, который отправлялся в паломничество на Святую Гору.
После пяти лет управления монастырем преподобный Варсонофий удалился в пустыню, передав игуменство своему брату, преподобному Савве, и повелел ему принять священный сан, ибо был «чист он от чрева матери своей и достоин такой благодати».
В уединении преподобный Варсонофий прожил сорок лет.
Преподобный Иосиф Волоцкий свидетельствует: «во все эти годы другого дела не было у него, как молиться, петь и читать книги. Он брал книги у христолюбцев и по прочтении отдавал, потом брал в другом месте. У блаженного не было ничего, даже медной монеты, ибо любил он нищету и нестяжание. За долгое внимание к себе, безмолвие, молитвы и чтение святых книг он удостоился такой благодати, что помнил все Священное Писание наизусть и свободно передавал его всякому требующему. К нему приходили отовсюду многие иноки и мирские благородные люди, иные для пользы душевной, другие — требуя разъяснения какого-либо места Писания. Даже Митрополит всей Руси Фотий по временам присылал к нему с просьбой дать объяснение непонятному изречению Священного Писания, о котором был у него с кем-либо спор».
Известен случай, когда один из братий, прельщенный бесом, решил похитить из келлии преподобного книги и пал замертво на пороге с книгами за пазухой. Только благодаря молитвам святого Варсонофия несчастный был воскрешен и впоследствии до конца дней своих достойно подвизался в обители.
Достигнув глубокой старости, преподобный Варсонофий вернулся в монастырь к своему брату, преподобному Савве.
Скончался прп. Варсонофий несколько ранее 1467 года.
Блаженный Савва, епископ Тверской
Младший брат преп. Варсонофия Тверского, сменивший его на посту игумена Сретенского Тверского монастыря. Более полувека он был настоятелем, следя за соблюдением дисциплины в монастыре так, что это было необычно и по тогдашним временам: опаздывал ли кто к началу службы, или уходил раньше конца, или разговаривал во время молитвы, или хотя бы просто переходил в храме с одного места на другое, — Савва строго наказывал провинившегося. Следил, чтобы не было «тайноядения» — чтобы все ели за общей трапезой, не лакомясь ничем в уединении. Когда Савва умер, сменивший его игумен порядки в обители ослабил — тогда святой явился ему во сне и так избил настоятельским посохом, что, проснувшись, бедолага серьезно заболел и, даже выздоровев, не посмел оставаться на своем посту. Такая строгость (ею восхищался и ее описал преп. Иосиф Волоцкий) обычно плохо вяжется с представлением современных людей (особенно интеллигентных) об обязательных для христиан кротости и любви: но кротость, хотя и обязательна, не обязательно означает трусости, как и любовь, в отличие от влюбленности, обязательно умеет пользоваться властью и даже, если понадобится, дубинкой, умеет дать отпор злому и крепко держать подмышки слабого, умеет учить людей, потому что умеет учиться у Христа.
До епископства игуменствовал в монастырях Псковской епархии: с 1563 года — в Снетогорском Рождество-Богородицком монастыре и с 1571 года — в Псково-Печерском. В последнем, во время его настоятельства, по приказу царя Иоанна Васильевича IV, обложена золотом чудотворная икона Успения Пресвятой Богородицы.
В начале 1572 года, игумен Савва был хиротонисан в епископа Тверского.
29 апреля того же года присутствовал на соборе, разрешившем четвёртый брак царю Иоанну Васильевичу.
Управлял епархией до 1573 года.
Сведений о кончине его нет.
Преподобный Савватий Тверской.
Подвизался по благословению святителя Арсения, епископа Тверского, в 15 верстах от Твери. Там преподобным Савватием была основана обитель, известная строгостью и святостью правил. В нее приходили обучаться иноческому деланию такие подвижники, как преподобный Иосиф Волоцкий и преподобный Корнилий Комельский.
Вериги, найденные в пещере, где безмолвствовал святой Савватий, свидетельствуют о его подвиге.
Преставился преподобный не позднее 1434 года.
Учеником и преемником прп. Савватия по управлению пустынью был прп. Евфросин Тверской
Преподобный Евфросин Тверской, игумен
Родом из князей Тепринских, был учеником и преемником преподобного Савватия по управлению Савватьевой пустынью. В его игуменство в обитель приходил преподобный Иосиф Волоцкий, по записям которого мы и знаем о преподобном.
В пустыни прп. Евфросин прожил безвыходно 60 лет. К нему приходили за советом многие иноки, князья и бояре, прерывая его безмолвие. Тогда он бежал от людской молвы в Великий Новгород, на озеро Нево (Ладожское), нашел остров и прожил там несколько лет. Окрестные жители, услышав о подвижнике, стали стекаться к нему с женами и детьми, и он вновь вынужден был скрыться, теперь уже в Савватиеву пустынь. Властитель же той земли — князь Борис Александрович — прислал к нему юную дочь свою, тогда обрученную невесту великого князя Ивана Васильевича; с ней пришли архимандриты, игумены, бояре и стали просить блаженного Евфросина, чтобы помолился о девице; она была очень больна, и в пустыню к блаженному Евфросину принесли ее на руках. Он отказывался, называя себя недостойным и грешником. Они со слезами умоляли святого, говоря: «Если останется жива по твоим молитвам, то умиришь ты, отче, два княжества».
Увидав, что девица впала в тяжелую болезнь, преподобный Евфросин приказал отнести ее в церковь, сам стал молиться со слезами и рыданием пред иконой Пресвятой Богородицы. Потом велел петь молебен Пресвятой Богородице и великому чудотворцу — Николаю. Когда окончился молебен, девица открыла глаза и села; принесшие подняли ее здоровою и в тот же день отвели к ее отцу, прославляя Бога, «дарующего благодать угодникам Своим».
Преподобный Евфросин мирно почил около 1460 года.