В церковном православном календаре есть масса праздников, о которых прекрасно осведомлены люди, что регулярно посещают церковь и относятся к вере по-особенному. Многие из таких праздничных ней как-либо “привязаны” к одному из самых знаменательных торжеств – Пасхе. Пример тому – Радоница, о которой и пойдёт речь.
Этот праздник существует в традиции восточных славян, он является первым после Пасхи днём поминовения усопших. Обывателю покажется странным сочетание названия праздника (в нём явно заметно слово “радость”) и печаль о тех, кого уже нет с нами. Однако Радоница имеет глубокое духовное значение. С чем связана история праздника?
Почему не проводятся поминки в праздник Воскресения
Православные традиции бережно сохраняются столетиями, но определенные периоды истории вносили свои коррективы. В годы, когда большинство церквей были закрыты, люди в церковные праздники собирались на кладбище. Светлые, радостные эмоции, связанные с Воскрешением Христа и дарованием надежды на вечную жизнь, смешивались с грустью по умершим родственникам. Традиция праздновать Воскресение возле могил умерших отходит, каждый уже может побывать теперь в храме на праздничной службе. Церковный Устав запрещает идти Воскресенье к могилам родственников, отмечают великое событие в жизни верующих в Храме. Люди собираются семьями за богатым столом с традиционными блюдами, радуются жизни, вкусной трапезе, общению. Священники при чтении Литургии не проводят и пасхальное поминовение усопших, но по желанию прихожан могут провести краткую литию по ним.
Молитва об усопших в Родительскую субботу
В родительские дни каждому христианину полагается посетить церковную службу и помолиться о душах умерших, в том числе о своих близких родственниках. Если по какой-то причине посетить храм в такой день невозможно, священнослужители рекомендуют читать молитвы дома.
Если человек не является глубоко верующим, и не знает как правильно проводить поминовение усопших, обратиться за помощью можно к служителям ближайшего прихода. Лучше всего сделать это заблаговременно. Они расскажут, какие молитвы читать в этот день. Найти дословный текст можно в молитвослове.
Родительские субботы в православном календаре: 7 праздников поминовения
Несмотря на то, что родительские дни отмечают все христиане, существуют заметные отличия между конфессиями. В православии таких дней семь.
Как провести поминки по умершему в праздники Пасхи
Нельзя предсказать минуту смерти, много людей умирает и в дни светлой Седмицы. Если человек преставился в дни праздника, поминки в Пасху совершаются, но по особенному Пасхальному чину. В молитвах священника по умершему, по правилам Требника, будет мало от обычного поминального пения. Отпевание включает в себя много праздничных песнопений, в которых говориться о величии Христа, его победе над смертью, о надежде на вечную жизнь.
Не рекомендуется поминать умерших родных на Пасху, в светлое воскресенье. Если день смерти одного из родственников в этом году припадает на праздник, стоит заказать поминальную службу в годовщину перед нужным числом. Переносится, по Церковному Уставу, девятый, сороковой день представления усопшего. Но родственники могут помолиться в церкви, дома об успокоении души, не забывая о том, что Христом дана надежда на вечную жизнь и встречу с умершими. Поминальная Пасха проходит с мыслями о божественном чуде. Делают ли поминки на пасхальной неделе? По всем церковным правилам Седмица предназначена для радости и ликования, ее стоит отпраздновать в приятных мыслях, на службе в храме. Когда необходимо поминание покойного, годовщина смерти и памяти которого выпадает на такую неделю, стоит поминки организовать раньше или дождаться, когда придет Радоница.
Радоница — общий праздник с усопшими
Что это за день такой — Радоница — первое поминовение усопших после Пасхи? Почему этот праздник так называется? Как правильно поминать своих усопших на Радоницу и в другие дни? Какие существуют суеверия и заблуждения, связанные с памятью об усопших?
День общей радости
Начиная со Страстной седмицы, которая посвящена воспоминанию о последних днях земной жизни Христа Спасителя, в праздник Пасхи и на Светлой седмице, Церковь не совершает панихиды по усопшим и другой гласной — то есть во всеуслышание — молитвы о них во время богослужений. Почему? Потому что это время сначала общецерковной скорби о страданиях и крестной смерти Христа Спасителя, а потом, соответственно, — время великого торжества и радости. И соответственно заупокойные возглашения в этот период неуместны.
Но нельзя сказать, что в какое-то время Церковь оставляет без молитвы и без поминовения своих чад либо из числа живущих, либо из числа почивших. На любой полной Литургии — то есть в Великий Четверг, в Великую Субботу, на самой пасхальной службе и во всю Светлую седмицу — совершается поминовение здравствующих и усопших за проскомидией, когда священник вынимает из просфор частицы и читает соответствующие молитвы, а уже после того, как совершается претворение вина и хлеба в Кровь и в Тело Христовы, ссыпает эти частицы в потир и снова всех поминает.
А вторник следующей после Светлой седмицы — это первый день, когда совершается поминовение усопших гласным образом, когда после Литургии совершается еще и панихида. И этот день становится днем общей радости — нашей и наших почивших близких, потому что мы, совершая о них заупокойные молитвы, в то же время призываем их разделить с нами ту радость, которой радуемся в этот пасхальный период. И слово «Радоница» со словом «радость» однокоренное.
В Киево-Печерском патерике есть такой эпизод, когда кто-то из отцов приходит в усыпальницу, где погребены почившие преподобные отцы Киево-Печерские, и восклицает там «Христос воскресе!» и слышит ответ: «Воистину воскресе!». Это как раз такой вот образ того, как разделяют радость о Христе Воскресшем почившие и ныне живущие.
На кладбище в Пасху?
О Радонице, как о специальном дне поминовения усопших, нашим соотечественникам известно довольно широко, а в некоторых областях России этот день является выходным. Более того, часто региональная власть ежегодно обязывает соответствующие службы организовывать дополнительные маршруты или рейсы общественного транспорта до кладбищ. Но несмотря на всё это у многих россиян прочно укоренилась традиция отправляться на погосты в праздник Воскресения Христова.
Практика показывает, что на кладбище в Пасху едут те, кто не были в храме и не встретили это величайшее торжество. Фактически у них происходит некое замещение, когда вместо того, чтобы идти в храм, они едут на кладбище. Я думаю, что во многом эта традиция, в значительной своей части, возникла в советские времена, когда люди Церкви были лишены — лишены не потому, что они вообще туда не могли попасть, а потому, что они как-то искусственно от нее были отторгнуты. И храмов было мало, и ходить в них было страшно, так и отвыкли. А душа вот чего-то такого требовала, некоего единения с миром духовным именно в этот день — на основании какой-то исторической, религиозной памяти, которая не до конца самим человеком была осознаваема. И поэтому люди устремлялись на кладбище. Сегодня, безусловно, эту традицию надо стараться изжить. Лучше все-таки быть на Пасху в храме, а на кладбище ехать уже на Радоницу.
С другой стороны, если предположить, что это монастырское кладбище или кладбище при храме, то, наверное, ничто не мешает и в день Пасхи, и в любой другой день подойти к какой-то из могил и пропеть там пасхальный тропарь или поприветствовать усопших тем же самым возглашением «Христос воскресе!». А специально предпринимать этот путь, тем более приводить могилы в порядок в это время, конечно, не стоит.
Существует множество суеверий, связанных с церковными праздниками, традициями и запретами. Одно из таких: в праздник Пасхи нельзя ехать на кладбище, потому что усопшие находятся на этом торжестве вместе с воскресшим Спасителем и таким образом, приходя к ним на кладбище, мы их с этого торжества как бы выдёргиваем. Конечно, никого и ниоткуда мы выдернуть не можем, как бы ни старались. Где находятся наши почившие, мы можем представлять себе лишь очень приблизительно, потому что любое наше знание здесь, на земле, о мире духовном носит весьма и весьма относительный характер. И если Господь где-то кого-то на каком-то торжестве собирает, то, очевидно, что собранные Им там и пребудут. А когда мы молимся о наших почивших, мы только лишь их душе доставляем определенную радость или облегчение. А если они сами достигли не только спасения милостью Божией, но и какой-то особой чести у Бога, то, молясь о них, мы сподобляемся от них, в свою очередь, молитвенной помощи.
Смерть на Пасху
Как быть, если, например, вот в эти дни, когда гласно Церковь не совершает поминовение усопших, нужно человека похоронить и устроить поминки? Естественно, чин погребения, или, как его обычно называют, отпевания, совершается и в эти дни. Однако он имеет свои определенные уставные особенности и носит пасхально-радостный характер. Бывали случаи, когда доводилось кого-то из наших прихожан отпевать на Светлой седимице, — удивительное ощущение от этого погребения на Светлой седмице…
Есть такая церковная традиция считать, что тот, кто отошел в иную жизнь на Пасху — это человек, сподобившийся особой милости Божией. Но мне все-таки кажется, что любое подобного рода объяснение должно согласовываться еще с какими-то прочими обстоятельствами, ведь на Пасху умирает множество людей и среди них есть не только благочестивые. Одно дело когда в день Воскресения Христова умирает христианин, который старался жить по Евангелию, стремился к Богу, каялся, боролся, мы можем усмотреть в это какую-то особую милость Божию. А другое дело, когда в этот день умирает откровенный безбожник, хулитель имени Христова… Автоматически распространять это на всех нельзя.
Приходилось слышать также поверье, что умерший в Пасху, либо на Светлой седмице, предстает на суд Божий без мытарств. На мой взгляд, даже рассуждать на эту тему не стоит. Во-первых, о мытарствах мы знаем, в частности, из видения блаженной Феодоры и отчасти, может быть, из явленного в свое время преподобному Антонию Великому. Но все видения такого рода, бывшие святым, носили, как это называют богословы, некий педагогический характер, то есть нам показывалось, в доступных для нас формах и образах, реальность иного мира. И показывалось так, как человек мог это вместить и передать прочим людям. Утверждать же, что человек именно так проходит этот путь, мы не можем. Проходит ли он мытарства как некие станции, как это изображено у блаженной Феодоры, или же проходит так, как это рассказывает преподобный Антоний Великий, который видел некоего великана, на разных уровнях увлекающего людей вниз. В целом, наверное, можно говорить, что в мытарствах человек сталкивается с некими препятствиями, которые еще в земной жизни мешали ему на пути к Богу и к небесному восхождению.
Во-вторых, от нас не зависят день, дата, мгновение нашей смерти, мы же не можем заказать себе смерть на Пасху. Зато от нас зависит совершенно другое: насколько можно не грешить и приносить Богу покаяние в том, в чем мы уже согрешили.
Точно такой же праздный характер имеют попытки определить на основании внешних факторов сподобился ли умерший милости Божией нет. Если мы знаем, как этот человек жил и видим в его жизни какое-то основание для того, чтобы надеяться на милость Божию и на спасение для него, или же замечаем, что его близкие становятся в своей христианской жизни более усердными, более ревностными, это косвенным каким-то образом свидетельствует о милости Божией к нему. Опять же какой тут принцип? Если у нас есть силы быть здесь некими ходатаями за него, подвизаться за этого человека, то можно быть уверенными, что к этому нас в какой-то степени подвигает и Господь, Который Сам хочет явить милость, а в нас как бы ищет для этого повод.
Вот эта мысль о том, что Господь как бы ищет повод, чтобы явить свою милость человеку, встречается у двух авторов, живших в разное время и никогда друг друга не читавших: у святителя Феофана Затворника и у афонского старца Иосифа Исихаста. И они примерно одними и теми же словами об этом говорят: Бог ищет повод помиловать человека. В каком смысле эти слова надо понимать? То есть Бог ищет повод не для того, чтобы осудить, но чтобы помиловать — таково направление воли Божией по отношению к человеку. Оговорюсь: конечно, вот это выражение, «Бог ищет повод», носит условный характер. Всё, что мы говорим о Боге, крайне несовершенно, Как говорил преподобный Исаак Сирин, слова — это орудия века сего, а молчание — таинство века будущего.
Всецерковное поминовение
Почему Церковь устанавливает особое поминовение усопших, в том числе с особым чином, называемым парастас, несколько раз в году? У святых отцов есть такое сравнение: молитва частная — это лодочка, на которой человек сидит и гребёт в одиночку, а молитва церковная — это корабль, на котором есть паруса и множество гребцов. Каждый из нас сам должен о своих почивших помнить, должен о них молиться, но тем не менее необходимо, чтобы в течение года было несколько таких богослужений, за которыми молится практически вся Церковь. И, с одной стороны, для нас это — некая школа молитвы, напоминание о молитве, и в то же время возможность исполнить свой христианский долг любви. То есть в этот момент вся Церковь в лице ее ныне живущих членов собирается для того, чтобы помолиться обо всех тех членах Церкви, которые уже почили. Вот в этом смысл парастаса.
Существует заблуждение, что в дни сугубого поминовения усопших, Церковь молится также и о тех людях, которые самостоятельно ушли из жизни, то есть о самоубийцах. Конечно, это неправда: таких дней, когда бы Церковь молилась о самовольно живот свой скончавших, просто нет.
Откуда это поверье появилось, в чем его основание, понять очень легко. Наверное, нет более страшной скорби, чем когда кто-то из близких уходит из жизни таким образом. И хочется найти утешение в молитве за такого человека и очень хочется придумать какой-то повод, в связи с которым эта молитва в Церкви все-таки была бы разрешена. Но нет такого повода. За них нельзя даже свечу поставить.
Но здесь есть два момента. Если речь идет о человеке, который был психически болен, и это подтверждается соответствующими медицинскими документами, то ему может не вменяться то, что он совершил, так как люди с определенными диагнозами могут покончить с собой в состоянии умопомрачения, или парализованной болезнью воли, когда нет сил воспротивиться ни действию темных сил, ни какому-то стрессу, ни состоянию депрессии. В таких случаях вопрос о возможности отпевания человека выносится на рассмотрение специальной епархиальной комиссии.
Для родственников и близких тех, кто совершил самоубийство не по причине психического заболевания, можно предложить молитву преподобного Льва Оптинского, которую он дал одному своему ученику, сильно скорбевшему об отце, наложившем на себя руки. Она содержит некое утешение для читающего и, безусловно, каким-то утешением будет являться и для ушедшего из жизни таким вот страшным образом. Но лучше эту молитву не начинать читать самому, а придти в храм и взять благословение у священника.
Кроме того, могу посоветовать в память о человеке совершать милостыню, совершать какие-то дела добрые — именно ради него. Безусловно, не просить у тех, кому мы благотворим, чтобы они помолились о нем и не навлекать на них таким образом искушения, потому что замечено, что с людьми, которые вопреки церковным установлениям о самоубийцах молятся, что-то очень тяжелое и страшное происходит. Во-первых, потому, что они берут на себя сверх меры человека, а во-вторых, потому что в этом есть некая гордость и желание быть добрее Церкви, милосерднее Церкви. А это ничем хорошим закончиться не может.
Преподобный старец Паисий Афонский рассказывал об одном человеке, которого неоправданно, безвинно за что-то задержали, — это было, скорее всего, во время войны, — его долго истязали, и он, находясь под влиянием страха и ужаса новых мучений, улучил момент, когда его куда-то переводили, и бросился со скалы вниз. К нему отнеслись как к самоубийце: не отпевали, не хоронили на церковном кладбище. Но старец Паисий говорит, что, конечно, никто из нас не знает, какова его участь и, может быть, Господь будет милостив к его душе и не вменит ему этого греха, совершенного от страха. А потом дает совершенно неожиданное объяснение такой вроде бы жестокости Церкви, которая и в данном случае не совершает поминовение: когда человек искушается мыслью уйти из жизни, есть что-то, что его все-таки удерживает. И как раз одним из таких удерживающих факторов становится мысль, что это — страшный грех и что Церковь поминать не будет. А если мы к этому смягчим отношение, то для огромного количества людей сами откроем эту дверь, что будет как раз не милосердием, а жестокостью.
К сожалению даже очень многие воспринимают отказ Церкви поминать самоубийц, как отторжение, будто мы поставили на человеке печать погибели. Но Церковь не может делать ничего, что являлось бы просто знаком отвержения. Точно так же, как отлучение от Церкви совершается не для того, чтобы наказать человека и погубить его — но чтобы заставить образумиться и вернуться, покаяться. Вот эта кажущаяся жестокость на самом деле — дело милосердия по отношению к живущим и искушающимся помыслом о самоубийстве, ну и в какой-то степени к тем, кто ушел так ушел из жизни, потому что они получают вот такое какое-то наказание, но при этом могут милости Божией сподобиться, потому что суд Божий ни о ком не известен.
О тех, кто умер вне Церкви?
Сегодня у духовенства нет единого мнения в отношении отпевания и заупокойного поминовения тех людей, которые не были воцерковлены. Одни считают, что раз люди сделали такой выбор при жизни, то есть сами отказались от Бога, то мы не имеем права эту волю нарушать. Другие говорят о том, что человек мог заблуждаться, а теперь, когда он уже предстал пред Богом и сам себе ничем помочь не может, наш долг — помочь ему. Лично мне гораздо ближе второе мнение. Но не дерзну опираться только лишь на какой-то свой опыт или взгляд, которые тоже могут быть ошибочными. Я опираюсь на те же самые чины поминовения усопших, которые у нас в Церкви есть. Почитаем каноны, которые в дни поминовения усопших звучат в храмах, вслушаемся в песнопения, которые поются. И мы поймем, что там идет речь не только лишь о тех, кто прожил благочестивую жизнь, не только лишь о тех, в отношении кого у нас нет никаких сомнений, но и в отношении всех, кто так или иначе своею смертью скончался и был крещен.
Да, действительно в священнической практике известны случаи, когда спеть на отпевании «Со святыми упокой, Господи, душу усопшего раба Твоего», или произнести на кладбище поминовение за всех погребенных, не удавалось. То человек начинал заикаться, запинаться, или ему отказывал прекрасный выученный голос, и певчие тоже никак не могли подхватить — и в результате такая молитва так и не была произнесена. Но тем не менее обычно мы поминовение всех усопших православных христиан в Церкви совершаем. Каков суд Божий о том или ином человеке, мы, естественно, знать не можем, но сколько у нас есть в истории, в Предании Церкви свидетельств о том, что человек, живший дурной жизнью, и уже от Церкви отошедший, по молитвам своих сродников, порой каких-то святых мужей или жен, сподоблялся милости Божией.
Есть такое шуточное выражение «быть святее Папы Римского». Вот не надо пытаться быть чрезмерно каким-то строгим и определять, кто спасся, кто не спасся, кто сподобился милости Божией, а кто нет, потому что не нам об этом судить. Вот умер человек, он был крещен, мы не имеем свидетельств того, что он ушел в секту, ушел в какую-то другую религию, или уклонился в ересь или же был явным безбожником, всю жизнь Бога и Церковь проклинающим, по любви к нему – можно его поминать.
Конечно, если мы знаем, что человек занимался в своей жизни какой-то темной деятельностью, например, был колдуном, вот его поминать не стоит — не надо на себя брать такой страшный крест. Если человек был каким-то отъявленным злодеем, негодяем, убийцей, тут надо смотреть уже на свои конкретно силы. Готов ты на себя этот крест взять? Потому что даже если ты напишешь записку, то так или иначе на себя этот крест взвалишь. Замечательный афонский подвижник, иеросхимонах Ефрем Катунакский, который буквально жил Литургией, на протяжении долгих-долгих лет, десятилетий совершал ее каждый день, рассказывал о своем опыте молитвы за родного брата — колдуна и чернокнижника. Каждый раз за эту свою молитву старец получал, как он выражался, затрещину или подзатыльник, и понял, что нельзя этого делать. Когда брат скончался и естественным образом прекратил заниматься магией, иеросхимонах Ефрем потихоньку вновь стал его поминать и почувствовал, что уже может это делать. Вот есть и такой опыт, и на него, пожалуй, тоже стоило бы оглядываться.
Как молиться и что заказывать в Церкви?
Итак, что же христианин обязательно должен знать о поминовении усопших? В первую очередь то, что заупокойная молитва является его христианским долгом, долгом его любви. Ведь они сами уже ничего в своей жизни изменить не могут, но наша молитва что-то в их нынешнем загробном бытии и их участь в вечности, до момента Страшного Суда, может изменить. Как и в какой степени, мы не знаем, но как дело любви к ним мы творим о них молитву.
Еще нужно знать о том, каковы бывают виды вот этой заупокойной молитвы. Прежде всего и самое главное — это поминовение за проскомидией и за Божественной Литургией. Это может быть записка, поданная перед конкретной Литургией, либо «сорокоуст» — то есть поминовение на сорока проскомидиях и Литургиях. Это может быть полугодовое подобное поминовение, годовое, в некоторых случаях это может быть какое-то даже бессрочное, если в храме таковое совершается. Еще один вид заупокойного поминовения — это панихида, она практически каждый день совершается в наших храмах. Для этого тоже нужно прийти в храм, подать записку с именем усопшего, и священник, совершающий панихиду или литию, помолится о нем. Конечно, лучше всего, чтобы мы не просто приносили записки, и уходили, как будто это дело нас не касается, а принимали участие в этих богослужениях: постояли на Литургии, на панихиде и вместе со священником помолились о близких.
Заупокойная лития — краткое заупокойное моление — как правило, оно совершается на кладбищах или в период Великого поста, в будние дни.
Хороший также способ поминовения усопших — Псалтири, которую человек может сам читать дома. В некоторых монастырях также принимаются записки для поминовения на Псалтири, которая читается по здравствующим и усопшим.
Мы можем за близких читать и канон об усопшем — он есть во многих молитвословах, и в интернете его можно найти. И, наконец, так называемый, акафист о единоумершем. Этот акафист читается не о разных людях, а об одном человеке, как правило, он читается сорок дней после смерти, и есть традиция читать его за сорок дней до годовщины смерти человека. Но в принципе, наверное, ничто не возбраняет читать его в какое-то другое время. Этот акафист очень глубокий, трогательный, умилительный, и он огромным утешением, безусловно, является для тех, кто скорбит об ушедших, а также и для самих ушедших.
Помимо этого, безусловно, нужно знать, что когда человек умирает, должен быть прочитан канон на исход души, если этот человек долго страждет и душа не может разлучиться с телом, есть еще канон, который читается о долго страждущем. Идеально, когда это может сделать священник, но если священника невозможно в этот момент пригласить — то это могут сделать домашние и близкие. Существуют специальные Последования, которые должны читаться сразу по преставлении человека. В них входят канон по исходе души и Псалтирь о упокоении, которые читаются друг за другом.
И, безусловно, нужно знать, что Господь в первую очередь слышит и принимает не молитву как форму, где одно следует за другим, и все слова стоят на своих местах, а молитву, которая идет от нашего сердца. Поэтому помимо установленных молитвенных чинов мы можем молиться своими словами, о самых простых вещах: мы можем просить, чтобы Господь простил нашему почившему сроднику или другу все его согрешения, которые он совершил здесь на земле вольные и невольные, и чтобы сподобил Своей милости и Небесного Своего Царствия. Об этом можно молиться своими словами, на всяком месте, в любое время, и вот я всегда советую людям, которые только-только пережили потерю близкого человека, чтобы они обязательно эту молитву как можно чаще совершали. Как часто? А вот каждый раз, как вспоминается им почивший, каждый раз, когда сердце с болью сжимается, надо эти слова обязательно произносить. И опять-таки, и душа утешается и успокаивается, и самое главное, что утешается и успокаивается душа того, кто уже скончался.
Когда Церковь рекомендует поминать усопших
Седмица, которая называется Светлой, наполнена атмосферой радости и ликования, она предназначена для особенных молитв, общения с семьей, выполнения праздничных традиций. Это дни памяти великого подвига Сына Божьего. Но когда поминают усопших после Пасхи православные? Церковь не забывает о важности поминальных молитв, выделяя в календаре Родительские субботы и другие дни для посещения могли умерших родственников. Одним из таких дней является Радоница после Пасхи для усопших. Это вторник Седмицы после Воскресения, он предназначен для посещения кладбища, для совершения поминальных молитв, панихид. Нельзя в такой день идти к месту захоронения родителей или других родственников только ради трапезы и распития спиртных напитков, это оскорбление памяти покойников. Родительская суббота или поминовение усопших на Пасху – это мысленное возвращение к тем дням, когда покойные были рядом, дарили тепло, поддержку. Поминовение не имеет ничего общего застольем и алкоголем.
По традициям православия при посещении могилки родителей, других близких усопших, можно принести с собой крашенные яйца, пасхальный кулич, цветы. Стоит провести время в молитвах о спокойствии души, воспоминаниях, светлых мыслях о покинувших этот мир.
Чем принято заниматься в Родительскую субботу
В Родительские дни в храмах проводят важные религиозные обряды. Каждому верующему следует помолиться об умерших на церковной литургии. Служителям храма прихожане подают записки об упокоении почивших родственников. Все указанные имена будут упомянуты во время богослужения.
После службы большинство семей отправляется на кладбище. Родительские субботы лучше всего подходят для ухода за местами погребения близких людей. На могильных участках убирают мусор, протирают памятник, покрывают свежей краской ограждения. Многие возлагают на могилу свежие цветы. Также существует поверье, что в Родительские дни покойным следует приносить угощения. Однако служители Церкви говорят, что еду лучше принести в храм и передать нуждающимся, так как покойным она не приносит никакой пользы.
Кладбища Санкт-Петербурга
подробная информация
Вызов ритуального агента
городской ритуальной службы
Что делать
когда умер близкий человек
При посещении кладбища важно помнить, что уборка территории – не первостепенная задача. Гораздо важнее провести время, вспоминая об усопшем и вознося молитвы о его душе.
После поездки на кладбище, многие семьи собираются вместе и проводят поминки. Воспоминания об ушедших и воскрешение в памяти самых значимых моментов о близких – лучший способ сохранить семейное наследие. Нередко поминки сопровождает бурное застолье. Однако следует помнить, что православие не одобряет чревоугодия и злоупотребления алкоголем, тем более в дни православных праздников.
О чем предостерегает Церковь
Пасхальная неделя – период, когда православные отмечают воскресение Христа, радуются дарованному Богом чуду вечной жизни. В праздники священники и православные славят сына Божьего, вспоминают жертвоприношение, которое он совершил ради людей, панихида на Пасху происходит после вечернего богослужения, она сопровождается пасхальными песнопениями. Что можно делать по канонам? Следует молиться с радостными мыслями и настроением. Это время для приятных событий, встреч, походов в гости, вкусного застолья по окончанию Великого поста. Такая атмосфера не сочетается с грустью и тоской по усопшим, на поминание есть другое время. Если дата смерти припадает в этом году на праздник, разрешается дома произнести молитвы за усопшего, подать священнику записку с просьбой помянуть покойника на литии после Литургии. А поездку на могилку, поминальную трапезу нужно отложить до Радоницы.
Родительские субботы в 2020-2021 годах
2020 год | 2021 год | ||
Мясопустная суббота | 22.02.20 | 08.03.21 | |
Родительские субботы Великого поста | II седмица | 14.03.20 | 27.03.21 |
III седмица | 21.03.20 | 03.04.21 | |
IV седмица | 28.03.20 | 10.04.21 | |
Радоница | 28.04.20 | 11.05.21 | |
Троицкая суббота | 06.06.20 | 19.06.21 | |
Димитриевская суббота | 07.11.20 | 06.11.21 |
Правила относительно поминок
По Церковному Уставу поминки по усопшему в Светлую Седмицу не проводятся, а для первого посещения кладбища после пасхальных праздников предназначена Радоница – первый вторник после пасхальной недели. Когда приходит время, разрешенное для поминовения умерших родственников, нельзя сосредотачиваться на трапезе за столом. Застолье, распитие спиртных напитков покойным не нужны, родные, близкие должны молиться за души покойных. Во время посещения кладбища нужно сделать следующее – убрать могилку, вспомнить того, кто уже не может быть рядом. Можно прочитать панихиду для чтения мирян или пригласить священника, он отслужит литию. Перед поездкой к могилке оставляется записка с именем умершего в храме. Поминальная трапеза не происходит на территории кладбища, отметить дату можно дома или в специальном заведении. На трапезу по усопшему можно позвать родных, друзей соседей, знавших покойника.
Радоница – не единственный день для поминовения и почтения памяти, есть еще и суббота, которая называется Родительской. Родительские устанавливаются несколько раз в год, в разные числа. В церкви и дома можно произнести слова молитвы за душу почившего человека.
История Радоницы
Как и многие другие праздники христианского календаря, Радоница имеет языческие корни. В далёком прошлом этот день не был официальным церковным торжеством, а принадлежал к дохристианским празднествам восточных славян.
Древние племена, проживающие на территории Руси, почитали самых разных божеств и верили, что после смерти душа человека отправляется в загробный мир. Многие славянские народы рассказывали об Ирие, чудесном крае, где усопшие обретали покой и радость. При этом усопшие предки обладали огромными силами. Они становились покровителями рода, могли управлять природными явлениями, защищали своих близких.
Радоница – день почитания предков / nepsite.ru
Приход христианства внёс значительные изменения в верования славян, однако изменить их не смог. Радоница, древний праздник поминовения умерших, так и остался среди торжеств народа. Однако теперь он был связан с Пасхой. Что интересно, на такую взаимосвязь указывает и название праздника.
Слово “Радоница” (иногда называют радуницей) происходит от “радости”, и это неслучайно. На протяжении девяти дней после Пасхи, согласно православной традиции, весь мир празднует чудесное воскрешение Христово.
В трудах Святого Афанасия Сахарова значится, что в Светлую неделю нельзя проводить обряды поминовения усопших. Первым днём “общения” с ушедшими в иной мир предками становится второй вторник после Пасхи.
В работах Иоанна Златоуста отмечается, что уже в III веке на Руси наблюдалось поминовение умерших весной, а распространение христианства не повлияло на установившиеся традиции.
Славянские ритуалы на Радоницу
Если человек был кремирован, его нельзя поминать?
Нет, можно. Поминовение усопших не зависит от способа погребения. Однако нормой Церковь считает все-таки обычное погребение, поскольку к телу усопшего относится с благоговением. Обычно считается, что в христианстве отношение к человеческому телу пренебрежительное – как к оболочке, «кожаным ризам», которые человек сбросит после смерти, как ненужную ветхую одежду. Но это не совсем так.
Дело в том, что Церковь верит в телесное воскресение. В Великую Пятницу – на Страстной неделе – как раз читалось пророчество Иезекииля о том, как будет это воскресение. Вот отрывок оттуда:
«…И сказал мне: сын человеческий! оживут ли кости сии? Я сказал: Господи Боже! Ты знаешь это. И сказал мне: изреки пророчество на кости сии и скажи им: «Кости сухие! слушайте слово Господне!» Так говорит Господь Бог костям сим: вот, Я введу дух в вас, и оживете. И обложу вас жилами, и выращу на вас плоть, и покрою вас кожею, и введу в вас дух, и оживете, и узнаете, что Я Господь. Я изрек пророчество, как повелено было мне; и когда я пророчествовал, произошел шум, и вот движение, и стали сближаться кости, кость с костью своею. И видел я: и вот, жилы были на них, и плоть выросла, и кожа покрыла их сверху, а духа не было в них. (…) И я изрек пророчество, как Он повелел мне, и вошел в них дух, и они ожили, и стали на ноги свои – весьма, весьма великое полчище» (Иез.37:3-8, 10).
Отношение Церкви к кремации можно уложить в два предложения – в церковном документе «О христианском погребении усопших» об этом говорится так:
«Церковь верует, что Господь властен воскресить любое тело и из любой стихии (Откр. 20, 13). «Мы не боимся никакого ущерба при любом способе погребения, но придерживаемся старого и лучшего обычая предавать тело земле», – писал раннехристианский автор Марк Минуций Феликс».
Поэтому и при таком способе погребения совершается отпевание, и за усопшего можно молиться обычным порядком в храме и дома.
Мясопустная Родительская Суббота
Первая Родительская суббота – Мясопустная. Этот день поминовения считается одним из Вселенских, и отмечают его за неделю до начала Великого поста. Свое название он получил от православного праздника Мясопуста, который проходит на следующий день.
Мясопустная суббота играет особую роль для всех христиан. В первую очередь потому, что это первый день поминовения в году. Важное значение этому празднику придает и его территориальный охват: Мясопустную субботу отмечают представители различных конфессий христианства во всем мире. В этот день проходят массовые богослужения.
Значит, если человек умер накануне Пасхи, его неделю нельзя отпеть?
Нет, можно.
Казалось бы, действительно – неужели нужно изображать радость только потому, что радуются все христиане, тогда как у нас личное горе? Разве горе может подождать?
На Светлую неделю погребают и совершают отпевание, но – особым чином, который разительно отличается от обычного отпевания. Таинство начинается с пения Пасхального тропаря: «Христос воскресе из мертвых, / смертию смерть поправ / и сущим во гробех живот даровав». Также поются стихиры Пасхи, пасхальный канон, обычное «Господи, помилуй» на ектенье – поется праздничным распевом, звучит пасхальное приветствие: «Христос воскресе!» – «Воистину воскресе!» и т.д. Такой особый чин отпевания – радостный – совершается на Светлой седмице, как сказано в Требнике, «величия ради и чести светлого праздника Воскресения: веселия бо и радости, а не сетования есть праздник».
На Светлой седмице, к примеру, отпевали в 1993 году в Оптиной пустыни убитых на Пасху монахов – иеромонаха Василия, инока Ферапонта и инока Трофима. Вот как об этом вспоминает Нина Павлова, автор книги об убиенных оптинских монахах «Пасха Красная»:
«На погребении храм был переполнен, и люди с ослепшими от слез глазами шли прощаться с братьями последним целованием. По монашескому обычаю их лица были закрыты черной тканью наличников. Земная скорбь переполняла сердце, но душа уже чувствовала дыхание святости. В пасхальные дни чин отпевания праздничный – пели Пасху. И как на Пасху – опять воссияло солнце и было чувство пасхальной радости».
Сильные молитвы
Как едино Тело Христово, так едины все православные христиане. Совместная молитва – один из способов выразить это единение, получить поддержку. Через молитву можно просить милости для души новопреставленного и получить утешение в горе и отчаянии. Важны как личные прошения от родственников, так и молитва в церкви.
В православной церкви
Священнослужители поминают имена усопших на панихидах, но православные христиане также сами отмаливают грехи своих усопших родственников. Для совершения обряда нужно купить в церкви свечу. Ее ставят на канунный стол (он стоит рядом с распятием). Зажигая свечу, нужно просить Господа упокоить души усопших, прочитать «Отче наш», трижды перекреститься и поклониться распятию. Также можно читать молитвы из Молитвослова, например, «Псалом 90-й».
Дома
Для поминовения умершего, дома обязательно читать церковные молитвы, достаточно просто произносить краткую форму:
«Упокой, Господи, душу усопшего раба Твоего (имя)».
Важно знать крещеное имя человека, поскольку получив его, он стал частью православной церкви. Обязательно ежедневное чтение в течение 40 дней, но строгого ограничения нет. Всякий раз, когда возникает потребность, можно сотворить краткую молитву. Бытует мнение, что стремление к молитве – попытка усопшего обратиться к душам живых.
На кладбище
Обязательной частью поминовения является чтение молитвы над могилой. Возложение еды на могильный холмик – распространенная традиция, но необходимости в этом нет. Милостыню едой лучше подавать прямо в руки нищим, называя имя покойного. А над самой могилой нужно читать молитву, прося милости у Отца Небесного:
«Во блаженном успении, вечный покой подаждь, Господи, усопшему рабу Твоему (имя) и сотвори ему вечную память. Вечная память (3 раза)».
Также можно читать псалмы, Тропарь глас 4-й, Седален глас 5-й, Кондак глас 8-й.
Родительский день после Пасхи
Поминальные дни зависят от празднования Пасхи. Красная горка выпадает на воскресенье – 9 мая. А Радоница в 2022 году — на 11 мая, во вторник, через неделю после Пасхи.
Радоница отмечается сразу же после Пасхи с давних времён. Христиане отпраздновали Воскресение Христово. А после светлой пасхальной недели могут порадоваться за своих родных и близких, которых уже нет в живых. Мирянам не стоит переживать по поводу их смерти. Нужно радоваться их грядущему воскресению.
Этимология слова «Радоница» довольно широкая. Одни трактуют праздник как радостное послепасхальное событие. Поминовение мёртвых связывают с радостью и утверждают, что название пошло от слова «радость». Другие языковеды уверены, что слово «Радоница» заимствовано у балтийского народа и в переводе обозначает «молитва за умерших с плачем и причитанием».
Стол на поминки
Поминание усопшего едой – одна их христианских традиций. Поминальный обед устраивают сразу после захоронения, чтобы душе легче было покинуть мир живых. Церковный устав определяет примерный перечень блюд, которые можно ставить на поминальный стол. Среди них обязательно должны быть:
- Борщ или щи.
- Картофельное пюре с мясом или рыбой либо каша.
- Компот с пирогом или булочками.
Также на стол выставляют салаты и канун. Отдельные правила есть для алкоголя. Поминать усопших водкой не запрещено, но не желательно. Лучше, чтобы на столе из алкогольных напитков было только церковное вино – кагор.
День памяти православных воинов – 11 сентября
В сентябре павших воинов чествуют со времен Императрицы Екатерины II. Именно она издала указ об установлении памятной даты для погибших в сражениях с Османской империей. Праздник получил название День павших за Веру, Царя и Отечество. Несмотря на то, что изначально день памяти был учрежден во славу солдат, погибших в ходе военных действий в 1768-1774 годах, со временем праздник был внесен в церковный календарь. С тех пор в этот день чествовали всех павших православных воинов. В наше время панихиды 11 сентября проводят не во всех храмах.
Что значит, когда просят дать денег «на помин души»?
Это и есть как раз отражение древнего обычая – творить милостыню ради усопшего. Правда, сегодня эта фраза чаще звучит формально, не всегда просящие «на помин души» спрашивают даже имя умершего.
Святитель Иоанн Златоуст так писал о смысле милостыни ради усопшего:
«Ты хочешь почтить усопшего? Почти его не плачем и рыданиями, но милостынями, благодеяниями, служениями (…). Не о памятниках, не о надгробных украшениях будем заботиться, ты собери вдовиц – вот наилучший памятник! Скажи им имя покойного, пусть все творят за него молитвы и моления. Это преклонит на милость Бога, хотя и не он сам, а другой за него совершает милостыню. Это сообразно с человеколюбием Божиим (…) Будем помнить, какие утешения мы можем доставить умершим, – вместо слез, вместо рыданий, вместо надгробных памятников – милостыни, молитвы, приношения, – чтобы и им, и нам сподобиться обещанных благ, по благодати и человеколюбию Единородного Сына, с Которым Отцу, со Святым Духом, слава, держава, честь, ныне и присно, и во веки веков. Аминь».
Покровская суббота — 8 октября
Поминальный день был установлен служителями церкви в конце XVI века. Суббота перед православным торжеством Покровом стала днем памяти воинов, храбро сражавшихся за свое Отечество под Казанью.
Значение. Кого поминают
Интересно отметить, что по павших под Казанью воинов оплакивали на их Родине. Далеко не все епархии принимали участие в общей скорби. Поэтому Покровская суббота не вошла в календарь церковных родительских дней.
8 октября принято помянуть самых близких усопших, с кем человек имеет кровную связь.
Что можно и что нельзя делать
С утра верующие ходят в храм, где молятся за спасение душ усопших. В субботу можно будет посетить кладбище и убрать могилы перед долгой снежной зимой. Поминальная трапеза включает кутью. Она может быть приготовлена на основе пшеничных или рисовых зерен. Блюдо подают с орехами, изюмом и цветочным медом.
Поста в это время нет, поэтому скоромная пища разрешена. Запрещено только потреблять спиртные напитки и носить их с собой на кладбище.
А какая разница между отпеванием, панихидой и литией?
Отпевание совершается однажды над умершим человеком на третий день по его смерти, перед погребением. Панихида – заупокойная служба в память усопших христиан (совершается как до погребения человека, так и после, на 3-й, 6-й, 9-й и 40-й день смерти, в годовщину, дни рождения и тезоименитства). В особые дни поминовения усопших (Родительские субботы, на Радоницу) служатся панихиды за всех христиан, отошедших в мир иной. Лития – краткое заупокойное моление, которое может совершаться на могиле или дома не только священнослужителем, но и мирянином.
Можно ли говорить с усопшими, слышат ли они нас?
Естественно желание сохранить хоть какую-то связь с родным человеком, перешедшим в мир иной, желание высказать не высказанное при жизни. У Бога все живы! Однако Церковь не советует стремиться к получению «ответов» из загробного мира, запрещает христианам участие в разного рода спиритических сеансах и призывает с осторожностью и рассуждением относиться даже к снам.
Святитель Феофан Затворник пишет об этом так: