«Можно ли православным праздновать Новый год?»: Церковный календарь на 31 декабря


У православных Новый год — 1 сентября по Юлианскому календарю.

Начало года в религиозных кругах называют иногда индиктом, а иногда Новолетием. И оно приходится не на начало января, а на 1 сентября, т. е. 14 число по старому стилю. Именно с этого дня начинается отсчет цикла церковных событий.

Многие верующие считают, что православного Нового года как такового не существует, а есть светский праздник, которым пытаются заменить и затмить светлый день Рождества Христова. Другие же утверждают, что Старый Новый год 13 января можно считать угодным церкви. Так где же истина?

История праздника

В 988 г. н.э. князь Владимир Великий крестил Киевскую Русь. Вместе с новой верой пришло и новое византийское летоисчисление. Отныне отсчет вели от Создания мира. Наступление нового года отмечали в первый день весны, чествуя приход тепла, возрождение природы после длинной зимней спячки.

Только в 1942 году православная церковь смогла добиться того, чтоб и светское Новолетие перенесли на осень Православный мир отмечает Новый год по церковному календарю в сентябре. В 2022 отпразднуют 7528 год от сотворения мира и людей Богом. Начинается цикл с Рождения Богородицы, выпадающего на 21 сентября по новому стилю, а оканчивается Успением 28 августа.

Интересный факт: первые школы и образовательные пункты были открыты при церквях и монастырях. С тех пор и появилась традиция учебный год начинать 1 сентября, в праздник Новолетия, хотя по новому стилю этот день выпадает на 14 число.

Первый император России Петр Первый, под впечатлением от путешествий по Европе, решил ввести календарь, аналогичный европейскому, а вот церковное летоисчисление осталось прежним. Таким образом, празднование Нового года проходило уже после окончания Рождественского поста. Пышные гуляния и пиры никак не мешали простым людям оставаться благочестивыми христианами.

В 2022 году после революции и перехода на григорианский стиль перед христианами предстала огромная проблема: новое летоисчисление мешало достойно проводить пост. С приходом к власти Советов церковь на много десятилетий выпала из сферы влияния. Коммунизм крайне осуждал проявление религиозных порывов. Вместо церковных праздников ввели свои, советские.


В 1920-е годы большевики боролись с традицией ставить и украшать на Новый год елки.

Из-за отмены рождественских елок и детских утренников рабочие устраивали забастовки и незаконные мероприятия. Во времена Сталина, который хотел отмечать всего 2 революционные события, ситуация обострилась до крайности. Достичь некого компромисса удалось, введя официальный выходной и праздничный день 1 января.

В 1935 году разрешили ставить елку, а рождественскую атрибутику отныне называли новогодней.

В наследство от СССР нам досталась и традиция считать Новый год более значимым праздником, дарить подарки 1 января, а не 7 или и вовсе 25 декабря.

Народные приметы на 19 февраля 2022 года

  • Морозы в этот день – ждите бурную весну, сухое и жаркое лето.
  • Золотистый цвет зари и фиолетовая окраска горизонта – к хорошей погоде.
  • Комнатные собачки лезут на диваны, сворачиваются калачиком, закрывают носики лапками и спят – к морозу.
  • Табак отсыревает – к снегу.
  • Сухие листья шелестят на деревьях – к снегопаду.
  • Полевые мыши вылезли из нор и бегают по снегу – к пасмурной погоде.
  • Чем на Вукола–телятника холоднее, тем теплее в марте.
  • Если в этот день оттепель – коровы будут плохо доиться.
  • Если два теленка родились одного цвета – это добрая примета. Телята разного окраса – к неприятностям.
  • Если корова спит головой на восток – отелится днем. На запад – соответственно, вечером и ночью.
  • Самый лучший корм в этот день доставался стельным коровам, суягным (беременным) овцам – чтобы были сыты, довольны и принесли хорошее потомство.
  • Если корова отелилась – перед ней ставили ведро с теплой водой, чтобы молоко было теплым.
  • Маленького теленка надо было в дом занести – чтобы не простыл.
  • Хозяйки на Вукола жгли в хлеву чабрец. Считалось, что дым от этой травы влияет на вкус и качество молока, а также на здоровье новорожденных телят. Так же поступали и с овчарней.
  • Новорожденного теленка нельзя гладить по спине, а то он заболеет.
  • Как только коровье молоко после отела становилось пригодным для питья, из него хозяйки варили кашу, заговаривали ее на удачный и многочисленный приплод, на здоровье коровам и маленьким телятам, а также на вкусное молоко.
  • Если одинокий человек в этот день усердно помолится, он вскоре найдет себе пару.
  • Не следует что–либо из дома взаймы давать – не к добру.
  • Сон, увиденный с 18 на 19 февраля, сбудется спустя 8 дней. Рассказывать об увиденном в царстве Морфея никому нельзя.
  • Сновидения, приснившиеся днем 19 февраля, сбудутся через 6 лет. Рассказывать о них тоже не нужно.

Мнение современной Русской Православной Церкви

РПЦ выступает категорически против праздника, из-за которого верующие нарушают Рождественский пост. Церковь считает, что Новый год на христианские ценности влияет негативно, растлевает: вместо того, чтоб поститься и молиться, очищаться физически и духовно, прихожане употребляют алкогольные напитки, чревоугодничают скоромной грешной едой, увлекаются развлечениями и увеселениями.

Святые отцы настаивают, что новогодние безудержное пьянство и чрезмерное веселье являются пережитками атеистического советского прошлого, а фигуры Деда Мороза и Снегурочки и вовсе называют отголосками язычества.

Особое возмущение среди церковнослужителей вызывает новомодный обычай отмечать год животного по китайскому календарю и переодеваться в маскарадные костюмы.

Альтернатива, предлагаемая православными храмами – сходить в храм послушать молебны и самому помолиться, раздать милостыню. Семьям, где есть дети, советуют приучить малыша к мысли, что подарки приносит Святой Николай, а не языческий волшебник.


Мысли о пышном праздновании, по мнению церкви, — испытания, посланные лукавым, чтобы испытывать веру.

Мысли о пышном праздновании, по мнению церкви, – испытания, посланные лукавым, чтоб испытывать веру. Лишь истинно верующий сумеет устоять перед соблазнами, но сберечь в сердце божественную искру любви и смиренно повиноваться православным канонам.

В радикальных православных публикациях прихожанам предлагается уподобиться ранним христианам и противостоять существующим общественным уставам.

Аргументы против празднования

Все возражения православных против намерений отметить Новый год празднованиями можно обобщить такими тезисами:

  • нарушается пост;
  • неверующие ведут себя в зимние праздники безнравственно;
  • много соблазнов для неокрепших душ;
  • новогодние традиции навязаны богохульниками-коммунистами;
  • христиане могут отмечать Новолетие как собственный праздник;
  • новогодние фейерверки и маскарады – мракобесие;
  • персона Деда Мороза списана с языческого божества и т. д.

Традиции празднования Нового года

Каждый обычай имеет собственную историю и несет специфический смысл.

  • В центре торжества всегда находится новогодняя ёлка — неотъемлемый атрибут праздника. Традиция украшать дома еловыми ветвями берет начало со времен Петра Великого, который стремился во всем подражать Европе.
  • Украшать вечнозеленое дерево начали в конце XIX столетия. Обычай был взят у немецкого народа. В древности на ёлки вешали яблоки, орехи и различные самодельные игрушки. Каждые такой объект символизировал что-то конкретное.
  • В Германии XVII столетия появились стеклянные шары, послужившие прообразом сегодняшних украшений. В городе Лауше в 1867 г. построили первое предприятие по изготовлению ёлочных игрушек.
  • В Скандинавии появилась традиция украшать верхушку дерева фигурой Спасителя, которую позднее заменили ангелом. В СССР на этом месте горела красная коммунистическая звезда. Однако в христианской традиции звезда ассоциировалась с моментом рождения Мессии близ города Вифлеема.
  • Мода на внешний облик украшений постоянно менялась. На смену блестящей мишуре приходили игрушки в серебристых тонах или сделанные из картона.
  • Ни один Новый год не обходится без подарков, которые заворачивают в красивые коробочки и кладут под ёлку ночью. Утром их находят дети, преисполненные радости. Легенда гласит, что дары приносит Дед Мороз, прообразом которого является преподобный Николай Угодник, со своею внучкою Снегурочкой. Последняя была придумана писателем А. Островским.

День Святого Василия

Годами неверующие и христиане праздновали событие 13 января. Но если первые отмечают новогодний праздник просто по старому стилю, то для вторых это день памяти Василия Великого.

Историческая справка: Василий Великий жил в 4 в. н. э. Родился в семье убежденных христиан. Получил отличное образование: изучал риторику и философию, астрономию, математику и медицину. Позднее принял церковный сан и много лет посвятил написанию богословских трудов.

За проявленное при жизни благочестие посмертно канонизирован. Мощи хранятся в Афонской лавре, а десница в Иерусалимском храме Христова Воскресения.

«Можно ли православным праздновать Новый год?»: Церковный календарь на 31 декабря

31 декабря (18 декабря по «старому стилю» – церковному юлианскому календарю). Четверг 30-й седмицы по Пятидесятнице (тридцатой недели после праздника Святой Троицы). Рождественский пост. Несмотря на наступающее гражданское новолетие (Новый год), церковным уставом на трапезе благословляется только постная пища с растительным маслом. Но не возбраняется выпить немного вина (или, по светской новогодней традиции, шампанского). Сегодня в Русской Православной Церкви совершается память 26 известных поимённо святых.

Сегодня, прежде чем рассказать о святых этого дня, ответим на вопрос, звучащий ежегодно в предновогодние дни. Причём как со стороны людей воцерковлённых, так и находящихся на пути к Церкви. Итак:

Можно ли православному христианину праздновать гражданский Новый год?

Ответ прост: не просто можно, но и нужно. И не только для того, чтобы своим показным благочестием не смущать людей неверующих. Так, в храмах Русской Церкви даже установлен особый молебен на новолетие, а в некоторых церквах он даже совершается непосредственно в новогоднюю ночь. Это никак не обусловлено церковным Уставом, но установлено исключительно ради того, чтобы в это время не напиваться за праздничным столом и не нарушать пищевых постных ограничений. И вместе с тем – ради соборной молитвы о предстоящем годе. Хотя, разумеется, любые суеверные ожидания, связанные с Новым годом, противоречат христианской вере. В этом смысле 31 декабря ничем не отличается от 1 января, как и от любой даты февраля или марта.

А теперь что касается уже упомянутых постных ограничений в новогоднюю ночь. Да, они довольно строги. Так, в 2022 году 31 декабря, согласно уставным предписаниям, благословляется только постная пища с растительным маслом. Но это значит, что выпить немного вина или того же шампанского не возбраняется. А вот 1 января уже более строгий пост – без растительного масла, а соответственно, и вина. Поэтому вполне можно проводить старый год бокалом шампанского под постную закуску, при желании послушать выступление по телевизору главы государства Российского и лечь спать.

Ну а 1 января утром хорошо бы отправиться в ближайший храм на богослужение. Или, если позволяют возможности и бюджет – в небольшую паломническую поездку. Если, разумеется, этому не помешают (как в нынешнем году), к примеру, те же санитарно-эпидемиологические ограничения. Что же касается увеселений, то от них лучше воздержаться. Хотя походы в музеи или на каток с детьми не возбраняются. Впрочем, в таких житейских случаях и определяется важность опытного духовника: верующему человеку было бы полезно посоветоваться об этом со священником.

* * *

Мученик Севастиан Медиоланский. Фото: www.pravoslavie.ru

Мученик Севастиан Медиоланский, Никострат, Зоя, Касторий, Транквиллин пресвитер, диаконы Маркеллин и Марк, Клавдий, Симфориан, Викторин, Тивуртий и Кастул. Святые страдальцы, принявшие мученические венцы в Риме за верность Христу и Его Церкви в годы языческих антицерковных гонений императоров-соправителей Диоклитиана (Диоклетиана) и Максимиана, царствовавших в 284–305 годах от Рождества Христова. Святой Севастиан был начальником дворцовой стражи, человеком чести и отважным воином, которого искренне уважали подчинённые. Будучи тайным христианином, он во всём старался поддерживать своих братьев по вере. Так, узнав о том, что арестованные братья-христиане Маркеллин и Марк под давлением своей матери-язычницы поколебались в верности Христу, он пришёл к ним и произнёс проникновенные слова:

Доблестные воины Христовы! Не бросайте знамени ваших побед ради женских слёз и не давайте ослабления низложенному под ваши ноги врагу, дабы он, получив опять силу, не начал с вами борьбу. Воздвигните же над земными пристрастиями славную хоругвь вашего подвига. Если бы те, кого вы видите плачущими, знали, что есть другая жизнь – бессмертная и безболезненная, в которой царствует непрестающая радость, – то непременно пожелали бы войти в неё с вами и, презирая временную жизнь, старались бы получить вечную. Кто не хочет быть служителем вечной жизни, тот и эту временную жизнь погубит напрасно.

Это укрепило святых братьев, и они решились на мученический подвиг. Но царский хранитель Никострат, чью супругу Зою исцелил святой Севастиан, отдал приказ отпустить Маркеллина и Марка. Узнав о чуде, уверовал во Христа и начальник римских тюрем Клавдий. В результате призванный ими христианский священник Поликарп крестил отца Маркеллиана и Марка Транквиллина, его родных и друзей, Никострата и его семью, Клавдия и его сыновей, а также 16 осуждённых узников. Всего новокрещённых было 64 человека. Вскоре многие из них, в том числе святые Севастиан, Никострат, Зоя, Касторий, Транквиллин пресвитер, диаконы Маркеллин и Марк, Клавдий, Симфориан, Викторин, Тивуртий и Кастул, пострадали за веру. После страшных истязаний они были казнены в 287 или 304 году от Рождества Христова (точная дата неизвестна).

* * *

Святитель Модест, архиепископ Иерусалимский. Первоиерарх Иерусалимской Православной Церкви первой половины VII столетия от Рождества Христова, времён, когда христиане Святого града Иерусалима и его окрестностей сильно пострадали от нашествия персидского царя Хозроя, войска которого, объединившись с иудеями, в 614 году перебили 90 тысяч христиан, разрушили многие христианские святыни.

Владыка Модест благодаря помощи, оказанной Александрийским Патриархом, святителем Иоанном Милостивым, смог восстановить разрушенные христианские храмы, в том числе и главную святыню – Храм Гроба Господня. Святитель отошёл ко Господу в 97-летнем возрасте в 634 году от Рождества Христова.

Святитель Модест Иерусалимский. Фото: www.pravoslavie.ru

Преподобный Флор, епископ Амийский. Высокопоставленный придворный императора Ромейского царства (Византии) святой Флор, пережив семейную трагедию (его супруга и дети умерли от оспы), оставил мир ради монашеского уединения. Впоследствии этого праведника избрали епископом Амийским. Святитель мирно скончался в начале VII века от Рождества Христова.

Преподобный Михаил Сингел, Константинопольский, исповедник. Этот святой IX столетия был цареградским священником и церковным чиновником (заведующим делами церковного управления). При еретичествующих императорах-иконоборцах Льве Армянине и Феофиле, царствовавших в Ромейском царстве (Византии) в 813–820 и в 829–842 годах от Рождества Христова, многое претерпел за защиту истинной веры.

После того как благочестивая императрица Феодора (вдова умершего нечестивого Феофила) возродила православное иконопочитание, отцу Михаилу предложили стать Патриархом, но он из смирения остался на прежней должности, в которой и отошёл ко Господу в 845 году от Рождества Христова.

Преподобный Севастиан Сохотский, Пошехонский. Русский святой XV столетия, основатель монашеской обители в честь Преображения Господня на реке Сохоти в 90 верстах от города Романова (ныне – город Тутаев Ярославской области). Братия монастыря вместе со своим игуменом полностью обеспечивали себя и обитель плодами собственных трудов. Святой Севастиан отошёл ко Господу в 1500 году от Рождества Христова.

* * *

Прославление праведного Симеона Верхотурского. Великий русский праведник первой половины XVII столетия, дворянин, скрывавший своё происхождение и ведший смиренную жизнь бедняка. Житие этого святого свидетельствует:

Он ходил по деревням и бесплатно шил полушубки и другую верхнюю одежду, преимущественно для бедных. При этом он сознательно что-нибудь не дошивал – или рукава, или воротник, – за что терпел поношения от заказчиков. Подвижник много странствовал, но чаще всего жил на погосте села Меркушинского недалеко от города Верхотурья. В свободное от трудов время любил святой в тиши уединения удить рыбу, ибо это напоминало ему об учениках Христовых, дело которых он продолжал, наставляя в истинной вере местных жителей…

Святой праведный Симеон Верхотурский отошёл ко Господу совсем молодым, на 36-м году своей земной жизни, в 1642 году от Рождества Христова. А уже в 1694 году он был прославлен в лике святых.

Праведный Симеон Верхотурский. Фото: www.pravoslavie.ru

* * *

Мученик Виктор Матвеев (1936), священномученики Фаддей (Успенский), архиепископ Тверской, Николай (Клементьев), архиепископ Великоустюжский, Илия Бенеманский, Иоанн Миронский, Владимир Преображенский и Никола Кобранов, пресвитеры (1937), священномученик Сергий Астахов, диакон, и мученица Вера Трукс (1942). Все эти святые страдальцы в архиерейском, священническом и диаконском санах, а также мирянка приняли смерть за верность Христу и Его Церкви в период советских богоборческих гонений. Каждый из них был прославлен в лике святых в многотысячном сонме новомучеников и исповедников Церкви Русской.

* * *

Поздравляем православных христиан с наступающим гражданским новолетием (Новым годом) и памятью всех сегодняшних святых! Их же молитвами, Господи, спаси и помилуй всех нас! Тех же, кто в Таинстве Святого Крещения или монашеского пострига получили имена в их честь, рады поздравить с именинами! Как говорили на Руси в старину: «Ангелам Хранителям – злат венец, а вам – доброго здоровья!»

Народные традиции

Вы уже продумали новогоднее меню?

ДаНет

Пост окончен, поэтому разрешены скоромные кушанья. Обязательно к столу готовили кутью и варили вареники с творогом. В отличие от рождественского сочива, щедрую кутью не надо делать постной.

Со средины ночи мальчики ходят по домам и посыпают хозяев зерном, приговаривая пожелания. За это их благодарят небольшими денежными вознаграждениями и сладостями. Конечно, данная традиция смахивает на языческую, но в ней нет ничего худого, если часть «насеянных» денег раздать в качестве милостыни либо отнести в церковь.

Особенности торжества

В новогоднюю ночь семьи собираются за роскошным столом, украшенным различными лакомствами. Люди стремятся выглядеть торжественно и одеться в новые яркие одеяния. В светском обществе принято встречать этот день с большим размахом, что позволит создать благоприятный задел на будущее.

  • Сейчас большое распространение получает празднование в кафе или ресторанах. Сюда приглашаются профессиональные ведущие, устраиваются интересные конкурсы и интригующие мероприятия.
  • Множество людей верит, что желания, загаданные во время боя курантов, исполняются. С 1970 года в России ввели традицию поздравления от лица главы государства.
  • В новогоднюю ночь запускают фейерверки, окрашивающие небо затейливыми рисунками. Люди ходят по городу с бенгальскими огнями и взрывают специфические хлопушки. Такая традиция была известна еще в Китае и символизировала изгнание злых духов.

О праздновании других светских праздников:

  • О праздновании 8 марта
  • О дне святого Валентина

Как праздновать православным

Даже если вы яро верующий человек, не стоит вступать в конфликты с несогласными, спорить и проявлять агрессию, пугать адом и т. д. Филиппов пост – время усмирять страсти и собственную гордыню, проявлять терпение и любовь не только к Богу, но и к ближним. Пути Господни неисповедимы, как ему угодно, так и будет.

Особо щекотливый вопрос, стоит ли позволять ребенку посещать новогодний праздник вместе с друзьями и одноклассниками из неверующих семей. Психологи и священники в один голос твердят, что лишать малыша праздника не стоит, ведь из-за принуждения он скорее обозлится на родителей и церковь, чем смирится.

Внимание! Врачи запрещают участвовать в строгом посте детям, пожилым и больным. Обязательно проконсультируйтесь у врача, и лишь после этого просите благословения у своего духовного наставника.

Отрыв от коллектива и запреты воспринимаются как несправедливое наказание. Немаловажно это и с точки зрения социализации: изгоем никто не хочет быть.

Интересные факты о новом годе.

Обычаи и традиции дня 19 февраля

Если святая Агафья (18 февраля) считается покровительницей и спасительницей коров, то святой Вукол оберегал новорожденных телят.

Вуколы – телятники.

На святого Вуколу телятся жуколы (коровы).

На Вуколу – начало весеннего отела коров.

Придёт Вукола, отелятся все жуколы.

У крестьян главной заботой в этот период было сохранить здоровье корове и теленку. Отелившуюся бурёнку в хлеву окуривали чабрецом (богородской травой, тимьяном), чтобы было хорошее молоко, а молодняк рос здоровым.

Во многих селениях проводили обряд «моления молока». После отела коровы и по истечению двенадцати удоев, когда молозиво пройдёт и молоко становится годным к употреблению, на нём перед обедом варили некрутую кашу. Старшая женщина в семье брала горшок каши, обкладывала его сеном и ставила в чашу с овсом. Потом трижды над головой поднимала эту чашу и каждый раз произносила: «На сто бычков! На тысячу телушек!». Пока хозяйка проводила обряд, другие члены семьи молились Богу. Затем с каши снимали пленки и садились за стол обедать. Овес и сено отдавали корове и телку, а пленку с каши – теленку.

В селах знахари раздавали хозяйкам куски подсоленного хлеба, над которыми читали заговоры на легкий отел. Родившегося теленка протирали полотенцем от хвоста к шее и говорили:

«Хозяин мой, домовой дедушка,Возьми телёночка этого в соседушки,Его не обижай и другим в обиду не давай».

Новорожденного теленка заносили в дом, чтобы он не простудился. По примете, нельзя гладить теленка по спине, иначе он может заболеть.

В день, когда телится корова, из дома никому ничего давать нельзя – ни денег, ни хлеба, ни огня, ни воды, чтобы вместе с ними не отдать прибыль, посылаемую Господом в дом. Стоит отметить, что это правила соблюдали и в том случае, когда рожала женщина, жеребилась корова, ягнилась овца, поросилась свинья, а ещё в дни сеяния хлеба. «Сейчас не время», ‒ отвечали хозяева человеку, пришедшему взять что-либо взаймы. Никто не обижался на такое высказывание, потому что сам поступал так же при подобных обстоятельствах.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]