Саваоф: почему его изображение запретили на Седьмом Вселенском соборе

  • Саваоф Биб­лей­ская энцик­ло­пе­дия

***
Савао́ф (евр. «цеваот» бук­вально «(Гос­подь) Воинств», мно­же­ствен­ное число от «цава» – воин­ства) – одно из имен Бога, под­чер­ки­ва­ю­щее такое Его свой­ство, как все­мо­гу­ще­ство, а также то, что Он — Вла­дыка мира.

В Библии воин­ствами назы­ва­ются войска (напри­мер, в Исх.6:26; Чис.31:53), звезды и пла­неты, ангелы (Втор.4:19, 17:3; Дан.8:10; 3Цар.22:19; 2Пар.18:18; срав. Ис.24:21).

Имя Божие Гос­подь Саваоф отра­жает Боже­ствен­ную власть над всеми силами земли и неба. Имя Божие Саваоф при­ло­жимо ко всем Лицам Святой Троицы, на что при­кро­венно ука­зы­вает пророк Исайя: Свят, Свят, Свят, Гос­подь Саваоф! вся земля полна славы Его (Ис.6:3).

***

Есть ли имя у Бога?

«Да Святится Имя Твое» — многим знакомы эти слова из молитвы «Отче наш». Однако об имени Бога в молитве нет ни слова. Но оно, согласно религиозным текстам, у Господа все же есть и даже не одно. Например, в священном для всех иудеев писании Торе упоминается несколько Божьих имен. Так имя Господа из четырех букв встречается даже в одной из заповедей. Но произношение этого слова строго запрещено. Впрочем, даже если бы подобного запрета не существовало, все равно произношение данного имени до сих пор остается загадкой. В древних писаниях это таинственное имя зачастую заменяется другими: «Тетраграмматон», «Адонай» («Наш Господь»), «Хашэм» («Имя»), «Ха-Маком» («Вездесущий»), «Шхина» («Присутствие»). Среди многочисленных имен Бога-Отца встречается и Цебаот или Саваоф.

О чем просят и как молятся перед иконой Господа Саваофа

Икона Саваофа считается конфессиональной. Они молятся перед ней, прося отпущения грехов. Стоит с покаянием обратиться к Богу, прося у Него сил не поддаваться греховным помыслам и не совершать аморальных поступков.

Рядом с ней можно просить самого сокровенного, судьбоносного для человека

Икона Господа Саваофа, которая находится во Владимирской области в Никольском монастыре, прославилась многими чудесами.

За многие годы известно более ста случаев лечения бесплодия. Многие супружеские пары, которые годами ждали и просили Господа Саваофа продолжить семью, получили то, что хотели.

Что означает имя Саваоф?

Упоминается Бог-Отец под именем Саваоф и в священной для христиан книге Библии. Причем, как в Новом, так и в Ветхом заветах. В последнем слово «Саваоф» встречается 268 раз. Примечательно, что имя Господа написано абсолютно открыто: «И преуспевал Давид и возвышался, и Господь Бог Саваоф был с ним» или «Господь Бог Саваоф — имя Ему».

Саваоф переводится с еврейского как «воинство», «войско» во множественном числе. Чаще всего в текстах это имя пишется как «Господь воинств». Однако под воинством понимаются вовсе не люди, а все, что связано с небесами: звезды, планеты, ангелы.

Молитва Богу Отцу Господу Саваофу

О всемогущий суверенный царь! Покойся в облаках, покойся в Всевышнем, Благословенный на тверди небесной. Свят, свят, свят Господь Саваоф, наполни небо и землю своей славой! Осанна Вышным! Пожалуйста, о Боже Всемогущий, смиренная молитва и мольба твоего слуги, пусть твои уши услышат голос наших молитв, святой Господь! Посмотри на нас с милосердием и послушай нас, твоих слуг от земли до небес, которые взывают к тебе: спаси нас, спаси и помилуй нас, избавь нас от всех проблем и несчастий и от всего зла, защити нас Святым Духом в дни и ночи и каждый час, дай мне победу и все такое, Ты — тем, кто молится, твою божественную силу, чудесную благодать, полную силу и силу. Силой честного и животворящего Креста Господа победи всех наших врагов, видимых и невидимых, сотвори их, как овец, и развеи их, как прах по ветру, чтобы они знали твое имя, Господи, вечно стыдно, как Вы — Всевышний по всей земле и холодеете тех, кто верит в вас во веки веков. Аминь.

Чтобы Бог слушал, необязательно ходить в святые места, совершать паломничество, главное — быть по-настоящему религиозным человеком.

А также, несмотря на бесконечные церковные споры, не утихающие по сей день, иконы Бога Саваофа остаются неотъемлемой частью православных храмов.

Запрет на изображение

После 787 года, когда на Седьмом Вселенском соборе запретили как бы то ни было изображать Бога-Отца, люд запрету совсем не внял, и образ Саваофа продолжал появляться повсюду. Изображения Саваофа украшали многие храмы, своды куполов и порталы церковных входов во многих странах, принявших христианство. Чаще всего Бога-Отца рисовали седым старцем в белоснежных одеждах, в окружении облаков или восседающем на троне.

На Руси табу на изображение Саваофа наложил в XVII веке Большой Московский собор. «Повелеваем убо от ныне Господа Саваофа образ в предь не писати» — гласил документ. Священники мотивировали свое решение тем, что Бога никто никогда не видел, а потому, как он выглядит, никто знать не может. Ведь только Богоматерь и Христос «были во плоти». Однако и это не остановило иконописцев. Лик Саваофа непременно появлялся на таких иконах Троицы, как «Отечество» и «Сопрестолие». Подобные изображения украшали внутреннее убранство главнейших соборов России. Примерами тому могут служить храм Христа Спасителя, Успенский, Благовещенский и Архангельский соборы Московского кремля и многие другие. Однако надписи, упоминающие Саваофа, с таких образов исчезли. Так икона, изображающая Саваофа, на коленях у которого сидит Иисус, держащий в руках сферу с голубем, символизирует Святую Троицу: Бога-Отца, Сына и Святой Дух. На иконе имеется надпись «IС ХС». Это начальные буквы имени спасителя — Иисус Христос. Но о центральной фигуре — Саваофе – на иконе нет ни слова.

Санкт-Петербургская церковь Христа

В Библейские времена человеку стремились дать имя, которое бы раскрывало его характерные качества.

Например, имя Наталия — «родная».

Елена — «светлая», «солнечный свет»

Андрей — «мужественный, храбрый»

Владимир — «Владеющий миром»

Навал (на иврите) — «Злодей» (Безумный)

Имя Александр — «защитник людей».

Не мне определять соответствие, но иногда, я думаю, приходится людей защищать от меня! Это еще раз говорит нам о нашем несовершенстве и порой о несоответствии.

С нашим Богом по-другому!

Если Он открывается нам под определенным именем, которое имеет определенное значение, означает что-то, то так оно и есть!

Бог раскрывается нам в Писании посредством многих имен, каждое из которых показывает одну из сторон Его многогранной личности.

Мы уже изучали Господь Элохим или Бог Творец.

Укрепляет и дает надежду Бог Спаситель! Меккадишкем — Освящающий!

Сегодня — Господь Саваоф — Господь сил, Господь воинств.

Наш Бог — Бог сил. Он является, когда сил нет. В нашей немощи и слабости познаем Господа сил.

Имя Господа Саваофа упоминается 282 раза в Библии.

Впервые в Библии мы видим, как Бог открывается нам под именем Саваоф в 1Цар 1:1-11, в истории с Анной, которая впоследствии стала матерью пророка Самуила.

Вот её ситуация: будучи замужем, она не имела детей, было много поводов для ропота, так как вторая жена, родившая детей её мужу, насмехалась над ней. Но Анна обратилась к Богу сил в этой безвыходной ситуации.

И была она в скорби души, и молилась Господу, и горько плакала, и дала обет, говоря: Господи Саваоф! если Ты призришь на скорбь рабы Твоей и вспомнишь обо мне, и не забудешь рабы Твоей и дашь рабе Твоей дитя мужеского пола, то я отдам его Господу на все дни жизни его, и бритва не коснется головы его. (1Цар.1:10-11)

В такой непростой ситуации есть два пути:

  • роптать и хулить Бога
  • молиться в смирении и уповать на Господа Саваофа

Она не без борьбы выбрала второе!

У них родился мальчик, которого они назвали Самуил, что означает «испрошенный у Бога». Именно такие ситуации — для Господа Саваофа!

Это Он дает силы на то, на что у нас их может не быть!

Анна, как и обещала Богу, когда ребенок немного подрос, привела его в храм в Силом, отдала священнику Илию, служить Господу.

Господь после этого дал силы Анне родить еще 3 сыновей и 2 дочерей.

А Самуил, написано, возрастал у Господа!

Наверное, вы замечали, что наша жизнь почему-то никак не выглядит такой гладкой. То бывает пусто, то густо. Иногда есть затишье, иногда — буря.

Бывает как-будто все дела, заботы, все вопросы и задачи собрались в одной точке и в одно время, у них саммит какой-то или форум?! Ты думаешь, Господи, да как же с этим справиться?

Особенно, когда это касается здоровья, трудностей, непростых ситуаций в жизни. Глаза боятся, а Господь помогает делать!

И после, пройдя такой период, думаешь: ничего себе, как это было возможно? Откуда силы взялись? Дай мне все это сейчас — я бы, наверное, не смог повторить!

Пример с Анной показывает к кому нам идти в наших трудностях, в наших нуждах, когда есть беспокойства, когда неуверенность преследуют тебя. Есть серьезные испытания, когда нет сил, ты уже не можешь нести это бремя жизни, нет сил!

У нас есть Тот, Кто способен и всегда готов помочь тебе, дать силы!

Он ждет, что ты придешь к Нему и доверишь все свои тревоги.

История с Давидом.

Филистимляне готовы были сразиться в очередной раз с Израильтянами.

Расположились в долине и приготовились к войне. Что там произошло?

На протяжении 40 дней пред войском выходил воин-великан по имени Голиаф и предлагал сразиться «один — на один», будучи уверенным, что у Израильтян нет шансов! Когда он выходил и говорил, то написано, что «все Израильтяне, увидев этого человека, убегали от него и весьма боялись».

И Давид, придя навестить братьев своих в войске, услышал слова Голиафа.

Вот, что произошло дальше:

И сказал Давид Саулу: пусть никто не падает духом из-за него; раб твой пойдет и сразится с этим Филистимлянином. И сказал Саул Давиду: не можешь ты идти против этого Филистимлянина, чтобы сразиться с ним, ибо ты еще юноша, а он воин от юности своей. И сказал Давид Саулу: раб твой пас овец у отца своего, и когда, бывало, приходил лев или медведь и уносил овцу из стада, то я гнался за ним и нападал на него и отнимал из пасти его; а если он бросался на меня, то я брал его за космы и поражал его и умерщвлял его; и льва и медведя убивал раб твой, и с этим Филистимлянином необрезанным будет то же, что с ними, потому что так поносит воинство Бога живого. И сказал Давид: Господь, Который избавлял меня от льва и медведя, избавит меня и от руки этого Филистимлянина. И сказал Саул Давиду: иди, и да будет Господь с тобою. И взял посох свой в руку свою, и выбрал себе пять гладких камней из ручья, и положил их в пастушескую сумку, которая была с ним; и с сумкою и с пращею в руке своей выступил против Филистимлянина. Выступил и Филистимлянин, идя и приближаясь к Давиду, и оруженосец шел впереди его. И взглянул Филистимлянин и, увидев Давида, с презрением посмотрел на него, ибо он был молод, белокур и красив лицом. И сказал Филистимлянин Давиду: что ты идешь на меня с палкою? разве я собака? И проклял Филистимлянин Давида своими богами. И сказал Филистимлянин Давиду: подойди ко мне, и я отдам тело твое птицам небесным и зверям полевым. А Давид отвечал Филистимлянину: ты идешь против меня с мечом и копьем и щитом, а я иду против тебя во имя Господа Саваофа, Бога воинств Израильских, которые ты поносил; ныне предаст тебя Господь в руку мою, и я убью тебя, и сниму с тебя голову твою, и отдам трупы войска Филистимского птицам небесным и зверям земным, и узнает вся земля, что есть Бог в Израиле; и узнает весь этот сонм, что не мечом и копьем спасает Господь, ибо это война Господа, и Он предаст вас в руки наши. (1Цар. 17:32-47)

Несмотря на устрашающий вид Голиафа (около 3х метров) Давид был уверен в силе Бога! Голиаф был готов скормить Давида. Представьте себе воина ростом больше 3х метров и Давида юношу. Что-то невероятное происходит, когда уповаем на Господа Саваофа! Давид — отрок, мало сил, но с ним был Бог, Господь сил. Давид верил, что Он за Него!

И медведь свое получал, и лев был умерщвлен. Он говорит, что Господь предаст тебя в руку мою. Давид верил в присутствие Бога в его жизни, особенно в непростых и опасных ситуациях.

Знаем, чем все закончилось? В этом сражении было только два удара: удар, нанесенный Давидом Голиафу и удар Голиафа о землю!

Нам всем в жизни приходится воевать с «великанами». Часто наши великаны — это наши ежедневные проблемы и трудности.

Кто-то пытается винить других в своих проблемах, пытаются найти «стрелочника», виноват может быть кто угодно, только не он сам, кто-то заходит так далеко, что обвиняют Самого Бога.

Кто-то сомневается в любви Бога из-за трудностей в жизни. Но основная жизненная истина в том, что Бог выше проблем, стоящих перед нами! Не сомневаться в Боге, а идти за помощью к Нему.

Царь Саул смотрел на Голиафа как на трехметрового великана из спецназа, которого с детства готовили быть воином. А Давид смотрел на него, как на оскорбляющего Бога врага, которого можно одолеть, каким бы устрашающим не был его вид. Давид видел в нем такую большую мишень, что в нее просто невозможно не попасть!

Саул смотрел в свете своей собственной слабости, Давид же смотрел на него с точки зрения слуги, получившего силу от Бога. Нам важно помнить, что наш Бог — Бог сил, Господь Саваоф. И сегодня мы сильны не своим оружием, а присутствием Бога в нашей жизни.

Бог Давида — это и наш Бог! Время не разрушило и не уменьшило Его силу! Как Он был с Давидом, так Он будет и с нами!

Сколько вам приходилось по жизни пройти таких случаев? Вспомните.

Каждый может поделиться не одним десятком, я уверен.

Когда ты немощен, тогда силен. Доверься Господу!

Бог — не дедушка на небе, Он Бог сил, Великий и страшный!

Если Бог был нашим помощником в прошлом, то почему мы не можем на Него рассчитывать и дальше? Он не изменился!

Если мы не ждем от Него помощи в настоящем, то, возможно, мы потеряли ту веру, которую имели в прошлом.

Анна и Давид, призывая имя Господа Сил, были услышаны, избавлены и спасены. Когда находишься в сложной ситуации — время обратиться к Господу, у Кого много сил и Он готов поделиться с тобой!

Но тоже важно понимать, что Бог не действует по желанию любого человека.

Стих в Притче 18:11 говорит, что спасение в Нем находит праведник.

Имя Господа — крепкая башня: убегает в нее праведник — и безопасен. (Притч. 18:11)

Праведность — гарантия победы и безопасности.

Давид не выходил в поле «погонять львов и медведей». «Господь, давай дадим, как следует этим нарушителям спокойствия овец!»

Есть еще упоминание имени Господа Саваофа в связи со сражением между Израилем и филистимлянами.

И было слово Самуила ко всему Израилю. И выступили Израильтяне против Филистимлян на войну и расположились станом при Авен-Езере, а Филистимляне расположились при Афеке. И выстроились Филистимляне против Израильтян, и произошла битва, и были поражены Израильтяне Филистимлянами, которые побили на поле сражения около четырех тысяч человек. И пришел народ в стан; и сказали старейшины Израилевы: за что поразил нас Господь сегодня пред Филистимлянами? возьмем себе из Силома ковчег завет Господня, и он пойдет среди нас и спасет нас от руки врагов наших. И послал народ в Силом, и принесли оттуда ковчег завета Господа Саваофа, седящего на херувимах; а при ковчеге завета Божия были и два сына Илиевы, Офни и Финеес. (1 Царств 4:1-4)

Народ считал, что если среди них будет ковчег завета Господа, то это обяжет Бога быть на их стороне против врагов. Но они ошибались, поскольку не религиозный ритуал или церемония приносят победу, а праведная жизнь по воле Господа.

И когда прибыл ковчег завета Господня в стан, весь Израиль поднял такой сильный крик, что земля стонала. И услышали Филистимляне шум восклицаний и сказали: отчего такие громкие восклицания в стане Евреев? И узнали, что ковчег Господень прибыл в стан. И устрашились Филистимляне, ибо сказали: Бог тот пришел к ним в стан. И сказали: горе нам! ибо не бывало подобного ни вчера, ни третьего дня; горе нам! кто избавит нас от руки этого сильного Бога? Это — тот Бог, Который поразил Египтян всякими казнями в пустыне; укрепитесь и будьте мужественны, Филистимляне, чтобы вам не быть в порабощении у Евреев, как они у вас в порабощении; будьте мужественны и сразитесь с ними. И сразились Филистимляне, и поражены были Израильтяне, и каждый побежал в шатер свой, и было поражение весьма великое, и пало из Израильтян тридцат тысяч пеших. И ковчег Божий был взят, и два сына Илиевы, Офни и Финеес, умерли. (1 Царств 4:5-11)

Вот чем все закончилось, трагично… Невозможно жить в непокорности и ожидать Божьего благословения на свои дела. Если ты живешь в грехе, как имя Господа будет иметь силу в жизни?

Они додумались до того, что на полном серьезе считали, что можно использовать Ковчег Завета, как омулет или оберег! Как кольцо с надписью «Спаси и сохрани» или магнитики в авто. Только это для чего?

Нормальный человек задумается рано или поздно. Бог никогда не пойдет на поводу у нас, друзья. Как бы они не кричали, даже земля стонала! Нужно было покаяние всему народу и священникам. Они в разгоряченных чувствах, на эмоциях, «всех порвем»! Не только улюлюканье или возгласы «Аллилуя»! Так нужно было кричать о покаянии!

Как Иисус говорил:

Что вы зовете Меня: Господи! Господи! — и не делаете того, что Я говорю? (Лук.6:46)

Мы знаем, что вера в послушании и смирении перед Богом. Они выпали из территории благословений, потеряли моральный потенциал, моральную власть, они отошли от исполнения заповедей. Но при этом ожидали победы!?

Увидев же Иоанн многих фарисеев и саддукеев, идущих к нему креститься, сказал им: порождения ехиднины! кто внушил вам бежать от будущего гнева? сотворите же достойный плод покаяния и не думайте говорить в себе: «отец у нас Авраам», ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму. (Матф.3:7-9)

Религиозные деятели говорили — мы дети Авраама по умолчанию! Ничего не напоминает? Я считал себя христианином, потому что живу в «христианской стране». Мы читаем, что Бог «таких христиан» может наделать «рубль — ведро»! Согласны?

Причем из никому ненужных камней, лежащих на дороге или в поле.

У нас есть Церковь Бога. Для человека — невероятная привилегия и милость Бога быть в Его семье и совершать свое спасение, помогать другим людям приходить ко Христу. Но если кто-то считает, что его присутствие в Церкви, делает автоматически праведником и Богу очень повезло иметь такого или такую сына или дочь, то это очень похоже на историю с Ковчегом.

Как добиться непорочности или праведности?

  • Всем сердцем захотеть угождать Богу!
  • Изо дня в день следовать за Христом, Он дает силу. Он Господь, и одно из имен, которым Он открылся людям — Саваоф — Господь сил!

Посему ныне так говорит Господь Саваоф: обратите сердце ваше на пути ваши. (Агг.1:5)

Никогда изменения в народе не происходили от того, что кто-то из царей или правителей, лидеров, придумывал что-то новое. Господь никогда не призывал напрячься и придумать абсолютно новую программу жизни с Богом. Он всегда призывал вернуться на пути, которые Он указывал с первых дней. Все изменения — когда народ раскаивался и возвращался к Писанию!

Обращался к заповедям и повелениям Господа. Здесь я хотел сказать всем нам — ученикам Иисуса. Мы все обещали Богу следовать за Христом. Крестились — обещали Богу чистую совесть.

Так и нас ныне подобное сему образу крещение, не плотской нечистоты омытие, но обещание Богу доброй совести, спасает воскресением Иисуса Христа (1Пет.3:21)

«Обратите сердце ваше на пути ваши», чтобы исправить свою жизнь.

К кому ты обращаешься, если видишь трудности? К кому просьбы о терпении и о силах, так необходимых?

Имя нашего Бога — Господь Саваоф, Господь Сил! Он неизменен, на каждого, приходящего к Нему хватит Его сил!

Мы молимся и постимся за Видение для Церкви, какой мы хотим видеть её через 10 лет. Планируем особенный сбор, через который мы хотим увидеть силу и славу Бога в будущем Церкви.

Я верю, что нужно не просто просить Господа Саваофа о помощи с верой, но и делать шаги. Давид не просто верил, но выступил навстречу, сделал шаги и Бог явил силу.

Принесите все десятины в дом хранилища, чтобы в доме Моем была пища, и хотя в этом испытайте Меня, говорит Господь Саваоф: не открою ли Я для вас отверстий небесных и не изолью ли на вас благословения до избытка? Я для вас запрещу пожирающим истреблять у вас плоды земные, и виноградная лоза на поле у вас не лишится плодов своих, говорит Господь Саваоф. И блаженными называть будут вас все народы, потому что вы будете землею вожделенною, говорит Господь Саваоф. (Мал.3:10-12)

Три раза упомянуто имя Господа Саваофа!

Мы делаем шаги в жертве, Бог открывает источник благословений, являет Свою силу в том, в чем мы не можем справиться. Попробуйте запретить кротам рыть землю, или саранче есть посадки?

Бог, как Отец, продолжает учить нас, продолжает открывать Свою сущность, Свое сердце.

Не могу не вспомнить слова апостола Павла, который много перенес в своей жизни, сознавая, Кто является источником его сил!

Умею жить и в скудости, умею жить и в изобилии; научился всему и во всем, насыщаться и терпеть голод, быть и в обилии и в недостатке. Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе. (Фил.4:12,13)

Я с вами во все дни до скончания века. Аминь. (Матф.28:20)

У Иисуса вся власть и все силы. Он сказал, что даст силы каждому, кто последует за Ним. Это Он сделает нас ловцами человеков, теми, кто будет помогать людям обретать спасение.

Мы думаем о видении 2030. Оно, прежде всего, связано с видением и мечтой Бога! Какое самое большое желание Бога, ради чего Он отдал Своего Сына на Крест? Чтобы каждый человек обрел Спасение и вечную жизнь! Наше Видение должно, прежде всего, отражать эту цель. Нам каждому важно быть частью Церкви Христа, Церкви Спасителя, которая что делает, которая спасает. Тебе не достает чего-то? Неправда!

Как от Божественной силы Его даровано нам все потребное для жизни и благочестия, через познание Призвавшего нас славою и благостию, (2Пет.1:3)

У тебя есть Бог! Господь у которого вся власть на небе и на земле, Он Господь сил, которыми Он хочет поделиться с нами, чтобы исполнить Его Видение и для Церкви и для нашего прекрасного города!

Иные колесницами, иные конями, а мы именем Господа Бога нашего хвалимся (Псалом 19:8)

Имя Господа — Саваоф — одно из имен, которым Он открылся народу Своему, чтобы и сегодня мы с вами укреплялись в познании Его Сущности, Его отношения, Его любви и заботы о нас! Пусть слава Ему будет всегда!

Александр Самонин

Опубликовано 12 октября 2022 г.

Другие библейские уроки

Историческая справка

Одно из имен Всевышнего Бога, упоминаемых в Писании, имеет еврейское происхождение и переводится как «хозяин». (т.е. Господь, создавший войско).

Бог Саваоф. Картина В.М. Васнецова.

Под армиями Творца подразумеваются:

  • Защитники земель Израиля;
  • Небесные слуги Божьи;
  • Вокруг Него сонмы святых;
  • Звезды и другие подобные объекты космоса.

Фраза «Господь воинств» уходит своими корнями в ветхозаветный период. Как культовое имя оно использовалось в святилищах древнееврейского города Силом и ассоциировалось с христианским Ковчегом Завета.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]