АГНИЯ
[Агнесса, Анна; лат. Agnes от греч. ῾Αγνή — непорочная] († III в. или нач. IV в.), мц. Римская (пам. зап. 21 янв., 5 июля; зап. 21 или 28 янв.). Житие этой святой известно в 3 редакциях, составленных в кон. IV — нач. V в. на основе письменных актов и устного предания свт. Амвросием Медиоланским, папой Дамасом и Пруденцием. Дошедшие до нас мученические акты А. считаются неподлинными. Источники единодушны лишь в том, что во время мученичества А. было 12 лет.
А. род. в Риме в богатой и знатной семье. Уже в 12 лет она получила предложение выйти замуж за сына рим. претора Симфрония, плененного ее красотой, но А., решившая посвятить себя Богу, отказала ему. Свт. Амвросий сообщает, что за это она была усечена мечом. По др. версии, А. по приговору суда раздели и выставили на улице, но распущенные густые и длинные волосы прикрыли ее наготу. А. отвели в публичный дом. Там при покушении на ее чистоту совершилось чудо: явился ангел и облачил А. в белую одежду, от к-рой комната, где находилась святая, наполнилась ослепительным сиянием, а все, кто приходил в публичный дом, повергались на колени пред святой девой и уходили, прославляя Бога. Был в их числе и сын Симфрония, ранее искавший ее руки; его не остановило чудесное сияние, и как только он попытался прикоснуться к А., тотчас упал замертво. По просьбе его отца А. воскресила юношу, обратившись с молитвой к Богу. Воскресший юноша и 160 чел., свидетели этого чуда, прославили Бога, стали христианами и впосл. были усечены мечом. Мученицу обрекли на сожжение, но она вышла из огня невредимой. По словам папы Дамаса, А. все же приняла мученическую кончину на костре, Пруденций пишет, что она была обезглавлена. Невозможно точно установить время ее кончины: это произошло либо в сер. III в., в гонение имп. Деция или Валериана (251 или 258-259), либо в нач. IV в., в гонение Диоклетиана (303-304). Родители похоронили А. недалеко от своей рим. виллы на Номентанской дороге. На собравшихся у ее могилы христиан напали язычники и побили камнями осмелившуюся обличать их сверстницу А. св. Емерентиану, память к-рой отмечается в тот же день; тотчас многие из убийц пали замертво, пораженные молниями. Через неск. дней после этого произошло чудесное явление А. своим родителям в сонме девственниц с непорочным агнцем, символом Христа, на руках. Поэтому символ А.- ягненок. Возможно, что и само имя мученицы — это имя, данное ей при Крещении, а ее первоначальное имя неизвестно. блж. Августин отмечает, что само имя А. указывает на ее добродетель.
Почитание А. установилось в Риме уже к IV в. и вскоре распространилось во всей Зап. Церкви. Ее память 21 янв. присутствует в древнейших календарях — римском Бухерианском (354) и Карфагенском (V или VI в.); мартиролог Иеронима указывает также празднование «восьмого дня» (явление А. родителям на 8-й день после смерти). При этом о времени мученичества А. точных известий нет, а его обстоятельства излагаются по-разному уже в самых ранних источниках. Существует также память некой мц. Анны (5 июля), к-рая отождествляется с А.
Усыпальница А. на Номентанской дороге составляет центр комплекса христ. погребений знаменитой катакомбы ее имени; сохранилась часть надгробной плиты с надписью: «AGNE-SANC-/TISSIMA».
По сообщению Никифора Каллиста Ксанфопула, мощи А. хранились в К-поле в ц. св. Лаврентия в Пульхерианах. Во времена имп. Константина Великого над могилой была возведена ц. св. А., где находится мозаичное изображение святой, относящееся к VI в.; по преданию, церковь была построена на могиле А. в честь исцеления дочери Константина Констанции. Существует и более древнее (IV в.) скульптурное изображение А. в мраморе. При папе Гонории I († 638) эта церковь была перестроена. В Риме существует др. церковь, освященная во имя А., построенная на предполагаемом месте тюрьмы, в к-рую была заключена мученица. В этой церкви ежегодно в день памяти А. папа благословляет ягнят, из шерсти к-рых делается паллиум (омофор), вручаемый папой вновь поставляемым архиепископам. Часть мощей А. была перевезена в Утрехт (Нидерланды), где первое их обретение, бывшее ок. 964 г., праздновалось 3 марта (второе перенесение — 1421). В Париже перенесение мощей А. в храм св. Евстахия празднуется в 4-е воскресенье по Пасхе. А. является покровительницей молодых девушек, а также садовников; ее житие, вошедшее в популярный средневек. сб. «Золотая легенда», известно на всех европ. языках и в духовных стихах. Накануне дня памяти А. в народе практикуются гадания, в частности в Англии девушки в этот день пытаются узнать о своих буд. супругах.
Ист.: BHL, N 156-167; BHG, N 45-46; Ambrosius. De virg. I 2, 7; De offic. I 16, 203; Damasi Epigr. 43f n. 43; Prudentius. Peristephanon 14 // PL. 60. Col. 580-590; ActaSS. Jan. T. 2. P. 350-363; Ruinart. Acta. T. 2. 1803. P. 32-91; ЖСв. Январь. С. 245-254.
Лит.: Franchi de’Cavalieri P. S. Agnese nella tradizione e nella leggenda. R., 1899; Dufourcq A. Étude sur les gesta martyrum romains. P., 19002. T. 1. P. 23, 26, 28-29, 214-217; P., 19072. T. 2. P. 53-60; ПБЭ. Т. 1. Стб. 280-286; Allard P. Agnès (Saint) // DACL. T. 1. Col. 905-918; Leclercq H. Agnès (Cimietière de Sainte-Agnès) // Ibid. Col. 918-965; Yubaru F. S. Agnès. P., 1907; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 33; Krautheimer R. Corpus Basilicarum Christianarum. R., 1937. T. 1. P. 14-39; Deichmann F. W. Frühchristliche Kirchen in Rom. Basel, 1948; Janin. Églises et monastèries. P. 9.
А. И. Макаров
Иконография
Мц. Агния. Мозаика ц. Сант-Аньезе-фуори-ле-Мура в Риме. 625-638 гг.
Мц. Агния. Мозаика ц. Сант-Аньезе-фуори-ле-Мура в Риме. 625-638 гг.
Изображения А., одни из самых ранних в иконографии святых мучениц, имеются уже на донцах стеклянных чаш IV-V вв. (музеи Ватикана, Болоньи), найденных преимущественно в Риме (нек-рые — из катакомб Сант-Аньезе): А. представлена в позе оранты, в богатых одеждах патрицианки, с волосами, убранными в прическу (иногда с покрытой головой), и с серьгами в ушах. В средневек. искусстве А. изображалась, как правило, с покрытой головой или в драгоценном венце, являющемся символом награды за мученический подвиг и указывающем на знатное происхождение святой. Атрибутами А. являются: агнец (впервые на мозаике сев. стены центр. нефа в базилике Сан-Аполлинаре-Нуово в Равенне, 556 или 569 гг.; на флавеллуме из Турнюса, нач. IX в. (музей Барджелло, Флоренция); в Соборе святых в «Маэста» Дуччо ди Буонинсеньи, 1311 г. (собор в Сиене); среди святых жен в братьев Ван Эйк, 1-я четв. XV в. (ц. св. Бавона в Генте)); пальмовая ветвь (витраж кон. XIII в., ц. св. Дионисия в Эслингене); лилия и виноградная лоза (утраченная фреска в оратории Сан-Сильвестро в ц. Сан-Мартино-аи-Монти в Риме, XIII в.); меч или кинжал — орудие мученичества. Сохранились многочисленные изображения А. в рим. церквах: мозаика в апсиде Сант-Аньезе-фуори-ле-мура, 625-638 гг.,- с предстоящими, в рост; фреска в ц. Санта-Мария-Антиква, 817-824 гг.; фреска в оратории Сан-Сильвестро, ок. 844 г.,- с жемчужным венцом в руках, вместе с др. святыми женами предстоит Богоматери; мозаика в базилике Санта-Прасседе, нач. IX в.; фреска в Санта-Мария-Антиква, X в.,- погрудное изображение в медальоне; мозаика в капелле св. Лаврентия в Латеране, 1215-1227 гг. Циклы изображений со сценами жизни, чудес и мучений А. сохранились в ц. Санта-Мария-ди-Донна-Реджина в Неаполе, сер. XIV в.; в ц. Сан-Теодоро в Павии, нач. XVI в., а также были широко распространены в искусстве Зап. Европы XV-XIX вв. (картины Г. Давида, Тинторетто, Х. Риберы, Доменикино, Мурильо).
Иконогр.: Detzel. Bd. 2. S. 46, 47; Кондаков. Иконография Богоматери. Т. 1. С. 75-82, 86, 282, 335, 342-343; Künstle. Bd. 2. S. 39-43; Doyé F. v. S. Heilige und Selige der römisch-katholischen Kirche, deren Erkennungszeichen, Patronate und lebensgeschichtliche Bemerkungen. Lpz., 1929. Bd. 1. S. 30; Ricci. P. 13, 14; Braun. Tracht und Attribute. S. 45-49; Roig J. F. Iconografia de los Santos. Barselona, 1950. P. 136-137; Kaftal G. Iconography of the Saints in Tuscan Painting // Saints of Italian Art. Firenze, 1952. N 5, 9-13; idem. Iconography of the Saints in Central and South Italian Schools of Painting // Ibid. 1965. N 8-10; Réau. Vol. 3/1. P. 33-39; Frutaz A. P. Il complesso monumentale di Sant’Agnese e di Santa Costanca. Città del Vaticano, 1960; Sciubba S., Sabanti L. Sant’Agnese in Agone. R., 1962; Zimmermanns K. // LCI. Bd. 5. Sp. 58-63.
В. Е. Сусленков
Астрология и талисманы имени
Агния – астрологические атрибуты имени:
- Среди небесных тел девушке покровительствует Солнце.
- Зодиакальный знак, гармонирующий с характером Агнии – Водолей.
- Стихия, родственная носительнице имени – Огонь.
- Цвет – фиолетовый, развивающий мистические способности, философское видение.
- Компаньон от животного мира – саламандра.
- Дерево, гармонизирующее жизнь подопечной – кипарис.
- Покровительствующее носительнице имени растение – календула.
- Камень-талисман – огневик.
- Металл, отражающий состояние души – никель.
Значение имени для девочки
Агния улыбчива, приветлива, охотно соглашается с любыми суждениями – и твердо идет своим путем. Юная Агния рассчитывает только на собственные силы и не доверяет никому, даже близким родственникам. Главная забота девушки – получить хорошее образование. В престижный вуз Агния будет поступать два, три, четыре раза – но добьется своего.
Это строгие женщины, сдержанные и волевые. В принятии решений, как правило, проявляют большую осторожность. Агния очень женственна, но обладает весьма изысканным вкусом и одеваются, как правило, элегантно. Агния обладает даром красноречия и во всем стремятся к совершенству.
Мир такой, каким он предстает, Агнию не удовлетворяет. И в попытках «улучшить» его Ася часто терпит разочарование. Агния обладает большой выдержкой, принципиальна. Особое значение для Агнии имеет хорошее образование и, обладая хорошим вкусом, она может стать экспертом в разных областях искусства — в музыке, живописи, балете. Жизненный путь Аси определяют безошибочно. Их внутренний мир необычайно богат и, если вы заслужите доверие, общение с ней доставит вам большое удовольствие.
Девушка Агния очень привязчива и тяжело переживает разрыв отношений. Это верный и искренний друг и любящая, чувственная жена. Не следует забывать о ее глубокой эмоциональности, поскольку Агния очень ранима.
Значение зодиакального знака и времени года рождения
Это имя обретает новые качества, сочетаясь с зодиакальными знаками:
- С Овном – вспыльчивость, напористость, умение добиваться своего.
- С Тельцом – упрямство, импульсивность, непостоянство.
- С Близнецами – артистичность, мечтательность, творческий потенциал.
- С Раком – эмоциональность, чувствительность, ранимость.
- Со Львом – харизма, самолюбование, жажда внимания окружающих.
- С Девой – усердие, скрупулезность, тонкий вкус.
- С Весами – чувство такта, коммуникабельность, умение находить подход к человеку.
- Со Скорпионом – самостоятельность, твердый характер, умение обеспечивать себя.
- Со Стрельцом – стремительность, умение раскрывать чувства собеседника.
- С Козерогом – умение ставить реалистичные цели, не отступать от намеченного маршрута.
- С Водолеем – неутомимость, развитая фантазия, творческие способности.
- С Рыбами – глубина внутреннего мира, требовательность к окружающим.
Кроме знаков зодиака, на Агнию воздействует время года, в которое она была рождена.
Время года | Характер |
Зима | Противоречивость натуры, эмоциональность |
Весна | Это время года учит элегантности, тонкому чувству стиля, стремлению наполнить пространство вокруг себя красотой |
Лето | Лето прививает эффектность, эксцентричность, способность очаровывать мужчин одним взглядом |
Осень | Осень приносит уравновешенность, умение завоевывать внимание, лидерские качества |