Житие святителя Германа Казанского, день памяти и предсмертный подвиг


Биография и происхождение

В 1505 году в городе Старица, что расположен на берегу реки Волга, родился мальчик – Григорий Садырев-Полев. Его отец – Федор Афанасьевич – происходил из древнего смоленского княжеского рода. Имя своему сыну благочестивый дворянин дал в честь христианского подвижника – преподобного Григория Декаполита.

С детских лет родители воспитывали Григория в строгости, скромности. Рос он кротким и даровитым, любил вместо игр изучать Божественное Писание, предаваться молитвам, чтению псалмов Давидовых.

Жизнеописание святителя

Родители с раннего возраста брали сына на Богослужения, всей семьей строго соблюдали посты. Григорий был настолько усерден в воздержании от пищи, что родственники опасались за его здоровье. Душа мальчика стремилась к тишине, спокойствию, уединению, служению Единому Богу. Поэтому его естественной потребностью стало желание принять постриг, что он и сделал в 25-летнем возрасте в Иосифо-Волоколамском монастыре.

Отец с матерью благословили Григория на иночество. Обряд совершил игумен Гурий. С тех пор юноша был наречен Германом. Федор Афанасьевич вскоре так же поступил на служение в обитель, принял имя Филофей и служил келарем и казначеем. В 1530-1531 годах он подарил монастырю деревню Редькино, которая была в его собственности.

В монастыре будущий святитель Герман переписывал духовные книги. Здесь судьба свела его с невинно заточенным блаженным Максимом Греком.

Слухи о добродетелях Германа дошли до его родного города Старицы. В 1551 году он получил сан архимандрита старицкого Успенского монастыря. Вскоре, в 1554 году, в Москве был созван Соборный суд, на котором разбиралось дело еретика и реформатора Матвея Семеновича Башкина. Решением Собора ему была назначена ссылка в Волоколамский монастырь, сопровождал осужденного святой Герман. В этой обители он остался казначеем.

Бывший игумен Волоколамского монастыря Гурий к тому времени прибыл в Казань, где был возведен на архиепископскую кафедру. Царь Иоанн Васильевич Грозный намеривался распространить веру в Христа на покоренную территорию татарского Казанского царства. С этой целью в Свияжске – уездном городе Казанской губернии, расположенном на реке Свияге – решено было построить монастырь.

Святитель Гурий призвал к строительству Германа, и в 1555 году они встретились в Свияжске. Герман стал настоятелем обители и приложил немало усилий к возведению Никольской церкви, храма Успения Божьей Матери. Сам сподвижник ютился в узкой келье, предавался в ней молитвам, и помогал всем, кто к нему обращался с просьбами. Он же не только руководил братией, но и преуспел в назидании прихожан.

В 1564 году не стало святителя Казанского Гурия. Продолжателем его благого дела, архиепископом Казанским и Свияжским был избран Герман. Несмотря на столь высокий пост, святой оставался простым, открытым и искренним человеком, лишенным лукавства и лицемерия. Он стал достойным продолжателем подвигов и добродетелей своего предшественника.

Архиепископ Казанский и Свияжский

5 декабря 1563 года после многих трудов и подвигов предал Господу свою душу первосвятитель Казанский Гурий. Царь Иоанн Васильевич Грозный и митрополит Московский Афанасий вызвали в Москву Германа, желая возвести его на архипастырский престол в Казани. «Они уже прежде слышали много о ревности сего святого мужа и видели в нем единственного достойного преемника святителю Гурию».

Архиепископ Герман, вызванный соборной грамотой в Москву, сначала отказывался, но потом должен был уступить требованиям царя и Освященного Собора. 12 марта 1564 г. он был рукоположен в архиепископа Казанского и Свияжскаго. «Правя своей паствою, он неуклонно шествовал по следам своего великого учителя и наставника святителя Гурия». Особенно ревностно он заботился о распространении Христовой веры. Для этого он ввел общежитие в Зилантовском монастыре (Зилантов Свято-Успенский монастырь, расположенный в городе Казань на Зилантовой горе), чтобы увеличить число иноков в сей обители и расширить школу для детей инородцев.


Зилантов монастырь. Литография, 1832 г.

Интересно, что отзыв о Германе оставил один из его современников, знаменитый в русской истории князь Курбский Андрей Михайлович (1528-1583 гг.), впоследствии иммигрировавший на Запад: «Герман был человек знатного рода, не столько высок телом, сколько разумом, муж честного и святого жительства, исследователь Священных Писаний и ревнитель по Боге в делах духовных; не был он причастен никакому обычаю лукавому и лицемерию, но был человек простой, истинный, непоколебимый, великий помощник объятым бедами и напастями и весьма милостивый к убогим».

Открытие кельи святителя Германа

В июне 2022 года в память о святителе Германе Казанском в Свияжском мужском монастыре открыли мемориальную келью. В обители к этому времени закончили реставрационные работы, которые длились десять лет.

Маленькая комната хранит историю одного из периодов жизни святого. В ней размещалась печка, и свет проникал через маленькое окно. Здесь Герман Казанский вел скромный образ жизни, даже сам штопал свою одежду. Большую часть времени он посвящал общению с Богом. В келье за давностью лет не осталось личных вещей святого, сохранившаяся реликвия – архиерейская митра святителя Германа – сейчас хранится в музее города Казани.

Келью и раньше посещали христианские паломники. До революции 1917 года здесь бывала великая княгиня царствующего дома Романовых Елисавета Феодоровна (Елизавета Федоровна).

Реставраторы обещают обустроить помещение в историческом стиле XVI века.

Предсмертный подвиг святителя Германа

В 1556 году митрополит Московский и всея Руси Афанасий «за немощью великою» оставил свой пост. Одним из кандидатов, по велению Иоанна Васильевича Грозного, на это место был назначен святитель Герман. Он не хотел занимать эту почетную должность, но вынужден был согласиться. Праведник использовал свое положение, чтобы указать царю на его несправедливость, заставить чистосердечно покаяться, отменить опричнину. Великий князь не мог стерпеть такое ограничение свободы.

Недоброжелатели опричники наговаривали Грозному на святителя Германа. Особенно усердствовал Алексей Басманов и его сын. Великий князь был разгневан обличительными речами святого и изгнал его из покоев митрополичьих.

В опале святитель Герман пробыл два года. Он хотел уехать в Казань, но вынужден был оставаться под надзором, практически в заключении.

Окончил свою земную жизнь Герман Казанский в Москве 6 ноября 1567 года. В то время свирепствовала моровая язва. Но не она погубила святителя. Говорят, что умер он не своей смертью, а причастен к этому был опричник, который по царскому указу отрубил священномученику голову.

Опальный пастырь

При содействии святителя в Казани был построен тогда Иоанно-Предтеченский монастырь, существующий и в наши дни. Строительство этого монастыря — видимой знак ревностного старания святителя о благолепии храмов Божиих. В таких трудах святитель управлял Казанской паствою около двух лет.


Предтеченский собор Ивановского монастыря. Литография Андре Дюрана, 1839 г.

В 1566 г. митрополит Московский Афанасий из-за ухудшающегося здоровья отказался от управления Церковью. Строгая подвижническая жизнь архиепископа Германа хорошо была известна царю Ивану Грозному, и он пожелал, чтобы Герман занял архипастырский престол. По распоряжению царя святитель Казанский был вызван в Москву. Однако в то время Иван IV окружил себя недостойными опричниками, которые злоупотребляли доверием царя и чинили несправедливости и притеснения.

Вызванный по воле царя в Москву Герман сначала отказывался от возлагаемого на него бремени. Но царь не терпел возражений, и Герман должен был поселиться в митрополичьих покоях еще до посвящения в сан митрополита. И тут проявилась его подлинная архипастырская воля, которую так трудно встретить в современных «князьях церкви». Видя, какие несправедливости причиняют людям злые приспешники царя, он стал со скорбью замечать, как сильно изменился характер царя. Верный своему пастырскому долгу, он стал вразумлять государя царя, просить остановить злодеяния и призывал к покаянию.

Святитель заступался за митрополита Филиппа (Колычева), который тоже ревностно обличал царя и опричников. Опричники, узнав об этом, стали говорить царю, что обличения Германа бессмысленны и не стоит великому правителю внимать им. Более всех против святителя выступал царский любимец Алексей Басманов со своим сыном. Все опричники просили царя, чтобы он не возводил Германа на митрополичью кафедру. Иван Грозный послушался своих любимцев. Он повелел передать Герману: «Ты еще не возведен на митрополию, а уже отнимаешь у меня свободу».

Около двух лет святитель пробыл в Москве под опалой. Его не отпускали в Казань, хоть он и считался архиепископом Казанским. В это время его держали под надзором приставов, в заключении. Но нелицемерный обличитель неправды и в неволе был опасен для коварных опричников. Святитель Герман умер в Москве 6 ноября 1567 года во время моровой язвы, но существует мнение, что он каким-то образом убит по царскому приказу.

Согласно житию святителя Филиппа, Герман был убит в своей келье опричником, который отсёк топором ему голову. Вскрытие мощей святителя в 1922 году частично подтвердило эту версию. В описании мощей указывается: «голова его отрублена, и притом способом, необычным при обыкновенной казни, а двумя ударами — одним спереди, отсекшим нижнюю часть, а другим сзади по шее». Погребен святитель Герман был при церкви святителя Николы Свияжского монастыря.

Чудом уцелевшие мощи

Сведения о первоначальном месте погребения святого Германа расходятся: по одним данным – это кремлевский собор Николая Чудотворца Гостунского, по другим – церковь Николы Чудотворца мокрого в Зарядье. К сожалению, ни тот ни другой собор до наших дней не сохранились.

В 1595 году (по некоторым сведениям, в 1592 году) мощи святого были обретены: обнаружены при перестройке церкви Николая Чудотворца, освидетельствованы и по разрешению царя всея Руси Федора I Ивановича помещены в алтарь Успенской церкви Свияжского Богородицкого монастыря.

Все жители Свияжска с почтением и радостью встречали мощи святого Германа. В тот же день стали происходить небывалые чудеса. Когда святой дар внесли в храм, все почувствовали божественное благоухание. Двое слепых, участвовавших в процессии, обрели зрение.

Через сто лет, в 1696 году, мощи вновь освидетельствовали. С тех пор Православная церковь празднует память святителя Германа. В июле 1704 года, состоялось перенесение мощей с алтаря Успенской церкви в Успенский храм.

В 1842 году для святых мощей была изготовлена кипарисовая сребро-позлащенная рака. В 1888 году, при возложении на главу святого Германа новой митры, священнослужители подтвердили, что мощи остаются нетленными. Они отметили, что на шее святителя есть разрез, который подтвердил, что его смерть была мученической.

Говорят, что от мощей отделяли частицы: в 1756 году Екатерина II издала указ, по которому икону с частицей мощей перенесли в Успенский монастырь; в 1849 году такой дар был отправлен в казанский Иоанно-Предтеченский монастырь.

После Октябрьской революции, в 1923 году, как и многие святыни, мощи святого Германа вскрыли для антирелигиозной пропаганды. Рассказывают, что после этого варварского деяния поднялся смерч, который заставил свидетелей спасаться бегством. Советская власть закрыла монастырь в 1925 году, и мощи потерялись.

В 1929 году часть мощей из Иоанно-Предтеченского монастыря была спрятана в храме Ярославских Чудотворцев. В 2000 году русский православный мир вновь обрел эти мощи, и теперь они хранятся в Свияжском Богородице-Успенском и Иоанно-Предтеченском монастырях.

ГЕРМАН

(Садырев-Полев Григорий Федорович; † 6.11.1567, Москва), свт. (пам. 6 нояб., 23 июня, 25 сент., 4 окт.- в Соборе Казанских святителей, в воскресенье после 29 июня — в Соборе Тверских святых), архиеп. Казанский. Основными источниками сведений о жизни святого являются офиц. летописи, акты, казанский летописец Иосифа Крылова (БАН. 24.5.32), волоколамский летописчик Игнатия Зайцева (РГБ. Волок. № 362), Житие митр. сщмч. Филиппа (Колычева), Житие святителей Гурия (Руготина) Казанского и Варсонофия Тверского, написанное Казанским митр. сщмч. Ермогеном (впосл. патриарх Московский и всея Руси), «История о великом князе Московском» кн. А. М. Курбского, Житие Г.

Свт. Герман, архиеп. Казанский. Эмаль. 2-я пол. XIX в. (ГМЗРК) Свт. Герман, архиеп. Казанский. Эмаль. 2-я пол. XIX в. (ГМЗРК)

По словам кн. Курбского, Г. был «светла рода человек, яже Полевы нарицаются, та шляхта по отчине» (Стб. 318). Полевы вели свое происхождение от боярина Александра Борисовича Поля — потомка смоленских князей. Княжеский титул потерял Ф. Д. Полев, прапрадед Г., поступивший на службу к волоцкому кн. Борису Васильевичу. Полевы имели вотчины в Волоцком у., были связаны с Иосифовым Волоколамским в честь Успения Пресв. Богородицы муж. мон-рем, принимали там постриг, в мон-ре находилась их родовая усыпальница. (Ни отец Г., ни он сам не отмечены ни в одной родословной Полевых — Шокарев. С. 18-19.)

Г. был сыном Садыря (в Крещении Федора) Полева, имевшего вотчины в Волоцком у. Ф. И. Полев упоминается как свидетель в грамоте о продаже деревни Иосифову Волоколамскому мон-рю в 1526/27 г. В 1530/31 г. он пожертвовал Волоцкому мон-рю дер. Редькино (АФЗХ. Т. 2. С. 95, 110-114) и примерно в то же время принял в обители монашеский постриг с именем Филофей. Занимал в мон-ре должности келаря (1544/45-1546/47), казначея (1547/48 и 1552/53), в 1553/54-1554/55 гг. был одним из соборных старцев и участвовал в совершении земельных сделок. В 1553 г. старец Филофей возглавил суд над Матвеем Башкиным. В 1561 г. отец Г. при невыясненных обстоятельствах был зарезан.

Г. Полев принял постриг в Иосифовом Волоколамском мон-ре, где занимался перепиской книг под рук. св. Гурия (Руготина). По монастырским описям 1545 и 1573 гг. известны 3 рукописи, созданные Г.: Евангелие, Богородичник и Псалтирь, в обители хранилась принадлежавшая Г. печатная Псалтирь (КЦДР: Иосифо-Волоколамский мон-рь как центр книжности. Л., 1991. С. 24, 27, 44, 57, 65, 67, 165). В нач. 1551 г. Г. был назначен архимандритом старицкого в честь Успения Пресв. Богородицы муж. мон-ря, ранее являлся настоятелем Отмицкого (Вотмицкого) мон-ря в честь Покрова Пресв. Богородицы в устье р. Тьмы близ Твери. Описная книга Старицкого мон-ря 1607 г. перечисляет многочисленные вклады Г. в обитель — «образы-складни Спасов образ да Николы чудотворца… да складни Пречистыя Богородицы Одигитрия, а на другой стороне святители и преподобные… да паногея Живоначальная Троица, да Пречистая Воплощение… да Егорей чудотворец на кости, обложен серебром сканью воротной», икона мч. Мины, серебряный крест-мощевик (Описные книги Старицкого Успенского мон-ря. С. 19). Вероятно, во время процесса над Башкиным Г. был в Москве, поскольку именно ему выпало сопровождать осужденного в заточение в Иосифов Волоколамский мон-рь. Там Г. остался, в 1554 г. являлся казначеем (Книга ключей. С. 46, 51), в 1551/52, 1553/54 и 1555/56 гг. принимал участие в поземельных сделках мон-ря (АФЗХ. Ч. 2. № 236, 246, 247, 252).


Прп. Павел Препростой, святители Варсонофий Тверской, Гурий и Герман Казанские, прп. Евдокия Московская. Икона. XX в.

Прп. Павел Препростой, святители Варсонофий Тверской, Гурий и Герман Казанские, прп. Евдокия Московская. Икона. XX в.

3 февр. 1555 г. Г. стал архимандритом новоучрежденного свияжского в честь Успения Пресв. Богородицы муж. мон-ря, в Казань прибыл вместе с архиеп. Казанским св. Гурием и архим. св. Варсонофием (впосл. епископ Тверской). Г. активно занимался миссионерской деятельностью, к-рая охватывала нагорную (правобережье Волги) сторону Казанского края (св. Варсонофию было поручено христ. просвещение левобережной стороны с Казанью). В Свияжском мон-ре приняли Крещение тысячи местных жителей — чувашей и татар. В 1557 г., когда производилась раздача земель, покинутых жителями во время Казанской войны (1552-1557), Г. добился выделения мон-рю больших массивов земель в Свияжском и Казанском уездах, эти земли уже при Г. стали осваиваться. Свияжский мон-рь стал крупнейшим в крае, к времени секуляризации церковных имуществ (1764) на землях, полученных обителью при Г., находилось ок. 60 сел и деревень, жило более 8 тыс. ревизских душ. При Г. в обители были воздвигнуты каменные храмы: во имя свт. Николая Чудотворца с колокольней и трапезной (освящен 6 янв. 1556), собор в честь Успения Пресв. Богородицы (освящен 12 сент. 1558), к-рый во время настоятельства Г. был расписан фресками. Согласно писцовой книге 1568 г., б-ка Свияжской обители насчитывала до 152 книг, из к-рых 8 были пергаменными. При Г. в Казани было основано подворье Свияжского мон-ря, превратившееся к кон. XVI в. в самостоятельный казанский во имя св. Иоанна Предтечи муж. мон-рь. Свт. Гурий поручил свияжскому архимандриту все сельские церковные причты Свияжского у., а мон-рь освободил от своего суда.

После смерти свт. Гурия Г. 12 марта 1564 г. был избран архиепископом Казанским. Согласно Житию святителей Гурия и Варсонофия, Г. «пас Церковь Божию три лета и восемь месяцев». В Казани святитель провел не более 2 лет. В это время он ввел общежитие в Зилантовой пуст. (см. Зилантов казанский в честь Успения Пресв. Богородицы муж. мон-рь), что дало возможность увеличить число ее братии. Более года Г. провел в Москве, где и скончался. Последние упоминания святителя в документах относятся к весне-лету 1566 и нач. 1567 г. 12 апр. 1566 г. он поручился за кн. М. И. Воротынского (СГГД. Ч. 1. № 189). В воскресенье 9 июня того же года архиепископы Пимен Новгородский и Г. вместе с Ростовским еп. Никандром служили соборно литургию в московском Успенском соборе (СбРИО. 1892. Т. 71. С. 364 (№ 16)). 2 июля 1566 г. Г. подписал приговорную грамоту Земского собора о продолжении войны с Литвой (ПСРЛ. Т. 13. С. 402; Т. 29. С. 350; Антонов. С. 172, 180), назван в летописи под 25 июля среди участников освященного Собора, избравшего митрополитом Филиппа (Колычева) (ПСРЛ. Т. 13. С. 403; Т. 29. С. 351). (На грамоте Земского собора подписи Новгородского архиеп. Пимена и Г. сделаны сходными почерками (воспроизведены: Калугин В. В. Андрей Курбский и Иван Грозный: (Теоретич. взгляды и лит. техника древнерус. писателя). М., 1998. С. 19), на приговоре об избрании митрополита подпись Г. (как и Суздальского еп. Елевферия) отсутствует (СГГД. Ч. 1. № 193).) Под 1566/67 (7075) г. Г. как епархиальный архиерей упоминается в писцовой книге Казани при описании владений архиерейского дома (Список с писцовых книг по г. Казани с уездом. С. 65-70).

Собор Казанских святителей: Гурий, Герман, Варсонофий. Икона. 2-я пол. XIX — нач. XX в.

Собор Казанских святителей: Гурий, Герман, Варсонофий. Икона. 2-я пол. XIX — нач. XX в.

Обстоятельства кончины святителя источники излагают по-разному. Согласно Курбскому, после оставления кафедры митр. Афанасием (19 мая 1566) и до возведения на нее сщмч. Филиппа (25 июля 1566) Г. «умолен был от князя великого… да будет архиепископом Руские митрополии: он же, аще и много возбраняшесь от тое вещи, так от него (царя.- Авт.), яко и соборне, принужден к сему». Ок. 2 дней Г. провел «на митрополичье дворе», где имел беседу с царем Иоанном IV Васильевичем, во время к-рой святитель убеждал царя обратиться к праведной жизни. Через 2 дня Г. был найден «во дворе своем мертв… овыи глаголют удушенна его тайне, за повелением его (царя.- Авт.), овы же ядом смертоносным уморенна» (Курбский. Стб. 317-318). Согласно рассказу Курбского, Г. был убит между 19 мая и 25 июля 1566 г., чему противоречат документы, свидетельствующие, что архиерей был жив в нач. 1567 г. Информация Курбского о том, что смерть Г. была насильственной, подтверждается Житием сщмч. Филиппа, согласно к-рому Г. был единственным из архиереев, кто выступили в поддержку митрополита против введения опричнины, убеждал царя, что напрасно он ищет лжесвидетелей на праведника.Вскоре Казанский архиерей погиб в своей келье от руки опричника, к-рый 2 ударами топора отсек ему голову. Переоблачение мощей святителя в 1888 г., когда на его главу была возложена новая митра, и вскрытие мощей Г., имевшее место летом 1922 г., отчасти подтвердили достоверность сведений, приведенных в Житии сщмч. Филиппа: в описании мощей Г. о (Тверской Патерик. С. 105). Однако рассказ Жития митр. Филиппа также создает хронологические сложности, т. к., по свидетельству новгородского летописца, конфликт царя с митр. Филиппом начался в марте 1568 г., т. е. после кончины Г. Можно думать, что смерть Казанского архиепископа стала следствием какого-то конфликта между ним и царем в связи с осуждением Г. опричных репрессий. По сообщению Жития святителей Гурия и Варсонофия, Г. скончался 6 нояб. 1567 г. от морового поветрия. 2 февр. 1568 г. Казанским архиепископом стал Лаврентий.

Г. был похоронен архимандритом Свияжского мон-ря Иродионом и архимандритом московского Новоспасского мон-ря Иеремией 6 (по др. сведениям, 14) нояб. 1567 г., согласно завещанию святителя, в московской ц. во имя свт. Николая (Николы Мокрого) в Китай-городе в Зарядье. В 1591 г. в результате перестройки храма были обретены мощи Г., от них начали совершаться чудотворения. По просьбе Казанского митр. Ермогена царь Феодор Иоаннович и патриарх Московский и всея Руси свт. Иов разрешили перенести мощи архиерея в Свияжский мон-рь. Торжественная встреча святыни в мон-ре Казанским митрополитом, братией мон-ря и горожанами состоялась 25 сент. 1592 г. В тот же день митр. Ермоген совершил отпевание Г. архиерейским чином, мощи святителя были помещены в алтаре Успенского собора с правой стороны. Характеристику Г. дал в своем сочинении кн. Курбский: «Бе он яко тела великого муж, так и разума многаго, и муж чистаго и воистинну святаго жительства, и священных писаней последователь, и ревнитель по Бозе, и в трудех духовных мног». По словам Курбского, Г. был «отчасти причастен» учению прп. Максима Грека и был «человек простый, истинный и непоколебим в разуме, и велик помошник был в напастех и в бедах обьятым, тако же и ко убогим милостив зело» (Курбский. Стб. 318- 319).

Житие и служба Г. с чудесами и надгробным словом написаны мон. Иоанном между 1657 и 1672 гг. по благословению и со слов Казанского митр. Лаврентия на основе Житий сщмч. Филиппа и свт. Гурия. В службе (5-я песнь канона) содержатся свидетельства митр. Лаврентия об исцелении его по молитвам к Г. Житие Г. малоинформативно, в нем святитель особо прославляется как основатель и настоятель Свияжского мон-ря. В 1696 г. Казанский митр. Маркелл по благословению патриарха Адриана свидетельствовал мощи Г., к-рые были перемещены в новую липовую, обложенную серебром гробницу, при этом по просьбе симбирских граждан и духовенства отделена была для Симбирска частица. 23 июня 1714 г. по благословению Казанского митр. Тихона (Воинова) мощи Г. были перенесены из алтаря на середину храма, где они открыто почивали до 1918 г. В память об этом перенесении тогда же был установлен праздник 23 июня, составлена служба. В 1842 г. мощи переложили в новоустроенную из кипариса сребро-позлащенную раку, в 1888 г. на главу святителя была возложена новая митра. Поскольку в результате данного переоблачения стали очевидны следы насильственной кончины святителя, настоятель Свияжского мон-ря архим. Вениамин исправил службу Г. и написал акафист, в к-ром святитель прославлялся как страстотерпец. Однако Святейший Синод своим определением 25 окт. 1889 г. не разрешил публикацию этих текстов. Результаты осмотра мощей отразились в утвержденном архим. Вениамином Житии Г., автором к-рого является П. В. Знаменский (Каз., 1894). К нач. XX в. в Свияжском мон-ре существовала небольшая келья Г. под колокольней, при гробнице святителя хранились иглы, нитки, наперсток, к-рыми он пользовался в келейных занятиях.

Г. было посвящено неск. храмов, преимущественно в Казанской епархии: во имя Г. были освящены храмы в Свияжском мон-ре и на колокольне казанского Благовещенского собора, 4 придела в приходских храмах Свияжского у. Во имя святителей Гурия, Г. и Варсонофия были освящены церкви в казанской Суконной слободе и в татаро-крещенской школе, приписанной к казанскому Спасо-Преображенскому мон-рю, а также в ряде сел Казанской губ. В Тверской епархии во имя Г. был устроен придел в Троицком соборе старицкого Успенского мон-ря, в селижаровском Свято-Троицком мон-ре действовала ц. во имя Гурия, Г. и Варсонофия. В наст. время в Казанской епархии имеются 2 церкви во имя святителей Гурия, Варсонофия и Г.

В 1918 г. Свияжский мон-рь был закрыт. Летом 1922 г. состоялось вскрытие мощей Г. По местному преданию, во время вскрытия по Волге прошел смерч, из-за чего собравшиеся разбежались и мощи святителя остались в обители, монашеская жизнь в к-рой сохранялась до 1929 г. Впосл. святыня была утрачена. Сохранилась частица мощей, перенесенная в 1849 г. в казанский Иоанно-Предтеченский мон-рь. По-видимому, с 30-х гг. XX в. (после окончательного упразднения Иоанно-Предтеченского мон-ря в 1929) эта частица сохранялась под престолом кладбищенского казанского храма во имя Ярославских чудотворцев, была обретена в 2000 г. Ныне эта частица разделена: одна часть хранится в Иоанно-Предтеченском мон-ре, другая — в Успенском соборе Свияжского мон-ря.

Ист.: СГГД. М., 1813. Т. 1. (№ 189). С. 545- 556 (№ 192), 557 (№ 193); ДРВ. Продолж. Ч. 5. С. 241; Платон (Любарский), еп. Сб. древностей Казанской епархии… сост. в 1782 г. Каз., 1868. С. 63 [Житие святителей Гурия и Варсонофия, написанное сщмч. Ермогеном]; Артемьев А. Историч. рукописи б-ки имп. Казанского ун-та // ЖМНП. 1854. Кн. 83. № 7. Отд. 3. С. 10, 11 [Писцовая книга Свияжска]; Список с писцовых книг по г. Казани с уездом. Каз., 1877; Курбский А. М. История о великом князе Московском // Соч. СПб., 1914. Т. 1. Стб. 317-319. (РИБ; Т. 31); Список с писцовой и межевой книги г. Свияжска. Каз., 1909; Описные книги старицкого Успенского мон-ря 7115 (1607) г. Старица, 1911. С. 19, 59-60; Книга ключей и Долговая книга Иосифо-Волоколамского мон-ря XVI в. / Под ред. М. Н. Тихомирова, А. А. Зимина. М., 1948. С. 46, 51; АФЗХ. Ч. 2. № 236, 246, 247, 252; Каштанов С. М. Возникновение рус. землевладения в Казанском крае: (Док-ты) // УЗ Казанского гос. пед. ин-та. Каз., 1973. Вып. 116. С. 3-35; ПСРЛ. М., 2000. Т. 13. С. 382, 402, 403; М., 1965. Т. 29. С. 333, 350, 351; Антонов А. В. Приговорная грамота 1566 г. // РД. 2004. Сб. 10. С. 172, 180.

Лит.: Елисеев Г. З. Жизнеописание святителей Гурия, Германа и Варсонофия, Казанских и Свияжских чудотворцов. Каз., 1847. С. 30-47, 72-88; Филарет (Гумилевский). РСв. Нояб. Чернигов, 18652. С. 335- 342; Леонид (Кавелин). Св. Русь. С. 200; [Знаменский П. В.] Житие свт. Германа, второго архиеп. Казанского, всея России чудотворца. Каз., 1894; Азлецкий П. В. Описание Иоанно-Предтеченского муж. мон-ря в г. Казани. Каз., 1898. С. 4-5, 10-12; Голубинский. Канонизация святых. С. 119; Крылов И. П. Материалы по истории г. Старица. Старица, 1904. Вып. 1; Покровский И. М. Гермоген, митр. Казанский // Изв. Об-ва археологии, истории и этнографии при Казанском ун-те. Каз., 1907. Т. 23. Вып. 3; он же. Казанский архиерейский дом, его средства и штаты. Каз., 1906. С. 41-43, 123-129; Яблоков А. П., прот. Первоклассный муж. Успенско-Богородицкий мон-рь в г. Свияжске Казанской губ. Каз., 1906. С. 13-14, 31, 35, 69-83; он же. Город Свияжск Казанской губ. и его святыни. Каз., 1907. С. 105-120; Тверской патерик: Кр. сведения о Тверских местно чтимых святых. Каз., 1907. Тверь, 1991р. С. 101-109; Зимин А. А. И. С. Пересветов и его современники: (Очерки по истории рус. обществ.-полит. мысли сер. XVI в.). M., 1958. С. 173; он же. Крупная феодальная вотчина. М., 1977 (по указ.); он же. Опричнина. М., 20012. С. 157- 159, 161- 162, 165, 349, 351, 353; Каштанов С. М. К истории феодального землевладения в Свияжском у. в 70-х гг. XVI в. // УЗ Казанского гос. пед. ин-та. Каз., 1978. Вып. 184. С. 132-142; Дмитриева Р. П. Герман Полев // СККДР. Вып. 2. Ч. 1. С. 152- 153; Прохоров Г. М. Иоанн // Там же. Ч. 2. С. 59-60; Ульяновский В. И. Россия в начале Смуты: Очерки соц.-полит. истории и источниковедения. К., 1993. Ч. 2. С. 121, 125, 132- 133. Примеч. 40; Шокарев С. Ю. Полевы: Потомки боярина Александра Поля // История моск. боярства XIV-XVII вв.: Тез. докл. науч. конф. Нояб., 1997. М., 1997. С. 16-20; Колобков В. А. Митр. Филипп и становление моск. самодержавия: Опричнина Ивана Грозного. СПб., 2004. С. 110- 111, 116- 117, 123, 124, 125, 126, 130, 131, 132, 216, 241, 242, 260, 261, 267, 268.

К. Ю. Ерусалимский, Е. В. Липаков

Иконография

Г. изображается как святитель в фелони и омофоре; борода небольшая: «Рус, брада Никиты мученика, в шапке, ризы святительския» (Большаков. Подлинник иконописный. С. 46), «… власы на главе с ушей свились, ризы святительския с омофором, на главе шапка, яже есть митра архиерейская, в руках Евангелие» (Филимонов. Иконописный подлинник. С. 38). Иконописные подлинники под 6 нояб. отмечают, что образ Г., так же как и святителей Гурия и Варсонофия, «типом русский… высокого роста, с небольшой, продолговатой, русой, с малой проседью бородой; лицом худ; в фелони, омофоре и митре, на груди крест» (Фартусов. Руководство к писанию икон. С. 68). В миниатюрах лицевых Житий святителей Гурия и Варсонофия Г.- «первоначальник… в граде Свияжске обители», отправившийся на миссионерское служение в сане архимандрита, представлен в фелони и монашеском клобуке.

Иконы Г. как местночтимого святого появились в свияжском Успенском мон-ре, по-видимому, уже в кон. XVI в. В монастырской описи 1614 г. зафиксированы 2 местные иконы в Успенском соборе у св. мощей Г., находившихся в «полатке каменной» в юж. алтарной части собора: прп. Григория Декаполита (небесного покровителя Г. по мирскому имени) с Г. и свт. Гурия Казанского с Г., на обеих — святые в молении образу Богоматери «Знамение» в небесном сегменте (Опись свияжского Богородицкого муж. мон-ря 1614 г. Каз., 1892. С. 15 (отд. отт. из: Изв. по Казанской еп. 1892. № 17-18)).

В кон. XVII в., когда почитание святого стало общерусским (в 1695 его нетленные останки были переложены в новую, липовую, обложенную серебром раку), иконография Г. получила дальнейшее развитие. Видимо, к XVII в. относилась пядничная икона Г. из ризницы Казанского собора в Москве, к-рая к 1771 г. была уже «ветхой» (Опись церковной утвари и ризницы моск. Казанского собора 1771 г. // Культура средневек. Москвы: XVII в. / Публ., вступ. ст.: С. А. Смирнов. М., 1999. С. 405). На прориси кон. XVII в. (ГИМ) с подписью «образецъ Максимовъ» Казанские святители Гурий, Г. и Варсонофий — в фелонях, омофорах, невысоких митрах, с Евангелиями, в молении Спасителю; Г.- с короткой бородой, двуперстно благословляет, держит Евангелие на покровенной руке. Подобные иконы бытовали, очевидно, достаточно широко: напр., в местном ряду иконостаса Никольской ц. Свияжского мон-ря (Яблоков. С. 60), в Благовещенской ц., «что на верхнем посаде за Дмитриевскими [Кремлевскими] воротами» Н. Новгорода (Макарий (Миролюбов), архим. Памятники церк. древностей: Нижегородская губ. СПб., 1857. С. 91). В кон. XVII — нач. XVIII в. получили распространение иконы др. извода — святители Гурий, Г. и Варсонофий с видом Казанского кремля (ПЭ. Т. 6. С. 670-672): Г. изображен 2-м, за свт. Гурием. На раме от Тихвинской иконы Божией Матери нач. XVIII в. из Троицкой ц. Свияжска с избранными святыми, Московскими и Казанскими святителями (ГМИИРТ), на нижнем поле слева помещен фронтально образ Г., далее — святителей Гурия и Варсонофия (в соответствии с иконописным подлинником Г. и свт. Гурий выше свт. Варсонофия).

Свт. Герман, архиеп. Казанский. Прорись. Мастер прот. Вячеслав Савиных. 80-е гг. ХХ в. Свт. Герман, архиеп. Казанский. Прорись. Мастер прот. Вячеслав Савиных. 80-е гг. ХХ в. В 1-й четв. XVIII в., когда Свияжский мон-рь, как и при Г., вновь стал центром миссионерской деятельности среди инородцев (прежде всего черемисов), по заказу митр. Казанского и Свияжского Тихона (Воинова) была написана икона Г. на кипарисовой доске (31,2×26,7 см) в чеканном серебряном позолоченном окладе, почитавшаяся чудотворной. В 1710 г. в медный посеребренный киот иконы была вложена бо́льшая часть мощей Г. Со 2-й Недели по Пасхе до поздней осени икону носили по домам в Свияжске, окрестным селам и деревням (Житие свт. Германа, второго архиеп. Казанского, всея России чудотворца. Каз., 1894. С. 32; Яблоков. С. 80-81). С 70-х гг. XVIII в. крестный ход с чудотворной иконой Г. совершался по уездным городам и селам Казанской, Симбирской и Самарской епархий, от иконы совершались исцеления (Викентий, иером. Свияжский Богородицкий Успенский мон-рь Казанской еп. Каз., 1905. С. 27, 30-32). Икона Казанских святителей 1709 г. была послана митр. Тихоном переселенцам из Казани в Таганрог, на ее обороте была сделана об этом пространная надпись ([Димитрий (Самбикин), архим.]. Указатель храмовых празднеств Воронежской еп. Воронеж, 1884. Вып. 1. С. 170-173).

В Свияжском мон-ре в небольшой келье Г. при колокольне Успенского собора хранилась икона святого в рост, возможно древняя,- к сер. XIX в. она была «ветхая и истертая» (Жизнеописания святителей: Гурия, Германа и Варсонофия, Казанских и Свияжских чудотворцев. Каз., 1847. С. 47-48). Отдельные иконы Г. существовали в иконостасе сев. теплого придела во имя Г. в Успенском соборе (упом. в монастырской описи 1763), в трапезной Никольской ц., в небольшой каменной ц. во имя Г. 1799 г. (заменила придел) при братском корпусе (Яблоков. С. 39, 46-47). «Старинный образ Святителя, во весь рост на холсте написанный и представляющий весьма точные черты лица его», в посл. четв. XIX в. был наклеен на доску от раки св. мощей Г. 1696 г. (Житие иже во святых отца нашего Германа, архиеп. Казанского и Свияжского, чудотворца. М., 1882. С. 30). «Древнюю» икону Г. с частицей св. мощей, принадлежавшую казанскому роду Зобниных в 1904 г. передали в старицкий Успенский мон-рь, где Г. был поставлен в архимандрита (Яблоков. С. 75). В Вознесенской надвратной ц. Свияжского мон-ря находилась икона свт. Николая и Г. со Спасителем вверху, в местном ряду иконостаса монастырской крещальни XVIII в. при Ильинской больничной ц.- Казанская икона Божией Матери с предстоящими свт. Николаем и Г. (Там же. С. 42, 59). На серебряном чеканном покрытии 1-й пол. XIX в. престола Успенского собора на зап. грани было изображение Тайной вечери, св. Иоанна Предтечи, свт. Николая, равноап. вел. кн. Владимира и Г. (Там же. С. 48).

В XIX в. традиц. иконография Г. сосуществовала вместе с новой. На 3-створчатом складне 1-й четв. XIX в. (с Деисусом в центре) на правой створке — Казанские святители Гурий, Варсонофий и Г. в повороте к центру, за ними — прп. Евдокия (НТМЗГД). Новая композиция — на окладе 1836 г. от иконы Казанских святителей с отверстиями для мощевиков: Г. слева, свт. Варсонофий справа обращены к свт. Гурию в центре (ГОМРТ). На подобной иконе Казанских святителей 2-й пол. XIX — нач. XX в. Г., Гурий и Варсонофий в рост в той же композиции под Казанской иконой Божией Матери (воспроизв.: Энциклопедия правосл. святости / Авт.-сост. А. И. Рогов, А. Г. Парменов. М., 1997. Т. 1. С. 294). На серебряном позолоченном чеканном покрытии новой кипарисовой раки 1843 г. были воспроизведены сюжеты Жития Г.; на крышке — образ 1892 г., где святой представлен в низкой митре, с благословляющей десницей и с Евангелием (по фотографии 1922). Перед ракой стояла большая икона «древнего письма» Г. в рост в серебряном окладе (Яблоков. С. 77-78). На иконах 2-й пол. XIX — нач. XX в.- Г. в фелони, омофоре, высокой митре, с Евангелием, на фоне пейзажа; вверху — Казанская икона Божией Матери (воспроизв.: Троицкий Г. Св. Герман, архиеп. Казанский и Свияжский: К 400-летию преставления // ЖМП. 1967. № 12. С. 54).

Образ Г. был включен в программу росписи арки хоров (70-е гг. XIX в., худож. В. Д. Фартусов) в зап. части храма Христа Спасителя, посвященной святым, «насаждавшим в нашем отечестве православную веру» (Мостовский М. С. Храм Христа Спасителя / [Сост. закл. части: Б. Споров]. М., 1996п. С. 81-82). В росписи сер.- 2-й пол. XIX в. трапезной Успенского собора Свияжского мон-ря сохранилось ростовое изображение именословно благословляющего Г. с посохом. На сев. фасаде трапезной этого собора в 1893 г. было написано изображение святого, в Вознесенской надвратной ц.- перенесение мощей Г. (2-я пол. XIX в.) (Яблоков. С. 58-60, 80).

Изображения Г. бытовали также в произведениях декоративно-прикладного искусства (шитье, резьба, эмали). В ризнице Свияжского мон-ря хранился шитый покров благословляющего именословно Г. с Евангелием в левой руке (Там же. С. 82). На саккосе 60-х гг. XVII в. митр. Казанского и Свияжского Лаврентия — Г. на вставной полосе XVIII в., сзади по подольнику (Силкин. С. 295). Во 2-й пол. XIX в. получили распространение небольшие резные иконы Г. работы мастеров Сергиева Посада с ростовым изображением святого (ГОМРТ); на др. подобной иконе надпись: «Изъ Города Свияжска отъ мощей святителя Германа 1873го года 14го Iюня» (ГМИИРТ). Поясное изображение Г. (в низкой митре, с короткой бородой) имеется на ростовской эмали 2-й пол. XIX в. (ГМЗРК) с надписью: «св. Германъ арх. свiяж.».

В составе Собора русских святых Г. представлен среди святителей на поморских иконах кон. XVIII — нач. XIX в. (МИИРК), 1814 г. мастера П. Тимофеева (ГРМ; прорись — Маркелов. Т. 1. С. 461), 1-й пол. XIX в. (ГТГ), а также в композиции, разработанной мон. Иулианией (Соколовой) в кон. 20-х — нач. 30-х гг. XX в. (икона в ризнице ТСЛ — Алдошина Н. Е. Благословенный труд. М., 2001. С. 231-239), -1-й во 2-м ряду в группе Казанских святых на фоне храма с Казанской иконой Божией Матери на фасаде; на рисунках из лицевых святцев рус. святых, созданных мон. Иулианией после 1959 г. (частное собрание),- под 6 нояб. вместе с преподобными Варлаамом Хутынским, Лукой и Меркурием Киево-Печерскими.

Лит.: Яблоков А. П., прот. Первоклассный муж. Успенско-Богородицкий мон-рь в г. Свияжске Казанской губ. Каз., 1906; Иконные образцы XVII — нач. XIX в.: Иконография рус. святых / ГИМ; предисл. и сост.: З. П. Морозова. М., 1993. С. 26; Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 1. С. 460-461. Т. 2. С. 83-84; Уральская икона: Живописная, резная и литая икона XVIII — нач. XX в. Екатеринбург, 1998. Кат. № 60. С. 156; Раифа. Свияжск / Сост.: Т. А. Горшков и др. Каз., 2001. С. 152; Силкин А. В. Строгановское лицевое шитье. М., 2002. С. 294-297. Кат. № 95; Рус. мон-ри: Ср. и Ниж. Волга. Казанская [и др.] епархии. Новомосковск; М., 2004. С. 53.

Н. Н. Чугреева

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]