Зажигание свечей в шаббат
Телеграм канал @ieshua.org
Существует субботняя молитва о зажигании свечей. И вот я слышала, что она некорректная, поскольку якобы Всевышний не заповедал зажигать свечи в шаббат. Хочу узнать ваше мнение — стоит ли ее использовать, и откуда вообще взялась эта традиция? (Алина)
Отвечает Дмитрий Ю., мессианский учитель:
Попробуем ответить относительно того, что заповедал Всевышний в шаббат.
Есть пять мицвот (заповедей), которые предписаны по традиции еврею. Две позитивные и три запрещающие.
Отдых в субботу. «А в седьмой день отдыхай» (Шмот, 23:12)
Делать шабат святым. «Помни день субботний, чтобы его освящать» (Шмот, 20:8).
Ну, понятно, что тут есть повод для творчества — как именно освящать и как именно отдыхать.
Думаю, гораздо больший повод для творчества, это следующие заповеди:
Запрещено работать в субботу. «Не делай никакой работы в шабат» (Шмот, 20:10).
Ну, на тему — что есть работа, а что таковой не является — тут те, кто ее создают, нашу традицию, не устают трудиться до сегодняшнего дня и продолжают выносить решения, что является работой, а что нет.
Запрещено выходить за пределы разрешенной дистанции от границ города в субботу. Шмот 16:29 «Пусть никто не выходит из этого места в седьмой день»
Опять таки, мы были в пустыне, а не в городе, ну и понятно, что дистанция субботнего пути была не указана, и 2000 локтей, так сказать, это творчество мудрецов.
Ну вот собственно мы и добрались до огня.
В субботу запрещено зажигать огонь. Шмот, 35:3 «Не зажигайте огонь в ваших поселениях в субботу» Итак, мы можем видеть запрет на зажигание огня.
Шмот, 16:23 И сказал он им: вот что говорил Господь: покой, суббота святая Господу завтра; то, что печь вам, пеките и что варить вам, варите; все же излишнее отложите на сбережение до утра
Ну, понятно, и приготовление пищи, так как оно было связанно с разжиганием огня. Итак, пять основных, на этом все не заканчивается.
Итак, где же мы можем видеть заповедь зажигать, когда мы видим заповедь не зажигать и откуда взялась традиция зажигать, когда есть запрет не зажигать?
Думаю, что все достаточно просто. Вся семья собирается на праздничный ужин, который предстоит провести в темноте, из-за запрета зажигать огонь. Не проще ли приготовиться к этому и зажечь огонь, когда это еще можно делать до наступления шаббата? Так что, традиция зажигать свечи субботы, чтобы не кушать в темноте, думаю, возникла из запрета зажигать огонь в шаббат.
Вернемся еще к одной из заповедей святить шаббат. Святить, отделить его от всех остальных дней — отсюда и появилась традиция отделения (освящения), когда мы встречаем и провожаем шаббат. Перед наступлением шаббата мы зажигаем свечи и молимся, после того как шаббат подошел к концу, мы также молимся и зажигаем свечи.
Таким образом, мы не только встречаем субботу, но и провожаем ее, отделяя ее с двух сторон от всей недели. Люди слыхали о встрече субботы, но большинство не слыхали про авдалу (проводы).
Так что, если вы разделяете дни для Господа, можете читать молитву в начале субботы и в ее конце, ну для того, чтобы отделить шаббат.
Можно так же молиться каждое утро и каждый вечер, — тоже, как мне кажется, неплохая практика :), может при этом не сопровождаться зажиганием свечей.
Ну, если понравиться — можете зажигать.
Итак, мы живем в Новом Завете и нам верующим Нового Завета сказано:
Рим.14:6 Кто различает дни, для Господа различает; и кто не различает дней, для Господа не различает. Кто ест, для Господа ест, ибо благодарит Бога; и кто не ест, для Господа не ест, и благодарит Бога.
Так что, если вы решите зажигать свечи в шаббат и молиться — не согрешите, если этого делать не будете, тоже не согрешите, поступайте по удостоверению своего ума.
В общем, как я понимаю, Всевышнему доставляет удовольствие, когда вся семья собирается за праздничным столом, благодарит Его за то, что Он дал, благословляют Творца, отец благословляет детей и жену. Лично я ничего плохого в этом не вижу — семья вместе, дети видят правильный порядок вещей в доме. Как мне кажется, неплохая традиция.
Так что, думаю, что если кто-то считает такую традицию некорректной, мне она лично нравится и моим домашним тоже. Если кто-то считает иначе — может этого не делать.
Лично я не вижу ничего некорректного, если моя семья и мои друзья, или просто гости, сядут в конце недели за стол, зажгут свечи (ну, хотя бы для романтики), и скажем все вместе спасибо Творцу за то, что ОН провел эту неделю с нами, и попросим Его благословить эти выходные и быть в месте с нами.
Надеюсь, что в этом ответе вы таки найдете то, что искали для себя.
Пожертвовать Последнее: 28.02. Спасибо!
Подписывайтесь: Telegram • Facebook • • • Twitter • Instagram • Youtube
Ещё по теме:
- Можно ли покрывало для хал использовать для хлебопреломления?
- Законы «лашон а-ра» (злого языка) применимы для мессианских евреев?
- Зажигать свечи шаббата — заповедь Божья?
- Если «возлюби ближнего» — это весь закон, зачем нас учат о десятине, субботе и т.д.?
Значение Хануки
Ханука – один из древнейших праздников, что сохранились и дошли до наших дней, не претерпев особых изменений. Хочу заметить, что еврейский календарь значительно отличается от привычного нам, поэтому 9-12 декабря – лишь условная дата начала Хануки. Однако именно конец года является ключевым для праздника. В это время дни становятся короче, а ночи – темнее и длиннее.
Название праздника таит в себе немало загадок. Если мы попробуем перевести его дословно, то получим следующее: “хану” – “достижение покоя” и “ку” – “двадцать пять”. На первый взгляд, кажется не совсем понятным, но я постараюсь объяснить истинный смысл этих слов.
Зажжение свечей – важный ритуал праздника Флёрова Елена Николаевна «Ханука»
Как уже было отмечено, начинается празднование 25-го числа Кислева. Это не просто выбранная дата – именно в этот день евреи одержали победу над греками в 164 году до нашей эры.
Ещё одна версия происхождения названия Хануки – от слова “лахант, что означать “очищение”. Как раз в этот день было повторно совершено освящение Иерусалимского храма, алтарь которого был осквернён. В наше время Хануку можно по праву назвать торжеством света.
Ханука – праздник света у еврейского народа Празднование Хануки, 1949 год
История праздника Ханука
Но когда же впервые стали её праздновать? В далёком прошлом, ещё во времена правления Александра Македонского, когда земли Израиля принадлежал Сирии и Греции, два народа пытались найти взаимопонимание.
Евреи старались оставаться законопослушными гражданами, а греки снисходительно относились к иной вере на завоёванных землях. Когда к власти приходит Антиох IV Эпифан, начинаются резкие перемены в худшую сторону. Новый сирийский властитель старался навязать покорённым народам греческие верования, что вызывало волнения и отторжение.
Грозя казнью евреям, Антиох IV запрещал исповедовать собственную религию. Более того, в Иерусалимском храме был установлен алтарь Зевса, что стало страшным осквернением священного места. Конечно, подобные поступки Антиоха вызывали всё больше гнева народа.
Итогом стало восстание в Модине, а через несколько лет евреи восстановили справедливость.Если же посчитать общее время борьбы, получим то же число – двадцать пять лет. Предания рассказывают, что после повторного освящения храма были выброшены все реликвии идолопоклонников.
Но евреи столкнулись с трудностью. Практически все кувшины с маслом, что поддерживало огонь в светильнике, были осквернены. Оставался лишь совсем крошечный сосуд. Масла из него едва хватило бы на сутки, но случилось невероятное – огонь продолжал гореть все последующие дни, подтверждая свершившееся чудо.
Елена Флерова «Ханука»
А когда уже можно поесть?
После зажигания свечей семья и гости собираются за столом, произносится несколько традиционных формул — субботний гимн «Шалом алейхем» и специальный гимн «Эшет хаиль», восхваление жены, которое произносят муж и сыновья хозяйки дома.
На столе обязательно должны быть две халы, накрытые тканью (в честь двух порций манны небесной, посылаемых Б-гом евреям ежедневно во время их блуждания по пустыне), и вино или виноградный сок. Традиционно мужчина — но в либеральных общинах и женщина — произносит особое благословение (кидуш) на вино, отпивает и даёт отпить остальным. Потом все омывают руки, мужчина произносит благословение на халу, отрывает кусок, обмакивает в соль, ест и даёт остальным. После этого можно приступить к праздничному ужину.
Фото: Pexels
Запрещённые работы
Существует тридцать девять видов (запрещенных в субботу) работ. Это:
- Зореа (посадка растений).
- Хореш (пахота)
- Коцер (жатва).
- Меамер (связывание снопов).
- Даш (молотьба).
- Зоре (отделение зерен от остатков соломы, что в русском языке называется – «веять»).
- Борер (отделение зерен от примесей – комков земли, мелких камешков, семян других растений и т. п.).
- Тохен (помол зерновых).
- Меракед (просеивание муки).
- Лаш (замешивание теста).
- Офе (выпечка хлебных изделий).
Эти одиннадцать пунктов, как видим, представляют собой основные виды работ, включенных в процесс изготовления хлеба «лэхем апаним» (по мнению Иерусалимского Талмуда) или же для изготовления красителей, которые изготовляли для окрашивания покрытий Мишкана. Следующие тринадцать пунктов «описывают» процесс производства материала, покрывающего мишкан.
- Гозез (стрижка овечьей шерсти).
- Мелабен (отбеливание шерсти).
- Менапец (вычесывание шерсти).
- Цовеа (окрашивание шерсти).
- Тове (изготовление пряжи из шерсти или льна).
- Мейсех (натягивание нитей на ткацкий станок).
- Осе штей батей нирин (устанавливать на ткацком станке продольные параллельные нити для основы ткани).
- Орег (ткать).
- Поцеах (распускать ткань).
- Кошер (завязывание узлов; слово не связано с понятиями, обозначающими кошерность пищи).
- Матир (развязывание узлов).
- Тофер (шитье).
- Кореа аль мнат литфор (разрыв материала, с тем, чтобы потом сшить).
Следующие семь пунктов дают названия основных видов работ, составляющих подготовительный процесс для изготовления изделий из кожи, также служащих для покрова Мишкана.
- Цад (охотиться).
- Шохет (забивать скот).
- Мафшит (свежевать туши).
- Меабед (обработка, дубление кожи).
- Мемахек (разглаживание кожи).
- Месартет (раскроить)
- Мехатех (разрезание кожи на куски по выкройке).
В следующей группе, работы необходимые для постройки самого Мишкана, а также приготовления красителей для покрытий Мишкана и переноса частей Мишкана во время странствий евреев по пустыне.
- Котев штей отийот (написание двух букв).
- Мохек аль мнат лихтов штей отийот (стирание двух букв, с тем чтобы написать их заново).
- Боне (строительство).
- Сотер (разрушение построенного).
- Мехабе (тушение огня).
- Мавъир (разжигание огня).
- Маке бэ-патиш (нанесение заключительного удара молотком, (любое действие, приводящее предмет в состояние готовности, например; настраивание муз. инструментов, вставить новые шнурки в обувь, разрывание туалетной бумаги по линии перфорации и др.)).
- Моци ми-ршут ле-ршут (перенесение предметов из частного владения в общественное).