Краткие законы соблюдения субботы 2. Зажигание свечей


Зажигание свечей в шаббат

Телеграм канал @ieshua.org

Существует субботняя молитва о зажигании свечей. И вот я слышала, что она некорректная, поскольку якобы Всевышний не заповедал зажигать свечи в шаббат. Хочу узнать ваше мнение — стоит ли ее использовать, и откуда вообще взялась эта традиция? (Алина)

Отвечает Дмитрий Ю., мессианский учитель:

Попробуем ответить относительно того, что заповедал Всевышний в шаббат.

Есть пять мицвот (заповедей), которые предписаны по традиции еврею. Две позитивные и три запрещающие.

Отдых в субботу. «А в седьмой день отдыхай» (Шмот, 23:12)

Делать шабат святым. «Помни день субботний, чтобы его освящать» (Шмот, 20:8).

Ну, понятно, что тут есть повод для творчества — как именно освящать и как именно отдыхать.

Думаю, гораздо больший повод для творчества, это следующие заповеди:

Запрещено работать в субботу. «Не делай никакой работы в шабат» (Шмот, 20:10).

Ну, на тему — что есть работа, а что таковой не является — тут те, кто ее создают, нашу традицию, не устают трудиться до сегодняшнего дня и продолжают выносить решения, что является работой, а что нет.

Запрещено выходить за пределы разрешенной дистанции от границ города в субботу. Шмот 16:29 «Пусть никто не выходит из этого места в седьмой день»

Опять таки, мы были в пустыне, а не в городе, ну и понятно, что дистанция субботнего пути была не указана, и 2000 локтей, так сказать, это творчество мудрецов.

Ну вот собственно мы и добрались до огня.

В субботу запрещено зажигать огонь. Шмот, 35:3 «Не зажигайте огонь в ваших поселениях в субботу» Итак, мы можем видеть запрет на зажигание огня.

Шмот, 16:23 И сказал он им: вот что говорил Господь: покой, суббота святая Господу завтра; то, что печь вам, пеките и что варить вам, варите; все же излишнее отложите на сбережение до утра

Ну, понятно, и приготовление пищи, так как оно было связанно с разжиганием огня. Итак, пять основных, на этом все не заканчивается.

Итак, где же мы можем видеть заповедь зажигать, когда мы видим заповедь не зажигать и откуда взялась традиция зажигать, когда есть запрет не зажигать? :)

Думаю, что все достаточно просто. Вся семья собирается на праздничный ужин, который предстоит провести в темноте, из-за запрета зажигать огонь. Не проще ли приготовиться к этому и зажечь огонь, когда это еще можно делать до наступления шаббата? Так что, традиция зажигать свечи субботы, чтобы не кушать в темноте, думаю, возникла из запрета зажигать огонь в шаббат.

Вернемся еще к одной из заповедей святить шаббат. Святить, отделить его от всех остальных дней — отсюда и появилась традиция отделения (освящения), когда мы встречаем и провожаем шаббат. Перед наступлением шаббата мы зажигаем свечи и молимся, после того как шаббат подошел к концу, мы также молимся и зажигаем свечи.

Таким образом, мы не только встречаем субботу, но и провожаем ее, отделяя ее с двух сторон от всей недели. Люди слыхали о встрече субботы, но большинство не слыхали про авдалу (проводы).

Так что, если вы разделяете дни для Господа, можете читать молитву в начале субботы и в ее конце, ну для того, чтобы отделить шаббат.

Можно так же молиться каждое утро и каждый вечер, — тоже, как мне кажется, неплохая практика :), может при этом не сопровождаться зажиганием свечей.

Ну, если понравиться — можете зажигать.

Итак, мы живем в Новом Завете и нам верующим Нового Завета сказано:

Рим.14:6 Кто различает дни, для Господа различает; и кто не различает дней, для Господа не различает. Кто ест, для Господа ест, ибо благодарит Бога; и кто не ест, для Господа не ест, и благодарит Бога.

Так что, если вы решите зажигать свечи в шаббат и молиться — не согрешите, если этого делать не будете, тоже не согрешите, поступайте по удостоверению своего ума.

В общем, как я понимаю, Всевышнему доставляет удовольствие, когда вся семья собирается за праздничным столом, благодарит Его за то, что Он дал, благословляют Творца, отец благословляет детей и жену. Лично я ничего плохого в этом не вижу — семья вместе, дети видят правильный порядок вещей в доме. Как мне кажется, неплохая традиция.

Так что, думаю, что если кто-то считает такую традицию некорректной, мне она лично нравится и моим домашним тоже. Если кто-то считает иначе — может этого не делать.

Лично я не вижу ничего некорректного, если моя семья и мои друзья, или просто гости, сядут в конце недели за стол, зажгут свечи (ну, хотя бы для романтики), и скажем все вместе спасибо Творцу за то, что ОН провел эту неделю с нами, и попросим Его благословить эти выходные и быть в месте с нами.

Надеюсь, что в этом ответе вы таки найдете то, что искали для себя.

Пожертвовать Последнее: 28.02. Спасибо!

Подписывайтесь: Telegram • Facebook • • • Twitter • Instagram • Youtube

Ещё по теме:

  • Можно ли покрывало для хал использовать для хлебопреломления?
  • Законы «лашон а-ра» (злого языка) применимы для мессианских евреев?
  • Зажигать свечи шаббата — заповедь Божья?
  • Если «возлюби ближнего» — это весь закон, зачем нас учат о десятине, субботе и т.д.?

Значение Хануки

Ханука – один из древнейших праздников, что сохранились и дошли до наших дней, не претерпев особых изменений. Хочу заметить, что еврейский календарь значительно отличается от привычного нам, поэтому 9-12 декабря – лишь условная дата начала Хануки. Однако именно конец года является ключевым для праздника. В это время дни становятся короче, а ночи – темнее и длиннее.

Название праздника таит в себе немало загадок. Если мы попробуем перевести его дословно, то получим следующее: “хану” – “достижение покоя” и “ку” – “двадцать пять”. На первый взгляд, кажется не совсем понятным, но я постараюсь объяснить истинный смысл этих слов.


Зажжение свечей – важный ритуал праздника Флёрова Елена Николаевна «Ханука»

Как уже было отмечено, начинается празднование 25-го числа Кислева. Это не просто выбранная дата – именно в этот день евреи одержали победу над греками в 164 году до нашей эры.

Ещё одна версия происхождения названия Хануки – от слова “лахант, что означать “очищение”. Как раз в этот день было повторно совершено освящение Иерусалимского храма, алтарь которого был осквернён. В наше время Хануку можно по праву назвать торжеством света.


Ханука – праздник света у еврейского народа Празднование Хануки, 1949 год

История праздника Ханука

Но когда же впервые стали её праздновать? В далёком прошлом, ещё во времена правления Александра Македонского, когда земли Израиля принадлежал Сирии и Греции, два народа пытались найти взаимопонимание.

Евреи старались оставаться законопослушными гражданами, а греки снисходительно относились к иной вере на завоёванных землях. Когда к власти приходит Антиох IV Эпифан, начинаются резкие перемены в худшую сторону. Новый сирийский властитель старался навязать покорённым народам греческие верования, что вызывало волнения и отторжение.

Грозя казнью евреям, Антиох IV запрещал исповедовать собственную религию. Более того, в Иерусалимском храме был установлен алтарь Зевса, что стало страшным осквернением священного места. Конечно, подобные поступки Антиоха вызывали всё больше гнева народа.

Итогом стало восстание в Модине, а через несколько лет евреи восстановили справедливость.Если же посчитать общее время борьбы, получим то же число – двадцать пять лет. Предания рассказывают, что после повторного освящения храма были выброшены все реликвии идолопоклонников.

Но евреи столкнулись с трудностью. Практически все кувшины с маслом, что поддерживало огонь в светильнике, были осквернены. Оставался лишь совсем крошечный сосуд. Масла из него едва хватило бы на сутки, но случилось невероятное – огонь продолжал гореть все последующие дни, подтверждая свершившееся чудо.


Елена Флерова «Ханука»

А когда уже можно поесть?

После зажигания свечей семья и гости собираются за столом, произносится несколько традиционных формул — субботний гимн «Шалом алейхем» и специальный гимн «Эшет хаиль», восхваление жены, которое произносят муж и сыновья хозяйки дома.

На столе обязательно должны быть две халы, накрытые тканью (в честь двух порций манны небесной, посылаемых Б-гом евреям ежедневно во время их блуждания по пустыне), и вино или виноградный сок. Традиционно мужчина — но в либеральных общинах и женщина — произносит особое благословение (кидуш) на вино, отпивает и даёт отпить остальным. Потом все омывают руки, мужчина произносит благословение на халу, отрывает кусок, обмакивает в соль, ест и даёт остальным. После этого можно приступить к праздничному ужину.


Фото: Pexels

Запрещённые работы

Существует тридцать девять видов (запрещенных в субботу) работ. Это:

  1. Зореа (посадка растений).
  2. Хореш (пахота)
  3. Коцер (жатва).
  4. Меамер (связывание снопов).
  5. Даш (молотьба).
  6. Зоре (отделение зерен от остатков соломы, что в русском языке называется – «веять»).
  7. Борер (отделение зерен от примесей – комков земли, мелких камешков, семян других растений и т. п.).
  8. Тохен (помол зерновых).
  9. Меракед (просеивание муки).
  10. Лаш (замешивание теста).
  11. Офе (выпечка хлебных изделий).

Эти одиннадцать пунктов, как видим, представляют собой основные виды работ, включенных в процесс изготовления хлеба «лэхем апаним» (по мнению Иерусалимского Талмуда) или же для изготовления красителей, которые изготовляли для окрашивания покрытий Мишкана. Следующие тринадцать пунктов «описывают» процесс производства материала, покрывающего мишкан.

  1. Гозез (стрижка овечьей шерсти).
  2. Мелабен (отбеливание шерсти).
  3. Менапец (вычесывание шерсти).
  4. Цовеа (окрашивание шерсти).
  5. Тове (изготовление пряжи из шерсти или льна).
  6. Мейсех (натягивание нитей на ткацкий станок).
  7. Осе штей батей нирин (устанавливать на ткацком станке продольные параллельные нити для основы ткани).
  8. Орег (ткать).
  9. Поцеах (распускать ткань).
  10. Кошер (завязывание узлов; слово не связано с понятиями, обозначающими кошерность пищи).
  11. Матир (развязывание узлов).
  12. Тофер (шитье).
  13. Кореа аль мнат литфор (разрыв материала, с тем, чтобы потом сшить).

Следующие семь пунктов дают названия основных видов работ, составляющих подготовительный процесс для изготовления изделий из кожи, также служащих для покрова Мишкана.

  1. Цад (охотиться).
  2. Шохет (забивать скот).
  3. Мафшит (свежевать туши).
  4. Меабед (обработка, дубление кожи).
  5. Мемахек (разглаживание кожи).
  6. Месартет (раскроить)
  7. Мехатех (разрезание кожи на куски по выкройке).

В следующей группе, работы необходимые для постройки самого Мишкана, а также приготовления красителей для покрытий Мишкана и переноса частей Мишкана во время странствий евреев по пустыне.

  1. Котев штей отийот (написание двух букв).
  2. Мохек аль мнат лихтов штей отийот (стирание двух букв, с тем чтобы написать их заново).
  3. Боне (строительство).
  4. Сотер (разрушение построенного).
  5. Мехабе (тушение огня).
  6. Мавъир (разжигание огня).
  7. Маке бэ-патиш (нанесение заключительного удара молотком, (любое действие, приводящее предмет в состояние готовности, например; настраивание муз. инструментов, вставить новые шнурки в обувь, разрывание туалетной бумаги по линии перфорации и др.)).
  8. Моци ми-ршут ле-ршут (перенесение предметов из частного владения в общественное).
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]