Молитвы и акафист святому Лазарю и его воскрешению


Что такое Лазарева суббота

Лазарева суббота, или Вербная суббота, — это суббота шестой недели Великого поста. Эта неделя еще называется Неделей Ваий («Ваия» — пальмовая ветвь (церк. устар.)), или Вербной неделей. В этот день мы вспоминаем чудо воскрешения праведного Лазаря.

В церковном календаре Лазарева суббота и Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресенье) празднуются в соседние дни: субботу и воскресенье. Интересно, что богослужебное время не совпадает с историческим: воскрешение Лазаря произошло за месяц или два до Входа Господня в Иерусалим.

Сейчас эти два праздника неразрывно связаны. Они предшествуют событиям Страстной седмицы: предательству Христа Иудой, страданиям, распятию и Воскресению Спасителя.

Традиции Лазаревской субботы: как отмечают и что делают

Если говорить напрямую о том, что такое Лазарева суббота в православии, да и вообще в христианской традиции, можно сказать, что это памятная дата, которая служит предпосылкой великого события – Воскресения Христа.

Поэтому считается особенно важным помолиться о своем здоровье, исцелении родных и близких от каких-либо недугов. Верующие люди всегда стремятся отправиться в церковь. К тому же в такой особой обстановке гораздо легче прочувствовать светлые волны и настроиться на встречу Пасхи, которая состоится совсем скоро – через неделю.

Что можно кушать в Лазареву субботу в Великий пост

А еще не надо забывать о том, что значит Лазарева суббота с точки зрения Великого поста, который продолжается и в этот день. Традиционные ограничения, связанные с приемом мясной пищи, сохраняются.

Однако в Лазареву субботу разрешено вкушать рыбную икру (до 100 г), растительное масло и вино. Допускается также и горячая пища, прошедшая тепловую обработку (вареная, печеная и т.п.), с растительным маслом и вином (одна чаша 200 г) — два раза в день. Вино — чистое виноградное, без спирта и сахара, преимущественно разведенное горячей водой. Вместе с тем, весьма похвально будет воздержание от вина.

Расскажем подробнее и про некоторые другие послабления в посте, которые можно будет себе позволить на следующие день:

  • любые блюда из речной и морской рыбы;
  • выпечка с рыбной и овощной начинкой;
  • гречневые блины;
  • каши и овощные блюда с растительным жиром;
  • красное вино.

Как уже отмечено выше, кушать все это разрешается на следующий день – т.е. в Вербное воскресенье.

В Лазаревскую субботу можно насладиться гречневыми блинами и кашей, а также блюдами из гороха. Считается, что если эти продукты будут на столе, то урожай гречихи и бобовых культур будет богатым.

Как известно, на следующий день после Лазаревской субботы наступит Вербное воскресенье. А ведь подготовка к торжеству не менее приятна, чем сам светлый день праздника. Вот и на Руси именно в день субботы Лазаря делали брагу, пекли блины, варили каши (гречневую, манну, тыквенную).

Обычаи и приметы Лазаревой субботы в православии

Православными считают себя не только многие россияне, но и народы других стран. И они также считают долгом знать о том, что означает Лазарева суббота, и как правильно провести этот необычный день. Вот несколько интересных традиций и примет, которые дошли и до наших дней:

  1. У болгар, а также гагаузов (народ, проживающий на территории современной Молдавии), принято проводить лазарование. Это очень красивый и по-своему милый обряд: маленькие девочки (7-12 лет) красиво наряжаются и ходят по соседям, напевая лазарские песни. Они берут с собой корзину, в которую хозяев дома щедро кладут еду. Во многом это напоминает наши традиционные колядки. После окончания обряда девушки-певуньи делят дары поровну и счастливые идут по домам.
  2. А вот на Кипре, где почти всегда светит солнце, можно найти много пальмовых ветвей (вместо них мы используем вербы). Их срывают и несут по всему городу. Причем жители организуют целую процессию, возглавляет которую маленький мальчик – он олицетворяет Лазаря. В богослужениях в храмах обязательно принимает участие множество детей – в эту субботу они работают почти на равных со священнослужителями.
  3. Вечером в Лазареву субботу во время богослужения веточки вербы освящаются святой водой. Неслучайно в народе бытует поговорка: «На канун Вербного воскресенья Святой Лазарь за вербой лазил».
  4. Считалось, что если в Лазареву субботу появилось много «сережек» у вербы (распустились почки), то и весь год будет урожайным и богатым на радости.
  5. В Греции же до сих пор выпекают специальное печенье, которое называют лазарчики. Оно изготавливается из сдобного пряного теста и напоминает маленьких человечков, завернутых в пелены – т.е. олицетворяет воскресшего Лазаря. Аромат пряной выпечки наполняет дома, что, несомненно, создает интересную атмосферу такого светлого праздника, как Лазарева суббота.

Что нельзя делать в день субботы Лазаря

Полезно знать не только о том, что такое праздник Лазарева суббота, но и что именно не рекомендуется делать в такой день. Конкретных запретов не существует – по сути, люди продолжают заниматься традиционными обязанностями. Кому-то понадобится сходить на работу, кому-то – прибраться в доме. Однако по возможности дела лучше отложить на потом, а тяжелым физическим трудом и вовсе не заниматься. Вместе с тем не возбраняется, например, побывать на кладбище и прибраться на могилах.

События Лазаревой субботы

О воскрешении Лазаря пишет один из четырех евангелистов — Апостол Иоанн Богослов.

Перед тем, как отправиться в столицу — Иерусалим, Христос пришел в дом своих друзей в Вифании, предместье Иерусалима. В доме жили Марфа, Мария и их брат Лазарь, здесь они не раз принимали Спасителя как самого дорого гостя. Христа привела сюда печальная весть — его друг Лазарь умер.

Еще по пути в дом умершего друга Христос встретил Марфу и спросил ее: «Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет. И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек. Веришь ли сему?» На что Марфа ответила: «Господи! я верую, что Ты Христос, Сын Божий, грядущий в мир».

Христос очень любил своего друга и, подходя к гробнице, где уже четыре дня покоилось его тело, заплакал. Вместе с учениками Он приблизился к пещере и сказал окружающим его людям, чтобы отвалили камень, закрывающий вход. На что Марфа воскликнула, что брат ее уже «четырехдневный» и смердит. Иисус напомнил ей о беседе по дороге в Вифанию: «Не сказал ли Я тебе, что, если уверуешь, увидишь славу Божию?» И камень отвалили.

Стоя перед открытой гробницей, Спаситель начал молиться: «Отче! благодарю Тебя, что Ты услышал Меня. Я и знал, что Ты всегда услышишь Меня; но сказал [сие] для народа, здесь стоящего, чтобы поверили, что Ты послал Меня. Сказав это, Он воззвал громким голосом: Лазарь! иди вон».

После молитвы Христа из пещеры вышел Лазарь, «обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами», с лицом, обвязанным платком. Иисус повелел развязать его. Иоанн Богослов пишет, что, увидев это чудо, многие люди уверовали в то, что Христос — Сын Божий.

И именно с этого дня, видя народную любовь ко Христу, иудейское священноначание испугалось и задумало страшное: «c этого дня положили убить Его».

Церковь почитает воскрешение Лазаря как одно из самых важных, знаковых чудес, совершенных Христом за время Его земного пути. Это символ того, что Господу подвластно все — и жизнь, и смерть человека. Это надежда на то, что всех верующих во Христа и исполняющих Его заповеди ждет воскресение. Это чудо — свидетельство того, что Господь любит каждого из нас.

Мощи святого Лазаря

В городе, в котором жил и служил Лазарь, был возведен храм. Поставили его над местом захоронения праведного. Умер он в 63 году. Когда бьют в колокола, звон разлетается во все уголки небольшого городка. Над надгробием установили плиту из мрамора, на ней было написано: « Лазарь, был мертв четверо суток, брат Иисуса».

Когда велись войны, и Кипр был захвачен войсками франков, мощи Лазаря увезли в Марсель. Последователи Иисуса и Лазаря, были мудрыми, они передали не все останки военным. Многие годы, об этом никто не знал.


В наше время, не в таком далеком 1972 году, в храме на Кипре случился пожар. Горели иконы на иконостасе. Выгорел вес верхний ряд. Когда огонь подобрался к иконе Лазаря, Господь остановил пожар. Таким образом, дал знак верующим. Служители начали ремонт, стали восстанавливать храм. Строительные работы были доверены диакону Макарию. Он откопал гробницу с останками святого. За столько веков, на ней сохранилась лишь часть надписи, и означала она в переводе «Брат». Останки были благополучно переложены в специальную гробницу, и до сих пор хранятся в храме святого Лазаря. Много паломников с тех пор посетило храм. Было зафиксировано множество чудес и исцелений.

Далеко не все верили в то, что найдены именно Лазаревы мощи. Особенно сомневались в этом ученые из США. В 1996 году, им было разрешено удостоверится в их подлинности. Но когда ученные зашли в храм, случилось чудо, все иконы с изображением праведного и гробница стали мироточить, в храме стоял дивный запах. В последствие чего, было сделано вывод, что это действительно мощи святого.

Старый храм был реконструирован. Слева от алтаря храма расположили икону Божьей Матери, справа, находится вход в пещеру. В ней и хранятся мощи святого. Расположение подземелья таково, что гробница находится прямо под алтарем храма. В ней хранится часть мощей, вторая в Марселе.

Всем очень хочется прикоснуться к святыне. Это место и есть доказательством благости Господней. Ведь он воскресил умершего, тем самым показал, что могуч, и смерть ему подвластна.

Праведный Лазарь

Лазаря еще называют «Лазарь Четверодневный» и «друг Божий». Как говорит церковное предание, после воскрешения Лазарь прожил еще 30 лет и стал епископом Китийским — служил на острове Кипр, в городе Китионе (сейчас Ларнака).

Как раз в этом городе в 890 году обрели святые мощи епископа Лазаря. Они лежали в мраморном ковчеге, на котором было написано: «Лазарь Четверодневный, друг Христов». Чуть позже при императоре Льве Мудром в 898 году мощи Лазаря были перенесены в Константинополь, где были положены в храме во имя Праведного Лазаря. В конце IX — начале X века над могилой Лазаря в Ларнаке была построена церковь Святого Лазаря. В 1972 году в этом храме была обнаружена мраморная рака с человеческими останками, которые идентифицировали как мощи святого Лазаря, которые, вероятно, не полностью были вывезены в Константинополь

Святой Лазарь, история жизни

Проживал Лазарь возле Иерусалима, в городке Вифания. Он был братом Марии и Марфы. Иисус называл его своим братом, лучшим другом. (Ин.11:3,6,11). Лазарь был болен, и помер. Спаситель долго оплакивал его, и воскресил на четвертый день. Возле покойного невозможно было находиться, стоял страшный смрад.

Сразу же после возвращения в этот мир, Лазарь покинул родной город и поселился на Кипре. Он был вынужден так поступить, местные священники хотели убить его. Приблизительно он был в возрасте 30 лет. Где-то в 45 годах, на остров прибыли праведные Павел и Варнава, с целью проповедования Слова Божьего. Тут они встретились с Лазарем и Марком, и назначили праведного на должность епископа. Лазарь 18 лет правил Китийской общинной.

Когда Лазарь, после долгой дороги, взошел на остров и бродил по городу в поисках жилья, захотел очень пить. Воду он так и не нашел, и вынужден был попросить у хозяйки одного из домов немного винограда. Она сказала, что у нее нет винограда, в этом году страшная засуха, ничего не уродило. Лазарь разгневался, и ответил ей: «За твою ложь, будешь иметь лишь соленое озеро, а не виноградник». Сегодня, туристам и верующим, которые прибывают на остров, показывают это озеро. Нынче, местные жители с удовольствием принимают гостей.

Когда Лазарь стал на должность епископа, к нему пришла Матерь Божья и подарила очень дорогой подарок, омофор, который сделала сама. Она проделала длинный путь, прежде, чем добралась на Кипр. Вместе с апостолами попала в страшную бурю. Господь направил корабль к Афонской горе. Впоследствии чего, там был основан монастырь.

После того как Лазарь вернулся к жизни, проповедовал и помогал людям еще 30 лет. Умер он на Кипре.

Церковь Святого Лазаря в Ларнаке на Кипре

После чуда воскрешения праведный Лазарь прожил еще 30 лет. Он стал епископом в городе Китион (сейчас Ларнака) на острове Кипр. После смерти мощи святого положили в мраморный ковчег, на котором было написано: «Лазарь Четверодневный, друг Христов».

В IX веке византийский император Лев Мудрый повелел перенести мощи Лазаря в Константинополь. А в городе Китион (Ларнака) построили храм в честь праведного Лазаря. Его возвели на самой гробнице святого. Сейчас в паломничество к храму приезжают христиане со всего мира.

Церковь праведного Лазаря построили примерно в 890 г. Английский консул в Сирии Александр Драмонд, посетивший Кипр в 1745 г., восторженно писал о здании: «Никогда я не видел ничего подобного!».

Иконостас храма выполнен из дерева, это образец искуснейшей резьбы. В церкви хранится несколько древних византийских икон. Прямо под иконостасом сохранилась маленькая, высеченная в скале церковь, в нее ведут ступеньки с правой части иконостаса. Внутри — два саркофага. В одном из них когда-то был погребен Лазарь.

Мраморный ковчерг с мощами Лазаря обнаружили 1972 году именно в этом храме, ученые подробно исследовали их и подтвердили их подлинность. Видимо, мощи святого в IX веке вывезли в Константинополь не полностью.

Сейчас вокруг храма еще можно увидеть некоторые из построек монастыря, который существовал здесь много лет назад. В одной из них сейчас расположен музей. На территории церкви сохранилось также небольшое кладбище.

Воскрешение Лазаря. Иконы

Евангельский сюжет Воскрешение праведного Лазаря является одним из самых ранних изображений, появившихся в христианском изобразительном искусстве. Вероятно, иконографическая традиция данного Воскрешения Лазаря сложилась ранее возникновения празднования этого евангельского события. Этот сюжет присутствует уже в самых ранних дошедших до наших дней христианских памятниках, в частности, в росписях катакомб и рельефах саркофагов.


Воскрешение праведного Лазаря. Фреска катакомб Джордани. Рим, IV в.

Вполне логично, что катакомбные фрески, рельефы связаны с темой воскресения из мертвых, победой над смертью. Художникам было важно выразить веру в освобождение от первородного греха и связанных с ним тления и смерти. Сюжет Воскрешение Лазаря указывает на будущее всеобщее воскресение, поэтому его нередко изображали в местах захоронений.


Воскрешение Лазаря. Миниатюра Евангелия из Россано. Музей Диочезано, Италия, VI в.

В ранних памятниках христианского искусства Воскрешение праведного Лазаря представлено лаконично, как двухфигурная сцена. Изображения Христа в этот период начинают формироваться, Спаситель изображается с бородой и длинными волосами, а также и безбородым юношей. В руке Христа легкая тросточка — атрибут чудотворца, понятный для людей того времени символ совершаемого чудотворения. Со временем тросточка трансформируется в короткий жезл, а затем вовсе исчезает. Богу для свершения чуда не нужен инструмент, достаточно Его собственной воли. Кроме того, изображения приобретают евангельскую точность, в тексте Евангелия от Иоанна совершенно четко указывается на обращение Спасителя к Богу Отцу и приведены Его слова «Лазарь, выйди вон!» (Ин. 11:41-43), других подробностей процесса свершения чуда нет.

Художники из восточных провинций империи гробницу изображали так, как она выглядела, то есть как пещеру в скалах. Постепенно композиция на гробницах наполняется деталями. Изображаются сестры Марфа и Мария, иудеи, открывающие гробницу, человек, снимающий пелены с воскрешенного Лазаря.


Чудо Воскрешения Лазаря. Фреска собора Рождества Богородицы Снетогорского монастыря. Псков, 1313 г.


Воскрешение Лазаря. Фрагмент иконы из праздничного чина иконостаса новгородского Софийского Собора. Ок. 1341 г. Воскрешение Лазаря. Из праздничного чина церкви Успения в селе Волотово под Новгородом. 1470–1480 годы


Воскрешение Лазаря. Икона из Кирилло-Белозерского монастыря. 2-ая половина XV в. Русский музей, Спб.


Воскрешение Лазаря. Из праздничного чина Благовещенский cобор Московского Кремля, Москва. Начало XV в. (1410-е гг.?)


Воскрешение Лазаря. Троице-Сергиева лавра. Вторая четверть XV в. Сергиево-Посадский музей


Воскрешение Лазаря. Происходит из праздничного ряда иконостаса Успенского собора Большого Тихвинского монастыря. 1560-е годы. Государственный Русский музей, СПб


Воскрешение Лазаря. Икона из праздничного чина иконостаса церкви Рождества Христова в Ярославле. 1640-е годы. Ярославский историко-архитектурный и художественный музей заповедник

Песнопения Лазаревой субботы

Тропарь, глас 1:

Общее воскресение прежде Твоея страсти уверяя, из мертвых воздвигл еси Лазаря Христе Боже. Темже и мы яко отроцы победы знамения носяще, Тебе победителю смерти вопием: осанна в вышних, благословен Грядый во имя Господне.

Перевод: В удостоверение пред Твоими страданиями общего воскресения Ты, Христе Боже, воскресил из мертвых Лазаря. Поэтому и мы, как дети, с символами победы в руках, восклицаем Тебе, победителю смерти: осанна в Небесах! Благословен Идущий во имя Господне!

Стихира на вечерне в пятницу, глас 8:

Душеполезную совершивше Четыредесятницу, и святую седмицу страсти Твоея, просим видети Человеколюбче, еже прославити в ней величия Твоя, и неизреченное нас ради смотрение Твое, единомудренно воспевающе: Господи слава Тебе.

Перевод: Окончив полезный душе сорокадневный пост, мы просим, Человеколюбец, {дать} нам увидеть и святую неделю Твоих страданий, чтобы в течение ее прославить великие дела Твои и Твое несказанное о нас попечение, единомысленно воспевая: Господи, слава Тебе!

Молитвы и акафист святому Лазарю и его воскрешению

Тропари и кондак Молитвы святому Лазарю и его воскрешению Акафист святому Лазарю Лазарева суббота

ТРОПАРИ И КОНДАК

Тропарь на воскрешение праведного Лазаря

Общее воскресение прежде Твоея страсти уверяя, из мертвых воздвигл еси Лазаря, Христе Боже. Темже и мы, яко отроцы победы знамения носяще, Тебе победителю смерти вопием: осанна в вышних, благословен Грядый во имя Господне.

Тропарь праведного Лазаря четверодневного, глас 4

Яко велико сокровище и богатство некрадомо к нам прииде из Кипра, Лазаре, Промыслом всех Бога, повелением царя благочестива, подая чтущим тя исцеления даром, избавляя от бед и от всякаго вреда, верою взывающих ти: спаси всех молитвами своими, Лазаре отче наш.

Кондак праведного Лазаря Четверодневного

Взыде, яко звезда пресветлая, от Кипра честныя мощи твоя, Лазаре, Царствующий град освящающи и христолюбиваго царя веселящи и люди своя обогащающи, тобою благодать исцеления подающи, верно зовущим ти: радуйся, Лазаре, друже Божий.

МОЛИТВЫ СВЯТОМУ ЛАЗАРЮ И ЕГО ВОСКРЕШЕНИЮ

Молитва Лазареву Воскрешению

Господи Иисусе Христе, Боже, Спасителю наш, Неисчерпаемая бездно милости, щедрот и любве, смерти и греха не сотворивый, и еще в раи определивый прародителем нашим вечныя и святыя и блаженныя жизни причастницы быти! Егда же по действу диаволю, человекоубийцы искони, едином человеком грех в мир вниде и грехом смерть, тогда по неизреченному человеколюбию Твоему Ты определил еси Крестом и Воскресением Своим свободити согрешившия люди Твои от пропасти адовы и смерти вечныя. И егда прииде исполнение времен, Ты снисшел еси во днех плоти Своея, яко Пастырь Добрый, на взыскание заблудших овец Твоих, и прежде Креста Своего и вольныя страсти в Вифанию пришед, Ты единым словом Лазаря, друга Твоею, умерша и погребенна, воззвав от ада, из мертвых воскресил еси. И тако велиим сим и страшным чудом прежде живоносныя смерти Твоея смертную державу потрясл еси, предвозвещая четверодневнаго возстанием скорое Твое, Живодавче Христе, тридневное из мертвых Воскресение, нас всех уверил еси, яко хощеши темнообразное адское царство крепостию Своею сокрушити и общее Воскресение всех явити, показуя Лазаря, яко пакибытия нашего предначатие спасительное. Сего ради и мы недостойнии с Марфой и Марией ныне да ликуем светло и с Вифанией да торжествуем, безмерное Твое снисхождение ныне празднующе и прослезением Твоим над Лазарем будущее утоление слез и смерти умерщвление радостно предначинающе. Сподоби же и всем нам душами чистыми и нескверными умы, кротким же сердцем и смиренным нравом, с Вифаниею Тебе, кроткаго Владыку, прияти, и лукаваго гордыню сокрушити, и отверсти входы сердец наших, да с верою, якоже Мария, помажем миром любве пречистии нози Твои, и со всеусердием многим, яко же Марфа, послужим Тебе, вкушающе Пречистое Тело и Самую Честную Кровь Твою на таинственной Вечери Твоей, на нейже облязи с нами и источи нам многоценое молитвы миро, и слезы покаяния, и благоухание целомудрия и чистоты, да тако благоукрашеннии и просвещеннии, услышим глашение Твое: “Се стою при дверех и толку”, и по гласу Твоему да отверзем двери сердца и обитель сотворим Тебе, выну служаще Тебе и прославляюще Тя со Безначальным Твоим Отцем и Пресвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Молитва святому праведному Лазарю

О, зело предивный и изрядный друже Христов, Святый Праведный Лазарю, Вифании похвало и всей вселенней превеликое удивление! Благословен дом твой, егоже Господь наш Иисус Христос во днех плоти Своея с любовию посещаше, видя веру и доброту души твоея и боголюбивых сестер твоих Марфы и Марии, зане ты возлюбил еси Его всем сердцем твоим, всею душею твоею, всею мыслию твоею и Тем до конца возлюблен был еси. Дивны тайны твоя, на тебе Божественным Другом Твоим и Господом нашим явленныя, яко изволися Ему прежде Креста Своего и Воскресения показати на тебе всему миру Славу Свою и сотворити тя предвозвестника пресветлаго Своего из мертвых тридневнаго Воскресения. Сего ради Той, яко Владыка живота и смерти, попусти тебе смертным сном уснути, и погребену быти, и даже до адовых глубин снити, идеже ты узрел еси сущия от века умершыя во множестве неисчетном адовыми узами содержимыя, и страшные страхи видел еси. И тамо, егда тело твое возсмердению смертному уже предадеся, по четырех днех ты услышал еси Божественный глас Друга твоего, на гроб твой пришедшаго: “Лазаре, гряди вон!” И по гласу сему ты абие из гроба возстал еси и тако Вифанию возвеселил еси и Марфины и Мариины слезы утолил еси, фарисеи же и книжники, в ожесточении сердец сущих устрашил еси. Утоли же, святый друже Христов, и наши слезы, грех ради наших проливаемии, оживотвори наши души и телеса, в возсмердении страстей и нечистот греховных сущии, воздвигни нас из гроба отчаяния и лютаго уныния, всех же нас избави от вечныя смерти, якоже и тебе Господь наш возстави от успения смертнаго. И умоли милостиваго Бога, да сподобит нас причастницы быти вечныя жизни, еюже и ты по трудех святительства на острове Критстем сам ныне наслаждаешися во обителех райских, прославляюще Всесвятое имя Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

АКАФИСТ ЛАЗАРЕВУ ВОСКРЕШЕНИЮ

Как правильно читать акафист

Кондак 1

Возбранный Воеводо и ада Победителю, Ты, яко имеяй победу над смертию, Лазаря Четверодневнаго из мертвых воздвигл еси, и всем радость, свет и воскресение явил еси; мы же недостойнии Твоему нас ради снисхождению благодарение приносяще, от души вопием Тебе: Иисусе, Лазаря прежде Твоея страсти из мертвых воздвигнувый, яви нам Свое Воскресение.

Икос 1

Ангельския силы в радостный трепет приидоша, зря Твое, Сладчайший Иисусе, в Вифанию пришествие, идеже Ты, не имеяй где главу подклонити и злобою иудейскою везде гонимый, всегда обретал еси по трудех благовестия покой душевный, мир, любовь и тишину у друга Твоего Лазаря, егоже и Сам до конца возлюбил еси с сестры его Марфою и Марией, яко тии всегда с верою и любовию служаху Тебе, слушающе при ногу Твоею Слово Твое. Таковое человеколюбное снисхождение Твое воспоминающе, со умилением сердечным вопием Тебе: Иисусе, Любы Предвечная, до любве к человеком до конца низшедый. Иисусе, Милосте Безмерная, Лазаря с сестры его в любовь Свою приявый. Иисусе, благословенный дом Лазаря во днех плоти Своея с любовию посещавый. Иисусе, Божественным Словом Твоим любящая Тя души тамо в сладость, много насыщавый. Иисусе, Вифанию, отечество Лазаря, местом покоя Твоего избравый. Иисусе, велия дела силы и любве тамо прежде Креста Твоего явивый. Иисусе, Лазаря прежде Твоея страсти из мертвых воздвигнувый, яви нам Свое Воскресение.

Кондак 2

Видяще сестры праведнаго Лазаря Марфа и Мария, яко брат их лютою болезнию зело страждет, не предашася унынию, не впадоша в отчаяние, но к Тебе, Господи, Целителю недугов, со упованием посласте, с верою глаголюще: “Господи, се егоже любиши, болит”. Сему последующе, и мы во всяком обстоянии да не предадимся унынию, но с упованием да вопием Тебе: Аллилуиа.

Икос 2

Разум чист имеша ученицы Твои, Господи, обаче не разумеша, почто абие не пошел еси в Вифанию к другу Твоему Лазарю исцелити его, егда приял еси весть о лютем недузе его, но рекл еси пришедшим от Марфы и Марии: “сия болезнь несть к смерти, но к славе Божией, да прославится Сын Божий ея ради”. Мы же ныне ведуще, яко хотел еси сокровенную глубину веры и любве их явити, и большее чудо пред страданиями Своими совершити, с любовию зовем: Иисусе, любве полный, любящия Тя сердца святых сестер Лазаревых испытуяй Иисусе Всеблагий, болезнию братнею к чаянию велия Славы Божия тех обращаяй Иисусе, велий в чудесех Своих, хотяй над Лазарем всему миру Славу Свою явити Иисусе, Дивный в советех Своих, положивый в Вифании величия Своя совершити Иисусе, смерти не сотворивый, скорбящим сестрам Лазаревым не боятися смерти брата повелевый Иисусе, к смерти волею грядый, сомнящимся учеником победу над смертию явити восхотевый Иисусе, Лазаря прежде Твоея страсти из мертвых воздвигнувый, яви нам Свое Воскресение

Кондак 3

Силою Божества Твоего ведуще, яко належит Ти прежде Креста Твоего, Всеблагий Господи, явити над Лазарем силу Свою, да сущии с Тобою ученицы не устрашатся страданий Твоих и уразумеют из мертвых Воскресение Твое. Сего ради, услышав, яко болит Лазарь, друг Твой, не поспешил еси исцелити его, пребыл на немже бе месте два дни, да боголюбивыя сестры его и пред лицем смерти брата своего пребудут верою и любовию горяще, поюще Тебе: Аллилуиа.

Икос 3

Имуще предведение Божественное, Всеблагий Господи, Ты рекл еси учеником Твоим: “Идем в Иудею паки”, и потом: “Лазарь друг наш успе, но иду, да возбужу его”. Егдаже ученицы не разумеша, мняще, яко о успении сна его глаголеши, тогда необинуяся рекл еси: “Лазарь умре. И радуюся вас ради, да веруете, яко не бех тамо, но идем к нему”. Тогда Фома, видев, яко ученицы страх имут во Иудею идти, яко ныне уже искаху Иудеи камением побита Тя, со дерзновением рече им: “идем и мы, да умрем с Ним”, научающе и нас без страха последовати Тебе и воспевати тако: Иисусе, друже Лазарев, друга Твоего от смертнаго успения возставити грядый. Иисусе, Вифании похвало, и весь Лазареву радость и воскресение несый. Иисусе, Любы Неизреченная, плач и рыдания сестер Лазаревых услышавый. Иисусе, Милосте Безконечная, овча свое бездыханное оживити изволивый. Иисусе, с Лазарем в Вифании погребенным, погреби моя лютыя прегрешения. Иисусе, с Марфиными и Марииными слезами приими о гресех моих тяжкая воздыхания. Иисусе, Лазаря прежде Твоея страсти из мертвых воздвигнувый, яви нам Свое Воскресение.

Кондак 4

Бурю внутрь имуще помышлений сумнительных, Марфа и Мария горько проливаху слезы над гробом Лазаря, поминающе со скорбию обетование Твое, яко болезнь Лазарева не к смерти есть, но к славе Божией, зане тыя лишени уже быша прежния надежды, зряще брата своего во гробе пребывание и тела его разрушение и смердение. Ты же, Господи, об ону страну Иордана ходяще, глаголал еси учеником Своим: Радуются, друзи мои, вас ради, яко не бых тамо, да увесте, яко вся могу, Бог сый. Идем убо оживити его, яко да смерть яве ощутит сего победу и совершенное разрушение, да воспоете со всеми верными: Аллилуиа.

Икос 4

Слышав святая праведная Марфа, яко Ты, Господи, в Вифанию грядеши, четыре дни Лазарю во гробе уже бывшу, изыде во сретение Тебе, Марии же дома сидевшей, и глаголаше Тебе, утешения ищущи: “Господи, аще бы еси зде был, не бы брат мой умерл. Но и ныне вем, яко елика аще просиши у Бога, даст Тебе Бог”. Сию веру скорбныя сестры Лазаревы в велицей печали ея видевше, со умилением в души зовем Тебе: Иисусе, к четверодневному мертвецу стопы Своя направивый, посети и мене во гробе отчаяния сущаго. Иисусе, в Вифанию пришедый прияти в любовь Свою скорбящия сестры, приими и мене заблудшаго. Иисусе, Марфу многотрудную беседою Своею утешивый, утеши и мене о гресех скорбящего. Иисусе, Марию с чаянием дома сидевшую не забывый, не забуди и мене во уныние впадшаго. Иисусе, смерть, трепетати начинающую, пришествием в Вифанию устрашивый, смерти вечней не предаждь мя. Иисусе, ад горький топтанием ног Твоих, к Вифании грядущих, страха исполнивый, адских мук избави мя. Иисусе, Лазаря прежде Твоея страсти из мертвых воздвигнувый, яви нам Свое Воскресение.

Кондак 5

Боготечней звезде нощный мрак разгоняющей подобно бысть предречение Твое, Господи, егоже, яко Владыка живота и смерти, изрекл еси Марфе, глаголющи: “Воскреснет брат твой”. Она же, яко еще немощная в вере, колеблющеся веровати, яко брат ея может ныне по слову Твоему из мертвых возстати, глагола Тебе: “Вем, яко воскреснет в воскрешение, в последний день”. Мы же недостойнии Тебе Победителю смерти с верою вопием: Аллилуиа.

Икос 5

Видев, яко сердце святыя Марфы, печалию пораженное о смерти Лазаря, не может еще веровати, яко и ныне, Господи, Ты силен еси из мертвых воскресити его, Ты рекл еси со властию, яко животом и смертию повелеваяй, желающи возбудити ю от таковаго малодушия: “Аз есмь Воскресение и Живот. Веруяй в Мя, аще и умрет, жив будет”. Мы же сему Божественному обетованию внемлюще, и живот вечный улучити хотяще, со упованием зовем Ти: Иисусе, пришедый в Вифанию проповедати Воскресение, воскреси мя во страстех всего истлевшаго. Иисусе, предвозвестивый Марфе Лазарево воскрешение, воззови мя от многих грехов возсмердевшаго. Иисусе, обновивый веру Марфы в Воскресение, обнови душу мою умершвленную грехми. Иисусе, призвавый всех нас уповати о умерших, просвети жизнь нашу омраченную страстьми. Иисусе, живыми и мертвыми обладаяй, не предаждь мя горькой смерти в преисподней вечно мною обладати. Иисусе, живот вечный нам даровавый, подаждь ми наследие блаженное на небесех восприяти. Иисусе, Лазаря прежде Твоея страсти из мертвых воздвигнувый, яви нам свое Воскресение.

Кондак 6

Проповедница Твоего, Христе, Божества явися святая Марфа, во исповедании своем Петру, Верховному Апостолу Твоему, равная: сия бо, егда вопрошена бысть от Тебе, емлет ли веру, яко всяк веруяй в Тя, аще и умрет, жив будет, глагола Тебе: “Ей, Господи, аз веровах, яко Ты еси Христос, Сын Божий, Иже в мир грядый”. Мы же сему исповеданию с благоговением внемлюще, с верою и любовию вопием Тебе: Аллилуиа.

Икос 6

Возсия новый свет веры и надежды у святыя праведныя Марии, дома в скорби сидевшей, егда прииде к ней сестра ея Марфа и тайно от пришедших ко ея утешению иудей возвести ей о Твоем, Святый Господи, пришествии, глаголюще: “Учитель пришел есть и глашает тя”. Та же, слышавши сие, возста и скоро пришедше падше, поклонися Тебе и лобызающе пречистии нози Твои и утешения ищущи, глаголаше Тебе со слезами: “Иисусе, живота Начальниче, аще был бы еси зде, не бы умерл мой брат”. Иисусе, смерти Разрушителю, аще бы пришел еси семо, не бы лежал Лазарь четверодневный во гробе. Иисусе, Утешителю Добрый, утеши в скорби сущую душу мою. Иисусе, Учителю Благий, научи мя творити волю Твою. Иисусе, Наставниче безнадежных, настави мя с надеждою и терпением нести крест мой. Иисусе, Прибежище сирых, даждь ми при ногу Твоею обрести в скорби моей покой Твой. Иисусе, Лазаря, прежде Твоея страсти из мертвых воздвигнувый, яви нам Свое Воскресение.

Кондак 7

Хотящей Марии излити при ногу Твоею вся чувствия своя о Лазареве лишении и любовь к Тебе, Господи, Ты же увидев ю плачущуюся, и пришедшии с нею иудеи плачущия, огорчился еси духом и возмутился еси, человеческое показуя, и прослезился еси Сам, да и мы немощнии, в скорбех суще со дерзновением припадше к Тебе, изливаем в немощи из глубины души слезы своя, и со умилением вопием Тебе прослезившемуся о наших скорбех: Аллилуиа.

Икос 7

Новое и неизреченное снисхождение и человеколюбие крайнее явил еси, Сладчайший Иисусе, егда зря Мариины слезы, прослезился еси Сам. Иудеи же неции, видяще, яко о Лазаре плачеши, глаголаху: “Виждь, како любляше его”. Друзии же, в окаменении душ и сердец суще, не восхотеша разумети Божественное сострадание Твое немощем нашим, мняху самому Тебе немощну быти и глаголаху в Твое посмеяние: “не можаше ли Сей, Отверзый очи слепому, сотворити, да и сей не умрет”. Мы же прославляя человеколюбие Твое, от души вопием Тебе: Иисусе, слезы о Лазаре с сестры его источивый, струями слезными очисти грехи мои. Иисусе, Марфины и Мариины слезы утоливый, плачем Своим утоли печали моя. Иисусе, трости сокрушенныя не преломивый, богозданный храм души моея не сокруши во мне. Иисусе, льна курящася не угасивый, горящий светильник веры и любве не погаси во мне. Иисусе долготерпеливый, немощем нашим даже до конца спострадавый, в немощи моей укрепи мя. Иисусе человеколюбивый, даже до возскорбения за ны и до слез снизшедый, вечнаго плача исхити мя. Иисусе, Лазаря прежде Твоея страсти из мертвых воздвигнувый, яви нам Свое Воскресение.

Кондак 8

Странно бе вопрошание Твое, Христе Спасе, егда всем плачущим, Ты о Лазаре вопрошал еси: “Где положисте его?”, зане, яко Бог вся ведый, Ты предрекл еси смерть его, како же ныне, бездна сый ведения, не веси где погребен есть друг Твой? Обаче ныне вопрошаеши не неведый, уведети хотяй, но яко человек, человечески глаголя, хотяй скорбящия сестры Лазаря утешити и сего ради гроб его посетити. Таковое человеколюбное снисхождение Твое славяще, поем Тебе: Аллилуиа.

Икос 8

Весь сый Любовь, Весь сый желание наше, Господи Иисусе, Ты, пришед на гроб Лазарев, паки претя в себе о жестосердии тамо бывших, повелел еси взяти камень от гроба, да возсмердением смерти заградятся уста неверных. Марфа же, паки являющи немощь естества человеческаго, глаголюще Тебе: “Господи, уже смердит, четверодневен бо есть”. Обаче Ты паки укрепил еси ю в малодушии ея, глаголюще: “не рех ли ти, яко аще веруеши, узриши Славу Божию”. Мария же, зряще камень отвален от гроба, в притрепетном чаянии пребываше, веру в молчании соблюдающи, и точию в сердце глаголюще: Иисусе, ко гробу друга Лазаря пришедый, очисти ум мой от сумнений неверных. Иисусе, Славу Божию явити восхотевый, сохрани сердце мое от похотей скверных. Иисусе, камень от гроба Лазаря отвалити повелевый, отвали камень жестосердия от гроба души моея. Иисусе, глаголом уст Твоих вся силы ада устрашивый, не устраши мя явлением обетованныя Славы Твоея. Иисусе Кротчайший, кротко гробу Лазаря представый, кроткою душею сподоби мя Твое пришествие ощутити. Иисусе Сладчайший, мертвеца смердяща во гробе узревый, смиренным нравом подаждь ми Твою благодать лицезрети. Иисусе, Лазаря прежде Твоея страсти из мертвых воздвигнувый, яви нам Свое Воскресение.

Кондак 9

Все естество Ангельское смятеся, егда Ты, Чудотворче Господи, являя Славу Свою, яко Единородного от Отца, пред лицем множества народнаго хвалу воздал еси Небесному Отцу, глаголя: “Отче, благодарю Тя, яко услышал еси Мя”, и сия рек, гласом велиим воззвал еси: “Лазаре, гряди вон” и егда бездыханный повеление Твое послушав, абие одушевлен от смерти возста и изыде укроем рукама и ногама обязан, да чудо сие зряще, вся колена небесных и земных и преисподних Тебе Победителю смерти преклонятся, вопиюще: Аллилуиа.

Икос 9

Витии богоглаголивии, аще и много глаголют, но не возмогут достойно прославити велие и страшное чудо Твое, Господи, егда Ты Лазаря Четверодневнаго от мертвых воздвигл еси, да Марфу и Марию, с нимиже и всех нас в вере и надежде Воскресения и безсмертия души утвердиши. Сего ради мнози от иудей к Марии пришедших, видевше, яже Ты сотворил еси в Вифании, вероваша в Тя, яко в Сына Божия и радостно принесоша Тебе похвалы сицевыя: Иисусе, Лазаря мертва Четверодневна воскресивый, и мене умерша страстьми воскреси. Иисусе, друга Твоего повойми связана разрешивый, и мене связана узами греха разреши. Иисусе, мертвеца смердяща от гроба свободивый, и мене из гроба отчаяния изведи. Иисусе, агнца любимаго от пропастей ада исхитивый, и мене от вечныя тьмы кромешныя сохрани. Иисусе, повелением Живоноснаго гласа Твоего воздвигнувый смердящаго, и мене истлевшаго страстьми Словом Твоим оживи. Иисусе, всесильною крепостию Твоею Лазаря Четверодневна возставивый, и мене общника тридневнаго Воскресения Твоего покажи. Иисусе, Лазаря, прежде Твоея страсти из мертвых воздвигнувый, яви нам Свое Воскресение.

Кондак 10

Спасти восхотел еси вся, Христе Спасе, обаче, сынове тьмы, зряще умершаго Лазаря, гласом Твоим от тления возставша, не восхотеша в ожесточении сердец своих уверовати в Тя, и нецыи от них поидоша к первосвященником и фарисеям, и возвестиша им, яже Ты сотворил еси в Вифании. Мы же безумию их не вдающеся, но в общее Воскресение по обетованию Твоему верующе, Тебе, Живодавцу и Спасителю нашему велегласно вопием: Аллилуиа.

Икос 10

Царю Превсчный, Иисусе! Стены каменныя твердо быша первосвященницы иудейстии, егда услышавше, каковое страшною чуди сотворил еси в Вифании, совет восприяша на Тя, глаголюше: “Что сотворим, яко Человек Сей многа знамения творит”. Един же от них, Каиафа, архиерей сый лету тому, рече, яко уне есть, да Един Человек умрет за люди своя, а не весь язык погибнет. И от того убо дне совещаша, да убиют Тя, Христа Своего и Владыку, вкупе же и Лазаря, яко мнози его ради прихождаху от иудей и вероваху в Тя. Сего ради вопием Ти сице: Иисусе, Сыне Божий Безсмертный, Лазаря ради, яко агнец незлобивый на заклание приуготовленный. Иисусе, Спасе наш, человеки судимый, от Каиафы за люди умрети неволею предреченный. Иисусе, на беззаконном соборище вкупе с Лазарем на смерть осужденный, не осуди нас на судище Твоем. Иисусе, в верной Вифании, в дому Лазаря печаль на радость преложивый, помяни нас во Царствии Твоем. Иисусе, Креста предначинание в Вифании совершивый, силою Креста Твоего сохрани нас. Иисусе, льстивых фарисеев чудесы своими устрашивый, воскресением Лазаря возвесели нас. Иисусе, Лазаря прежде Страсти Твоея из мертвых воздвигнувый, яви нам Свое Воскресение.

Кондак 11

Пение всеумиленное да принесет Тебе, Христе Спасе наш, Вифания верная и Тобою любимая, яко в радость Ты преложил еси печаль ея, Лазаря, воспитание ея, из гроба воздвизая, и да не сетует, яко на малое время Ты отшел еси во Ефрем порицаемый град близь пустыни, идеже ходил еси со ученики Своими, первосвященником заповедь давшим, да имут Тя. Мы же, удивляюшеся Твоему о ученицех пред страдании Твоими попечению, поем Тебе: Аллилуиа.

Икос 11

Свет велий и неизреченный осия Вифанию, егда прежде шести дней бытия Пасхи Ты паки пришел еси в весь сию, Сладчайший Иисусе, идеже любящия Тя сотвориша Тебе преславную вечерю, Лазарево воскрешение с радостию и благодарением воспоминающе. Бе же ту и Лазарь един от возлежащих, Марфа же с любовию многою паки служаше Тебе, Мария же от избытка радости, любве и благодарения, приемше литру мира нарда чиста многоценна, помаза пречистии нози Твои, и власы своими отираше я, и храмина исполнися вся от вони масти благовонныя. Мы же недостойнии, в радость оных блаженных сообедников Твоих проникнути желающе, со умилением многим вопием Тебе таковая: Иисусе, с мертвецем воскресшим разделивый трапезу, даждь ми выну наслаждатися вечныя Твоея вечери на небеси. Иисусе, Лазаря по воскрешении его небесною радостию исполнивый, сподоби мя небесныя мыслити на земли. Иисусе, Марфу трудолюбную се уже второе на вечери послужити Тебе удостоивый, приими мя на Твое служение. Иисусе, Марию, Божиею любовию горящую, нози Твои миром помазати сподобивый, даждь ми духа любве пламенение. Иисусе, Вифанию странноприятием Тя на вечери зело возвеселивый, возвесели мя посреде трудов отдохновением. Иисусе, Марфины слезы и Мариин плач Лазаревым возстанием скоро утешивый, утеши мя в скорбех Твоим посещением, Иисусе, Лазаря прежде Твоея страсти из мертвых воздвигнувый, яви нам Свое Воскресение.

Кондак 12

Благодать велию даровал еси, Христе, воскрешением Лазаря благословенней Вифанийстей веси, восприявшей Тя. Наутрие сретают Тя в Иерусалиме крест, злохуление, и поношения от злобных фарисей, завистию дышащих, здесь же Ты обрел еси прежде креста любовь, радость, и мир о Дусе Святе. Сего ради да будет Тебе похвала вечная, Вифание, яко Зиждителя странноприяти сподобилася еси: благоуготовися, украси божественне твоя входы, расшири преддверия твоя, да и мы с тобою воспоем прославившему тя Господу: Аллилуиа.

Икос 12

Поюще Твое из мертвых Лазарево воскрешение, поклоняемся величию дел Твоих, Христе, прославляем вседержительство Твое и крайнее снисхождение с неизреченным человеколюбием Твоим и веруем с Марфой, яко воистину Ты еси Христос, Сын Божий, Иже в мир грядый, с Марией же приседим при ногу Твоею, внимающе единому на потребу Божественному Слову Твоему, и сподоби нас молитвами праведнаго Лазаря, друга Твоего, видети Твою светлую над смертью победу, и живоносное Воскресение Твое вопиюшим Тебе тако: Иисусе, ада Победителю, с Лазарем Четверодневным из тьмы кромешныя греха изведи мя. Иисусе, смерти Низложителю, с другом Твоим умершим к жизни и воскресению паки воззови мя. Иисусе, Лазаря на острове Крите от злобы фарисейския спасый, имиже веси судьбами спаси мя. Иисусе, тамо его от Апостол во епископа поставивый, от Церкви Твоея не отлучи мя. Иисусе, томуже омофор рукама Богоматери истканный вручивый, под кровом Ея сохрани мя. Иисусе, Лазаря посещения Пречистыя во днех плоти Ея удостоивый, Тоя предстательства не лиши мя, Иисусе, Лазаря прежде Твоея страсти из мертвых воздвигнувый, яви нам Свое Воскресение.

Кондак 13

О, Сладчайший Иисусе, всех Радосте, Свете Тихий, Живот мира и Воскресение наше! Приими от нас, якоже от Марфы и Марии сие малое благодарение наше о Воскрешении Лазаря от всея души Тебе приносимое, и сотвори ны общницыбыти того из гроба возстания, да всесильным Словом Твоим воздвигнеши и нас от всякаго падения греховнаго и смерти вечныя, и сподобиши ны получити наследие неувядаемое на небесех, идеже со всеми святыми да воспоем Тебе: Аллилуиа.

(Этот кондак читается трижды, затем икос 1 и кондак 1)

Икос 1

Ангельския силы в радостный трепет приидоша, зря Твое, Сладчайший Иисусе, в Вифанию пришествие, идеже Ты, не имеяй где главу подклонити и злобою иудейскою везде гонимый, всегда обретал еси по трудех благовестия покой душевный, мир, любовь и тишину у друга Твоего Лазаря, егоже и Сам до конца возлюбил еси с сестры его Марфою и Марией, яко тии всегда с верою и любовию служаху Тебе, слушающе при ногу Твоею Слово Твое. Таковое человеколюбное снисхождение Твое воспоминающе, со умилением сердечным вопием Тебе: Иисусе, Любы Предвечная, до любве к человеком до конца низшедый. Иисусе, Милосте Безмерная, Лазаря с сестры его в любовь Свою приявый. Иисусе, благословенный дом Лазаря во днех плоти Своея с любовию посещавый. Иисусе, Божественным Словом Твоим любящая Тя души тамо в сладость, много насыщавый. Иисусе, Вифанию, отечество Лазаря, местом покоя Твоего избравый. Иисусе, велия дела силы и любве тамо прежде Креста Твоего явивый. Иисусе, Лазаря прежде Твоея страсти из мертвых воздвигнувый, яви нам Свое Воскресение.

Кондак 1

Возбранный Воеводо и ада Победителю, Ты, яко имеяй победу над смертию, Лазаря Четверодневнаго из мертвых воздвигл еси, и всем радость, свет и воскресение явил еси; мы же недостойнии Твоему нас ради снисхождению благодарение приносяще, от души вопием Тебе: Иисусе, Лазаря прежде Твоея страсти из мертвых воздвигнувый, яви нам Свое Воскресение.

Поделиться:

Апостольское чтение Лазаревой субботы

Послание ап. Павла к Евреям 12:28 – 13:8

Братья, приемля царство непоколебимое, будем держаться благодати, которой будем служить благоугодно Богу, с благоговением и страхом, потому что Бог наш есть также огонь поедающий.

Братолюбие между вами да пребывает. Гостеприимства не забывайте, ибо через него некоторые, не зная, оказали гостеприимство ангелам. Вспоминайте узников, как бы пребывая с ними в узах, и страждущих, как бы сами находящиеся в теле. Брак да будет честен во всём, и ложе непорочно; ибо блудников и прелюбодеев осудит Бог. Имейте нрав несребролюбивый, довольствуясь тем, что есть. Ибо Он Сам сказал: Я тебя не оставлю и не покину тебя», так что мы смело говорим: Господь мне помощник, и не убоюсь: чтó сделает мне человек? (Пс 117:6)

Помните наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие, и, взирая на исход их жизни, подражайте их вере. Иисус Христос вчера и сегодня и во веки – Тот же.

Евангельское чтение Лазаревой субботы

Евангелие от Иоанна 11:1-45

[В то время] был болен некто Лазарь из Вифании, из селения, гдежили Мария и Марфа, сестра ее. Мария же была та, которая помазала Господа миром и отерла ноги Его своими волосами; ее брат Лазарь был болен. Послали сестры сказать Ему: «Господи! Вот, кого Ты любишь, болен».

Услышав это, Иисус сказал: «Болезнь эта не к смерти, но к славе Божией, чтобы прославлен был через нее Сын Божий». Иисус любил Марфу и сестру ее и Лазаря. А когда услышал, что Лазарь болен, то остался Он два дня на том месте, где находился.

После этого Он говорит ученикам: «Пойдем снова в Иудею». Ученики сказали Ему: «Равви! Давно ли иудеи искали побить Тебя камнями, и Ты опять идешь туда?» Иисус отвечал: «Не двенадцать ли часов во дне? Кто ходит днем, не спотыкается, потому что видит свет мира сего; а кто ходит ночью, спотыкается, потому что нет света в нем». Сказав это, говорит им потом: «Лазарь, друг наш, уснул; но Я иду разбудить его».


Воскрешение Лазаря. Henry Ossawa Tanner, 1896

Ученики Его сказали: «Господи! Если уснул, то выздоровеет». Иисус говорил о смерти его, а они думали, что Он говорит о простом сне. Тогда Иисус сказал им прямо: «Лазарь умер; и радуюсь за вас, что Меня не было там, дабы вы уверовали; но идем к нему». Тогда Фома, иначе называемый Близнец, сказал ученикам: «Пойдем и мы умрем с Ним».

Иисус, придя, нашел, что он уже четыре дня в гробнице. Вифания же была близ Иерусалима, стадиях в пятнадцати; и многие из иудеев пришли к Марфе и Марии утешать их вгоре о брате их. Марфа, услышав, что идет Иисус, пошла навстречу Ему; Мария же сидела дома. Сказала тогда Марфа Иисусу: «Господи! Если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой. Но я и теперь знаю, что о чем бы Ты ни попросил Бога, даст Тебе Бог».

Иисус говорит ей: «Воскреснет брат твой». Говорит Ему Марфа: «Знаю, что воскреснет в воскресение, в последний день». Иисус сказал ей: «Я – воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет. И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек. Веришь ли ты в это?» Она говорит Ему: «Да, Господи! Я верую, что Ты – Мессия (Христос), Сын Божий, в мир Приходящий».

Сказав это, пошла и позвала Марию, сестру свою, сказав тайно: «Учитель здесь и зовет тебя». Она, как только услышала, встала поспешно и пошла к Нему. Иисус еще не входил в селение, но был на том месте, где встретила Его Марфа. Тогда иудеи, которые были с нею в доме и утешали ее, видя, что Мария поспешно встала и вышла, пошли за нею, полагая, что она идет к гробнице — плакать там. А Мария, придя туда, где был Иисус, и увидев Его, пала к ногам Его и сказала Ему: «Господи! Если бы Ты был здесь, не умер бы мой брат».

Иисус, когда увидел ее плачущую и пришедших с нею плачущих иудеев, Сам восскорбел духом и пришел в волнение, и сказал: «Где вы положили его?» Говорят Ему: «Господи! Иди и посмотри». Прослезился Иисус. Говорили тогда иудеи: «Смотри, как Он любил его». А некоторые из них сказали: «Не мог ли Он, открывший очи слепому, сделать, чтобы и этот не умер?».

Иисус же, снова возмущаясь в Себе, приходит к гробнице. Это была пещера, и камень закрывал ее. Иисус говорит: «Возьмите камень». Сестра умершего, Марфа, говорит Ему: «Господи! Уже смердит; ибо четырехдневный уже». Иисус говорит ей: «Не сказал ли Я тебе, что, если уверуешь, увидишь славу Божию?» Тогда взяли камень, Иисус же поднял глаза ввысь и сказал: «Отче! Благодарю Тебя, что Ты услышал Меня. Я знал, что Ты всегда услышишь Меня; но сказал это ради народа, стоящего кругом, чтобы поверили, что Ты послал Меня».

Сказав это, Он воззвал громким голосом: «Лазарь, выходи!».

И вышел умерший, обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами, и лицо его обвязано было платком. Иисус говорит им: «Развяжите его, пусть идет». Тогда многие из иудеев, пришедших к Марии и видевших, чтó сотворил Иисус, уверовали в Него.

На пути в Вифанию и Иерусалим

На протяжении шести дней перед Лазаревой Субботой церковное богослужение дает нам как бы следовать за Христом в дни, когда Он сначала возвещает смерть своего друга Лазаря, а затем начинает восхождение в Вифанию и в Иерусалим. Общий тон и тема этой седмицы даются нам на вечерне в Неделю 5-ю Великого поста:

Шесту́ю от честны́х посто́в седми́цу усе́рдно начина́юще, Го́сподеви предпра́зднственное пе́ние ва́ий принесе́м ве́рнии: гряду́щему во сла́ве, си́лою Божества́ во Иерусали́м, умертви́ти смерть. Те́мже угото́вим благоче́стно побе́дныя о́бразы, ве́тви доброде́тельныя, оса́нна вопию́ще Творцу́ все́х. С усердием начиная шестую неделю Великого Поста, принесем, верующие, предпразднственное пение Господу, идущему в божественной славе и силе в Иерусалим умертвить смерть…(Стихира на Господи воззвах..)

В центре внимания находится Лазарь — его болезнь, смерть, горе его родных и то, как Христос все это воспринимает.

В понедельник ваий мы слышим о болезни Лазаря: Днесь Христу является, об ону страну Иордана ходящу, болезнь Лазарева, и яко проведец, глаголет: болезнь сия несть ныне к смерти. Сегодня Христу, по тому берегу Иордана ходящму, открывается болезнь Лазаря, и говорит Он, как пророк: «Болезнь эта ныне не к смерти».(Из песни девятой трипеснца в понедельник 6-й седмицы)

Во вторник ваий: Вчера и днесь болезнь Лазарева, сию бо Христу являют сродницы. Радостию, Вифание, уготовися, Жизнодавца угостити и Царя, с нами вопиющи: Господи, слава Тебе. Вчера и сегодня в болезни пребывает Лазарь, Христу родные объявляют. С радостью, Вифания, готовься жизни Подателя и Царя принять, как гостя, с нами восклицая: «Господи, слава Тебе». (Седален по третьем стихословии на утрене вторника 6-й седмицы)

В среду ваий: Днесь Лазарь умерый погребается, и рыдание поют сего сродницы, якоже провидец и Бог, страсть предрекл еси: Лазарь успе, учеником провещая, но ныне иду воскресити егоже создах. Сего ради Тебе вси вопием: слава державе крепости Твоея. Сегодня Лазаря умершего хоронят, и песни погребальные поют его родные. Ты, Бог и Провидец, Страдания Свои предрек, ученикам сказав: «Лазарь почил, но сейчас иду Я воскресить того, кого Я создал». Поэтому Тебе мы все взываем: «Слава могуществу силы Твоей».(Седален по третьем стихословии на утрене среды 6-й седмицы)

В четверг ваий: Дводенствует днесь Лазарь умерый… Сегодня уже два дня, как Лазарь умер…  Господь грядет всести, якоже писано, на жребя: людие, готовитеся со страхом прияти Царя всех с ваием, яко победителя смерти, из ада воздвигшаго Лазаря. Господь грядет, чтобы войти, как сказано в писании, на молодом осле. Готовьтесь, люди, с почтением принять Царя всех, приветствуя цветами, как смерти победителя, возведшего из ада Лазаря. (Из песни девятой трипеснца в четверг 6-й седмицы)

И наконец в пятницу: Заутра бо Христос приходит оживити глаголом умершаго брата (Марфы и Марии)… Завтра Христос придет воскресить из мертвых брата (Марфы и Марии) …

Таким образом, в течение всей недели мы духовно созерцаем предстоящую встречу Христа со смертью — сперва со смертью его друга Лазаря, а затем и с Его собственной смертью. Приближается час Сына Человеческого, о котором Он так часто говорил и к которому все Его служение на земле было направлено.

Воскрешение Лазаря, изумительное празднование этой единственной субботы, уже вне Святой Четыредесятницы ( закончились 40 дней поста) — мы продолжаем поститься в поклонение Страстям Христовым. В пятницу, накануне, мы поем:

Душеполе́зную соверши́вше Четыредеся́тницу,и святу́ю седми́цу стра́сти Твоея́,про́сим ви́дети, Человеколю́бче, е́же просла́вити в ней вели́чия Твоя́, и неизрече́нное нас ра́ди смотре́ние Твое́, единому́дренно воспева́юще: Го́споди, сла́ва Тебе́. Душеполезную завершив Четыредесятницу, и святую седмицу страдания Твоего узреть просим, Человеколюбец, чтобы прославить в дни ее величие Твое, и неизреченный Твой замысел о нас, единомысленно воспевая: «Господи, слава Тебе!»

В богослужебных терминах Лазарева Суббота и Вербное Воскресенье суть уже «предначинание Креста». Последняя неделя Великого Поста есть, в сущности, непрерывное предпразднество этих дней, и потому последнее откровение значения Великого Поста. До Крестопоклонного Воскресенья Церковь призывает нас сосредоточиться на своей собственной душе, призывает к борьбе с плотью и страстями, злом и другими грехами. Но даже пока мы это делаем, Церковь постоянно зовет нас устремляться вперед, измерять и основывать наш подвиг на «чем-то лучшем», что нас ждет впереди. Затем, после Крестопоклонного Воскресенья, средоточием постного подвига становится тайна страданий Христовых, Его Креста и смерти, и сам Пост становится «восхождением в Иерусалим».

Воскрешение Лазаря. Икона из праздничного чина. Москва. 1560-е годы

Воскрешение Лазаря — последнее великое чудо Христово перед ночью Страстей. Евангелист Иоанн (Ин 11:1-45) изображает это событие как очевидец, с поразительной, почти осязаемой достоверностью. Видишь буквально каждый штрих: робость учеников, их колебания и наконец решимость идти навстречу опасности. Иисус с глазами, полными слез, у гробницы сестры, подавленные горем, смущение Марфы, отваленный камень и властный царственный призыв, услышанный в иных мирах: «Выйди, Лазарь!» Безмолвная фигура в саване на пороге склепа…Тот, Кто вскоре Сам должен будет пройти через врата смерти, являет Себя ее повелителем…

Услышав о воскресении Лазаря, иудейские первосвященники говорили об Иисусе Христе: «что нам делать? Этот Человек много чудес творит. Если оставим Его так, то все уверуют в Него, и придут римляне и овладеют и местом нашим и народом» (Ин. 11, 47-48). Архиерей Каиафа дал синедриону совет, послуживший пророчеством о спасительной силе крестной смерти Иисуса Христа: «вы ничего не знаете, и не подумаете, что лучше нам, чтобы один человек умер за людей, нежели чтобы весь народ погиб» (Ин. 11, 49-50). С того дня они решили непременно убить Иисуса Христа, обнародовав повеление взять Его, где только увидят (Ин. 11, 53).

Воскрешение Лазаря так озлобило книжников и первосвященников, что они решили убить не только Воскресителя, но и воскрешенного (Ин. 12, 10). Лазарь удалился на остров Кипр, где в последствии он поставлен был от Апостолов епископом. Богоматерь даровала ему омофор, сделанный ее руками. Жил Лазарь после воскрешения 30 лет и хранил строгое воздержание. Вторично преставился он в Кипре. В IX веке Византийский император Лев Философ перенес мощи праведного Лазаря из Кипра в Константинополь.

Традиции Лазаревой субботы

Традиции отмечания Лазаревой субботы и Входа Господня в Иерусалим были тесно переплетены на Руси. Вечером этого дня, накануне Вербного воскресенья, как и в сам день праздника Входа Господня в Иерусалим люди, приносили и приносят сейчас в храм веточки вербы. Священник совершал чин освящения верб на вечерней службе — Всенощном бдении праздника Входа Господня в Иерусалим.

В славянских странах верба стала символом праздника в подражание современникам Христа, которые устилали его дорогу в Иерусалим ветвями пальм: за Христом в столицу Израиля последовало множество народа. Люди были поражены чудом с Лазарем и оказывали Спасителю невероятные почести. Когда он въезжал на ослике в Иерусалимские ворота, все вокруг восклицали: «Осанна! Благословен грядущий во Имя Господне, Царь Израилев!» И бросали Ему под ноги пальмовые ветви — царский символ.

На Руси и в других славянских странах пальмовые ветви как символ праздника заменили на вербы. Верба — одно из первых деревьев, которые расцветают весной. Пушистые веточки символизировали пробуждение природы после долгой зимы, воскресение всего живого для цветения и плодоношения. Первое упоминание об этой традиции можно найти в Изборнике Святослава начала XI века. Это третья по древности после «Остромирова Евангелия» и «Новгородского кодекса» древнерусская рукописная книга.

В деревнях в Лазареву субботу ломали вербы. Горожане тоже отправлялись ломать вербу — на берега близко протекающих рек. В Москве, например, в Китай-город и на берега Неглинки, густо заросшие ивами и вербами.

Обычай «лазарования»

У гагаузов и болгар в Вербную субботу совершали красивый обычай— лазарование (Lazari). «Лазаровали» совсем маленькие девочки от шести до двенадцати лет, «лазарки». Они ходили по домам по трое или по шестеро и пели специальные лазарские песни.

Одна из лазарок обычно изображала «невесту» и несла корзину для угощений. Ее лицо закрывали белой фатой или платком. Благодарили «лазарок» подарками: сырыми яйцами и мелкими монетками.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]