Молитва матушке Алипии о помощи
Молитва матушке Алипии:
О, великая Церкви Христовой похвало, града Киева стено и утешение, преподобная Мати Алипие!
К тебе припадаем и тебе молимся – буди предстательница наша ко Христу Богу неусыпная, яко веруем аще будеши умолять Человеколюбца Бога, все будет даровано тебе из моря Его благости. И яко Бог человеколюбив есть, тако и ты, умоляемая нами грешными, не презришь прошения нашего, ибо сами мы по множеству грехов своих не имеем дерзновения. Твое дело, святая, ходатайствовати о грешных, дело Божие – миловать отчаянных. Испроси, преподобная, коемуждо по его потребе:
В болезнех сущих скоро утеши и исцели, яко ныне во множестве исцеление соделоваеши – яко немыя глаголати, слепыя видети, костьми повредженныя от одра болезни восставляеши. Все можеши испросити у Господа, преподобная, аще помолишися к Нему за ны.
Опухоли лютыя не бытии соделай. Страждущим ожогами исцеление скорое подавай, якоже отроку болящему нощию явилася еси, молитве матери его внемлющее. Темже великое чудо исцеления всему миру показала еси. В тяжции дни сии торжества беззакония и неправды, обиженным и неправедно осужденным, в темницех заключенным, зависти, лжи и корысти ради гонимым исходатайствуй избавление от клеветы и напасти, яко благодать ходатайствовати за онех сугубо подадеся тебе от Господа.
Супружества благие благослови и соедини. Матерем детородящим подавай благополучное разрешение, сохраняя их чады от всякаго вреда. Услыши теплую молитву родителей, скорбию о чадех истомленных, да чада их в сознание истины прейдут, избегнув сетей лукаваго вечное спасение обрящут. Прими молитвы о родителех скорбящих чад их, да молитвами твоими свет Христова Евангелия познают. Такожде утеши безчадных и даруй им плод чрева, да новыя истинныя христианы Господу представят твоим благословением и воспитанием материнским. Требующим твоея помощи в соврешении христианскаго брака посли благословеннаго от Господа спутника жития их, да попечением твоим Христу Богу принесут служение малыя церкви в союзе семейном. Наипаче же подавай мир, тишину и нелицемерную любовь, да будем истинныя ученики Христовы. Предавшимся недугам пиянства и наркомании и неимущим силы духа оставити сие душегубительное беззаконие подай силу духа и просвещение ума, якоже явилася еси человеку, от пиянства смерть приятии имущему и благословением твоим исцелившемуся от недуга сего.
Одиноким и безпомощным низпосли твоими молитвами незримое от Господа утешение и познание истинной любви Христовой, да уведят, яко друзи наши – святи и ангели, невидимо соблюдают ны.
Прошения неимущих и страждущих приими и подай им своими молитвами нежданное попечение, яко да имут тя благодетельницу в земнем житии своем.
Малодушним, отчаявшимся в житии своем, буди утешительница скорая, якоже спасла еси жену, в скорби погубити себе умыслившую и отроковицу, в падении с высоты сохраненную от вреда. Темже души их погибительныя пучины избавила еси. Такожде, молим тя, преподобная, от внезапныя смерти сохрани, якоже отрока невредимо соблюла еси, удар страшный на дорозе приявшаго.
В учении прибывающим излей материнскую помощь и подай прибавление ума, да внелегком течении учения своего пребывают безпечальны.
В многоразличных житейских делех, бедах и трудностех подавай скорое устройство и благое сих завершение. Услыши молитвы скорбящих о заблуждающих, кои пребывают вне спасительнаго ковчега Церкве Православныя, да Господь Всеблагий имиже весть судьбами спасет их и приведет в познание истины Своея.
Воинам низпосли крепость и силу духа в совершении богоугоднаго служения своего, да сохранит их Господь от всякого зла. Монашествующих настави право шествовати путем Господним, укрепляя в подвизех и смеренном несении креста своего, якоже и ты подвизалася во спасение в любви ко Господу и людем Его.
Архиереом и священником подавай истинное стояние в вере православной, да стадо Христово пасут верно и нелицемерно, право правящие и непреткновенно пред Господом ходящее.
Начальником и властем мудрое народа нашего управление, да в союзе с Церковью страна наша пребывает в мире и тишине. Отверзи нам молитвами своими двери милосердия Божия и избави нас от всякаго зла. Даруй нам избежати сетей лукаваго. Моли, преподобная, Милосерднаго Господа о нас, кающихся, да простит нам вины наши по множеству благости Своей. И даже до конца молитвами твоими сохрани нас неосужденными, да спасенные твоим ходатайством и помощию, всегда будем возсылать славу, хвалу, благодарение и поклонение Единому в Троице Богу, Создателю всех. Аминь.
Блаженная Алипия Киевская, Христа ради юродивая
Почитаемая могила
Блаженная Алипия
На северной окраине Киева среди сосен и старых берез на несколько километров простирается Лесное кладбище. В глубине, справа от центральных ворот, один из кладбищенских участков будто вырвался из небытия и атеистического плена – резко отличается от ставшего уже привычным мраморного засилья черно-коричневых памятников и надгробий. Белые крестики на смиренных могилах говорят о жизни вечной, преображенной и радостной. Эта кладбищенская земля принадлежит старинному Флоровскому женскому монастырю: здесь покоятся инокини и священство, почившие во второй половине прошлого века.
Лесное кладбище возникло в 1960-х годах, и тогда же игуменья Вознесенского Флоровского монастыря Антония внесла в горисполком деньги за 8-й кладбищенский участок. Игуменья не предполагала, конечно, что место сие со временем привлечет паломников из разных уголков Украины, Белоруссии, России и даже из-за океана. Осенью 1988 года здесь была похоронена блаженная монахиня Алипия (Авдеева), известная в миру как Христа ради юродивая прозорливая старица. Ныне почитание ее киевлянами можно сравнить разве что с почитанием Матрены Московской, хотя блаженная Алипия еще не причислена к лику святых. Документы лишь собираются и изучаются, но, по мнению наместника Покровской Голосеевской пустыни архимандрита Исаакия (Андроника), возглавившего эту возрожденную в 1990-х годах обитель, канонизация блаженной совершится в скором времени. Попутно заметим, что блаженная Алипия подвизалась как раз на развалинах уничтоженной в 1926 году Голосеевской пустыни, молилась угодникам Божиим, которые в ХIХ и начале ХХ века подвизались тут, а некоторые были и погребены здесь: митрополиту Киевскому Филарету (Амфитеатрову; † 1857; его мощи почивают в пещерах Киево-Печерской лавры) и его духовнику иеросхимонаху Парфению († 1855), Христа ради юродивым старцам иеросхимонаху Феофилу († 1853) и монаху Паисию († 1893), старцу-духовнику иеромонаху Алексию (Шепелеву; † 1917). Блаженная Алипия как бы приняла эту духовную эстафету подвижников Голосеевских и многие годы молилась о возрождении Голосеевской пустыни. Прикровенно она говорила своим чадам, что будет пребывать здесь «всегда, но не сразу».
Могила блаженной на Лесном кладбище
Но вернемся на Лесное кладбище. Впервые на Флоровском участке мне довелось побывать в 1990-м, еще до развала Союза, когда о могиле матушки Алипии знали лишь ее духовные чада. В их числе были и некоторые флоровские монахини, приведшие меня на могилу блаженной. Дор
о
гой они рассказывали о старице, о том, как жила она когда-то в дупле огромной липы на территории Киево-Печерской лавры до ее закрытия в 1961 году, как по ее молитвам совершались чудеса исцелений и помощи Божией – будто открытую книгу, читала она сердца приходящих к ней людей. Многих благословила на священство и монашество, многих вырвала из холодных лап смертельных болезней, многих спасла от нищеты и жизненного краха.
Из житийных записок о блаженной Алипии
Как часто случается при сборе и составлении житийных материалов, в биографию угодников Божиих порой закрадываются разного рода факты, вызывающие сомнение, особенно когда это касается людей, несших подвиг юродства. Известно, что матушка была мордовка по национальности и по-русски говорила с ошибками, к тому же, как все блаженные, о себе рассказывала отрывисто и непоследовательно, часто прикровенно и без всяких комментариев. Тем не менее, ее ближайшим послушницам, или, как их называют, хожалкам, а также некоторым духовным чадам – филологам и журналистам – удалось изложить жизненный путь блаженной на страницах книг, журналов и электронных сайтов. Вот что можно прочесть о ее детстве на киевском сайте «Блаженная Алипия»:
«Родилась блаженная Алипия (Агапия Тихоновна Авдеева) предположительно в 1910 году в Пензенской области в благочестивой семье Тихона и Вассы Авдеевых. Блаженная старица рассказывала, что отец был строгий, а мама очень добрая, большая труженица и очень аккуратная. Бывало, положит в передничек всяких угощений и велит ей разнести бедным в их селе; особенно много гостинцев раздавала мама в праздники. Когда пришло время учиться, Агапию отдали в школу. Живая, быстрая, сообразительная, она не могла удержаться и всем подсказывала. Девочку перевели в другой класс, и среди детей старше ее на год Агапия отличалась умом и сообразительностью. В 1918 году родителей Агапии расстреляли. Всю ночь восьмилетняя девочка сама читала Псалтирь по умершим. Некоторое время Агапия жила у дяди; проучившись в школе только два года, отправилась “странствовать” по святым местам… В годы безверия десять лет провела в заключении; несмотря на тяжелые условия содержания, старалась соблюдать пост, непрестанно молилась».
Вид с озера на Голосеево
Далее в житии рассказывается о чудесном освобождении из заключения, о явлении угоднице апостола Петра. Сопоставляя этот факт с дальнейшей молитвенной жизнью старицы, можно понять, почему она множество лет молилась в киевском Демеевском храме непосредственно у большой иконы апостолов Петра и Павла в правом приделе. В жизнеописании также упоминается о встрече странницы Агапии с прозорливым иеросхимонахом Феодосием, жившим в послевоенное время под Новороссийском в поселке Горный (бывшая станица Крымская) и благословившим ее на подвиг юродства. Об этом сама матушка говаривала: «Я у Феодосия был, я Феодосия видел, я Феодосия знаю».
Но наиболее полно описана жизнь блаженной в Киеве – с 1960-х по 1988 год, – ибо имеются и документальные подтверждения фактов, и многочисленные свидетельства ее духовных чад и всех, кто общался с ней. Матушка носила вериги в виде огромной связки ключей, а на груди, также под одеждой, – икону. Почти ежедневно привозила в храм сумки с хлебом, который приносили ей люди, покупала множество свечей и сама расставляла их перед иконами. Кстати, задолго до раскола обличила однажды бывшего митрополита Филарета (Денисенко) прямо во время службы, за что была изгнана из храма. Известно также, что накануне 1986 года, когда произошла Чернобыльская катастрофа, матушка очень волновалась, говорила о «страшных пожарах». Рассказывают, что в начале апреля 1986 года она на многие дни покинула свою хижину в Голосеевском лесу и обошла с посохом весь город, молясь о его спасении.
Много чего чудесного услышал и узнал я о жизни блаженной. Но тогда, на кладбище, все это воспринималось, как сказка.
И все же я поверил
К рассказам монахинь я тогда отнесся с известной долей недоверия «образованного советского журналиста», выросшего в атеистической среде, хотя и воцерковленного. Пока совершалась лития, я вглядывался в лик блаженной на овальной фотографии надгробного креста с надписью «Бойся Бога!» Как выяснил потом, какой-то одержимый приходил сюда неоднократно, выворачивал крест и отшвыривал его в сторону. Видимо, надпись эта была предназначена для его вразумления. Пронзительный взгляд юродивой проникал в самое сердце, и мирный покой снисходил в душу.
– Ты проси у матушки помощи, если есть какие-то жизненные проблемы, – посоветовали монахини. – Она всем помогает.
Храм в нижней части которого почивют мощи блаженной Алипии
О чем просить, я и не знал. Разве о том, чтобы на киностудии «Научфильм» приняли мой сценарий об отце Михаиле Бойко, известном киевском духовнике, сыне репрессированного священника, прошедшем добровольцем-минометчиком всю Великую Отечественную войну? Как узнал я впоследствии, сам отец Михаил относился к блаженной Алипии с крайним недоверием, считая ее просто болящей. В свое время ему довелось служить диаконом в Вознесенском храме на Демеевке, где многие годы молилась юродивая. И все же я молитвенно обратился к матушке Алипии: «Помолись, блаженная матушка, чтобы мой сценарий был принят и люди узнали о гонениях на Церковь и о ее служителях». Моему удивлению не было предела, когда буквально через несколько дней мне позвонил редактор киностудии и сообщил, что сценарий принят. Мало того, режиссер, снимавший фильм об отце Михаиле нашел в архивах кадры хроники, на которых было запечатлено отпевание умерших от голода крестьян в Полтавской области. И что удивительно: в кадр попал отец протоиерея Михаила Бойко – священник Павел Бойко, а прислуживавший ему маленький мальчик был его сыном Михаилом. Сам режиссер понятия не имел, что в его фильм попал будущий отец Михаил. А герой фильма на просмотре воскликнул:
– Это же мой отец! А я – вон, рядышком, босиком!
После просмотра фильма я рассказал отцу Михаилу о своей молитве на могилке блаженной, о том, как сценарий долго не принимали, а потом вдруг приняли. И о том, что такая находка кадров кинохроники – тоже по молитвам блаженной. На что старец удивленно покачал головой и молвил после паузы:
– Дивен Бог во святых Своих!..
Потом, навещая могилу родителей, я бывал и у матушки, познакомился с Верой Федоровной Удовиченко – составителем книг о блаженной Алипии, в которые вошли десятки воспоминаний духовенства, монашествующих и мирян – и знавших матушку при жизни, и тех, кто получил по ее молитвам помощь уже после ее кончины.
«И память ее в род и род…»
Многих из духовенства я знал лично и потом, после знакомства с книгой «Стяжавшая любовь», выпущенной по благословению митрополита Владимира в 2005 году, беседовал с ними, расспрашивал о монахине Алипии. Бывший настоятель Вознесенской Демеевской церкви отец Мефодий Финкевич (на склоне лет принявший монашество в Почаевской лавре) очень почитал матушку, рассказывал, как еще при жизни Алипии он проведывал ее домик в Голосеевском лесу. Тогда отец Мефодий, еще молодой священник, служил во Владимирском кафедральном соборе, и матушка все его спрашивала:
– А вот ты на Демеевке служишь?
– Да нет, матушка, я из собора к вам приехал…
– А-а, из собора…
Рака с мощами блаженной Алипии
И так каждый раз. «Да, уже забывается старица», – думал отец Мефодий. Но вскоре был назначен настоятелем Демеевской церкви, где и прослужил более 20 лет. Когда я рассказал отцу Мефодию о случае с кинофильмом, он заметил:
– Она была воплощением кротости и незлобивости. Я ей молюсь даже в мелочах.
А в книге о матушке приведены рассказы, как помогла она людям в тяжелейших жизненных ситуациях – тем, кто был уже на краю могилы, пропадал от пьянства, пребывал в сетях сектантства, терял детей, мужей и жен, стоял перед сложным жизненным выбором, не зная как поступить…
В числе ее духовных чад – бывший епископ Тульчинский и Брацлавский Ипполит (Хилько), ныне пребывающий на покое. В своих воспоминаниях о старице владыка поведал, как она предрекла ему епископство, а еще о пожаре, случившемся, когда он учился в Московской духовной академии: пожар вспыхнул в 1986 году как раз под праздник Воздвижения Креста Господня – пять студентов тогда отдали Христу свои души.
– А моей сестре, еще ничего не знавшей, о пожаре сообщила матушка Алипия: «Пожар случился! А он не спа-а-л! Туда-сюда ходил!» По молитвам матушки все обошлось – я действительно не спал в ту ночь.
Епископ перечислил еще несколько удивительных случаев из своей жизни, как по молитвам блаженной ему удалось сохранить палец, который он чуть не потерял, работая с электропилой – ей было это открыто, как помогла ему в перелете в Иерусалим, где он нес послушание в Русской духовной миссии, и многое другое. Приведу эпизод их последней встречи. Это было перед самым отъездом в Иерусалим. Матушка очень любила цветы, и владыка принес букет.
– Матушка, примите цветы. Говорят, они символ жизни.
– Жизни, говоришь? Тогда сам и поставь.
Эта была их последняя встреча на земле.
Бог открыл блаженной время ее кончины. Матушка отошла ко Господу 30 октября 1988 года. Она спрашивала: «На какой день припадает 30 октября?» Говорила также, что на похоронах ее пойдет снег, что и случилось после.
***
Она живет в памяти народной. Ее имя звучит на поминании во всех храмах Киева и за его пределами. Уже давно написаны почитателями иконы блаженной и составлен акафист. Но, видимо, должна исполниться неведомая нам «полнота времен», прежде чем раздадутся под сводами храмов слова ее небесного прославления.
Ныне блаженная покоится в нижнем ярусе Покровского храма Голосеевского монастыря – сюда ее мощи были перенесены пять лет назад, в октябре 2006 года, и нескончаемым потоком идут к матушке люди. Особенно переполнен монастырь в день преставления матушки Алипии – 30 октября.
Биография
О жизни святой Алипии до 60-х годов прошлого века известно немного. Все сведения почерпнуты из ее скупых рассказов о себе. Дату рождения указывают неоднозначно: 1905, 1908, 1910 год. Точно установить год рождения невозможно, так как матушка всю жизнь прожила без документов. Несмотря на строжайшие предписания, не имела паспорта и прописки. Не разрешала себя фотографировать. Об ее облике можно судить по кратким мгновениям кинохроники.
Место рождения – Пензенская губерния. Фамилия – Авдеева, имя при крещении – Агафья, отчество – Тихоновна. Родители ее были православными мордвинами, благочестивыми и трудолюбивыми людьми. Мать звали Васса. С детских лет Агафья отличалась умом и сообразительностью. После гибели родителей в 1918 году девочка два года прожила у дяди. С десяти лет отправилась «странствовать» по святым местам. За религиозные взгляды сидела в тюрьме вместе с репрессированными священнослужителями.
Во время войны Агафью вывезли на принудительные работы в Германию. Ей удалось совершить побег из концлагеря, перейти линию фронта и вернуться в Киев. Здесь она прожила 43 года, прославившись как юродивая Христа ради, прозорливица и чудотворница. Блаженная носила под одеждой вериги и икону своей святой покровительницы.
За полгода до кончины матушка знала о дне своей смерти. Ее похоронили на Лесном кладбище, на участке Флоровского монастыря 30 октября 1988 года.
Канон святому преподобному Алипию, иконописцу Печерскому
Пе́снь 1.
Ирмо́с:
Пе́снь возсле́м, лю́дие, чу́дному Бо́гу на́шему, свободи́вшему Изра́иля от рабо́ты, пе́снь побе́дную пою́ще и вопию́ще: пои́м Тебе́, Еди́ному Влады́це.
Пе́снь возсла́ти пода́ждь, Христе́, по́мощь свы́ше рабо́м Твои́м, да принесе́м от те́плыя любве́ хвале́ние, в па́мяти уго́дника Твоего́, Тебе́, Еди́ному Влады́це.
Благода́ти умно́жившейся, процвета́ше ве́ра, и умножа́шеся по́лк преподо́бных на горе́ Пече́рстей, и́мже соо́бщник в житии́ хотя́ бы́ти преподо́бный, прии́де послужи́ти Еди́ному Христу́ и Влады́це.
От ю́ности твоея́, вда́лся еси́ роди́тели свои́ми, преподо́бне, в науче́ние ико́ннаго писа́ния, ему́же усе́рдно прилежа́, написова́л еси́ в се́рдце свое́м целому́дрие и чистоту́, я́ко от обои́х бы́л еси́ ра́б своему́ Влады́це.
Чу́дное твое́ послуша́ние ди́внаго тя́ чудесе́ зри́теля показа́, о́тче, ви́дел бо еси́ о́браз Влады́чицы, изображе́н нерукотворе́нне, и, от сего́ виде́ния бо́льшею любо́вию к богомы́слию разгоре́вся, се́рдце свое́ уготовля́л еси́, а́ки скрижа́ль, к написа́нию па́мяти о Христе́ Влады́це.
Богоро́дичен:
Скрижа́ле, иму́щая Ду́хом Святы́м напи́санный несказа́нно О́браз Ипоста́си О́тчия, мое́ злообра́зие, Ма́ти Де́во, во благообра́зие благи́х дея́ний претвори́, да отны́не угото́влюся послужи́ти Христу́, Бо́гу моему́ и Влады́це.
Пе́снь 3.
Ирмо́с:
Не́сть свя́т, я́ко Госпо́дь, и не́сть пра́веден, я́ко Бо́г на́ш, Его́же пое́т вся́ тва́рь: не́сть пра́веден, па́че Тебе́, Го́споди.
Не́сть Тебе́ подо́бен в бозе́х, Христе́, де́йством бо Твоего́ Пресвята́го Ду́ха изобрази́л еси́ ико́ну Ма́тере Твоея́ нерукотворе́нне, и бы́сть чу́до ве́лие, ему́же самови́дец бе́ преподо́бный Тво́й, Го́споди.
И́же чудеса́ де́йствоваше, То́йжде излете́ от у́ст ико́ны нерукотворе́нныя во о́бразе голуби́нем, Его́же ви́дев облета́юща вну́трь це́ркве, преподо́бный Тво́й, Христе́, вся́ презре́, и ничто́же в ми́ре се́м возлюби́, па́че Тебе́, Го́споди.
О́браз сла́вы Бо́жия ви́дев, преподо́бне, а́бие измени́л еси́ мирски́й о́браз, бы́в чернори́зец, до́бре напису́я доброде́тели изображе́ние, е́же и на́м вообрази́ те́плыми моли́твами твои́ми.
От ико́ннаго худо́жества своего́, о́тче, навы́кл еси́ духо́вныя де́тели вообража́ти, до́бре бо убели́в сви́ток се́рдца своего́ сле́зными пото́ки, написа́л еси́ па́мяти о Бо́зе помышле́ние.
Богоро́дичен:
Ра́дуйся, сви́тче, Богоневе́стная Де́во, на Не́мже пе́рстом Бо́жиим написа́ся О́тчее Сло́во, напиши́ на сви́тце се́рдца моего́ па́мять Стра́шнаго Суда́, и гряду́щими муче́нии удержи́ е́ от злы́х, молю́ся.
Седа́лен, гла́с 4:
Бо́жия сла́вы зри́теля и ико́ннаго де́лателя прему́дра, кто́ с на́ми пе́сньми тя́ не восхва́лит, преподо́бне, ви́дел бо еси́ от ча́сти чу́вственне Свята́го Ду́ха, — ны́не же, предстоя́ Вы́шняго Престо́лу, не зерца́лом, но лице́м к лицу́ присносу́щную зри́ши сла́ву Бо́жию, ея́же и мы́ да причасти́мся, о́тче Али́пие, моли́твами твои́ми.
Сла́ва, и ны́не:
Предста́тельнице Святе́й Тро́ице, предста́ни на́м ско́ро, в дне́шний де́нь собра́вшимся в хра́ме Твое́м пречестне́м, и да́ждь сла́ву преподо́бных Твои́х зре́ти сла́вящим Тя́, Де́во, моли́твами Твои́ми.
Пе́снь 4.
Ирмо́с:
Из горы́ приосене́нныя, Сло́ве, проро́к, еди́ныя Богоро́дицы, хотя́ща воплоти́тися, богови́дно усмотри́, и со стра́хом славосло́вяше си́лу Твою́.
Из горы́ призва́л еси́ всле́д тебе́ тещи́ преподо́бнаго Твоего́, Христе́, то́йже, мирски́я молвы́ отве́ргся, все́ю душе́ю приложи́ся Тебе́, и во уме́ изобража́ше при́сно си́лу Твою́.
Я́ко све́тлая звезда́, возсия́л еси́, о́тче, на горе́ Пече́рстей, доброде́тели бо от тебе́, я́ко лучи́, простро́шася, блаже́нне, и освеща́ют дне́сь тя́ велича́ющих, те́мже и мы́ прославля́ем благода́ть твою́.
Не мзды́ ра́ди, но ре́вностию дви́жим, прилежа́л еси́ де́лу своему́, и от сего́ во благоле́пие неща́дно раздава́л еси́ це́рквам Бо́жиим, я́ко да вси́, зря́ще на ико́ны твоя́, в любо́вь Бо́жию сердца́ своя́ обраща́ют.
До́бр де́латель яви́лся еси́, блаже́нне, виногра́да Христо́ва, я́ко сво́йственно тебе́ со апо́столом глаго́лати: не ту́не хле́б ядо́х, и́бо ру́це мои́ мне́ и ине́м послужи́сте, те́мже прия́л еси́ от Бо́га дина́р, и с благи́ми рабы́ сла́ву присносу́щную зри́ши.
Богоро́дичен:
От чи́стаго сокро́вища чре́ва Твоего́ Дина́р яви́вшая ми́ру, искупи́ла еси́ те́м все́х от перворо́днаго до́лга, Ма́ти Бо́жия, к Тебе́ прибега́ю, искупи́ мя́ от мы́сленных заимода́вец, да при́сно сла́влю бла́гость Твою́.
Пе́снь 5.
Ирмо́с:
У́тренююще, вопие́м Ти́: Го́споди, спаси́ ны́, Ты́ бо еси́ Бо́г на́ш, ра́зве Тебе́, ино́го не ве́мы.
У́тренюющих славосло́вием к Тебе́ от уны́ния возста́ви, о́тче, и от мра́чных де́л к све́ту богоразу́мия моли́твами твои́ми возведи́ умы́ на́ша, ско́раго бо тебе́ на по́мощь поспе́шника зна́ем.
От де́ла руку́ твое́ю, о́тче, в че́сть Еди́наго Бо́га, в трича́стное отлуча́л еси́ разделе́ние: ико́нному тре́бованию, в монасты́рское де́лание и в ми́лостыню ни́щим, и си́м стяжа́л еси́ лу́чшее, присножела́емое рая́ селе́ние.
Де́нь ручны́м де́ланием, но́щь же бде́нием, моли́твою и поклоне́нием провожда́л еси́ всегда́, блаже́нне, и та́ко, возложи́в ру́ку на ра́ло, упра́влен бы́л еси́ в Ца́рство Бо́жие. Та́мо помяни́ и на́с хода́тайством твои́м к Бо́гу.
Возсия́ со́лнце и ви́де твоя́ труды́, свя́те, и́бо смире́ние, нестяжа́ние, чистоту́, терпе́ние, по́ст любо́вию ко все́м растворя́л еси́, и си́м восхожде́нием возше́л еси́ на высоту́ богомы́слия, и Небе́снаго дарова́ния сподо́бился еси́.
Богоро́дичен:
У́тро мы́сленное, произве́дшая в ми́р вели́кое Со́лнце, озари́ на́ш у́м и се́рдце, и сы́ны Све́ту покажи́ ны́, мо́лимтися, Безневе́стная Де́во, Ты́ бо еси́ просвеще́ние и упова́ние на́ше.
Пе́снь 6.
Ирмо́с:
Ри́зу мне́ пода́ждь све́тлу, одея́йся све́том, я́ко ри́зою, Многоми́лостиве Христе́ Бо́же на́ш.
Ри́зу а́нгельскаго о́браза украси́в ша́рами и́ноческих трудо́в, возше́л еси́ на высо́кий степе́нь свяще́нства, сове́том наста́вника своего́, и на то́м стоя́ а́ки свети́ло, све́том твои́х де́л мно́гих просвети́л еси́.
Ри́зу Креще́ния окаля́вшему мне́ греха́ ка́лом, да́ждь умиле́ние, свя́те, моли́твами твои́ми, да в не́м испиру́ и чи́ст явлю́ся лицу́ Бо́жию: се́ бо предстою́, песносло́вя хвалу́ Твою́ бре́нными устна́ми.
Оде́жду свяще́нства прие́мь, по подо́бию Вели́каго Архиере́я, Сы́на Бо́жия, вше́л еси́, о́тче, во вну́тренняя заве́сы, приноси́ти же́ртву Поже́ршемуся за гре́х всего́ ми́ра, твои́ми моли́твами ны́не, а́ки же́ртвою, и о на́с, свя́те, Творца́ уми́лостиви.
Оде́ян сы́й оде́ждею свяще́нства, бо́льших дарова́ний сподо́бился еси́, я́ко и оде́янных прокаже́нием моли́твами твои́ми исцеля́л еси́, и на́с, мы́сленне неду́гующих, си́ми исцели́, мо́лимтися, преблаже́нне.
Богоро́дичен:
Уязви́вших на́с грехолю́бия стрело́ю, уязви́, Пречи́стая Де́во, и побе́гнут, студо́м пораже́ни, де́монския полки́, Ты́ бо еси́ бесо́м стру́п неисце́льный.
Конда́к, гла́с 2:
От ю́ности Боже́ственное в себе́ име́я начерта́ние, вда́н бы́л еси́ в науче́ние ико́ннаго писа́ния; и внегда́ небеси́ подо́бная Богоро́дицы писа́шеся це́рковь, ты́ та́можде посо́бствовал, и ви́дел еси́ Ду́ха Свята́го осия́ние, от Него́же прия́л еси́ чуде́с де́йство, я́ко ико́ны твоя́ чудотворя́ху, те́м тя́ чти́м и ублажа́ем, чу́дне Али́пие.
Пе́снь 7.
Ирмо́с:
О́троцы евре́йстии в пещи́ попра́ша пла́мень дерзнове́нно, и на ро́су о́гнь преложи́ша, вопию́ще: благослове́н еси́, Го́споди Бо́же, во ве́ки.
Де́тски игра́юща сумне́нием в ве́ре, пра́ведно ка́знь Бо́жия пости́же: покры́ бо прока́за лице́ его́, сего́ ты́, о́тче, исцели́л еси́, и оты́де, поя́: благослове́н Бо́г оте́ц на́ших.
Испове́давшему гре́х неве́рствия своего́, пе́рвее приложи́л еси́, блаже́нне, покая́ния пла́стырь, и, души́ исцеле́вшей, исцеле́ и лице́ пома́занием ва́п твои́х, и то́й о тебе́ воспе́т: благослове́н Бо́г оте́ц на́ших.
И́же пе́рвее обоня́ния грехо́м острупи́вся, по сове́ту диа́волю отча́яся спасе́ния наде́жды. Се́ то́й па́ки, твои́м, свя́те, уче́нием к Бо́гу обрати́вся, исцеле́н бы́сть, и избы́в обои́х струпо́в, воззва́: благослове́н Бо́г оте́ц на́ших.
Твои́м, преподо́бне, дивя́щеся чудесе́м мно́гим, взыва́ем согла́сно: ра́дуйся, Елиссе́е но́вый, неве́рующаго исцели́вый от прока́зы, я́ко Неема́на, и о тебе́ пе́снь о́троческую воспе́т: благослове́н Бо́г оте́ц на́ших.
Богоро́дичен:
Безобра́зие души́ моея́ кто́ испра́вит, а́ще не Ты́, Ма́ти Бо́жия, ша́рами бла́гости Твоея́ тоя́ лице́ в благообра́зие претвори́ши? И благоле́пие прие́м, воспою́: ра́дуйся, Образу́ющая живописа́тельне челове́ческий о́браз.
Пе́снь 8.
Ирмо́с:
На горе́ святе́й просла́вльшася, и в купине́ огне́м Присноде́вы Моисе́ови та́йну я́вльшаго, Го́спода по́йте и превозноси́те во вся́ ве́ки.
Яви́ тя́, о́тче, все́х Созда́тель на горе́ Пече́рстей доброцвету́щее ко исцеле́нию дре́во, плоды́ бо твои́х моли́тв все́м к тебе́ приходя́щим подава́л еси́ исцеле́ние неоску́дно, и отхожда́ху здра́вы, превознося́ще Го́спода во ве́ки.
Незло́бие се́рдца твоего́ не лиши́ тя́, преподо́бне, вели́ких дарова́ний, никогда́же бо огорчи́лся еси́ на оскорбля́ющих тя́, ниже́ возда́л еси́ зло́ за зло́, те́м и просла́ви тя́ Христо́с зде́ и та́мо во ве́ки.
Сребролю́бия омраче́ннии тьмо́ю облича́ху тя́ пред челове́ки, но Бо́г изведе́, я́ко све́т, пра́вду твою́ и незло́бие твое́, я́ко полу́дне, ископа́вшии же тебе́ я́му впадо́ша в ню́, и сту́д и́х помина́ют вси́ во ве́ки.
Седми́ дарова́нии де́йствуяй в Тро́ице Еди́ный Бо́же, изобрази́тися седми́м ико́нам повеле́л еси́ нерукотворе́нне, и яви́л еси́ преподо́бнаго, иму́щаго се́дмь Паракли́та Твоего́ даро́в, сия́ и на́м пода́ждь, Всеще́дрый Царю́, да превозно́сим Тя́ во ве́ки.
Богоро́дичен:
От все́х дарова́ний прие́мшая истка́нную ри́зу, ря́сны златы́ми оде́яна предста́ла еси́ Тро́ице Живонача́льней. Ста́ни у́бо, возде́вши пречи́стеи ру́це Твои́, и о на́с, благотворе́ния обнаже́нных, помоли́ся, Ты́ бо еси́, Пренепоро́чная, покрыва́ющая грехи́ на́ша.
Пе́снь 9.
Ирмо́с:
Тя́, Неискусобра́чную Ма́терь Бо́га Вы́шняго, Тя́, па́че ума́ ро́ждшую сло́вом вои́стинну Бо́га, вы́шшую пречи́стых Си́л, немо́лчными славословле́нии велича́ем.
Тя́, о́тче, прославля́ющаго, просла́ви Бо́г, я́ко твоего́ писа́ния ико́нам никогда́же о́гнь одолева́ше, но пребыва́ху це́лы от пожа́ра невреди́мы, я́же чудоде́ющия ви́дяще, о тебе́ немо́лчно славословле́нии Христа́ велича́ем.
Отвсю́ду стека́хуся лю́дие ви́дети пресла́вное чу́до, я́ко вся́ ина́я пояде́ пла́мень о́гненный, твоего́же писа́ния ико́н, ника́коже вреди́. Е́же и мы́, слы́шаще чудоде́йствующаго в тебе́ Бо́га, славословле́нии велича́ем.
Храни́л еси́ незло́бие и ви́дел еси́ правоту́, житие́ свое́ провожда́я во вся́цей святы́ни, те́мже отвсю́ду Бо́г тя́ прославля́ше, и изыма́ше от вся́кия напа́сти; сея́ и на́с изба́ви твои́ми моли́твами, свя́те, да вы́ну тя́ пе́сньми велича́ем.
Ра́дуется гра́д Росто́в, содержа́й ико́ну, ма́нием Бо́жиим напи́сану, и я́ко многоце́нным сокро́вищем искупу́ется от все́х страсте́й, ю́же лобыза́юще, помина́ет, коли́ко Бо́г де́йствоваше тобо́ю, блаже́нне. Сие́ чудоде́йствие и мы́ дне́сь чту́ще, удивля́емся и славословле́нии велича́ем.
Богоро́дичен:
Сто́лп кре́пости иму́ще Тя́, раби́ Твои́, Богоро́дице Де́во, от лица́ вра́г на́ших гони́ми, к Тебе́ прибега́ем, и припа́дающе, мо́лимся: сохраня́й на́с, в беда́х су́щих, Ты́ бо еси́ сто́лп на́м кре́пок от лица́ вра́жия и стена́ необори́ма.
Свети́лен:
При́сно храня́й тя́, преподо́бне, в ско́рбех, прии́де за тя́ пред лице́м твои́м, Богома́тере ико́ну написа́ти, ю́же в три́ часа́ изобрази́в све́тло, даде́ во благоле́пие пречи́стому хра́му на пра́здник, тебе́ же поя́т во хра́м Го́рний с су́щими от ве́ка святы́ми пра́здновати. Иде́же ны́не гла́сом ра́дости пра́зднуяй, помяни́ и на́с, Али́пие, о́тче блаже́ннейший.
Сла́ва, и ны́не:
Хра́м су́щи, Вы́шняго десни́цею созда́нный, хра́м души́ моея́, грехо́м па́дший, возста́ви, Ма́ти Бо́жия, обнови́ Твои́м посеще́нием, и да́ждь без ле́ности сла́ву Тебе́ принося́щим, непреста́нно Тебе́ воспе́ти: ра́дуйся, Хра́ме Госпо́день, в прибе́жище христиа́ном созда́нный.
Киево-Печерская Лавра
Гитлеровцы, чтобы доказать на оккупированных территориях свою лояльность к православию и вызвать тем самым симпатию у населения, открывали закрытые большевиками храмы. Осенью 1941 года возобновились богослужения в Киево-Печерской Лавре.
Агафья была в Киеве, когда началась война. Отсюда ее увезли в Германию. Сюда она вернулась из Германии. Она поселилась в овраге, за оградой Киево-Печерской Лавры, в дупле липы. Несмотря на невыносимые бытовые условия, скромно одетая Агафья выглядела аккуратно и чисто. В морозные дни она заходила в Лавру погреться. Некоторые монахи ее жалели и давали хлеба, пускали погреться в сени у келий, другие гнали.
В 1947 году настоятелем Лавры стал архимандрит Кронид (Сакун). Он знал о женщине, живущей в дупле за оградой.
Отец Кронид стал духовным отцом Агафьи и постриг ее в монашество с именем Алипия. Архимандрит Кронид после пострига благословил монахиню Алипию на столпничество, как особую форму монашеского подвига.
Три года она прожила в дупле старой липы у колодца преподобного Феодосия Печерского. С утра и до заката блаженная Алипия выполняла работы послушницы при храме, возвращаясь к ночи в свое убежище. После смерти настоятеля Кронида духовным наставником стал схимонах Дамиан. Старец благословил ее перейти жить в коридоре келий лаврских старцев. В 1961 году Лавру закрыли на 30 лет под предлогом реставрации. Часть монахов перешла в Свято-Вознесенский храм на Демеевке (Голосеевский район Киева). Блаженная последовала за ними.