Восточные православные патриархаты: история и современность.


Дамасский Успенский собор. Фото 3 ноября 2010 г.

Антиохийская Православная Церковь
(или
Антиохийский Патриархат
), автокефальная поместная Церковь

  • Официальный сайт:
  • Каноническая территория: Сирия, Ливан, юго-восток Турции, Бахрейн, Ирак, Иран, Йемен, Катар, Кувейт, Объединённые Арабские Эмираты, Оман, Саудовская Аравия; в «диаспоре» наиболее представлена в странах Южной Америки, также в странах Северной Америки, Западной Европы, в Австралии
  • Богослужебный язык: арабский и византийский греческий; в «диаспоре» испанский, португальский, английский и др.
  • Календарь: новоюлианский
  • Кафедральный собор: Успенский в г. Дамаске (также в Дамаске и патриаршая резиденция)
  • Предстоятель: Иоанн X, Блаженнейший Патриарх Великого града Божия Антиохии, Сирии, Аравии, Киликии, Иверии и Месопотамии и всего Востока, Отец Отцов, Пастырь Пастырей
  • Место в диптихе: 3
  • Состав: 44 архиерея; 22 епархии; более 408 священнослужителей (ок. 2005) [1]; 496 приходов (ок. 2005) [2]; ок. 32 монастырей (нач. 2000-х) [3]; 2 высших духовных школы; 4,32 млн. членов (2,5 млн. в Южной Америке, 1,25 млн. на Ближнем Востоке, 450 тыс. в Северной Америке, 80 тыс. в остальной Азии, 40 тыс. в Европе — ок. 2005) [2]
  • На карте: Яндекс.Карта, Google-карта

Антиохия — стратегически важное селение древнего мира, куда под влиянием Рима пришло христианство

Антиохия — это древнее селение. Его основали за 3 века до рождества Христова. Это была не случайная идея, а продуманное стратегическое решение. Антиохия имела выгодное географическое положение.

А потому очень быстро смогла развиться в крупный и влиятельный город, столицу державы сирийского царя Антиоха IV Епифана.


Антиохия — город, где возникла Антиохийская Церковь

Но в 64 году до нашей эры Антиохия стала частью Римской Империи. До II века она сохраняла свой статус — второй по величине и значению город Рима. Трудно переоценить её значимость для Востока. Антиохию называли столицей Ближнего Востока.

Под влиянием Рима в Антиохию пришло христианство.

Примечания[ | ]

  1. Хулап В. Ф.
    Реформа календаря и пасхалии: история и современность.
  2. Митрополит Иларион (Алфеев), протоиерей Олег Корытко, протоиерей Валентин Васечко.
    История религий. — 2022. — С. 244.
  3. Лисовой Н. Н. Русская Церковь и Патриархаты Востока. Три церковно-политические утопии XX века // «Религии мира. История и современность» 2002. М.: Наука. С. 150.
  4. О восстановлении арабского патриаршества в Антиохийском патриархате Архивировано 13 августа 2007 года.
  5. Антиохийский патриархат. // Правительственный вестник. — 14 (27) марта 1913. — № 59. — С. 4.
  6. Антиохийская Православная Церковь. Патриархия.ru
  7. Американские протестанты обретают свой дом в Антиохийском Православии (неопр.)
    (5 октября 2009).
  8. Greek Orthodox Patriarchate of Antioch and All the East The World Council of Churches.
  9. Кашицын И. Д.
    АРХИЕПИСКОП ВЕРЕЙСКИЙ АМВРОСИЙ И ЕПИСКОП САФИТСКИЙ ДИМИТРИЙ — ДИАЛОГ О НЕПРОСТОЙ ЖИЗНИ СИРИЙСКИХ ХРИСТИАН // Христианство на Ближнем Востоке. — 2022. — № 3. — С. 144—152. — doi:10.24411/2587-9316-2020-10023.
  10. Официальное заявление Иерусалимского Патриархата о юрисдикционной принадлежности Катара. sedmitza.ru, 30 апреля 2013.
  11. Антиохийская Церковь прервала евхаристическое общение с Иерусалимским Патриархатом. pravoslavie.ru, 30 апреля 2014.
  12. ПОЗИЦИЯ ИЕРУСАЛИМСКОГО ПАТРИАРХАТА В ОТНОШЕНИИ ПРЕКРАЩЕНИЯ ОБЩЕНИЯ СО СТОРОНЫ АНТИОХИЙСКОГО ПАТРИАРХАТА. Официальный сайт Иерусалимского патриархата.
  13. Антиохийский Патриархат прекращает всякое общение с Иерусалимской Церковью. pravoslavie.ru, 29 июня 2015.

В Антиохи, согласно книге Деяний, впервые в христиан обратили не иудеев, а язычников

В Библии Антиохию упоминают в книге Деяний. Автор пишет, что здесь избирали 7 диаконов для церкви. Это было необычное событие, так как раньше апостолы проповедовали среди иудеев, а в Антиохи проживали обитатели всевозможных культур и народов. Например, немало греков.

Среди основателей Антиохийской Церкви чаще всего упоминают апостолов Петра и Павла. Но известно и о других:

  • Варнава;
  • Лукий Киринеянин;
  • Манаил;
  • Симеон.

Общими усилиями эти проповедники создали на Востоке Церковь примерно через 10 лет после распятия Иисуса Христа.

Новый Завет сообщает, что апостолы преуспели в этой деятельности. Автор Деяний пишет, что многие обратились к христианской вере.

Удивительно, что молодая религия, фактически ещё секта на базе иудейского учения, могла держаться в окружении древних и влиятельных вероучений.

В этом городе впервые употребили слово «христиане»:

«Целый год собирались они в церкви и учили немалое число людей, и ученики в Антиохии в первый раз стали называться Христианами»

(Деян. 11:26)

Любопытно, что Антиохийская Церковь не просто открыла христианство всему миру. Она стала первым местом, где в новую веру обращали людей, которые не были прежде иудеями.

Это вызвало первые разногласия внутри христианства. Вопрос даже обсуждали на Иерусалимском Соборе (около 50-го года).

Если Павел и его Верный спутник Варнава находились в числе основателей Церкви в Антиохии, то Пётр, скорее всего, прибыл туда позже. Похоже, что он отвечал за последний этап становления ново Церкви. Примерно семь лет апостол руководил, после чего поставил епископом святителя Евода.

Исторический очерк

По преданию, основана около года апостолом Павлом и Варнавой в Антиохии [4].

Епископом этой Церкви был муж апостольский святой Игнатий Богоносец (+ в.). Пресвитер Лукиан (+312) основал в Антиохии знаменитую Антиохийскую богословскую школу, которая способствовала систематизации христианского догматического учения и оставила богатое литературное наследие. Из Антиохийской Церкви вышли святые подвижники и защитники Православия: святитель Иоанн Златоуст, который родился в Антиохии и был там пресвитером до призвания на Константинопольскую кафедру; преподобный Иоанн Дамаскин (+ ок. 780), богослов, приведший в систему христианское учение веры, церковный писатель, защитник иконопочитания; преподобный Иларион Великий (+ ок. 371), основатель монашества в Палестине и первый наставник антиохийских иноков, и многие другие.

На I Вселенском соборе (в Никее, 325 г.) была подтверждена древняя традиция, в соответствии с которой епископ Антиохийский провозглашался главенствующим епископом своего округа. Тогда под юрисдикцией Антиохии находились: Сирия, Финикия, Палестина, Аравия, Киликия, Кипр, и Месопотамия.

После III Вселенского собора (в Эфесе, 431 г.) от нее откололись почти все восточные епархии, принявшие несторианство.

На IV Вселенском соборе (в Халкидоне, 451 г.) получила статус патриархата, причем Антиохийский патриарх получил преимущество чести после патриархов Рима и Константинополя. По решению этого же собора 58 ее епархий были переданы Иерусалимской православной церкви.

Осуждение монофизитства на IV Вселенском соборе привело к разделению Антиохийской православной церкви на две части: оставшихся верными православию и склонившихся к монофизитству. Сохранившие православие получили название мелькитов (от слова мельк — император, т.е. сторонников византийского императора), принявшие монофизитство — яковитов. Православные преобладали в в эллинизированных прибрежных городах, монофизиты в небольших городах и сельской местности внутренней Сирии. Свой отпечаток на развитие монофизитской смуты наложили противоречия существовавшие между греками и семитским населением Антиохийского патриархата. Контроль над патриаршей кафедрой переходил попеременно от мелькитов к яковитам, а с 550 г. Антиохийская церковь официально разделилась на две части: православную и яковитскую церковь (при этом яковиты по прежнему называют себя православными).

В период с 702 по 742 гг. антиохийский патриарший престол оказался вакантным, этим воспользовались монахи чтившие отшельника Марона своим покровителем, и образовали свой собственный маронитский патриархат Антиохии.

В 960 г. Византия вновь завоевала Сирию, после чего был восстановлен мелькитский патриархат, принявший византийскую обрядность и православный канон.

После завоевания крестоносцами Палестины и образования там их государств престол (с 1199) находился в эмиграции в Константинополе. Папистами же был создан Антиохийский латинский патриархат. После ликвидации в 1268 г. антиохийского королевства крестоносцев, завоеванного мамлюками, удалось восстановить православный патриархат, из эмиграции патриарх вернулся в 1269 году. из-за того, что город Антиохия был почти полностью разрушен, патриарший престол в 1342 или 1366 г. был перенесен в Дамаск, где находится и поныне. В 1517 году Дамаск был захвачен Османской империей и Антиохийский патриарх снова оказался под главенством Константинополя.

Новый раскол произошел в 1724 году, когда вновь избранный патриарх Кирилл VI признал главенство папы римского и стал униатом. Православный собор отстранил его от занимаемой должности и избрал нового патриарха, однако часть церкви окончательно откололась и приняла название Мелькитской греко-католической.

С 1724 по 1899 высшее духовенство патриархата избиралось из греков, однако впоследствии высшие духовные саны стали получать и арабы, в итоге возглавившие патриархат.

В 637 году Антиохийская Церковь попала в зависимость от арабов до середины X века

В 637 году арабы захватили Сирию. Это очень сильно пошатнуло позиции Антиохийской Церкви, ведь она имела греческих патриархов, и тем, как врагам арабов, пришлось уйти в изгнание, в Константинополь.

Почти сто лет прошло прежде, чем халиф Хишам позволил избрать монаха из Сирии на Антиохийскую кафедру. Но ни к чему хорошему это не привело. Арабы ставили очень жёсткие и унизительные условия, которые Церковь безропотно выполняла.

Например, один из патриархов был вынужден отправиться вместе с арабским войском, чтобы уговаривать византийцев сдаться вместо битвы.

Ситуацию исправил император Византии Никифон Фока. Он разгромил арабов и выдворил их из Антиохии в середине X века. Номинально это снова стали свободные земли, но местное население продолжало недружелюбно относиться к христианам, устраивать погромы и покушения.

И всё же Антиохийскую Церковь удалось возродить.

Предстоятели

[5]

  • св. ап. Петр (ок. 45 — ок. 53)
  • свт. Евод (ок. 53 — ок. 68)
  • сщмч. Игнатий I Богоносец (ок. 68 — ок. 107)
  • Ирон (после 107 — ок. 136)
  • Корнилий (ок. 137 — ок. 149) [6]
  • Ерос (ок. 150 — ок. 175)
  • свт. Феофил (ок. 176 — ок. 188) [7]
  • Максимин (ок. 190 — ?) [8]
  • свт. Серапион (до 202 — после 211) [9]
  • свт. Асклепиад (212 — 220)
  • Филит (Филет) (220 — 229/30)
  • Зевин (229/30 — 235/6)
  • сщмч. Вавила (238 — ок. 250) [10]
  • Фавий (251 — 253) [11]
  • сщмч. Димитриан (Димитрий) (ок. 253-256 — ок. 256-262)
  • Амфилохий (?) [12]
  • Павел Самосатский (ок. 260 — низложен в 268 (272)) [13]
  • свт. Домн I (ок. 268 — ок. 272) [14]
  • Тимей (274 — 283) [15]
  • Кирилл I (ок. 279/280 — 303) [16]
  • Тиранн (ок. 304 — ок. 314) [17]
  • Виталий I (ок. 314 — ок. 320) [18]
  • свт. Филогоний (ок. 320 — 324) [19]
  • свт. Евстафий (324/325 — 330) [20]
  • Павлин Тирский (6 месяцев в 330) [21]
  • Евлалий (331 — 332 или 332 — 333), управлял несколько месяцев
  • Евфроний (332 — 333)
  • Флакилл (Плакент) (333 — 342) [22]
  • Стефан I (342 — лето 344) [23]
  • Леонтий (344 — 357) [24]
  • Евдоксий (358 — сентябрь 359), арианин
  • Аниан (Ананий) (сентябрь 359)

Раскол — 360-392

  • свт. Мелетий I (кон. 360 — 381, с перерывами)
  • Евзоий (360/361 — 376), арианин
  • Павлин (362 — 388)
  • Виталий II (375 — ?)
  • Дорофей
    (376 — 381 ?), преемник Евзоия

Первая Византийская эра — 395-637

  • свт. Флавиан I (кон. 381 – сентябрь 404), преемник Мелетия
  • Евагрий
    (388 — 392/393), преемник Павлина
  • свт. Порфирий (404 — 414)
  • Александр I (414 — 424) [25]
  • Феодот (424 — 428) [26]
  • свт. Иоанн I (428 — 441/442)
  • Домн II (Домнин I) (441/442 — 450)
  • Максим (451 — 455) [27]
  • Василий I (ок. 457 — 458)
  • Акакий (458 — 459) [28]
  • Мартирий (ок. 459 — ок. 470) [29]
  • Петр II Кнафей
    (ок. 469 — 471), монофизит
  • Юлиан (471 — 475) [30]
  • Петр II Кнафей
    (475 — 476), второй раз
  • Иоанн II Кодонат
    (кон. 476 — нач. 477), монофизит
  • Стефан II (весна 477 — 479) [31]
  • Иоанн II Кодонат
    (около 480-481), повторно
  • Каландион (ок. 481 — 484)
  • Петр II Кнафей
    (485 — 489), третий раз
  • Иоанн III (?)
  • Палладий (490 — 498) [32]
  • свт. Флавиан II (498 — осень 512) [33]
  • Севир
    , монофизит (18 ноября 512 — 29 сентября 518) [34]
  • Павел II (лето 519 — весна 521) [35]
  • Евфрасий (весна 521 — 26 мая 526)
  • свт. Ефрем IV или V (527 — 545)
  • Сергий Телльский
    , монофизит (550-е)
  • Домн III (Домнин II) (545 — 559) [36]
  • свт. Анастасий I Синаит (559 — 570)
  • свт. Григорий I (570 — 593)
  • свт. Анастасий I Синаит (25 марта 593 — 598), повторно
  • сщмч. Анастасий II Синаит (нач. 599 — сентябрь 609)
  • вдовство кафедры, ок. 30 лет
  • Григорий II ? [37]
  • Анастасий III ?
  • Эра (с 661 – Омеядского) Халифата — 637-750

    • Македоний (ок. 639/640 — после 649) в Константинополе [38]
    • Георгий I (? — ок. 655) в Константинополе [39]
    • Макарий I (ок. 655 — 8 марта…5 апреля 681) в Константинополе
    • Феофан (31 марта 681 — ?) в Константинополе [40]
    • Фома (? — ок. 685) в Константинополе
    • Севастиан (?) [41]
    • Георгий II (ок. 695 — ок. 702) [42]
    • Александр II (?) [43]
    • 702-742 — вдовство кафедры

    • Стефан III (742 — 744) [44]
    • Феофилакт бар Канбара (744 — 750) [45]

    Эра Аббасидского Халифата — 750-969

    • Феодор I (751 — ок. 773)
    • Феодорит (ок. 777 — ок. 794)
    • вдовство кафедры до 813 [46]
  • Иов I (813 — 844) [47]
  • Николай I (847 — 869)
  • Стефан IV (870)
  • Феодосий I (870 — 890)
  • Евстафий ?
  • свт. Симеон I ибн Зарнак (892 — ок. 904)
  • Илия I (ок. 905 — 2 июля 931)
  • Феодосий II (август 936 — ок. 942)
  • Макарий ?
  • Феохарист (ок. 943/944 — ок. 946…948)
    • вдовство кафедры до 953
  • Агапий I (953 — 960)
  • Христофор I (960 — 22 мая 967)
  • Вторая Византийская эра — 969-1084

    • Феодор II (23 января 970 — 29 мая 976)
    • Агапий II (22 января 978 — сентябрь 996)
    • Иоанн III Полит (4 октября 996 — июль 1021)
    • Николай II (17 февраля 1025 — 7 ноября 1030)
    • Илия II (1 апреля 1032 — 8 сентября 1033)
    • Феодор III (Ласкарис) (3 марта 1034 — 24 сентября 1042)
    • Василий II (1042 — 1052)
    • Петр III (после июня 1052 — после августа 1056)
    • Иоанн (Дионисий) (1056 — до 15 августа 1057)
    • Феодосий III (Хрисоверг) (до 30 августа 1057 — после 1059)
    • Емилиан (до 1074 — 1079/80)

    Сельджукская эра — 1084-1098

    • Никифор Мавр (1079/1080 — ?) [48]
    • Иоанн V (IV) Оксит (ок. 1088/1089 — октябрь 1100)

    Латинская эра 1098-1268

    • Феодосий IV ?
    • Аристарх ?
    • Иоанн VI (V) Аплухир (1106 — после 1134)
    • Лука (1137/38 — 1156)
    • Сотирих Пантевген (1156 — 1 мая 1157)
    • Афанасий I Манасси (1157 — 22 июня 1171)
    • Илия III ? (1182 — 1184)
    • Христофор II (?) [49]
    • Феодор IV Вальсамон 1185-ок. 1203 [50]
    • Иоаким (I) ? [51]
    • Дорофей (Иерофей) ? [52]
    • Симеон II ибн Абу Шаиб 1206-ок. 1240 [53]
    • Давид (после 1240 — после 1247)
    • Евфимий I (до 1258 — ок. 1277)

    Мамлюкская (Египетская) эра — 1268-1517

    • Феодосий V Виллардуэн (ок. 1277 — ок. 1283/84) [54]
    • Арсений I ок. 1284/1285-1285/1286
    • Кирилл II 26.IX.1287-1308
    • Дионисий I ок. 1309-после 1316 [55]
    • Кирилл III ?
    • Дионисий II ?
    • Софроний ?
    • Иоанн VI ?
    • Марк ? [56]
    • Игнатий II до нояб. 1344- до 1359, переехал в Дамаск [57]
    • Пахомий I до 1359-1368, ??.VIII.1375-сер. 1377, ??.IV.1378-19.XII.1386 [58]
    • Михаил I 1368-17.VIII.1375 [59]
    • Марк I сер. 1377-10.IV.1378
    • Нил ? [60]
    • Никон нач. 1387-11.I.1395
    • Михаил II 6.II.1395-8.IV.1412 (?) [61]
    • Пахомий II 1.VI.1412-9.X.1412 [62]
    • Иоаким I ?-1425 [63]
    • Марк II 1426/1427-? [64]
    • Дорофей I 1434/1435-8.IX.1451 [65]
    • Михаил III (Марк) 14.IX.1451-1456 (?) [66]
    • Марк III ок. 1456-1457/1458 [67]
    • Иоаким II до 20.VI.1458-после 1.VI.1459 [68]
    • Григорий III ? [69]
    • Михаил IV ок. 1470…1474-до 1484
    • Дорофей II ибн ас-Сабуни до 1484-после 1500 [70]

    Османская эра — 1517-1922

    • Михаил V ибн аль-Маварди (до 1523/1524 — после июля 1529)
    • Дорофей III (1529/1530 — 1530/1531)
    • Иоаким III (1530/1531 — до ноября 1534) [71]
    • Михаил VI Саббаг (до 10 ноября 1534 — 1542/1543) [72]
    • Иоаким IV ибн Джума (ок. 1543 — 20 января 1576) [73]
    • Макарий II ибн Хилал
      (ок. 1543 — ок. 1550)
    • Михаил VII (до 17 июня 1576 — ок. 1583)
    • Иоаким V (Дау) (25 мая 1581 — 7 октября 1592)
    • Иоаким VI ибн Зияде (1593 — 1604)
    • Дорофей IV ибн аль-Ахмар (1604 — 1611)
    • Афанасий II (Даббас) (1612 — февраль/март 1619)
    • Игнатий III (Атыйя) (2 мая 1619 — кон. 1633/нач. 1634) [74]
    • Кирилл IV (Даббас)
      (2 мая 1619 — 1627)
    • Евфимий II (Карма) (1 мая 1634 — декабрь 1634)
    • Евфимий III (декабрь 1634 — 11 ноября 1647)
    • Макарий III (аз-Заим) (12 декабря 1647 — 12 июня (?) 1672)
    • Кирилл V (аз-Заим) (2 июля 1672 — 6 января (?) 1720)
    • Неофит Хиосец
      (ноябрь 1672 — 1681/1682 [75])
    • Афанасий III Даббас
      (25 июня 1685 или 1686 — октябрь 1694)
  • Афанасий III Даббас (январь 1720 — 25 июля 1724)
  • Сильвестр (17 ноября 1724 — 13 марта 1766)
    • Кирилл VI Танос
      (1724 — ?)
  • Филимон (28 апреля 1766 — 5 июля 1767)
  • Даниил (6 августа 1767 — 15 декабря 1791)
  • Анфим (кон. декабря 1791 — 20 июля 1813)
  • Серафим (август 1813 — 19 февраля 1823)
  • Мефодий (13 мая 1823 — 24 июня 1850)
  • Иерофей (9 октября 1850 — 18 марта 1885)
  • Герасим (Протопапас) (30 мая 1885 — 28 февраля 1891)
  • Спиридон (2 октября 1891 — 31 января 1898)
  • Мелетий II (Думани) (15 апреля 1899 — 8 февраля 1906)
  • Соверменная эра — с 1922

    • Григорий IV (Хаддад) (5 июля 1906 — 1928)
    • Арсений II
      (1928 — 1933), антипатриарх
  • Александр III (Тахан) (1928/31 января 1931 — 17 июня 1958)
    • Епифаний
      (1935), анипатриарх, наследник Арсения, воссоединился с Синодом
  • Феодосий VI (Абурджели) (14 ноября 1958 — 19 сентября 1970)
  • Илия IV (Муавад) (27 сентября 1970 — 21 июня 1979)
  • Игнатий IV (Хазим) (2 июля 1979 — 5 декабря 2012)
    • Савва (Эсбер) (7 — 17 декабря 2012) местоблюститель, митр. Бострийский
  • Иоанн X (Язиджи) (с 17 декабря 2012)
  • Потрясения вынудили Церковь перебраться из Антиохии в Дамаск

    В XI веке христиане составляли почти половину населения Палестины и Сирии. Казалось, всё складывается благополучно. Даже когда в 1084 году турецкие сельджуки захватили Антиохию, это никак не сказалось на религиозной судьбе местного населения.

    Захватчиков несколько не интересовало, чем живут местные жители, хватало других забот.

    А вот что действительно портило жизнь Сирийцам — это разделы территории, войны, постоянный приток иноземцев и прочие отголоски политической жизни.

    В конце XI века прибыли крестоносцы. Их появление оказалось гораздо более пагубным для христианского населения, чем деятельность турок.

    Крестоносцы нанесли Антиохийской Церкви огромный ущерб.

    Католики принялись изгонять православных епископов и ставить вместо них своё духовенство. Но сохранить свои позиции они не смогли, и в XIII веке покинули эти земли.

    Если до вторжения крестоносцев всё было более-менее терпимо, то с их уходом христиан практически не осталось. Восстановить всё, как раньше, не удалось. В XIV веке кафедру перенесли в Дамаск.

    Современное состояние[ | ]

    Собор в Бейруте, Ливан. Собор Святого Георгия в Хаме, Сирия.
    Высшая власть в Антиохийском патриархате принадлежит Священному синоду в составе 20 митрополитов. Председательствует в Синоде патриарх. По смерти 5 декабря 2012 года патриарха Игнатия IV, 167-м предстоятелем Антиохийской православной церкви 17 декабря 2012 года собором из 18 иерархов был избран митрополит Европейский Иоанн (Язиджи), ставший патриархом Антиохийским и всего Востока Иоанном X.

    В настоящее время Антиохийский патриархат включает 22 епархии[6]. Из них шесть находятся в Сирии:

    1. Антиохийская (Дамаск)
    2. Веррийская (Алеппо)
    3. Бострийская (Сведа)
    4. Лаодикийская (Латакия)
    5. Эпифанийская (Хама)
    6. Эмесская (Хомс)

    Шесть — в Ливане:

    1. Бейрутская
    2. Аркадийская (Хальба)
    3. Библская (Бруммана)
    4. Илиупольская (Захла)
    5. Тирско-Сидонская (Сайда)
    6. Триполийская (Триполи)

    Кроме того: Багдадская, Кувейтская, Аравийского полуострова и прилежащих земель митрополия; восемь епархий на других континентах, а также автономная Антиохийская православная архиепископия Северной Америки. В последней с конца XX века наблюдается значительный рост численности вследствие обращения в православие и присоединения к Антиохийской юрисдикции американцев иных христианских деноминаций, преимущественно протестантских[7].

    Официально заявленная численность паствы — 4 млн 320 тыс., из которых на Ближнем Востоке — 1 млн 250 тыс. человек[8]. Поскольку Сирия — страна с большинством мусульманского населения, то выходными днями там являются пятница и суббота, в силу чего в православных храмах по пятницам обязательно служится Божественная литургия, чтобы все желающие смогли на ней присутствовать. Также имеется практика служения литургии по вечерам, чтобы учащиеся и работающие смогли участвовать в богослужении[9].

    Вследствие спора Иерусалимским патриархатом о юрисдикции над Катаром (в марте 2013 года Иерусалимский патриархат назначил епископа в учрежденную им Катарскую епархию, что вызвало протест со стороны Синода Антиохийского патриархата[10][11][12]), Синод Антиохийского патриархата 27 июня 2015 принял окончательное решение разорвать «всякое церковное общение» с Иерусалимским патриархатом[13].

    Османская империя в XVI веке заставила Антиохийскую Церковь платить налоги

    XVI век столкнул Антиохийскую Церковь с новой бедой — вторжение Османской империи. Это обеспечило ещё один унизительный период, когда христианам приходилось платить налоги за то, что они не являются мусульманами.

    Но при этом нельзя сказать, что Османская империя как-то враждебно относилась к христианству. Напротив, никаких гонений или попыток обратить всех в мусульманство не предпринималось.

    Максимум, что позволяли себе захватчики, — это арестовывать христианское духовенство, чтобы поторопить их с выплатами.

    Литература[ | ]

    • Панченко К. А.
      Османская империя и судьбы Православия на Арабском Востоке (XVI — начало XIX века). — М., 1998. — 160 с. — ISBN 5-88713-032-4.
    • Свящ. Михаил Наджим и T. Л. Фразиер, К. А. Панченко, Б. А. Нелюбов.
      Антиохийская Православная Церковь // Православная энциклопедия. — М., 2001. — Т. II : «Алексий, человек Божий — Анфим Анхиальский». — С. 501-529. — 752 с. — 40 000 экз. — ISBN 5-89572-007-2.
    • Антиохийские соборы // Православная энциклопедия. — М., 2001. — Т. II : «Алексий, человек Божий — Анфим Анхиальский». — С. 530-534. — 752 с. — 40 000 экз. — ISBN 5-89572-007-2.
    • Антиохийское богослужение (обряд) // Православная энциклопедия. — М., 2001. — Т. II : «Алексий, человек Божий — Анфим Анхиальский». — С. 534-535. — 752 с. — 40 000 экз. — ISBN 5-89572-007-2.
    • Якушев М. И.
      Первый Патриарх-араб на Антиохийском престоле // Восточный архив, 2006. — № 14-15. — С. 99-106
    • Слюнкин А. А.
      Антиохийская Православная Церковь и Россия: источники и историография взаимоотношений // Вестник Самарского Государственного Университета. 2010. — № 75. — С. 125—133.
    • Куликова К. Е.
      Антиохийская Церковь: тенденции идейного поиска // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2010. — № 2. — С. 23-32.
    • Копоть Е. М.
      К вопросу об интерпретации греко-арабского противостояния и влияния России в антиохийском патриархате во второй половине XIX в. (по материалам АВПРИ) // Вестник Московского Университета. Серия 13: Востоковедение. 2011. — № 3. — С. 31—38.
    • Куликова К. Е.
      Антиохийская православная церковь: страницы истории и сегодняшний день // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. — 2011. — № 4—1. — С. 299—311.
    • Слюнкин А. А
      . Взаимоотношения России и Антиохии в XVI—XVII вв.: развитие церковно-государственных связей. — Брянск : РИО БГУ, 2011. — 227 с. — ISBN 978-5-9734-0141-2
    • Якушев М. И.
      Антиохийский и Иерусалимский патриархаты в политике Российской империи = The Antioch and Jerusalem patriarchates in the policy of Russian Empire : 1830-е — начало XX века; Фонд Святого Всехвального апостола Андрея Первозванного. — Москва : Индрик, 2013. — 534 с. — ISBN 978-5-91674-272-5
    • Панченко К. А.
      Православные арабы. Путь через века: сб. статей. — М. : Изд-во ПСТГУ, 2013. — 457 с. — ISBN 978-5-7429-0696-4
    • Панченко К. А.
      К истории Антиохийской Православной Церкви кон. XVII в.: Патриарший престол и клановая солидарность // Вестник церковной истории. 2016. — Том 1. — № 1-2/41-42. — С. 159—196
    • Панченко К. А.
      Североливанское православие на заре османской эпохи // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 3: Филология. — 2022. — № 53. — С. 55—76.

    Значение Пелагии в православии

    Обе Пелагии Антиохийские — святые, жившие на заре становления христианства и верившие в Иисуса Христа. Искренняя вера в Господа помогла им спасти душу и получить защиту Отца Небесного. Благодаря таким людям, как две Пелагии из Антиохии, христианство закрепилось на земле. Верующие жили по Божьим заповедям, а вера помогала им пережить любые испытания и трудности.

    Любовь к Богу для Пелагии (девы) была на первом месте. Юная христианка, ни минуты не колеблясь, распрощалась с жизнью, но не предала религию. Дева не была мученицей, но пострадала за веру в Господа.

    Пелагия (блудница) изменила свою жизнь, услышав проповедь о Спасителе. Слова о Боге могут исцелять души самых зачерствелых грешников и направлять их на путь спасения. Женщина остаток жизни провела в монастыре, вымаливая прощения за свои грехи. Блудница из Антиохии изменилась сама и даровала всем христианам надежду на то, что вера в Бога способна на чудеса.

    На собственном примере преподобная показала верующим, как можно вымаливать у Бога прощение за грехи. Уединившись в монашеской келье, нужно день и ночь молиться за спасение души. Кроме молитв, христиане обязаны придерживаться строгих ограничений в еде, то есть поститься. Отрекшись от удовольствий, проведя жизнь в молитвах, христиане вправе надеяться на прощение.

    Рейтинг
    ( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]