Блаженный — кто это: значение и происхождение слова

Слово «блажен» употреблялось в значении состояния, в котором находится человек. Значение термина отличается в Западной и Восточной церквях — в католичестве блаженным именуют «богоугодных» людей после кончины . В русской же православной церкви так называют отдельных святых и юродивых. Это слово пришло к нам из старославянского и означало людей, несущих крест юродства.

Что значит блаженный

Слово «блаженный» с греческого и латинского переводится как «счастливый». Блаженными называют людей, способных не только видеть Бога, но и общаться с ним, несущих в мир его слово, волю.

В христианстве к ним относят особый лик святых. Термин исходит корнями к старославянскому слову «бо́лого», которое нужно понимать как «делать благим, хорошим».

Церковное толкование

На Руси это слово употреблялось в значении «юродивый». К ним относили людей, намеренно казавшимися глупыми, за их простоту и естественность; странствовавших по земле, намеренно лишавших себя благ, жилья. В православии юродивыми называли странствующих монахов и других людей, безвозмездно помогавших окружающим и имевших дар предвидения и целительства.

Епископ Иппонийский святой Августин и святой Иероним Стридонский являются в Православии самыми почитаемыми и прославленными блаженными.

В католической церкви этим словом называли подвижников, то есть преднамеренно подвергавших себя различным лишениям, — аскетов. Их называли праведниками, потому что они жили так, как должен жить человек согласно канонам Библии.

Происхождение слова

Славяне употребляли слово «блажити» — «восхвалять». Одно из сохранившихся значений слова «блажен» — состояние человека, в котором он счастлив, умиротворен и спокоен.

Еще «блажью» можно понимать дурость, ненормированность, нестандартность поведения, необдуманное упрямство.

Слово «блажной» значит «дурной», «сумасшедший».

«Блаженство» в современном русском языке имеет смысл «удовлетворение».

Понятие «блаженно» — «быть счастливым в высшей степени»

Семантика выражения разнится в православии и католичестве, но выделяют общее значение. «Блаженными» именуют праведников, не поддающихся искушению земных благ, ведущих себя «ненормально», безумно для обывателей.

Слово происходит от «блажити«,

что значит «уважать, восхвалять». В ходе своего существования слово претерпело семантические изменения, и в современном языке одно из значений слова — «святой», другое — «чудаковатый, глуповатый». Это связано с тем, что ранее в Руси почитаемые святые лица часто являлись юродивыми. В Восточной церкви с благоговением относились к юродивым.

Юродство — традиция со времен библейского Ветхого Завета

Ветхозаветный пророк Исаия ходил босой, не прикрывал наготу 3 года. Своим вызывающим, с точки зрения обывателей, поведением Исаия стремился привлечь внимание к словам о предстоящем народу египетском плене. Другой пророк — Иезекииль — поедал хлеб, приготовленный на коровьем помете, что было призывом к покаянию.

Каждый из пророков был блажен, это засвидетельствовали их современники. Интересно, что Ветхозаветные пророки только временами вели себя как юродивые, возможно, они еще не были готовы к тому аскетизму, о котором позже апостол Павел говорил как о безумстве ради Христа.

Кого называют блаженными

Кто такой блаженный человек, можно увидеть множество определений в словарях.

Так, в толковом словаре Ожегова слово «блаженный» значит:

  • благословенный, в высшей степени счастливый;
  • не совсем нормальный человек, синоним к слову «юродивый»;
  • святой.

В толковом словаре Дмитриева Д.В. термин означает:

  • человека, ведущего себя странно, чудаковато;
  • время, состояние при котором человек испытывает чувство счастья и полного покоя ;
  • глубоко верующего человека, по религиозным соображениям оставившего семью, имущество и скитающегося по свету с именем Христа;
  • человека, имеющего дар предвидения.

В современном мире блаженными принято называть людей простоватых, в чем-то наивных, глуповатых, не входящих в рамки.

Отношение к блаженным

К блаженным с особым трепетом относится весь христианский мир за их служение Господу, истине.

Из Евангелия от Матфея:

«Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное».

Подобные строчки становятся для христиан главным основанием, когда они решаются на уединенность, отшельничество, отказываются от земных благ, спасая свою душу.

Блаженные не имеют благ, в том числе и имущества, живут бедно ради Господа. Блаженные жили не как все, и поэтому их где-то недолюбливали и побаивались.

Подвиг юродивых состоит в том, что они поминают всем остальным о жертвенной любви Учителя, потребности сердечного участия, а не внешнего следования обрядам и общепринятым нормам.

За их «непохожесть» и своеобразие общество всегда побаивалось их, сторонилось. Потому что юродивость сопоставимо с «ненормальностью». Но, тем не менее, к юродивым относились с уважением, потому что знали, что не каждый осмелится стать таким и нести до людей слово и дело Божье.

Юродство на Руси называли подвигом — чтобы стать таким, нужно было отказаться от родных, всех благ, жить без крова, на одни лишь подаяния. Подвиг юродства предполагал, что человек притворяется придурковатым, чтобы говорить людям правду, обнажать зло.

Ксения Петербургская

Фото: Sofrino.ru

Большое несчастье помогло Ксении Григорьевне Петровой стать одной из самых любимых святых на Руси — когда ей было всего 26 лет, умер любимый муж. И Ксения вышла из беззаботной жизни обеспеченной в высшем свете, надела костюм мужа и стала всем рассказывать, что Ксения умерла, а ее муж Андрей Федорович, вот он — жив.

Она раздавала свое имущество бедным, отдала свой дом родственнику и вела все документы, как если бы она была в полном здравом уме. И на протяжении всей своей жизни, совершая подвиг безумия ради Христа, он помогал попавшим в беду. При этом у самой нее не было ни вещей, ни крыши над головой. И Господь наградил ее даром прозорливости и проницательности души людей. Он много раз спасал людей от бед и бед.

Рекомендуемая литература: Молитвы Ксении Петербургской

Известные блаженные

В русской церкви блаженных выделяют в отдельную группу святых.

Василий Блаженный

К числу самых уважаемых, почитаемых блаженных относят Василия Блаженного, которого называли Нагим. Святой появился на свет в селе Елохово недалеко от Москвы. Годы жизни святого разнятся: по одним, он родился либо в 1462, либо в 1469, однако доподлинно известно, что умер он 1557. Василия Блаженного именовали московским юродивым. Он был канонизирован в 1588 году. Его мощи отнесли в Покровский собор, именуемый в народе название храма Василия Блаженного. Святой мог предвидеть будущее, а в народе его мощам приписывают чудотворные качества.

Он родился в небогатой семье обычных крестьян, которые решили отдать его мастеру-сапожнику. Обучаясь у ремесленника, Василий проявил себя как трудолюбивый юноша, однако он не стремился стать мастером, так как еще в юности чувствовал иное предназначение жизненного пути.

Случайным образом был обнаружен дар предвидения. Произошло это, когда к его мастеру пришел некий человек и попросил сшить сапоги, которые прослужат ему долго. Подмастерье Василий, услышав такие слова, улыбнулся, а затем сказал своему хозяину, что этому человеку не пригодятся сапоги, ведь он умрет уже завтра. И так действительно случилось.

В шестнадцатилетнем возрасте он прекратил обучение мастерству, выбрав подвиг юродства. Нагой не надевал одежду и не имел собственного жилья, испытывал большие лишения. На груди висел тяжелый крест, прикованный к телу могучими цепями. Житие описывает, как юродивый словом и примером учил людей правильной жизни.

При жизни Василием Блаженным было совершено множество чудес:

  1. Однажды воры обнаружили на юродивом дорогую шубу, подаренную неким вельможей. Задумали те отобрать у юродивого одежду. Кто-то из воров притворился мертвым, а остальные начали просить у Василия на похороны. Василий сперва накрыл шубой мертвого, но потом осознал, что его вводят в заблуждение и произнес: «Шуба лисья укрой дело лисье, хитрое. Будь же ты теперь мертв за лукавство, ибо писано: лукавии да потребятся»
    . После он ушел — подельники кинулись к своему товарищу, но тот оказался мертв.
  2. Однажды юродивый раскидал на базаре калачи. После этого продавец признался, что ради большей выгоды подмешал в муку известь и мел.
  3. В «Степенной книге» был описан случай, как летом 1547 года юродивый пришел на Острог к Вознесенскому монастырю и очень долго со слезами молился перед церковью. На следующий же день в столице начался московский пожар, вошедший в историю как самый разорительный. Огонь начал распространение именно с этого монастыря.
  4. Однажды, находясь в Москве на пиру Ивана Грозного, Василий вылил в окно три кубка вина. Разъяренный царь потребовал объяснить юродивого о причине столь нелепого поступка. Василий ответил, что вином остановил пожар в Новгороде. Спустя пару дней гонцы принесли весть в столицу, что в Новгороде случился страшный огонь, и помог его потушить неизвестный нагой человек.
  5. Однажды случилось непонятное и зверское поведение — Василий со злостью разбил образ Божьей Матери на Варваринских Воротах, который уже многие десятилетия считался в народе чудотворным. К этому образу приезжали люди со всех концов страны, просили Богоматерь об исцелении и молились ей. Паломники накинулась на старца и стали бить. Василий же сказал, чтобы те поскребли слой краски на образе. Удалив красочный слой, паломники увидели под образом Богоматери скрытое изображение нечисти.
  6. Некий купец строил каменную церковь. Однако строительство не получалось — три раза обрушивались своды. Обратился меценат к святому за советом, а тот отправил найти его убогого Иоанна в Киеве, сказав, что тот поможет достроить церковь. Купец отыскал Иоанна. Тот сидел в ветхом доме и качал пустую люльку. Купец поинтересовался, кого тот качает. Иоанн ответил, что качает родную мать, ведь та подарила ему жизнь и воспитала его. В тот момент купец понял совершенную им ошибку и ему стало очень стыдно за свой поступок. А все потому, что он выгнал свою мать и не поддерживал связь с ней. Купец нашел свою мать и вернул ее домой. А после он достроил церковь, так как искупил вину.

Даже царь Иван Грозный боялся Василия Блаженного и, когда тот тяжело заболел, побывал на его смертном одре.

Василий умер в 1557 году. Иван Грозный с боярами нес его тело. Василий был похоронен на кладбище Троицкой церкви. Там же царь дал указание построить Покровский собор. Ныне собор известен как храм Василия Блаженного.

Ксения Петербургская

В тот период, когда страной руководила царица Елизавета, в Санкт-Петербурге жила юродивая — Ксения Григориевна. Еще совсем молодой она овдовела. После женщина раздала все свои пожитки нуждающимся, облачилась в одежды супруга и отправилась странствовать.

Ксения в любую погоду по ночам уходила в поле и стояла на коленях, читала молитвы всю ночь.

Она старалась помогать бедным, обездоленным и больным людям, при этом не афишировала свою личность, скрывала от людей свои деяния. В то время в Смоленске строился каменный храм. Однажды строители заметили, что кто-то по ночам, когда никого нет, натаскивает на самый верх строящейся церкви кирпичи. Оказалось, что это делала под покровом ночи Ксения.

Горожане любили юродивую и считали за счастье, если та заходила к ним в гости. А еще ее почитали извозчики, у них была даже своя примета — если удавалось подвезти ее, то обязательно будет успех в делах.

При жизни Ксения Петербургская совершила множество чудес:

  1. Она обладала даром предвидения, при этом специально не предсказывала ничего, а если такое и случалось, то обязательно исполнялось.
  2. Рассказывали, что святая помогла знакомой бездетной Параскеве, направив ее идти на Смоленское кладбище, где та обретет радость материнства. На кладбище Параскева увидела, что случилась беда — беременную сбили на телеге и она родила, а потом скончалась. Ребенок появился на свет крепким и здоровым, а Параскева стала ему матерью.
  3. Молодой девушке она помогла выйти замуж, направив на кладбище, ведь там ее муж хоронит свою жену. Там молодая девушка увидела вдовца, за которого впоследствии и вышла замуж.
  4. Перед кончиной императрицы Елизаветы юродивая ходила по городу и громко говорила, что нужно печь блины. Блины пекли не только на масленицу, но и на поминки.
  5. Были случаи, когда святая помогала справиться с огнем. На месте, где зверствовал пожар, она своими молитвами тушила его. Однажды на улице Ксения увидела незнакомку и вручила ей монету, сказав, что пятак поможет потушить. Озадаченная женщина поспешила домой и, подойдя к своей улице, увидела, что ее дом объят огнем. Женщина пустилась к дому, а в руке сжимала пятак, и, когда подбежала к жилищу, огонь потух.

Ксения прожила до преклонных лет и была похоронена на Смоленском кладбище в Петербурге. На ее могиле была построена небольшая часовня, являющаяся почитаемой святыней Санкт-Петербурга. На месте погребения святой паломники получают исцеления, а молитвы помогают водворить в семьях мир.

Почему святая Ксения считается небесной заступницей Санкт Петербурга?

«Я однажды видел настоящего юродивого. Это было очень давно, полвека назад. Он был странствующий человек, мирянин, не священник, он ходил по всей земле Советского Союза с таким большим посохом, который напоминал крест. Он внешне казался немножко ненормальным, но только казался. Достаточно было с ним заговорить, чтобы понять, что это не так, что он мудрый человек, но отказавшийся от всех благ этого мира ради того, чтобы нести весть Христову так, как это было возможно в то время. Это ведь и есть заступничество – когда человек всего себя отдает ради того, чтобы Бог присутствовал в жизни других людей. Я не знаю его судьбы, но его образ мне запомнился, и до сих пор он у меня стоит перед глазами», – рассказывает Георгий Кочетков.

«Настоящее небесное заступничество, если понимать его церковно, тоже ведь связано с особым присутствием Божьим, которое мы ощущаем в жизни через святых людей. Это не какая-то внешняя сила, так или иначе оберегающая от невзгод и трудностей, – говорит Георгий Кочетков. – Каждый город славится, даже можно сказать, хвалится своими святыми, ведь это настоящее богатство. Так и в Москве нам особенно дороги Василий Блаженный и другие юродивые, потому что в них есть этот пророческий элемент, эта предельная, даже запредельная свобода духа, которая не подчиняется никакому гнету, никакому деспотизму царей, кесарей, императоров».

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]