Фарисеи и саддукеи — это… Определение, характеристики и особенности


Характеристика саддукеев

Рассматривая вопрос о том, кто такие фарисеи и саддукеи в Библии, сначала дадим характеристики каждому из этих религиозных направлений. А позже мы сравним их друг с другом. Начнем с саддукеев. Кто это? Кратко их можно описать следующим образом.

Во времена Иисуса Христа саддукеи представляли собой аристократическую ветвь племени Левитов. Им было присуще стремление к богатству и к влиятельным позициям в обществе. Их представители нередко занимали должности первосвященников, а также заседали в Синедрионе – верховном совете, имея там большинство мест.

Вплоть до середины II века до нашей эры все высшие должности священников замещались представителями потомков Садока, который, как сказано в книге Царств, являлся первосвященником при царе Соломоне. Существует мнение, что значение слова «саддукеи», которым обозначается священническая аристократия новозаветных времен, как раз и связано с именем это династии, происходящей от Садока.

История: появление, римский период

Фарисеи появились в те времена, когда правление Маккавеев достигло высшего расцвета: примерно в 150 году до н. э. Фарисеи являлись наиболее многочисленной и влиятельной еврейской партией. С их мнением считались не только священники, но и политические деятели.

Фарисеи настолько активно противостояли Маккавеям, совмещавшим политическую и духовную власть, что в Израиле во времена Александра Янная началось восстание народа. В результате 50 000 сторонников фарисеев погибли. Со временем правители пошли на уступки, и власть была разделена.

Самым благоприятным временем для фарисеев было правление вдовы Александра Янная, Соломеи-Александры, после смерти которой её сыновья начали бороться за власть. В результате они обратились за помощью к Гнею Помпею, римскому полководцу. Тот не преминул воспользоваться благоприятным случаем и сделал Иудею римской провинцией.

Цезарь (слева) и Помпей (справа). Фреска Таддео ди Бартоло (начало XV века).

В свою очередь фарисеи обратились к Помпею с просьбой избавить Израиль от соперничающих претендентов на престол и создать в стране республику под римским руководством. Жизнь под водительством Моисеева Закона, в мире и согласии друг с другом ставилась фарисеями выше политической независимости.

Во времена Ирода Великого (37-4 до P. Хр.) фарисеи утратили былое политическое влияние. Поэтому они решили устремить свою энергию на глубокое изучение Закона Моисея.

Учение фарисеев и их праведность

Хотя в современном мире фарисеев считают однозначными злодеями или как минимум религиозными хулиганами, история говорит о том, что их учение было неоднородным. В нём содержались взгляды и учения, близкие к христианским.

К приходу в наш мир Иисуса Христа учение фарисев достигло своего высшего развития в лице учителя Гиллеля (75 г. до н. э. — 5 г. н. э.), руководящего иудейской религиозной школой.

Однажды к нему обратился язычник с просьбой рассказать о сути иудейского Закона. Гиллель ответил:

«Что ненавистно тебе, того не делай соседу твоему. В этом вся Тора. Остальное – комментарии».

Незадолго до уничтожения Иерусалима в 70 году фарисеи поделились на два лагеря. Последователи Гиллеля призывали к миру с Римом, чего бы это ни стоило. Ученики же Шамая, напротив, встали во главе восстания и довели Израиль до полного краха.

Храм царя Соломона в Иерусалиме, репродукция.

Учение фарисеев сложилось под влиянием нескольких факторов:

  1. Религиозная монополия саддукеев. Фарисеи учили людей молиться и служить Богу не только в храме, но также в синагоге и дома.
  2. Стремление повысить духовный и нравственный уровень народа, как это делали пророки Ветхого Завета.
  3. Сознание ограниченности и несовершенства положений Моисеева Закона.

Фарисеи старались смягчать буквальное понимание требований Моисеева Закона. Формально они говорили об уважении к нему как к Божьему откровению, но при этом всячески стремились оградить его от любого — путь даже самого мелкого — нарушения, создавая дополнительные законы и правила, что было запрещено самим Богом. Для этого они создали устный Закон, якобы данный самим Богом евреям ещё в Синайской пустыне.

Монастырский сад (Синай).

Фарисеи проповедовали умеренный фатализм, считая, что Господь определяет реальность в целом, но человек ответствен за выбор своего жизненного пути. Они верили в воскресение мёртвых, бессмертие души и в пришествие Мессии, который установит Царство Божие на земле.

Саддукеи и народ

В то время территория Израиля полностью контролировалась римлянами, и саддукеи пытались жить с ними в мире, поддерживая их решения. У окружающих создавалось впечатление, что они в большей степени занимались политикой, чем делами религии.

Так как они были классом богачей и не имели конфликтов с Римом, их жизнь была мало связана с простыми людьми, они находились вне круга интересов саддукеев. Поэтому со стороны народа они, мягко говоря, не чувствовали расположения. В этом было одно из отличий саддукеев и фарисеев. Вторые пользовались значительно большей популярностью у народных масс.

Многие из историков показывают священническую аристократию Иерусалима как коррумпированную и потерявшую всякое уважение в народе. Но нельзя не сказать и о других мнениях, согласно которым, такая картина является верной лишь частично. На самом деле, для множества евреев фигура первосвященника не потеряла своего значения. В отсутствие царя из рода Давида считалось, что Бог послал первосвященника, чтобы тот стал во главе народа.

Мытари

Мытари — это наемники римлян, пришедших на землю Израиля и захвативших ее. Римляне набирали мытарей из местных жителей для сбора налогов в императорскую казну. В такой политике римских властей был резон: иудейское общество было закрытым для чужаков, поэтому выудить из непокорных иудеев все налоги до последней монеты удобнее было тем, кто знал все их хитрости и секреты. Проще говоря, мытари были предателями своего народа.

Старейшинами мытарей становились богатые иудеи, имеющие достаточно средств, чтобы купить у римлян право на сбор налогов. Далее они нанимали себе подчиненных, которым назначали сумму, которую те должны были собрать с людей на вверенном им участке.

Помимо римских налогов, мытари должны были также выбить из людей деньги для собственной прибыли. И для этого не стеснялись в средствах. Забрать у несчастного бедняка последние гроши, оставить вдову с детьми без средств к существованию было для них обычной повседневной практикой.

Сопротивляться мытарям иудеи боялись, ведь те были на службе у римлян. Их просто ненавидели и считали злейшими врагами народа Божьего. Среди иудеев это были презираемые всеми изгои. Люди брезговали садиться с ними вместе за стол, избегали входить в их дома и вообще поддерживать какое-либо общение. Поэтому для многих было настоящим потрясением видеть уважаемого народом Учителя в гостях у старейшины мытарей или за одним столом с рядовыми сборщиками налогов. А для самих мытарей общение с Ним было единственной возможностью поговорить с почтенным человеком о вере и спасении.

Никто из раввинов — иудейских учителей благочестия — никогда не согласился бы даже приблизиться к этим людям, сделавшим самих себя отверженными в собственном народе. Но для Иисуса не существовало изгоев. Если мытари хотели покаяться в своих злодеяниях перед Богом и людьми, Он всегда давал им такую возможность, ничуть не опасаясь испортить Свою репутацию. Даже среди таких жестокосердных людей собрал Он Свой урожай для Царства Небесного. Евангелие рассказывает о начальнике мытарей, богаче Закхее, который после общения с Иисусом покаялся и решил вернуть с прибавкой все, что он когда-либо отнял у людей. Согласно преданию, впоследствии Закхей стал первым епископом христианской Церкви в Кесарии Палестинской — крупном городе на берегу Средиземного моря. Другого покаявшегося мытаря мы знаем сегодня как апостола и евангелиста Матфея.

Суровость саддукеев

В религиозном отношении саддукеи – это секта, которая не признавала устного предания святых отцов, то есть тех правил, которые не были изложены в письменных источниках и, в первую очередь, в Торе. Для фарисеев же оно, напротив, имело очень большое значение. Подробнее мы разберем этот вопрос ниже.

Как писал еврейский историк I века Иосиф Флавий, суд саддукеев был очень суровым. Он говорил, что они отличались особой жестокостью в вынесении приговоров. Свидетельством является рассказ о том, как принадлежащий к саддукеям первосвященник Анан обрек Иакова (брата Иисуса Христа) на мученическую смерть. Около 62 года иудеи сбросили Иакова с крыла храма в Иерусалиме и побили камнями.

Другое свидетельство содержится в Новом Завете, где повествуется о том, что именно саддукеи распяли Иисуса Христа. К такому выводу исследователи приходят исходя из того факта, что решение о его казни принимал Синедрион, в то время как раз саддукеями и руководимый.

Неделя мытаря и фарисея: в чем суть

Данная неделя входит в период, подготавливающий православных к Великому посту. В это время в Церкви вспоминают притчу о фарисее и мытаре. В наши дни это очень важно, ведь мир приветствует саморекламу, восхваление самих себя, высокомерие и бесстыдство. Самокритика и смирение давно стали недостатками. Печально, что это происходит не только на уровне стран, но и во многих религиозных группах.

И если верующие приветствуют смирение на личном уровне, то на уровне конфессии оно считается серьёзным недостатком. Да, об этом не говорят прямо. Но разве не является фарисейством провозглашение самих себя единственными истинными христианами и проповедь о вечных адских муках для всех, кто отличается от нас религиозными взглядами? Соблюдение поста и других обрядов, когда нет смирения, к Богу не приближает.

Фарисеи – значит «отдаленные»

Фарисеи и саддукеи отличались, в частности, тем, что первые были не аристократами, а средним предпринимательским классом. Поэтому их общение с обычными людьми было более тесным, и народ относился к ним более лояльно. Несмотря на то что в Синедрионе у них было меньшинство, по мнению историков, их влияние на принятие решений можно определить, как весьма существенное.

Фарисеи не имели связи с Храмом, то есть с официальной иерусалимской иерархией. Как считают исследователи, в основном они были небогатыми землевладельцами или торговцами. Но некоторые из них полностью посвящали свою жизнь изучению Закона и его толкованию.

Название религиозной секты «фарисеи» берет начало в еврейском «перушим» или арамейском «перишайя». В обоих случаях значение этого слова – «отделенные». Здесь подразумевается отделение от грешных и людей, не отличающихся благочестием.

Ессеи

В современной религии ессеи воспринимаются как старинная секта сторонников христианства. Они точно соблюдали все Божьи Заповеди. Но имели свой уклад жизни и не принимали к себе чужаков.

Исторический факт существования ессеев подтвердили археологи. При раскопках в 1947 году, неподалеку от Мертвого моря, были найдены останки поселений, рукописи, утварь и другие предметы быта. Многочисленные манускрипты, найденные в тех местах, были преданы огласке и получили название «свитки Мертвого моря».

Ессеи почитали Бога, но не верили в воскрешение Христа. Они всячески стремились к праведной жизни, и греховность больших городов угнетала их.

Постепенно ессеи собрались в большую общину. Они не признавали браки, но принимали и воспитывали «чужих» детей. У них было общим все имущество. Обедали они одним блюдом и хлебом. За столом все молчали. От всех других христианских общин они отличались отсутствием деления на господ и рабов. У ессеев было полное равенство.

Вступить в общину было сложно, каждый желающий должен был доказать верность вере и способность соблюдать традиции. Испытательный срок длился 3 года. Оступившихся, нарушивших законы общины, они изгоняли. Не приспособленные к самостоятельной жизни, соблюдавшие запрет принимать пищу из чужих рук, большинство из них погибали. Были случаи, когда раскаявшегося прощали и принимали обратно.

Соблюдай день субботний

В принципе, фарисеи полностью не исключали себя из жизни всех остальных евреев, не порывали отношений с Иерусалимским Храмом. Однако они считали, что народ недостаточно скрупулезно соблюдает религиозные предписания, делая это нерадиво и очень приблизительно.

Отличительной особенностью фарисеев было стремление к детальному уточнению предписаний Ветхого Завета, которые были изложены довольно расплывчато, и к их неукоснительному соблюдению. Вместе с тем, огромная роль ими отводилась «преданиям старцев». Вследствие этого нормы, которые утвердились в иудаизме в начале нашей эры, были гораздо более строгими и детальными, чем те, что предписаны Пятикнижием.

Так, например, Моисеев закон дает прямой запрет на работу в день субботний, требуя отдавать его Господу Богу. При этом слово «работа» понимается весьма расширительно. Запрещено, например, всякое зажигание огня, запись больше чем всего одной буквы, передвижение больше чем на определенное число шагов. Таким же подробным образом регламентируются все стороны человеческой жизни – отношения между супругами, процесс и время приготовления пищи.

Таким образом, в отношении религии фарисеи считали, что письменное слово вдохновлено Богом, но в то же время они давали равные права и устным преданиям, настаивая на их происхождении от Моисея. Со временем они присоединяли предания к Слову Божьему и строго следовали правилам из обоих этих источников.

Мнение Иосифа Флавия и апостола Павла

Иосиф Флавий писал в «Иудейских древностях», что отличительная особенность секты саддукеев и их учения от учения фарисеев состоит в том, что фарисеями было передано народу множество законоположений, основанных на древних преданиях, не входящих в состав законодательства Моисея. Саддукеи же полностью отвергают эти наслоения и требуют соблюдения только исключительно писаных законов, отнимая у устного предания всякое значение. В связи с этим между фарисеями и саддукеями возникало много разногласий и споров.

В «Деяниях» апостола Павла дана характеристика учению фарисеев как «строжайшему в нашем вероисповедании». Будучи приверженцами ритуальной чистоты, они не желали садиться за стол не только вместе с иноземцами и иноверцами, но также и с прочими евреями, если они считали, что последние осквернены грехом или же недостаточно тщательно выполняют бытовые религиозные предписания. Фарисеи тщательно соблюдали пост, молились подолгу, соблюдали день субботний, строго следовали предписаниям о десятине, полагающейся Храму.

Апостолы о фарисеях

В 15 главе Книги Деяний рассказывается, что некоторые фарисеи, ставшие христианами, создавали проблемы внутри Церкви. Они учили, что язычникам, влившимся в Собрание, нужно обрезываться и соблюдать Закон Моисея. После этого был созван совет старейшин в Иерусалиме под руководством апостолов, где под влиянием Святого Духа было решено:

Не затруднять обращающихся к Богу из язычников, а написать им, чтобы они воздерживались от оскверненного идолами, от блуда, удавленины и крови, и чтобы не делали другим того, чего не хотят себе.

(Деян.15:19,20)

Но даже после этого в течение многих лет апостол Павел боролся с последователями фарисеев, несогласных с описанным выше решением.

Убеждения саддукеев, противоречащие Писанию

Как уже было сказано выше, в религиозном плане саддукеи – это представители более консервативной ветви единого доктринально направления иудаизма. Они блюли авторитет письменного Слова Божия, отрицая устные источники. Но в то же время в их убеждениях наблюдаются явные противоречия Священному Писанию, заключающиеся в том, что саддукеи:

  1. Являлись весьма самодостаточными, вплоть до того, что отрицали присутствие и участие Бога в повседневном существовании.
  2. Отрицали учение о воскрешении после смерти.
  3. Не верили в жизнь за гробом, а считали, что души умирают вместе с телом. Из этого следовало, что ни наказания, ни награды после жизни на земле быть не может.
  4. Не соглашались с существованием духовного мира с ангелами и демонами.

Однако то, что в большей мере, чем религия интересовало саддукеев – это политика. Поэтому и Иисус Христос был им сначала безразличен. Но затем, как сказано в Библии, саддукеи испугались, решив, что существует опасность привлечения к нему внимания римлян. И в этот момент они объединились с фарисеями, вступив с ними в сговор с целью придания смерти Иисуса. Подробнее этот вопрос будет рассмотрен ниже.

Так как саддукеи – это партия, которая существовала за счет священнических и политических связей, она исчезла после того, как римляне разрушили Иерусалимский Храм.

Саддукеи (Σαδδουκαῖοι) — одна из трех главных школ (лат. secta, греч. αἵρεσις)[1] иудаизма Второго Храма в поздний эллинистический (хасмонейский) и ранний римский периоды. О саддукеях мы знаем гораздо меньше, чем о фарисеях. Саддукейские тексты, если они существовали, до наших дней не сохранились, и все, что мы о них знаем, дошло до нас из других источников, которые чаще всего были настроены полемически по отношению к данной группе[2]. Из Евангелий, Деяний и трудов Иосифа Флавия мы узнаем, что саддукеи не верили в воскресение, бессмертие души и устную традицию. Информация о том, что они не верили в существование ангелов, содержится только в книге Деяний. Наконец, у одного лишь Иосифа Флавия содержатся сведения о том, что они отвергали существование судьбы и попечение Бога о мире. Многие считают, что саддукеи были выходцами из богатых священнических семей.

В современной библеистике жаркие дискуссии вызывают следующие темы: происхождение саддукеев, этимология названия группы, их учение и социальный статус. В данной статье будут кратко рассмотрены все эти непростые вопросы.

Происхождение названия

Поскольку до нас не дошли тексты, принадлежащие перу самих саддукеев, перед исследователем встает множество проблем, в том числе трудность в определении происхождения и этимологии названия этой иудейской секты. Первая проблема заключается в том, что невозможно сказать точно, является ли именование «саддукей» самоназванием[3] или их так называли только оппоненты. Если их называли так только оппоненты, то они могли называть себя по-другому или вообще не иметь самоназвания. Существует и другой вариант: их назвали так оппоненты, но со временем они восприняли это прозвище как самоназвание.

Вторая проблема заключается в отсутствии консенсуса в объяснении названия «саддукей», которое не обходится без филологических трудностей[4]. Существует несколько вариантов понимания этого названия:

1) Самая распространенная точка зрения в библейской науке заключается в том, что термин «саддукей» происходит от названия «садокит». Первосвященник Садок служил во времена царствования Давида и Соломона, а после возвращения Израиля из Вавилонского плена первосвященниками могли быть только его потомки (2 Цар. 15:24, 27, 29, 35; 17:15; 19:11; 3 Цар. 1:39; 1 Пар. 6; 9:10-13; Иез. 44:15). Произношение имени Садок как Саддук (Σαδδουκ) зафиксировано в Септуагинте[5], у Иосифа Флавия[6] и в вокализованной рукописи Мишны[7]. Этот вариант предполагает тесную связь между саддукеями и священниками[8].

2) Некоторые отцы Церкви (например, Епифаний Кипрский[9] и Иероним Стридонский[10]) полагали, что название происходит от еврейского прилагательного «справедливый» или «праведный» (‏צַדִיק). Можно предположить, что такое название группы подразумевает положительный образ саддукейского движения.

3) Название происходит от еврейского прилагательного «праведный», но имеет иронический подтекст, обозначающий лицемерие. Как сектанты Мертвого моря, так и раввины часто упоминали в текстах людей и группы не по их имени, а по прозвищу[11].

4) Согласно талмудической традиции (Avot R. Nat. 5), название «саддукей» произошло от Садока, ученика Антигона из Сохо, который, не понимая максимы своего учителя, отрицал загробную жизнь и воскресение и создал секту в соответствии с этими взглядами[12]. В современной науке эту точку зрения мало кто разделяет[13]. Джейкоб Ньюснер считает, что эта история могла быть вымыслом автора[14]. Эмиль Шюрер приводит причины, почему этот вариант происхождения неубедителен: а) «Avot R. Nat. 5 имеет позднее происхождение»; б) «информация о боэтусеях неверна»; в) «легенда основана не на традиции, а на научной дедукции, то есть что саддукеи, отрицавшие бессмертие души, пришли к своей ереси через непонимание высказывания Антигона из Сохо: “Этот человек должен творить добро, не заботясь о будущей награде”»[15].

В раввинистической литературе саддукеев иногда называют боэтусеями. Некоторые ученые предполагают, что боэтусеи были ветвью саддукеев, получившей свое название от своего вождя Боэтуса[16]. Симон бен Боэтус был назначен первосвященником своим тестем Иродом Великим в 24 году до нашей эры, который был женат на его дочери Мариамне[17].

Происхождение группы

Трудно установить, когда сформировалась секта саддукеев. Еще труднее назвать причины ее появления. Менахем Мансур считает, что они появились ок. 200 года до нашей эры[18]. Майкл Сатлоу полагает, что саддукеи появились после 135 года до нашей эры в период правления Иоанна Гиркана, когда за влияние при царском дворе боролась старая прехасмонейская аристократия (фарисеи) с новой аристократией (саддукеи), поддержавшей восстание Маккавеев[19]. Мартин Гудман также относит появление саддукеев к правлению Иоанна Гиркана, так как Иосиф Флавий впервые упоминает их в период его правления, но предполагает, что они могли появиться и раньше[20]. Напротив, Гюнтер Штембергер сомневается, что саддукеи существовали до правления Ирода Великого, поскольку существует лишь одно упоминание о существовании данной группы до Ирода. Скорее всего, это вымысел Иосифа Флавия, который пытался перенести «политические реалии своих дней назад в хасмонейский период, чтобы объяснить позор фарисеев при Гиркане»[21], а не при Ироде. Однако не все библеисты поддерживают позднюю датировку.

Социальный статус

В сохранившихся свидетельствах о саддукеях присутствует очень мало информации об их социальном статусе. Среди специалистов огромное количество научных дискуссий вызывает вопрос о том, были ли саддукеи выходцами из богатых семей и принадлежали ли они к священническому классу.

Принадлежали ли саддукеи исключительно к богатым аристократическим семьям? С давних времен в научной среде было принято отвечать на этот вопрос положительно. Эмиль Шюрер пишет, что саддукеи являлись аристократами, и свое учение они распространяли только среди богатых людей[22]. Такой же точки зрения придерживается и Эд Сандерс, который утверждает, что «не все аристократы были саддукеями, но вполне возможно, что все саддукеи были аристократами»[23]. Иосиф Флавий называет только двух саддукеев по имени: первосвященника Анана бен Анана (Древ. 20.9.1; ср.: Деян 5:17) и хасмонейского священника-царя Иоанна Гиркана. По мнению Лестера Граббе, это свидетельствует о том, что «саддукеи в основном принадлежали к высшим социально-экономическим классам»[24].

В библейских исследованиях существует и отрицательный ответ на этот непростой вопрос. Эндрю Дас подчеркивает, что Иосиф Флавий использует фразу πρώτους τοῖς ἀξιώμασι (Древ. 18.1.4), чтобы обозначить престиж или репутацию, и, таким образом, эти слова могут относиться к репутации учения саддукеев, а не к их социальному статусу[25]. В Древ. 13.10.6 отмечается, что в хасмонейский период саддукеев поддерживали богатые люди (εὔποροι), но Иосиф Флавий не сообщает нам о том, были ли состоятельными сами саддукеи. Он никогда не утверждал, что саддукеи были ограничены конкретной социальной группой.

Были ли саддукеи только священниками? По мнению Менахема Мансура, саддукеи были выходцами исключительно из числа священников, которые контролировали Храм[26]. Существует и другая точка зрения. Майкл Сатлоу утверждает, что «не все богатые священники были саддукеями, и не все саддукеи были священниками»[27]. Эмиль Шюрер пишет: «Они в основном принадлежали к священству или были связаны с ним… Это, однако, не означает, что саддукеи были исключительно партией священников. Контраст между саддукеями и фарисеями заключался не в противопоставлении партии священников партии мирян, а в противопоставлении клерикальной и светской аристократии по отношению к группе мирян, которая черпала свой авторитет из учености. Фарисеи отнюдь не были враждебны к священникам как таковым»[28]. Эндрю Дас считает, что основные свидетельства о саддукеях не подтверждают распространенное мнение о том, что секта имела священническое происхождение. По его мнению, происхождение названия «саддукеи» от имени первосвященника Садока еще не говорит о том, что они сами являются священниками[29]. Мы не встретим ни у Иосифа Флавия, ни у раввинов связи саддукеев со священством. Хоть Иосиф Флавий в Древ. 20.9.1 и говорит о первосвященнике Анане бен Анане как о саддукее, но этот отрывок не предполагает, что другие первосвященники были саддукеями[30]. В Деян. 4:1 саддукеи вместе со священниками и начальником Храма арестовывают Петра и Иоанна. В этом стихе саддукеи представляют собой отдельную группу. Точно так же Деян. 4:5-6 не дают никаких указаний на то, что кто-то из священников был саддукеем. Возможно, причиной такого разделения священников и саддукеев является плохое знакомство автора Деяний с данной группой[31].

Вопрос социального статуса саддукеев вряд ли будет разрешен окончательно в ближайшем будущем[32], но на современном этапе дискуссии самым оптимальным выводом является отнесение некоторых саддукеев к богатому аристократическому сословию, имевшему тесную связь со священством, при этом некоторые из них сами были священниками[33]. Сколько их было в группе, сказать невозможно, как и то, состояли ли в ней простые евреи из городов и деревень Иудеи.

Учение

Реконструировать саддукейское учение на основании сохранившихся свидетельств трудно, но можно выделить следующие основные положения: отрицание существования души и телесного воскресения; приоритет Пятикнижия и отрицание устной традиции; отрицание судьбы; отрицание существования ангелов и духов. Менахем Мансур пишет, что саддукеи были консервативной группой, которая «придерживалась старых доктрин и питала величайшее уважение к жертвенному культу Храма»[34]. Скорее всего, в саддукейском каноне не было всех книг, которые мы найдем в современном Ветхом Завете[35], но Пятикнижие для них играло важную роль. Возможно, именно признание Закона Моисея в качестве единственного авторитетного религиозного текста и повлияло на их мировоззрение.

Загробная жизнь и душа

Саддукеи не верили в то, что душа продолжает существовать после смерти, что люди подвергаются наказаниям или получают награды после смерти (Войн. 2.8.14, Древн. 18.1.4). Эта религиозная доктрина, которую приписывает Иосиф Флавий саддукеям, вызывает серьезные вопросы, если мы считаем, что саддукеи строго соблюдали Пятикнижие. Вот как обозначает эту проблему Оути Лехтипуу: «Описания саддукеев, как в Деяниях, так и в трудах Иосифа Флавия, остаются настолько расплывчатыми, что по ним невозможно судить, действительно ли они отрицали возможность любой формы загробной жизни или придерживались традиционного мнения о том, что мертвые продолжали существовать в царстве теней — Шеоле»[36]. Она также считает, что для саддукеев Пятикнижие имело большое значение, и поэтому они верили в загробную жизнь (Шеол), но отрицали дальнейшее развитие идеи посмертной жизни в межзаветной литературе. Если мы предполагаем, что у саддукеев была своя традиция интерпретации Пятикнижия (см. ниже), то они вполне могли отказаться от идеи загробной жизни и делать акцент на этой жизни. По-видимому, такой подход был попыткой сохранить свой статус аристократического священства[37]. Основанием для такой интерпретации, скорее всего, могли быть «благословения и проклятия» из Второзакония. Во Втор. 28:1 говорится, что нужно «тщательно исполнять все заповеди» Бога, чтобы получить благословение и жить хорошо на земле Израиля. Учение о загробной жизни (Шеоле) не входит в число заповедей Закона, а сам Шеол в Пятикнижии упоминается редко.

Воскресение

Новый Завет особо акцентирует внимание на том, что саддукеи отрицали воскресение (Мф. 22:23-33; Мк. 12:18-27; Лк. 20:27-40; Деян. 23:6-8), поскольку вопрос о воскресении имел центральное значение для ранней Церкви. В Avot R. Nat. 5 сообщается, что последователи Садока «отделились от пути Торы» из-за вопроса о воскресении. Все эти источники свидетельствуют о том, что саддукеи были известны своим отрицанием идеи воскресения[38]. Отцы Церкви обычно связывают это с отказом саддукеев от пророческих книг Ветхого Завета. Причина, по которой саддукеи не приняли воскресение, по мнению Гюнтера Штембергера, заключается в том, что эта идея появилась в период Маккавеев. Это новое учение приняли многие, кроме консервативных саддукеев[39]. Лестер Граббе считает, что саддукеи отвергли учение о воскресении, так как это была сложная для понимания идея: «Они могли отвергнуть некоторые традиционные интерпретации, которые включали в себя сложные <�…> рассуждения об эсхатоне»[40]. Возможно, что саддукеи не признавали воскресение по той же причине, что и загробную жизнь (см. выше).

Пятикнижие и устная традиция

Одни исследователи считают, что саддукеи строго придерживались Закона Моисея[41]. В отличие от саддукеев, фарисеи придавали устной традиции авторитет наравне с Пятикнижием. В свою очередь саддукеи отказывались признавать какое-либо устное предписание фарисеев обязательным. Другие ученые считают, что на самом деле отказ от устной традиции фарисеев еще не говорит о том, что у саддукеев не было своей традиции интерпретации Пятикнижия. Вот что пишет Мартин Гудман: «Очень трудно понять, как можно полагаться только на библейский текст. Подобно более поздним фундаменталистам, таким как караимы, саддукеи, должно быть, разработали свою собственную систему интерпретации, независимо от того, что они заявляли о своем отношении к традиции»[42]. В Талмуде основным предметом спора между саддукеями и фарисеями/раввинами является тема законов чистоты. Это неудивительно, учитывая важность идеи чистоты в Иудаизме Второго Храма. Для нас важно это дополнительное свидетельство из Талмуда, указывающее на существование традиции интерпретации у саддукеев.

Пожалуй, можно согласиться с Гари Портоном, который весьма тонко определяет способ отношения каждого религиозного течения Иудаизма Второго Храма к интерпретации Пятикнижия своего конкурента: «Каждая группа имело обыкновение утверждать, что она одна верна Закону и что только она учит тому, что содержится в Законе. Утверждать, что саддукеи отвергли устный закон фарисеев, значит просто утверждать, что фарисеи не были саддукеями»[43].

Судьба

Иосиф Флавий сообщает в Войн. 2.8.14, что саддукеи отрицали судьбу и утверждали, «что Бог не имеет никакого влияния на человеческие деяния, ни на злые, ни на добрые»[44]. Еще они верили, что «выбор между добром и злом предоставлен вполне свободной воле человека, и каждый по своему собственному усмотрению переходит на ту или другую сторону»[45]. Этот взгляд трудно согласовать с библейской традицией вмешательства Бога в человеческую историю (провидение). Такая идея была характерна для эпикурейцев. Следует понимать, что Иосиф Флавий писал о еврейских группах своего времени в эллинистических терминах и не для евреев, поэтому они не обязательно точно отражали взгляды самих саддукеев, но были близки для понимания образованному аристократу в Римской империи.

Учение о свободе воли вполне могло соответствовать мировоззрению саддукеев и их статусу богатых и влиятельных людей, которые, возможно, считали, что деньги, влияние и власть приходят не благодаря судьбе или случаю, а благодаря личным качествам и обдуманному выбору[46]. Конечно, такой вариант вполне возможен, но более вероятно, что Иосиф Флавий приписал им это учение, дабы встроить их в свою систему сравнения трех главных еврейских школ мысли с главными греческими философскими школами. «Он сравнивает фарисеев со стоиками, а ессеев с пифагорейцами (Жизнь 2.12; Древн. 15.10.4). Сравнение этих двух групп с данными школами подразумевает, что он сравнивает саддукеев с третьей греческой школой — эпикурейцами. Иосиф Флавий не говорит об этом прямо, но именно так поняли его слова многие ученые»[47].

Ангелы и духи

О том, что саддукеи отрицали существование ангелов, говорится только в Деян. 23:8: «Ибо саддукеи говорят, что нет ни воскресения, ни ангела, ни духа». Эндрю Дас полагает, что это «пример гендиадиса, относящегося к одной группе — ангелам», так как «следующая фраза говорит, что фарисеи, со своей стороны, признавали “и то и другое”: воскресение и ангелов/духов»[48]. Если мы считаем саддукеев консервативной группой, строго придерживающихся Закона Моисея, то перед нами возникает проблема, так как в Пятикнижии упоминаются ангелы. Лестер Граббе полагает, что «они могли отвергнуть некоторые традиционные интерпретации, которые включали в себя сложную ангелологию (такую, как мы находим в 1 Енох.)»[49]. Или, возможно, их отрицание ангелов тесно связано с их отрицанием воскресения. В таком случае саддукеи могли возражать против идеи, что после воскресения все праведники «будут подобны ангелам» (2 Вар. 51:10) или что «духи тех, кто умер в праведности, будут жить и возрадуются, и духи их не погибнут» (1 Енох. 103:4)[50]. Если саддукеи имели свою традицию интерпретации Пятикнижия, то они могли отвергнуть ангелологию как необязательное учение.

Саддукеи после разрушения Храма

Существуют две точки зрения на интерпретацию события, которое произошло с саддукеями после разрушения Иерусалимского Храма римлянами. Одни предполагают, что саддукеи исчезли сразу после разрушения[51]. Эта точка зрения основывается на предположении, согласно которому все саддукеи были священниками. После 70 года н.э. начался упадок сельской аристократии (представители которой были в основном выходцами из священнических семей), вызванный опустошением страны, конфискацией значительной части земель и прекращением автономной еврейской администрации, что привело к исчезновению саддукеев[52].

Другие исследователи полагают, что саддукеи еще долго существовали после разрушения Храма, но их популярность стала еще меньше, чем до разрушения, что привело к исчезновению группы. Иосиф Флавий в своей автобиографии «Жизнь», написанной около 93 года нашей эры, упоминает саддукеев как еще существующую секту. Эндрю Дас пишет: «Молчание более поздних источников не доказывает, что саддукеи исчезли. Даже раввинистические источники, которые относительно мало говорят о саддукеях или о других еврейских группах, если уж на то пошло, не утверждают, что они прекратили свое существование (m. Nid. 4:2 [дочери саддукеев]; t. Nid. 5:2-3 [саддукейские женщины]; b. Nid. 33b [саддукейские женщины]; b. Šabb. 108a [боэтусеи]). Потеря Храма не была препятствием для группы, которая подчеркивала собственную приверженность написанному библейскому Откровению»[53]. Так же считает и Мартин Гудман: «Нет никаких веских оснований полагать, что их подход к Библии не мог продолжаться долго после периода Второго Храма, поскольку ничто в приписываемых им взглядах не требовало продолжения существования Храма»[54].

Заключение

Так кто же такие саддукеи? Кем они были? Во что верили? Скорее всего, саддукеи появились в хасмонейский период, может чуть раньше, но начали исчезать с исторической сцены после 70 г. н.э. Часто они отождествляются со священниками и богатыми аристократическими семьями, но, вполне возможно, в число саддукеев могли входить и небогатые жители Иерусалима и Иудеи. Это была консервативная группа, строго руководствовавшаяся Пятикнижием как авторитетным текстом, но это не означает, что у них не было своей традиции интерпретации Закона Моисеева. По этой причине они отвергали то, чего не было в Пятикнижии: воздаяние после смерти, воскресение, развитую ангелологию — все то, что было популярно не только у фарисеев, но и среди обычного еврейского народа.

Вот как описывает это движение Мартин Гудман: «Вероятно, правильно думать о саддукеях как о маргинальной группе в более широкой истории позднего иудаизма Второго Храма. То, что их философия была несовместима с фарисейством, очевидно в свете обширных свидетельств о спорах между этими группами, но их взгляды на отсутствие жизни после смерти и их учение о том, что Бог не влияет на мир, также затрудняют объединение их философии с большинством других ветвей иудаизма»[55]. Но, по мнению Эда Сандерса, «в целом они были хорошими евреями», так как старались неукоснительно соблюдать предписания Пятикнижия[56].

Мы видим, что из-за отсутствия саддукейских текстов и крайне скупой и негативной информации о них, тяжело реконструировать их историю и учение. Поэтому нужно помнить, что «любая историческая реконструкция должна считаться крайне ненадежной»[57].

Библиография

Епифаний Кипрский, свт. Творения. Том 1. М: Типография В. Готье, 1863. — 384 с.

Иероним Стридонский, блаж. Творения. Том 16. Киев: Типография Корчак-Новицкого, 1903. — 390 с.

Иосиф Флавий. Иудейская война. Перевод Я.Л. Чертка, 1900 г. // Библиотека «Вехи». [Электронный ресурс.] URL: https://www.vehi.net/istoriya/israil/flavii/voina/02.html (дата обращения: 08.02.2020).

Boethusians // Encyclopedia Judaica (2nd ed.), Volume 4 (Blu-Cof). Edited by Berenbaum M., Skolnik F. New York: Macmillan Reference USA, 2006. — P. 33-34.

Das A.A. Sadducees // The Lexham Bible Dictionary. Edited by Barry J.D., Bomar D., Brown D.R., Klippenstein R., Mangum D., Sinclair-Wolcott C., Widder W. Lexham Press/Logos, 2016. [Электронный ресурс.] URL: https://app.logos.com/books/LLS%3ALBD/headwords/Sadducees?layout=one.

Goodman M. A History of Judaism. Princeton: Princeton University Press, 2022. — 656 p.

Goodman M. The Place of the Sadducees in First-Century Judaism // Redefining First-Century Jewish and Christian Identities: Essays in Honor of Ed Parish Sanders. Edited by Udoh F.E., Heschel S., Chancey M., Tatum G. Notre Dame: University of Notre Dame Press, 2008. — P. 139-152.

Grabbe L.L. An Introduction to Second Temple Judaism: History and Religion of the Jews in the Time of Nehemiah, the Maccabees, Hillel, and Jesus. London: T&T Clark International, 2010. — 166 p.

Lehtipuu O. Debates over the Resurrection of the Dead: Constructing Early Christian Identity. Oxford: Oxford University Press, 2015. — 256 p.

Mansoor M. Sadducees. // Encyclopedia Judaica (2nd ed.), Volume 17 (Ra-Sam). Edited by Berenbaum M., Skolnik F. New York: Macmillan Reference USA, 2006. — p. 654-655.

Neusner J. The Rabbinic Traditions about the Pharisees before 70, Part I: The Masters. Leiden: E.J. Brill, 1971. — 436 p.

Newman H. Proximity to Power and Jewish Sectarian Groups of the Ancient Period: A Review of Lifestyle, Values, and Halakha in the Pharisees, Sadducees, Essenes, and Qumran. Leiden: Brill, 2006. — 332 p.

Porton G.G. Sadducees. // The Anchor Bible Dictionary. Volume 5 (O-Sh). Edited by Freedman D. N. New York: Doubleday, 1992. — P. 892-895.

Saldarini A.J. Pharisees, Scribes, and Sadducees in Palestinian Society: A Sociological Approach. Grand Rapids: Eerdmans, 2001. — 356 p.

Sanders E.P. Judaism: Practice and Belief, 63 BCE-66 CE. Philadelphia: Trinity Press International, 1992. — 580 p.

Satlow M.L. How the Bible Became Holy. New Haven: Yale University Press, 2014. — 368 p.

Schürer E. The History of the Jewish People in the Time of Jesus Christ (175 B.C.-A.D. 135), Volume II. Edinburgh: T. & T. Clark Ltd., 1979. — 624 p.

Stemberger G. The Sadducees – Their History and Doctrines // The Cambridge History of Judaism. Vol. 3: The Early Roman Period. Edited by Horbury W., Davies W. D., Sturdy J. Cambridge: Cambridge University Press, 1999. — P. 428-443.

[1] Здесь и далее термин «секта» не имеет негативной коннотации и употребляется в нейтральном значении религиозного течения (направления, школы) иудаизма Второго Храма.

[2] Goodman M. A History of Judaism. Princeton: Princeton University Press, 2022. P. 122: «Иосиф Флавий <�…> описал саддукеев в глубоко нелестных выражениях <�…> Евангелия и Деяния, а также ранние раввины выражают схожую враждебность. Никакой саддукейской литературы не сохранилось, чтобы возразить такому описанию или действительно заполнить пробелы в учении саддукеев». См. также: Grabbe L.L. An Introduction to Second Temple Judaism: History and Religion of the Jews in the Time of Nehemiah, the Maccabees, Hillel, and Jesus. London: T&T Clark International, 2010. P. 57; Stemberger G. The Sadducees – Their History and Doctrines // The Cambridge History of Judaism. Vol. 3: The Early Roman Period. Edited by Horbury W., Davies W.D., Sturdy J. Cambridge: Cambridge University Press, 1999. P. 428.

[3] Satlow M.L. How the Bible Became Holy. New Haven: Yale University Press, 2014. P. 142.

[4] Das A.A. Sadducees // The Lexham Bible Dictionary. Edited by Barry J.D., Bomar D., Brown D.R., Klippenstein R., Mangum D., Sinclair-Wolcott C., Widder W. Lexham Press/Logos, 2016. [Электронный ресурс.] URL: https://app.logos.com/books/LLS%3ALBD/headwords/Sadducees?layout=one (дата обращения: 08.02.2020).

[5] Имя Садок упоминается в Ветхом Завете (LXX) 53 раза, из них 10 имеет форму Σαδδουκ и встречается в Иезекииле, Ездре и Неемии (Иез. 40:46; 43:19; 44:15; 48:11; Ездр. 7:2; Неем. 2:4, 29; 10:21; 11:11; 13:13).

[6] Фарисей Саддук (Σαδδουκος) упоминается в Древ. 18.1.1.

[7] В Cod. de Rossi 138 имя рабби Садока указано лишь в небольшом числе отрывков, чаще оно читается как Саддук.

[8] Конечно, данный вариант является наиболее приоритетным в библейских исследованиях, но все-таки вызывает массу вопросов. Так, Гюнтер Штембергер пишет: «Последним садокитским первосвященником был Ясон (175-172/1 года до нашей эры). Вскоре после этого хасмонеи узурпировали первосвященство (Ионафан в 152 году до нашей эры). После этого часть садокитов удалилась в Египет, где Ония IV основал храм в Леонтополисе, а другая группа садокитов возглавила Кумранское движение. Если саддукеи, вместе с фарисеями, действительно появились в начале правления хасмонеев, то было бы странно, если бы они получили свое название от садокитов, которые тогда были лишены власти, если только не рассматривать их как оппозиционную партию тех священников-садокитов, которые остались в Иерусалиме. Или мы должны предположить, что новые первосвященники претендовали на достоинство рода садокитов? Неужели народ называл священников, не считаясь с их истинным происхождением, сынами Садока? Следует ли считать это имя прозвищем, навязанным храмовым священникам их противниками?» Stemberger G. The Sadducees – Their History and Doctrines. P. 431.

[9] См.: Епифаний Кипрский, свт. Творения. Том 1. М: Типография В. Готье, 1863. С. 69.

[10] См.: Иероним Стридонский, блаж. Творения. Том 16. Киев: Типография Корчак-Новицкого, 1903. С. 229.

[11] Например, «нечестивый священник» в свитках Мертвого моря, а в раввинстической литературе Симона Бар Косибу, лидера восстания 132-135 гг., называют как Бар Кохба или Бар Козиба. См: Goodman M. The Place of the Sadducees in First-Century Judaism // Redefining First-Century Jewish and Christian Identities: Essays in Honor of Ed Parish Sanders. Edited by Udoh F.E., Heschel S., Chancey M., Tatum G. Notre Dame: University of Notre Dame Press, 2008. P. 141; Saldarini A.J. Pharisees, Scribes, and Sadducees in Palestinian Society: A Sociological Approach. Grand Rapids: Eerdmans, 2001. P. 225-226.

[12] Mansoor M. Sadducees // Encyclopedia Judaica (2nd ed.), Volume 17 (Ra-Sam). Edited by Berenbaum M., Skolnik F. New York: Macmillan Reference USA, 2006. P. 654.

[13] Porton G.G. Sadducees // The Anchor Bible Dictionary. Volume 5 (O-Sh). Edited by Freedman D.N. New York: Doubleday, 1992. P. 892.

[14] Более подробно об этом см.: Neusner J. The Rabbinic Traditions about the Pharisees before 70, Part I: The Masters. Leiden: E.J. Brill, 1971. P. 60-61.

[15] Schürer E. The History of the Jewish People in the Time of Jesus Christ (175 B.C.-A.D. 135), Volume II. Edinburgh: T. & T. Clark Ltd., 1979. P. 406-407.

[16] Mansoor M. Sadducees. P. 654; Stemberger G. The Sadducees – Their History and Doctrines. P. 434.

[17] Boethusians // Encyclopedia Judaica (2nd ed.), Volume 4 (Blu-Cof). Edited by Berenbaum M., Skolnik F. New York: Macmillan Reference USA, 2006. P. 33.

[18] Mansoor M. Sadducees. P. 654.

[19] Satlow M.L. How the Bible Became Holy. P. 125, 137.

[20] Goodman M. A History of Judaism. P. 123.

[21] Stemberger G. The Sadducees – Their History and Doctrines. P. 430-431. Но все-таки Штембергер приходит к выводу, что «ни теория их возникновения в период Маккавеев, ни теория их происхождения в царствование Ирода не могут быть доказаны с абсолютной уверенностью» (p. 433).

[22] Schürer E. The History of the Jewish People in the Time of Jesus Christ (175 B.C.-A.D. 135), Volume II. P. 404.

[23] Sanders E.P. Judaism: Practice and Belief, 63 BCE-66 CE. Philadelphia: Trinity Press International, 1992. P. 318.

[24] Grabbe L.L. An Introduction to Second Temple Judaism. P. 58. Хотя Граббе делает оговорку, что невозможно с полной уверенностью говорить, что «все саддукеи были либо богаты, либо связаны со священством».

[25] Das A.A. Sadducees. [Электронный ресурс.] URL: https://app.logos.com/books/LLS%3ALBD/headwords/Sadducees?layout=one (дата обращения: 08.02.2020).

[26] Mansoor M. Sadducees. P. 654.

[27] Satlow M.L. How the Bible Became Holy. P. 191. См. также Stemberger G. The Sadducees – Their History and Doctrines. P. 433: «Обычно их связывают с Храмом и священством. Но мы не вправе отождествлять их просто с группой храмовых священников».

[28] Schürer E. The History of the Jewish People in the Time of Jesus Christ (175 B.C.-A.D. 135), Volume II. P. 404.

[29] Das A.A. Sadducees [Электронный ресурс.] URL: https://app.logos.com/books/LLS%3ALBD/headwords/Sadducees?layout=one (дата обращения: 08.02.2020).

[30] Стоит согласиться с утверждением Мартина Гудмана: «Тот факт, что Иосиф Флавий прямо назвал Анана саддукеем, говорит о том, что принадлежность к саддукеям не могла считаться само собой разумеющейся для первосвященников» (Goodman M. A History of Judaism, p. 127).

[31] Sanders E.P. Judaism: Practice and Belief, 63 BCE-66 CE. P. 318: «Авторы Евангелий и Деяний плохо знали еврейские партии». Стоит также отметить, что для Нового Завета «саддукеи полностью вторичны по отношению к фарисеям, которые представлены как основная группа иудаизма и единственные важные противники Иисуса» (Stemberger G. The Sadducees – Their History and Doctrines, p. 428).

[32] Важное замечание делает Мартин Гудман: «Эти пробелы не так легко заполнить на основании древних свидетельств, как это можно было бы предположить из самоуверенных заявлений ученых, как иудейских, так и христианских, которые с XIX века утверждали, что саддукеи были светскими, эллинистическими, богатыми аристократами священнического происхождения, имевшими связи с первосвященниками и римской администрацией и консервативно относившимися к толкованию Торы. Почти все эти традиционные представления оказываются при ближайшем рассмотрении либо неверными, либо недоказуемыми…» (Goodman M. A History of Judaism, p. 122).

[33] Grabbe L.L. An Introduction to Second Temple Judaism. P. 58.

[34] Mansoor M. Sadducees. P. 654.

[35] Grabbe L.L. An Introduction to Second Temple Judaism. P. 58.

[36] Lehtipuu O. Debates over the Resurrection of the Dead: Constructing Early Christian Identity. Oxford: Oxford University Press, 2015. P. 25, n. 10.

[37] Das A.A. Sadducees [Электронный ресурс.] URL: https://app.logos.com/books/LLS%3ALBD/headwords/Sadducees?layout=one (дата обращения: 08.02.2020).

[38] Porton G.G. Sadducees. P. 893-894.

[39] Stemberger G. The Sadducees – Their History and Doctrines. P. 440-441.

[40] Grabbe L.L. An Introduction to Second Temple Judaism. P. 58.

[41] Schürer E. The History of the Jewish People in the Time of Jesus Christ (175 B.C.-A.D. 135), Volume II. P. 411: «…саддукеи представляли собой более древнюю точку зрения: они стояли за письменную Тору».

[42] Goodman M. A History of Judaism. P. 125.

[43] Porton G.G. Sadducees. P. 894.

[44] Иосиф Флавий. Иудейская война. Перевод Я.Л. Чертка, 1900 г. // Библиотека «Вехи». [Электронный ресурс.] URL: https://www.vehi.net/istoriya/israil/flavii/voina/02.html (дата обращения: 08.02.2020).

[45] Там же.

[46] Stemberger G. The Sadducees – Their History and Doctrines. P. 440.

[47] Newman H. Proximity to Power and Jewish Sectarian Groups of the Ancient Period: A Review of Lifestyle, Values, and Halakha in the Pharisees, Sadducees, Essenes, and Qumran. Leiden: Brill, 2006. P. 74.

[48] Das A.A. Sadducees [Электронный ресурс.] URL: https://app.logos.com/books/LLS%3ALBD/headwords/Sadducees?layout=one (дата обращения: 08.02.2020).

[49] Grabbe L.L. An Introduction to Second Temple Judaism. P. 58.

[50] Stemberger G. The Sadducees – Their History and Doctrines. P. 441-442.

[51] Так считает, например, Менахем Мансур (Mansoor M. Sadducees, p. 655).

[52] Stemberger G. The Sadducees – Their History and Doctrines. P. 435.

[53] Das A.A. Sadducees [Электронный ресурс.] URL: https://app.logos.com/books/LLS%3ALBD/headwords/Sadducees?layout=one (дата обращения: 08.02.2020).

[54] Goodman M. A History of Judaism. P. 128.

[55] Goodman M. A History of Judaism. P. 127.

[56] Sanders E.P. Judaism: Practice and Belief, 63 BCE-66 CE. P. 332.

[57] Grabbe L.L. An Introduction to Second Temple Judaism. P. 57.

Во что верили фарисеи?

В противоположность саддукеям фарисеи верили в то, что:

  1. Все вещи вокруг подлежат контролю Всевышнего, но при этом те решения, что принимаются человеком, определенным образом влияют на ход его жизни.
  2. Со смертью человека душа его не умирает, и он воскресает из мертвых.
  3. Существует загробная жизнь, которая зависит от того, что конкретный человек заслужил при жизни – награду или наказание.
  4. Наряду с людьми в мире существуют как светлые ангелы, так и темные – демоны.

Как уже было сказано выше, после разрушения Иерусалима саддукеи прекратили свое существование, в то время, как фарисеи, больше сконцентрированные на религии, продолжали существовать. Фарисеи были против восстания, приведшего в 70-м году нашей эры к разрушению Иерусалима. Они были в числе первых, кто после этого заключил мир с римлянами. Фарисеям принадлежит заслуга в составлении Мишны – очень важного документа, который описывает дальнейшее, после разрушения Храма, существование иудаизма.

Фарисеи

Слово «фарисеи» употребляется в Евангелии так часто, что поневоле начинаешь воспринимать его как нечто важное, о чем непременно нужно знать. Именно фарисеи постоянно спорят с Иисусом, задают ему каверзные вопросы, пытаются поймать Его на противоречиях. В свою очередь Иисус всячески обличает их за лицемерие, искажение Закона Божьего, чрезмерную увлеченность внешним благочестием. Почему же именно с фарисеями возникло у Иисуса такое сильное противостояние?

Ответ здесь простой: сильнее других оспаривают новое учение те, кто наиболее твердо привержен учению старому. Фарисеи считали себя самыми ревностными исполнителями Божьих заповедей. Само слово «фарисей» означает — «обособившийся», «отделенный» от всех прочих иудеев, не живущих по столь строгим правилам. И действительно — фарисеи очень старались жить праведно. Но при этом с пренебрежением относились к остальным людям, считая их ниже себя перед Богом.

Простые люди с ними считались, почитали их за учителей Закона, боялись их гнева и никогда не дерзали с ними спорить о предметах веры. Поэтому проповедь безвестного сына плотника была воспринята фарисеями как неслыханная дерзость. Будь она менее успешной, ее попросту не заметили бы. Но слова Иисуса звучали со властью, они меняли души людей, призывали их к новой жизни. За новым Учителем ходили сотни последователей, Его речь собирала многотысячные толпы слушателей, пришедших из самых разных городов и деревень.

Конечно, фарисеи видели в Нем угрозу своему духовному авторитету. Тем более что на поверку этот авторитет во многом оказался сомнительным и безосновательным. Так, раздавая милостыню нищим, фарисеи имели обык­новение собирать вокруг себя толпу зрителей, чтобы те могли наблюдать за их щедростью. Соблюдая пост, они нарочно одевались в поношенные одежды и выкрашивали лица белой краской, чтобы окружающие могли убедиться в их изможденности от постных подвигов. Во время храмового богослужения фарисеи вставали в самый первый ряд молящихся, чтобы подчеркнуть свое превосходство.

Внешне они выделялись из толпы простых жителей Израиля своими одеж­дами, про которые здесь следует упомянуть особо. Во время очередного обличения фарисеев за показное благочестие, Иисус говорил про них народу: …все же дела свои делают с тем, чтобы видели их люди: расширяют хранилища свои и увеличивают воскрилия одежд своих… (Мф 23:5). О каких хранилищах и воскрилиях одежд здесь идет речь, из текста Евангелия совсем непонятно. А это как раз и были те самые фарисейские знаки отличия.

Как «хранилище» в русском тексте Евангелия переведено греческое слово, которое имеет несколько значений: защита, укрепление, крепость, сторожевая башня, а также то, что защищает: амулет, талисман. В данном случае хранилище — это то, что охраняет своего владельца. Так назывались квад­ратные коробочки из кожи, на которых были написаны слова пророков, возглашавших народу Израиля волю Божью. Фарисеи привязывали их ко лбу и к левой руке в качестве буквального исполнения Божьей заповеди: …Итак положите сии слова Мои в сердце ваше и в душу вашу, и навяжите их в знак на руку свою, и да будут они повязкою над глазами вашими (Втор 11:18). Назывались такие коробочки — тфилин. Фарисеи прикрепляли их к кожаным лентам и надевали на руку и на лоб. Видимо, чтобы нанести на тфилин побольше священных текстов, некоторые из фарисеев делали эти коробочки-талисманы несуразно больших размеров, о чем и упомянул Христос.

Русское выражение «воскрилия одежд» тоже может ввести неискушённого читателя в заблуждение. Использованное евангелистом греческое слово в данном случае означает вовсе не полы плаща. Здесь говорится о цицит — кисточках, которые необходимо было пришивать по краю одежд, чтобы они постоянно напоминали о заповедях Божьих и необходимости вести праведную жизнь: …И сказал Господь Моисею, говоря: объяви сынам Израилевым и скажи им, чтоб они делали себе кисти на краях одежд своих в роды их, и в кисти, которые на краях, вставляли нити из голубой шерсти; и будут они в кистях у вас для того, чтобы вы, смотря на них, вспоминали все заповеди Господни, и исполняли их, и не ходили вслед сердца вашего и очей ваших, которые влекут вас к блудодейству, чтобы вы помнили и исполняли все заповеди Мои и были святы пред Богом вашим (Числ 15:37–40).

Увлекаясь подобными деталями, фарисеи почти утратили главный смысл Писания, которое они взялись толковать перед простыми людьми. Вместо любви и милости к ближнему они сделали главной целью своего благочестия мелочное следование различным обрядовым подробностям. И очень гордились тем, что соблюдают эти обряды. Именно за такое непонимание сути Закона Божьего ругал их Иисус, пытаясь достучаться до их сердец. Фарисеи пытались убить Его камнями во дворе храма. Но все же именно из их среды вышел Никодим, не побоявшийся вступиться за Христа, когда первосвященники отправили своих служителей схватить Его. Фарисеем был Иосиф, рискнувший напрямую обратиться к римскому наместнику Иудеи Понтию Пилату с просьбой отдать ему тело Иисуса для погребения. Фарисеем был Гамалиил — самый авторитетный учитель Закона, защитивший на суде арес­тованных иудеями апостолов Иоанна и Петра. Наконец, фарисеем был тот, кого Сам Иисус назовет впоследствии Своим избранным сосудом, — апостол Павел, просветитель язычников, основавший множество христианских церквей за пределами Израиля среди других народов.

Несмотря на свои заблуждения, многие фарисеи искренне стремились угодить Богу, душа их не была мертва для принятия Благой Вести о Боге, пришедшем искупить Своей смертью грехи людей. По этой причине и обличал их Господь столь настойчиво, стремясь спасти хотя бы некоторых.

Кто такие книжники?

Наряду с фарисеями и саддукеями в Новом Завете Иисус Христос часто обращается с критикой к книжникам. Как правило, он начинает свои обличения с фразы: «Горе вам, фарисеи и книжники, лицемеры». Кто такие эти самые книжники?

Книжники – это специальность, практиковавшаяся среди евреев, предполагавшая написание свитков Торы и других религиозных источников. Еще их называли соферами, или сойферами. По-русски это и есть книжники.

Манускрипты писались ими с помощью особого квадратного письма – ассирийского шрифта, которым написаны Скрижали Завета. Эта специальность требовала выработки специальной техники, знания законов начертания букв, необычайной сосредоточенности.

Кроме этого, книжник должен быть человеком богобоязненным, честным и неукоснительно выполнять заповеди Торы. Они составляли ученую корпорацию и стали первыми из толкователей Священного Писания. Жили соферы в городе Иваисе и в основном были выходцами из колена Левия.

Некоторые авторы, например, такие, как Епифаний Кипрский и Иоанн Дамаскин, выделяли книжников в отдельную иудейскую еретическую секту. Однако на сегодняшний день такое выделение считается неверным, так как книжники вполне могли быть и фарисеями, и саддукеями. Поэтому слова Иисуса Христа, касающиеся книжников, нужно рассматривать в переносном значении – как людей, формально относящихся к вере.

Фарисеи, Иисус Христос, саддукеи

Как сказано в Евангелиях, у Сына Божия было много претензий к обоим религиозным сектам. Он был не согласен ни с тем, что саддукеи отрицали те положения Священного Писания, о которых сказано выше, ни с тем, что фарисеи придавали равные права устному преданию, что запрещено Библией.

А также он выступал против чрезмерного формализма, присущего учению фарисеев, так как отношения человека с Богом не должны сводиться лишь к бездумному выполнению ритуалов и следованию строгому списку правил. Как сказано в Новом Завете, Иисус также не был популярен как среди первосвященников, так и среди большинства саддукеев и фарисеев. Он постоянно разоблачал лицемерное поведение и тех и других.

Один из основных противников Христа – это первосвященник Каиафа. Ведь, когда Спаситель выгнал из храма менял, он нанес большой материальный ущерб в том числе и лично Каиафе. Кроме того, первосвященник очень опасался того, что все возрастающая популярность проповедника из Назарета среди евреев в конце концов может привести к вторжению римлян. А это, в свою очередь, к потере им своего высокого положения.

Поэтому, собравшись вместе, фарисеи и саддукеи в лице первосвященников и прочих религиозных деятелей решили отдать его в руки Рима, чтобы совершить над ним суд и казнить.

Значение греческого слова, употреблённого в Евангелии

В русский язык слово «фарисей» пришло из греческого, в котором образовалось из арамейского «перушим» — «отделять(ся)». Это значит, что фарисеи — те, кто отделяются.

Остаётся неясным, кто именно так назвал этих иудейских религиозных учителей. Возможно, это были противники фарисеев.

Лицемер – это синоним?

После широкого распространения Евангелия «фарисей» стало синоним «лицемера». Особая святость фарисеев была лишь красивой оболочкой, за которой скрывались необычайное высокомерие, нечистота, безверие, властолюбие и жестокость.

Другие синонимы

Слово «фарисей» имеет несколько других синонимов:

  • иезуит;
  • притворщик;
  • ханжа;
  • пустосвят;
  • святоша

Что значит фарисейство?

Фарисеи были праведны с своих глазах, не сверяя собственное поведение и мышление с Божьими истинами. Но по отношению к другим они нередко были крайне немилосердны.

Иисус и евреи

А как к этому отнесся весь еврейский народ, который нередко упрекают в том, что он является коллективным виновником распятия Иисуса Христа? Пытаясь ответить на этот вопрос, обратимся к первоисточникам. Так, в Евангелии от Матфея сказано, что толпа евреев, взывая к Понтию Пилату, требовала от него распятия Иисуса, при этом обвиняя последнего: «Кровь его лежит на нас и детях наших».

Следует ли из этого, что нужно сделать вывод о том, что все евреи, жившие в Иерусалиме в I веке, должны рассматриваться как убийцы Христовы? Не будем спешить с этим и приведем слова другого автора Евангелия, Иоанна, который свидетельствует о необычайной популярности Христа среди этого народа. Особенно это касается Галилеи, которой он посвятил больший период времени своего служения.

Опять же в Евангелии от Матфея указано, что всего лишь за 5 дней до того, как Иисуса арестовали и казнили, его, въезжающего в Иерусалим, толпа евреев приветствовала как Мессию. Так кому же была нужна смерть Христа? Матфей замечает, что именно «первосвященники и старейшины» явились подстрекателями лишь небольшой кучки евреев.

Что же касается народа, то он стал молчаливым свидетелем, по сути, одобрившим преступление своих вождей, истинных виновников кровопролития. Именно за эту проявленную евреями терпимость к кровавым деяниям высокопоставленных представителей саддукеев и фарисеев ответственность за них и была возложена на весь народ.

Современные фарисеи

В некоторых отелях современного Израиля оборудованы лифты, автоматически останавливающиеся на каждом этаже, чтобы посетителю не нужно было совершать «тяжёлую» работу нажатием кнопки.

Но во всём мире в наши дни чаще всего встречаются иные виды фарисейства. Вот его характерные признаки:

  1. Равнодушие к истине. Это очень распространённая проблема среди верующих. Многие считают, что не нужно думать самостоятельно, ведь у нас есть Отцы Церкви, современные богословы и пастыри, на которых можно переложить ответственность за свои убеждения.
  2. Сведение религии к формальному соблюдению обязанностей, но не преобразованию личности и проявлению христианских качеств. Многие проявляют хитрость, думая, что соблюдение обрядов даёт право на совершение новых грехов.
  3. Мания величия, выраженная в желании поучать других в согласии с личными правилами. Ужасно, когда такую черту проявляют пастыри. В истории религии известны случаи, когда руководители устанавливали правила, по которым верующие супруги должны были исполнять супружеский долг, что приводило к серьёзным семейным проблемам и даже разводам.
  4. Двойные стандарты. К примеру, в церкви человек ведёт себя благопристойно, а дома оскорбляет ближних, злоупотребляет алкоголем, курит и сквернословит.
  5. Комплекс вечного прокурора и судьи. Современные фарисеи постоянно замечают в других недостатки (часто мнимые), а не хорошие черты. Более того, болезнью многих религиозных людей является суд не только о поступках других, но даже о их мыслях и чувствах. При этом, конечно, игнорируются милосердие, любовь и справедливость. Так, нередко относительно здоровые люди считают больных симулянтами, желающими привлечь к себе внимание, и лентяями, пытающимися получить материальную поддержку, взывая к жалости других.

История фарисеев трагична и поучительна. Несмотря на всё хорошее, что было в их учении, многие из них отвергли Христа, осознавая, что Он Божий Сын. Те, кто считал себя самыми праведными людьми на планете, дошли до прямого ожесточённого противостояния Богу в лице Иисуса. Однажды Он вернётся. Если сегодня мы развиваем смирение и внутреннюю святость, то во время Второго Пришествия не повторим печальную судьбу фарисеев, но с радостью примем Божьего Сына.

Виктор Глебов

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]