Замуж по приказу
Любовь — не чувство, а выбор. Сейчас об этом написано множество книг и статей, но святой Монике пришлось открывать эту истину самостоятельно: ее выдали замуж, даже не спрашивая ее мнения. IV-й век — так тогда было принято.
И не в том была проблема, что девушка не встречалась с будущим мужем до свадьбы, а в том, что он — не был христианином. Или, как сказали бы сейчас — был неверующим. То есть она оказалась вынуждена жить с человеком другого мировоззрения, который абсолютно по-другому смотрел на все, что является для человека важным в жизни.
Влюбленные — это не те, кто смотрят друг на друга, а те, кто смотрят в одном направлении. Автор этого афоризма неизвестен, но точно известно другое — Моника была полностью лишена этой радости. Тем не менее, «…она спокойно переносила его измены, — вспоминает Августин, — никогда по этому поводу не было у нее с мужем ссор».
Такие обстоятельства многих могли бы повергнуть в стресс и стать причиной невыносимых страданий. Моника же считала иначе. Жизнь с неверующим мужем — это не проблема, а задача, и в Писании есть рецепты ее решения. «Также и вы, жены, повинуйтесь своим мужьям, чтобы те из них, которые не покоряются слову, житием жен своих без слова приобретаемы были, когда увидят ваше чистое, богобоязненное житие», — учит святой апостол Петр. Именно так и поступала Моника. Она никогда не перечила ему, зная его вспыльчивый характер. «Она служила ему, как господину и старалась приобрести его для Бога», — пишет святой Августин. В конце концов, она победила. Патриций крестился. Но между этими двумя событиями — свадьбой и крещением мужа — пролегли долгие годы совместной жизни, рождение трех детей, бесчисленные измены мужа и такие же бесчисленные молитвы жены за него.
В случае с Моникой задача обращения мужа в веру была осложнена по крайне мере двумя обстоятельствами. Муж не видел никакой проблемы в том, что он «ходил налево». И, по-видимому, даже не скрывал их, раз его сын говорит про «измены». Чтобы стать христианином, его нужно было убедить в том, что такое поведение — предательство, и от него следует отказаться раз и навсегда. Но что самое сложное — Монике и самой нужно было найти в себе силы простить гулящего супруга. Ей удалось и то, и другое.
Единственный источник сведений о жизни святой Моники — воспоминания ее сына Августина. Он не дает подробных описаний того, как она привела к вере своего мужа. Но можно выделить несколько правил жизни святой, которые дают об этом некоторое представление:
— никогда не упрекать мужа за его недостатки, какими бы страшными они не казались
— искренне его слушаться, считая себя его служанкой
— ни в коем случае не упрекать его в чем-либо, даже если это кажется вполне справедливым
— всегда молиться о нем
Не очень похоже на то, чтобы Моника была счастлива в семейной жизни. Фактически значительная часть отведенных ей лет (а прожила она 56 лет) — это стрессовые ситуации и душевные травмы. Дело не только в том, что муж изменял. Скорее всего, он не раз повышал голос на жену. Ему было с кого брать пример. В других семьях, отношения с которыми поддерживали Моника и Патриций, мужья даже били своих жен, и никто не считал это особой трагедией. По крайней мере, Августин вспоминает, что подружки его матери ходили с синяками. Но Патриций не поднимал руку на Монику, хотя, как вспоминает сын, был очень вспыльчивым человеком. Сейчас сказали бы, что святая обладала эмоциональной компетенцией — знала чувства своих близких, свои собственные и умела эти знания применять с пользой для всей семьи.
Отдельная история — это общение Моники с подружками. Женщины часто жалуются подругам на свою жизнь, в том числе — и на других приятельниц. Моника терпеливо выслушивала их жалобы, но никогда не поддерживала их ворчание или осуждение. «Моя мать сообщала каждой приятельнице то, что содействовало примирению обоих».
Живи Моника в наше время, она собирала бы полные залы на тренинги по личностному росту и искусству общения. Столкнувшись с огромным количеством стрессовых ситуаций, она все эти ситуации спокойно решала, искусно завершая каждый конфликт миром. Но ее главная победа — это спасение сына.
Сандро Боттичелли. Святой Августин Блаженный в молитвенном созерцании. Фреска. Ок. 1480 г.
Блаженная Моника. Мать блаженного Августина.
Курьерская доставка
Курьерская доставка по Москве Сроки доставки: в пределах МКАД – 2–4 рабочих дня Стоимость доставки: в пределах МКАД – бесплатно
Самовывоз из интернет-магазина «Покров»
Сроки комплектации: 1–2 рабочих дня. Возможность комплектации заказа «день в день» Вы можете уточнить по телефону интернет-магазина.
Почтовая доставка по России
Заказы комплектуются с понедельника по четверг и отправляются по пятницам. Заказы до 2 кг отправляются ценной бандеролью; заказы весом от 2 кг до 10 кг отправляются ценной посылкой. Почтовая доставка заказов осуществляется только при условии 100%-ой предоплаты, включая почтовые расходы. Конечная сумма заказа высылается по электронной почте или по телефону. Доставка почтой по России, как правило, составляет 2-3 недели, однако ее реальный срок зависит от расстояния. Расчет стоимости доставки бандеролей и посылок производится в соответствии с тарифами Почты России. Стоимость доставки Почтой России складывается из: почтового тарифа, определяемого в зависимости от веса и расстояния; стоимости самой упаковки, и услуг почты по упаковке,
Ускоренная почта
Срок доставки в среднем 3-4 дня. Стоимость доставки рассчитывается в соответствии с действующими тарифам службы. Точную стоимость доставки сообщает наш менеджер по телефону или E-mail.
Доставка транспортными компаниями
Наш магазин пользуется услугами транспортно-экспедиционных компаний для доставки заказов по территории России и стран СНГ. Сроки и стоимость доставки зависят от тарифов выбранной транспортной компании.
Наличными
Оплата наличными только при самовывозе.
Банковский перевод
Оплата банковским переводам по выставленному счету Счет на оплату направляется по электронной почте после проверки наличия товара на складе. При денежном переводе банком взимается комиссия от 1 до 3% (процент комиссии указан ориентировочно и зависит от условий конкретного банка отправителя). Для отправки заказа, пожалуйста, сообщите номер платежного документа, ФИО отправителя, а так же дату, сумму и номер заказа. Доставка товара производится после получение информации об оплате.
Денежные переводы
Оплата через электронные платёжные системы Реквизиты для перечисления средств направляются по электронной почте после проверки наличия товара на складе. При денежном переводе оператором взимается комиссия от 1 до 3% (процент комиссии указан ориентировочно и зависит от условий конкретной системы денежных переводов). Для отправки заказа, пожалуйста, сообщите номер платежного документа, ФИО отправителя, а также дату, сумму и номер заказа или иные данные необходимые для приема перевода. Доставка товара производится после получения денежных средств.
Молитва матери
У Патриция и Моники было трое детей — двое мальчиков и девочка. Старшего звали Августин. Мальчик вырос и стал вести далеко не благочестивую жизнь. Жил со своей девушкой, как сейчас сказали бы, в «гражданском браке». У них родился ребенок. Дальше — хуже. Августин попал в секту манихеев, и, увлекшись их учением, сумел завлечь в эту организацию своих друзей.
Что могла сделать в такой ситуации Моника? Призывать сына исправиться, заказывать молебны? У нее было две простых методики: она молилась сама и просила знакомых священников убедить сына в истинности христианства. Один из священников ответил ей: «сын таких слез не может погибнуть». Другими словами: ты так много о нем плачешь, что он точно станет христианином. «В разговорах со мной она часто вспоминала, что приняла эти слова так, как будто они прозвучали ей с неба», — пишет Августин.
Как молилась святая Моника? Заказала сорокоуст в семи храмах? Читала акафисты? Нет, конечно, всего этого не было в ее времена. Но одно мы знаем точно — Августин был в секте долгих 10 лет. Все это время мать не теряла надежды. И, в конце концов, Августин стал православным христианином. Его мать умерла в год его крещения. Ей было тогда 56 лет, сыну — 33 года.
На первый взгляд — не самый сильный результат миссионерской работы: за 10 лет — всего лишь один обращенный. Но давайте вспомним, кем стал этот человек — одним из самых великих святых христианской церкви, равно почитаемый и православными, и католиками. Его «Исповедь» до сих пор остается одной их самых сильных христианских книг. В ней, кроме всего прочего, есть и такие слова: «Да, если я — достойный сын Твой, Господи, это оттого, что Ты даровал мне в матери верную рабу Твою».
Почитание
Могила Святой Моники, Базилика Сант-Агостино, Рим
Святая Моника была похоронена в Остия и поначалу кажется, что ее почти забыли, хотя ее тело было перевезено в 6 веке в скрытое склеп в церкви Санта-Ауреа в Остии. Монику похоронили возле могилы св. Орея Остии.[7] Ее могила позже была перенесена в Базилика Сант-Агостино, Рим.
Аниций Аучениус Басс написал погребальную эпитафию Моники, сохранившуюся в древних рукописях.[7] Настоящий камень, на котором это было написано, был заново открыт летом 1945 года в церкви Санта-Ауреа. Фрагмент был обнаружен после того, как два мальчика копали яму, чтобы посадить футбол пост во дворе возле Санта-Ауреа.[8]
Перевод из латинский, к Дуглас Боин, гласит:
Здесь самая добродетельная мать молодого человека зажгла свой прах, второй свет твоим заслугам, Августин. Как священник, служа небесным законам мира, вы учили [или учите] людей, вверенных вам своим характером. Слава выше похвалы за ваши достижения венчает вас обоих — Мать добродетелей, более удачливую из-за своего потомства.[7]
Однако в 13 веке культ Святой Моники начал распространяться, и 4 мая в ее честь устроили праздник. В 1430 г. Папа Мартин V приказал перенести мощи в Рим. Говорят, что на пути произошло много чудес, и культ Святой Моники был определенно установлен. Позже архиепископ Руана, Гийом д’Эстутевиль, построил в Риме церковь в честь святого Августина, базилику Сант-Агостино и поместил мощи святой Моники в часовню слева от главного алтаря. Канцелярия Святой Моники, однако, похоже, не нашла места в Роман Бревиарий до 19 века.
В 1934 году в голландском городе Утрехт был основан орден «Zusters Augustinessen van Sint-Monica», который занимался социальной работой, предлагая приют женщинам с нежелательной беременностью или женщинам, ставшим жертвами домашнего насилия или жестокого обращения. В сестры также открыли ряд начальных школ. В период своего расцвета у ордена было шесть монастырей в Амстердаме, Утрехте, Ситтарде, Маастрихте, Хилверсюме и Арнувиле на окраинах Парижа. Поскольку монастырь Хилверсюм, Город Бога, был закрыт в 2014 году, только Утрехт остается домом отдыха для престарелых среди сестер и Казелла, уединенный лесной массив недалеко от Хилверсюма, где молодые люди по-прежнему приветствуются для медитативного пребывания.
Статуя Святой Моники в Санта-Монике, Калифорния
Город Санта-Моника, Калифорния, назван в честь Моники. Легенда гласит, что в 18 веке отец Хуан Креспи назвал местный источник Лас-Лагримас-де-Санта-Моника
(«Слезы Святой Моники») (сегодня известный как Серра-Спрингс), что напоминало слезы, которые святая Моника пролила из-за раннего нечестия сына.[9] Однако, как записано в его дневнике, Креспи назвал это место
Сан Грегорио
.[9] Что известно наверняка, так это то, что к 1820-м годам название Санта-Моника использовалось, и его первое официальное упоминание произошло в 1827 году в виде разрешения на выпас скота.[9] В парке Палисадес Санта-Моники стоит статуя этого святого, созданная скульптором. Юджин Морахан; он был завершен в 1934 году.[10]
Библиография
- Фолькер Шир и Корин Шлейф, Открытие Гусиной книги: Праздник Святой Моники, 2022 [1]
- Питер Браун, Августин Гиппопотам: биография: новое издание с эпилогом
, Беркли, Калифорнийский университет Press, 2000 - Эверетт Фергюсон, Энциклопедия раннего христианства
, Тейлор и Фрэнсис, 1998, стр. 776 - Джон Дж. О’Мира, Молодой Августин: рост ума святого Августина до его обращения
, Лондон, Longmans, Green and Co., 1954 г.
Рекомендации
- «… Имя матери Августины, Моника, — бербер … имена Монника и Нонника встречаются на надгробных плитах на ливийском языке, поэтому Монника — единственное берберское имя, обычно используемое в английском языке», Майкл Бретт и Элизабет Фентресс, Берберы
, Wiley-Blackwell, 1997, стр.71, 293 - Часовая литургия, Том IV. Собор святых, 27 августа.
- Майкл Бретт и Элизабет Фентресс, Берберы
, Wiley-Blackwell, 1997, стр.71. - Пауэр, Ким (1999) «Семья, родственники», стр. 353–54 в Августин сквозь века: энциклопедия
. Аллан Д. Фицджеральд (ред.). Гранд-Рапидс: Wm. Б. Эрдманс, ISBN 978-0-8028-3843-8. - ^ абc
СМИ, францисканский (27 августа 2016 г.). «Святая Моника».
Францисканские СМИ
. Получено 2020-06-26. - Признания 6.2.2
- ^ абc
«Церковь Сант-Ауреа». Ostia-Antica.org. Получено 15 марта, 2011. - Питер Браун, Августин Гиппопотам: биография, переработанное издание с новым эпилогом
(Калифорнийский университет Press, 2000), 124. - ^ абc
Паула А. Скотт,
Санта-Моника: история на грани. Создание сериала из Америки
(Издательство Аркадия, 2004), 17-18. - «Скульптура Санта-Моники». Вы здесь. Com. н.д.. Получено 14 марта, 2011.
- Патрисия МакГерр (1964), Братья мои, помните Монику: Роман матери Августина
, Нью-Йорк: П. Дж. Кенеди. - Смитер, Ховард Э. (1977-01-01). История оратории
. Книги UNC Press. ISBN 978-0-8078-1274-7 . - Бидарт, Франк (1983). Парижский обзор. https://www.theparisreview.org/poetry/3046/confessional-frank-bidart
внешняя ссылка
Викискладе есть медиафайлы по теме Святая Моника из Бегемота . |
- Герберманн, Чарльз, изд. (1913). «Святая Моника». Католическая энциклопедия
. Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона. - Святая Моника в EWTN
- Святая Моника в Священных текстах
Порталы Доступ к связанным темам |
|
Авторитетный контроль |
|