Прмц. Анастасия Римляныня. Греческая икона |
Анастасия Римляныня, Солунская, Старшая
(+ 250/256), преподобномученица Память 13 июня (Укр. [1]), 12 октября (Греч. [2]), 29 октября, 30 октября
Родилась в знатной римской семье, но в возрасте трех лет осиротела. Ее взяла под свое покровительство настоятельница женской монашествующей общины близ Рима, София. В этом монастыре она и приняла иночество. Анастасии было 20 лет. Она была очень красивой, и многие знатные римляне просили ее руки, но Анастасия всем отказывала, предпочитая остаться невестой Христовой. Язычники вытащили святую Анастасию из монастыря и привели к правителю города Прову. Они обвиняли ее в том, что она не только презирает знатных и богатых женихов, но почитает за Бога распятого Христа.
Пров повелел ей принести жертву идолам, но Анастасия отказалась отречься от Христа. В наказание ее нагую выставили перед толпой, затем пытали огнем, растянув между 4 столбами и нанося побои, потом подвергли колесованию. Чудесным образом святая осталась невредимой. Святая, истекая кровью, стала изнемогать и попросила воды. Стоявший при ее мучениях некто Кирилл, сжалился и напоил ее водой. Пытки продолжили — Пров приказал подвесить Анастасию и рвать железными крючьями, затем ей отрезали сосцы, вырвали ногти, выбили зубы, отрубили руки и ноги, наконец вырвали язык, которым она непрестанно славила Бога. Народ, видя бесчеловечные издевательства над святой, вознегодовал, и правители города вынуждены были прекратить пытки, обезглавив мученицу мечем. Решив, что Кирилл, напоивший мученицу водой, является тайным христианином, мучители схватили его и также казнили.
Тело святой Анастасии было брошено за городом на съедение диким зверям, но Бог не допустил глумления над святыми останками. Игумения София, извещенная Господом, нашла истерзанное тело преподобномученицы и с двумя помощниками-христианами предала его земле. Время мучения святой относят к 250 или 256 году [3].
Житие святой Анастасии Римляныни в монастыре
Известно, что римлянка родилась в знатной семье римского вельможи. Когда ей исполнилось 3 года, девочка потеряла родителей. Настоятельница монашьей общины взяла ее под свое покровительство. Там же будущая мученица приняла иночество. Девушке было всего 20 лет, она славилась своей красотой, ходили слухи о том, что вскоре к ней будут свататься. Так и случилось. Руки девушки просили знатные богачи, но та всем отказывала, гордо называя себя невестой Христа.
Однажды ночью будущую святую выкрали из общины. Язычники отвели ее к Прову, правителю селения. Он спросил у нее, почему та отказывает богатым и знатным вельможам. Та в ответ вновь славила Христа. Тогда Анастасию стали пытать. Сначала голую выставили на площадь, затем стали жечь огнем, растягивали жилы между четырьмя столбами, подвергли колесованию. Анастасия стойко выдерживала все мучения. Несмотря на это, святая оставалась живой. Святая истекала кровью, но была невредимой.
Единственное, что мучило – это жажда. Тогда между пытками мученица попросила воды, чтобы попить. Странник по имени Кирилл пожалел девушку и дал воды. Об этом узнал Пров. Он приказал подвесить мученицу, затем вырвать ногти, зубы, рвать волосы. Жители города больше не могли терпеть мучений. Они взбунтовались против Прова. Тогда он приказал просто отрубить святой голову мечом. Кирилла, который подал воды, сочли скрытым христианином, поэтому тоже казнили.
мученицы, одни из первомучениц Рима
К 1950-летию (2018 год) со времени отшествия ко Господу
(+ около 68 года по церковному календарю) [+ 68 год]*.
День памяти
: *
15 апреля
(28 апреля). Отшествие ко Господу (+ около 68 года) [+ 68 год]*.
Латинские написания имён
: Basilissa e Anastasia.
Имена в переводе с греческого
: Василисса — «Царственная»; Анастасия — «Воскресение».
Главные вехи в житии святых:
* Время рождения
: неизвестно, вероятнее всего I век. *
Место рождения
: неизвестно, вероятно Рим, но не исключено, что римская крепость Сетабис Август в Испании. *
Время отшествия ко Господу
: предположительно 15 апреля (28 апреля) 68 года*. *
Место упокоения мощей в настоящее время
: церковь Святой Марии Умиротворительницы (Санта-Мария-делла-Паче) (Santa Maria della Pacе) в Риме.
(К началу страницы)
ЖИТИЕ
Жили в могущественном Риме две неразлучные девицы. Они любили свой город, часто с душевным трепетом прогуливались по его древним улочкам. И вот однажды на их пути встала толпа людей. НЕкто рассказывал им совершенно новую, ранее никогда не слыханную историю о настоящем Боге, отдавшим свою жизнь за вечное блаженство людей. Эти слова неизвестного рассказчика были столь поразительны, столь одухотворённы, что Василисса и Анастасия были зачарованы открывающейся перспективой жизни вечной вместе с любящим людей Богом. Они нашли возможность и дальше слушать свидетеля Божией благодати, а им оказался не кто иной, как сам апостол Павел. Случилось это знакомство около 67 года.
Так постепенно, незаметно, языческие по своей врождённой сути жительницы Рима стали христианками. Но годы были сложные, трудные. Император Нерон, при котором в эти годы сгорел Рим, нашёл хитрый ход обвинить в чудовищном злодеянии христиан. Сожгли не они? А кто что мог в то время доказать, да и нужно ли было это делать, если сам император объявил об этом злодеянии во всеуслышание… А кого же ещё без опасности для трона можно было в те времена объявить преступниками? Христиане ведь послушно шли на любые жертвы ради Своего Христа, а во многих случаях и с радостью устремлялись на казнь.
Пришло время казни апостолов Петра и Павла. Как вы думаете, кто их святые останки предал земле? Правильно — сёстры во Христе Василисса и Анастасия. Узнав, где находятся останки дивных апостолов, они тёмной ночью похоронили их, надеясь, что никто их не заметит. В последующем они стали регулярно предавать земле тела замученных христиан. Да только во все времена находились отвратительные существа, по виду как бы люди, называемые и поныне доносчиками.
Василиссу и Анастасию заключили в темницу и для новых христианских душ начались тяжелейшие испытания на верность Христу. Они же понесли своей крест с той честью, с какой только было возможно. Сначала их пытались склонить к отречению от Господа нашего Иисуса Христа с помощью обещаний безбедной жизни, но поскольку это не принесло никаких результатов, то Василиссу и Анастасиию начали подвергать мучительным пыткам. Как свидетельствует священное предание, с дев сдирали кожу, тела прижигали свечами и опаляли факелами, нещадно били кнутами. Но и эти принуждения к отречению оказались бесполезными и бессильными перед мужествои святых дев.
Нерон, которому донесли об этой истории, пришёл в бешенство и приказал немедленно отрезать у мучениц языки и казнить чрез усечение мёчом. Так святые Василисса и Анастасия вошли узким путём в Царство Небесное…
Вот, казалось бы и вся обычная для тех страшных лет история о святых первомученицах Рима. Но, спустя столетия, в Испании появилось собственное предание, разъясняющее тот путь, который прошли эти две святые мученицы до Рима. Согласно этому преданию, распространённому в Валенсии, Василисса и Анастасия были родными сёстами, рождёнными в семье портного. Их детство прошло на улицах римской крепости Сетабис Августа (ныне город Хатива). В Валенсии утверждается, что апостол Павел однажды достиг с проповедью Сетабиса и его пламенную речь о Спасителе мира и Царствии Небесном услышали и уверовали два юных сердца. И несмотря на уговоры родных и близких, Василисса и Анастасия крестились у апостола Павла, отправились с ним в Рим и стали его верными помощницами. А для нас, православных, они стали именно Римскими мученицами. Кстати, до сих пор в Валенсии святых мучениц почитают покровителями портных.
Святые римские мученицы Василиссо и Анастасие, молите Бога о нас!
(К началу страницы)
МОЩИ:
Как сказано выше, основная часть мощей святых мучениц хранится в церкви Святой Марии Умиротворительницы в Риме. Но, кроме того, частица мощей святой мученицы Анастасии находится в Музее собора Домнина в Фиденце под Пармой (смотрите фотоальбом здесь, а также информацию о Museo del Duomo di Fidenza). Если Вы знаете, где ещё можно помолиться пред святыми мощами римский мучениц Василиссы и Анастасии, то прошу поделиться информацией.
(К началу страницы)
ВИДЕО:
* Программа Именины: Василисса и Анастасия. От Бориса Корчевникова.
* Мульткалендарь. 28 апреля.
(К началу страницы)
СЛАВОСЛОВИЯ:
Тропарь, глас 1:
Агницы словесныя, Агнцу и Пастырю,/ приведостеся мучением ко Христу,/ течение скончавше/ и веру соблюдше,/ темже днесь радостною душею совершаем/, досточуднии Василиссо и Анастасие/, святую вашу память,// Христа величающе.
Кондак, глас 4:
Страстотерпиц Христовых Василиссы и Анастасии память празднуим, / и верою просяще помощи/ избавитися всем от всякия скорби, зовуще:/ Бог наш с нами,// Иже сих прославивый, якоже изволи.
Величание:
Величаем вас,/ страстотерпицы святии Василиссо и Анастасие,/ и чтим честная страдания ваша,/ яже за Христа// претерпели есте.
(К началу страницы)
ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ:
* Мученицы Василисса и Анастасия Римские. Иформация Сретенского монастыря, Москва.
* Память святых мучениц Василиссы и Анастасии. В изложении святителя Димитрия Ростовского.
* Василисса и Анастасия. Православная энциклопедия.
(К началу страницы)
Икона преподобномученицы Анастасии Римляныни
История мученицы не указывает на то, что Анастасия была готова к мучениям. На самом деле, до пыток девушке являлся ангел. Он спрашивал: готова ли пострадать за Христа. На что мученица всегда говорила, что готова.
После кончины весть о страданиях и казни разлетелась по всей Византии. Позднее были нарисованы иконы. На них Анастасия преимущественно изображается попоясно или в полный рост. Святая держит в руках список и крест, что говорит о верности религии и учениям Христа.
Когда день памяти преподобномученицы Анастасии Римской в 2022 году?
День памяти Анастасии Римской в 2022 году отмечается 11 ноября.
По старому стилю день памяти Анастасии Римской отмечался церковным календарем 29 октября. Дата не является переходящей, отмечается православной церковью в один и тот же день каждый год.
Преподобномученица Анастасия Римская имела сложную мирскую жизнь с большим количеством проблем и тягот, которые преследовали ее. Вера в Бога и его помощь помогали ей справляться и оставаться на верном пути на протяжении всей жизни.
Дни памяти являются важными моментом в церковной жизни, служении, так как они напоминают о тех сложностях, с которыми столкнулись христиане в процессе распространения истины в массах. Практически каждый, кто причислен к лику святых, имеет свой день памяти, в который принято благодарить за проделанный путь и просить помощи в разных делах.
В чем помогает образ святой Анастасии Римляныни
К иконе традиционно приходят те, кто нуждается в совете и участии. Мученица помогает всем, кто просит укрепить веру и наставить на истинный путь. Анастасия запомнилась как самая красивая девушка Византии, которая не стала ценить земное, а сделала выбор в пользу духовного начала.
Перед иконой часто оказываются матери, которые хотят, чтобы их дети нашли себя и свою истинную веру.
Молитва преподобномученице Анастасии Римляныне
Святой традиционно посвящают службы, заказывают молебны. Дома и в храме к лику обращаются со специальными молитвами, тексты которых написаны много веков назад.
Текст молитвы
Де́вственниц похвало́ и му́чениц сла́во, Анастаси́е преподо́бная! К тебе́ во умиле́нии серде́ц на́ших припа́даем и твоего́ заступле́ния у Го́спода о нас мо́лим. А́ще бо чистоте́ твое́й не поревнова́хом и безбоя́зненнаго испове́дания твоего́ не приобщи́хомся, па́че же мно́гими прегреше́ньми и лю́тыми паде́ньми и отсту́пствы гнев Бо́жий привлеко́хом, но не хо́щем во гресе́х на́ших умре́ти и, на твоя́ му́жеския по́двиги взира́юще, па́ки на одоле́ние страсте́й на́ших ополча́емся. Сие́ же ве́дуще, я́ко кроме́ благода́тныя по́мощи ничто́ же благо́е сотвори́ти возмо́жем, ту́ю нам от Го́спода пода́ти тебе́ про́сим. Ты бо, преподобному́ченице пресла́вная, ве́лие ко Влады́це дерзнове́ние стяжа́ла еси́, я́ко просла́вившая Его́ в чи́стой души́ твое́й и в телеси́ твое́м страда́льчестем, зане́ вся прельще́ния и преще́ния мучи́теля презре́вши, искорене́ние же зубо́в и ногте́й истерза́ние, и сосце́в и рук и ног отсече́ние сла́дце претерпе́вши, дерзнове́нно вопия́ла еси́: «Христо́с есть бога́тство мое́ и похвала́». Те́мже от того́ бога́тств и на́шей нищете́ духо́вная пода́ждь дарова́ния и от безме́рных прегреше́ний живо́т наш соблюди́, мир и безмяте́жие нам испроси́, от нужды́ и уны́ния нас предста́тельством твои́м огради́, друг ко дру́гу нас в послуша́нии и братолю́бии наста́ви и ко Го́споду о́чи серде́ц на́ших всегда́ возводи́, во е́же при́сно сла́вити нам Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха держа́ву, и твое́ те́плое предста́тельство во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Тропарь преподобномученице Анастасии Римляныне, глас 4
А́гница Твоя́, Иису́се, Анастаси́я,/ зове́т ве́лиим гла́сом:/ Тебе́, Женише́ мой, люблю́/ и, Тебе́ и́щущи, страда́льчествую,/ и сраспина́юся, и спогреба́юся Креще́нию Твоему́,/ и стражду́ Тебе́ ра́ди, я́ко да ца́рствую в Тебе́,/ и умира́ю за Тя, да и живу́ с Тобо́ю;/ но, я́ко же́ртву непоро́чную, приими́ мя с любо́вию, поже́ршуюся Тебе́./ Тоя́ моли́твами// я́ко Ми́лостив спаси́ ду́ши на́ша.
Перевод: Агница Твоя, Иисусе, Анастасия, взывает громогласно: «Тебя, Жених мой, люблю, и, Тебя ища, страдаю, и распинаюсь, и погребаюсь с Тобою в Твоем крещении, и терплю муки за Тебя, да царствую в Тебе, и умираю за Тебя, чтобы и жить с Тобою; но, прими меня как жертву непорочную, с любовью принесенную Тебе!» По ходатайствам ее, как Милостивый, спаси души наши.
Кондак преподобномученице, глас 3
Де́вства вода́ми очище́нна, преподо́бная,/ му́ченичества кровьми́, Анастаси́е, венча́вшися,/ подае́ши су́щим в ну́ждах неду́гов исцеле́ние и спасе́ние, приступа́ющим от се́рдца,/ кре́пость бо тебе́ подае́т Христо́с,// источа́я благода́ть приснотеку́щую.
Перевод: Девства водою очищена, мученической кровью, Анастасия, увенчалась, подаешь нуждающимся исцеление болезней и спасение, приходящим от сердца, ибо силу тебе подает Христос, источая всегда текущую.
Почитание
Мучение св. Анастасии. Фреска (автор Зорзис Фука, 1547 г.). Монастырь Дионисиат, Афон |
Так как в царствование Диоклетиана пострадала также великомученица Анастасия Узорешительница, и в ряде древних агиографических произведений отсутствует четкое разделение сведений об Анастасии Римляныни и Узорешительнице (называемых соответственно Старшей и Младшей), трудно с точностью увериться в принадлежности мощей, изображений и посвященных им храмов.
В ряде источников Константинопольского происхождения память святой Анастасии Римляныне отмечается 12 октября [4], но в большинстве византийских календарей память ей содержится под 29 октября [5].
На Руси наиболее раннее свидетельство почитания Анастасии Римляныни — упоминание ее памяти под 29 октября в месяцесловах Архангельского Евангелия 1092 года [6] и Мстиславова Евангелия конца — начала XII века [7]. Однако память ей 29 октября отсутствует в древнейших списках Студийско-Алексиевского Типикона 1034 года [8], она появляется в списках данного устава со 2-й половины XIV века [9]. В Минеи служба преподобномученице Анастасии Римляныне включена была в конце XIV века [10]. В 1-й половине XII века на Руси был осуществлен перевод 1-й редакции нестишного Пролога, в которой краткое житие святой приводится под 12 октября, а 29 октября указывается только память ей [11]. Во 2-й редакции нестишного Пролога, сформировавшейся на Руси к началу XIII века, под 29 окт. вместо жития Анастасии Римляныни содержится краткое житие Анастасии Узорешительницы, а под 30 октября помещено житие Анастасии Солунской, которое тождественно по содержанию житию Римляныни, за исключением указания места кончины мученицы [12]. В Великих Минеях Четьих под 29 октября кроме проложных житий включено пространное житие Анастасии Римляныни [13], озаглавленное как «Житие Анастасии Солунской» [14]. На начало XXI века календарь греческих Церквей указывает память только Анастасии Римляныни 29 октября, тогда как календарь Русской Православной Церкви 30 октября отмечает также память Анастасии Солунской.
Мощи
Прпмц. Анастасия Римляныня, икона |
В описи 1680-1681 года Благовещенского собора Московского Кремля упоминается ковчег с частицей мощей Анастасии Римляныни.
В 1860 годах архиепископ Волынский Модест (Стрельбицкий) привез в Житомир дар Антиохийского Патриарха Иерофея – главу св. Анастасии Римляныни. По смерти своей он завещал её Житомиру. Заступивший на Волынскую кафедру архиепископ Антоний (Храповицкий) позаботился, чтобы глава святой «явилась открытою для всех христиан Волынского края». И в 1903 году с разрешения Св. Синода глава св. преподобномученицы была торжественно перенесена в кафедральный Житомирский Преображенский собор. В том же году архиепископ Антоний, исполняя волю покойного владыки Модеста, открыл в цокольной части собора Свято-Анастасиевский храм – над могилами архиепископов Модеста и его предшественников Агафангела и Тихона. Именно тут и были положены мощи святой в роскошной кипарисовой раке, оббитой серебром. В 1935 году Свято-Анастасиевскую церковь закрыли и осквернили, а мощи таинственно исчезли. Но в 1941 году, когда храм был открыт опять, глава святой возвратилась. После войны храм снова закрыли, а мощи исчезли при таинственных обстоятельствах. Весной 1999 года в Житомире был открыт женский монастырь Анастасии Римляныни [15].
Гимнография
Согласно разным редакциям Студийского устава [16] 29 октября совершается служба преподобному Авраамию Затворнику и Анастасии Римляныни, причем Евергетидский Типикон указывает службу с Аллилуия, а Мессинский — отпустительные общие тропари обоим святым, то есть службу 2 святым без знака. Первопечатный славянский Типикон 1610 года и Типикон, употребляемый ныне в Русской Православной Церкви [17], также предписывают совершение 29 октября службы 2 святым без знака.
В печатных богослужебных греческих и славянских Минеях, употребляемых в настоящее время, помещена служба Анастасии Римляныни с каноном Иосифа 8-го гласа, указанным уже в Евергетидском Типиконе. В том же Типиконе указан корпус стихир на Господи воззвах, помещенный в греческой печатной Минее и отличный от стихир в славянской печатной Минее. Общий тропарь мученице «Агница Твоя Иисусе», находящийся в славянской, но отсутствующий в греческой печатной Минее, указан в Мессинском Типиконе. В греческой печатной Минее по 6-й песни канона утрени помещен стишной синаксарь Анастасии Римляныни под 12 и 29 октября [18].