Глава седьмая. Хронология праотцов допотопных времен


Помни праотцов: заповедного не тронь!

Предлагаемая вниманию читателей статья о природоохранительных реформах Петра Первого написана Константином Николаевичем БЛАГОСКЛОНОВЫМ (1910–1985). Зоолог, доцент Московского университета, он стоял у истоков экологического движения в нашей стране, посвятив ему свою полувековую деятельность учёного.

«Заповедывать» или «заповедать» – повелевать, предписывать, наказывать к непременному, всегдашнему исполнению.

Заповедать лес – запретить в нём рубку; это делается торжественно: священник с образами или даже с хоругвями обходит его при народе и старшинах, поют «Слава в вышних» и запрещают въезд на известное число лет.

Заповедник – заповедный лес, роща, где рубка заповедана, запрещена. Заповедного не трогать. Чур, заповедано. Помни праотцов: заповедного не тронь!»

В. И. Даль

Ещё в древности появилась необходимость упорядочения природоиспользования. В нашей стране оно известно по крайней мере со времён «Русской Правды» Ярослава Мудрого, где шла речь об ограничениях промысла диких зверей и птиц, а их незаконная добыча сурово каралась.

Понятие заповедности существовало на Руси со времени Алексея Михайловича, так как именно он объявил государевой заповедью Семь островов в Баренцевом море (ныне часть Кандалакшского государственного заповедника), чтобы сохранить гнездовья соколов и кречетов.

Добывать птенцов здесь разрешалось только особым «кречатьим помытчикам», целовавшим крест в том, что все добытые птицы будут доставлены царю. В современном нашем понимании такая форма охраны территории может быть названа заказником.

Однако значительно большее внимание многим вопросам охраны природы России, причём в общегосударственных интересах, было уделено в реформах Петра Первого.

Поразительна широта кругозора царя, в его указах предусмотрена охрана лесов, зверей, птиц и рыбы, водных ресурсов, недр, даже городское озеленение не было забыто. А вот проблем охраны почв и воздуха тогда ещё, к счастью, не существовало.

«Запрет к непременному, всегдашнему исполнению»

Первые заповедники, в которых охранялась территория, самый лес, были созданы именно Петром. Заповедных лесов было много по Волге, ниже устья Оки, и штрафы за порубку деревьев в них устанавливались в два-три раза выше, чем в других местах. Будучи в Казани, царь сам осматривал здешние леса и учредил казанского вице-губернатора главным над ними.

Пётр заповедовал не только леса, рощи, но и отдельные виды деревьев: дуб, ильм, вяз, ясень, карагач, лиственницу, сосну от 12 вершков. Эти деревья не разрешалось рубить в полосе на 50 вёрст от больших рек и на 25 от малых.

В инструкции «О хранении заповедных лесов» (1732 г.) сказано, что за каждый незаконно срубленный дуб нужно брать штраф 15 рублей, «а за многую заповедных лесов посечку… присылать на каторгу».

Большая часть населения того времени была неграмотна. Поэтому, «дабы впредь неведением указов никто не отговаривался», Пётр Первый повелел «читать оный указ в церквах все воскресные дни приходским людям». А в сёлах и деревнях, около которых находятся заповедные леса, «поставить столбы высокие, прибить к ним копии указа о наказаниях за посечку в лесах заповедных», и так прибить, «чтобы водою от дождя и зимою от снега оные листы не тратились».

«…A лишнего не рубить»

В природоохранительных указах Петра, как проведённых через Сенат, так и именных, то есть составленных и подписанных царём единолично, более всего говорится всё о том же лесе. Нередко считают, что царь-плотник заботился о русских лесах исключительно как кораблестроитель. Действительно, на постройку одного корабля шло до 4000 дубов.

Известно, что из всех стран Европы запасы леса были подорваны раньше всего и сильнее всего в Испании. Такова цена морского могущества страны, длившегося почти до конца XVI столетия. Только Непобедимая Армада обошлась Испании в полмиллиона отборных дубов. И до настоящего времени эта страна, ставшая полупустынной, прилагает усилия для восстановления своего разрушенного в прошлые века лесного хозяйства.

Д. Шмаринов. Фронтиспис к книге «Пётр Первый»

Но Петру, по всей видимости, было понятно и водоохранное значение леса. Ко времени путешествия царя по Европе здесь уже была вырублена большая часть лесов, особенно вдоль рек, и последствия этого были видны. Во всяком случае Пётр постоянно уделял внимание сохранности приречных лесов, независимо от того, были они пригодны к корабельному делу или нет. Вот, например, одно из указаний такого рода: «От Санкт-Петербурга до реки Славянки, по обе стороны Невы реки, лесов не рубить… уступая от берегов по тысяче сажен».

Удивителен и режим экономии леса «по мелочам», который Пётр проводил неуклонно. Его указы требовали полностью использовать древесину и, где возможно, более ценную заменять менее ценной. Лесов в то время на Руси было предостаточно. Однако царь сильно ограничил отпуск леса за границу. Для полного, так сказать, комплексного использования древесины была объявлена государственная монополия на поташ и смолу, а добывать их было приказано из лесосечных отходов.

Несколько раз подтверждалось (указы 1715 и 1718 годов), «чтобы на дрова и на угольное жжение лес рубить сосновый и еловый, который сухой и кривой, и валежник, и который на корабельное и на всякое судовое и хоромное строение не годен». «А для рубки на полозья, на оси, и на колёса, и на обручи, и на другие нужды велеть рубить из негодного дуба».

Царь запретил делать тёс по-старому. Раньше бревно раскалывали клиньями пополам и из каждой половины топором вытёсывали по одной доске, большая часть древесины при этом превращалась в щепу. Приказано было доски только пилить.

«Над лесами смотрение и бережение иметь»

Значение леса в хозяйстве страны было столь большим, что Пётр учредил при Адмиралтейской Коллегии Вальдмейстерскую канцелярию (1722 г.). Впервые была создана самостоятельная система управления лесным хозяйством, прообраз министерства. Канцелярию возглавлял обер-вальдмейстер, у него в подчинении были вальдмейстеры, которые ведали заповедными лесами по Волге, Оке, Днепру и другим рекам. У каждого в подчинении был штат унтер-вальдмейстеров. Низшие чины были надсмотрщиками или надзирателями. Особым указом оговаривалось: «…где находят корабельные леса, в тех местах определить надзирателей».

Всем должностным лицам этой системы были предоставлены большие права, например, по взиманию штрафа, но зато сами они, уличённые в укрывательстве нарушителей или в других злоупотреблениях, наказывались жестоко: вырыванием ноздрей и ссылкой на каторгу.

Пётр подписал также «кощунственный», с точки зрения крупных землевладельцев, Указ, запрещавший под угрозой наказания помещикам на их собственной земле рубить дубовый лес без позволения чиновника Вальдмейстерской канцелярии, что вызвало недовольство у них, как посягательство на собственность.

Была составлена инструкция о порядке рубки лесов. Все они разделялись на заповедные и незаповедные, рубки разрешались только в лесах второй категории. Пётр в своё время сам выделил заводчикам в собственность леса, как резерв топлива. Теперь было велено разделить все эти леса на 25-30 лесосек и в год вырубать не более одной. Лесную вырубку запрещалось переводить в другой вид угодья, запахивать под поле или застраивать. Нужно было «запускать» её лесной порослью и «того молодого леса ни на какие нужды не давать, а беречь, пока в годность придёт».

Автор рисунка: И. Глазунов

Пётр сам следил за исполнением своих указов, он писал в 1716 году в Нижний Новгород воеводе распоряжение о сыске: «Преслушникам указа учини жестокое наказание и разорение отнятием всего их имения, а потом подтверди указами с жестоким штрафом, чтоб леса дубовые берегли, не рубили и не подсушивали».

Русский царь навёл определённый порядок в лесопользовании, однако самый факт проявления такой заботы говорил о том, что запасы леса уже тогда не казались ему безграничными. Лес нужно было восстанавливать. Пётр не только писал об этом в указах, но и собственноручно посадил немало деревьев. Первая дубовая роща была заложена им ещё в конце XVII века близ Таганрога, а незадолго до смерти, в 1723 году, он заботился о посадке леса в Астрахани. Это были первые попытки степного лесоразведения.

В 1709 году по указанию Петра к заповедным корабельным дубравам был отнесён Шипов лес в Воронежской области, около 30% его и сейчас составляют дубы. Предполагается, что само название леса произошло от английского ship – корабль, то есть это был именно корабельный лес. Есть основание считать, что и здесь русский царь приложил руки к посадке дубов.

Занимался Пётр и городскими посадками, так сказать, озеленением городов. При нём и, по-видимому, при непосредственном его участии были заложены первые общественные парки в Москве и Санкт-Петербурге. Весной 1712 года царь собственноручно засевал дубовые жёлуди в окрестностях Петербурга. В 1717 году он предполагал сажать буки в окрестностях новой своей столицы.

«16 июля отправился Пётр в море со всем флотом. 19-го прибыл в Ревель. 22-го Пётр положил основу загородному саду в Ревеле» – так А. С. Пушкин о эти дни 1718 года.

Для охраны городских насаждений специальным указом запрещалась «пастьба скота без пастуха, понеже оная скотина, ходя по улицам и прочим местам, портит дороги и деревья; а ежели тот скот по-прежнему будет по улицам и в других местах ходить без пастухов, и за то оный скот взят будет безденежно в гошпиталь».

Ботанические интересы Петра были значительно шире одного только лесоводства и озеленения. В 1702 году им приказано было привозить из Сибири в «Московскую аптеку» травы, а Указом 1724 года был заведён в Москве аптекарский сад (ныне Ботанический сад Московского университета).

«Звероловства, где заказано, были б хранены»

Ещё при Иване Грозном шурин царя Никита Романов произвёл некоторые устройства для царских охот близ села Измайлово. С этого времени, по- видимому, возникло и название «Измайловский зверинец». Именно здесь Пётр предполагал разводить тутовые деревья и шелкопрядов, сюда были выпущены пойманные на Кавказе и в других местах различные звери. С 1700 года был установлен заповедный режим Измайловского леса.

А когда Пётр узнал, что там бесчинствовали браконьеры, истребляя плоды его трудов, он разразился Указом (18 апреля 1708 года): «Ныне ведомо Великому Государю учинилось, что по тех Измайловских лугах, по рекам, и по прудам, и по озёрам ездят всяких чинов люди со птицами ловчими (– К. Б.) и с пищалями, птиц ловят и из пищалей по ним стреляют…»

Управителю села Измайлово воеводе Афросимову было приказано «тех людей, которые изловлены будут», доставлять в Преображенский приказ. За незаконную охоту с людей высших чинов взыскивали по 100 рублей, а нижним чинам грозило наказание «жестокое без всякия пощады» и «ссылка в Азов с жёнами и детьми на вечное житьё».

И. Глазунов. Иллюстрация к рассказу Н. Лескова «Пугало»

Пётр Первый не был охотником, как его отец Алексей Михайлович. А. С. Пушкин приписывает юному Петру даже такие слова: «Знайте, что царю подобает быть воином, а охота есть занятие холопское». Тем не менее в охотах Пётр участвовал и, без сомнения, по-хозяйски интересовался пушными, личными и рыбными промыслами России.

Из летописи известно, что в 1552 году в Московском государстве было множество лосей. В этот год, когда молодой Иван IV шёл на Казань, лоси, по словам летописца, «яко самозвани на заколение прихождаху…»

Огромное русское войско имело достаточно мяса. Через три столетия, в 1843 году, крупнейший русский зоолог того времени профессор Московского университета К. Ф. Рулье в речи, посвящённой животному миру Московской губернии, заявил, что лосей в ней не осталось совершенно.

Когда же началось уменьшение численности? По-видимому, при Петре оно уже имело место, если царь счёл нужным запретить отстрел лосей в Санкт-Петербургской губернии (1714 г.). Это был первый запрет добывания лосей.

Другой зверь, нуждавшийся в защите, был бобр. Особенно быстрое истребление бобров началось в XVII веке, когда был изобретён стальной капкан. Ещё дед Петра, царь Михаил Фёдорович, посылал грамоту в «Пермь великую» воеводе, «чтоб всякие люди по ловлям бобров и выдр капканами не ловили и не побивали, а ловили б бобры и выдры по-прежнему без капканов».

Перепромысел резко сократил численность и область распространения бобров. Так как шкуры и «пух» для изготовления лучшего фетра шли за границу, царь, не имея возможности контролировать сам промысел, поставил ему преграду в другом месте. Это был Указ «О неотпуске за моря бобрового пуху». Вывоз подобных товаров за границу можно было строго контролировать.

В начале царствования Пётр убедился в снижении заготовок соболя в Сибири, и последовала серия указов о регламентации добычи этого поистине драгоценного зверька. Уже в 1696 году соболи и «прочая рухлядь» были объявлены монополией казны.

По Указу Петра Первого впервые около 1716 года была осуществлена попытка акклиматизации мелких птиц. Вот что писал по этому поводу в 1846 году всё тот же К. Ф. Рулье: «Путешественники рассказывают, что лет за сорок до 1756 года мелких и певчих пташек водилось под Москвой не менее комаров и что первых вывезено в оное время правительством с лишком на 1500 рублей для населения ими окрестностей Петербурга».

Пётр неплохо разбирался в названиях птиц, к тому же южных, не водившихся близ Москвы или Петербурга. Мы можем судить об этом по письму царя воронежскому вице-губернатору С. А. Колычёву с приказом ловить и посылать в Петербург разных птиц. К письму была приложена его собственноручная «Роспись птицам разных родов».

Пётр приказывал доставить: «Журавлей малых, то есть красавок (К. Б.); аистов таких, которые пером черны с просизью, а носы у них и ноги красные, или будто алые (описан редкий теперь чёрный аист – К. Б). Уток терских, колпей, казарок, дрохв, чапурок, синеворонок, которые хороши перьями, и других всяких родов, кроме баб (пеликанов – К. Б.), и лебедей, и бакланов». Через несколько лет (1718) царь послал аналогичный Указ об отлове птиц и астраханскому губернатору.

Биотехнически вполне грамотно была написана инструкция по временному содержанию в неволе различных водоплавающих птиц и их перевозке водой из Астрахани в Петербург. Мы можем только предполагать, что эти декоративные птицы были заказаны для акклиматизации их в Петербурге, для украшения новой столицы.

«Молодую рыбу выловят, то и не ис чего и большой быть»

Во времена Петра появились первые высказывания в печати о необходимости охраны природы. Русский экономист и публицист Иван Тихонович Посошков написал для Петра Первого «Книгу о скудости и богатстве» с предложением многих государственных реформ (1724 г.). Говорилось в ней и о необходимости принятия мер по охране лесов и рыбных богатств: «Ныне многие жалуются на рыбу, глаголя: «плох де лов стал быть рыбе». А отчего плох стал, того не вразумляют, ни того, чего много стал быть плох лов, токмо от того, что молодую рыбу выловят, то и не ис чего и большой быть».

«Устав о рыбной ловле» Петра сильно ограничивал рыболовство на внутренних водоёмах страны, запрещал некоторые истребительные способы лова, ограничивал сроки. Один из самых истребительных способов лова рыбы – сооружение заколов – перегораживание реки забором с вершей, в которую попадала вся рыба, шедшая весной метать икру вверх по течению. Хищнический лов – на перетяжку с крючками без наживки (также «поддев»), при котором много рыбы уходило раненой. С такого рода браконьерами Указ предписывал расправляться самыми суровыми способами.

К началу XVIII века пришёл в упадок промысел русского жемчуга: речной моллюск – жемчужница – был выловлен во многих северных реках, и это послужило причиной появления после этого Петровского Указа 1721 года, который сильно ограничивал, а местами запрещал промысел. Однако спасти жемчужницу не удалось – моллюск уже исчез в большинстве рек.

«Чтобы оные речки не засаривались»

Забота царя о чистоте окружающей среды просто удивительна. Запрет рубки леса по берегам вполне понятен, но Пётр запрещал возле рек и обрабатывать привозной лес, «чтобы от тех щеп и сору оные речки не засаривались».

Нева и другие реки столицы были предметом особой заботы царя. Сенатом в 1718 году было запрещено сбрасывать мусор в реки и каналы или оставлять его на льду. Но когда оказалось, что Указ выполняется плохо, Пётр в 1719 году заменил его новым, именным, где, между прочим, говорилось: «Всяких чинов люди отнюдь никакого помёту и сору на Неве и на другие реки из дворов своих вывозить не дерзали и в те реки не бросали, для того, что такими помётами те реки засариваются», и далее: «и за такую Его Царского Величества Именному Указу противность (за вывоз и за метание в реки помёту и мусору) высших персон служителям, а низшим самим учинено будет наказание – биты кнутом и сосланы будут на вечную каторжную работу».

Инструкция для Москвы, почти дословно повторявшая петербургскую, была, однако, милостивее: тех, кто засоряет реки, здесь предполагалось только бить батогами.

В знаменитом «Морском регламенте Петра Первого», написанном им самим, много раз говорится о незагрязнении рек. Капитан над портом (была установлена такая должность) обязан был наблюдать, «чтобы баласту или какого сора не бросали».

Во всех гаванях, реках, рейдах и пристанях Российского государства балласт с кораблей можно было выбрасывать только в специально отведённых для этого удобных местах.

По мнению Петра, важно «иметь чистоту на верфи и прочее, что к доброй экономии надлежит». Была учреждена даже должность прафоса, наблюдавшего за чистотой этого места, за загрязнение же балластом или другим сором нарушители наказывались штрафами, битьём плетьми, кошками или ссылкой на каторгу, а иностранцы – по первому разу штрафом в 100 ефимков за каждую лопату балласта, а по второму – конфискацией корабля.

Чистоту в порту надлежало соблюдать при всех видах работ. От каменщиков требовалось, «чтоб никакой щебень не попал в воду, но на подмостки, с которых как возможно часто счищать щебень и относить на берег в удобное место под штрафом пятьдесят рублей». Когда возле кораблей была плотничья работа, нужно было делать так, «чтобы щепы в воду не падали, но на плоты или подмостки, и иметь сетки на шестах, которыми щепы с воды снимать, а зимой со льда счищать и свозить во все дни в удобное место».

По мнению Петра, важно «иметь чистоту на верфи и прочее, что к доброй экономии надлежит». Была учреждена даже должность прафоса, наблюдавшего за чистотой.

Деды Мазаи всех рек, соединяйтесь! Автор рисунка: Л. Тишков

«Суть плоды ума обширного…»

За год до смерти Пётр занялся планом работы Академии наук. Он сносился по делам Академии с крупными европейскими учёными, переписывался с великим математиком и философом Лейбницем. Перед Академией главной задачей было поставлено исследование России. К 1709 году впервые изданы российская генеральная карта и ряд карт «окольностей» Архангельска, Астрахани, Азова и других городов.

В 1724 году Пётр повелевает описать Балтийское море, хотя уже было составлено 14 хороших для того времени карт Балтики. Началось детальное исследование Сибири, причём сразу же по обнаружении каких-либо нужных природных ресурсов Пётр стремился использовать их. Как только грек А. Левендиад нашёл в Сибири серебряную руду, так и пожалована ему была царская грамота на завод. Так же было с постройкой заводов Никитой Демидовым.

Петру не чужды были интересы просвещения в области природоведения. Он открыл в Петербурге первый русский естественно-исторический музей – «кунсткамеру».

Увы, во многих своих делах Пётр не был понят ни современниками, ни потомками. Это, во всяком случае, относится и к его заботам о сохранении природных богатств страны.

Из журнала «Уральский следопыт» и по материалам, предоставленным семьёй К. Н. Благосклонова

ТЕГ�?

Журнал «Социум» 1992 год №6(18)

Русская Православная Церковь

Значительная часть библейских событий происходила на сирийской земле, но сегодня с сожалением приходится констатировать, что христиан там становится все меньше. Библеист, доктор богословия, представитель Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла при Патриархе Антиохии и всего Востока игумен Арсений (Соколов) рассказывает, как встречают праздник Рождества в Сирии.

— Отец Арсений, Вы давно занимаетесь ветхозаветными исследованиями. Одно из воскресений перед Рождеством называется Неделей святых праотец. На Всенощной этого дня читался красивый канон, где перечисляются имена ветхозаветных праведников. Почему современному человеку важно знать эти имена и подвиг праотцев? Для чего христианам вообще нужно читать Ветхий Завет, если есть Новый?

— С праотцами у нас некоторая неопределенность. Кого считать праотцами? Праведников до Авраама или всех дохристианских святых? У евреев отцами называются Авраам, Исаак, Иаков и двенадцать патриархов. Выходит, что все праведники до Авраама — это праотцы. У нас же в праотцах, например, Ионафан, сын Саула.

Имена и подвиги допотопных и послепотопных праведников знать и помнить надо потому, что они хранили верность Единому Богу в самых трудных обстоятельствах, посреди безбожного и идолопоклоннического окружения, порой в обстановке всеобщей апостасии. Новый Завет ставит их в пример христианам, первые поколения которых переживали гонения со стороны жестокой идолопоклоннической римской власти и нуждались в ободрении и укреплении этими примерами. И в наш век нарастающей апостасии и надвигающейся глобальной катастрофы примеры таких праведников, как Ной, Евер, Авраам могут укрепить и вдохновить на борьбу.

Всюду в Новом Завете, где мы встречаем слово «Писание» или «Писания», речь идет о той части Библии, которую мы называем Ветхим Заветом или Еврейской Библией. Еврейская Библия (Танах) и была Писанием христиан первых поколений, новозаветных книг у них еще не было. Даже в Воскресение Христа следует верить «по Писаниям», то есть как в исполнение древних израильских пророчеств, содержащихся в Писании. Это «по Писаниям» настолько важно, что включено даже в Символ веры — в церковный документ, в котором нет и не может быть лишних слов.

Если из Нового Завета удалить все прямые и непрямые ветхозаветные цитаты, аллюзии на Ветхий Завет, общие с Ветхим Заветом темы, образ, примеры, мотивы, вообще всю интертекстуальность между Новым и Ветхим Заветами, то от Нового Завета не останется почти ничего. Новый Завет невозможно понять без Ветхого, Нового Завета без Ветхого не существует.

Самоценность Ветхого Завета очевидна. Что бы мы знали о происхождении мира и человека, если бы у нас не было книги Бытия? Что достоверного могли бы знать о прошлом и о будущем человечества, если бы у нас не было Писания? Как бы мы могли веровать в Воскресение Христово «по Писаниям», если бы у нас не было Писаний? Как бы мы молились, если бы у нас не было Псалтири — этого главного молитвенника Израиля и Новозаветной Церкви? Для нас, христиан, псалмы дороги еще и тем (и прежде всего тем), что это молитвенник Самого Христа. «Христос есть истинный молящийся псалмов», — сказал блаженный Августин. Псалмами молится Христос. Ну и мы вместе с Ним, Его мессианский народ.

— Вы живете сейчас в Сирии, которая относится к ветхозаветным землям. Какие праведники Ветхого Завета были связаны с Сирией? Сохранились ли там артефакты, связанные с ними, особенно учитывая недавние военные действия?

— В библейской «идеальной географии» территория, на которой сейчас располагается Сирийская Арабская Республика, должна была относиться к Святой Земле Израиля. Согласно второзаконнической истории, Дамаск находился в подчинении у Давида и Соломона. Позднее, в VIII веке до Рождества Христова, при Иеровоаме II, самом, быть может, успешном царе Северного царства, Дамаск вновь оказался в орбите влияния Израильского царства. Непонятно, правда, был ли тогда Дамаск включен в Израиль или лишь признавал вассальную зависимость от него.

Из Сирии (Арама) происходили домоправитель Авраама Елеазар (Бытие) и сирийский военачальник Нееман (4-я книга Царств), но праведниками их вряд ли назовешь. Из пророков с Сирией, а точнее с Дамаском, столицей Южносирийского союза городов-государств, был непосредственно связан Илия. Господь Бог повелел ему идти в Дамаск и помазать Хазаэля (Азаила в Синодальном переводе) царем над Сирией (см.: 3 Цар. 19:15). Впоследствии пророк Елисей предсказал Хазаэлю (неясно, тому же самому или его тезке — они там все назывались Хазаэлями да Бен-Хаддадами) воцарение над Сирией (см.: 4 Цар. 8). Письменные пророки, начиная с Амоса, изрекали против Дамаска и Сирии пророчества.

Упоминается в Писании Боцра (Восор в Синодальном переводе) — когда-то этот город в Галааде (не путать с южной Боцрой в Эдоме) принадлежал полуколену Манассии, сейчас это арабская Бусра на юге Сирии, в провинции Дераа. Упоминается Хамат (нынешняя Хама, в Синодальном переводе Емаф), Тадмор (Пальмира), Арвад на побережье Средиземного моря и другие города, находящиеся на территории Сирийской Арабской Республики.

— Расскажите, как живет ваш приход в Дамаске? Как проходят у вас большие праздники, такие как Рождество Христово? Мирно ли сейчас в Дамаске? Ведь еще недавно город обстреливался…

— Прихода при представительстве Русской Православной Церкви в Дамаске давно нет. Когда в 2011 году в Сирии началась война, то все, кто мог, эвакуировались отсюда и вряд ли когда-нибудь вернутся. Остались только те, кому некуда ехать, кто никому не нужен ни в России, ни на Украине, ни где бы то ни было, совсем небольшая горстка русских женщин, вдов, которые когда-то вышли замуж за сирийцев. До войны при представительстве в Дамаске был средних размеров приход, была детская воскресная школа, был церковный хор. Но это все в прошлом.

Праздники проходят скромно. После Литургии, совершаемой в радикальной простоте (некому ни петь, ни читать, ни в алтаре помогать), провожу с верными — с тремя-пятью прихожанками — библейское занятие, затем мы пьем кофе и расходимся до следующего воскресенья или праздника. Бывают иногда теракты, но в Дамаске сейчас в целом спокойно.

— В Антиохийской Церкви Рождение Спасителя в мир уже встретили. Известно, что арабы-христиане довольно активно отмечают свои праздники. Расскажите, пожалуйста, как это происходило в Дамаске в этом году?

— Утром 25 декабря в Патриаршем соборе, расположенном в старой части Дамаска, состоялись рождественская утреня и Литургия. Совершил богослужения предстоятель Антиохийской Православной Церкви Патриарх Иоанн X в сослужении своих викариев и соборных клириков. Потом все под барабанный бой скаутского оркестра прошествовали в кофейный салон при соборе (в Антиохийской Церкви при каждом храме и монастыре есть кофейный салон), где все пили кофе, а кто хотел, подходили к Патриарху, поздравляли его с Рождеством.

Христиан в Сирии, в том числе православных христиан, становится все меньше и меньше. За годы войны от одной трети до половины сирийских христиан покинули свою землю, уехали куда глаза глядят — в Ливан, Европу, Австралию, Южную Америку. Все это очень печально. Ведь это их дом, и христиане в Сирии и Ираке появились на шесть веков раньше мусульман. И вот в своем доме они оказались чужими. Когда-то, в V-VI веках христианской эры Сирия, как и весь Ближний Восток, была почти стопроцентно христианской. Сейчас христиане в Сирии — стремительно тающее на глазах меньшинство. А в Ираке оно уже почти растаяло — за последние два десятилетия оттуда уехали почти все христиане: в конце XX века их там было около десяти процентов от общего населения, сейчас — едва ли полтора. В Сирии это происходит не так стремительно, но не менее трагично. С исходом христиан из Сирии, Ирака, Ливана эти страны потеряют самую существенную составляющую своей идентичности. Кому будут интересны эти страны, если в них не останется христиан, если на всем Ближнем Востоке будет такой же монотонный религиозный пейзаж, как в Эмиратах, где только нефть, песок, небоскребы и смертельная скука?

— Сейчас военные действия в Сирии постепенно сходят на нет. Из новостной повестки известно, что в предыдущие годы там происходили большие гонения на христиан. Существуют ли они сейчас в послевоенной стране?

— Про преследования христиан в Сирии в последние годы уже не слыхать. Радикальных боевиков свезли в провинцию Идлиб, поближе к их турецким покровителям, большая часть страны от них освобождена, а на освобожденных территориях христиан, к счастью, не преследуют.

Беседовала Александра Калиновская

Сретенский монастырь/Патриархия.ru

Глава седьмая. Хронология праотцов допотопных времен

Вот родословие Адама: …

(Быт. 5:1).

И далее, пятая глава книги Бытия дает родословную допотопных праотцов. Их было десять. Десять поколений рода человеческого сменилось от сотворения мира или, точнее, изгнания человека из рая до катастрофы всемирного водного потопа. Библия дает число лет, в которое у праотца рождался сын, и число лет всей жизни. Это дает возможность подсчитать длительность периода от сотворения мира до потопа.

Существует некоторая проблема в связи с тем, что различные древние тексты Торы расходятся в приводимых числах, в основном, касающихся времени рождения сына. Ниже приводится таблица лет жизни допотопных праотцов по масоретскому, самарянскому и греческому (LXX) текстам.

Вульгата в точности совпадает с масоретским еврейским текстом. Славянский текст во всем следует Септуагинте, кроме одного случая. Мафусал рождает Ламеха в 187 лет и живет после этого 782 года, что соответствует не Септуагинте, а Вульгате. Русский синодальный текст следует масоретскому тексту, а в скобках приводит числа Септуагинты. В случае же с Мафусалом, числа Септуагинты не приводятся, видно, потому что и в славянском тексте здесь приведены числа по Вульгате (масоретскому тексту). Соответственно, в славянском и русском текстах дата потопа получается 2262 г. по Р.Х. (так и в библейской истории А.П. Лопухина), что ничему не соответствует. Следует, все-таки, конкретно придерживаться хронологии либо еврейской (масоретской) Библии, либо греческой Септуагинты, как это и делает, например, проф. Н.Н. Глубоковский293.

Итак, складывая годы жизни праотцов до рождения ими своего сына, получаем три варианта даты всемирного потопа.

– По еврейскому, масоретскому, тексту всемирный потоп был в 1656 году от сотворения мира, или в 2348 г. до Р.Х.

– По самарянскому тексту всемирный потоп был в 1307 г. Эта дата относит потоп к самому раннему времени, по сравнению со временем, определяемым по другим текстам. По этому исчислению, всего неполных четыре века проходит от кончины Адама до потопа, погубившего первый мир и его цивилизацию.

– По греческому тексту и, от него принятому у христиан летоисчислению, от сотворения мира294 всемирный потоп был в 2242 г. Это соответствует 3266 г. до Р.Х.

Проф. Н.Н. Глубоковский, на основании разногласий в хронологиях допотопных праотцов различных древних библейских текстов, считает нетвердой их историческую значимость и допускает их символическое значение. По еврейскому тексту, он приводит следующее рассуждение. Если соединить 1656 лет от сотворения мира до потопа со временем от потопа до исхода израильтян из Египта, то получится 2666 лет, или 2/3 от 4000 лет. А четыре тысячи лет, по одному иудейскому преданию, должны были пройти от создания мира до Мессии. Две трети этого периода протекают ко времени Исхода и Синайского Завета с Израилем, а одну треть времени (1333 года) должна была длиться иудейская теократия295.

Хронология еврейского текста часто считается первоначальной, и ей отдают предпочтение, кроме самих евреев, и многие современные исследователи-библеисты. Свидетельство самарянской Торы имеет, однако, тоже своих защитников, хотя, конечно, значительно меньше. Свидетельство же Септуагинты было принято иудеями-эллинистами, а потом древней христианской церковью. Летоисчисление от сотворения мира, по Септуагинте, было (в течение долгого времени) принято во многих христианских странах. Эта хронология более согласна с древностью человека и с древностью ранней человеческой цивилизации.

Каковы же причины, по которым разногласят данные допотопных хронологий в различных древних библейских текстах? Современная библеистика еще не имеет окончательного ответа на этот вопрос. Все объяснения, в той или иной степени, предположительны. Объяснения предлагаются такие:

– Различия в хронологиях древних текстов возникли в результате случайных ошибок переписчиков. Едва ли такое объяснение может быть исчерпывающим.

– Самарянский текст пытается сократить, будто бы, невероятное долголетие праотцов. Годы жизни праотцов в самарянской Торе меньше, чем в еврейской и Септуагинте, но, все равно, весьма велики, так что это мнение едва ли что объясняет, и маловероятно.

– Семьдесят толковников в Септуагинте пытались подвести библейское летоисчисление под формы египетского.

– Масореты, или еще более ранние раввины, намеренно сократили исчисляемое до потопа время, желая показать, что полнота времени (середина шестого дня, т.е. 5500 лет) еще не наступила, когда проповедовал и жил Иисус из Назарета, и Мессия еще только должен прийти. По масоретскому тексту, Иисус Христос родился в 4004 г. При такой логике, иудеям следовало бы ожидать Мессию в XVI в. по Р.Х. Такие ожидания в XVII в., действительно, привели к появлению среди иудеев в 1648 г. лжемессии Саббатая Цви. Кстати, интересен факт, что оба иудейских предания о пришествии Мессии через четыре тысячи лет от сотворения мира и о пришествии его в середине шестого дня (тысячелетия), нашли себе подтверждение, одно – в еврейском масоретском тексте, другое – в греческой Септуагинте.

Последняя гипотеза ставит серьезный вопрос, действительно ли иудейская синагога масоретских времен могла совершить такой грандиозный подлог? Это ведь надо было бы изъять и уничтожить все, ранее существовавшие, свитки Торы и тем получить вовсе не такое уж убедительное свидетельство против мессианского достоинства Иисуса Назарянина. Ведь веруют в Иисуса Христа христиане, читающие Библию по переводу с масоретского текста, да и Вульгата совпадает с ним. Или это обвинение в адрес синагоги не имеет почвы? Совпадение Вульгаты с масоретским текстом уже освобождает, фактически, от этого обвинения масоретов. Произойти это могло только в І-ІІІ вв. по Р.Х. Окончательный ответ, можно надеяться, еще будет дан библейской археологией. (Смотри таблицу 5).

Хронология жизни допотопных праотцов

Таблица 5

Имена праотцовЕврейский масоретский текстСамарянская ТораГреческий текст Септуагинта
До рождения сынаОстаток жизниВся жизньДо рождения сынаОстаток жизниВся жизньДо рождения сынаОстаток жизниВся жизнь
1. Адам130800930130800930230700930
2. Сиф105807912105807912205707912
3. Енос9081590590815905190715905
4. Кианан7084091070840910170740910
5. Малелеил6583089565830895165730895
6. Иаред16280096262785847162800962
7. Енох6530036565300365165200365
8. Мафусал18778296967653720167802969
9. Ламех18259577753600653188565753
10. Ной500450950500450950500450950
До потопа100100100
Год потопа165613072242

Поразительно долголетие праотцов, живших до всемирного потопа. Духовные и телесные силы их еще не были ослаблены в такой степени, как теперь. Да и сама природа земли до потопа была богаче, имела в себе больше жизненной силы, чем теперь. На местах крайнего севера, в безжизненных пустынях Африки и Азии были, некогда, цветущие леса и богатая растительность. Все это изменилось после потопа.

О духовном превосходстве праведников, живших до потопа, по сравнению с праведниками после потопа подробно рассуждает св. Мефодий Патарский. В его «Пире десяти дев» об этом говорит девица Прокилла. Размышляя о 60-ти царицах, 80-ти наложницах и единственной возлюбленной Песни Песней (Песн. 6:8–9), девица Прокилла у св. Мефодия говорит: «Так, невеста есть Церковь, а царицы – те царственные, угодившие Богу души, которые жили прежде потопа, т.е. времен Авеля и Сифа, и Еноха; сожительницы же – души живших после потопа пророков… Посему (Писание) символически и назвало шестьюдесятью царицами эти души, которые, вскоре по сотворении мира, преемственно питали любовь к Богу и были, если можно так выразиться, почти порождениями первого века и близкими к шестидневному творению… Ибо они пользовались великой честью, беседуя с ангелами и часто созерцая Бога наяву, а не во сне. Посмотрите, какое дерзновение имел пред Богом Сиф, какое Авель, какое Енос, какое Енох, какое Мафусал, какое Ной – первые любители правды и первые из первенцев, написанных на небесах (Евр. 12:23), наследовавшие царство… Еще надобно сказать о сожительницах. У тех, которые жили после потопа, познание Бога было более отдаленное, и они имели нужду в другом учении, которое послужило бы им врачеством и помощью при распространявшемся идолопоклонстве… Поэтому, ряд пророков со времен Авраама, по важности обрезания, в котором заключается восьмеричное число и от которого зависит и закон, назван восьмьюдесятью сожительницами»296. Непосредственное богообщение допотопных праотцов сменилось, по необходимости, после потопа на обрезание, закон и учение. А в телесной жизни – долголетие праотцов сократилось, сначала до 120 лет, а потом и до семидесяти-восьмидесяти лет.

Время жизни праотцов превышало девятьсот лет, но никто из них не достиг тысячелетнего возраста. У Бога тысяча лет, как день вчерашний, когда он прошел

(Пс. 89:5). Апостол Петр говорит, что
у Господа один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день
(2Пет. 3:8). Адаму было сказано, что
в день, в который он вкусит запретный плод, смертью умрет
. В отношении благодати и своей непорочной природы, способной к бессмертию, это произошло сразу же в день грехопадения. В отношении же земной жизни – это тоже своеобразно сбылось – ни Адам, ни его потомки не прожили дня, который у Господа, как тысяча лет.

Своеобразно в связи с этим агадическое предание: «… И не только Адаму дала Ева поесть плодов от запретного дерева, но покормила ими и животных, и птиц, и зверей. Не поддалась искушению одна только птица Феникс. Эта птица и живет вечно, через каждые тысячу лет сгорая в пламени, выходящем из ее гнезда, и снова возрождаясь из пепла»297. Пораженные грехом человек и животные не достигают дня тысячелетия, а птица Феникс живет вечно, и жизнь ее слагается из тысячелетних дней.

Иудейские мудрецы размышляли и о конкретных числах возраста праотцов. Адам прожил 930 лет, отдав 70 лет своему потомку, помазаннику, царю Давиду, а самый долгожитель Мафусал прожил 969 лет, ибо в тридцать лет должно было явиться миру Мессии, сыну Давидову. Жизнь Адама и Давида, Мафусала и Мессии составляет Божественный день Ветхого и Нового Заветов.

Если обратить внимание на время рождения первенца у праотцов, особенно, по данным Септуагинты, то может возникнуть еще одна своеобразная мысль. Первенцы рождаются в 160, 180, 200 лет, а умирают праотцы, прожив более семи и девяти сот лет. Получается, как раз, в десять раз больше, чем сейчас. Деторождение начинается в 16,18,20 лет, а живут 70 и даже сверх 90 лет. Возникает мысль, не было ли до 160 лет у праотцов своеобразное детство и отрочество, а потом уже – зрелая жизнь? Т.е. все осталось, как было, только время жизни в десять раз сократилось, или, можно сказать, как бы, ускорилось. Так или иначе, но в брак они вступали в 160–200 лет. Даже по масоретскому тексту – в 60–180 лет.

О десяти допотопных праотцах и их поразительном долголетии имеются и небиблейские свидетельства. Подобные предания есть у других народов. Например, записи египетского жреца Манефона, финикийского Моха. Интересно дошедшее до нас предание историка и жреца вавилонского бога Мардука Бероса (Белруша) (350–280 гг. до Р.Х.). Берос говорит о десяти допотопных царях. Они правили в течение 432 000 лет. Т.е., в среднем, более чем 40 000 лет каждый. Возраст допотопных царей по Беросу значительно превосходит возраст библейских праотцов. К тому же, в отличие или дополнение к библейскому свидетельству о праотцах говорится, как о царях. Совпадает число праотцов (десять). О седьмом из этих царей также говорится, что он был взят к богам прежде своего времени и был посвящен в их тайны, что соответствует библейскому свидетельству о Енохе, седьмом от Адама298.

И познал Адам еще (Еву) жену свою, и она родила сына, и нарекла ему имя: Сиф; потому что (говорила она), Бог положил мне другое семя, вместо Авеля, которого убил Каин

(Быт. 4:25).

Так повествует Библия (Танах) о начале человеческой родословной. Повествуется и о времени этого события:

Адам жил сто тридцать (230) лет, и родил (сына) по подобию своему (и) по образу своему

(Быт. 5:3).

Древние предания восполняют и расцвечивают краткое библейское свидетельство. Естественно, в наше время ни о каких аргументированных доказательствах, как и опровержениях, речи быть не может. Потому вслушаемся в предания – такие, какие они есть.

Вот свидетельство Иосифа Флавия: «Адам же… после того, как Авель был зарезан, а Каин должен был, вследствие этого убийства, бежать, стал очень помышлять о новом потомстве. Это сильное желание иметь детей возникло у него, потому что ему было уже двести тридцать лет, хотя он и умер, прожив сверх того еще семьсот лет. [Иосиф Флавий следует исчислению Септуагинты. – Г.Ф.] И вот, у него родилось еще несколько других детей, и, в том числе, Сиф»299.

Свидетельству Иосифа Флавия соответствует иудейское предание о 130 годах покаянного воздержания Адама и Евы между рождением первых двух сыновей и потом – Сифа и других. Мидраши повествуют, что, когда Адам встретил Каина, то обнаружил, что с его сына снята одна сторона проклятия – он перестал скитаться, и стал вести оседлый образ жизни в земле Нод. Это произошло в результате запоздалого раскаяния Каина в содеянном. Тогда и Адам покаялся перед Богом и надолго разлучился с женою. После 130 лет, проведенных в трудах искупления, Адам возвратился в мир и познал еще Еву, жену свою300.

Своеобразно восполняется это предание в арабских сказаниях. По их свидетельству, Адам и Ева после грехопадения были не только изгнаны из рая, но и разлучены – Адам попал на остров Шри-Ланку (Цейлон), а Ева – на побережье Красного моря, недалеко от Мекки, где ныне порт Джидда. Там, в районе Мекки, они встретились только через двести лет. Гора Арафат, где Адам и Ева впервые познали друг друга после столь продолжительной разлуки, почитается как одна из мусульманских святынь301.

Местом дальнейшего жительства Адама следует считать Месопотамию. Место его погребения – по иудейскому преданию – Иерусалим (Голгофа).

Святые отцы, не стремясь к исследованию этих преданий, размышляли, в основном, о духовном значении библейских слов. О духовно-нравственном значении библейских слов о рождении Сифа, говорит св. Иоанн Златоуст: «Роди, – говорит, – Адам и роди… по виду своему, и по образу своему, и нарече имя ему Сиф». А о рожденном прежде, то есть, о Каине ничего такого не сказал, наперед уже давая знать о наклонности его к злу; и справедливо: Каин не сохранил отеческих нравов, но тотчас уклонился к злу. Здесь же Моисей говорит: «по образу своему и по подобию своему», то есть (Адам родил сына) однородного родившему, с теми же добродетельными свойствами, являющего в себе посредством дел своих образ отеческий, могущего своею добродетелью вознаградить за преступление старшего (сына)»302.

Мессианское значение находит в этом тексте прп. Ефрем Сирин: «Поживе Адам сто тридесять [прп. Ефрем придерживается арамейского, согласного с еврейским, текста. – Г.Ф.], и роди сына по виду своему и по образу своему. В Сифе, который по всему подобен был Адаму, представлено нам подобие Сына Божия, Который есть образ родшего Его Отца, как Сиф есть образ родившего его Адама»303.

На ком женился Каин, уйдя от лица Господня в землю Нод (Быт. 4:16–17)? Разве там уже жили люди? На ком женились первые сыны Адамовы? Каин взял жену не в земле Нод, а ушел вместе со своей женою в землю Нод, которую там и познал. Предание свидетельствует, что первые дети рождались близнецами – брат и сестра, и так создавали свои семьи. Со ссылкой на Георгия Кедрина, пишет св. Димитрий Ростовский: «Родися же с Сифом купно и сестра его Асвама: (яко же с Каином Калмана и со Авелем Делвора) тако бо изначала естество человеческое от Создателя устроено бысть, еже родити двое – двое, мужеск пол и женск, да умножатся человецы на земли. И сопрягашеся тогда брат сестре своей купнородной, дóндеже расплодишася людие»304.

Св. Писание в допотопном человечестве четко различает два рода – род Сифа и род Каина. Два рода – два пути человеческого развития, если по Евангелию – путь широкий и путь узкий. Путь развития человеческой цивилизации и путь богоугождения. Антропоцентричное и богоцентричное миро- и самоощущение. Путь, уводящий от Бога, и путь, ведущий к Богу. Путь каинитов и путь праотцов.

«Есть два пути: один – жизни и один – смерти; велико же различие между обоими путями», – такими словами начинается Учение двенадцати апостолов305.

Кратко проследим эти два пути.

Путь каинитов

начался с братоубийства Каина. С его небогоугодной жертвы. Каин был земледелец (Быт. 4:2), он активно участвует в преобразовании природы, между ним и природой уже нет Бога, как Он был между Адамом и животными, при их имянаречении в саду Эдемском.

После Божия проклятия за братоубийство, пошел Каин от лица Ягве; и поселился в земле Нод, на восток от Эдема

(Быт. 4:16).

Бог есть свет (1Ин. 1:5), и в раю человек ходил во свете. «Во свете Твоем узрим свет», – воспевается за Богослужением. Каин же уходит от лица Господня. Он отвернулся от света, и поникло лицо его (Быт. 4:6). Слова пятого стиха Каин сильно огорчился, и поникло лицо его

передаются в немецком переводе: Da ergrimmte Каіn sehr und senkte finster seinen Blick, или: «Каин тогда весьма прогневался и мрачно опустил свой взгляд». На лице его была тень, ибо он отвернулся от света. Он пошел от лица Ягве во мрак. Отныне, он поселился в земле Нод, в земле блуждания, ведь слово Нод (נוד) означает
«странствие», «блуждание»
. Прп. Ефрем Сирин: «Изыде Каин от лица Божия, и вселися в землю Нуд прямо Едему. Каин удалился от родителей и братьев своих; ибо видел, что они не вступают с ним в супружеские союзы. Земля же названа Нуд, потому что она, как земля Каинова, тряслась и стенала»306. Подобно размышляет и св. Иоанн Златоуст: «Когда Каин выслушал приговор, то изыде, говорит Моисей, от лица Божия (Быт. 4:16). Что значит: изыде от лица Божия? Значит то, что он лишился покровительства Божия за свое гнусное дело. И вселися в землю Наид прямо Едему. Писание говорит нам и о месте, где Каин после поселился, – показывает, что и он поселился недалеко от рая, для того, чтобы, живя против него, непрестанно памятовал, как о том, что случилось с отцом его за нарушение (заповеди), так и о важности собственного преступления… И самое место, на котором он жил, непрестанно напоминало не только ему, но и всем последующим людям, о трясении и трепете: имя Наид есть еврейское слово, и означает: трепетание»307. Еврейский глагол ניד значит «колебаться», а существительное נוד (нод) значит «изгнание».

Итак, путь Каина – путь во мрак, блуждание и нечестивое трепетание, как и о бесах сказано, что они трепещут (Иак. 2:19).

Путь Каина – путь земного града, путь цивилизации.

И познал Каин жену свою; и она зачала, и родила Еноха. И построил он город; и назвал город по имени
сынасвоего: Енох
(Быт. 4:17).

Начало градостроительства, урбанизация. Земной город вместо сада в Эдеме. Кстати, Библия не говорит о долгом полудиком существовании людей, а об изначальной цивилизации. Св. Иоанн Златоуст: «И позна Каин жену свою, и заченши роди Еноха; и бе зиждяй град во имя сына своего, Енох. Смотри, как (люди) уже умудряются мало-помалу. Т.к. они сделались смертными, то хотят навсегда сохранить память о себе, посредством детей, через наименование мест, которым давали прозвища детей. Но, по всей справедливости, можно сказать, что все это – памятники их грехов и потери той славы, которой пользуясь, Адам и Ева ни в чем этом не нуждались, но были выше всего»308.

И, наконец, в седьмом колене от Адама в роде Каина – цивилизационный взрыв. Речь идет о Ламехе, его сыновьях и дочери.

И взял себе Ламех две жены: имя одной: Ада и имя второй: Цилла. Ада родила Иовала: он был отец живущих в шатрах со стадами. Имя брату его – Иувал: он был отец всех играющих на гуслях и свирели. Цилла также родила Тувалкаина, который был ковачом всех орудий из меди и железа. И сестра Тувалкаина Ноема

(Быт. 4:19–22).

И далее следует песнь Ламеха. Многоженство, насилие и поэзия Ламеха. Кочевничество и, возможно, мясоедение потомков Иовала. Отсюда дикие кочевые орды и, может быть, одичавшие племена, как неандертальцы. Музыка и искусства потомков Иувала. Обработка меди и железа, металлов, технический прогресс, приведший к появлению науки Тувалкаина. Косметика и развлечения Ноемы (Ноема означает «прекрасная»). Ни о каких отношениях к Богу в этом роде каинитов нет речи.

На совсем другом пути показывает Св. Писание род Сифа.

Если следовать свидетельству Предания, то Сиф – уже плод покаяния Адама и Евы.

И познал после покаяния Адам еще (Еву) жену свою, и она родила сына, и нарекла ему имя: Сиф; потому что (говорила она) Бог положил мне другое семя, вместо Авеля, которого убил Каин

(Быт. 4:25).

Имя Авель означает «дуновение», «пар», «суета». Как краткое дуновение была его жизнь, развеялась, как пар. Печальная история двух братьев Каина и Авеля показала суетность этой земной жизни. Но вот, вместо Авеля – Сиф. Бог положил Еве другое семя. «Сиф». Имя שת (Шет) объясняет сама Ева: שת לי (шат-ли) «положил мне

», или «
поставил мне
», т.е. основание, «фундамент». Сиф – основание имеющего продолжиться, быть и наследовать спасение рода человеческого. Сам он рожден по образу отца своего Адама, а чрез него – по образу Божию.

Иосиф Флавий: «Когда он [Сиф. – Г.Ф.] вырос и достиг того возраста, в котором у человека является возможность отличать добро [от зла], он стал вести добродетельный образ жизни и, будучи сам наилучшим человеком, оставил после себя потомство, подражавшее ему в этом»309.

Прославились между людьми Сим и Сиф

(Сир. 49:18) – родоначальники Божьего рода среди людей после и до потопа. Это о них могло быть сказано: В семени их пребывает доброе наследство; потомки их – в заветах (потомки Сима в завете Авраама, потомки Сифа – в завете Ноя, те и другие – в завете Христа-Мессии). Семя их будет твердо, и дети их – ради них. Семя их пребудет до века, и слава их не истребится (Сир. 44:10–12). Вместо Авелева дуновения – твердое основание сифитов. А в обетовании пребывания семени Сифа до века и неистреблении славы его потомства, явно звучат мессианские мотивы. Потомки Сифа пошли путем жизни.

Как при рождении сына Каина (Еноха) началось земное градостроение, началась цивилизация, отвернувшая свой лик от Господа, так, в сыне Сифа, люди обратили свой лик к Господу и начали устроение града Божия на земле.

У Сифа также родился сын, и он нарек ему имя: Енос; тогда начали призывать имя Ягве (Бога)

(Быт. 4:26).

Как нигде не говорится об обращенности к Богу потомков Каина, а только о земном преуспеянии их рода, так, наоборот, ничего не говорится о земных делах сифитов, а только об их отношении к Богу. Вполне возможно, что, подобно Авелю, они были пастухами, оберегали Божие творение. Но и об этом Писание не говорит. Оно, как бы, не интересуется земными делами благочестивых сифитов.

Если при Енохе, сыне Каина, каиниты начали строить города, то при Еносе, сыне Сифа, сифиты начали призывать имя Ягве. А разве Адам, Авель, Сиф не призывали имя Ягве? Скорее всего – призывали, но при Еносе, как думают некоторые толкователи, началось общественное призывание имени Божия, т.е. общественное Богослужение. Каиниты положили начало городам, сифиты – церквам, собранию верующих. Св. Филарет Московский: «Тогда началось призывание имени Иеговы. И говорят, что во время Еноса, с умножением благочестивого племени, установлено общественное и открытое Богослужение, коего действия совершались прежде каждым семейством и лицом, частно и без соглашения с другими»310. А на основании перевода Акилы: τότε ήρχθη ш καλείσθαι έν όνόματι Κυρίυ, что значит: тогда начали называться по имени Господа. Св. Филарет дает и иное значение: «племя благочестивых начало быть отличаемо наименованием сынов Божиих». В дальнейшем, сифиты, действительно, будут именоваться сынами Божиими, в отличие от дочерей человеческих из каинитов (Быт. 6:2).

И далее, продолжается параллель восхождения потомков Сифа к Богу и самоутверждения потомков Каина на земле. Если при седьмом, от Адама, в потомстве Каина был «взрыв цивилизации» (семейство Ламеха), то в потомстве Сифа – седьмой от Адама был живым взят на небо.

Енох жил шестьдесят пять (165) лет, и родил Мафусала. И ходил Енох пред Богом, по рождении Мафусала, триста (200) лет, и родил сынов и дочерей. Всех же дней Еноха было триста шестьдесят пять лет. И ходил Енох пред Богом, и не стало его, потому что Бог взял его

(Быт. 5:21–24).

В седьмом, от Адама, потомке произошло некое преодоление Адама. Адам согрешил – Енох был праведен, Адам спрятался от Бога – Енох ходил пред Богом. Адам был изгнан из рая, Енох – взят на небо.

Енох угодил Господу и был взят на небо, – образ покаяния для всех родов. Не было на земле никого из сотворенных, подобного Еноху, ибо он был восхищен от земли (Сир. 44:15; 49:16).

Прп. Ефрем Сирин: «Писание говорит: угоди Енох Богу, и не обреташеся. Иные толкуют, что Енох в виду Адама преселен в рай, как для того, чтобы не подумал Адам, будто бы Енох убит, подобно Авелю, и не скорбел, так и для того, чтобы утешился он о своем праведном сыне Авеле и уразумел, что все ему подобные или до смерти еще, или по воскресении вземлются в рай

«311.

Св. Филарет Московский говорит о духовном значении Еноховой добродетели хождения пред Богом. Ведь это все, что о нем сказано. Не говорится ни о добродетелях, ни о подвигах, ни о чудесах, – ходил пред Богом, и все! Св. Филарет: «Заключающиеся в сем подробные понятия суть: хождение пред Богом, или в живом чувствовании присутствия Божия; хождение с Богом, или соединение с Ним верой и любовью; хождение вслед Бога, или подражание Ему и стремление к совершенству, сообразному с совершенством Отца Небесного; наконец, хождение пред лицом Бога, яко указателя и правителя пути, т.е. пребывание под особенным покровом Его провидения и благодати»312.

Комментаторы Библии обращали внимание и на число лет Еноха, когда он был взят на небо – триста шестьдесят пять. Это число дней солнечного года. В этом сокрыто и учение о Божественном свете и хождении в нем; человек – что планета Земля вокруг Солнца. Это освещение и освящение земли солнцем правды – Христом. А для вас, благоговеющие пред именем Моим, взойдет Солнце правды и исцеление в лучах Его (Мал. 4:2). Это и тайны Божии в движении небесных светил и человеческих судьбах. Вся жизнь Еноха – что один год, год, переходящий в вечность.

Позднейшее еврейское предание считает Еноха изобретателем не только письмен, к которым, в некотором отношении, могут восходить книги Еноха, но и математики, и астрономии [3, с. 12]. В Коране Енох назван Идрис (сура 19, 57), что значит «ученый». У нас нет оснований отвергать эти предания, но они выходят за рамки свидетельства книги Бытия, которая ничего не говорит об отношении к цивилизации сифитов, только повествует об их отношении к Богу.

В детях Ламеха (каинита) – цивилизация, жизнь для себя в страстях, в сыне Еноха Мафусале – благословение предельного многолетия жизни. Мафусал прожил 969 лет, превзойдя возрастом всех праотцов.

И последний взгляд на финал – к чему привел путь каинитов и к чему – путь сифитов.

Каиниты создали великую допотопную цивилизацию. Другие же из них выродились до диких первобытно-общинных племен, а, возможно, и неандертальцев. Среди сифитов были пастухи овец, великие праотцы первого мира: Сиф, Енос, Каинан, Малелеил, Иаред, Енох, Мафусал и слушавшие их. С вершин Аманы (Песн. 4:8) они взирали на Бога, призывали Его имя, полагали начало вере на земле. Там жило славное племя сынов Божиих (Быт. 6:2). Но и из них большинство уклонилось от Создателя.

Тогда сыны Божии увидели дочерей человеческих, что они красивы, и брали их себе в жены, какую кто избрал

(Быт. 6:2).

Прп. Ефрем Сирин: «Видевше сынове Божии дщери человечи, яко добры суть, пояша себе жены от всех, яже избраша. Сынами Божиими называются сыны Сифовы. Они, как чада праведного Сифа, именуются народом Божиим. Добрые на вид дщери человеческие, которых увидели сыны Божии, суть дщери Каиновы; их красота и убранство послужили сетью для сынов Сифовых. Слова же: пояша себе жены от всех, яже избраша, показывают, что, когда брали их себе в жены, тогда гордились перед ними, делали из них выбор; бедный превозносился пред богатой, старый кичился пред юной, самый безобразный надмевался пред самой красивой»313. Искусство Ноемы затмило богозданную красоту. Угасили дух, потому что они плоть (Быт. 6:3). Смешались племена сифитов и каинитов с того времени, как сыны Божии стали входить к дочерям человеческим и они стали рождать им. Кого? Скупыми словами сообщает Моисей; В то время были на земле исполины, исполины греха. Не о них ли помнят предания многих народов мира, как о героях, великанах и ужасных исполинах? В этом мире – это сильные, издревле славные люди. Но пред Богом они – плоть. Господь отнимает от них Свой дух. Смешение добра и зла порождает исполинов. И увидел Ягве (Бог), что велико развращение человеков на земле, и, что все мысли и помышления сердца их были зло на всякое время. И раскаялся Ягве, что создал человека на земле…

(Быт. 6:5–6)

А другое мнение древних и вовсе допускает понимание, что тогда смешались люди и демоны. Так или иначе – мир пришел к своему концу.

Каиниты, ушедшие от лица Ягве, должны были исчезнуть.

И из сифитов оставался пред лицом Ягве Бога один праведник – Ной, со своим семейством.

Сгущались облака.

Землю распирали воды великой бездны.

Приближался потоп.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]