Богослов Осипов Алексей Ильич, профессор Московской духовной академии

Осипов Алексей Ильич — крупнейший специалист в области богословия, профессор и преподаватель Московской Духовной Академии. Лекции, беседы и проповеди Осипова отличают тонкий юмор, доступность изложения и глубокие знания предмета обсуждения. В марте 2022 года он отметил свое 80-летие.

Детство

Алексей Осипов родился 31 марта 1938 года в городе Белев Тульской области.

Происхождение и рождение

О родных А.И. Осипова и о самых ранних годах его жизни сведений очень мало. Известно, что он родился в семье советских служащих, папа был военным, мама работала в магазине. Поменяв несколько городов, в 1952 году Осиповы обосновались в г. Гжатске (ныне г. Гагарин) Смоленской области.

Семья

О своем детстве А.И. Осипов рассказывает очень мало и неохотно, повторяя каждый раз, когда его об этом спрашивают, что принародная исповедь была отменена еще в I веке н.э. Именно тогда было решено, что человек должен исповедаться один на один со священником, поэтому ему нечего рассказать о своем прошлом широкой аудитории.

Когда Алексею было 6-7 лет, его мама, Ольга Михайловна, стала ходить в храм, настоятелем которого служил батюшка Никон (А.А. Воробьев). Впоследствии он оказал огромное влияние на духовное становление молодого Алексея Осипова, а позднее стал его духовным отцом. До самой своей кончины в 1963 году отец Никон был для Алексея Ильича примером истинного христианина, умнейшего наставника, мудрого и доброго друга.

Учеба в школе

Среднюю школу Алексей Осипов закончил в Гжатске в 1955 году. Он был очень маленького роста (из-за травмы позвоночника перестал расти), и из школьных моментов,о нем он говорил в своих выступлениях, самым ярким было воспоминание, связанное с его духовным отцом игуменом Никоном.

Все лето, где-то 2-2,5 месяца, отец Никон измерял его линейкой и делал отметку на двери, говоря: «Ну вот, смотри, ты снова немного подрос». Он настолько укрепил веру мальчика в то, что он вырос, что когда 1 сентября Алексей зашел в класс, все были просто поражены: за лето он подрос на 15 сантиметров! В этом Алексей Ильич сегодня видит силу убеждения своего наставника и не устает воспитывать это качество в себе.

Когда пришла пора вступать в комсомол, Алексей наотрез отказался это делать, так и остался «неохваченным». Причина его поступка неизвестна, но, возможно, все дело в религиозных убеждениях юного Алексея, к которым его приобщили мама и отец Никон.

Юношеские годы и молодость

По окончании средней школы перед Алексеем Осиповым встал вопрос о дальнейшем образовании. Дирекция школы, в которой он учился, предлагала ему поступать в какой-либо институт, однако его наставник игумен Никон посоветовал Алексею избрать другой путь.

Изучение богословия

В течение последующих 3-х лет Алексей Осипов под руководством своего духовного наставника готовился к поступлению в Московскую духовную семинарию. Упор делался на изучение жизнеописаний святых отцов и их трактовки основ христианской веры.

В 1958 году, получив письменную рекомендацию игумена Никона, Алексей Осипов был зачислен в 4 (выпускной) класс духовной семинарии, которую с успехом закончил в 1959 году. Как позже вспоминал Алексей Ильич, таких глубоких познаний в богословии и изучении трудов святых отцов, которые давал ему Наставник, даже преподаватели семинарии не давали своим студентам.

Далее Осипов поступает в Московскую духовную академию, выпускается из которой в 1963 году, получает степень кандидата богословия и направление на работу в одну из церквей города Смоленска (тема диссертации — «Перевод чинопоследований Утрени и Вечерни по служебнику Греческой Церкви 1951 года издания в сравнении с русским служебником синодального издания»). В новой должности Осипов проработал недолго. По приглашению высшего учебного заведения Русской православной церкви, он поступает в аспирантуру.

Зрелый возраст

В возрасте 26 лет, в 1964 году, Алексей Осипов заканчивает аспирантуру, прослушав курс при духовной академии.

Преподавание в академии

Сразу же по окончании аспирантуры Осипов назначается в ней преподавателем основного богословия и новой для того времени дисциплины Экуменизм (всехристианская сплоченность, стремление к единству всех религиозных общин во Вселенной). Работая в новой должности, Алексей Ильич параллельно читает лекции в духовной академии на первом курсе и в семинарии на пятом курсе по основам христианской веры, богословия и западным вероисповеданиям.

С 1969 года Осипов — доцент, а с 1975 — профессор духовной академии. С 1990 года, в течение трех лет, был главным редактором издания духовной академии «Богословский вестник».

Работа в РПЦ

В 1964 году Осипов назначается секретарем комиссии Русской Православной Церкви (РПЦ) по подготовке материалов в религиозно-этическую энциклопедию, издание которой планировалось осуществить в Афинах.

С 1973 и по настоящее время профессор Осипов принимает активное участие в деятельности РПЦ:

  • состоял в членах учебного комитета от духовной Академии при Священном Синоде (орган управления РПЦ) до 1986 года;
  • был членом комиссии Священного Синода по вопросам христианского единства до 2004 года;
  • в 1988 году был членом Юбилейного Поместного Собора РПЦ
  • с 1994—1995 г.г. состоял в членах координационного комитета по взаимодействию между Вооруженными Силами РФ и РПЦ
  • с 1995—1997 г.г. — член постоянного Президиума Всемирных русских соборов II-IV созывов;
  • состоял членом Церковно-общественной группы по подготовке празднования 2000-летия Рождества Христова;
  • состоял в Синодальной рабочей группе по разработке основ концепции РПЦ;
  • с 2009 года — член президиума Межсоборного присутствия и его комиссии по церковному просвещению.
  • принимал участие в двусторонних диалогах РПЦ с другими религиозными конфессиями.

Следует отметить, что на сегодняшний день отношение Русской Православно Церкви к лекциям и мировоззрению профессора А.И. Осипова неоднозначное. С одной стороны, в области Основного богословия (апологетики), он является, бесспорно, крупнейшим специалистом, что же касается Догматического богословия (разделы учения о спасении, конечных судьбах мира и человека), то здесь, по заключению Синодальной библейско-богословской комиссии (2016 г.), лекции профессора не соответствуют православному вероучению, основанному на Божественном откровении.

В этом видео представлен отрывок из лекции профессора А.И. Осипова «О десяти праведниках».

Общественно-политическая деятельность

Профессор А.И. Осипов активно участвует в общественной и политической жизни:

  • с 1996 по 1987 гг. и с 1995 по 2005 гг. являлся членом редакционной коллегии сборника «Богословские труды»;
  • с 1991 по 2016 гг. — состоял сопредседателем (от религии) ежегодной международной конференции «Наука. Философия. Религия»;
  • был участником ассамблей Всемирного совета церквей;
  • участвовал в конференции европейских церквей;
  • принимал участие в Христианской мирной конференции;
  • был приглашен на многие всемирные международные и иные церковные и общественные конференции и ассамблеи в России и за рубежом.

Участие в телепрограммах

Алексей Ильич Осипов много выступает:

  • на встречах с учениками духовных академий;
  • с верующими;
  • на телевидении.

Профессора часто приглашают для чтения лекций, и всегда задают очень много вопросов. Часто его выступления можно увидеть на православном канале «Союз».

Зрителей необычайно волнуют не только вопросы веры, но и личная жизнь и семейное положение профессора, есть ли у него дети, женат он или нет. Однако Осипов никогда не рассказывает лично о себе. Он считает, что его биография и личная жизнь — не есть повод для обсуждений.

Гораздо важнее поговорить о том, в чем он видит свое предназначение:

  1. Донести до присутствующих послания святых отцов.
  2. Обсудить вопросы православия и христианства.

Например, на вопрос одного из телеведущих:» Какая главная трудность сегодня у человека на пути к храму, вере, к Богу? Как Вам кажется?», А.И. Осипов ответил так:

— Трудно сейчас бывает человеку выйти из той атмосферы жизни, в которую нас погружают. Самое трудное — это суета, которая отнимает все время, забивает нам голову. Мы не успеваем ничего подумать: даже о своей душе и о Боге. Вот эта суета, вот это отвлечение внимания от насущного вопроса: «Зачем я живу?» Человек не успевает как-то осмыслить самого себя. Это развлечение, это развлекаловка, которая сейчас всюду, это средства массовой информации, которые нас погружают совершенно в другой, буквально антихристианский мир. Все это очень мешает человеку прийти к Богу. Ничего не читаем, Нового Завета даже не читаем. Отсутствие интереса, какая-то апатия, какая-то теплохладность, о которой в Апокалипсисе сказано: «Поскольку ты не холоден и не горяч, изблюю тебя из уст Моих». Убийственное равнодушие: «Да неважно, мне плевать на все эти религии, на все, я живу, как живу», — вот это беда самая главная, мне так кажется.

Кроме преподавательской и общественно-политической деятельности, А.И. Осипов много занимается публицистикой. Его работы печатаются в различных отечественных изданиях («Журнал Московской патриархии», «Богословские труды») и зарубежных СМИ в Италии, Греции, США, Финляндии, Германии.

Профессор имеет многочисленные награды, в том числе и от Русской Православной Церкви:

  • орден святого благоверного равноапостольного князя Владимира III степени (1971 г.);
  • орден преподобного Сергия Радонежского III степени (1979 г.);
  • орден святого благоверного равноапостольного князя Владимира II степени (1988 г.);
  • орден святого благоверного князя Даниила Московского III степени(1998 г.);
  • орден святителя Макария, митрополита Московского и всея Руси III степени (2008 г.);
  • орден святителя Макария, митрополита Московского и всея Руси II степени (2013 г.);
  • орден святителя Макария, митрополита Московского и всея Руси I степени (2018 г.).

В этом видео показан отрывок из лекции А.И. Осипова «Как определить свое профессиональное предназначение: «В поте лица твоего ешь хлеб твой».

Профессор Алексей Ильич Осипов. Лекции и беседы

Андрей пишет: «Какие же вы мало­душ­ные, мало­гра­мот­ные и не обра­зо­ван­ные люди».

Ответ: Андрей, Вы, видимо, из-за сво­его вели­ко­ду­шия поз­во­ля­ете себе оскорб­ле­ния, назы­вая нас мало­душ­ными. Далее назы­ва­ете нас мало­гра­мот­ными. Тогда поз­волю спро­сить, если Вы мно­го­гра­мотны, почему же Вы не видите в тру­дах Алек­сея Ильича опас­ных заблуж­де­ний? И, если Вы назы­ва­ете нас необ­ра­зо­ван­ными, а Вы должно быть обра­зо­ванны, то почему же здесь, в этом же посте допус­ка­ются такие ошибки, кото­рые будут пока­заны ниже?

Андрей: «Ну Алек­сей Ильич во всех своих лек­циях все­гда гово­рит, ссы­ла­ясь на Свя­тых Отцов, а не от себя».

Ответ: Ну, дей­стви­тельно, у Алек­сея Ильича встре­ча­ются свя­то­оте­че­ские цитаты, и ника­кого про­ти­во­ре­чия в них бывает нет на неко­то­рые отдель­ные темы. Вме­сте с тем, при вни­ма­тель­ном рас­смот­ре­нии, у Алек­сея Ильича встре­ча­ются и дру­гие моменты, когда он при­во­дит цитаты и этим цита­там при­даёт про­из­воль­ное зна­че­ние. Свя­щен­ное Писа­ние тол­кует по сво­ему, состав­ляет цитаты из отдель­ных кус­ков, отбра­сы­вая суще­ственно- важ­ные части внут­рен­него тек­ста, что от этого цитата при­об­ре­тает совер­шенно дру­гой смысл. Поэтому, как здесь утвер­ждать что «все­гда гово­рит»? Он все­гда УПОМИНАЕТ о свя­тых отцах, это да. Но, ино­гда КАЧЕСТВЕННО при­во­дит свя­тых отцов, а ино­гда ЛОЖНО.

Андрей пишет: «Каса­тельно Все­лен­ских Соборов.»

Ответ: Нам ста­вится в упрёк, что пра­вила Все­лен­ских Собо­ров, якобы, мы не знаем и не пра­вильно их интерпретируем.

Андрей: «вы сна­чала про­чи­тайте поста­нов­ле­ния, а затем гово­рите, не нужно голо­словно осуждать».

Ответ: Почи­тали поста­нов­ле­ния. И почи­тали, в част­но­сти, пра­вило Тре­тьего Все­лен­ского Собора, пре­да­ю­щего ана­феме Целе­стия, кото­рое Алек­сей Ильич явно игно­ри­рует. Алек­сей Ильич утвер­ждает, что мла­денцы, умер­шие не кре­щё­ными, обя­за­тельно вхо­дят в рай. Такое мне­ние было при­знано ере­сью и пре­дано ана­феме 124‑м Пра­ви­лом Свя­того Кар­фа­ген­ского Собора. Алек­сей Ильич отвер­гает спра­вед­ли­вые обли­че­ния совре­мен­ни­ков, ссы­ла­ясь на то, что Помест­ные Соборы не обла­дают дог­ма­ти­че­ской силой и гово­рит, что ука­зан­ное Пра­вило вообще не верно. Но про­фес­сор, по всей види­мо­сти, не знал, что эту же ересь осу­дил и ТРЕТИЙ ВСЕЛЕНСКИЙ СОБОР, про­ти­во­ре­чить кото­рому уже нет ника­кой воз­мож­но­сти. К сожа­ле­нию, нужно при­знать, что А.И. ОСИПОВ ВОЗРОДИЛ ЕРЕСЬ ЦЕЛЕСТИЯ, осуж­дён­ную Цер­ко­вью 1600 лет тому назад.

Поэтому, Андрей, как раз АЛЕКСЕЮ ИЛЬИЧУ надо более подробно озна­ко­миться, в част­но­сти, с пра­ви­лами Тре­тьего Все­лен­ского Собора и убе­диться, что Целе­стий пре­дан анафеме.

Почи­тайте об этом у игу­мена Нестора (Кумыша), у монаха Вене­дикта, у С.М.Масленникова..

Там ника­кого голо­сло­вия нет. Там есть точ­ные дока­за­тель­ные утвер­жде­ния со ссыл­ками на Свя­щен­ное Писа­ние и Свя­щен­ное Предание.

Андрей: «гово­рят: «Пра­вила Все­лен­ских Собо­ров», а сами забыли, что есть «оросы» — учи­тель­ные опре­де­ле­ния – это одно; а пра­вила – это другое».

Ответ: Вот это 4 пра­вило Тре­тьего Все­лен­ского Собора осуж­дает ересь Целе­стия. А Алек­сей Ильич её снова вытас­ки­вает и в своей книге “Из вре­мени в веч­ность” посто­янно это гово­рит, не пре­да­вая зна­че­ние ана­феме. Также ана­фема на Ори­гена, он и это всё отвер­гает. Ана­фе­ма­тизм утвер­ждён­ный Все­лен­скими Собо­рами тоже отвергает.

Выдержка из «Откры­того письма про­фес­сору Оси­пову» монаха Венедикта:

«Если пре­по­да­ва­тель духов­ной семи­на­рии и ака­де­мии забыл глав­ные дог­маты Пра­во­сла­вия и те ана­фе­мат­ство­ва­ния, под кото­рые под­па­дает его новое лже­уче­ние, и навя­зы­вает сту­ден­там и всем своим чита­те­лям и слу­ша­те­лям не то, чему учила и учит Пра­во­слав­ная Цер­ковь все­гда и повсе­местно, попы­та­юсь напомнить:

1. Отри­ца­ю­щим бытие Божие и утвер­жда­ю­щим, яко мир сей есть само­бы­тен и вся в нем без про­мысла Божия и по слу­чаю бывает: анафема.

(Под эту ана­фему под­па­дают не только ате­и­сты, но и те, кто учит (стр. 90), что они, не при­неся до смерти пока­я­ния, в буду­щей жизни спа­сутся – прим. сост.).

2. Гла­го­лю­щим Бога не быти дух, но плоть; или не быти Его пра­ведна, мило­серда, пре­мудра, все­ве­дуща и подоб­ная хуле­ния про­из­но­ся­щим: анафема.

(Отри­цая в Боге свой­ство пра­во­су­дия (стр. 90, 115, 118, 124, 128), вы, Алек­сей Ильич, под­па­да­ете и под эту ана­фему. При­зна­вая воз­мож­ность спа­се­ния языч­ни­ков и ере­ти­ков (стр. 90, 115, 131, 132), вы также под­па­да­ете как под эту, так и под все ниже­пе­ре­чис­лен­ные ана­фемы, про­из­не­сен­ные на таких ере­ти­ков – прим. сост.).

3. Дер­за­ю­щим гла­го­лати, яко Сын Божий не еди­но­сущ­ный и не рав­но­чест­ный Отцу, такожде и Дух Свя­тый, и испо­ве­да­ю­щим Отца, и Сына, и Свя­того Духа не еди­ного быти Бога: анафема.

4. Безумне гла­го­лю­щим, яко не нужно быти ко спа­се­нию нашему и ко очи­ще­нию гре­хов при­ше­ствие в мир Сына Божия во плоти и Его воль­ное стра­да­ние, смерть и вос­кре­се­ние: анафема.

5. Непри­ем­лю­щим бла­го­дати искуп­ле­ния, Еван­ге­лием про­по­ве­дан­ного, яко един­ствен­ного нашего ко оправ­да­нию пред Богом сред­ства: ана­фема (под эту ана­фему под­па­дают и те, кто гово­рит, что спа­се­ние воз­можно в иных веро­ва­ниях: стр. 90, 115, 131, 132 – прим. сост.).

6. Дер­за­ю­щим гла­го­лати, яко Пре­чи­стая Дева Мария не бысть прежде рож­де­ства, в рож­де­стве и по рож­де­стве Дева: анафема.

7. Неве­ру­ю­щим, яко Дух Свя­тый умудри про­ро­ков и апо­сто­лов и чрез них воз­ве­сти нам истин­ный путь к веч­ному спа­се­нию (в том числе утвер­жда­ю­щим, что их бого­дух­но­вен­ные слова имеют только «вос­пи­та­тель­ный харак­тер» (с. 115) – прим. сост.), и утверди сие чуде­сами, и ныне в серд­цах вер­ных и истин­ных хри­стиан оби­тает и настав­ляет их на вся­кую истину: анафема.

8. Отме­щу­щим без­смер­тие души, кон­чину века, суд буду­щий и воз­да­я­ние веч­ное за доб­ро­де­тели на небе­сех, а за грехи осуж­де­ние (стр. 90, 115, 118, 124, 128 – прим. сост.): анафема.

9. Отме­щу­щим все таин­ства свя­тая (стр. 90, 134, 135, 144, 145, 174, 175 – прим. сост.), Цер­ко­вью Хри­сто­вою содер­жи­мая: анафема.

10. Отвер­га­ю­щим Соборы свя­тых Отец (пре­дав­ших ана­феме всех ере­ти­ков, о кото­рых вы, Алек­сей Ильич, утвер­жда­ете, что они будут спа­сены (стр. 90) – прим. сост.) и их пре­да­ния, Боже­ствен­ному Откро­ве­нию соглас­ная (!!!), и Пра­во­славно-Кафо­ли­че­скою Цер­ко­вью бла­го­честно хра­ни­мая: анафема.

11. Помыш­ля­ю­щим, яко пра­во­слав­нии Госу­дари воз­во­дятся на пре­столы не по особ­ли­вому о них Божию бла­го­во­ле­нию и при пома­за­нии на цар­ство даро­ва­ния Духа Свя­таго к про­хож­де­нию вели­кого сего зва­ния на них не изли­ва­ются, и тако дер­за­ю­щим про­тив их на бунт и измену: анафема.

(При­зна­вая воз­мож­ность спа­се­ния всех (стр. 90), в том числе и нерас­ка­ян­ных рево­лю­ци­о­не­ров, пре­вра­тив­ших Свя­тую Русь в бого­бор­че­ское госу­дар­ство, вы ста­но­ви­тесь соучаст­ни­ком в их злых делах (2Ин. 1,10–11) – прим. сост.).

12. Руга­ю­щим и хуля­щим свя­тыя иконы, ихже Свя­тая Цер­ковь к вос­по­ми­на­нию дел Божиих и угод­ни­ков Его, ради воз­буж­де­ния взи­ра­ю­щих на оныя ко бла­го­че­стию, и ко оных под­ра­жа­нию при­ем­лет, и гла­го­лю­щим оныя быти идолы: анафема.

(Еще раз повто­ряю, что при­зна­вая воз­мож­ность спа­се­ния ико­но­бор­цев и всех выше­пе­ре­чис­лен­ных ере­ти­ков (стр. 90, 1), Вы, Алек­сей Ильич, под­па­да­ете под все ана­фемы, про­из­не­сен­ные на них – прим. сост.)» https://www.protiv-eresi.ru/2014/10/311.html

Андрей: «Такие были даже пра­вила, за нару­ше­ния кото­рых нару­ши­тели под­вер­га­лись очень суро­вым нака­за­ниям, епи­ти­миям, отлу­ча­лись на мно­гие годы от причастия».

Ответ: Андрей, Вы сами пута­ете. Там, где сроки отлу­че­ния ука­заны, это не к пра­ви­лам отно­сится, а к кано­ни­че­ским посла­ниям свя­тых отцов.

В кано­ни­че­ских посла­ниях свя­тых отцов гово­рится также, что отлу­че­ния на очень длин­ные сроки были только за самые тяж­кие смерт­ные грехи — во пер­вых; во-вто­рых — срок эпи­ти­мии может сокра­щаться; в тре­тьих, — эти пра­вила не при­ме­ня­ются к языч­ни­кам при их воцер­ко­в­ле­нии вообще; в чет­вер­тых, — чело­век хотя и был кре­щён, но вообще не был воцер­ко­в­лён и ничего не знал, для того тоже такие пра­вила не при­ме­ня­лись. Надо смот­реть насколько был воцер­ко­в­лён чело­век. А вот , если Вы, Андрей , выстав­ля­ете себя ОБРАЗОВАННЫМ, то Вы должны знать все эти допол­ни­тель­ные све­де­ния, кото­рые каса­ются сро­ков отлу­че­ния от при­ча­стия. И вот так пугать народ, что вот там такие пра­вила, что это жуть, что их вообще при­ме­нять нельзя — это ЛОЖЬ!

Далее Вы, Андрей, цити­ру­ете про­фес­сора А.И.Осипова: «… Потому что пра­вило имеет несколько уров­ней: от весьма фун­да­мен­таль­ного (напри­мер, постав­ле­ния епи­скопа) до таких быто­вых мело­чей (напри­мер, можно ли мыться в бане с евреем или нет)».

Посмот­рим, какого же уровня это пра­вило: «можно ли мыться в бане с евреем»? Счи­тали ли Свя­тые Отцы Все­лен­ских Собо­ров, на кото­рых так «любит ссы­латься» про­фес­сор А.И.Осипов, это пра­вило отно­ся­щимся к БЫТОВЫМ МЕЛОЧАМ???

А.И.Осипов гово­рит: «Я все­гда при­вожу один и тот же при­мер, и все сме­ются, конечно, но он очень хоро­ший. Одно из Пра­вил: «Если кто будет мыться в бане с евреем, то отлу­ча­ется от Причастия…(я забыл, ну, на сколько там лет)». Так что, ну, попро­буйте сей­час, вот при­дёте в баню и спро­сите: «А нет ли тут еврея?» Ну что это? Таких Пра­вил там очень много!»

«Вот так, иска­жая смысл Пра­вила (подобно как и 124-го Пра­вила Кар­фа­ген­ского Собора), насме­ха­ясь над духов­ной муд­ро­стью отцов Шестого Все­лен­ского Собора, разыг­ры­вая мини­ко­ме­дию с обще­ствен­ными банями, Алек­сей Ильич дис­кре­ди­ти­рует авто­ри­тет Все­лен­ских Собо­ров, под­чёр­ки­вая, что «таких Пра­вил там очень много». Что озна­чает выра­же­ние «очень много»? Это более поло­вины или менее, треть или две трети? Все те люди, кто пол­но­стью дове­ряют про­фес­сору Оси­пову, уже более не ста­нут, видимо, дове­рять реше­ниям Собо­ров, зани­мав­шихся какими-то «стран­ными» вопро­сами, «очень мно­гие» из кото­рых, с уме­лой подачи Алек­сея Ильича, вызы­вают смех у совре­мен­ного человека.

Но при­ве­дём это самое 11‑е Пра­вило Шестого Все­лен­ского Собора: «Никто из при­над­ле­жа­щих к свя­щен­ному чину или из мирян отнюдь не дол­жен ясти опрес­ноки, дава­е­мые иуде­ями, ни всту­пать в содру­же­ство с ними, ни в болез­нях при­зы­вать их и вра­чев­ства при­ни­мать от них, ни в банях купно с ними мыться. Если же кто дерз­нёт сие тво­рить, то кли­рик да будет извер­жен, а миря­нин да будет отлучен».

Совсем нетрудно заме­тить, что в искус­ной интер­пре­та­ции Алек­сея Ильича Пра­вило выгля­дит совсем по-дру­гому. Отчёт­ливо видны несколько откло­не­ний: вме­сто «иуде­ями», что гово­рит о рели­ги­оз­ной при­над­леж­но­сти, про­фес­сор упо­треб­ляет «евре­ями», что гово­рит о при­над­леж­но­сти национальной;

вме­сто явного акцента на запрете всту­пать в содру­же­ство с иуде­ями, что явля­ется глав­ным смыс­лом Пра­вила, всё вни­ма­ние и весь смысл Пра­вила сво­дится к запрету мыться с ними вме­сте в обще­ствен­ной бане. Вот таким ЛУКАВЫМ спо­со­бом ува­жа­е­мый всеми про­фес­сор МДА пре­вра­щает 11‑е Пра­вило свя­тых отцов Шестого Все­лен­ского Собора в мини­ко­ме­дию с обще­ствен­ными банями, что совер­шенно про­ти­во­ре­чит духов­ному смыслу Правила.

Если же смот­реть на всё Пра­вило цели­ком, то будет понятно, что отцы Собора запре­щают всту­пать в лич­ную дружбу с иуде­ями, как пред­ста­ви­те­лями рели­гии, ОТВЕРГШЕЙ ХРИСТА и про­дол­жа­ю­щей ожи­дать СВОЕГО МИССИЮ, чтобы не зара­зиться их духов­ными болез­нями. Упо­ми­на­ние о банях, как о деле быто­вом, упо­треб­ля­ется отцами как один из при­ме­ров про­яв­ле­ния такой лич­ной дружбы, когда близко зна­ко­мые люди ходят друг к другу в баню. Этим пока­зы­ва­ется, что дружба даже на быто­вом уровне может иметь после­ду­ю­щие ОПАСНЫЕ духов­ные про­блемы. Об этом же гово­рит и Спа­си­тель в Своей запо­веди: …выходя из дома (…) того, отря­сите прах от ног ваших (Мф. 10,14), то есть не только посе­ще­ние их бань пре­кра­тите, но и пыли их на ногах своих не остав­ляйте. Так отцы Собора мудро предо­сте­ре­гали хри­стиан от дей­ствий, спо­соб­ных повлечь за собой УКЛОНЕНИЕ от ИСТИНЫ и ДУХОВНУЮ СМЕРТЬ. При разум­ном пони­ма­нии насто­я­щего Пра­вила не оста­ётся ника­ких при­чин сомне­ваться в том, что оно и акту­ально, и при­ме­нимо в наше время. Если же игно­ри­ро­вать его, то при сла­бой вере совре­мен­ных хри­стиан зара­зиться заблуж­де­ни­ями ино­вер­цев и ере­ти­ков ста­но­вится очень легко».

В итоге, Андрей, посмот­рите, Вы повто­ря­ете абсо­лютно всё тоже самое, что гово­рил Алек­сей Ильич про баню, про евреев в своём “Подроб­ном ответе на обви­не­нии в ереси”. Толи Вы оттуда спи­сали, толи Вам Алек­сей Ильич вто­рично это всё повто­рил, но сами Вы никак не отно­си­тесь к чело­веку само­сто­я­тель­ному, дума­ю­щему, ана­ли­зи­ру­ю­щему. Вы только копи­ру­ете то, что Вам гово­рят. Почему же не хотите сами про­чи­тать, напри­мер, игу­мена Нестора (Кумыша) “О Веч­но­сти”. Про­чи­тайте, срав­ните , про­ана­ли­зи­руйте всё ли пра­вильно при­во­дит Алек­сей Ильич, так ли он тол­кует цитаты. Сколько там сде­лано спра­вед­ли­вых кри­ти­че­ских заме­ча­ний со ссыл­ками и дока­за­тель­ствами что под­ход в этих вопро­сах у Алек­сея Ильича не науч­ный. Так в бого­сло­вии не было при­нято. Поэтому, при всех заслу­гах Алек­сея Ильича, при всем мно­же­стве его лек­ций, кото­рые во мно­гом полезны, поло­жи­тельны и очень инте­ресны, у него также точно есть вот такие оши­боч­ные и очень опас­ные моменты. На эти оши­боч­ные моменты, кото­рые явля­ются откло­не­нием от Церкви, и даже явля­ются в двух слу­чаях воз­рож­де­нием двух древ­них ере­сей, ему и ука­зы­вают. Либо он это смот­реть и читать ничего не хочет, либо с пре­зре­нием отно­сится к своим спра­вед­ли­вым кри­ти­кам, но дело то не дви­жется. Он упорно стоит в своих заблуж­де­ниях и не хочет при­ни­мать спра­вед­ли­вой кри­тики. Вот именно по этой при­чине, несмотря на все его огром­ные заслуги, стаж, воз­раст, обра­зо­ва­ние, гра­мот­ность, начи­тан­ность и память и т.д. при­хо­дится уже и гово­рить открыто. Если чело­века ули­чили уже в таких страш­ных ошиб­ках, если чело­веку дока­зали уже неод­но­кратно раз­ные люди и он всё равно упорно стоит в своём заблуж­де­нии, то это надо при­зна­вать уже ТВЁРДЫМ СТОЯНИЕМ В СВОЁМ ЗАБЛУЖДЕНИИ, т.е. ЕРЕСЯХ. Вот по этой при­чине столько гово­рится об опас­но­сти бес­смы­лен­ного и пагуб­ного слу­ша­ния его лек­ций, где содер­жатся вот эти отступления.

ССЫЛКИ:

Игу­мен Нестор (Кумыш) «О Вечности».

https://www.protiv-eresi.ru/2013/08/60.html

https://www.protiv-eresi.ru/2015/01/duhovnaia-zhizn-osipov.html

Монах Вене­дикт «Откры­тое письмо про­фес­сору Осипову».

https://www.3rm.info/49008-izoblichenie-eresi-osipova-otkrytoe-pismo-professoru-ai-osipovu-ot-monaha-venedikta.html

С.М.Масленников. «Опро­вер­же­ние оправ­да­ний про­фес­сора А.И. Осипова».

https://www.уралзвон.сайт/опровержение-оправданий-профессора/

С.М.Масленников. «Про­фес­сор Оси­пов и одна древ­няя ересь».

https://уралзвон.сайт/wp-content/uploads/2014/12/Профессор-Осипов-и-одна-древняя-ересь.pdf
Ответить »

Лекции и проповеди Алексея Осипова

Богослов Осипов Алексей Ильич активно выступает с докладами и лекциями на радио и телевидении, пишет и издает книги, аудио и видео диски с записями своих лекций. Его активно приглашают на встречи в различные аудитории.

Выступления А.И. Осипова отличаются великолепным языком, понятным всем присутствующим, без всякой елейности. Каждый раз после встречи с ним зрители и слушатели задают профессору вопросы и получают на них исчерпывающие ответы, поэтому каждая лекция Осипова — это интереснейшая дискуссия о различных аспектах православия, а также о разных сторонах духовной жизни человека и общества.

Послушать А.И. Осипова можно на его личном сайте в интернете, где собраны все записи выступлений и интервью последних лет, а также новые лекции профессора Осипова.

Темы, которые затрагиваются в беседах, очень обширны: от вопросов о христианстве, что такое христианство, что дает человеку, до ответов на житейские вопросы, волнующие каждого человека: как избавиться от скорби, депрессии, уныния, о принципах православного воспитания детей, об основах нравственности, о браке, любви.

Изданы книги А.И. Осипова, содержащие основные его мысли и тезисы:

  • «Бог»;
  • «Из времени в вечность: посмертная жизнь души»;
  • «Путь разума в поисках истины»;
  • «Любовь, брак и семья»;
  • «Стать святым»;
  • «Игумен Никон (Воробьев). Письма о духовной жизни»;
  • «Носители духа».

У профессора Осипова очень много друзей и сторонников, но также есть критики и недоброжелатели. Алексей Ильич не раз говорил в интервью, что готов на конструктивный диалог с любыми оппонентами, если только обвинения подкреплены какими-либо доказательствами. Осипов советует каждому иметь свое мнение по вопросам веры, для этого он рекомендует изучать жития и откровения святых отцов, изучению трудов которых посвятил всю свою жизнь.

Основные труды

Основное богословие. Курс лекций для учащихся Московской духовной семинарии. Москва, 1994

Путь разума в поисках истины. М.:Даниловский благовестник, 1997

Православное понимание смысла жизни. Киев, 2001

Справедливость и насилие // Богословские труды. №11. М., 1973

Насилие и справедливость // Журнал Московской Патриархии. 1973. №5

Спасение – освобождение для мира и справедливости во Христе. Значение Церкви // Журнал Московской Патриархии. 1976. №3

О некоторых принципах православного понимания экуменизма // Богословские труды. №18. М., 1978

Тридцатилетие Всемирного Совета Церквей // Журнал Московской Патриархии. 1978. №12.- 1979. №1

Канонизация Царской семьи: за и против // Церковь и время. 1998. № 4 (7). СС. 203-209

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]