Митр. Мануил (Лемешевский) |
Мануил (Лемешевский)
(1884 — 1968), митрополит б. Куйбышевский и Сызранский В миру Лемешевский Виктор Викторович, родился 18 апреля 1884 года в городе Луга Санкт-Петербургской губернии. Его предки принадлежали к потомственному дворянскому роду и отличались религиозностью.
Образование получил в Либавской Николаевской классической гимназии (ныне город Лиепая, Латвия), откуда выпустился в 1903 году. Затем учился в Санкт-Петербургском университете на юридическом факультете; в 1910 году ушёл с последнего курса (в 1920 — вновь потупил в университет). Окончил высшие библиотечные курсы в Ленинграде в 1919-1920 годы.
В 1906 году был избран членом Русского Библиографического общества и состоял его членом до 1917 года. Им был разработан план учреждения русского Библиографического института.
Духовную службу начал с апреля 1910 года в Николо-Столпенской пустыни Тверской епархии.
2 июня 1911 года пострижен в монашество, 10 декабря того же года возведён в сан иеродиакона.
16 сентября 1912 года рукоположен во иеромонаха в городе Семипалатинске.
С августа 1912 по август 1916 год — помощник начальника Киргизской духовной миссии Омской епархии в городе Семипалатинске.
В 1916 году поступил в Петроградскую духовную академию.
С 1917 года — помощник библиотекаря Петроградской епархии.
Летом 1917 года был секретарём на предсъездном совещании ученого монашества.
В августе 1918 года был в научной командировке в Олонецкой епархии по обследованию и описанию памятников местной церковной старины.
С апреля (утверждён 20 сентября) 1919 года — настоятель Никольской (домовой) церкви на Спасской улицы близ Литейного проспекта Александро-Невского общества Трезвости (закрыта в апреле 1923 года). В марте 1920 года основал при ней Спасское братство.
5 августа 1919 года назначен настоятелем Свято-Троицкой Сергиевой пустыни под Ленинградом.
Архиеп. Мануил (Лемешевский) |
С 1919 года работал старшим библиотекарем при Всероссийском Центральном Педагогическом Музее Главпрофобра Наркомпроса РСФСР.
С 1921 по 1923 год преподавал Священное писание Ветхого Завета на богословских пастырских курсах в городе Петрограде.
Арестован 16 июня 1922 года. Под арестом пробыл недолго.
8 сентября 1923 года в Даниловом монастыре города Москвы его бывшим настоятелем епископом Феодором (Поздеевским) возведён в сан архимандрита.
Наречение во епископа Лужского, викария Петроградской епархии было совершено патриархом святителем Тихоном в присутствии членов Священного Синода и приезжих архиереев в числе более тридцати человек в Михайловской церкви Донского монастыря. 23 сентября 1923 года в Московской церкви святого Дмитрия Солунского на Благуше состоялась его архиерейское рукоположение. Тогда же назначен управляющим Петроградской епархией по февраль 1924 года. Хиротонию совершали патриарх Тихон, архиепискоы Верейский Иларион, Костромской Севастиан и епископ Иерофей, в скором времени ушедший в иосифлянский раскол.
Известно о дружбе владыки Мануила с пребывавшим тогда в Александро-Невской Лавре преподобным Серафимом Вырицким [1].
Вновь арестован 3 февраля 1924 года по обвинению в организации нелегального братства. Приговорён к 3 годам концлагерей. Отбывал срок на Соловках. Постановлением особого совещания при коллегии ОГПУ от 16 сентября 1927 года по отбытии срока наказания лишён права проживания в 6-ти центральных губерниях и пограничной полосе сроком на 3 года. Постановлением от 9 марта 1928 года это решение было отменено.
В феврале 1928 года прибыл в Москву.
С 8 или 11 мая 1928 года — епископ Серпуховский, викарий Московской епархии. С 11 по 15 мая того же года находился в Ленинграде, чтобы засвидетельствовать верующему народу поддержку митрополиту Сергию (Страгородскому) и неприятие иосифлянского разделения.
С октября 1929 года также временно управляющий Каширским викариатством, почему именуется Серпуховским и Каширским.
30 января 1930 года подал рапорт об увольнении на покой. Рапорт был принят. С 31 января того же года епархией не управлял.
Подвергался арестам 31 января 1930, в январе 1932, в конце 1931 до мая 1932 года владыка находился в одиночном заключении. 20 декабря 1933 был вновь арестован и отправлен в Мариинск, Новосибирской области, где пробыл до весны 1936 года. Затем провел несколько лет в скитаниях, пока 18 апреля 1939 года не был арестован вновь и отправлен в Канск, где пробыл четыре года.
Осенью 1944 года был освобождён.
С ноября 1944 года по 14 февраля 1945 года был в распоряжении архиепископа Тамбовского исповедника Луки, который его радушно принял и дозволил совершать ему, архиерею без кафедры, в кафедральном соборе. Был вызван на Поместный Собор Русской Православной Церкви в начале 1945 года, но не смог прибыть вовремя из-за снежных заносов.
С 14 февраля 1945 года — епископ Чкаловский. В 1946 году началась его работа над фундаментальным каталогом русских архиереев.
21 апреля 1946 года на Пасху возведён в сан архиепископа.
Арестован 4 сентября 1948 и 16 апреля 1949 года осуждён на десятилетний срок и сослан в Потёмские лагеря (Явасе) Мордовской АССР. Освобождён в декабре 1955 года, реабилитирован в 1956 году.
21 декабря 1955 года назначен управляющим Чебоксарско-Чувашской епархией, а 7 февраля 1956 года утверждён архиепископом Чебоксарским и Чувашским.
С 1960 года — кандидат богословия.
С 22 марта 1960 года — архиепископ Куйбышевский и Сызранский.
25 февраля 1962 года возведён в сан митрополита.
25 ноября 1965 года уволен на покой, согласно прошению, по болезни с правом служения и с пребыванием в городе Куйбышеве (ныне Самара).
Скончался 12 августа 1968 года в Куйбышеве. Погребён в притворе Самарского Покровского кафедрального собора.
Наряду с епархиальными делами владыка увлеченно занимался литературной деятельностью, в первую очередь над его собранием «Русские православные иерархи
.» Знание богословской литературы в сочетании с великолепной памятью помогали ему в исторических изысканиях во всех областях церковной истории, а тем более в изучении жизни и деяний архиереев. В его келье стояли ящички с многотысячными карточками, которые содержали сведения по церковной истории, агиологии, о житиях подвижников благочестия и т. п. Помощники в научных трудах разбирали и систематизировали исторический материал, а владыка вносил коррективы и в целом руководил работой.
Труды
Труд митрополита Мануила «Русские православные иерархи
» является первым фундаментальным собранием биографических сведений о всех архиереях Русской Православной Церкви от Крещения Руси до 1965 года (включительно). Всего в нем собраны сведения о более чем 500 русских иерархах.
Также, известное духовное сочинение «От Меня это было…» приписывают либо преподобному Серафиму Вырицкому, либо митрополиту Мануилу. См. полный текст:
- «От Меня это было…,» сайт посвященный прп. Серафиму Вырицкому:
Два служения митрополита Мануила
12 августа исполняется 50 лет со дня блаженной кончины митрополита Мануила, который в своем жизненном пути совместил два служения — святителя и старца. Это был исповедник, защитник православия, проведший в лагерях и ссылках почти 25 лет. К юбилею памяти Святителя вышла замечательная книга «Молитвой окрыленный», где раскрываются основные вехи пути митрополита Мануила.
Владыка Мануил родился в городе Луга Санкт-Петербургской губернии 1 мая (18 апреля по ст. стилю) 1884 года в большой дружной семье. Судьба трех его братьев сложилась героически и трагически. Старший брат, Георгий, будучи мичманом на броненосце, погиб 15 мая 1905 года вместе со всем экипажем. Другой брат, Николай, погиб в марте 1915 года на австрийском фронте. Третий брат, Андрей, был арестован вместе с митрополитом Мануилом по делу Спасского братства и погиб в 1942 году в ссылке.
С детства Мануил (в миру Виктор Лемешевский) обладал литературным талантом, который в будущем посвятил на служение церкви. Он составил каталог всех русских Архиереев, всю жизнь записывал жития подвижников благочестия: странников, юродивых, старцев и сам старался подражать их жизни.
Но это будет потом, а пока…
Несмотря на свою религиозность, Виктор не избежал пагубного увлечения спиритизмом. В результате, его одолела тяжелая тоска, и по совету друзей он посетил известную старицу Марию Васильевну Барсову. Она была больна и никого не принимала, но для Лемешевского сделала исключение, провидев в нем будущего старца — монаха, много пострадавшего за Христа и потрудившегося для церкви.
Именно она убедила будущего митрополита Мануила оставить занятия оккультизмом и впредь обращаться за советом к ее сомолитвеннице Марии Карель. Так две Марии наставили юного Виктора Лемешевского на духовный путь. Все сказанное ими ошеломило юношу, который видел себя юристом или писателем, но никак не монахом. С этого момента в нем происходит душевный перелом, он находит утешение в чтении духовной литературы, в монастырском богослужении, посещении Кронштадтского пастыря Иоанна, а после его смерти могилки дорогого батюшки.
В 1909 году внезапно заболел брат Павел, учившийся тогда в морском инженерном училище. Врачи опоздали с операцией, гнойный перетонит не давал надежду на выздоровление.
Виктор, захватив масло с могилы о.Иоанна Кронштадтского, приехал к постели умирающего брата и дал обещание, что если брат выздоровеет, он примет монашество. И, к удивлению всех, брат начал поправляться. В дальнейшем Павел служил на Балтийском флоте, умер в 1948 году в звании капитана 2-го ранга. А будущий святитель сдержал свое обещание, и в небольшую, тихую Николо-Столбенскую пустынь вступил новый послушник, Виктор Лемешевский.
Свое монашеское имя Мануил Виктор получил чудесным образом в откровении. Однако игумен Амвросий, чтобы новоначальный послушник не возгордился и не впал в прелесть отказался дать ему такое имя. Но потом решился предать все воле Божией и бросить жребий. Написали три имени: Николай, Варсонофий и Мануил и велели Виктору тянуть. И он вытянул имя Мануил. С этим именем он и принял монашеский постриг 15 июня 1911 года.
Потом были труды миссионера в Киргизской миссии в Семипалатинске, где он впервые столкнулся с еще одним чудом — обновлением Абалацкой иконы Божией Материи и с чудесными исцелениями, происходящими от этого образа.
Но спокойное время его служения было недолгим. Грянула революция, начались гонения на Церковь. Появилось обновленчество. Обновленцы захватили в Северной столице большинство храмов. Нужен был ревностный пастырь, способный повести за собой духовенство и народ и противостоять обновленческому расколу. Выбор патриарха Тихона пал на иеромонаха Мануила. 23 сентября 1923 года была совершена его архиерейская хиротония. Вручая посох новому епископу, патриарх напутствовал его коротким, но сильным словом: «Посылаю тебя на страдания, ибо кресты и скорби ждут тебя, но мужайся и верни мне епархию».
За четыре месяца пребывания митрополита Мануила в Петрограде ему удалось в корне изменить соотношение сил. Северная столица перестала быть оплотом обновленчества, большинство обновленческих приходов вернулось в лоно православия. За счет чего была достигнута эта победа? Епископ Мануил принес сюда, на берег Невы, дух подвижничества, дух Нило- Столобенской пустыни. Литургию он служил почти ежедневно, иногда сил хватало и на три службы: в одном храме-литургия, в другом-вечерня с акафистом, в третьем-утреня. И все это сопровождалось проповедью о вреде раскола, о верности Патриарху. А еще между службами было общение с сотнями и даже тысячами прихожан, приходившими со своими бедами и вопросами. Епископ Мануил делился с нуждающимися последним-деньгами и продуктами. Иногда ему не оставалось даже денег на трамвайный билет, и тогда он шел к месту служения пешком.
Советская власть, политика которой была направлена на ослабление Церкви, такого простить молодому епископу не могла. И начались долгие мытарства Владыки Мануила по лагерям, ссылкам, тюрьмам. Соловецкие лагеря, Мариинские, Канские, Потемские (места, где подвизался преподобный Серафим Саровский).
Но, видимо, и этого было мало. Враг желал оклеветать, опорочить митрополита Мануила, бросить тень на его исповедничество, обвинив его в сотрудничестве с НКВД. Хотя нелепость большую трудно было придумать-обвинить в этом человека, почти четверть века проведшего в лагерях и ссылках, церковного писателя и историка, прозорливого старца, имевшего многие благодатные дары. Абсурдноость этих обвинений хорошо разбирается в книге «Молитвой окрыленный», посвященной жизни и служению митрополита Мануила. Время, проведенное в заключении, чередовалось с недолгими периодами свободы, когда Владыка Мануил полностью отдавал себя служению своей пастве. В довоенное время он служил в Серпухове, в Кадашах. Как вспоминали современники, у Владыки Мануила не было внешнего лоска, поэтому его не любила интеллигенция, но простые сердцем люди чувствовали в нем настоящего Пастыря-молитвенника, сострадающего их бедам и нуждам.
14 февраля 1945 года после возвращения из ссылки Владыка Мануил был назначен на Чкаловскую(Оренбургскую)кафедру. Сам он мечтал о служении в Ленинграде или в Москве, для того, чтобы приносить больше пользы Церкви, избавить ее от излишней административности и казенщины. Но время было другое, требовалось иное служение, и митрополит Мануил смирился с волей Божией. Поначалу ему пришлось очень трудно, большинство храмов было закрыто. В епархии действовало всего пять молитвенных домов. В Никольском соборе служить можно было только в притворе, так как основную часть храма занимал архив. Но, благодаря самоотверженности Владыки Мануила ,жизнь стала постепенно налаживаться.
Настоящим утешением для Владыки была встреча с послушником Иоанном, будущим митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским. Иоанн(Снычев) стал келейником митрополита Мануила и был посвящен им сначала в иподиакона, потом в дьякона, пострижен в монахи, потом стал иеромонахом. В своего послушника Владыка вложил все свое сердце, делился с ним своим бесценным опытом.
Незадолго до своего очередного ареста, вызванного усилением религиозности в Чкаловской епархии, митрополит Мануил услышал внутренний голос, который просил его поторопиться с награждением иеромонаха Иоанна, так как недолго Владыке оставаться на свободе. И он наградил молодого священника набедренником. А когда в ночь на 4 сентября 1948 года Владыку пришли арестовать, то он на прощание подарил своему келейнику часы и просил оправдать его доверие. Этот завет своего старца Иоанн(Снычев) исполнил всей своей жизнью.
Владыке Мануилу и его послушнику Иоанну довелось послужить вместе и на Куйбышевской кафедре, где митрополит Мануил провел последние годы своей жизни. Старый Владыка ревностно совершал богослужения, молился за свою паству, помогал страждущим, утешал, наставлял… Но сил порою не хватало, и присутствие рядом верного духовного сына и соратника, который разделял его труды и сам вырос в настоящего пастыря Церкви, было большой поддержкой для митрополита.
12 декабря 1965 года состоялась архиерейская хиротония архимандрита Иоанна(Снычева) в епископа Сызранского. А еще раньше было подано прошение митрополита Мануила об уходе на покой с правом служения в Покровском кафедральном соборе г.Куйбышева. Приближалось время перехода в вечность. Владыка Мануил все более слабел, ходил с трудом, редко совершал богослужение, его сердце не выдерживало духоты. Ноги, перенесшие тяжелые испытания, отказывали, а ведь было время когда келейник не успевал за старцем.
День Ангела 30 июня 1968 года стал для митрополита последним. Он в последний раз побывал в храме, причастился Святых Христовых Тайн. Служил вместе с епископом Иоанном, который поддерживал своего старца. А митрополит Мануил, обращаясь к своей пастве, сказал: »Берегите его, такого у вас больше не будет»
После своих именин святитель наложил на себя подвиг молчания. Посетителей он почти не принимал. Когда духовный сын спросил, почему Владыка ни с кем не хочет разговаривать, святитель ответил: «Готовлюсь к смерти». В этот же день врачи обнаружили у митрополита двухстороннее воспаление легких. Жить ему оставалось считанные дни.
12 августа 1968 года митрополит Мануил (Лемешевский) отошел в вечность. Закончил свой земной путь пастырь, молитвенник, исповедник веры. Прощание с почившим Владыкой стало настоящим торжеством православия. Со всей России, из разных городов, в которых проходило его служение, съехались его духовные чада, все, кто любил и почитал святителя. Когда гроб с телом митрополита стали обносить вокруг храма, со всех сторон посыпались живые цветы. Весь путь был в цветах…
Митрополита Мануила похоронили в притворе Покровского собора.
Однажды в Покровском соборе случился страшный пожар. Огонь дошел до гробницы митрополита Мануила и остановился. Многие люди приходят к «дедушке» (так называли митрополита Мануила в последние годы жизни) на могилку и просят его помощи. Сейчас рядом с гробницей митрополита установили первый крест с могилы его духовного сына митрополита Иоанна (Снычева).
Митрополит Иоанн всегда с особым чувством служил заупокойную литургию и панихиду в день памяти Владыки Мануила. И многие неразрешимые вопросы чудесным образом разрешались.
Два Владыки-митрополит Мануил и его духовный сын митрополит Иоанн-при жизни были подвижниками и молитвенниками нашей Церкви. И сейчас, после своей кончины, они не оставляют своим заступничеством всех, прибегающих к их молитвенной помощи.
Протоиерей Алексий Яковчук, клирик Михайло-Архангельского храма г. Белебея, Нефтекамской епархии, Уфимской митрополии
Образование
Окончил Либавскую Николаевскую гимназию, учился на юридическом факультете Петербургского университета (ушёл в 1910 с последнего курса) и в Петроградской духовной академии (1916—1918). Окончил высшие библиотечные курсы в Петрограде в 1920.
Во время учёбы в университете занимался литературной деятельностью, увлекался мистическими учениями, автор романа-дневника в трёх частях «На пути к иному миру» (СПБ, 1908) и оккультного романа «Их было четыре» (СПБ, 1909).
Монах
В апреле 1910 поступил в Николо-Столпенскую пустынь Тверской епархии. 2 июня 1911 пострижен в монашество, с 10 декабря 1911 — иеродиакон, с 16 сентября 1912 — иеромонах.
В августе 1912 — августе 1916 — помощник начальника Киргизской духовной миссии Омской епархии в Семипалатинске.
Деятельность в Петрограде
- С 1917 — помощник библиотекаря Петроградской епархии.
- В августе 1918 был в научной командировке в Олонецкой епархии по обследованию и описанию памятников местной церковной старины.
- С 5 августа 1919 — настоятель Свято-Троицкой Сергиевой пустыни. Затем — настоятель домовой церкви Александро-Невского общества трезвости.
- С 1919, одновременно, работал старшим библиотекарем при Всероссийском Центральном Педагогическом Музее Главпрофобра Наркомпроса РСФСР (был вынужден совмещать духовную и светскую работу, так как был настоятелем очень бедного храма).
- В 1921—1923 — преподаватель Священного Писания Ветхого Завета на богословских пастырских курсах в Петрограде.
В книге А. Э. Краснова-Левитина и В. М. Шаврова «Очерки по истории русской церковной смуты» так говорится об этом периоде жизни будущего митрополита:
Иеромонах Мануил совершенно не пользовался популярностью в интеллигентской среде — для этого ему не хватало внешнего лоска. Он, однако, был очень известен уже в то время среди питерской бедноты. К нему на исповедь шли простые, обиженные судьбой люди. К нему льнул «мелкий люд», которого так много было тогда в Питере — кухарки, почтальоны, кондукторы, — они знали, что у него они всегда найдут слово утешения и помощи — у этого сгорбленного иеромонаха с быстрыми, порывистыми движениями, с громким молодым голосом.