Митрополит Тульчинский и Брацлавский Ионафан (Елецких). Кем и как создавался идеологический миф о якобы «борьбе» покойного Блаженнейшего Митрополита Киевского Владимира (Сабодана) за автокефалию УПЦ


Дата рождения
: 30 января 1949
Образование
: Ленинградская Духовная Академия(1976 год)
Титулы и регалии
: кандидат богословских наук
Сайт
: https://www.vladyka-ionafan.ru/

Архиепископ Ионафа́н (в миру Анатолий Иванович Елецких)
— епископ Русской Православной Церкви; правящий архиерей Тульчинской епархии Украинской Православной Церкви (Московский Патриархат). Духовный композитор, переводчик литургических и духовных текстов.

Биография[править]

Родился 30 января 1949 года в селе Шталовка Воронежской (ныне Белгородской) области в семье учителя,ветерана ВОВ, в дальнейшем военнослужащего — подполковника Советской армии. По семейному преданию, далёкий предок отца был одним из военачальников Куликовской битвы, а мать архиепископа Ионафана по отцу происходила из рода Брянских староверов, по нисходящей родовой ветви матери — из Владимирской губернии.

Детство провёл в городе Североморске Мурманской области.

В 1960 году отца перевели на служение в Киевский военный округ, вся семья переехала в Киев, где тайно от родителей, в частном доме принял крещение от священника Алексея Глаголева, известного тем, что в годы нацистской оккупации прятал евреев.

После окончания в 1966 году средней школы служил в Советской армии.

В 1970 году Анатолий Елецких поступил в Ленинградскую Духовную Семинарию, а затем в 1973—1976 гг. в Ленинградскую Духовную Академию, обучаясь одновременно в регентском классе. Молодой семинарист много занимается пением, часто посещает репетиционный зал Академической Капеллы им. Глинки. Сближается с неформальным кружком художников авангардистов (Татьяной Глебовой, Валентиной Соловьёвой и др.). Он посещает частные выставки их картин, что в те времена считалось опасным.

В 1976 году митрополитом Ленинградским и Новгородским Никодимом (Ротовым) пострижен в монашество с именем Ионафан; рукоположён в сан иеродиакона.

В 1978 году епископом Выборгским Кириллом (Гундяевым), ректором Ленинградской духовной академии, был рукоположён в иеромонаха.

Окончил Академию со степенью кандидата богословия, был оставлен профессорским стипендиатом. Несколько лет преподавал церковное пение в Семинарии и в регентском классе, а также нёс послушание регента хора Ленинградских Духовных школ. В 1986 этот хор под его управлением осуществил запись грампластинки, где впервые были озвучены авторские произведения Ионафана.

Был обвинён КГБ в распространении среди семинаристов запрещённой книги «Архипелаг ГУЛАГ» Александра Солженицына и лишён временной ленинградской прописки. Уволился с должности преподавателя церковного пения и регента студенческого хора с благодарностью Учёного совета Духовной академии и семинарии — «за многолетние труды». Долго не мог не мог найти нового места служения в Ленинградской области из-за препятствий, которые чинил КГБ.

В дальнейшем стал клириком Владимирского кафедрального собора в Киеве. По благословению патриарха Пимена стал епископом Переяслав-Хмельницким, наместником вновь открытой Киево-Печерской Лавры, затем управляющим делами Украинской Православной Церкви Московского патриархата. Управлял рядом епархий (Глуховской, Сумской, Херсонской).

В настоящее время — митрополит, правящий архиерей Тульчинской епархии, в которой закончил сочинять широко известную «Чернобыльскую литургию», исполнявшуюся в симфоническо-хоровой версии в Киеве, Минске, Нижнем Новгороде, Новосибирске, Виннице и в других городах. Сочинил «Литургию простого напева», ряд богослужебных песнопений на мелодии григорианского напева для зарубежных приходов Московского патриархата с местными прихожанами, принявшими Православие. Определяет себя как русского церковного композитора, что отражено в Православной Энциклопедии.

ИОНАФАН

(Елецких Анатолий Иванович; род. 30.01.1949, с. Шаталовка Шаталовского р-на Воронежской обл., ныне Старооскольского р-на Белгородской обл.), митр. Тульчинский и Брацлавский, рус. духовный композитор, поэт, переводчик богослужебных текстов. С 1965 г. Анатолий пел и читал на клиросе Владимирского собора в Киеве. В 1966 г. окончил среднюю школу, в 1968-1970 гг. служил в армии. В 1970-1972 гг. учился в Ленинградской ДС, нес послушание иподиакона у митр. Ленинградского и Новгородского Никодима (Ротова), одновременно учился в регентском классе при Ленинградской ДА (руководитель — проф. Н. Д. Успенский), получил аттестат по специальности «регент хора» (1974). В 1972-1976 гг. обучался в Ленинградской ДА, в сент. 1975 г. там же начал работать в качестве регента правого хора и преподавателя церковного пения.

Ионафан (Елецких), архиеп. Тульчинский и Брацлавский. Фотография. 2007 г. Ионафан (Елецких), архиеп. Тульчинский и Брацлавский. Фотография. 2007 г. По окончании ДА продолжил работать преподавателем и регентом хора. 5 апр. 1977 г. митр. Никодимом пострижен в монашество с именем Ионафан в честь св. прав. Ионафана, сына царя Саула, 16 апр. им же рукоположен во диакона. 24 дек. 1978 г. рукоположен во иерея ректором Ленинградских ДА и ДС архиеп. Выборгским Кириллом (Гундяевым; ныне Патриарх Московский и всея Руси). 13 нояб. 1980 г., после защиты курсового соч. «Религиозно-нравственное учение прп. Феодора Студита», И. получил степень канд. богословия. В дек. 1986 г. был обвинен в распространении среди семинаристов запрещенной книги А. И. Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ». В янв. 1987 г. был освобожден от должности преподавателя и регента Ленинградских ДА и ДС и лишен временной ленинградской прописки.

С июня 1987 г. клирик Владимирского кафедрального собора в Киеве, с авг. 1987 г.- Свято-Покровской ц. на Приорке. С 23 июня 1988 г. в сане игумена исполнял обязанности наместника возвращенной Церкви Киево-Печерской лавры в честь Успения Пресвятой Богородицы. 11 окт. 1988 г. возведен в сан архимандрита, на следующий день утвержден наместником лавры (находился в этой должности до 22 авг. 1989).

Постановлением Свящ. Синода РПЦ от 10 апр. 1989 г. И. определено быть епископом Переяслав-Хмельницким, викарием Киевской епархии. 23 апр. 1989 г. в киевском Владимирском соборе была совершена хиротония И. во епископа. Тогда же он стал совмещать должность наместника лавры с послушанием управляющего делами Украинского Экзархата. И. возобновил в богослужебной практике традиц. киево-печерский обиход (см. Киево-печерский напев), занимался восстановлением разрушенных храмов, зданий монастыря и семинарии.

В нояб. 1990 г. на 1-м Соборе Украинской Православной Церкви (УПЦ) И. выступил против пожизненного пребывания митр. Филарета (см. Денисенко; впосл. отлучен от Церкви) на посту Предстоятеля УПЦ в связи с курсом последнего на отрыв Украинской Церкви от Московского Патриархата и единственный проголосовал против редакции Устава УПЦ, предложенного Филаретом. Был смещен с должности управляющего делами УПЦ. 23 апр. 1991 г. на основании лжесвидетельств И. был заочно запрещен в священнослужении. 3 июня 1991 г. подал рапорт-апелляцию Патриарху Алексию II, в к-ром отверг все обвинения в свой адрес и обвинил митр. Филарета в раскольнической деятельности, в нарушении монашеского обета безбрачия, во властолюбии и жестокости по отношению к подчиненным. В сент. 1991 г. на экстренном заседании «филаретовского» Синода УПЦ И. был лишен сана «за нераскаянность». В апр. 1992 г. для противодействия автокефальному расколу организовал в Киеве Комитет духовенства и мирян в защиту Православия. В условиях информационной блокады вокруг событий в УПЦ издавал и распространял листовки, изобличающие сепаратистские замыслы митр. Филарета и раскольников-автокефалистов. Принял активное участие в организации и проведении 30 апр. 1992 г. в Житомире Собрания архиереев, духовенства, монашествующих, представителей правосл. братств и мирян УПЦ, был автором проекта заявления, на к-ром впервые были выдвинуты канонические обвинения против митр. Филарета (клевета на Архиерейский Собор и клятвопреступление).

25 авг. 1992 г. Священный Синод УПЦ под председательством нового Предстоятеля УПЦ митрополита Киевского и всея Украины Владимира (Сабодана) признал, что лишение И. архиерейского сана не имело канонических оснований и является недействительным. В 1992 г. И. назначен епископом Белоцерковским, викарием Киевской епархии. В 1993-2000 гг. вновь был управляющим делами УПЦ, постоянным членом и секретарем Свящ. Синода УПЦ.

29 дек. 1993 г. назначен епископом новообразованной Глуховской и Конотопской (ныне Конотопской) епархии (Сумская обл., Украина). Добился возвращения Церкви знаменитой Глинской в честь Рождества Пресвятой Богородицы мужской пустыни и стал ее священноархимандритом. 28 июля 1994 г. возведен в сан архиепископа.

С 27 авг. 1995 г. И.- управляющий Сумской и Ахтырской епархией УПЦ. Восстановил Сумское пастырско-богословское уч-ще.

С апр. 1999 г. И.- епископ Херсонский и Таврический. Совместно с ректоратом Херсонского гос. ун-та учредил международные научные чтения по церковно-исторической тематике. Организовал в епархии ежегодный летний правосл. детский лагерь «Божья пчёлка», встречи правосл. и евангелическо-лютеранской молодежи в Аугсбурге (Германия) и Херсоне. В 2004-2006 гг. в кафедральном Свято-Духовском соборе Херсона практиковал служение т. н. миссионерских литургий с чтением евхаристических молитв на рус. или укр. языках и с кратким пояснением обрядов литургии. 10 окт. 2005 г. вместе с духовенством епархии обратился с открытым письмом к Президенту Украины В. А. Ющенко с требованием отказаться от вмешательства гос-ва во внутреннюю жизнь УПЦ и прекратить гос. политику насильственного отторжения УПЦ от Московского Патриархата, с протестом против антиканонических попыток создания на Украине «единой национальной поместной православной Церкви».

22 нояб. 2006 г. И. был назначен архиепископом Тульчинским и Брацлавским.

28 авг. 2014 г. за Литургией в Киево-Печерской лавре митр. Киевскиии всея Украины Онуфрием возведен в сан митрополита.

Член комиссии Свящ. Синода РПЦ по взаимодействию со старообрядческими приходами РПЦ и старообрядцами. Член Богословской комиссии и Комиссии по канонизации святых (до 2007) Свящ. Синода УПЦ.

И.- автор многочисленных духовно-муз. сочинений и обработок (более 1600 страниц нотного текста), часть из них опубликована Издательством Московского Патриархата, изд-вом «Музыкальная Украина», Православным (Москва), изд-вом Херсонского гос. ун-та, муниципальным камерным хором «Киев» и др. Наиболее известные муз. произведения И.: обработки «Степенные антифоны утрени древних распевов», «С нами Бог» соловецкого распева, «Ныне силы небесныя» валаамского напева, «Тебе одеющагося» напева Киево-Печерской лавры, а также оригинальные сочинения «Чертог Твой», «Плотию уснув». И. впервые в РПЦ использовал для написания богослужебных песнопений мелодические элементы древнего григорианского пения («Литургия мира»), а также мелодии известных евангелическо-лютеранских гимнов (песни причастников со словами И.). И.- автор «Чернобыльской литургии», посвященной памяти героев-ликвидаторов последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС на Украине, и «Гласовой литургии» для общенародного пения, в основу к-рой положены обиходные напевы церковного осмогласия.

Многократный член жюри Международного фестиваля церковной музыки в Хайнувке (Польша). И. читал лекции по рус. муз. семиографии и истории рус. богослужебного пения во Фрибурском католич. ун-те (Швейцария) и для общины рус. правосл. ц. свт. Николая в Амстердаме (2004-2006).

Автор 4 переложений на рус. язык (в т. ч. метроритмического) Великого канона прп. Андрея Критского, «Толкового путеводителя по Божественной литургии» — учебного общеобразовательного пособия с обширным историко-богословским комментарием и изложением молитвословий таинства Евхаристии на рус. и укр. языках, статей по литургике и церковной музыке.

Награжден церковными орденами прп. Сергия Радонежского, св. блгв. кн. Даниила Московского, преподобного Серафима Саровского (РПЦ), преподобных Антония и Феодосия (УПЦ), св. ап. и евангелиста Иоанна Богослова (УПЦ), св. Марка (Иерусалимский Патриархат) и др.

Награжден российским орденом Дружбы за укрепление отношений между Россией и Украиной.

Соч.: Об истоках рождения Украинской Православной Церкви // Православна Таврiя: [Епарх. газета]. Херсон, 2002. № 5(44): Июнь. С. 8-9; № 7(46): Июль. С. 1-8 (Электр. версия: www.vladyka-ionafan.ru/articles/510); Покаянный великий канон св. Андрея Критского: Четыре опыта переложения на рус. язык для духовно-назидательного чтения. Херсон: Изд-во Херсонского гос. ун-та (далее — ИХГУ), 2003, 2006 2; Толковый путеводитель по Божественной литургии свт. Иоанна Златоуста: Молитвословия, краткий коммент., ист.-богосл. статьи. Херсон: ИХГУ, 2003; Толковый путеводитель по Божественной литургии свт. Василия Великого: Молитвословия, краткий коммент., историко-богосл. статьи. Херсон: ИХГУ, 2003; Открытое письмо духовенства Херсонской епархии УПЦ президенту Украины В. А. Ющенко (7.10.2005) // www.patriarchia.ru/db/text/52465.html [Электр. ресурс]; Преподобный Феодор Студит, наставник монашества, защитник иконопочитания. Херсон, 2006; Тлумачний путiвник Божественною лiтургiєю: (Оновлене видання). К., 2008; Толковый путеводитель по Божественной литургии: Евхаристологический труд, опыт изложения Божественной литургии святителей Иоанна Златоуста и Василия Великого на рус. яз. с кр. ист.-богосл. коммент., молитвы ко св. причащению, евхаристологические ст. М.; К., 2008; О древней коллизии монашеского и мирского взглядов на церковную гимнографию на примере задостойника Рождества Христова // www.religion.in.ua/main/history/2463-kolliziya-monasheskogo-i-mirskogo-v-odnom.html [Электр. ресурс]; то же // Кифа. 2009. № 11(101) (электр. версия: gazetakifa.ru/content/view/2951/25); Об опыте служения миссионерской Литургии // www.otechestvo.org.ua/main/200912/1507.htm [Электр. ресурс].

Муз. соч.: «Христос раждается»: Торжественные ирмосы Рождества Христова, киев. расп. К.: Музична Украïна, 1993; Степенные антифоны утрени древних распевов. К.: Музична Украïна, 1994; Степенна, антифон 1-й [8 гласов] // Песнопения воскресной службы. М.: Живоносный Источник, 1996. Глас 1. С. 18-19; Глас 2. С. 21-24; Глас 3. С. 26-27; 1997. Глас 4. С. 29-31; 1998. Глас 5. С. 27-28; Глас 6. С. 37-39; Глас 7. С. 28-29; 1999. Глас 8. С. 31-33; Православные церковные хоры: Соч. и перелож. К.: Музична Украïна, [1996]; Избранные соч. и перелож. для небольшого смеш. хора. М.: Живоносный Источник, 1997; «Тебе одеющагося» расп. Киево-Печерской лавры // Песнопения Страстной седмицы. М.: Живоносный источник, 1999. Ч. 2: Великий пяток. С. 93; То же // Воскресные службы Постной Триоди. М.: Паломник, 2000. С. 156; Лiтургiя миру («De Angelis»). К., 2003. (Б-ка камерного хору «Киïв»); Литургия мира («De Angelis»): Хоровая партитура. Херсон, 2003; Чорнобильська лiтургiя: Хорова партитура. Херсон, 2003; «Осанна»: Собр. духовно-муз. перелож. и соч. Херсон: ИХГУ, 2004; «Тебе поем»: [Сб. духовно-муз. перелож. и соч.]. Херсон: ИХГУ, 2005; Ирмосы Великого канона (по напеву из Спутника псаломщика), глас 6: Для смеш. хора // Великий канон св. Андрея Критского. М.: Издат. совет РПЦ, 2006. С. 11-19. (Триодь церк. пения); То же: Для 3 однородных голосов // Там же. С. 19-27; «Душе моя», глас 6 знам. расп. // Там же. С. 87-89; «С нами Бог», напев Соловецкого мон-ря // Великое повечерие / Ред.-сост. А. Буренина; ред. Н. Грызлова. М.: Издат. совет РПЦ, 2006. С. 16-17. (Триодь церк. пения. Седмичные службы Великого поста); «Ныне силы небесныя», напев Валаамского мон-ря // Литургия Преждеосвященных Даров / Ред.-сост. А. Буренина; ред. Н. Грызлова. М.: Издательский совет РПЦ, 2006. С. 47-48. (Триодь церк. пения. Седмичные службы Великого поста); «Слава Тебе, Боже наш» знам. расп. // Венчание. М.: Издат. совет РПЦ, 2006. С. 11. (Обиход церк. пения. Чинопоследования Требника); «Положил еси на главах их венцы»: Прокимен знам. расп., глас 8-й // Там же. С. 14-15; «Исаие, ликуй»: Тропари на венчании, 5-й глас знам. расп. // Там же. С. 29-31; Лира: Избр. духовно-муз. соч. и перелож. Херсон, 2007; Задостойники разных распевов в обработке архиеп. Ионафана (Елецких) // Задостойники: В 4 ч. М.: Издат. совет РПЦ, 2008. Ч. 2. С. 5-17; Чернобыльская литургия: Хоровая партитура. Херсон, 2009 (на церковнослав. яз.); Гласовая литургия: Хоровая партитура. Херсон, 2009.

Творчество[править]

Архиепископ Ионафан — автор церковных сочинений и переложений духовных песнопений, вошедших в сборники «Христос рождается»(1993), «Степенные антифоны утрени» (1994) и «Православные церковные хоры» (1995). Часть сочинений и переложений записана на компакт-диск «Традиционные и новые песнопения Православной Церкви». Некоторые другие духовно-музыкальные сочинения архиепископа Ионафана также были опубликованы и записаны на компакт-диски: «Степенные антифоны древних напев» (ми минор), «Чертог Твой» (до минор), «Плотию уснув» (ля минор), «Ныне силы небесные», валаамский напев, «С нами Бог», соловецкий напев, (соль минор), «Покаяния отверзи ми двери» зн.р. (Си-бемоль мажор), «Величит душа Моя Господа» (ре минор), «Чернобыльская литургия» и др. Ионафан выпустил компакт-диск с звукозаписью его «Литургии Мира», в которой гимны православной Литургии св. Иоанна Златоуста были распеты на мелодии григорианского хорала.

Музыкально-исследовательскую деятельность архиепископа Ионафана дополняет поиск малоизвестных духовных сочинений послереволюционного периода и украинских монодий XVI—XIV столетий, целью которой является сохранение духовного наследия православной культуры.

Научно-литературная деятельность архиепископа Ионафана представлена кандидатской диссертацией, в которой прослежены жизнь и деятельность византийского поборника православного иконопочитания IX столетия преп. Феодора Студита, стихами на религиозную тематику. Он — автор ряда статей, которые публиковались в церковной печати на Украине и за рубежом.

В 2003 году архиепископ завершил пятилетний труд по переводу на русский язык обширной духовной поэмы VII века — Покаянного Великого Канона св. Андрея Критского. Канон был опубликован издательством Херсонского Государственного Университета при содействии ректора, профессора Ю. И. Беляева.

В 2004 году издательство Херсонского Государственного Университета выпустило обширный нотный сборник «Осанна», в который вошли его духовно-музыкальные переложения, оригинальные сочинения, патриотические гимны и стихи, а в 2005 году расширенное и корректированное автором издание этого сборника, под названием «Лира» в двух частях с включением в него малоизвестных хоровых концертов В. Фатеева, ученика Римского-Корсакова.

В этом же издательстве был напечатан «Толковый путеводитель по молитвословиям Божественной Литургии святителей Иоанна Златоуста и Василия Великого» с опытом изложения молитвословий Литургии на русским и украинском языках, с большим историко-богословским комментарием и рядом евхаристилогических статей известных богословов.

Награды[править]

  • орден святого апостола и евангелиста Марка (от Иерусалимской православной церкви)
  • орден святого благоверного князя Даниила Московского II степени (от Русской Православной Церкви)
  • орден преподобного Сергия Радонежского II степени (от Русской Православной Церкви)
  • орден преподобных Антония и Феодосия Печерских I степени (от Украинской Православной Церкви).
  • орден святого равноапостольного князя Владимира II степени: награждён 31 января 2009 года митрополитом Кириллом (Гундяевым), избранным и нареченным Патриархом Московским и всея Руси, «во внимание к трудам и в связи с 60-летием»
  • орден святого апостола Иоанна Богослова (УПЦ) ІІ степени: награждён 25 марта 2009 года митрополитом Киевским и всея Украины Владимиром «во внимание к церковным заслугам и в связи с 60-летием»

МОНИТОРИНГ СМИ: Митрополит или просто «Толик»? История одного церковного деятеля УПЦ МП

«Рыл ров, и выкопал его, и упал в яму,
которую приготовил»

(Пс.7:16)

Интересна история митрополита Тульчинского и Брацлавского Ионафана, который позиционирует себя не только как принципиальный иерарх, но и как хранитель чистоты веры. Об этом удивительном человеке написано немало, в т.ч. им самим. Сейчас предлагаем посмотреть на биографию «хранителя чистоты» через призму его же критериев.

Краткое предисловие

В 1986 году иеромонаха Ионафана, преподавателя церковного пения, выгоняют со скандалом из Ленинградской Духовной семинарии (…). Как бы то ни было, после этого скандала, ни в одну епархию Ионафана не хотели брать даже на самую последнюю должность. Спасение пришло из Киева. Тогдашний митрополит Киевский и Галицкий берёт «никому не нужного» Ионафана к себе и не просто берёт, а закрывает его своим авторитетом. Приближает его к себе и оказывает ему поддержку и помощь в росте.

Так, весной 1987 года Филарет назначает его клириком кафедрального Владимирского Собора. А годом позже, 23 июля 1988 г. Филарет возводит Ионафана в сан архимандрита и назначает Ионафана наместником возрождённой Киево-Печерской лавры. Впрочем, и на этой должности не обходится без скандалов и волны пересудов. И вновь митр. Филарет доверяет Ионафану, и снова заслоняет его своим авторитетом.

23 апреля 1989 года во Владимирском соборе Киева архим. Ионафан был рукоположен во епископа Переяслав-Хмельницкого митрополитом Киевским и Галицким Филаретом (Денисенко). Перед лицом митр. Филарета Ионафан читает «архиерейскую присягу».

А годом позже Филарет назначает Ионафана управляющим делами всего Украинского экзархата. Вскоре после этого назначения еп. Ионафан встречается с архиепископом Смоленским и Калининградским Кириллом (Гундяевым), фактически, предлагая себя в качестве информатора. Ионафан сообщает всё, что видел и слышал, включая содержание доверительных бесед со своим благодетелем Филаретом, не забывая делиться и собственными догадками. Арх. Кирилл, разумеется, уверяет своего информатора, что всё останется «между нами», но запросто использует полученную информацию для своих «счетов» с митр. Филаретом. Чтобы как-то оправдать своё доносительство, еп. Ионафан объявляет себя борцом за церковную и нравственную чистоту.

Испугавшись последствий и не дожидаясь их, «известный своей принципиальностью» еп. Ионафан встречается с патриархом УАПЦ Мстиславом (Скрипником) и пишет прошение о приёме в клир УАПЦ. Разумеется, безо всякой отпуской грамоты. В УАПЦ Ионафана приняли, определив ему титул епископа Вышгородского и назначили на должность главы Хозяйственного управления.

Более детально об истории еп. Ионафана можно и его отношения к своим благодетелям – митр. Филарету и митр. Владимиру можно прочесть здесь.

История прещений

23 апреля 1991 г. в Киеве собирается Священный Синод УПЦ, где рассматривается дело Ионафана и его деструктивная деятельность. Синод единогласно принимает решение за деструктивную деятельность, клевету и нарушение архиерейской присяги, «1. Уволить Преосвященного Ионафана, епископа Переяслав-Хмельницкого, викария Киевской епархии, в заштат. 2. Запретить в священнослужении на три года…». Синод также постановляет: «После выполнения им церковного прещения, при наличии раскаяния и исправления, иметь суждение о его дальнейшем церковном служении».

Впрочем, Ионафан и не собирался исправляться и каяться – т.е. то, к чему сам так горячо призывает других. Напротив, он начинает компанию по дискредитации своего благодетеля, митр. Филарета. 3 июня 1991 г. Ионафан пишет Рапорт на имя Патриарха Московского Алексия II и членов Синода РПЦ, где уже публично делится своими наблюдениями и фантазиями в адрес митр. Филарета. Однако, как и ранее в случае с арх. Кириллом, донос принимают и используют в своих интересах, не проявляя сочувствия к самому доносителю.

Понимая, что стратегия доносов не сработала, Ионафан уже 6 сентября 1991 г. отказывается от своих слов, и пишет покаянное письмо тем же адресатам, объясняя, что «…мое обвинение в адрес митрополита Киевского и всея Украины Филарета, изложенное в Рапорте на имя Вашего Святейшества и членов Синода РПЦ от 24.06.1991 года, […]является клеветой, а письменные свидетельства по этому вопросу — злонамеренной ложью, преследующей личные корыстные цели. Я искренне раскаиваюсь, что оглаской содержания моего рапорта причинил моральный ущерб митрополиту Киевскому и всея Украины Филарету […], тем более, что мое обвинение не получило никакого подтверждения в свете фактов […]. Сокрушенно прошу простить меня за содеянный мной грех».

Кроме рапорта Патриарху Московскому и членам Священного Синода, еп. Ионафан выступив с аналогичным заявлением для прессы. Но это уже никому не помогло. Митрополита Филарета на Архиерейском Соборе в Москве в апреле 1992 г. обвиняли во всем том, что еп. Ионафан уже опроверг. Никого такие мелочи не смущали.

Остаётся лишь гадать насколько искренним или лживым было покаяние еп. Ионафана. Однако, ни члены Синода УПЦ, ни его собратья-архиереи уже не верят ему. 6 сентября 1991 года на Архиерейском Соборе УПЦ епископ Ионафан был лишен сана«…за греховные поступки, направленные на свержение Предстоятеля УПЦ». Лишён сана единогласно, включая и ныне здравствующих предстоятеля УПЦ митр. Онуфрия (Березовского) и других ныне живущих архиереев УПЦ.

Это решение Архиерейского Собора УПЦ «о лишении сана запрещенного в священнослужении епископа Переяслав-Хмельницкого Ионафана (Елецких)» было подтверждено на [Поместном] Соборе УПЦ1-3 ноября 1991 г: «Собор Украинской Православной Церкви утверждает решение архиерейского собора (6-7 сентября 1991 г.) об образовании Луганской епархии, о ставропигии Свято-Успенской Почаевской Лавры в каноническом ведении Митрополита Киевского и всея Украины, о лишении сана запрещенного в священнослужении епископа Переяслав-Хмельницкого Ионафана (Елецких)» (Определения Собора Украинской Православной Церкви по религиозной ситуации на Украине и по другим вопросам церковной жизни, п. 6).

Примечательно, что сам вл. Ионафансчитает, что клевета на Предстоятеля заслуживает более сурового наказания – отлучения. Так, 08 августа 2016 г. под председательством митр. Тульчинского и Брацлавского Ионафана (Елецких), прошло совместное заседание Епархиального совета и Совета епархиальных благочинных. В частности, собрание одобрило решение отлучить от Церкви прихожанку одного из приходов Тульчинской епархии «за грех клеветы на Предстоятеля РПЦ и за попытки нарушить каноническое единство народа Божия на приходе до её покаяния».

История «восстановления»

Спустя время, митр. Владимир (Сабодан), так же, как и вл. Филарет, проявил сочувствие к Ионафану. Так, 25 августа 1992 года Священный Синод УПЦ под председательством новоизбранного митрополита Киевского и всея Украины Владимира (Сабодана), реагируя на определение Священного Синода РПЦ от 12 августа 1992 г. (журнал № 82), признал все прещения бывшего митрополита Филарета (Денисенко) против епископа Ионафана «не имеющими канонических оснований» и проголосовал за восстановление последнего в епископском сане.

Однако, примечательно, что наспех принятое решение шло вразрез процедурам.

  1. Восстановление проводилось без процедуры рассмотрения апелляции и церковного суда, простым голосованием на Синоде.
  2. В соответствие с юридическими и церковным нормами, нижестоящая инстанция (Синод) никак НЕ может отменить решение инстанции вышестоящей на один уровень – Архиерейский Собор УПЦ, и тем более на два уровня – [Поместный] Собор УПЦ. А значит – не имеет никакой юридической и канонической силы.
  3. Следующий Архиерейский Собор УПЦ состоялся лишь в 2000 году, а [Поместный] Собор УПЦ – 5 июля 2011 года. Однако ни в одном из соборных определений нет подтверждения о восстановления Ионафана в епископском или священническом сане.

Так что, вполне вероятно, что митрополит Тульчинский и Брацлавский Ионафан (Елецких) всё ещё является простым мирянином, Анатолием Ивановичем Елецких, или попросту «ряженым» (как он сам любит выражаться о своих оппонентах из УПЦ КП).

«ЦЕРКВАРИУМ», 8 ноября 2022 г.

Ссылки[править]

  • Официальная страница архиепископа Ионафана
  • Ионафан (Елецких) в Википедии
  • Ионафан (Елецких) На сайте Русское Православие
  • Архиепископ Ионафан На сайте Украина православная
  • Архиепископ Ионафан (Елецких) В Библиотеке Якова Кротова
  • Духовная музыка архиепископа Ионафана на iKliros (ноты)
Эта статья содержит материал из русской Википедии
. Исходная статья находится по адресу:
Ионафан (Елецких)
. Список первоначальных авторов статьи можно посмотреть в
истории правок
. Так же, как и в этом проекте, тексты, размещенные в Википедии, доступны на условиях GNU FDL.
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]