Сщмч. Владимир (Богоявленский) |
Владимир (Богоявленский)
(1848 — 1918), митрополит Киевский и Галицкий, духовный писатель и проповедник, священномученик, первый архиерей-новомученик Русской Церкви Память 25 января, 14 июня — память обретения мощей в 1992 году (Укр. [1]), в Соборах новомучеников и исповедников Церкви Русской, святых Киевских, Московских, Санкт-Петербургских и Самарских
В миру Богоявленский Василий Никифорович, родился 1 января 1848 года в селе Малая Моршевка Моршанского уезда Тамбовской губернии в семье священника.
В 1864 году окончил Тамбовское духовное училище [2].
Среднее образование получил в Тамбовской духовной семинарии, и высшее в Киевской духовной академии, в которую поступил в 1870 и окончил 24 мая 1874 года со степенью кандидата богословия и с правом на магистра.
По окончании академии в том же году назначен был в Тамбовскую семинарию на должность преподавателя по Гомилетике, Литургике и Пастырскому богословию.
Через год перешел на кафедру Священного Писания, вместе с тем преподавал в семинарии немецкий язык и имел уроки по географии сначала в епархиальном женском училище, а затем в женской гимназии. Но религиозное настроение влекло его к пастырству.
Прослужив в Тамбове около восьми лет, женился, оставил службу при семинарии и 31 января 1882 года был рукоположен во священника в Покровской соборной церкви города Козлова (ныне Мичуринск).
В 1883 году перемещен на должность настоятеля Троицкой церкви города Козлова и назначен благочинным местных городских церквей. Уже здесь он показал себя выдающимся проповедником и обратил особое внимание на вне богослужебные беседы, как лучшее средство религиозного просвещения. Рано потеряв жену и единственного ребенка, о. Василий в своей скорби услышал голос, призывающей его «оставить мир и яже в мире» и всего себя отдать на служение Церкви.
8 февраля 1886 года принял иноческий постриг с именем Владимира в Тамбовском Казанском монастыре и на другой же день был возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем Тамбовского Троицкого монастыря.
6 октября того же года назначен настоятелем Новгородского Антониева второклассного монастыря.
Епископ Старорусский
13 июня 1888 года хиротонисан во епископа Старорусского, викария Новгородской епархии с местопребыванием в городе Новгороде. Хиротонию в Александро-Невской Лавре возглавил митрополит Исидор (Никольский).
Паству привлекало благоговейное и благолепное служение епископа и особенно его проповедничество, проникнутое твердой верой, любовью к служителям и пламенной ревностью по Бозе, и, вместе с тем, — простое и безыскусственное, всем доступное по своей форме. Памятником этого служат его «Беседы на семь слов Спасителя со креста».
Епископ Самарский
19 января 1891 года назначен епископом Самарским.
Он ввел внебогослужебные собеседования по различным церквам и присутствовал на них. Для распространения духовного просвещения в народе, епископ Владимир основал в Самаре Алексеевское религиозно-просветительное братство, созывал любителей духовного просвещения на духовно-нравственные чтения в семинарии. Заботливое внимание обращал он и на духовно-учебные заведения и на развитие церковно-приходских школ мужских и женских.
Служил часто и во всех даже самых маленьких храмах. Но особенно много сделал он в Самарской епархии во время неурожая и последовавшей затем холерной эпидемии. Под своим личным заведованием еп. Владимир учредил епархиальный Комитет для пособия пострадавшим от неурожая. По уездным городам также были устроены епархиальные комитеты. Сам епископ и в печатных воззваниях и в поучениях старался расположить всех к помощи пострадавшим. К этому делу были привлечены все настоятели церквей и монастырей.
Во время губительной эпидемии холеры, уносившей многие тысячи жертв, епископ Владимир стал устраивать на видных местах и площадях города общественные молебствия и обращался к тысячам народа со словами утешения и ободрения, указывая в то же время на меры предосторожности против заболевания.
Экзарх Грузии
18 октября 1892 года был назначен архиепископом Карталинским и Кахетинским, Экзархом Грузии, с званием члена Святейшего Синода.
В Грузии, как и в Самаре, владыка поставил себе первой задачей содействовать развитию и укреплению в крае просвещения и веры в духе Православной Русской Церкви. Он установил внебогослужебные собеседования и церковное учительство во время богослужений, привлекая к этому всеми мерами приходское духовенство и первый подавал к тому пример. При всем неудобстве путей сообщения на Кавказе, он очень часто предпринимал поездки по обширному краю, всюду входя в духовные и материальные нужды духовенства и паствы. Сектанты, раскольники и прочие все составляли предмет заботливой внимательности архипастыря, которому и удалось за время своего управления экзархатом, достигнуть сближения неправославных элементов с Православием.
За время служения владыки в Грузии было построено более ста храмов и открыто более трехсот церковно-приходских школ, оживилась деятельность Общества восстановления православного христианства на Кавказе, изысканы средства на возобновление старинных церквей. Учреждено миссионерское епархиальное духовно-просветительное братство. Во время холеры на Кавказе при Тбилисских церквах устроены были столовые для бедного народа.
С 1897 года состоял почетным членом Казанской духовной академии «во внимание к его благоплодным архипастырским и миссионерским трудам».
Митр. Владимир (Богоявленский) |
Митрополит Московский
21 февраля 1898 года назначен митрополитом Московским и Коломенским, а также священноархимандритом Свято-Троицкой Сергиевой Лавры.
Был в числе иерархов, подписавших в 1901 году постановление Синода об отлучении графа Л.Н. Толстого от Русской Церкви.
Подписал постановление Синода об открытии мощей преподобного Серафима Саровского, св. Питирима Тамбовского и св. Иоасафа Белгородского, а также принял ходатайство об открытии мощей патриарха Ермогена.
При нем был выстроено здание Епархиального дома, где сосредоточены все епархиальные, духовные, народно-просветительские учреждения и храм во имя св. князя Владимира. В залах Епархиального дома проводились лекции, чтения, беседы. Обширное помещение в доме отведено было для епархиальной библиотеки и читальни. Здесь же помещалась редакция духовных журналов.
Будучи духовным руководителем великой княгини Елисаветы Феодоровны, митрополит Владимир оказал ей содействие в основании Марфо-Мариинской обители.
В последние годы владыка обратил особое внимание на борьбу с народным пьянством. В 1911 году под его покровительством состоялся Российский противоалкогольный съезд 1911 г.
Митрополит Санкт-Петербургский
23 ноября 1912 года назначен митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским, священно-архимандритом Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры и первенствующим членом Святейшего Синода.
Несмотря на плодотворную деятельность митр. Владимира, в литературе встречаются попытки охарактеризовать его как человека корыстного, держащегося за принадлежащую ему власть, а для этого не брезгующего никакими приемами.
Так, бывший иеромонах Илиодор, расстрига Сергей Турфанов, в своих записках о Распутине пишет, что митрополит Владимир, в бытность Санкт-Петербургским, не стал вместе с другими честными служителями Церкви Божией обличать Распутина, боясь попасть в немилость. Поэтому он согласился с мнением Святейшего Синода на ссылку епископа Ермогена (Долганёва), за что после высылки из столицы епископа Ермогена якобы был щедро награжден Распутиным. Однако, характерно, что ровно через три года после назначения митрополитом Санкт-Петербургским, первенствующим членом Синода, заслуженный архипастырь много потрудившийся и завоевавший всеобщую любовь и уважение, восемнадцать лет находившийся в сане митрополита, вдруг переводится в Киев, на младшую из трех митрополичьих кафедр, а на его место назначается только что возведенный в сан митрополита Питирим (Окнов). С карьеристами, любимцами сильных века сего так не поступают.
В качестве обвинения митрополиту Владимиру приводится еще один случай, в свое время наделавший много шуму и давший повод к многим нареканиям на него, когда он был еще архиепископом, Экзархом Грузии.
Сщмч. Владимир (Богоявленский) |
Ректор Тифлисской семинарии архимандрит Серафим в присутствии воспитанников семинарии обозвал грузинское церковное пение «собачьим лаем». За этим последовал бурный взрыв негодования, распространившегося и на архиепископа Владимира. Вместо того, чтобы наказать провинившегося архимандрита должным образом и тем умиротворить взволнованный край, архиепископ Владимир почему-то взял ректора семинарии под свою защиту и тем самым вызвал большое недовольство грузинских националистов.
Этот случай не только умножил число его врагов, но и помог открыть еще одну черту его характера. Взяв под свою защиту архимандрита Серафима, архиепископ Владимир ставил под угрозу собственное благополучие и популярность, а может быть и безопасность. В это время грузия кипела против всего русского особенной ненавистью, которая доходила до таких размеров, что через десять лет после описываемого события националисты убили бывшего там в то время архиепископа Никона. Для архиепископа Владимира было бы гораздо легче и спокойнее пожертвовать одним человеком, сгоряча сказавшим действительно очень грубую, пожалуй возмутительную фразу. Но он понял, что это сказано именно сгоряча и не побоялся никаких громов и молний. При таких обстоятельствах этот поступок архиепископа Владимира требовал большого мужества и внутренней самостоятельности.
Киевский митрополит
23 ноября 1915 года был переведен на Киевскую кафедру. За ним было сохранено звание первенствующего члена Св.Синода и соединённые с этим званием права.
В этом же году митрополит Владимир удостоился степени доктора богословия.
Октябрьская революция 1917 г. вызвала нестроения в церковной жизни на Украине. Состоявшийся в то время в Киеве епархиальный съезд клира и мирян образовал самочинное управление и призвал к созданию «независимой» Украинской Церкви. Выступая против переустройства уклада жизни епархии и неканонических действий по образованию автокефалии, митрополит Владимир призывал пастырей и пасомых избегать вражды и препятствовать расколу.
Посмертная фотография священномученика Владимира (Богоявленского) с сайта Богослов.Ru |
Мученическая кончина
22 января 1918 года начался ружейный и орудийный обстрел Киева со стороны Дарницы. К вечеру 23 января большевики овладели Киево-Печерской Лаврой, и тогда в ней начались такие дикие насилия и проявления варварства, перед которыми бледнеют известные нам из древних летописей сказания о грабежах и насилиях, производившихся монголами при разорении Киева и Лавры в 1240 году. Вооружённые толпы людей врывались в храмы, с шапками на головах и с папиросами в зубах, производили крик, шум, безобразия во время богослужения, произносили невыразимые ругательства и кощунства над святыней, вламывались в жилища монахов днём и ночью, стреляли над головами смертельно перепуганных стариков, производили неописуемые литературно осквернения святынь, избивали стариков, грабили, что только попадалось под руку, останавливали монахов днём во дворе, заставляли их раздеваться и разуваться, обыскивали и грабили, издевались и секли нагайками, хватали оказавшихся в то время в лавре посторонних, особенно военных, предавали их жестокой смертной казни…
25 января вечером пять вооружённых солдат во главе с матросом пришли за митрополитом Владимиром. По словам одного случайного очевидца мученической кончины владыки, убийцы привезли святителя Владимира к месту расстрела на автомобиле. Когда убийцы вывели митрополита из автомобиля и остановились на площадке, то архипастырь-мученик обратился к своим убийцам с такими словами: «Что, вы здесь меня хотите расстрелять?» Один из них ответил: «А что же, церемониться с тобою?» Тогда митрополит попросил у них времени помолиться Богу. Один из убийц сказал: «Но только поскорее”! Митрополит воздел руки кверху и сказал: «Господи, прости мои согрешения, вольные и невольные, и приими дух мой с миром», — потом он благословил крестообразно обеими руками своих убийц и сказал: «Господь вас благословляет и прощает». И после этого, когда митрополит ещё не успел опустить рук, послышались три выстрела, и митрополит упал. Убийцы подошли к своей жертве и уже в лежащего сделали несколько выстрелов.
Акт медицинского осмотра тела убиенного митрополита впоследствии показал, что архипастыря-мученика расстреливали разрывными пулями и кололи холодным оружием.
Праведная кончина сщмч. Владимира Киевского. 11-е клеймо иконы Собора новомучеников и исповедников Российских из Храма Христа Спасителя. |
Почитание
Святитель Тихон, Патриарх Московский и всея Руси, так сказал о мученической смерти митрополита Владимира:
«Конечно, судя по человечески, ужасною кажется эта кончина, но нет ничего напрасного в путях Промысла Божия, и мы глубоко верим, что эта мученическая кончина Владыки Владимира была не только очищением вольных и невольных грехов его, которые неизбежны у каждого, плоть носящего, но и жертвою благовонною во очищение грехов великой матушки-России».
Мощи митрополита Владимира были обретены 1 июля 1992 года и положены в Дальних пещерах Киево-Печерской Лавры.
Освященный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви своим деянием от 4 апреля 1992 года причислил митрополита Владимира (Богоявленского) к лику святых новомучеников и исповедников Русской Церкви. На иконе написанной для их Соборного прославления в 2000 году мученическая кончина священномученика Владимира была показана на одиннадцатом клейме. Святитель показан дважды: выведение на расстрел из обители и обнаружение его тела иноками. Распростертое тело святителя по композиции расположено почти в центре ряда и по вертикали, совпадая с центральными изображениями деисиса и средника, чтобы подчеркнуть значение подвига. Сине-зеленый цвет его мантии не повторяется в одеждах святых в клеймах, но близок к облачению Христа и святых в образах деисусного чина, чем устанавливается смысловое единство образов.
Епископство
Будущая жизнь отца Владимира стремительно менялась так можно выделить следующие пункты:
- 21 мая 1888 год — утверждение императором доклада о «бытии архимандриту Владимиру», назначение епископом Старорусским и викарием Новгородской епархии.
- 19 января 1891 год — становление епископом Ставропольским и Самарским.
Икона святого Владимира Богоявленского
Когда Владимир занял эти посты, он еще более трепетно стал относиться к своей работе. Он продолжал свою практику проповедей, сам лично разговаривал с прихожанами в свободное время. Делал все возможное для улучшения благосостояния своих епархий.
При получении вторых чинов отец Владимир:
- Основал религиозно-просветительное братство.
- Стал основателем практики духовно-нравственного чтениям в зале Городской Думы.
- Открывал женские церковные школы.
- При эпидемии холеры в Поволжье совершал панихиды на кладбищах лично, служил молебны на площадях. Кроме того продолжал вселять веру в людей, которые были заражены страшной болезнью.
Вскоре об отце Владимире узнал Константин Победоносцев — видный государственный деятель. Тогда-то начался быстрый подъем по карьерной лестнице.
Молитвословия
Тропарь, глас 2
Ве́ры правосла́вныя непоро́чный блюсти́телю/ и за́поведей Христо́вых усе́рдный исполни́телю,/ священному́чениче Влади́мире,/ Христа́ всем се́рдцем возлюби́в,/ па́ству твою́ до́бре упа́сл еси́,/ незло́биво му́ченическую сме́рть прия́л еси́./ Сего́ ра́ди в ве́чней сла́ве пребыва́я,// моли́ спасти́ся душа́м на́шим.
Ин тропарь, глас 4
По́двигом до́брым я́ко святи́тель Христо́в подвиза́лся еси́,/ ве́ру правосла́вную непоро́чно соблю́д,/ во дни гоне́ния лю́таго мучи́телей преще́ния не убоя́вся,/ священному́чениче Влади́мире,/ я́ко первому́ченик Стефа́н, убива́ющим тя рекл еси́:/ Госпо́дь да прости́т вас/ Сего́ ра́ди угото́вася ти вене́ц пра́вды,/ его́же да возда́ст Госпо́дь моли́твами твои́ми// всем почита́ющим тя.
Кондак, глас 2
О́браз Христо́ва милосе́рдия явля́я,/ покро́в и защище́ние па́стве твое́й был еси́,/ святи́телю о́тче Влади́мире,/ в кро́тости и незло́бии страда́ния прие́мля,/ безбо́жных мучи́телей, благословля́я, прости́л еси́./ Те́мже и нам испроси́ у Христа́ Бо́га// дух ми́рен и ве́лию ми́лость.
Ин кондак, глас 3
на перенесение мощей
В годи́ну гоне́ний лю́тых и́стинный Христо́в священноде́йствователь показа́лся еси́,/ пе́рвее ева́нгельское сло́во утвержда́я,/ и Же́ртву безкро́вную Го́сподеви принося́,/ последи́ же с кро́вию твое́ю во святи́лище вше́дый,/ священному́чениче Влади́мире,/ моли́ Христа́ Бо́га,/ Це́ркви на́шей едине́ние пода́ти, и оте́честву от плене́ния христобо́рцев сохрани́тися,// и душа́м на́шим спасе́ние улучи́ти.
Труды
- Слово на Новый год. «Самар. ЕВ» 1892, № 1, с. 21.
- Слово в 6-ю Неделю по Пятидесятницы. «Самар. ЕВ» 1892, № 11, с. 614.
- Речь при вручении жезла Преосв. Трифону 1-го июля 1901 г. «Приб. к «ЦВ» 1901, № 29, с. 1071-1019.
- К неверующим и маловерующим. М., 1901.
- Слово, произнесенное пред началом нравственно-религиозных чтений для рабочих г. Москвы. «Приб. к «ЦВ» 1902, № 48, с. 1675-1679.
- Слово в день Пятидесятницы. «Приб. к «ЦВ» 1905, 3 27, с. 1105-1106.
- Беседы на семь слов Спасителя с креста. СПб., 1899.
- Письмо Владимира епископа Самарского. «Мисс. Обозр.» 1901, март, с. 217.
- Против отрицающих почитание святых. М. 1906, отдельный оттиск из № 8 журнала «Вера и Церковь» за 1902 г.
- Где истинное счастье — в вере или неверии. СПб., 1905.
- «Голос Церкви», 1914, январь-июнь.
- «О труде и собственности». Москва, 1905.
- «Голос Церкви» 1912, декабрь, с. 5-18.
- «К богатым и бедным». Москва, 1906.
- «Социальная задача семьи». Москва, 1906.
- «О рабочем вопросе». На основании Евангельской притчи о работниках и винограднике (Мф. 20, 1-16.). Москва, 1907.
- «Беседа Иисуса Христа с Никодимом». Москва, 1908.
- Речь при открытии монашеского съезда 5 июля 1909 г. в Троице-Сергиевской Лавре. «Приб. к «ЦВ» 1909, № 32, с. 1457.
- Наша пастырская задача в борьбе с социал-демократической пропагандой. Москва, 1909.
- «Голос Церкви» 1914, сентябрь, с. 7-18.
- Речь при наречении архм. Владимира во епископа Старо-Русского 8 июня 1888 года. «Приб. к «ЦВ» 1888, № 25, с. 678-680.
- Неверие книжников и фарисеев древнего и нашего времени, его мнимые основания и действительные причины. М., 1909.
- Слово Высокопреосв. Владимира в день открытия Московского Епархиального Общества борьбы с пьянством. «Приб. к «ЦВ» 1910, № 44, с. 1839.
- Слово в день десятилетнего юбилея Русского Собрания, произнесенного 30 января 1911 года. «Приб. к «ЦВ» 1910, № 44, с. 1839.
- Архипастырский призыв духовенства и общества к борьбе с пьянством. СПб., 1911. «Приб. к «ЦВ» 1911, № 7, с. 257-271.
- «Гол. Церкви» 1913, июнь-октябрь.
- Слово в день Рождества Иоанна Крестителя. «Приб. к «ЦВ» 1911, № 29, с. 1247.
- Речь в собрании миссионерского общества «Всемирное призвание Церкви». «Приб. к «ЦВ» 1911, № 44, с. 1861.
- Слово Высокопреос. Митрополита, сказанное в Марфо-Мариинской обители милосердия 23 октября 1911 года. «Приб. к «ЦВ» 1911, № 45, с.1905.
- Речь при встречи государя в Бородине 25 августа 1912 г. «Приб. к «ЦВ» 1912, № 37, с. 1469-1470.
- Пастырские беседы с детьми. Изд. 1-е. Москва, 1912. Петроград, 1915.
- О праве церковного отлучения или анафематствование. Москва, 1912.
- «Гол. Церкви» 1912, ноябрь, с. 3-35.
- Евангелие детства, подарок детям. Москва, 1912.
- «Гол. Церкви» 1912, май-август.
- Наука и религия. Москва, 1912.
- «Гол. Церкви» 1912, май, с. 58-81.
- Доказательства бытия Бога. Москва, 1912.
- «Гол. Церкви» 1912, апрель, с. 33-54.
- Слово на третий день Пасхи, произнесенное в Марфо-Мариинской обители милосердия. Москва, 1912, изд. 2-е.
- «Гол. Церкви» 1912, апрель, с. 311.
- Слово на день Св. Пасхи. Москва, 1912.
- «Гол. Церкви 1912, март, с. 19-27.
- Юношам (новогодние пожелания). Москва, 1912.
- «Два райских дара Божия в человечестве». Москва, 1912.
- Работа в свете материализма и христианства. Москва, 1909. «Приб. к «ЦВ» 1912, № 40, с. 1597.
- «Против социализма», слово, сказанное в собрании рабочих. «Приб. к «ЦВ» 1913, № 3, с.121. Изд. 1-е.
- «Гол. Церкви» 1913, январь, с. 18-27.
- Слово против социализма. Москва, 1913. Изд. 2-е.
- Слово об истинном счастье. Москва, 1913.
- «Гол. Церкви» 1913, декабрь, с. 10.
- Слово, сказанное 29 августа в день Всероссийского праздника трезвости. «Приб. к «ЦВ» 1913, № 38, с. 1701.
- «Гол. Церкви» 1913, ноябрь, с. 3-14.
- Речь сказанная при первом посещении Александровской гимназии 15 сентября 1913 года. «Приб. к «ЦВ» 1913 год, № 39, с. 1757.
- Слово (В неделю 18-ю по Пятидесятнице). «Приб к «ЦВ» 1913, № 43, с. 1961.
- Речь при освящении нового здания 3-й С.-Петербургской гимназии 27 октября 1913 года. «Приб к «ЦВ» 1913, № 45, с. 2063.
- «Гол. Церкви» 1913, декабрь, с. 16-21.
- Речь при вручении жезла епископу Сергию, начальнику Урмийской миссии. «Приб. к «ЦВ» 1913, № 50, с. 2309.
- «Гол. Церкви» 1914, март, с. 21-26.
- Речь при вручении жезла Алексию, епископу Николаевскому 18 декабря 1913 года. «Приб. к «ЦВ» 1913, № 51-52, с. 2357.
- Слово на третий день Пасхи. Еванг. Лук. 24, 13-35. «Приб к «ЦВ» 1914, № 16, с. 743.
- «Гол. Церкви», 1914, июнь, с. 3-9.
- Слово к чадам Святой Православной Церкви Христовой (17 августа 1914 года). «Приб. к «ЦВ» 1914, № 34, с. 1497.
- «Гол. Церкви» 1914, сентябрь, с. 1-4.
- Внебогослужебная беседа 1914 года, августа 15 дня о войне. «Приб. к «ЦВ» 1914, № 35, с. 1545.
- Пастырское утешение христианину в бедствиях войны. «Приб. к «ЦВ» 1914. № 37-38, с. 1611.
- «Гол. Церкви» 1914, ноябрь, с. 3-21.
- Слово сказанное митрополитом в Петропавловской церкви, Обуховского завода 21 сентября 1914 года. «Приб. к «ЦВ» 1914, № 39, с. 1671.
- Речь при вручении жезла Преосв. Севастину, епископу Кнешенскому. «Приб. к «ЦВ» 1914, № 39, с. 1675.
- Речь, произнесенная на съезде духовенства Петроградской епархии 25 ноября 1914 года. «Приб. к «ЦВ» 1914, № 50, с. 2036.
- Слово в день Рождества Христова при раздаче детям рождественских подарков. «Приб. к «ЦВ» 1915, № 2, с. 27.
- «Гол. Церкви» 1915, декабрь, с. 3-9.
- Слово в Неделю Мытаря и Фарисея. «Приб. к «ЦВ» 1915, № 4, с. 85.
- «Голос Церкви» 1916, январь, с. 3-9.
- Римский амфитеатр и христианские мученики. Сергиев Посад, 1900; Петроград, 1915.
- Слово при вступлении в последнюю седмицу св. Четыредесятницы. «Приб. к «ЦВ» 1916, № 14, с. 379.
- Слово на хиротонию Евдокима, еп. Волоколамского. «Богосл. Вест.» 1904, март, с. 409.
- Слово после четвертого Евангелия последования Страстей Христовых. «Голос Церкви» 1912, март, с. 3-12.
- Слова на молебне пред открытием в Москве противоалкогольного съезда 6 августа 1912 года. «Гол. Церкви» 1912, октябрь, с. 1-9.
- Слово в день Успения Божией Матери. «Гол. Церкви» 1912, октябрь, с. 10-15.
- «Против ли нас (абстинентов) Библия?» «Гол. Церкви» 1913, февраль-май.
- О христианском подвиге. «Гол. Церкви» 1913, ноябрь, с. 22-27.
- Пастырский голос во время войны. Петроград, 1914. «Гол. Церкви» 1914, октябрь, с. 3-18.
- Церковь пред запросами жизни. «Гол. Церкви» 1915, январь, с. 3-10.
- Воспитание детей. «Гол. Церкви» 1915, март-ноябрь. -«- 1916, февраль-август.
- Мысли о современной прессе. «Гол. Церкви» 1916, апрель-май, с. 3-20.
- Радости и удовольствия. // «Душеполезное чтение». 1916, янв.-февр.
- Речь при вручении жезла епископу Пимену, начальницу Урмийской миссии, 6 августа 1916 года. «Гол. Церкви» 1916, октябрь, с. 3-9.
- О гневе. // «Душеполезное чтение». 1916.
- О почитании святых. «Гол. Церкви» 1916, ноябрь, декабрь, с. 3-10.
- Скупость. // «Душеполезное чтение». 1916.
- Молитва христианина о бедствиях войны.
- Молитва Господня в 9-ти беседах.
- Беседа о грехах против Св. Духа.
- Соглашение некоторых, невидимому противоречащих друг другу, мест Св. Писания.
- Вечерние собеседования между крестьянином, рабочим и священником: Современные религиозные вопросы. М.В. Сергиев Посад. 1908. 336 с.
- Монархия или республика.
- Величайший обманщик мира.
- Архипастырское поучение детям о Св. Библии.
- Воспитание чувства стыдливости.
- Воспитание самоограничения и самоотвержения.
- Воспитание правдивости.
- Зависть.
- Родительская бдительность.
- О наказании, как воспитательном средстве.
- Борьба с главным пороком дитяти.
- Страдания Христа и страдания Церкви. М.В. СПб., 1907.
Митрополит Санкт-Петербургский
23 ноября 1912 года Владимир стал еще и митрополитом столицы. Ему же был дан чин первенствующего члена Святейшего синода. До принятия новых обязанностей Владимир приехал в Москву где «попрощался с паствой».
В 1915 году будущий священномученик был удостоен степени доктора богословия. Владимир активно выступал против Григория Распутина, благодаря чему вскоре стал очень «популярен». Из-за этого в том же году священник был снят с поста митрополита столицы и был перемещен в Киев, где занял новый пост.
Литература
- «Церк. Вед.» 1888, № 23, с. 155
- -«- 1891, № 4, с. 29.
- -«- 1892, № 43, с. 428.
- -«- 1898, № 9, с. 43.
- -«- 1900, № 17, с. 130.
- -«- 1910, № 24, с. 262.
- -«- 1912, № 34, с. 331.
- -«- 1913, № 7-8, с. 33.
- -«- 1914, № 25, с. 283.
- -«- 1918, № 5, с. 25.
- -«- 1912, № 47, с. 428.
- «Приб. к «ЦВ» 1888, № 25, с. 678.
- -«- 1891, № 46, с. 1639.
- -«- 1900, № 52, с. 2180, 2181.
- -«- 1909, № 24, с. 1095.
- -«- 1911, № 6, с. 213.
- -«- 1912, № 47, с. 1893-1897.
- -«- 1912, № 50, с. 2005-2023.
- -«- 1913, № 23, с. 1098.
- «Церк. Вестн.» 1891, № 5, с. 74.
- -«- 1891, № 18, с. 275.
- -«- 1895, № 19, с. 595.
- -«- 1908, № 30, с. 936.
- «Самар. ЕВ» 1891, № 4, с. 29.
- -«- 1891, № 5, с. 154.
- -«- 1892, № 1, с. 32-33.
- -«- 1892, № 3, с. С. 143-146.
- -«- 1892, № 4, с. 184.
- -«- 1892, № 22, с. 873, 977.
- -«- 1892, № 23, с. 1072-1075.
- -«- 1903, № 5, с. 27.
- -«- 1903, № 14, с. 379.
- «Русс. Инок» 1911, вып. 5, с. 35.
- «Рус. Палом.» 1912, № 49, с. 773, 774.
- «Изв. Каз. Еп.» 1907, № 31-32, с. 908.
- -«- 1911, № 9, с. 271.
- -«- 1912, № 16, с. 521-522.
- -«- 1912, № 14, с. 1242.
- -«- 1912, № 45, с. 1351, 1361-1367.
- -«- 1913, № 3, с. 108.
- «Изв. Каз. Еп.» 1913, № 26, с. 773-779.
- -«- 1913, № 27-28, с. 835.
- -«- 1913, № 39, с. 1174.
- -«- 1914, № 5, с. 152.
- -«- 1914, № 6, с. 177.
- -«- 1914, № 11, с. 334.
- «Красный Архив» 1928, т. 26, с. 120.
- -«- 1930, т. 40, с. 91, 112.
- -«- 1930, т. 39, с. 119, 121.
- -«- 1936, т. 1(74), с. 169.
- -«- 1936, т. 4(77), с. 201.
- «Истор. Вестн.» 1908, май, с. 765.
- -«- 1913, март, с. 10, 17, 19, 20, 22.
- -«- 1913, июль, с. 375.
- «Дух. Вестн.» 1896, № 9; СПБ.
- -«- 1898, № 6, Груз. Экзархат.
- «Прав. Собес.» 1899, № 1, с. 7.
- «Рус. Архив.» 1912, № 3, с. 399.
- «Мисс. Обоз.» 1901, март, с. 297.
- «Отдых христ.» 1908, август-сентябрь, с. 59.
- «Нива» 1892, № 47, с. 1039-1040.
- «ЖМП» 1957, № 12, с. 38.
- «Свято-Отеч. Христоматия.» с. 220.
- Булгаков, с. 1399, 1405, 1411.
- БЭС т. I, стб. 530, 532, 686.
- БЭС т. II, стб. 1602, 1993.
- БЭЛ т. III, стб. 578, 586.
- БЭЛ т. IV, стб. 731.
- НЭС т. Х, стб. 937, 938.
- Денисов, с. 527.
- Клиодор, с. 101, 107, 148.
- Рункевич С.Г. «Александро-Невская Лавра», 1713-1913 гг.»
- Поливанов А.А. «Из дневников и воспоминаний». 1907-1916 гг. т. 1. Москва, 1924, июнь, с. 104.
- Титов Ф.Н. проф.-прот. «Митрополит Владимир». Киев, 1918.
- «Мисс. Календарь» 1907-1908 гг., с. 130.
- «Состав Св. Прав. Всер. Син. и Рос. Церк. Иерархии на 1917 год», с. 4-5.
- «Памятн. книжка Петрогр. Дух. Акад. на 1916-1916 гг.», с. 6.
- Айвазов И. «Высокопр. Владимир, митрополит СПБ и Ладожский».
- «Гол. Церкви» 1912, декабрь, с. 3-18.
- «Список архиереев Иерархии Всерос.». СПб., 1896, № 513, с. 77.
- Исправления и добавления А.А.
- Erster Martzrer der ROK in der Revolution.
- M. Pol’skij, Novye muceniki I, 10-24; II, 172.
- Nikodimov, J. Vospominanie o Kievo-Pecerskoj Lavre, Munchen 1960, S. 97-106; 108-109.
- Joh. Chrysostomus, Kirchengeschichte I, 117-120, passim; II, 72, 74, 89, 194, 219; III, 20.
- Miller, Novye muceniki rossijskie, in: Prav. Put’ 1975, 74-85.
- Regel’son 228, 523.
- Struve 33, 502.
- Rklickij, Zizneopisanie IV, 150, 214.
- Некролог. Высокопреосвященный митрополит Киевский Владимир. // «Церковные ведомости «. 1918. № 5.
- Мануил, архиеп. Каталог русских архиереев. 1959, ч. 2.
- Венгеров. Источники словаря русских писателей. т. 1, с. 597.
- Сагарда А. Литературная деятельность митрополита Владимира. // (Всероссийская Церковь в биографиях. Кн. 1. № 87305). В сочинении приведен список трудов митрополита Владимира.
- Библиографический указатель русских духовных писателей из монашествующих за 18-й, 19-й века и половину 20-го столетия. / Составил В. Волков: Загорск, 1961. Ч. 1.