Предшественник наперсного креста
Прежде чем появился наперсный крест, существовал так называемый энколпий. Это небольшой ларец округлой, крестообразной или прямоугольной формы, на котором было размещено изображение святых или Иисуса Христа. Внутрь помещали частички просфоры или мощи святого. Считалось, что таким образом человек может оградить себя от всяческих напастей в походах или дальних путешествиях.
Первое упоминание об их существовании относят к IV веку. Иоанн Златоуст пишет, как священные предметы мужчины и женщины часто вешали на шею в качестве украшения.
Древнейший экземпляр энколпия, дошедший до наших дней, был обнаружен в середине XIX века. В 1862 году его обнаружили на груди скелета, найденного на развалинах базилики Святого Лаврентия в Риме. Базилику построил еще Константин Великий, а погребенный с энколпием, скорее всего, был епископом. Также энколпии были принадлежностью для торжественного облачения царственных особ в Константинополе.
На Руси их носили чаще всего под одеждой. Активно выходить из употребления они начали в XVIII веке. На смену стали приходить наперсные кресты с украшениями. В России ношение таких крестов стало массово распространяться с 1741 года.
Виды крестов
Как уже было сказано выше, кресты отличаются друг от друга. Вышеописанный серебряный Николаевский крест — это атрибут, с которого духовное лицо начинает свою карьеру священнослужителя. За заслуги перед церковью или выслугу лет его могут наградить правом носить четырехконечный золотой крест. С ним иерей служит до тех пор, пока не будет возведен в чин протоиерея. Когда это происходит, у него появляется возможность получить следующую награду – наперсный крест с украшениями.
Эта разновидность обычно богато инкрустирована драгоценными камнями и, в принципе, не отличается ничем от атрибутики, которую носят епископы. Обычно на этом награды в области нагрудных украшений заканчиваются. Иногда, правда, некоторым священнослужителям дается право носить сразу два креста. Еще одна, очень редкая награда – золотой крест патриарха. Но этой чести удостаиваются буквально единицы. С 2011 года появился, а точнее, был восстановлен крест наперсный, называемый докторским. Вручают его, соответственно, священникам, имеющим степень доктора богословия.
Крест наперсный в Русской православной церкви
Если подробнее рассматривать этот атрибут в истории Русской православной церкви, то стоит сказать, что до XVIII века правом их носить обладали исключительно епископы. Эту несправедливость исправила отечественная императрица Елизавета. Именно она обратила внимание Святейшего Синода на то, что кресты наперсные носят все малороссийские архимандриты, в отличие от великороссийских. Несправедливость оперативно исправили.
Уже в 1797 году император Павел I отдельным указом постановил, что кресты наперсные серебряные могут выдаваться как особые знаки отличия. И сам вручал их священникам и протоиереям. На них изображалось распятие.
Кресты как отличительный знак учености русского духовенства
В XIX — начале XX веков возникла интересная практика выдавать священникам кресты в соответствии с ученой степенью, которую они имели. Крест наперсный при этом полагался докторам наук. А кандидаты и магистры довольствовались этими предметами, прикрепляя их к петлице на воротнике рясы.
Постепенно ношение наперсных крестов стало нормой для всех священников в Русской церкви. Последнюю черту под этим процессом провел император Николай Второй, повелевший специальным указом в честь своей коронации наградить всех священников правом ношения восьмиконечного серебряного креста установленного образца. С тех пор это стало неотъемлемой традицией Русской православной церкви.
Наперсные кресты в XIX веке
Начиная с 1820 года уже золотые кресты с распятиями, а также изображением императорской короны на обратной стороне стали вручаться придворным священникам. Их же получали служители заграничных православных приходов в тот момент, когда поступали на службу. Он им оставался насовсем спустя всего 7 лет.
Часто священникам наперсные кресты, фото которых есть в этой статье, преподносили прихожане. Как правило, они были украшены драгоценными камнями. В 1808 году были учреждены магистерские и докторские кресты, а в 1884-м — кандидатские. Бронзовые наперсные кресты коричневого цвета, висящие на владимирской ленте, выдавали участникам Отечественной войны 1812 года и Крымской войны.
В 1896 году, после официальной коронации нового российского императора Николая II, появился новый тип наперсного креста. Он имел восьмиконечную форму, изготавливали его исключительно из серебра. На лицевой стороне традиционно находилось распятие, на обратной — вензель императорского дома, а также дата коронации Николая II, выведенная церковнославянскими числами.
С тех пор наперсные кресты стали считаться обязательным атрибутом священников. Это отличает Русскую православную церковь даже от других епархий. Например, в Греции обычным священникам такие кресты не полагаются по статусу.
Когда священники одели крест ?
Наперсные кресты для священников появились в Русской Православной Церкви сравнительно недавно. До ХVIII века только епископы имели право носить наперсные кресты. После того как в употребление вошли измененные греческие подрясники, рясы и клобуки, одежды священников перестали отличаться от одежд диаконов и келейных одежд монахов, что должно было способствовать появлению особых знаков, по которым можно было бы отличить священника от прочих духовных лиц.
Таким отличием стал наперсный крест, который до 1896 года имел статус церковного ордена: наперсным крестом как наградой и знаком монаршей милости награждали заслуженных иереев за долголетнее беспорочное служение. Этот крест четвероконечный, с удлиненным нижним концом.
С лицевой стороны он имеет рельефное изображение Распятия, с внутренней стороны надпись «Пресвитеру, дающему образ верным словом и житием. Установлен в благочестивое царствование великого государя императора Павла I 1797 года, декабря 18».
Крест носят на цепи из крупных плоских звеньев, соединенных двойными мелкими кольцами. В середине цепи – перемычка, так что цепь спереди охватывает шею, а сзади спускается на спину.
Крест священника свидетельствует о том, что он есть служитель Иисуса Христа, пострадавшего за грехи мира, должен иметь Его в сердце своем и подражать Ему. Двухконечная цепь креста – знамение заблудшей овцы, то есть пастырского попечения о душах вверенных священнику прихожан, и креста, который Христос нес на спине Своей, как знамения подвигов и страдания в земной жизни. Крест и цепь делают серебряно-вызолоченными.
В начале ХIХ века священников стали награждать в особых случаях крестами с украшениями. Указом Святейшего Синода от 24 февраля 1820 года отбывающим за границу русским священникам благословлялось носить там особые золотые кресты, выдаваемые из кабинета императора. Такие кресты получили название кабинетные. Иногда они выдавались как награда некоторым священникам и не выезжающим за пределы России.
Государственным указом от 14 мая 1896 года был введен в церковное употребление крест, являющийся знаком отличия всякого священника и иеромонаха. Этот крест, возлагаемый с тех пор при иерейской хиротонии, серебряный, восьмиконечной формы с рельефным изображением распятого Спасителя на лицевой стороне и надписями в верхней части: «Гдь, Црь, Слвы» («Господь – Царь Славы»); в концах широкой перекладины «IС, ХC» («Иисус Христос»), под нижней косой перекладиной – «Ника» (греч. – победа). На обратной стороне креста надпись: «Образ буди верным словом, житием, любовию, духом, верою, чистотою (1Тим. 4:12). Лета 1896, мая 14 дня». Крест снабжен серебряной цепью из одинарных удлиненных колец. Перемычкой в середине эта цепь также разделена на две части. Кресты 1896 года стали непременным знаком отличия иереев, который они носят за богослужением поверх риз и могут носить в повседневной обстановке поверх рясы, а кресты 1797 года так и остались наградными, по традиции жалуемые также всем выпускникам духовных академий, имеющим сан священников.
Кроме того, в ХIХ века протоиереям стали воздаваться как награда кресты с украшениями, подобные архиерейским наперсным крестам.
Литургия.ру
Похожее
Для всех священников
В результате кресты, введенные Николаем, стали носить все российские священники, вне зависимости от статуса.
К середине XX века был учрежден патриарший наперсный крест. Он являлся высшим знаком, с помощью которого признавали заслуги архимандрита или протоиерея. Вручение производилось в исключительных случаях. Духовный чин мог его получить только за особые заслуги по указу Московского патриарха. При этом не имела значения выслуга лет, а также все предшествующие награды.
Кресты наперсные иерейские в Русской православной церкви полагались женатым священникам после получения ими определенного сана.
Установление права ношения крестов белыми священниками
Белое, то есть женатое духовенство получило право носить крест наперсный в конце XVIII века. Конечно, разрешили это не всем сразу. Сначала император Павел ввел данный атрибут в качестве одной из церковных наград для священников. Его можно было получить за какие-либо заслуги. Например, особый образец креста был дарован многим священникам в 1814 году в честь победы двумя годами ранее над французским войском. С 1820-го кресты стали также даваться тем священнослужителям, которые проходили свое служение за границей или при императорском дворе. Однако права ношения этого предмета могли и лишить, если духовное лицо прослужило на своем месте менее семи лет. В остальных случаях крест наперсный оставался у иерея навсегда.
Кресты — какими они могут быть?
Почитая крест, православный христианин воздает почитание Самому Богу, воплотившемуся и пострадавшему на этом древнем римском орудии казни за наши грехи. Без креста и смерти не было бы искупления, воскресения и вознесения, не было бы устроения Церкви в мире и возможности идти по пути спасения для каждого человека.
Христианин стремится как можно чаще напоминать себе об искупительном подвиге Спасителя и надежде на вечную жизнь, поэтому носит крест на теле, устанавливает на куполах и внутри храмов (которые тоже нередко имеют в плане форму креста), изображает его на церковной утвари и одеждах священнослужителей и устанавливает для поклонения на местности.
Нательные кресты
Нательный крест может изготавливаться из самых разнообразных материалов и иметь всевозможные размеры и украшения, сохраняя только свою форму. В России его привыкли видеть в виде отдельного предмета, висящего на цепочке или верёвочке на груди верующего. Нательный крест носят верующие большинства славянских Церквей, а также христиане-католики. Однако, в культурах некоторых христианских народов встречались и иные традиции.
Крест мог вообще не изготавливаться из чего либо, а наноситься на тело в виде татуировки, чтобы христианин не мог его случайно потерять и чтобы его нельзя было отобрать во время гонений. Именно так носили нательный крест христиане-кельты, продолжают носить египетские христиане-копты, и христиане Эфиопской церкви.
Традиция делать татуировку в виде креста какое-то время была и у христиан греческих Церквей, которые сейчас нательных крестов не носят совсем.
Верующие первых веков нательных крестов не носили. Первые упоминания о традиции их ношения относятся к IV веку, когда великие гонения на христиан в Римской империи прекратились и христианство постепенно начало становиться государственной религией империи.
Самая древняя форма креста — четвероконечная. Именно на таком кресте был распят Спаситель Иисус Христос. Восьмиконечный крест, который в некоторых публикация называется «православным», это по сути тот же самый четвероконечный крест с двумя дополнениями.
Короткая верхняя перекладина обозначает титло — дощечку, на которой Пилатом была прописана вина Христа: «Иисус Назарянин — царь Иудейский». На некоторых изображениях распятия слова сокращаются и получается «ИНЦИ» — по-русски или «INRI» — по-латыни.
Короткая косая нижняя перекладина с поднятым вверх правым краем и опущенным вниз левым обозначает так называемое «мерило праведное» и напоминает нам о распятых по бокам Христа двух разбойниках и их посмертной участи. Правый раскаялся перед смертью и наследовал Царство Небесное, а левый хулил Спасителя и попал в ад.
На Руси на крестах клялись в верности, а обмениваясь ими, становились крестовыми побратимами. Существовал также обычай из разбившегося церковного колокола отливать множество нательных крестиков, которые пользовались особым почитанием у верующих.
Интересно и то, что иногда на нательном кресте не изображают Спасителя, а помещают на поле креста икону Богородицы или кого-то из святых или даже превращают крестик в подобие миниатюрного иконостаса.
Поклонные кресты
С давних времён христиане устанавливают поклонные кресты чтобы напомнить себе о Боге и совершить молитву, отправляясь в путешествие или прибывая домой из дальних странствий. Как правило, поклонные кресты устанавливают на возвышенностях, по берегам рек, близ населённых пунктов или у перекрёстков дорог. Обыкновенно, их ставят плоскостью на восток и в основании складывают камни горкой, в качестве напоминания о Голгофе на Святой земле.
На Русь обычай устанавливать поклонные кресты проник из Византии. Судя по летописному преданию, первый такой крест был поставлен на холмах на месте нынешнего Киева ещё святым апостолом Андреем Первозванным в I веке по Рождестве Христовом.
Правители Руси заменяли крестами свергнутых языческих идолов на местах древних кумирен, отмечали крестами места будущих городов, а также храмов, которые они собирались построить или места, где ранее существовали храмы, но были некогда разрушены в ходе войн или гонений. Могилы христиан тоже чаще всего увенчаны поклонными крестами, перед которыми, за неимением иконы, можно совершить литию над гробом близкого человека.
Иногда, кресты имели, помимо молитвенного, и ещё одно назначение. Например, жители Русского Севера устанавливали их на мысах у входа в бухты, где можно безопасно переждать шторм, или на вершинах сопок, отсчитывая по ним расстояние в пути к цели своего очередного похода. В некоторых местностях межевыми крестами разграничивали земли соседствующих областей.
Иногда, крест служил также и памятником о каком-либо событии. Правители ставили кресты на месте рождения сыновей, больших битв, открытия святых источников, явления чудес Божиих. Отмечали крестами и время, воздвигая их в годы эпидемий и недородов. Исцелялись от болезни или избегая большой опасности, христиане также ставили кресты по обету.
Поклонные кресты могли отличаться размером – от полутора и до нескольких десятков метров, формой – восьмиконечные, четвероконечные, с «крышей», резные, украшенные в средокрестии иконами. Могли изготавливаться из самых разных материалов: камня, дерева, позднее металла, железобетона, пластика и т.п.
Самый большой поклонный крест в мире располагается в Испании в Долине павших и достигает в высоту 150 метров. Высочайший крест в России был установлен в Красноярске на Дрокинской горе в 2022 году. Он собран из металлоконструкций и возвышается над сопкой на 48,3 метра. Самый же высокий в России крест из натурального материала — северной сосны — установлен на берегу Волги в селе Спасском Ярославской области. Его высота составляет 13, 42 метра.
Наперсные кресты священнослужителей
Все мы привыкли, что священник, даже если не на службе, все же носит необходимый минимум облачений — наперсный крест и подрясник. Но почти до самого конца XIX столетия кресты у священников являлись скорее исключением, чем правилом.
До ХVIII века наперсный крест имели право носить только епископы, а священники, как и миряне, носили только нательный крест под одеждой. В конце XVIII — начале ХIХ века особо заслуженных священников стали награждать крестами наперсными. Указом Святейшего Синода от 24 февраля 1820 года отбывающим за границу русским священникам благословлялось носить там особые золотые кресты, выдаваемые из кабинета императора (и потому называвшиеся «кабинетными»).
Если посмотреть на портреты священников времен Крымской войны, можно увидеть у некоторых из них на груди 1-2 креста на матерчатых лентах. Это «Георгиевский» и «Владимирский» кресты, которым награждалось за доблесть военное духовенство.
Примерно в это же время появился современный крест с украшениями — в качестве награды архиереев для заслуженных клириков своих епархий. Таким образом, у русского священника XVIII века наперсный крест отсутствовал, а в XIX столетии этих крестов на груди могло быть до 4-х (кабинетный, наградной архиерейский, наградные для военного духовенства).
Наконец, в 1896 году императором Николаем II, именным указом от 14 мая в обиход был введен священнический наперсный крест в качестве «знака отличия всякого священника и иеромонаха». Этот привычный нам серебряный крест восьмиконечной формы с тех пор возлагается на каждого нового священника при архиерейской хиротонии. С годами и заслугами он может быть заменен четырехконечным золотым крестом а потом, в свою очередь, крестом с украшениями.
Дополнительный крест сейчас тоже можно встретить — но в качестве награды лично от патриарха. Его отличает форма лучей «ласточкин хвост», «сияние» вокруг них и митра в навершии.
В других Православных Церквях можно встретить иные традиции. Например, в Румынской Церкви наперсный крест, правда только за богослужением, могут надевать не только священники, но даже и заслуженные диаконы (архидиаконы). В Церквях греческой традиции священника можно узнать по камилавке (как у нас по наперсному кресту), а вот крест на груди встречается только в качестве награды (как у русских священников камилавка).
Крест, как воинская награда
В средние века крест начал становиться символом воинских объединений — военных орденов и наградой для воинов за доблесть на поле брани в большинстве христианских государств. Такой символ напоминал воинам слова Спасителя о том, что «нет больше той любви, как если кто положит душу свою за други своя».
В русской наградной системе каждый военный орден состоял из трёх обязательных элементов: креста ордена, звезды ордена и орденской ленты и, почти всегда, посвящался какому-либо святому. Известны ордена святого Андрея Первозванного, крест которого имел форму буквы «X», как у распятого апостола, святого Александра Невского, святого Владимира, святой Анны и другие.
Самым почитаемым военным орденом в Российской империи был орден святого великомученика Георгия Победоносца. Помимо креста самого ордена, существовал также и знаменитый солдатский Георгиевский крест четырёх степеней, которым отмечали массовый героизм нижних чинов.
Интересно, что для военного духовенства, проявившего героизм на поле боя, изготавливались наперсные кресты на георгиевской ленте, а позднее и георгиевские панагии (известно два случая награждения ими в Первую Мировую войну) архиереев.
Сегодня в России форма креста по-прежнему остаётся одной из основных форм высших русских воинских наград.
Крест — как духовный маркер
В заключение, хочется сказать, что крест — это духовный маркер того священного пространства в дарованном нам Богом мире, которое мы, в свою очередь, в качестве нашей жертвы отдаём Ему.
Крест напоминает нам о смерти Господа Иисуса Христа, но напоминает также и о Его победе над смертью. Сопричастный той реальности, которую символизирует, символ креста Христова на нашем теле делает нас сопричастными искуплению и обожению человечества во Христе и потому он так важен для нас.
Андрей Сегеда
Вы можете поаплодировать автору (хоть 10 раз)11
Крест из бабушкиного сундука: Наперсные кресты
иконы, кресты, складни » Крест из бабушкиного сундука: Наперсные кресты
Священник Михаил Воробьев
Наперсные и киотные кресты XVII – XIX столетий
Киотный крест XVIII в. Похожий крест носил преподобный Серафим Саровский. |
Покидая отеческий дом, юный курский мещанин Прохор Мошнин, в будущем — великий подвижник Русской Церкви, получил в благословение от матери небольшой медный крест, отлитый, вероятнее всего, в гуслицких медницах, который и проносил на груди до самой своей смерти. Похожие кресты в XVIII и XIX столетиях изготавливались в различных литейных мастерских сотнями тысяч экземпляров. Они были любимы старообрядцами, но столь же часто их можно было встретить в домах русских православных людей, совершенно далеких от раскола. На них истово молились набожные крестьянки, их привозили с ярмарок купцы, их бережно хранили в самые богоборческие десятилетия советской власти, вынимая из сундука только для того, чтобы поставить рядом с гробом. Эти кресты, простые и изысканные, затертые до гладкости и сохранившие все детали рельефа, потемневшие от времени и сверкающие эмалями разных оттенков, — составляют самый обширный, после нательных крестов, пласт русского церковного литья.
Чтобы навести хоть какой-то порядок в этом удивительном многообразии, необходимо, прежде всего, обратить внимание на размеры и, если так можно выразиться, на предпочтительную функциональную предназначенность изделий. По этим двух признакам, меднолитые кресты, которые по размеру больше тельников, то есть имеют высоту более 8 см, могут быть разбиты на две группы: наперсных и киотных крестов. Наперсные кресты, имевшие в навершие или на обратной стороне проушину для гайтана, предназначались для ношения на груди, поверх одежды. Киотные – помещались среди икон и нередко вставлялись в специальные киоты — ставротеки. Эта классификация не является абсолютно точной, поскольку одни и те же кресты могли быть и киотными и наперсными, а часто и отливались то с проушиной, то без нее; да и сама проушина иногда предназначалась только для того, чтобы крест было удобнее повесить на стену. Даже в наше время среди участников какого-нибудь крестного хода обязательно встретится человек, на груди которого висит особым образом подвязанный явно киотный крест немалого веса и размера.
В XIX веке киотные кресты иногда врезались в иконную доску. Получалась комбинированная икона с врезным крестом в центре и предстоящими, написанными в традиционной манере.
Спас Нерукотворный. Поклонение Кресту. Двухсторонняя икона. Новгород XII в. |
Наперсные и киотные кресты, за редкими исключениями, которые будут оговорены особо, всегда восьмиконечные. Это не обязательно связано с тем, что они отливались в мастерских старообрядцев, для которых единственной истинной формой креста был восьмиконечный крест. В действительности, эта типология восходит к домонгольской иконографии. Первый русский «осьмиконечный» крест изображен на новгородской иконе XII века. Это образ «Поклонения кресту», помещенный на обороте знаменитого новгородского Спаса.
Безусловно, наиболее естественной формой креста является четвероконечная. На таком четвероконечном кресте или кресте, имевшим форму греческой буквы Т, был распят Господь Иисус Христос. Такие кресты во множестве стояли в Римских провинциях во времена мятежей и народных восстаний.
Святая Русь, приняв четвероконечный крест из Византии, свято почитала его на протяжении пяти столетий, о чем свидетельствуют многочисленные нательные кресты, в том числе мощевики-энколпионы, найденные археологами в раскопах древних городов и относящихся к XIX- XVI векам.
Распространение осьмиконечного креста, по-видимому, берет начало в «Слове и похвалении Александрове о Моисеове извитем древе, о певги и кедри, и кифариси» из сборника, названного позднее «Басни попа Иеремии», который в числе прочих апокрифов богомильского происхождения был принесен на Русь в XII столетии. Согласно этому апокрифу, сын Адама Сиф посадил ветвь, принесенную из райского сада на месте погребения своего отца на будущей Голгофе. От этой ветви произрастает трехствольное дерево кедра, певга и кипариса, которое впоследствии становится материалом для изготовления Креста Господня. Три ствола дают шестиконечный крест, Пилат добавляет еще перекладину — дощечку, сделанную из масличного дерева, на которой пишет вину Распятого. Хотя «Басни попа Иеремии» уже в начале XVI столетия московским митрополитом Зосимой были причислены к списку «отреченных книг», почитание осьмиконечного креста успешно вытесняло другие его формы. Впоследствии старообрядцы считали правильным только восьмиконечный крест, отвергая все другие его разновидности.
Позднесредневековые наперсные кресты. XV–XVI вв. 2 |
Однако прообразами укоренившихся в старообрядчестве восьмиконечных крестов были четвероконечные наперсные кресты XV–XVI вв. Иногда они имели форму древних энколпионов, увеличив свой размер до 8-10 см. Однако бортики створок таких крестов были настолько невысокими, что поместить сколь-нибудь значительную частицу мощей внутри такого креста было невозможно. Вероятнее всего, эти псевдоэнколпионы были предназначены для хранения так называемых «вторичных святынь», небольших частей облачений святых мощей, всевозможных платов и пелен, которыми украшались раки с мощами и ковчеги с подлинными «первичными святыми». Помимо псевдоэнколпионов в это время появляются переливки энколпионов с неподвижными оглавиями, в которых створки вообще не открываются. «По мотивам» этих переливков начинают отливаться обычные тонкие кресты, носившиеся поверх одежды, которые к концу XVI столетия полностью заменили миниатюрные нательные крестики домонгольского периода.
Вероятно, первыми старообрядческими наперсными крестами, утратившими функцию крестов – тельников, стали небольшие изделия, размером 95*60 мм, отливавшиеся из красной меди (впоследствии из латуни). Они могут быть датированы рубежом XVII и XVIII столетий. Они имеют типичное для наперсных крестов сквозное оглавие в виде образа Спаса Нерукотворного, а так же погрудные изображение четверых предстоящих на концах средней перекладины. В верхней части креста, ниже оглавия, помещено изображение херувима. Обратная сторона гладкая. Именно такой крест можно считать прообразом более поздних наперсных и киотных крестов. В одном из редких изводов этого креста исчезают предстоящие, но зато более рельефными становятся оставшиеся фигуры, само Распятие изображается на отдельном кресте, появляются многочисленные надписи.
Наперсные кресты. Конец XVII в. | Наперсные кресты. Конец XVIII в. |
Самой простой модификацией данного креста стало похожее изделие, очень распространенное в конце XVIII столетия. Это крест почти такого же размера, 95х55 мм, однако более рельефный и имеющий ободок из мелких прямоугольников по контору. Обратная сторона представляет собой одну сплошную выемку с бортиками высотой 2 мм. Изредка встречается еще одна разновидность такого креста. Отличие состоит в единственной, но очень выразительной детали. На месте херувима находится ангел с полотенцем в руках. Художнику, знакомому со стилистикой барокко, удалось передать стремительность движения ангела к распятому Христу, и это делает композицию очень экспрессивной.
Еще один вид наперсных крестов с бортиками на обороте относится к концу XVIII началу XIX столетий. Они имеют больший размер 160х100 мм и выглядят менее изящно, нежели предыдущие. Фигура Христа выглядит одутловатой. Над средней перекладиной внутреннего креста едва прочитываются буквы IС ХС. В верхней части креста изображения двух спускающихся ангелов с полотенцами в руках; между ними помещается поясняющая надпись АГГЛИ ГДНИ. Такие кресты чаще всего встречаются в Среднем Поволжье. Почти всегда на них лик Христа остается очень нечетким или не просматривается вообще. Это, вероятно, связано с тем, что все они — переливки, изготовленные в какой-то местной мастерской с более раннего оригинала.
Наперсные кресты XVIII–XIX вв. |
Близкими к данной разновидности креста являются похожие изделия с менее выраженными бортиками на обороте. Иногда там размещается причудливый растительный орнамент. На этих крестах ангелы обретают свои имена Михаила и Гавриила. Вокруг самого Распятия появляется точечный контур, предназначенный для удержания эмали.
В конце XVII века появляются более изысканные наперсные кресты, нижняя часть которых раздваивается, а боковые части средней перекладины, где помещаются предстоящие, расширяется. Данный крест уникален удивительным сочетанием старых и новых форм. С одной стороны, он несет явные стилистические черты московского барокко, с его склонностью к искривленным линиям, а с другой – повторяет черты средневековых энколпионов и даже домонгольских крестов.
Наперсные кресты конца XVII в. | Новгородский энколпион XV в. | Древнерусский нательный крест |
В это же время появляются киотные кресты с предстоящими, являющиеся прототипами многочисленных поздних старообрядческих крестов такого же вида. Эти изысканные изделия явно испытали воздействие московского барокко. Тело Распятого Христа имеет вытянутую и сильно изогнутую форму. Столь же вытянуты и фигуры предстоящих Божией Матери и Иоанна Богослова. В сквозном навершие креста – образ Спаса Нерукотворного, ниже образ Благовещения. Над средней перекладиной креста размещены два херувима в круглых медальонах. Общий размер 150х90 мм (размеры некоторых изделий могут незначительно отличаться) позволяет считать данный крест киотным, однако наличие отверстия в навершие позволяет ему использоваться в качестве наперсного креста. Отливавшиеся первоначально из красной меди, в последующем столетии такие кресты изготавливались из латуни; нередко их поверхность была украшена эмалями. Для этого типа креста так же существует домонгольский прототип — уникальный бронзовый крест, найденный на Княжей горе в Киеве.
Киотный крест с двумя предстоящими. Конец XVII в. | Древнерусский крест с предстоящими. X–XIII вв. |
Судьба барокко в России в значительной степени отличается от его европейской истории. Если в Европе барокко появилось как закономерное развитие маньеризма, вышедшего из искусства Ренессанса, и знаменовало частичное возвращение к эстетике Средневековья, то русское барокко, не забыв о своем собственном Русском Возрождении, подхватив европейские идеи, развивало их на своей собственной культурной почве. 3 Основная историческая особенность распространения этого художественного стиля в России состояла в том, что, начинаясь как собственный стиль, главным образом, в архитектуре, московское барокко соединяется с европейским, становясь в полной мере большим художественным стилем. В течение полутора столетий с середины XVII и до самого конца XVIII столетия барокко господствует в литературе и искусстве, в общественно-политической мысли, богословии, поэзии, стиле мышления, линии поведения. Неоспоримо влияние барокко на иконопись, а также церковно-прикладное искусство, в том числе и медное литье. Наиболее явственно стилистические особенности барокко проявляются в пластике нательных крестов, которые были самыми многочисленными изделиями литейного производства, а так же появившихся в это время крестов наперсных и киотных. Многообразие и изменчивость, которые являются главной особенностью художественного стиля барокко, очень наглядно проявляются в этой области церковного искусства. При этом барочные элементы возникают здесь ранее других областей искусства, едва ли не ранее архитектуры. Так В.Н. Перетц о. 4
Наперсный крест XVII в. | Наперсные кресты XVII–XVIII вв. 5 |
Одним из ярких примеров наперсных крестов, выполненных в стиле московского барокко, является небольшой, размером 91х58 мм, наперсный крест с четырьмя предстоящими и херувимом в верхней части. Крест имеет килевидное завершение, характерное для нательных крестов XVI столетия; на концах перекладин расположены характерные для московского барокко шарики.
Еще более ярко черты барокко проявляются в более распространенных типах наперсных крестов, конца XVII века, которые изредка тиражировались и в отливках последующего XVIII столетия.
Поскольку, начиная с XVIII века, медное литье сосредоточилось в основном в старообрядческой среде, эти кресты с выраженными чертами стиля барокко широкого распространения не получили. Их нарядный, праздничный вид вносил диссонанс в строгое и суровое искусство ревнителей древнего благочестия. Однако более сдержанные кресты эпохи Большого Московского Собора были приняты старообрядцами и находились в обращении в течение по меньшей мере еще одного столетия. Это большие, размером 120х80 мм, изделия с криновидными завершениями ветвей. Заметим, что такая форма перекладин креста характерна для древнерусских тельников домонгольского времени.
Наперсные кресты XVII–XVIII вв. |
Первое, что бросается в глаза каждому, кто видит крест данного типа — это две «троицы», расположенных в верхней и нижней частях креста. Безусловно, такая композиция является данью стилю барокко с его склонностью к «симметричной асимметрии». Если верхняя Троица не вызывает сомнений – это традиционный для русского искусства образ Святой Троицы, то нижняя при внимательном рассмотрении оказывается «троицей нечестивых», изображением трех упомянутых в Евангелии римских воинов, увлеченных дележкой одежды распятого Христа. Истинность этой догадки подтверждается надписью, идущей по контору нижней лопасти креста; это известный текст псалма «Разделиша ризы Моя себе и о одежде Моей меташа жребий».
Кресты данного типа очень нарядны. Нередко они были украшены разноцветными эмалями. Существует несколько изводов данного типа креста. На некоторых из них под руками Спасителя находятся схематические изображения храмов. Существуют кресты, в нижней лопасти которых вместо воинов изображаются двое святых. Чаще всего это Никита бесогон в паре с Николаем Чудотворцем (в этом случае выше у подножия Креста помещены святые Тихон и Мина) или двое Сергий и Никон (?) Радонежские (на крестах данного типа на средней перекладине над руками Спасителя расположены изображения ангелов).
Наперсный крест конца XVII в. 6 |
Бурное вторжение барокко в русское церковное искусство затронуло и производство меднолитых икон и крестов. Однако эстетика этого большого художественного стиля не вполне коррелировала с традиционным русским благочестием. Не отрицая красоты как таковой, оно не удовлетворялось красотой барокко, которая представлялась лишенной духовной глубины, и подлинной религиозности и сводилась особенно в поздних образцах к чистой декоративности. Эксперименты в этой области создавали удивительные по изысканности изделии, которые, однако, не шли в серию, не воспроизводились в повторных отливках, оставаясь свидетельством художественного поиска мастера, в котором «чувство всемирной отзывчивости» компенсировалось укорененностью в духовной традиции.
Примером таких экспериментов является наперсный крест конца XVII столетия с образом Входа в Иерусалим в верхней лопасти, херувимами, переместившимися в подножие и традиционными ангелами в верхней части, более напоминающих своими формами античных купидонов.
1. Статья проиллюстрирована изображениями предметов из собственной коллекции автора, любезно предоставленных Дмитрием Анатольевичем Остапенко, а также выловленных в бескрайних просторах Интернета. 2. Обилие таких крестов среди археологического материала позволяет предположить, что большинство из них является позднейшими старообрядческими переливками XVIII – XIX столетий. Для обозначения данной формы креста при достаточном многообразии типов поисковиками и коллекционерами используется устойчивое название «пропеллеров». 3. Исчерпывающая типология нательных крестов стиля московского барокко представлена в статье Э.П. Винокуровой «Металлические литые кресты-тельники XVII века» в сборнике «Культура средневековой Москвы. XVII век”, М. Наука, 2000, с. 326. 4. Перетц.В.Н. О некоторых основаниях для датировки древнерусского медного литья. Л. 1933. С. 7-8 . 5. Для обозначения последнего креста в последние годы установилось название «курского», поскольку большинство находок происходит именно из Курского региона. Однако, по мнению А.Н. Спасенных, такие кресты отливались в одном из монастырей Рязанского края. 6. Существует несколько изводов крестов разного типа. В большинстве источников они датируются концом XVI века. Однако наглядная барочная стилистика, а также некоторая тяжеловесность отливки делают возможным датировать их концом XVII столетия.
Другие материалы раздела Медные литые иконы, кресты, складни
- Сюжетное многообразие старообрядческого медного литья I: История литья икон. Образ Иисуса Христа
- Сюжетное многообразие старообрядческого медного литья II: Образ Пресвятой Богородицы
- Сюжетное многообразие старообрядческого медного литья III: Праздники
- Сюжетное многообразие старообрядческого медного литья IV: Путевые иконы. Образы святых
- Информация для коллекционеров меднолитой пластики
- Неповторимые краски русской эмали I: История Выговской обители
- Неповторимые краски русской эмали II: Поморское медное литье
- Неповторимые краски русской эмали III: Московское литье и другие центры старообрядческого литья
- Поморские указы о медном мастерстве и искусстве финифти (XVIII век)
- Об истории литейного дела икон и крестов (начало XX века)
- Технология литья икон в XVIII-XIX веках
- Крест из бабушкиного сундука: Киотные кресты ч.1
- Крест из бабушкиного сундука: Киотные кресты ч.2
- Анциферовские мастера-литейщики
— 3 —
Ювелирное искусство V—XV вв.
Собрание декоративно-прикладного искусства Новгородского музея является одним из самых значительных в России и охватывает период с V по XIX столетия. Его основу составляют сокровища соборных и монастырских ризниц Великого Новгорода, одного из крупнейших центров среброделия Древней Руси. Именно здесь удалось сберечь драгоценные святыни и сохранить непрерывность художественных традиций.
В Готическом зале наглядно демонстрируются разные этапы развития золотого и серебряного дела. Это памятники ювелирного искусства, мелкой пластики константинопольских, русских и западноевропейских мастеров. Среди них высокие образцы XI-XII вв., «золотого века» новгородской торевтики, связанные с культурой византийского императорского дома, княжеского и владычного двора: древнейшие евхаристические сосуды, Малый и Большой сионы, кратиры.
Изделия ювелиров, резчиков по кости, камню, дереву периода монголо-татарского нашествия XIII-XIV вв. представлены немногими из сохранившихся предметов личного благочестия, знакомящими с местными особенностями миниатюрной пластики. Образцы уникальной храмовой утвари XIV-XV вв. раскрывают смысл православного богослужения. Особого внимания заслуживает всемирно известный Софийский панагиар, исполненный новгородским ювелиром Иваном в 1435 г. В произведениях новгородского серебряного дела проявляется ярко выраженный самобытный характер, выработанный под несомненным влиянием византийской и европейской художественных традиций. Владение разнообразными техническими приемами, выявляющими красоту материала, новаторство, понимание стиля эпохи дополняют художественные особенности изделий.
Иерусалим (Сион малый). Спас Вседержитель.
Первая половина XI в. Византия. Из Софийского собора. Серебро, горный хрусталь, стекла; чеканка, резьба, литье, золочение. Высота 63 см; диаметр поддона 36 см.
Малый иерусалим, так его называли первоначально, появился среди первых предметов утвари в алтаре главного храма Новгорода. Более позднее название литургического произведения – Сион – встречается с XVII в. Исполнен из позолоченного серебра. По своей форме Сион восходит к ротонде Гроба Господня, сооруженной императором Константином и его матерью Еленой в Иерусалиме на сионской горе. К сожалению, памятник дошел до нас не полностью. В настоящее время сохранилась только шестиколонная ротонда, завершающаяся полусферическим куполом и крестом. Слегка вытянутые арки барабана купола вмещают ажурные решетки с мотивами виноградной лозы с кринами. Гладкие колонны с массивными базами поддерживают сень.
Следы дверей, утрата драгоценных украшений, орнаментальных заполнений арок купола, более поздние вставки мастики и стекол свидетельствуют о перенесенных испытаниях за тысячелетнюю историю его существования. Ротонда на блюдо – дискос установлена позднее. В центре дискоса резной крест с чеканным изображением Христа в медальоне, изумляющим виртуозностью исполнения. Стиль рельефного образа, значительность и спокойное величие облика, скульптурная объемность моделировки ставят изображение на дискосе в ряд византийских памятников Х – начала XI вв.
Сион представляет собой сосуд для перенесения священного хлеба, во время Большого входа на литургии. Он был необходим для совершения таинства евхаристии («евхаристия» с греческого означает благодарение), причащения присутствующих на литургии Святыми Дарами в память о последней трапезе Христа со своими учениками на Тайной вечере. Присутствие этой святыни в храме напоминало о реальном Иерусалиме, словно перенесенном в Новгородский Софийский собор.
Малый сион мог быть заказан в Константинополе князем Владимиром Ярославичем к освящению главного храма, мог быть также государственным даром византийского императора и патриарха или дипломатической акцией, связанной с упрочением самой северной православной епископии.
Во время поругания Новгорода и разграбления Софии князем Всеславом Полоцким в начале XII в. были вывезены в первую очередь драгоценности, среди которых были иерусалимские реликвии. Через 116 лет его правнук Мстислав с новгородцами, не забывшими обиды, отправились в поход и, возможно, вернули этот сион, но состояние его очень изменилось. По упоминаниям в летописях и других письменных источниках известно десять древнерусских иерусалимов. В настоящее время сохранилось четыре: два сиона новгородских и два московских.
Иерусалим (Сион большой). Деисус. Апостолы.
Первая четверть XII в. Новгород. Из Софийского собора. Серебро, стекловидная паста; чеканка, литье, резьба, чернь, золочение.
Большой иерусалим или сион принадлежит к старейшим памятникам русской церковной утвари. Сион напоминает ротонду, возведенную императором Константином и его матерью Еленой в столице Византии.
Золоченый иерусалим относится к редчайшим произведениям древнерусского ювелирного искусства домонгольского времени. Вероятно, его использовали как евхаристический сосуд, имеющий вид храма, завершенного полусферическим куполом и крестом. Большая часть кованой поверхности сиона покрыта орнаментами и лицевыми изображениями. На куполе, исполненном из цельного листа серебра, мастер разместил шесть медальонов с чеканными полуфигурами, входящими в Деисусный чин с образом творца литургии Василия Великого. Слегка вытянутый барабан прорезан арочными проемами с ажурной решеткой в виде лент рельефного орнамента.
Крупный растительный орнамент полых колонн подчеркивается черневым фоном. Между ними парные дверцы, на каждой из которых изображена рельефная фигура апостола с колончатой надписью. 12 апостолов представлены попарно: верховные апостолы Петр и Павел, по сторонам – евангелисты Лука, Иоанн Богослов, Маифей и Марк, затем Иаков, Варфоломей, Фома, Филипп, Симон, Андрей. Святые изображены в рост, в легком повороте друг к другу. Виртуозность исполнения, интерес к движению, линейная манера отдельных деталей, игра светотени, торжественная гармония Большого сиона, свидетельствуют об источнике вдохновения серебряника – неизвестном константинопольском прототипе.
Через раскрытые дверцы в центре блюда-дискоса, служащего основанием ротонды, хорошо видно изображение процветшего Голгофского креста с традиционной надписью: IC XC, NI KA.
Высокохудожественный памятник принадлежит к аристократическому направлению древнерусского среброделия и может быть связан с княжеским заказом. Традиции значительных вкладов светских особ истории хорошо известны. Ряд исследователей связывает устроение Большого иерусалима с именем новгородского князя Мстислава Владимировича, княжившего в Новгороде с конца XI в. до 1117 года.
В начале XII в. начались работы по обновлению софийского собора. Тогда же возможно, для Софии, был создан Большой Иерусалим, «как последний княжеский жест». В начале XII в. княжеская резиденция была перемещена на Городище, где в 1103 году строится новый княжеский храм, церковь Благовещения.
Височные кольца. Рясны. Перстни.
Височные кольца. Рясны. XI-XIII вв. Древняя Русь. Золото, жемчуг; тиснение, литье, скань. Перстни. XII, XIV вв. Древняя Русь. Золото; литье.
Бармы.
XII в. Древняя Русь. Серебро; резьба, чеканка, золочение. Найдены в 1892 г. У д. Сольцы Старорусского уезда в составе клада (при находке было 6 медальонов). Диаметр медальона 7,5 см. Ожерелья-бармы (часть) серебряные позолоченные состоят из четырех круглых медальонов с оглавиями-ушками, перемежающихся полыми чеканными бусинами яйцевидной формы. Медальоны украшены резными процветшими крестами. На двух из них литые гладкие бусины. Бармы дополняли парадный церемониальный убор в середине XII-XIII веков. Они служили своеобразными амулетами и одновременно знаками власти. Как правило, серебряные бармы украшались изображениями святых и процветших крестов – символов вечной жизни, обновления, заимствованных древнерусскими ювелирами с византийских изделий.
Дробница Святой Георгий.
Вторая половина XII в. Новгород. Золото, перегородчатая эмаль. Найдена на Рюриковом городище до 1933 г. 2,6 х 0,8 см.
Золотая пластина, немного выпуклая, четырехугольной формы со слегка скругленными углами с изображением в рост святого Георгия, исполненного в технике перегородчатой эмали. Святой представлен фронтально с копьем в правой руке. Лик Георгия юный, с красно-коричневыми вьющимися волосами. Одет в красно-коричневый плащ, скрепленный белой фибулой, рубаху синего цвета, темно-синие штаны и трехцветные сапожки. Слева вдавленная и залитая голубовато-белой эмалью надпись: ЮОРГИ. С оборота на 1 мм выступает лоток, золотые перегородки тонкие. Эмаль семи цветов. Пластина не имеет следов крепления. Подобной формы пластины с перегородчатой эмалью неизвестны. Можно предположить ее использование в качестве накладного украшения оклада иконы или креста.
Иконка-реликварий Святой Ипатий.
XIII в. Новгород. Дерево, медь, серебро; перегородчатая эмаль, чеканка, басма, золочение. Поступил из Софийского собора. 8,2 х 6,6 см.
Реликварий-ковчег изготовлен специально для мощей святого Ипатия, помещенных в углубление деревянной пластины, обложенной серебряной басмой. На медной выдвижной крышечке эмалевое изображение святого Ипатия. Святой представлен в рост, фронтально, правая рука святого в благословляющем жесте, а в левой покровенной руке он держит кодекс. Фигура святого укороченная, асимметричная, рука и ступни ног крупные. Одежды святого: длинная фелонь, складки которой переданы перегородками, крестчатый омофор. Крышка кодекса украшена пятью накладками. Перегородки тонкие в виде острых углов. По обеим сторонам изображения колончатая эмалевая надпись с именем святого: АГНОС НААТНI. Эмаль темно-синяя, белая, красноватая, охристая. С лицевой и боковых сторон ковчег покрыт серебряным позолоченным окладом с рельефным орнаментом S-образных завитков и седцевидных фигур. Внутренняя поверхность дощечки покрыта серебряным позолоченным листом с чешуйчатым орнаментом. В центре прямоугольное углубление с вложенной в него костью. Изображение священномученика Ипатия может быть отнесено к епископу Гангрскому, культ которого был распространен в Новгороде, где в XII в. была сооружена церковь святого Ипатия. Это редкий образец с использованием сложной техники перегородчатой эмали на меди в подражание византийской.
Височные кольца. Кресты наперсные.
Височные кольца. V-VII вв. Византия (?) Золото, стекло; волочение, литье. Приобретены в 2006 г. Диаметр 4 х 4 см; 5,3 х 5,0 см
Височные кольца – это пример характерного украшения-оберега, входившего в состав убора знатной женщины. Выполнены в виде колец из крупного в сечении золотого дрота-проволоки, изготовленного в технике волочения. На кольца надеты граненые полые бусины с ромбовидными стекловидными вставками и украшениями из зерни. Височные кольца являлись предметами городской моды Европы и Византии на протяжении нескольких столетий, а с VIII-IX вв. – Древней Руси. Их носили вплетенными в волосы у висков, на лентах, шнурах, ремешках, прикрепляли к головному убору. В одном уборе могли комбинировать разные височные кольца, красиво обрамлявшие лицо. Эту часть украшения связывают с небесной символикой, придавая им магический смысл, защитную функцию.
Кресты наперсные. VIII-IX вв. Византия (?) Золото, стекло, гранаты; литье, басма, зернь, скань.
Икона наперсная. Спас Вседержитель. Икона наперсная. Спас Вседержитель.
Икона наперсная. Спас Вседержитель. Камея. XII-XIII вв. Византия. Оправа. XV в. Новгород. Из Вяжищского монастыря. Яшма, серебро; резьба, скань, золочение.
Икона наперсная. Спас Вседержитель. Камея. XIII в. (?) Византия. Оправа. XV в. Древняя Русь (?) Гелиотроп, серебро; резьба.
Ларец.
Начало XI в. Византия. Накладки. XVII в. Западная Европа. Из Софийского собора. Кость, медь; резьба, чеканка, литье, золочение. 26 х 17 х 13 см
Ларец-аворий.
Ларец в основе деревянный, внутри оклеен шелком бордового цвета, со съемной крышкой на петлях в форме усеченной пирамиды. Снаружи покрыт пластинами из слоновой кости, прикрепленными костяными штырями. В центре лицевой стороны помещена накладная позолоченная металлическая пластина. На крышке литая позолоченная ручка, на верхних углах которой маскароны, завершающиеся головками грифонов. На каждой из резных пластин представлены мальчики-воины и Геракл, сражающийся со львом (?). на верхней плоскости крышки изображен путти, играющий с пантерой и собакой. Крайние изображения животных закрыты более поздними металлическими накладками для крепления литой ручки. На трапециевидных пластинах крышки, в рельефных кругах, образованных стеблями, изображены мальчики-музыканты, кентавр и мальчики-воины с мечами, копьями и щитами в руках. Ниже закреплена полоса в виде рельефных колец с вписанными в них восьмилепестковыми розетками.
Ларец является памятником Македонской династии X-XI вв., когда изделия византийского художественного ремесла получили широкое признание за пределами империи. На Русь они попадали через портовые города Крыма – Херсонес и Судак. За пределами империи служили моделями для местных мастеров.
Загадочна более поздняя чеканная накладка с монограммой, увенчанной короной в обрамлении пальмовых ветвей. Латинские буквы «H R S T» предположительно расшифровываются как инициалы шведской королевы Хедвиги Элеоноры, супруги Карла Х. Королева известна как один из крупных коллекционеров изделий из слоновой кости.
Возможно, ларец являлся дипломатическим подношением царствующим особам России, а позднее вкладом в Софийский дом, где использовался для хранения ценностей в ризнице собора.
Иконки наперстные.
XVI в. Новгород.
Иконка наперсная (панагия). Святой Иаков Компостельский.
XIV, XVI вв. Испания, Новгород. Гагат, серебро, медь, воск, жемчуг; резьба, скань, золочение. Из Знаменского собора. 8,5 х 6,0 см.
Панагия – это знак высшей власти в церкви, вручаемый епископу при посвящении. Наперсные и «воротные» иконки с оглавием являются «свидетельством веры», не только носимым на груди, но и часто их можно видеть в виде жалованных украшений привесными к иконам.
Панагия из Знаменского собора представляет собой гагатовый образок овальной формы, укрепленный в серебряную позолоченную оправу восьмигранной формы. На нем рельефное изображение святого Иакова с рельефной надписью: «S IACOB». Иаков представлен в рост с чашей – кубком в руке, по сторонам два странника в широкополых шляпах с посохами в руках. Оправа – оклад иконки серебряная позолоченная, с лицевой стороны покрытв сканью в виде сердцевидных фигур на фоне мелких колечек. Боговые стороны панагии украшают сканные завитки на гладком фоне. В углах оправы жемчужины на спнях. Оглавие тоже серебряное позолоченное с резным изображением Спаса Нерукотворного в ромбе. Внутри иконки реликвии, залитые воском.
На разновременность составных частей наперсной иконки – панагии обращали внимание многие исследователи. Предполагается, что первоначально образок был доставлен в Новгород паломниками из Сант-Яго де Компостелло, где было налажено изготовление подобных изделий и его вероятное испанское происхождение находит подтверждение среди памятников эпохи.
Оклад иконки стилистически близок группе новгородских ювелирных изделий I половины XVI в. с выразительным тонким рисунком спиралеобразных и сердцевидных фигур на фоне мелких колечек скани, что является характерным признаком Новгорода.
Иконка наперстная.
XVI в. Новгород.
Оклад иконы «Богоматерь Знамение».
Мастер Калина Рябков. 1854 г. Новгород. Камея. Спас Вседержитель. XI в. Византия. Дробницы перегородчатой эмали. Деисус. XII в. Новгород. Запоны. XVI в. Новгород. Серебро, золото, драгоценные камни, жемчуг, стекла; чеканка, скань, эмаль, резьба, золочение. 56 х 52 см
Оклад иконы «Богоматерь Знамение» XIX в. покрывал поздний список древней чудотворной иконы. В русской письменности слово «Знамение», помимо значения понятия «знак, указание, предсказание», имеет и предметное – «знамя, хоругвь».
Риза известна древними дорогими украшениями, перенесенными с более древнего золотого оклада на новый новгородским ювелиром в середине XIX в. Среди них византийская камея, вырезанная на халцедоне и закрепленная на нижнем поле, в центре. На ней рельефное изображение Христа в первоначальной золотой оправе. Тонкое искусство глиптики очень высоко ценилось на Руси, поэтому до нас дошли камеи вторичного использования.
Десять золотых дробниц или накладок с поясными изображениями святых расположены по сторонам от выреза для изображения Богоматери. Они исполнены в исключительной по трудоемкости технике перегородчатой эмали. Этот технический прием известен издавна, его хорошо знали еще персы. Искусству эмали на золоте и меди новгородцы научились у византийских мастеров. Важно, что этот художественный прием получил распространение на Руси только в домонгольский период.
Сложность техники состояла в первую очередь в подготовке самого эмалевого порошка, включающего множество компонентов и в подготовке тонкой золотой пластинки с углубленным лоточком. В миниатюрный лоток напаивались тончайшие перегородки, в которые укладывали эмаль.
Дробницы в форме киотцев с лицевыми изображениями, размещенными на фоне и полях оклада, составляют композицию «Деисус» и, вероятно, раньше могли находиться на золотом венце чудотворной иконы Богоматери. Их можно отнести к раритетам новгородской коллекции.
Верхнее и нижнее поля оклада сохранили также накладные золотые запоны. Ажурная скань дополнена цветной эмалью и драгоценными камнями. Камни в украшении золотых и серебряных изделий играли особую роль. Новгородский мастер Калина Рябков, автор памятника, использовал как декоративный элемент более двухсот высококачественных камней.
Ставротека Распятие с предстоящими.
XII, XIV, XVI вв. Новгород. Дерево, серебро, жемчуг, турмалины; резьба, басма, чеканка, золочение. Поступила из Софийского собора в Новгороде. 11,8 х 8,5 см.
Ставротека – представляет собой небольшую деревянную пластину в серебряном окладе, с выдвижной крышечкой и подвижным оглавием на шарнире. Все части ставротеки разновременные.
Внутри деревянная пластина имеет углубление прямоугольной формы, покрытое гладким позолоченным листом серебра, в центре ковчег в виде шестиконечного креста с замастикованными частицами истинного древа. В местах соединения перекрестий креста, снаружи закреплены 8 жемчужин.
На серебряной крышечке резная композиция «Распятие с предстоящими». Тело Христа сильно изогнуто в сторону Богоматери, кровь струится из раны в сторону Богоматери, приближенной к Христу и смотрящей на него. Иоанн со склоненной головой, правой рукой поддерживает щеку. В основании креста голова Адама в профиль. Иерусалимская стена в виде двойной горизонтальной линии с двумя башнями-палатами с треугольными завершениями. По сторонам резные традиционные надписи, соответствующие изображениям. Сверху на накладной узкой планке углубленная надпись (сохранившаяся часть) о вкладе: СИ РАКА ДОСПЕТА БЫ(СТЬ) ВЕЛИКОГО.
Поля ставротеки покрыты серебряным позолоченным окладом с растительным орнаментом, на боковых полях – басменный, на нижнем – чеканный с шестилепестковыми розетками в углах. Оборотная сторона закрыта позолоченной басмой с 25-ю квадратами, в которых лилии чередуются с двуглавыми орлами.
Ставротека, как особый ковчег, предназначалась для частицы крестного древа Христа, как правило, помещенной внутри.
Крест воздвизальный. Деисус.
Основа деревянная XII в., оклад XIV в. Новгород. Дерево, серебро, золото, горный хрусталь, драгоценные камни, бумага; темпера, басма, эмаль, резьба, золочение. Поступил из Софийского собора. 59,5 х 21,7 х 3,5 см.
Кресты с частью Древа креста Господня пользовались особым почитанием. Они напоминали об истинном кресте, обретенном святой Еленой в Иерусалиме. Как правило, такие кресты отличались большими размерами и более длинной рукоятью, их называли воздвизальными.
Крест шестиконечный деревянный покрыт серебряной позолоченной басмой, тонкими пластинами с рельефным узором («басма» с тюркского – отпечаток). На лицевой стороне под хрустальными линзами помещены погрудные изображения Богоматери, Иоанна Предтечи и двух архангелов, исполненные темперой на бумаге и входящие в композицию «Деисус». Центральное изображение Христа не сохранилось. Между хрусталями восемь квадратных серебряных вставок с резными орнаментами, частично покрытыми цветной эмалью зеленого, синего и черного цвета.
В центре оборотной стороны в четырехконечном углублении помещена часть Животворящего древа, закрытая золотой ажурной пластиной. В одиннадцати овальных кастах закреплены гладко шлифованные сапфиры, аметисты и стекла. На перекладинах оборотной стороны на орнаментальном фоне помещены три квадратные накладки с резным узором со следами такой же цветной эмали.
Воздвизальные кресты подносили архиерею на блюде перед входом в монастырь при участии в крестных ходах. Старейшие из подобных относятся к Х в. и связаны с литургическим предназначением, обрядом поклонения кресту в праздник Крестовоздвижения, когда епископ простирал крест по 4-м сторонам света в память того, как это делал Макарий Иерусалимский в день обретения Истинного древа Господня, чтобы показать его собравшимся.
Крест воздвизальный. Деисус. XII в. Крест воздвизальный. XII—XIII вв.
Крест воздвизальный. Деисус. XII в. Оклад. Конец XIV в. Новгород. Из Софийского собора. Дерево, серебро, золото, драгоценные камни, бумага; темпера, басма, чеканка, резьба, золочение.
Крест воздвизальный. XII—XIII вв. Оклад. XIX в. (?) Новгород. Из Софийского собора. Дерево, серебро, горный хрусталь, яшма, стекла; басма, эмаль, золочение.
Кратир. Христос. Богоматерь. Апостол Петр. Св. Варвара.
Мастер Братило. 30-е гг. XII в. Новгород. Из Софийского собора. Серебро; чеканка, литье, резьба, чернь, золочение.
Кратир. Христос. Богоматерь. Апостол Петр. Св. Анастасия.
Мастер Коста. Конец XI – начало XII вв. Новгород. Из Софийского собора. Серебро; чеканка, литье, резьба, чернь, золочение.
Новгородские кратиры принадлежат к бесценным шедеврам домонгольской литургической утвари Великого Новгорода. Драгоценные чаши когда-то наполнялись ехаристическим вином, о чем свидетельствует торжественная евангельская надпись по венцу, исполненная полууставным письмом, чернью: ПИТЕ ОТЪ НЕЯ ВСI СЕ IУСТЬ КРЪВЬ МОЯ НОВ(А)ГО ЗАВ(Е)ТА ИЗЛIВАЕМАЯ ЗА ВЫ ЗА МНОГЫ ВЪ ОСТАВЛЕНIЕ ГРЕХОВЪ//, надпись, напоминающая о чаше Тайной вечери.
По своей величине кратиры не имеют аналогий среди сохранившихся современным им византийских и западноевропейских причастных чаш. Позднее причастные сосуды использовали для хранения святой воды. Произведения уникальны и именами ювелиров, которые выгравированы на дне сосудов.
Начинаются надписи: +ГN ПОМОЗИ РАБОУ СВОЕМУ, далее КОНСТАНЬТИНУ КОСТА ДЪЛАЛЪ АМНЬ, на одном сосуде. На втором сосуде вырезаны языческое и христианское имена мастера Братилы (Флора): +ГN ПОМОЗИ РАБУ СВОЕМОУ ФЛОРОВN БРАТИЛО ДЪЛАЛЪ; затем ниже указан вес: S Фун.
Искуснейшие ювелиры Коста и Братило прочеканили на полукруглых выступах тулова кратиров по четыре каноничных изображения крупных размеров Христа, Богоматери, апостола Петра и святых жен: мученицы Анастасии (мастер Коста) на одном сосуде и великомученицы Варвары (мастер Братило) на другом. Святые представлены в рост, фронтально: волосы, детали ликов, одежд графически проработаны. Каждое изображение сопровождается резной монограммой. Выбор святых не случаен. Женские образы Анастасии, Варвары, Богоматери и апостола Петра, возможно, являются патрональными, заказчиков сосудов, именитых особ Новгорода. Это подтверждает полоса вкладных черневых надписей, украшающая ножки кратиров: СЬ СОСУДЪ ПЕТРОВЪ И ЖЕНЫ ЕГО МАРЬЕ СЬ СОСУДЪ ПЕТРИЛОВЪ И ЖЕНЫ ЕГО ВАРВАРЫ
Граненые части тулова украшают рельефные орнаментальные композиции, завершающиеся внизу «древом жизни». Ручки в виде изогнутых полос, напоминающих букву S, завершаются в верхней части восьмилепестковой розеткой и отростками, представляющими виноградную лозу с гроздьями. Ручки соединены с туловом чаши трапециевидными звеньями, в верхней части украшенными изображениями птиц, традиционным образом человеческой души.
Все элементы декора культовых произведений домонгольской поры не просто связаны с назначением предметов утвари, но имеют глубокий идейный смысл, а также позволяют говорить об ориентации на византийские образцы и начале формирования новгородского стиля.
Их название, сложная форма следуют греческой традиции. Они исполнены в то время, когда новая христианская религия только начала адаптироваться на славянской языческой почве. Представители верховной власти Новгорода явно были знакомы с мировыми святынями и могли влиять на образцы церковного обихода местных мастеров.
Оба сосуда появились, вероятно, с разницей в полвека и свидетельствовали о богатстве и могуществе вкладчиков. На заказ могли повлиять конкретные обстоятельства новгородской политической жизни, амбиции ктиторов и даже семейные события, забота о спасении душ близких.
Оклады Евангелий. Распятие. Христос во славе.
XIII в. Лимож, Франция. Из Антониева монастыря. Дерево, медь; басма, эмаль, золочение. 32,2 х 19,8 см 32,0 х 20 см
Оклад Евангелия из двух отдельных досок с прямоугольной деревянной основой в виде неглубокого ковчега, к которой гвоздями прикреплены поля и средник из цельных медных пластин с эмалевыми, резными изображениями, разделённые басменным бордюром.
На среднике первой доски изображено «Распятие с предстоящими». На фоне тёмно-зелёного шестиконечного креста тело Христа, слегка изогнутое, нимб крестчатый, по бокам – два трилистника на тонких изогнутых стеблях. Богоматерь и Иоанн Богослов представлены стоящими, почти фронтально, со слегка склонёнными в сторону Христа головами. Руки Марии сложены, Иоанн в правой руке держит свиток (?). Над Христом табличка с надписью, над ней двуперстная благословляющая десница. В подножии Голгофа в виде трёх конических горок, в средней голова Адама.
Над крестом полуфигуры ангелов, опирающихся на сегменты неба. Синий фон средника разделён на пять регистров, украшен четырёхлепестковыми цветами и маленькими золочёными дисками.
На среднике второй доски композиция «Христос во славе», сюжет» получивший название «Maestas Domini». Христос представлен в небесной славе, восседающим на престоле, с подножием в виде табурета. Мандорла овальная с островерхими завершениями обрамлена орнаментированной каймой. По сторонам от Христа греческие буквы альфа и омега.
Христа окружают апокрифические существа, символы евангелистов, расположенные в обычном порядке. На синем эмалевом фоне мандорлы – четырёхлепестковые цветы, фон средника украшают маленькие позолоченные диски с пятилепестковыми цветами.
Бордюр в виде лузги басменный позолоченный составной из 4-х пластин с орнаментом из ромбов и точек. Фигуры позолоченные, выгравированы, рельефные головки Христа, Богоматери, Иоанна, ангелов, и символов евангелистов литые. Цвет эмали фона, разнообразного орнамента варьируются и повторяются: тёмно-синий, синий, голубой, белый, зелёный, жёлтый, красный.
Оклад Евангелия можно отнести к лучшим произведениям мастеров Лиможа, крупнейшего центра эмальерного дела Западной Европы. Иконография памятников, композиционное решение, особенности литья, роскошный орнаментальный декор, яркая цветовая гамма эмали характерны для позднего романского стиля конца XII и начала XIII вв.
Доски оклада происходят из древнейшего новгородского Антониева монастыря, возможно доставленные в Новгород средневековыми паломниками. Известно, что до 1930-х годов в соборе Рождества Богородицы находились шесть парных досок от 3-х Евангелий. В XIX в. они были установлены в центральной части собора перед иконостасом около раки святого Антония Римлянина, основателя обители. В собрании Новгородского музея сохранились две пары досок. Судьба третьего оклада остается загадочной. Одна из досок с изображением «Христа во славе» упоминается в 1940 году в частной коллекции Амстердама.
Ларец-реликварий. Апостолы.
XII-XIII вв. Западная Европа. Из Софийского собора. Дерево, медь, горный хрусталь; чеканка, золочение.
Панагиар. Вознесение. Богоматерь Знамение. Архангелы. Троица.
Мастер Иван. 1435 г. Новгород. Из Софийского собора. Серебро, медь; литье, чеканка, резьба, скань, эмаль, золочение. 30 х 25 х 22,5 см
Панагиар – разновидность створчатой панагии, так называемой столовой, с устройством стояна и поддона. Новгородский панагиар, древнейший из сохранившихся сосудов этого типа, предназначался для освящения хлеба в честь Богородицы. Он участвовал в торжественных случаях при архиерейских или патриарших трапезах, по окончании которых под песнопения происходил чин панагии, возношение хлеба.
Верхняя створка — тарель с внешней стороны хранит накладную композицию «Вознесение» из восьми литых фигур, связанную с прославлением Богоматери.
Особенно интересна нижняя часть панагиара. Представляющая четырех ангелов, стоящих вокруг стояна и поддерживающих тарели. Ангелы припадают на колено и опираются на спины львов, кусающих друг друга за хвосты. Фигуры литые, крылья ангелов чеканные, нимбы сканные. Сохранились следы темно-зеленой эмали в углублениях (брови и пояса ангелов). Поддон ярусный с основанием в виде восьмилепестковой розетки. В его верхней гладкой части по четыре отверстия, расположенные ромбовидно и ажурный орнамент крестоцветов.
До XIX в. предмет называли панагией. Высказывались разные мнения о месте исполнения сосуда. В настоящее время новгородское происхождение сосуда не оспаривается. Но определенно здесь прослеживается особенная связь с западноевропейским искусством в использовании орнаментальных мотивов на поддоне, изображении ангелов, которые еще раз подтверждают предположение о тесных контактах с Западной Европой, заказчика панагиара новгородского архиепископа Евфимия II.
Реликварий. Апостолы.
XV в. Западная Европа. Из Софийского собора. Серебро; литье, чеканка, резьба, эмаль, золочение.
Крест выносной. Голгофский крест. Богоматерь. Иоанн Предтеча. Архангелы. Свв. Николай. Георгий. Димитрий. Феодор.
XI в. Византия. Накладки. XVII в. Древняя Русь. Из церкви Происхождения честных древ креста Господня села Орелье Новгородского уезда. Дерево, медь, железо, стекла; чеканка, резьба, золочение. 168 х 54,5 см
Крест выносной четырехконечный деревянный на длинной рукояти, покрыт окладом из медного сплава. На расширяющихся от средокрестия концах круглые диски с поясными изображениями на обеих сторонах Богоматери, Иоанна Предтечи, Архангелов, святых Николая, Димитрия, Георгия, Феодора. В средокрестии помещена более поздняя пластина XVII в. с изображением Голгофского креста.
С лицевой стороны оклад украшен тремя рядами овальных каст, только в 7-ми из них сохранились цветные стеклянные вставки. На обороте чеканные выпуклости, повторяющие украшения лицевой стороны (имитация камней лицевой стороны). По периметру окладу проходит ряд чеканных бусин. Торцевые стороны дополняют полые полубусины с петельками для крепления ранее существовавших украшений.
Крест был найден сотрудником Новгородского губернского музея В. А. квашонкиным в 1920-е гг. при обследовании Новгородской губернии на колокольне деревенской церкви среди хлама и мусора. Состояние креста было аварийным: разрушена древесина, значительно поврежден оклад деформациями, утратами оклада и украшений. Реставрация креста была проведена значительно позднее.
Процессионные кресты, как символ победы Христа над смертью, предназначались для выноса на богослужениях, совершавшихся вне стен храмов с участием духовенства и мирян по случаю праздников или в память природных бедствий. Давняя традиция крестных ходов получила развитие в православной Руси на протяжении столетий до нашего времени.
Венец.
XVI в. Новгород. Серебро, альмандин, стекла; скань, золочение.
Панагия. София Премудрость Божия. Этимасия. Избранные святые.
Камея. Спас Вседержитель. X-XI вв. Византия. Середина XVI в. Новгород. Из Софийского собора. Принадлежала архиепископу Пимену. Дерево, золото, серебро, сапфирин, драгоценные камни, жемчуг; резьба, скань, эмаль, золочение.
Евангелие. 1671 г.
Оклад. Распятие. Евангелисты. 30-е гг. XVI в. Новгород. Из Юрьева монастыря. Серебро, медь; литье, резьба, чеканка, скань, эмаль, золочение.
Венец. Цата.
XVI в. Новгород. Серебро, драгоценные камни, перламутр, стекло; скань, эмаль, золочение.
…
ВЕЛИКИЙ НОВГОРОД
СМОТРИТЕ ТАКЖЕ: