Блаженный Иоа́нн Московский, Большой колпак, Христа ради юродивый


Блаженный Иоа́нн Московский, Большой колпак, Христа ради юродивый

Краткое житие блаженного Иоанна Московского

Ро­дил­ся в пер­вой по­ло­вине XVI ве­ка в Во­ло­год­ской зем­ле и в мо­ло­до­сти тру­дил­ся на соле­вар­нях. Юрод­ство­вать на­чал, пе­ре­се­лив­шись в Ро­стов. Но­сил тя­же­лые вери­ги и на го­ло­ве же­лез­ный кол­пак, за ко­то­рый и по­лу­чил свое про­зви­ще. Око­ло 1580 г. по­се­тил бла­жен­но­го Ири­нар­ха, за­твор­ни­ка Ро­стов­ско­го (1616 г.; па­мять 13/26 ян­ва­ря) и пред­ска­зал ему на­ше­ствие по­ля­ков и их по­ра­же­ние.
По­след­ние го­ды жиз­ни про­вел в Москве, где да­же в са­мые же­сто­кие мо­ро­зы хо­дил по­чти об­на­жен­ным, не сни­мая с се­бя же­лез­ных ве­риг. Он без­бо­яз­нен­но го­во­рил прав­ду вся­ко­му, ча­сто об­ра­ща­ясь с об­ли­чи­тель­ным сло­вом к силь­ным ми­ра се­го, не ща­дя и ца­рей. Пе­ред са­мой смер­тью у бла­жен­но­го от­крыл­ся дар ис­це­ле­ний.

Так, од­на­жды на пу­ти из хра­ма ис­це­лил не вла­дев­ше­го но­гой че­ло­ве­ка: бла­жен­ный как бы неча­ян­но на­сту­пил на но­гу, и она ста­ла здо­ро­ва.

Пред­ска­зал свою кон­чи­ну, ис­про­сив у на­сто­я­те­ля По­кров­ско­го со­бо­ра ме­сто для сво­е­го по­гре­бе­ния. Скон­чал­ся 3 июля 1589 г. и был по­гре­бен в По­кров­ском со­бо­ре на Крас­ной пло­ща­ди. Во вре­мя его по­гре­бе­ния ис­це­лил­ся че­ло­век, два­дцать лет стра­дав­ший глаз­ной бо­лез­нью. Нетлен­ные мо­щи бла­жен­но­го Иоан­на об­ре­те­ны в 1672 г.

Полное житие блаженного Иоанна Московского

Бла­жен­ный Иоанн ро­дил­ся в кон­це XV – в пер­вой по­ло­вине ХVI ве­ка. Он из­ве­стен по­дви­га­ми бла­го­че­стия в эпо­ху, пред­ше­ство­вав­шую вре­ме­ни смут­но­му и опас­но­му для Рус­ской зем­ли. Бла­жен­ный был уро­жен­цем Во­ло­год­ской зем­ли. В мо­ло­до­сти он тру­дил­ся на соле­ва­рен­ных за­во­дах, за что его впо­след­ствии на­зы­ва­ли «Во­до­нос­цем». От­сю­да он ушел в Ро­стов, где на­чал ред­кий по­двиг юрод­ства. На го­ло­ве он стал но­сить же­лез­ный кол­пак, из-за че­го его про­зва­ли «Боль­шим кол­па­ком». Так­же он но­сил на паль­цах тес­ные же­лез­ные коль­ца, а на те­ле – тя­же­лые вери­ги из кре­стов. Пи­тал­ся свя­той по­движ­ник хле­бом и во­дой один раз в день. Ча­сто бы­ва­ло так, что бла­жен­ный Иоанн вы­хо­дил на ули­цу, на на­род, по­ла­гал на зем­лю кол­пак и, стоя на нем, по­дол­гу смот­рел на солн­це и мо­лил­ся. Про­хо­жие сме­я­лись над ним и оскорб­ля­ли его, но свя­той с кро­то­стью и тер­пе­ни­ем пе­ре­но­сил на­смеш­ки.

В Ро­сто­ве он был зна­ком с пре­по­доб­ным Ири­нар­хом, за­твор­ни­ком Ро­стов­ским († 1616; па­мять 13/26 ян­ва­ря). По­се­тив его од­на­жды в Ро­сто­ве (ок. 1580 г.), свя­той Иоанн про­ро­че­ски пред­ска­зал ему на­ше­ствие по­ля­ков: «Даст те­бе Бог по­учать лю­дей от во­сто­ка до за­па­да, на­пол­нять зем­лю уче­ни­ка­ми, от­во­дить лю­дей от пьян­ства. За без­за­кон­ное же пьян­ство и раз­врат Гос­подь Бог на­шлет на Рус­скую зем­лю ино­пле­мен­ных… Но их Свя­тая Тро­и­ца Сво­ею си­лою про­го­нит».

По­след­ние го­ды сво­ей жиз­ни бла­жен­ный Иоанн про­вел в Москве. Хо­дил он с рас­пу­щен­ны­ми во­ло­са­ми, по­чти об­на­жен­ный, да­же и в же­сто­кие мо­ро­зы. Его по­ве­де­ние бы­ло вы­зо­вом мир­ско­му са­мо­до­воль­ству, по­ступ­ки и по­рой за­га­доч­ные сло­ва на­ме­ка­ли на скры­тую по­все­днев­ную жизнь. Бла­жен­ный Иоанн ча­сто об­ра­щал­ся с от­кро­вен­ным или об­ли­чи­тель­ным сло­вом к силь­ным ми­ра се­го, его зна­ли да­же и ца­ри, тер­пя от него то, что не вы­нес­ли бы от дру­го­го. Так, ца­рю Бо­ри­су Го­ду­но­ву ча­сто он го­во­рил сло­ва: «Ум­ная го­ло­ва, раз­би­рай Бо­жьи де­ла. Бог дол­го ждет, да боль­но бьет».

Св. Иоанн сам пред­ска­зал свою кон­чи­ну, ис­про­сив у про­то­и­е­рея Ди­мит­рия, на­сто­яте­ля хра­ма По­кро­ва Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы на Рву, впо­след­ствии на­зван­но­го со­бо­ром Ва­си­лия Бла­жен­но­го, ме­сто сво­е­го упо­ко­е­ния.

В на­род­ной па­мя­ти оста­лись со­бы­тия, пред­ше­ство­вав­шие кон­чине свя­то­го. По пу­ти из хра­ма бла­жен­ный ис­це­лил че­ло­ве­ка, не вла­дев­ше­го но­гой: как бы неча­ян­но свя­той на­сту­пил на нее, и но­га ста­ла здо­ро­ва. За­тем он по­шел в ба­ню и там, впер­вые сняв вери­ги, три­жды об­лил­ся во­дой, го­то­вясь к по­гре­бе­нию. Свя­той за­по­ве­дал со­вер­шить по­гре­бе­ние не ра­нее тре­тье­го дня. За­тем он лег на лав­ку, про­сил у всех про­ще­ния и за­ве­щал от­не­сти свое те­ло к гро­бу бла­жен­но­го Ва­си­лия в По­кров­ский храм. С эти­ми сло­ва­ми бла­жен­ный Иоанн мир­но пре­ста­вил­ся к Бо­гу 3 июля 1589 (1590) го­да.

О по­дви­гах его зна­ли мно­гие совре­мен­ни­ки. По ука­зу ца­ря Фе­о­до­ра Иоан­но­ви­ча бы­ло со­вер­ше­но тор­же­ствен­ное по­гре­бе­ние бла­жен­но­го Иоан­на. Од­на­ко са­мо по­гре­бе­ние со­вер­ша­лось не в ука­зан­ный бла­жен­ным день, а рань­ше. Гос­подь по­пустил в на­ка­за­ние за неис­пол­не­ние за­ве­та Сво­е­го угод­ни­ка во вре­мя бо­го­слу­же­ния слу­чить­ся силь­ной гро­зе с мол­ни­я­ми, так что в По­кров­ском хра­ме опа­ли­лись неко­то­рые ико­ны и да­же по­стра­да­ли несколь­ко кли­ри­ков и ми­рян. Во вре­мя по­гре­бе­ния и позд­нее мно­гие бо­ля­щие по­лу­ча­ли ис­це­ле­ние по мо­лит­вам бла­жен­но­го Иоан­на. Бла­жен­ный Иоанн яв­лял­ся и боль­ным, на­хо­див­шим­ся да­ле­ко от Моск­вы, и они вы­здо­рав­ли­ва­ли.

Вско­ре по­сле бла­жен­ной кон­чи­ны свя­то­го Иоан­на, Мос­ков­ско­го чу­до­твор­ца, бы­ли со­став­ле­ны жи­тие и служ­ба. Мо­щи свя­то­го бы­ли об­ре­те­ны нетлен­ны­ми 12 июня 1672 го­да и по­гре­бе­ны под спу­дом в при­де­ле Рож­де­ства Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы в По­кров­ском со­бо­ре. А 17 ян­ва­ря 1916 го­да этот при­дел был пе­ре­име­но­ван во имя бла­жен­но­го Иоан­на, Хри­ста ра­ди юро­ди­во­го, Мос­ков­ско­го чу­до­твор­ца. Па­мять свя­то­го со­вер­ша­ет­ся в день его бла­жен­ной кон­чи­ны – 3/16 июля и в день об­ре­те­ния его нетлен­ных мо­щей – 12/25 июня.

Блаженный Иоанн, Тульский Чудотворец

Дни памяти: 12/25 января, 21 июля / 3 августа


Блаженный Иоанн – Иван Степанович Котельников родился 23 сентября по старому стилю, а по новому 6 октября, 1773 года в богатой купеческой семье от благочестивых родителей Степана Романовича и Анны Дмитриевны Котельниковых. Крещен в честь святого апостола Иоанна Богослова. От природы Иван был талантливым и трудолюбивым. Получил хорошее домашнее образование. Отец рано приобщал сына к торговому делу. Но не земного, тленного, богатства искала его душа. Он много читал, особенно слово Божие и жития святых. Его светлый ум и добрейшая душа, просвещенная благадатию Божией, жаждали иного богатства. Он очень рано понял суетность и временность этой жизни и всею душею устремился к Богу. По благословению блаженной Евфросинии Колюпановской, Христа ради юродивой, он вступил на путь юродства Христа ради. Ему было всего 17 лет.

Этот подвиг как бы вмещает в себя почти все прочие подвиги: монашеские, подвижнические, мученические и пророческие. При внешнем кажущемся безумии скрывается тяжелейший подвиг поста, молитвы, терпения обид и насмешек и всех неудобств житейских – и холода, и голода и всего прочего… Постоянное памятование о Христе распятом было для него как песнь для херувима. Имея эту непрестанную память о Боге, он правую руку всегда держал поднятой вверх.

По воспоминаниям жителей города блаженный Иоанн ходил в полосатом халате, с открытой грудью, с непокрытой головой, зимой и летом босой. Родные его, болея за него душой, старались одеть его в хорошую одежду, но все было напрасно. Он тут же все раздавал, оставаясь в своем рубище. Любовь к ближним побуждала его посещать те дома, где была беда. Он утешал в скорбях, ободрял в напастях, плакал с плачущими, радовался с радующимися, помогал молитвой страждущим.

Люди знали его как человека Божия и на своем опыте познавали истинность слов Священного Писания, где говорится, что «много может усиленная молитва праведного» (Иак. 5,16).

Вот некоторые сведения о блаженном Иоанне, собранные священником о. Сергием Архангельским и Иваном Матвеевичем Суриковым, издавшими каждый отдельно свою книгу в 1912 году. Все они говорят о нем как о великом праведнике. Еще при жизни своей он имел от Господа дар прозорливости и чудотворения.

Туляки сохранили память о том, как блаженным был предсказан ужасный пожар 1834 года. За несколько месяцев до него он ходил по улицам города, размахивая руками, и дул во все стороны. Перед самым пожаром блаженный обошел все монастырские кельи и везде закрыл печные трубы. Монастырь уцелел от пожара, тогда как все здания вокруг были уничтожены огнем.

На Воздвиженской улице был богатый дом помещика Есипова, а рядом бедная хатка вдовы с детьми. Приходит Иван Степанович и ковшом расплескивает воду по всему двору вокруг дома и уходит. В тот же день в доме Есипова случился пожар, который уничтожил целый квартал строений, кроме этой бедной хатки. На это чудо многие приходили посмотреть.

Протоиерей Петро-Павловской церкви В.Н. Боголюбов слышал от своей матери, как блаженный предсказал ей смерть ее мужа. И через несколько месяцев муж ее, до того времени здоровый, неожиданно заболел и скончался.

Некий пастух, стерегший стадо, видел как Иван Степанович подошел к реке Упе и пошел прямо по поверхности воды. Увидев это, пастух обомлел. Блаженный подошел к нему и сказал: «Душа моя, что видел, никому не говори до моей смерти. Если скажешь, то будешь строго наказан». Об этом случае пастух рассказал, когда пришел проститься с умершим.

Много, много таких преданий сохранилось о нем. Но не об этих делах больше всего нужно помнить, а о том внутреннем подвиге, о великом смирении и уничижении себя, которые и привели блаженного к духовному совершенству. Часто в полночь видели юродивого молящимся перед Животворящим Крестом Господним, который находился на паперти Тульского Успенского собора в Кремле или на паперти в Николочасовенском Храме.

Всю свою сознательную жизнь – 60 лет, он нес такой величайший подвиг: и внешний – летом босые ноги юродивого были изуродованы острыми камнями мостовых, а зимою имели кожу, лопнувшую от холода. Даже в жестокие морозы он молился и немного отдыхал на каменных плитах церковной паперти; и внутренний – великий молитвенный подвиг, часто скрытый от людей, но всегда благоугодный Богу. Некоторые видели блаженного, молившегося перед Крестом на паперти, окруженного светлым сиянием благодати Божией и стоявшего как бы на воздухе. Эта-то благодать и сила Божия хранила и укрепляла Блаженного в его чудном подвиге юродства.

Он предсказал и день своей кончины, сказав, что «через 2 дня у них будет пир!», что в точности исполнилось. Блаженный старец скончался 12/25 января 1850 года. Епископ Дамаскин, Тульский и Белевский, со множеством духовенства и народа совершил отпевание почившего. Блаженный был погребен на паперти Николочасовенского храма на месте своих подвигов. Впоследствии храм был увеличен в размерах пристройками, и могила юродивого старца оказалась внутри церкви.

В 30-е годы, когда храм был разрушен, святые останки блаженного Иоанна были перенесены на Всехсвятское кладбище. В 1988 году к 1000-летию крещения Руси архиерейский Собор Русской Православной Церкви причислил Иоанна Котельникова к лику местночтимых святых. В 1990 году 3 августа Владыка Серапион, митрополит Тульский и Белевский, с духовенством Собора совершили обретение его святых мощей.

Тропарь

Подвигом юродства Христа ради подвизался еси, странен и дивен явился еси на земли, пламенем любве к Распятомуза ны Христу Богу, страсти плотския испепелил еси, от Него же и по смерти ликом небожителей сочетался еси. С ними же, Отче Иоанне блаженнее, молися о спасении душ наших.

Источник – Новомосковское благочиние Тульской епархии

ОБЩИНА ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИБОЖИЕЙ МАТЕРИ ДЕРЖАВНАЯ

Иоанн Береславский — яркая и масштабная личность в кругу современной духовной элиты. Бесстрашный, огненный, ревностный, в простонародии его называют — Иоанном блаженным.

1 Родился в 1946 г. в Москве. Окончил Институт иностранных языков им.Мориса Тореза (1970). Работал переводчиком, преподавал английский язык. Примерно тогда же начал литературную деятельность. Долгое время писал «в стол», публиковаться начал лишь в конце 80-х годов. Прошел обучение в музыкальном училище им.Ипполитова-Иванова. Получив классическое образование, постепенно обратился в веру и примкнул к Истинно-Православной (катакомбной) церкви, избежав коммунистического влияния.

закладка |

Помазанник премудрости

2 В 1985 г. Иоанн Береславский рукоположен в священники Истинно-Православной (катакомбной) церкви, с 1992г. — епископ. Имея хиротонию от митрополита УАПЦ Иоанна Бондарчука, блаженный Иоанн стал наследником мистических традиций Истинно-Православной церкви, ведущей преемство от патриарха Тихона и собора соловецких новомученников во главе с патриархом-мучеником Серафимом Соловецким, проведшим 39 лет в сталинских лагерях ГУЛАГа.

3 В настоящее время он является духовным главой российской Православной Церкви Божией Матери Державной (возглавляет Собор епископов), находится в общении с видными представителями интеллигенции и религиозными деятелями христианства, ислама и буддизма многих стран.

4 Для его духовного роста оказало огромное влияние знакомство со святой молитвенницей – старицей Евфросинией из Почаева, которая открыла ему красоту практического подвижничества, старческого православия Святого Духа.

закладка |

Духовный поиск

5 В ноябре 1984 года стали выходить первые книги блаженного Иоанна о возрождении святости и духовности в России.

6 Духовный путь Иоанна Береславского неразрывен с его творческими дарованиями. Писал стихи. Принадлежал к кругу московских поэтов 60-х, тесно общался с Андреем Вознесенским, Беллой Ахмадулиной. Изучал древнееврейский, греческий. В молодости, еще до обращения в веру, он — автор нескольких романов и повестей, сборников стихов, многочисленных богословских, публицистических и религиозно-философских работ. Однако рано определившиеся религиозные стремления заставили быстро порвать с литературной богемой. Последовало увлечение философией, древнееврейским, греческим языками, древней и средневековой мистикой.

7 Его многообразное творчество отражает всю дисгармоничную палитру совеременного мира с его юродивой поврежденностью и небесной высотой. Возможно поэтому, его духовность (обладающая некой «аристократической сумасшедшинкой», небесной высотой и одновременно рыцарским великодушием — пушкинской «милостью к падшим»), его «чувство Бога» цепляет как интеллектуалов, так и «не испорченную» книжной культурой молодежь.

закладка |

Творчество и произведения

8 В начале 90-х усилием единомышленников организуется благотворительный фонд и издательство, получившие известность как Центр Богородицы в России, юридически — Общественно-просветительный фонд «Богородичный центр», названный так в честь Пресвятой Богородицы Девы Марии — покровительницы и заступницы земли русской.

9 Гений профетической мысли и мастер слова, отец Иоанн написал множество книг и статей, несколько многотомных изданий, многие из которых переведены на другие языки. Среди них — 40 томов Слова Божией Матери — уникальных текстов живых откровений Божией Матери и Господа в России и по всему миру с комментариями и в редакции блаженного Иоанна Береславского. Совместными усилиями сотрудников и единомышленников отца Иоанна, подготовленна к публикации летопись Российского Откровения, 7-томник о тайнах Второй Соловецкой Голгофы. Труды блаженного Иоанна несут идею мессианистического предназначения человека, как образа и подобия Божия, раскрываемого в несказанной доброте, чистоте, красоте и нестяжательной жизни, о кторой учили Франциск Ассизский, св. Нил Сорский, св. Серафим саровский, Лев Толстой и др.

10 После падения коммунизма немаловажным фактором бескровного развития событий в России явилось учреждение отцом Иоанном движения возрождения «Новая Святая Русь», в которое вошли представители мыслящей интеллигенции, священники, философы и мн. другие, — все, кто сердцем и душой болел за Россию.

11 Как участник событий августа 91-го он встречался со многими политическими лидерами с целью предотвращения кровопролития и насилия, убеждая их в необходимости решения конфликта мирным путем.

12 Активная антикоммунистическая позиция отца Иоанна стала еще одной причиной отказа от мнимых идеалов атеистической эпохи, призыва выйти из кризиса и духовного застоя, и обратиться к истинным духовным ценностям. Он был первым в России, кто после падения коммунистического режима вернул к жизни национальнцю идею — мессианизм русского народа через утверждение идеалов Новой Святой Руси. Его «божественный призыв к страдающему русскому народу о возвращении к извечным аксиомам осмысленного и активного следования истине, нравственности, любви и красоте, о божественном промысле, в соответствии с которым русская нация должна определять свой дальнейший путь».

13 Он был одним из немногих, кто серьезно проанализировал и описал глубокий кризис современной церкви в ХХ веке. Именно здесь, по его мнению, кроется основная причина духовной деградации современного общества. Широта его мировоззрения и масштабность ума позволяют блаженному Иоанну не ограничиваться рамками отдельной конфессии, народа или традиции, но многогранно раскрывать духовный путь как единство духовного, , нравственного идеала для человечества, имеющего общечеловеческую важность и значение.

закладка |

Посткоммунистический период

14 Извечен конфликт старого и нового мировозрений, в т.ч. его религиозной и этической составляющих. При новизне и самобытности блаженного Иоанна не удивительно существование оппонентов вменяющих ему в вину «неследование фундаментальным церковным предписаниям и канонам». Так, отдельные представители религиозного традиционализма, настроенные фундаменталистски, из-за личных интересов предают бойкоту отца Иоанна и его труды, не желая признать собственную духовную несостоятельность.

15 Конфликт двух мировозрений во все времена выливается в борьбу новизны за сохранение их самобытности и живой индивидуальности против рамок устоявшихся и отживших традиций, мертвых схем. С этим связаны многочисленные нападки приверженцев традиционных церковных институтов на деятельность блаженного Иоанна — как инструмента Божественной воли, открывающего человечеству духовный мир как высшую реальность бытия.

16 К восстановлению пораженной грехом и компромиссами совести призывает отец Иоанн современного человека. Как практику веры, ему присуща глубокая церковность и верность высоким идеалам нравственности. Он мужественно и бескомпромиссно отстаивает собственную точку зрения формируя абсолютно новый вгляд на различные сферы светской и духовной жизни общества. В трудах блаженного Иоанна нет нарочитой светскости, поверхности, которая свойственна многим исследователям религии и публицистам, «извне» наблюдающим за религиозными процессами. Его взгляд всегда внутренне обоснован и убедителен, выводы и заключения опираются нв глубокое знание предмета и своевременности преподносимой им духовной концепции.

закладка |

Писатель, мыслитель, пророк

17 Блаженный Иоанн Береславский является выдающимся исследователем мировой философской мысли, экспертом по явлениям и откровения Богоматери по всему миру. Он — автор обширных исследований выдающихся людей России и мира. На сегодняшний день многотомное сочинение его трудов представляет собой огромную библиотеку, на изучение которой можно затратить целую жизнь.

18 Его книги переводятся на разные языки. Их с одинаковой увлеченностью читают люди разного возраста, рода занятий и круга интересов. Большое значение он придает аутентичности перевода на языки мира священных и духовных текстов, и в собственных исследованиях использует сравнительный анализ древних языков иудаистского цикла (таких как Тора, Талмуд, Мишна, Перке Абот), Библии, апокрифических писаний Старого и Нового Завета, древних документов и манускриптов, писаний святых отцов христисанства, западных и восточных мистиков исихастов. Ему доступна мудрость учителей суфизма и дзен-буддизма. Венцом его духовных изысканий являются труды последних лет, посвященные Теогамии (Богосупружеству), где раскрывается цель прихода в этот мир и высшее предназначение человека как образа и подобия Божьего — вступление в духовный брак с Богом, соединение в одно с Божеством.

19 Народный художник Российской Федерации, действительный член Российской академии художеств Андрей Андреевич Тутунов пишет: «Огромная библиотека книг о. Иоанна является духовным кладезем для современного общества. В своих книгах он являет синтез многолетних мистических откровений Слова Богоматери по всему миру, отражающий многогранный опыт, накопленный веками…».

20 Его творчеством интересуются английские биографы. Как выдающийся мыслитель современности блаженный Иоанн Береславский входит в элиту интеллектуалов мира — так описывает его деятельность Английский каталог «Кто есть кто», отмечая особый вклад блаженного Иоанна в сокровищницу мирового сообщества.

закладка |

Новые формы и стили

21 Блаженный Иоанн создал новую духовную школу Мелхиседекова священства, воспитал сотни талантливейших и свыше одаренных учеников Премудрости. Его ученики становятся яркими мыслителями, богословами и мистиками, продолжая развивать духовную традицию славяно-теогамической духовной школы.

22 В сфере богослужений блаженный Иоанн разработал концепцию совершенно новых подходов к литургии, раскрывая суть богослужения в многообразии форм, делая ее доступной для простых людей, и в то же время раскрывая на новой высоте всю глубину и красоту литургии, воплощаемую в т.ч. в новых одеяниях, хоругвях и иконописи. Важнейшее значение в богослужении имеет мистериозность, в нее входит пластическая молитва как выражение языка сердца в виде пластических движений.

23 В вокально-инструментальной сфере им введен целый ряд новых выразительных элементов с использованием богатства мелоса и фонетики древних и современных европейских языков, а также составлена новая уникальная система церковных ладов-гласов. В творческой художественной мастерской его учениками создаются шедевры живописи и мастерства, разрабатываются новые художественные формы и стили.

24 Он преподнес новую концепцию образования для детей и учителей, основав институт семьи. Основа этой концепции состоит в особом понимании образования как вдохновенного познания глубин общечеловеческих истин через праведность, святость, духовность вне формализма и начетничества, через привитие любви к учебе, к учителю и способность достижения глубокого диалога.

закладка |

Духовный лидер и миротворец

25 Как духовный лидер блаженный Иоанн обладает старческой и пророческой харизмами, как церковный пастырь — наследует свято-отеческую традицию нестяжательного, подвижнического, духоносного православия и светоцентрического христианства, особое место уделяя пути святости через практику святых отцов-подвижников.

26 Примечательно его общение не только с другими ветвями христианства, но и с иными религиями, такими как ислам, буддизм и др. В круг его общения входят шейхи, кардиналы, духовные лидеры, политические деятели. Наряду с открытостью и диалогичностью поражает его способность доступно и ясно преподносить Божественные послания и пророческие тексты, с раскрытием глубоких тайн и мистических высот. Как духовный лидер он объездил пол-мира, провел множество конференций и встреч. На одной из встреч лидер российских мусульман Гейдар Джемаль сказал, что опыт отца Иоанна неоценим и для мусульманского мира.

27 За свою творческую и общественную деятельность блаженный Иоанн удостоен ряда международных наград и почетных званий. Его вклад в дело укрепления мира неоднократно был отмечен Международной ассоциацией «Преподователи за мир во всем мире» при ЮНИСЕФ и ЮНЕСКО. Его стремление сплотить прогрессивную русскую творческую и духовную интеллигенцию вылилось в создание в 1995г. в Санкт-Петербурге «Независимой Ассоциации Российских Религиозных Писателей и Философов».

закладка |

Самобытность и многогранность

28 Наверное, нет такого жанра, в котором не работал бы блаженный Иоанн. Божественные проповеди, экзегеза, исторический очерк, актуальная публицистика, философские дневники, сатира, духовные сказки и притчи, оригинальная мистическая поэзия, сравнимая с русской и мировой духовной классикой (вспоминаются Хуан де ла Крус, «Голубиная книга», Руми, Тагор), исследование и перевод книг Библии, догматическое богословие, афоризм, мистерия… И всюду, даже в самых серьезных и сложных для непосвященного читателя трудах, присутствуют характерные для автора свобода и живость изложения, ясность и какая-то неземная озаренность, передающаяся помимо слов.

29 Темы, к которым обращается автор, также весьма разнообразны. В первую очередь, это образ Бога, каким Его может видеть современный человек, познавший высочайшие взлеты духа и падения в бездны глубочайшего ничтожества, человек, безумеющий если не от дьявольских искушений, то от божественного экстаза. Сквозь призму этого видения Бога (ничего подобного сегодня не найти ни у кого из богословов «традиционной» школы) блаженный Иоанн осмысляет историю Вселенской Церкви, взаимосвязь мировых религий, тайны человеческой души и духовного пути. Это осмысление всегда ново, ярко и глубоко обоснованно.

закладка |

Его книги — живые письмена

30 Книги о.Иоанна, как говорит сам автор, отражают грани некоего превечного «Универсума Премудрости», который объединяет все ткани и пласты бытия. Высочайший уровень духовности, высота творческого озарения и глубина пророческого видения, приносят несомненные плоды деятельности блаженного Иоанна. По словам одного из историков отечественной культуры, «обнаруживающиеся в его трудах печати практической духовности, глубокое преемство образов и взаимосвязей раскрывают в нем восприемника мистического опыта величайших русских святых, непосредственно переданного ему от живых носителей благодати и благословения Соловецких новомучеников».

31 Отдельная тема в творчестве блаженного Иоанна – Соловки. В XVIII веке на острове Анзер монаху Иисусу явилась Пресвятая Богородица и сказала, что на этом месте будет воздвигнута Вторая Голгофа Ее Божественного Сына, и здесь потекут реки крови. Это пророчество исполнилось в годы сталинского террора. Шеститомный цикл духовно-исторических очерков «Соловки – Вторая Голгофа» описывает феномен российской Голгофы ХХ века. Соловецкая Голгофа – не аллегория, не символ и не метафора, утверждает автор, но историческая и духовная реальность, имеющая чрезвычайное значение для будущего России и мира.

32 Среди книг о.Иоанна особую категорию составляют небесные откровения, получаемые им от Бога и Пресвятой Девы Марии, ангелов и святых через духовное «внутреннее слышание». Этот беспрецедентный дар редок в наши дни. Сборники откровений встречают заинтересованный отклик у мистиков, богословов и религиозной интеллигенции России и зарубежных стран. Многими они воспринимаются в штыки, однако содержание и сам феномен этих откровений безусловно важны для современного читателя, интересующегося проблемами духовности.

закладка |

В заключение

33 Для многих сегодня очевидно: отец Иоанн — выдающийся представитель русской религиозной интеллигенции, воплотивший в своей жизни, подвижничестве и творчестве лучшие ее качества: высокую культуру, широчайшую эрудицию, свободу и смелость взглядов, искреннюю боль за судьбы отечества и цивилизации, мудрость и простоту, пророческую силу, позволяющую прозревать грядущий век. В последние годы блаженный Иоанн много путешествует по европейским странам, Северной Америке и восточно-азиатским странам с миротворческой миссией, где он не устает учить об открытых ему Божественной Премудростью духовных истинах и общечеловеческих.

34 Книги блаженного Иоанна теперь доступны и иностранным читателям, у которых вызывает интерес деятельность блаженного Иоанна, которая привела к возникновению в России непревзойденной по своим масштабам русской духовной школы.

70

Немного цифр и фактов

Умер Иван Степанович Котельников в 1849 году, и за свою жизнь совершил много добрых дел. Проститься ним пришло очень много людей. Тело блаженного старца погребено было в том же Николочасовенском храме, в углу левой стороны, согласно с волей почившего.

Впоследствии храм был увеличен в размерах пристройками, и могила юродивого старца оказалась внутри церкви. В 30-е годы, когда храм был разрушен, святые останки блаженного Иоанна были перенесены на Всехсвятское кладбище. В 1988 году к 1000-летию крещения Руси архиерейский Собор Русской Православной Церкви причислил Иоанна Котельникова к лику местночтимых святых. В 1990 году 3 августа Владыка Серапион, митрополит Тульский и Белевский, с духовенством Собора совершили обретение его святых мощей.

Вот, наверное, и все. Да, конечно, немного получилось, но все же, самое основное, без лишних слов, и высоких речей. Мне кажется, что такие вещи по-своему важно знать. Тут даже дело не в вопросах веры, а хотя бы с точки зрения культуры. И как не крути, это часть нашей с вами истории.

Вот теперь точно все, до скорых встреч.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]