Краткая биография святого
О жизни святого старца Иоанна Лествичника известно немного. Он родился в 6 веке. Его жизнеописание входит в «Повествование о Синайских отцах», авторства Анастасия Синаита. Основываясь на древнем литературном источнике, год рождения старца — 579. В некоторых источниках указывают 525 год, но точных подтверждений нет.
Всю жизнь старец прожил на горе Синай. Первое житие преподобного составил инок Даниил из Раифского монастыря, с которым Иоанн дружил при жизни. Безымянный современник и ученик отшельника оставил воспоминания о наставнике. Даниил включил его записки в свое сочинение.
Происхождение
Родина Иоанна Лествичника — Византия или Южная Палестина. По легенде, его родители — святые Ксенофонт и Мария. Они принадлежали к знатному сословию, но отличались душевной добротой и набожностью. В преклонных летах супруги приняли иночество и обрели дар прозорливости.
Если Ксенофонт и Мария — действительно родители Иоанна Лествичника, в житии упоминали бы о его брате Аркадии или о службе в иерусалимском монастыре. Но преподобный всю жизнь провел в пустыне. У него был родной брат, тоже монах и настоятель Синайского монастыря. Но безымянный современник старца называет его Георгием. Поэтому версия о святых родителях не доказана.
По писательскому слогу старца в книге «Лествица» угадывается его образованность. Скорее всего, его предки — не из простолюдинов. Некоторые историки считают, что Иоанн Схоластик и Лествичник — одно лицо. Если верить этому утверждению, монах обладал знаниями по риторике и праву.
Житие
По стопам праведных родителей или по собственному желанию, но в 16 лет юноша ушел жить на гору Синай. Первые 4 года он ходил в послушниках у старца Мартирия, а в 20 лет принял постриг. В день принятия иночества старец Стратигий предвидел, что Иоанн послужит на благо церкви и войдет в историю православия.
19 лет инок был учеником старца Мартирия. После смерти наставника Иоанн совершил поездку в Египет. Месяц он прожил среди монахов одного из Пахомиевых монастырей и побывал в Скитской пустыне. Впоследствии в своем поучительном произведении он изобразил игумена египетской обители как образцового пастыря.
По возвращении монах Иоанн ушел жить в пещеру у подножия горы Синай, перед которой раскинулся пустырь Фола. 40 лет он провел в одиночестве, соблюдал пост и молился. В тот период отшельник составил изречение о покаянных слезах, которое приводит в «Лествице». Покаянная слеза смывает внутренние и внешние нечистоты, как огонь сжигает хворост.
Иоанн Лествичник вел умеренно аскетический образ жизни. Он не изнурял себя голоданием, а ел пищу, разрешенную в пост, сколько ему требовалось. Святой отец не проводил бессонные ночи в молитвах. Он отводил на сон достаточно времени для ясности разума.
Иоанн славился мудростью, и к нему часто приходили люди за советом. У старца был ученик, но имя его неизвестно. Встречались и недоброжелатели. Иоанна упрекали в многословии и тщеславии. Чтобы не искушаться, он целый год хранил обет молчания. Но советы его очень ценили. Поэтому люди, упрекавшие старца, сами попросили его вновь вернуться к наставническим беседам.
В 75 лет Иоанн по приглашению возглавил Синайский монастырь и управлял обителью 4 года. Потом он передал дела родному брату Георгию, снова вернулся к отшельничеству и жил в уединении до своей кончины.
Чудеса преподобного
Старец Иоанн с теплотой и пониманием встречал людей, нуждавшихся в его наставлении. Слава о мудром монахе разошлась среди церковных и простых людей. Отшельник не гордился своими чудесами и искал уединения в пещере.
В начале иночества
Иоанн с учителем Мартирием пришли к преподобному Анастасию Синоиту. Великий подвижник спросил Мартирия, кто постриг его ученика. Тот указал на себя. Анастасий с удивлением указал на новообращенного, как на игумена Синайской горы. Другой старец, Иоанн Савваит, в присутствии своего ученика Стефана омыл ноги юному Иоанну, но не Мартирию. Стефан спросил об этом Савваита, и тот ответил, что омыл ноги Синайскому игумену, а не отроку.
В отшельничестве
Чудесный случай произошел с его учеником. По просьбе отца Иоанна инок трудился в саду в знойный день. В полдень он устал и прилег отдохнуть. Старец же сидел в своей келье. Вдруг отцу Иоанну явился дух почтенного старца-подвижника и сказал, что его ученику грозит опасность. Иоанн стал молиться об ученике.
Когда вечером инок вернулся, наставник спросил его, хорошо ли прошел его день. Тот ответил, что в полдень он отдыхал от работы и увидел сон. Иоанн звал ученика во сне. Инок проснулся и хотел бежать на помощь учителю. Но когда он немного отбежал от места отдыха, туда упал камень со скалы.
Иоанн помог брату Исаакию избавиться от беса. Исаакий пришел к мудрецу и рассказал о тяжкой борьбе с нечистым. Иоанн призвал несчастного к молитве. Не успели они закончить моление, как бес покинул Исаакия и бросился бежать от братьев, будто подгоняемый невидимым хлыстом. Спасенный монах возблагодарил Бога и прославившего Его Иоанна.
В старости
Чудесное явление случилось, когда отец Иоанн стал игуменом монастыря Святой Екатерины на Синае. Братья очень настаивали, чтобы мудрый отшельник возглавил их обитель, и тот согласился, хоть и был уже стар. Его называли новым Моисеем.
В день посвящения в должность среди шестисот гостей в монастыре заметили паломника в грубой тоге, коротко стриженного. После торжества он исчез. Никто из братьев не знал его. Только прп. Иоанн проявил чудо прозорливости и понял, что это господин Моисей пришел послужить им в святом месте.
В засуху к настоятелю пришли местные жители и попросили его помочь молитвой о дожде. После молитвы преподобного на землю пролилась влага.
Самое главное чудо Иоанна Лествичника — смирение, сила воли и наблюдательность, благодаря которым он сам смог подняться по лестнице благочестия и помочь другим.
Смерть
Точная дата кончины святого Иоанна Лествичника неизвестна. Предположительно называют 649 год. Накануне кончины преподобный дал последние наставления монахам. В последние минуты с ним пребывал отец Георгий. Родной брат печалился от того, что остается один стеречь монастырскую паству. Он надеялся покинуть земную юдоль первым, и чтобы Иоанн отпускал его. Но преподобный успокоил Георгия, обещал молиться о нем пред Богом и предрек кончину менее, чем через год. Его предсказание сбылось — брат почил через 10 месяцев.
Творческое наследие
Главный труд, написанный старцем Иоанном — «Лествица». Книга известна также под названиями «Скрижали духовные», «Лествица райская». Она написана в 6 веке и отражает уклад монашеской жизни того времени.
В произведении автор описывает 30 ступеней духовного развития, соответствующие годам Христа. Человек, преодолевший все ступени духовной лестницы, спасет душу и войдет в Царство Божие. После восхождения на последнюю ступень человек по чистоте души сравняется с Иисусом. Но главным условием для обретения душевного совершенства старец называл отречение от мирской жизни.
Преподобный написал сочинение для наставления монахов по просьбе Раифского игумена. Тот слышал о подвигах, мудрости и силе духа старца Иоанна и хотел, чтобы другие монахи учились благочестию и смирению. Но «Лествица» — полезное чтение не только для священнослужителей. Миряне тоже найдут в книге полезные наставления. Главное поучение автора в том, что ради спасения нужно самоотверженно трудиться, избавляться от пороков и страстей и стремиться к образу Божьему. Структура книги похожа на лестницу Иакова, описанную в Библии.
Святой Иоанн приводит примеры ревностного стремления к благочестию. В основе книги лежат его собственные духовные изыскания и наблюдения. Преподобный учит, как прийти к истине, любви и душевной чистоте, основываясь на собственном опыте. Менее известен второй писательский труд отца Иоанна Лествичника — книга «К пастырю». В сочинении преподобный обращается к духовным наставникам и сообщает об их обязанностях.
Труды преподобного Иоанна Лествичника
Содержание и значение «Лествицы»
Книга «Лествица» подходит для монахов и мирян. Святые отцы Сергий Радонежский и Иосиф Волоколамский называли этот труд лучшим пособием в деле спасения собственной души.
Труд содержит 30 глав. Краткое содержание:
- 1–4 глава: описание борьбы с мирской суетой;
- 5–7 глава: указание скорбей во время духовной борьбы;
- 8–17 глава: путь борьбы со страстями;
- 18–26 глава: отмечаются преграды, возникающие перед любым монахом на пути аскеты;
- 27–29 глава: описание душевного мира;
- 30 глава: утверждает 3 главные добродетели: веру, надежду и любовь.
Напутствуя монашествующих, преподобный отмечал 3 причины, по которым можно принимать монашеский постриг:
- любовь к Господу;
- осознание собственной греховности;
- желание спасения и унаследования вечной жизни.
Если прийти в обитель по тщеславию, то этот путь приведет к геенне огненной. Прежде чем приступать к отшельничеству или безмолвию, нужно пожить жизнью монаха в обители.
Этот труд считают некой лестницей, по которой человек постепенно восходит к Горнему Иерусалиму, отсекая страсти, непрерывно находясь в трудах и борьбе за свою бессмертную душу. Цель «Лествицы» – указать людям, что для достижения вечной жизни нужно прилагать усилия, проявлять самоотверженность, приступать к подвигам.
Книга «Лествица» подходит для монахов и мирян
Подвижнические уроки
До наших дней сохранились наставления в подвижничестве преподобного Иоанна. В частности, они помещены во II томе книги «Добротолюбие». Это ценный руководитель желающим спасения, позволяющий держаться спасительного пути, не уклоняясь в тщеславие и иные опасные для души страсти. Каждый монах и мирянин должен открывать своему духовному отцу, что он читает и какое действие на него оказывает прочитанное. Самочинное чтение поучений и попытки самостоятельного спасения без духовного руководства опасны.
Иконография
Иоанна Лествичника изображали двумя способами:
- портретной иконой;
- на иллюстрациях по сюжету «Лествицы».
На портретах видны индивидуальные черты лица старца:
- аскетическая угловатость;
- морщины на лбу;
- длинная широкая борода;
- залысины.
Одеяние святого отца:
- хитон;
- мантия;
- схима с куколем;
- аналав.
Его изображают с книгой, свитком или крестом в руках.
Иконы Иоанна Лествичника писали с 10 века. Портреты старца встречаются на фресках и страницах рукописей. На стенах греческих монастырей сохранились мозаики, на которых святой отец соседствует с преподобным Макарием Египетским. Образ Иоанна Лествичника включен в соборные иконы «Святых отцов Синая», «Святые Иоанн Лествичник, Георгий и Власий Севастийский». Изображения благочестивого монаха находятся в церквях Сербии, на Афоне, в Македонии.
Преподобного можно найти в системах росписи и на фресках в русских церквях: в Великом Новгороде, Пскове, Москве, Ростове, Переславле-Залесском.
В рукописях «Лествицы» автора изображали у подножия или наверху лестницы. Перед текстом помещали иллюстрацию со старцем, пишущим за столом книгу. Иногда его изображали проповедующим перед толпой братьев-монахов. В Синайском монастыре хранилась рукопись с иллюстрацией, изображающей Иоанна Лествичника и Иисуса Христа. На миниатюре преподобный вручает свою книгу Спасителю. Икона святого на вершине лестницы написана в Византии в 12 веке. На иконографическом изображении рядом с преподобным находится Христос в облачном сегменте и дарует ему благословение.
Акафист преподобному Иоанну Лествичнику
Тропарь
Слез твоих теченьми пустыни безплодное возделал еси, и иже из глубины воздыханьми во сто трудов уплодоносил еси, и был еси светильник вселенней, сияя чудесы, Иоанне отче наш, моли Христа Бога, спастися душам нашим.
Кондак
Плоды присноцветущия, от твоея книги принося учения премудре, услаждаеши сердца, сим с трезвением внемлющих блаженне: лествица бо есть души возводящая от земли к небесней и пребывающей славе, верою чтущих тя.
Преподобный Иоанн Лествичник личным примером, непрестанными трудами, смирением и кротостью явил людям путь, ведущий в жизнь вечную. Кроме укрепляющего верующих жизнеописания подвижника сохранились его труды, признанными святыми отцами ценными в деле спасения. Основная мысль наставления святого в необходимости прилагать усилия и работать над собой, борясь со страстями и пороками, что повторяет слово Спаси.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Гимнография
В 9-11 веках память святого отца отмечали 30 марта без праздничной службы. Со второй половины 11 века святому читали канон, стихиры и седален. В Византии был написан канон преподобному с акростихом по сюжету «Лествицы».
По раннему Иерусалимскому уставу, в памятные дни преподобного также обходились без праздничных гимнов. В 16 веке полагалось читать отпустительный тропарь и кондак. В старинных русских типиконах предписывалось читать отпустительные гимны в день памяти и последование на Великий пост. Сербский Романов Типик приводит праздничное последование.
В современных службах преподобному читают отпустительный тропарь, кондак 1 и 4 гласа, ирмосы, каноны. Канон «Добре отвратившесь дольнего мира» состоит из 30 кондаков, включает ирмосы и богородичены, значение которых перекликается с главами «Лествицы». Неседальную песнь или акафист, а также молитву, преподобному не составили.
Почитание в православии
Священнослужители почитают святого Иоанна Лествичника за его вклад в благоустройство монашеского уклада жизни.
«Лествицу» преподобного Иоанна читали во время трапез в монастырях. Ее предписывалось читать на Великий пост пять дней в неделю. Сохранились переводы книги на древние христианские языки: грузинский, армянский, сирийский, славянский и латынь.
В честь преподобного получил имя старший сын Ивана Грозного. После рождения царевича Иоанна написали мерную икону покровителя. Сыновья царя Иоанна IV увековечили память о святом отце в построенных и освященных в его честь церквях Московского Кремля и Белозерского Кириллового монастыря.
Приметы и поговорки
- Если на Ивана Лествичника зацвел одуванчик, значит, лето быстро закончится.
- На березе уже есть листва, а на ольхе еще нет – нужно готовиться к засушливому лету.
- Зацвела черешня – настал срок сеять кукурузу и свеклу.
- Если лошадь пьет много воды – скоро пойдет дождь, а если почти не прикасается, то ближайшие дни будут ясными.
- Если птичьи гнезда больше расположены на южной стороне, то лето будет холодным.
- Дикие гуси летят высоко, значит, весна и лето будут дождливыми.
- Пчелы после зимы начинают вылетать из улья, значит, в ближайшие дни будет хорошая погода.
- Родившимся 12 апреля следует носить амазонит.
О чем просят перед образом
Иоанн Лествичник — наставник по совершенствованию духа. Практические ответы на просьбы об укреплении духа, помощи в борьбе с пороками, которые могут быть ему адресованы, найдутся в его «Лествице». Он помогает своим сочинением преодолеть страсти, очистить душу от грехов слезами и покаянием, обрести покой и смирение. В страхе, скорби или унынии христиане могут обращаться к «Лествице».
Перед иконой славят святого в день памяти и просят об укреплении в вере. Специальной молитвы преподобному не составили. Его подвиг состоит в духовном труде. Поэтому обращаются к старцу своими словами, предварительно прочитав хвалебный гимн.
Традиции и обряды
Главные традиции 12 апреля — выпечка небольших хлебцов в виде лесенки; закрывают домашних животных и не выходят во двор, чтобы домовой не причинил вред.
— На Ивана Лествичника выпекали обрядовое печенье (хлебцы) — лесенки. Из теста катали две «колбаски», клали их параллельно друг другу, а сверху вместо ступеней укладывали пирожки. Количество ступенек в ней должно было равняться членам семьи. Каждый должен был съесть этого печенья – тогда здоровья хватит на целый год. Также по обычаю, это печенье приносили в церковь, где окропляли святой водой.
— Знахари 12 апреля заговаривали артистов на призвание и славу. Молодой паре не стоило в этот день наведываться в дом родителей — ссоры было не избежать. Если же встречу отложить не удавалось — нужно было запланировать ее на вечер.
— По поверью, в этот день безобразничает домовой. Злясь на всех, он изводит хозяев, крушит все в доме, бьет-гоняет лошадей, портит коров — отохочивает от еды, дразнит собак, раскидывает по двору утварь — сани и телеги, бросается хозяевам под ноги, чтобы те спотыкались. Бесится домовой с раннего утра и до полуночи, а то и до следующего утра пока не запоют петухи.
— Объясняют это тем, что он меняет старую шкуру, или у него свадьба с ведьмой. В общем домовой – хороший хозяин. В остальное время он помогает по хозяйству, предупреждает о беде или скорой смерти. Но характер у него своенравный. 12 апреля лучше не показываться ему на глаза. Можно попытаться его задобрить, но полностью домовой не успокоится до следующего утра. Чтобы избежать неприятностей, принято закрывать домашнюю живность и самим не выходить во двор, не подходя даже к окнам.